сост. свящ. Иоанн Кузнецов

Источник

Лобное Место

Близ Покровского собора – на южной стороне Красной Площади, против Спасских ворот возвышается круглый каменный помост, сложенный из дикого камня, выстланный вверху лещадью из белого камня; верхняя площадка этого помоста ограждена вместо перил невысокою (в 11/2 арш. вышины) белого камня стенкою: на средине помоста каменный амвон, круглый с тремя ступеньками. Это так называемое Лобное Место. С какого времени существует оно, с точностью сказать нельзя. В первый раз он упоминается в 1549 г., когда Иоанн Васильевич Грозный с него говорил к народу, но, несомненно, он построено было раньше. Предание относить это построение к 1521 г. и говорит, что в этом году, во время татарского нашествия, некая монахиня в бывшем ей видении созерцала, как здесь преп. Сергий и Варлаам и святители Московские Петр и Алексий, умоляли Господа отвратить Свой праведный гнев от Москвы и защитить ее от татар. На месте сего события в память его и устроено Лобное Место. В старину оно имело несколько названий: называлось оно Царевым Местом (так как с него иногда цари говорили к народу, и здесь показывали ему своего наследника, когда этому последнему исполнялось 16 лет), Налобным, Лобным, Краниевым Местом, Голгофою, а) по местоположению: взлобью горы, идущей от Москвы реки; б) в соответствие Иерусалимскому Лобному, Краниеву Месту, Голгофе; как там Голгофа – Лобное Место – находилось недалеко от города, против его ворот, так и это место в Москве находилось вблизи города в строгом смысле этого слова – Кремля – против Иерусалимских его (так тогда называвшихся Спасских) ворот и недалеко от Иерусалимской церкви (тогдашнее название Покровского собора). – Теперь осталось за этим местом одно название – Лобного. Вид его и в древности был почти такой, только в начале оно было сложено из кирпича, в 1599 году, впрочем, кирпич заменен был белым камнем, и место окружено было железною решеткою. Некогда был над Лобным Местом и навес на столбах, впеследствии уничтоженный21. (В текущем столетии Московское купечество также предлагало проект: сделать над Лобным Местом купол и поставить там огромный резной крест с изображением страстей Христовых и самого Иерусалима – ныне находящийся в Московском Сретенском монастыре, – но этот проект был отклонен. (Ист. списание Москвы Гастева. М. 1841, ч. I.). В 1786 году Лобное Место было возобновлено по прежнему плану, из дикого тесаного камня и с тех пор при ремонтировке вид его не изменялся. С Лобным Местом связано не мало воспоминаний: здесь в 1549 и 1570 г.г. царь Иоанн Васильевич говорил к народу, обещая быть его судьёй и защитником: в 1605 году чернь здесь провозгласила Лжедимитрия Государем Московским и через несколько времени сюда же притащила и на стол положила его труп с маскою, волынкою и дуддкою. Здесь наречен был царем Михаил Феодорович Романов; отсюда патриархи в день своего вступления на паству преподавали народу благословление; здесь на некоторое время останавливалось торжественное шествие патриарха на осле в неделю Baии (подробности об этом см. стр. 17); здесь в 1682 году раскольники под предводительством Никиты Пустосвята, торжественно читали народу защищение своих верований и бранили патриарха Никона, его «новшества» и приемлющих их. С Лобного Места обявлялись указы и смертные приговоры преступникам. Эти приговоры тут же на Красной площади, близ Лобного Места (но не на самом Лобном Месте) и приводились в исполнение: тут стояли виселицы и столбы; жгли в срубах, сажали на кол, четвертовали, зарывали живыми в землю жен, уличенных в мужеубийстве. В 1727 году Император Петр II велел снять эти столбы и виселицы и с тех пор близ Лобного Места казни больше не производились. Ныне Лобное Место утратило свое политическое назначение, данное ему прежним бытом Москвы, но сохранило религиозное, как место священное. Теперь у Лобного Места останавливаются крестные ходы по выходе из Спасских ворот: участвующий в ходу архиерей с частью духовенства восходит на него, против архиерея помещаются древние хоругви и несомые в ходу святыни, за тем поётся (начатый при выходе из Успенского собора) молебен, по окончании евангелия после эктении архиерей восходит на здешний амвон и осеняет отсюда св. крестом народ на все 4 стороны, затем сходит с Лобного Места и крестный ход обычным порядком продолжает шествие к назначенному месту.

Священник Иоанн Кузнецов

Вид собора Василия Блаженного в настоящее время

(с северной стороны).

Vue de la basilique de St. Basile le Bienheureux dans son état actuel, 1900. (Cȏté nord)

Вид собора, Лобного Места и Красной площади в 1787 г. (С картины масляными красками

из собрания гр. Шереметева. Кусково).

Vue de la basilique, du «lieu de supplice» (lobnoe mesto) et de la «belle place» (Krasnaia ploschad) en 1787.

(D’après une peinture à l’huile, tirée de la collection du comte Cherémétiew, à Kouskovo).

Вид собора и Лобного Места в 1805 г. (С гравюры из собрания П. А. Ефремова. Москва).

Vue de la basilique et du «lieu de supplice», en 1805. (D’après une gravure tirée de la collection

de M-r P. A. Efrémow, à Moscou)

Вид собора и Лобного Места в 182536 г.г. (С гравюры из собрания А. П. Бахрушина. Москва).

Vue de la basilique et du «lieu de supplice», de 1825 à 1836. (D’après une gravure tirée de la collection

de M-г A. P. Bachrouchine, à Moscou)

Вид собора в 1840–45 гг. (С картины масляными красками из собрания

Д. Г. Бурылина. г. Иваново-Вознесенск. Владим. губ.).

Vue de la basilique, de 1840 à 1845. (D'après une peinture à l’huile, tirée de la collection

de M-r D. G. Bouriline, à Ivanovo-Voznessiensky, gouv. de Vladimir)

Вид собора и Лобного Места в 1672 г. Из «Книги об избрании на царство Михаила Феодоровича.

Vue de la basilique et du «lieu de supplice» en 1672 (Tirte de l'ouvrage

«Election au trȏne du tsar Michel Théodorovitch»)

Вид собора (с восточной стороны) в 1662 гпо рисунку Авг. Майерберга, бывшего тогда послом в Москве от Римского Императора (?) Леопольда.

Vue de la basilique (cȏté Est) en l662. (D’après un dessin d’Aug. Meyersberg,

de cette époque ambassadeur de Rome à Moscou)

«Шествие на осле» в 1636 г, – по рисунку Олеария, советника Голштинского посольства, бывшего тогда в Москве.

«Procession, à âne» en 1636 (D'après un dessin d’Oléarie, Conseiller de l’ambassade

du Holstein, alors à Moscou)

Вид собора и Лобного Места при ц. Борисе (Фёдоровиче). Из «Geographia Blaviana» Amsterod. 1662 г.

Vue de la basilique et du «lieu de supplice» sous le tsar Boris Godounow

(Tirée de «Geographia Blaviana», Amsterdam 1662)

Иконостас и сень над надгробием Св. Василия Блаженного в Васильевском храме.

Iconostase et auvent au dessus de la sépulture de St. Basile le bienheureux dans l’église-annexe de се nom

Малый иконостас с тремя древними иконами (в середине: Покрова Божией Матери, вправо от неё – Св. Троицы, влево – Св. Василия Блаженного) – в Васильевском храме.

Petit iconostase, avec trois icons antiques. Au milieu: I`Intercession de la Sainte-Vierge, à sa droite: la S-te Trinité et à sa gauche: St. Basile le Bienheureux Dans l`église St. Basile

Св. Иоанн Блаженный, Христа ради Юродивый.

St. Jean le Bienheureux, insensé pour l’amour du Christ

Вериги Св. Иоанна Блаженного. (Висят на стене у надгробия его).

Chaines de St. Jean le Bienheureux, (accrochées à la muraille, près de sa sépulture)

План верхнего этажа

Покровского собора.

План верхнего этажа собора.

Plan de l’étage supérieur de la basilique

Входная лестница и площадка в южной части верхнего собора.

Escalier et palier dans la partie miridionale de la basilique supérieure

Входная лестница в северо-западной части верхнего собора.

Escalier dans la partie Nord-Ouest de la basilique supérieure

Покров на надгробие Св. Василия Блаженного – вклад

царя Фёдора Иванновича и супруги его и. Ирины в 1589 г.

Couverture sur la tombe de St. Basile le Bienheureux. Don du tsar

Théodore Johanovitch et de la tsarine Jrène en 1589

Серебряный, вызолоченный и обни­занный жемчугом напрестольный крест с св. мощами. Вклад ц. Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета в 1626 году.

Croix d`autel en argent doré, entourée d`un chapelet de perles-fines et contenant des saintes reliques. Don du tsar Michel Thèodorovitch et de son père le patriar che Philareth en 1626.

Лицевая (а) и оборотная (б) сторона серебряного вызолоченного напрестольного креста. Вклад 1694 г.

Croix d’autel en argent doré (a, face, b, revers) Don datant de 1694.

Серебряный, вызолоченный и обнизанный жемчугом напрестольный крест с св. мотами. Вкладъ ц. Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета в 1623 году.

Croix d'autel en argent doré, entourée d un chapelet de perles-fines et contenant des saintes reliques. Don du tsar -Michel Théodorovitch St de son père le patriar- che Philareth en 1623.

Серебрянные, вызолоченные: потир, дискос Бархатные, шитые серебром, покровы – два малые и большой (воздух) для покрытия и блюдце для просфор. Св. Даров.

Calice, patène et soucoupe pour le pain sacré, Couvertures en velours brodées d’argent; l’une pour couvrir la patène, l’autre pour le Saint Sacremen en agrent doré

Серебряный, вызолоченный оклад напрестольного Евангелия

Reliure d’évangile d’autei, en argent doré

Площадка перед ризницей и дверь в ризницу в северо-восточной части верхнего собора.

Palier et porte de lа sacristie, du cȏté Nord-Est de la basilique supirieure

Входная лестница и площадка перед Никольским приделом в юго-западной части верхнего собора.

Escalier et palier devant l’église-annexe de St. Nicolas, dans la partie Sud-Ouest de la basilique supérieure

Площадка перед Входо-Иерусалимским приделом в верхнем соборе.

Palier devant l’entrée de l'église-annexe de l'Entrée de N. S. J-C. à Jérusalem,

dans la basilique supérieure

Икона Знамения Божией Матери на восточной наружной стене нижнего собора.

Image de l’apparition de la Sainte-Vierge; cȏté Est extérieur de la basilique inférieure

Св. Василий Блаженный, Христа ради Юродивый. (Снимок со старинной иконы на правом клиросе Васильевского храма).

St. Basile le Bienheureux, insensé pour l’amour du Christ. (Facsimilé d’une ancienne image, dans le choeur à droite de l’église St. Basile)

Иконостас Покровского храма в верхнем соборе.

Iconostase de l'église de l’Intercession, dans la basilique supérieure

Купол Покровского храма верхнего собора.

Intérieur de la coupole de l’église de l’Intercession, dans la basilique supérieure

Северные входные двери Покровского храма.

Porte septentrionale dans l’église de l’Intercession

Западные входные двери Покровского храма (в верхнем соборе).

Porte occidentale dans l’église de l’Intercession

Южные входные двери Покровского храма (в верхнем соборе).

Porte méridionale dans l’église de l’Intercession

* * *

21

Под навесом Лобное Место изображенона местное иконе бл. Василия в Васильевском (нижнем) храме собора. В прошлом столетии оно было обставлено мелочными лавочками и к нему примыкало кружало (питейное заведение), тогда называвшееся под пушкою. (Такое назваше дано было, может быть, потому, что здесь прежде, в XVII в., по описанию Олеария, лежали огромныя пушки, обращенныя против Ильинской улицы, которой обыкновенно татары делали свои нападения).


Источник: Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве : Святые Василий и Иоанн, Христа ради юродивые. - Лобное место / Сост. свящ. И.И. Кузнецов. – Изд. худож. фотот. К.А. Фишер. - Москва : Типо-лит. Н.И. Гросман и К°, 1900. - 35 с., 30 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle