сост. свящ. Иоанн Кузнецов

Источник

Святый блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец

Блаженный Иоанн, – уроженец страны Вологодской; родители его неизвестны. Подобно блаженному Василию, святый Иоанн в юности оставил дом родительский, чтобы служить Богу. Желая изнурить свою плоть, он бесплатно исполнял труднейшия работы на соляных варницах. Не смотря на все утомление от этих работ, блаженный спал весьма мало, при том на голых камнях, и изнурял себя постом.

К этому св. Иоанн присоединил еще большее лишение – почти совсем отказался от употребления одежды, едва-едва прикрывая свое тело рубищем, даже в самые сильные морозы. Свободное от работ время он посвящал молитве: строгим постом, смирением, молитвою и подвижническою жизнию блаж. Иоанн снискал благодать Божию и удостоился получить от Бога дар прозорливости. Через несколько времени блаж. Иоанн тайно ушел из Вологды в Ростов (Яросл. губ.), где и водворился при местном Успенском соборе. Здесь он принял на себя еще подвиг юродства о Христе, подобно Василию Блаженному. Вместе с этим, стараясь обуздать свою плоть, довести ее до совершенного изнеможения, блаженный Иоанн возложил на тело свое тяжелые вериги с крестами, на персты медные и жевезные кольца, на кисти рук железные кольца и все это носил тайно под власяницей; на главе имел большой тяжелый колпак20, в руках большие деревянные четки и тяжелый железный костыль. (Вериги он надел в Ростове по совету жившего там своего друга – затворника Иринарха, который предсказал блаженному, что он будет славен). Прожив несколько времени в Ростове, блаж. Иоанн решился уйти отсюда в Москву. Здесь он ходил в самые жестокие морозы босой и почти нагой с распущенными волосами, посыпанными пеплом и залитыми смолой. Заботясь о спасении своих ближних, он обличал их пороки, предсказывал грядущие бедствия и призывал тем к покаянию. Блаженный не боялся никому говорить горькую правду. Между тем он беспощадно обличал Бориса Годунова и, встречаясь с ним, говаривал: «умная голова, разбирай Божьи дела: Бог долго ждет, да больно бьет». Так жил и подвизался св. Иоанн в Москве, подражая блаж. Василию. Желая и по смерти покоиться близ сего блаженного, св. Иоанн, получив от Бога откровение о близкой своей кончине, пришел в Покровский собор и стал просить у протоиерея Димитрия места, «где бы ему положиться». Блаженному дали свободу выбрать себе место недалеко от могилы св. блаж. Василия, близ только что построенного тогда храма во имя этого святого. Затем св. Иоанн пошел через «Живой» (ныне Москворецкий) мост в баню. На пути он встретил хромого, именем Григория; хромой поклонился ему, блаженный спросил, давно ли и от чего он хромает. Хромой отвечал, что два года тому назад он свихнул ногу и с тех пор ею не владеет. Блаженный как бы нечаянно, наступил хромому на больную ногу так, что она хрустнула и сказал: «человек Божий, не скрывай исцеления, которое тебе дал Господь Бог через меня. Расскажи обо всем протоиерею и служащим при церкви Покрова Богоматери и св. блаж. Василия». Хромой тотчас же исцелился, а св. Иоанн пошел в баню. Там в первый раз он снял с себя вериги и все носимые им на теле тяжести, трижды облил себя из водоноса водой и, приготовив, таким образом, себя к погребению, лег на скамью, под голову подложил свои вериги и прочия снятые с себя вещи, и сказал присутствующим: «простите меня, братие; когда умру, отнесите меня к церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаж. Василия, чтобы протоиерей с братией похоронили мое тело». После этих слов блаженный мирно почил. Это было 3 го июля 1589 г. в третьем часу пополудни. Воля блаженного была исполнена: тело его было перенесено в Покровский собор соборянами, здесь множество народа приходило поклониться его св. мощам и многие исцелялись от болезней. Погребение мощей совершалось весьма торжественно. Присутствовал сам царь Феодор Иоаннович, отпевание, по воле царя, совершал митрополит казанский, рязанский епископ и множество духовенства. Погребение блаженного сопровождалось редким таинственным несчастием: поднялась страшная буря с громом и молнией; молнией опалены были св. иконы в храме. Много было убито и из народа: кого оглушило, кого опалило грозой, у кого оторвало руки, ноги «Единый Бог ведает тайну сей небесной кары», говорит летопись по поводу этой бури. – В 1672 году 17 иоля мощи блаженного были обретены нетленными и с тех пор почивають под спудом. Над могилой блаженного впоследствии была устроена церковь (освященная во имя Положения Ризы Богородицы, а после переименованная во имя Рождества Богородицы). Мощи почивают внутри церкви около южной её стены, над ними устроено металлическое надгробие под деревянною золоченою сенью. Здесь же лежат прикованными к стене у окна вериги и кольца блаженного (весу в них около двух пудов) (см. рис. 26). При входе в этот храм, направо на стене у входной арки висит за стеклом писанное полууставом житие блаженного, здесь же записаны некоторые из чудес, бывших при его гробе.

* * *

20

Почему ему дано было прозвище Иоанна «Большого Колпака». Назы­вали его также «Водоносцем», так как в числе других подвигов он обременял себя бесплатным ношением воды для других.


Источник: Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве : Святые Василий и Иоанн, Христа ради юродивые. - Лобное место / Сост. свящ. И.И. Кузнецов. – Изд. худож. фотот. К.А. Фишер. - Москва : Типо-лит. Н.И. Гросман и К°, 1900. - 35 с., 30 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle