сост. свящ. Иоанн Кузнецов

Источник

Б. Нижний собор

Здесь помещаются два храма соединенные в один общий.

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 13/4 х 51/4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем»15; опоясание написано после16. Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

Этот храм особенно усердно посещается богомольцами, притекающими с молитвою к св. угоднику Божию бл. Василию. Такое усердное посещение ведет свое начало от самого основания храма. Здесь у гроба блаженного в 1588 г. Борис Годунов искал исцеления своему сыну, которого зимою сам принес сюда (История России Карамзина X, 283). Про этот, конечно, храм писал принц Датский в 1602 году, что «в одном из нижних приделов собора днем и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться», Императрица Елизавета, особенно чтившая св. бл. Василия тоже часто посещала его храм. Служба в храме совершается круглый год, за исключешем летних воскресных и праздничных дней, когда служба переносится в верхний собор. Коридор в западной части храма открыт и отделан в 1896 году. Тогда же устроен и новый вход в нижний собор снаружи – в левой стороне нижнего этажа Андриановского придела. В настоящее время внутренность храма расписывается по древним образцам. В западной стене этого храма внутри идет лестница – тайник в верхний Покровский храм и выходит там, на левый клирос17 (См. на плане лит. В.).

II. Богородице- Рождественский придел. (Празд. 8 Сентября). В 1812 году был опустошен французами. Освящен был 1 октября 1813 года. Последний раз возобновлен в 1897 году. На южной стороне его под резною деревянною сенью надгробие над мощами св. Иоанна Блаженого; (житие его см. ниже) здесь же в углу у окна висят вериги блаженного (см. рис. 26), весом около двух пудов Празднество в честь Блаженного 3 июля. –

На наружных сторонах собора имеется два чтимых изображения: 1., на восточной стороне нижнего собора весьма чтимая икона Знамения Божией Матери; кругом изображения Богоматери в клеймах (кругах) изображения: св. Иоанна Предтечи, св. ап. Петра, святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, свв. благоверных: князей Бориса и Глеба и царевича Димитрия; преподобных: Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского, Варлаама Хутынского и свв. Василия и Иоанна Блаженных. Икона, по преданию, писана во второй половине прошлого столетия водяными красками (см. рис. 27). (Копия этой иконы не вполне точная, клейм меньше, на северной стороне стены нижнего собора снаружи над входом). 2., На южной стене колокольни находится также чтимая икона больших размеров (позднейшего письма) в металлической ризе в киоте за стеклом: свв. Василия и Иоанна Блаженных (в нижней части поля) и Покрова Пресвятой Богородицы (в верхней части).

* * *

3

«Барма́»областное слово, до сих пор существующее, например в некоторых местностях Владимирской губерни и прилагается к человеку, бормочущему, говорящему торопливо и неясно, говор такого человека не речь, а «бормота́» и сам этот человек «бормота́«, сокращено «бормота́», барма́. »Постник"проводящий в посте, может быть это было прзвищем, за его строгую постническую жизнь, а может быть(что, как-будто, вероятнее) это быо его имя, если его патроном был св. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский (память 2 сентября). У нас в то время не редко именовались, не собственными именамисвоих святых патронов, а их прозваниями. Были даже в ходу такие имена, как например «Верига», что собственно означало Петра, называли же не Петром, а Веригою в том случае, если тезоименитство носившего это имя было 16 Января, когда Црковью празднуется «Поклонение честных вериг (оков) ап. Петра».Приводимое нами летописное летописное сказание окончательно опровергает существующую легенду о строителе собора: по этой легенде собор строил какой-то иностранный зодчий; по окончании постройки, арь, восхщённый этой красотой, юудто бы призвал зодчего и спросил: может ли он выстроить храм лучшего этого? Тот отвечал, что может. Тогда царь приказал ослепить его, как бы он при случае не создал такого храма, который бы затмил Покровский собор.Эта легенда с лёгкой руки некоторых иностранных писателей о России (напр. Бернгархдта Таннера, бывшего в Москве в 1678 г., и др.) перешла во все «Путеводители по Москве» и «Описания» она и до сих пор многими повторяется. Мы ещё раньшев 1895 годудоказывали недостоверность этого рассказа в виду молчания об этом наших летописей; говорили, что Таннер и др. перенесли на наш собор легенду строителей собора св. Марка в Венеции, об участии которого подобное же рассказывается.Теперь, после ясного указания нашей летописи, легенду о несчастном иноземцестроителе собора нужно окончательно сдать в архив.

1

Так что мы здесь можем только делать более или менее вероятные предположения на основании тех неясных данных, которые сообщает наша летопись. Судя по тому, что царь первоначально («как видно будет из дальнейшего) приказал поставить восемь церквей, можно, кажется, думать, что и достопамятных событий было восемь, а по наименованиям поставлен­ных церквей, пожалуй, можно указать некоторые из этих событий. (Об этом см. ниже)

15

Таким «нагоходцем» изображается блаженный на всех древних иконах его, в том числе, и на иконе, находящейся в церкви св. Никиты ученика, что на Басманной (в Москве).

16

В алтаре над дверью в молитвенницу, есть ещё чтимая икона блаженного, небольшая; её соборяне (вместе с иконо. Покрова)выносят на встречу крестным ходом и с нею сопровождают некоторые из этих ходов.

17

Около свечного ящика на вделаннной в стену медной доске вырезана надпись о времени построения Покровского собора и о возобновлении его при имп. Екатерине II. Первая часть этой надписи взята с надписи, шедшей кругом всего собора, по верхнему карнизу, и уничтоженной в конце прошлого века. (См. о сем выше)


Источник: Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве : Святые Василий и Иоанн, Христа ради юродивые. - Лобное место / Сост. свящ. И.И. Кузнецов. – Изд. худож. фотот. К.А. Фишер. - Москва : Типо-лит. Н.И. Гросман и К°, 1900. - 35 с., 30 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle