сост. свящ. Иоанн Кузнецов

Источник

А. Верхний собор

I. Главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1 Окт.), сравительно самый поместительный из всех верхних храмов собора. (Размеры храма внутри: ширина 13 арш., длина 10 1/2, высота внутри 65 арш10. Замечателен иконостас, перенесенный сюда в 1770 г. из упраздненного в 1767 году Кремлевского Тайнинского Черниговского собора11; в 1784 году иконостас был возобновлен по прежнему рисунку и убран разноцветный слюдой (после замененной фольгой), а по ней вызолоченными оловянными фигурами (см. рис. 29). Тогда же возобновлены в нем и иконы. Интересна стенопись, возобновлявшаяся неоднократно (последний раз вместе с иконостасом в 1885–86 г.г.). Стены карнизами разделены на 3 яруса. В первом ярусе в нишах изображения: св. благоверного царя Константина (первого христианского императора); св. кн. Владимира (первого русского князя христианина) и святых: муч. Иоанна Воина; великом. Георгия; великом. Димитрия Селунского; муч. Феодора Стратилата. (Имена этих святых носили: брат создателя собора царя Иоанна Васильевича Юрий и дети царя: Димитрий, Иоанн и Феодор). Над нишами во втором ярусе изображешя: московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; св. Павла патриарха Константинопольского; свят. Иоанна Милостивого и Иакова Низибийского. В 3-м ярусе изображения ветхозаветн. пророков: Ильи, Давида, Ионы, Захарии, Елисея, Соломона, Моисея. Все пророки окружены пальмовыми ветвями и держат в руках по свитку с различными изречениями из св. Писания. Затем, на стенах как внутри, так и снаружи изображешя каких-то необычайных растений, непохожих на существующие, с странными цветами и плодами. Относительно этой стенописи существует мнение, впрочем вполне произвольное и не имеющее надлежащего обосновашя (Струков. М. 1871 г. Покровский собор в Москве. О росписании стен. Мысли.), что она будто бы сделана с целью изобразить необычайное видение св. бл. Андрея Юродивого (в день памяти коего 2 Окт. была взята Казань), созерцавшего на небе сады с древесами высокими, то вечно цветущими, то с плодами несказанной красоты и доброты, то с златовидным листвием, и лицезревшого «выше вторые тверди небесные» дивных мужей в неизглоголанной радости (этому будто бы соответствуют, по приводимому мнению, изображения выше 2-го яруса пророков с пальмовыми листьями).

С левого клироса идет ход вниз в Васильевскую церковь, – тайник, сделанный в толще северной стены Покровского храма. (См. лит. В. на плане).

Икон замечательных нет. (Чудотворная икона Покрова Божией Матери большую часть года стоит в нижней Васильевской церкви, при описании которой мы скажем о сей иконе). В храм Покрова совершается ежегодно 1 Октября, установленный еще Грозным в память взятия Казани, крестный ход из Успенского и друг. Кремлевских соборов.

II. Входо-Иерусалимский придел. Сюда в старину в Вербное Воскресенье совершался, в воспоминание Входа Господня в Иерусалим, «Иерусалимский* крестный ход, торжественное шествие на осле12, состоявшее в следующем: в Вербное Воскресенье все пространство от Успенского собора до Лобного места на 234 саж. устилалось красным сукном; по обе стороны Спасского моста13 разставлялись разукрашенные вербы, затем перед литургией из Успенского собора выносили большое дерево (вербу), увешанное плодами, цветами и искусственными птицами и ставили его на повозку, покрытую алым сукном и коврами, и медленно везли. Под деревом стояли пять отроков певчих и пели священные песни. За деревом следовало много юношей с зажженными свечами, потом хоругви и св. иконы, далее священники числом более ста, затем бояре и сановники, наконец, митрополит (а когда было учреждено патриаршество, т. е. после 1589 г. – патриарх), сидя боком на осле (или на коне, который в этом случае покрывался белою попоной и которому привязывались длинные уши из полотна). Митрополит левой рукой поддерживал на своих коленях св. евангелие, а в правой имел св. крест, коим осенял на обе стороны народ. Государь с ваией (пальмовою ветвью) в руке шел подле и вел другой рукой за конец повода осла, которого держал под узцы боярин. Около 50 юношей, все в красном, скинув с себя верхнюю одежду, растилали ее на пути шествия. На Лобном месте митрополит сошед с осляти, совершал молитвословие, давал царю вербу и благословлял народ; затем снова садился на осла и следовал во Входо-Иерусалимскую церковь Покровского собора; совершив там молебное пение, тем же порядком возвращался в Успенский собор, где и совершал литургию. Этот крестный ход, ставший известным только со времен Грозного, хотя, быть может, был введен у нас гораздо раньше, существовал до конца XVII в. и окончился вместе с прекращением у нас патриаршества, но память о нем сохранилась: до селе около собора в Вербное Воскресенье совершается торговля вербою с возов, а на Красной плошади три дня (в пятницу 6-й недели Великого поста, Лазареву субботу и Вербное Воскресенье) открывается базар и гулянье, которое зовется Вербным.

Иконостас в Входо-Иерусалимском приделе перенесен из Кремлевского Александро-Невского, близ Тайнинских ворот, собора, разобранного в 1770 году. Размеры храма внутри 10 ¾ х 6 ½ арш.

III. Во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (празд. 12 ноября): первоначально был освящен во имя священномученика Григория, Просветителя Великия Армении; переименован в честь Иоанна Милостивого в 1788 г. Размеры храма внутри 9 х 4 ¼ арш.

IV. Во имя свв. муч. Адриана и Наталии (празд. 26 Августа), переименован так в 1786 г., а раньше был во имя свв. муч. Киприана и Иустины. (Посему здесь и стенопись 2-го яруса из жития их). Размеры храма внутри 8 ¾ х 5 ¼, арш.

V. Во имя священномученика Григория Просветителя Великия Армении (празд. 30 Сентября); переименован так в 1849 г., первоначально же был устроен во имя свв. трех патриархов Александрийских Александра, Иоанна и Павла. (Из жития их и часть теперешней стенописи). Размеры храма внутри 6 ½ х 3 ¾ арш.

VI. Св. Живоначальныя Троицы. Размеры храма внутри 9 ¼ х 5 арш., о сем приделе сказано быыо раньше.

VII. Во имя преп. Александра Свирского (праздн. 30 Августа)14. В 1812 году был разорен, освящен 30 Августа 1814 года. Размеры храма внутри 6 ¼ х 4 арш.

VIII. Во имя св. Николая Чудотворца (Великорецкого или Вятского). В прежние времена сюда совершался ежегодно 29 Июля крестный ход, отмененный в конце XVII в. Здесь поставлена была, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, копия с чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. (См. выше). Имеющийся здесь образ святителя – новейшего письма. Размеры храма внутри 9 3/4 х 5 3/4 арш. Надпись на стене (о принесении в 1555 г. из Вятки в Москву Великорецкого образа св. Николая и о устроении сего придела) сделана в 1840 году.

IX. Во имя преп. Варлаама Хутынского (празд. 6 Ноября). Размер храма внутри 8 ¼ х 3 ¼ арш.

Внутренняя стенопись всех 8 церквей – приделов средины текущего столетия и ничего особенного не представляет. Таковы же и изображения в куполах: Пресвятой Троицы (Троицкий придел), Господа Саваофа (Входо-Иерусалимский придел), Спасителя (Николаевский, Иоанна Милостивого, Григорьевский приделы: в последнем Нерукотворенный Образ), Божией Матери (в остальных приделах): – Стенопись в коридорах и по потолкам верхнего этажа тоже позднейшого времени.

X. Ризница помещается над северною частью Васильевского храма (там, где с 1680 г. по 1783 г. была церковь св. Феодосии девы); вход в ризницу с площадки, находящейся между Андриано-Наталиевским и Григорьевским приделами (см. на плане верхи, соб.). Здесь между прочим церковным имуществом хранятся следующие достопримечательности: 1., Покров на надгробие бл. Василия, золотой парчи, с вышитым шелком изображением блаженного; кругом главы блаженного в венце 7 драгоценных камней в золотых гнездах: в средине большой изумруд, по сторонам по яхонту и по два лала (с одной стороны, впрочем, лал и лаловая корка). Над главою блаженного вышито шелком и унизано жемчугом изображение Св. Троицы, в венцах в золотых гнездах 9 изумрудов, 9 бирюз и 6 лаликов. Кайма покрова из зеленого штофа, на которой вышиты серебром слова из канона Василию Блаженному и надпись, что этот «покров вклад царя Феодора Иоанновича, и его супруги Ирины в 1589 году». Всего жемчугу на покрове 5311 зерен. Этот покров 2 августа кладется на надгробие блаженного (см. рисунок 17). В ризнице хранятся еще следующие царские вклады: серебряный, вызолоченный, напрестольный крест с мощами, обнизан жемчугом, (положен царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом Никитичем в 1623 году (см. рисунок 18). 2., Такой же серебрянный вызолоченный, крест с мощами, вклад от 1626 года царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Никитича в соборную церковь св. благ. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. (Этот крест из Черниговского собора был передан в Покровский в 1770 году вместе с перенесением из того же собора иконостаса (см. рисунок 19). 3., Серебряные, местами вызолоченные, священные сосуды потир, дискос без поддона, лжица и 3 блюдца, – вклад в 1638 году царя Михаила Феодоровича. (См. рис. 20) 4., Серебряная лампада, вклад царя Михаила Феодоровича и его супруги и детей в 1638 году! висела прежде в Покровском храме пред главною иконою – Покрова Пр. Богородицы, в настоящее время находится в принадлежащей собору часовне Спасителя у Спасских ворот. Из этой лампады сделана верхняя чана большого подсвечника, стоящего там перед образом Спасителя. Кроме сих царских вкладов замечательны еще: 1., воздухи (для покрытия. Св. Даров) золотного с серебром аксамиту (парчи), шитые крупным жемчугом; (См. рис. 21) 2., покров зеленого атласа на надгробие св. блаж. Васнлия с шитым шелком изображением блаженного, низанный по местам жемчугом; 3., серебрянные, местами вызолоченные, священные сосуды 1681 г. (вклад в придел преп. Александра Свирского), 4., напрестольный крест, сделанный, как значится в надписи на нем, в 1694 году в церковь Положения Ризы Богородицы, что у Троицы на Рву, в предел, где лежат мощи Иоанна Блаженного. (См. рис. 22).

* * *

10

Вышина же собора снаружи от земли до главы 26 сажен, в главе и кресте около 5 сажен.

11

Этот собор находился между Архангельским собором и Константино- Еленинской церковью у Тайнинских ворот, недалеко от теперешнего па­мятника Императору Александру II.

12

Рисунок этого хода помещен у Олеария в его «Описании путешест­вия ио Московии» откуда мы его воспроизвели (См. рис. 8) Fac-simile.

13

Мост, существовавший тогда пред Спасскими воротами.

14

В проходе между северо-западною стороною этого и юго-восточною стороной Покровского придела, в толице юго-восточной стены последнего. (См. на плане лит. Г.,) сделана внутри лестница, идущая вверх и выходящая на портик, окружающий второй ярус верхнего этажа Покровского храма.


Источник: Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве : Святые Василий и Иоанн, Христа ради юродивые. - Лобное место / Сост. свящ. И.И. Кузнецов. – Изд. худож. фотот. К.А. Фишер. - Москва : Типо-лит. Н.И. Гросман и К°, 1900. - 35 с., 30 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle