Источник

№26, преосвященного Афанасия, архиепископа Донского, от 3 декабря 1905 года

На основании циркулярного указа Св. Синода от 27 июля 1905 года, имею долг благопокорнейше представить соображения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви.

I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов

Этот вопрос стоит в связи с учреждением областных соборов для решения дел церковных второстепенной важности.

Введение соборного управления в российской Церкви желательно. Оно имеет для себя основание в практике древней Церкви и церковных канонах и могло бы выразиться в следующем:

а) русская Церковь делится на округа;

б) епископы епархий, входящих в состав округа, составляют соборы для обсуждения церковных вопросов;

в) одному из епархиальных епископов присвояется преимущество чести и власти, и он председательствует на соборе.

а) Разделение русской Церкви на округа, согласно указаниям практики древле-вселенской Церкви, должно обусловливаться или историческими и этнографическими особенностями обособляемых округов, или приспособлением к правительственным административным единицам империи. Основываясь на этих началах, можно разделить русскую Церковь на следующие округа:

1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский;

2) Средне-Русский или Великорусский-Московский;

3) Южно-Русский или Малорусский-Киевский;

4) Новороссийский-Одесский;

5) Западно-Русский или Белорусский и Литовский-Виленский;

6) Восточно-Русский – Казанский (епархии волжские и уральские);

7) Кавказский;

8) Томский;

9) Иркутский.

Б) Областные Поместные Соборы состоят из всех епископов округа. Они назначаются не менее одного раза в год. К участию в соборных заседаниях допускаются пресвитеры и диаконы, а также миряне с правами совещательного голоса. На областных соборах обсуждаются вопросы по предметам христианского вероучения и нравоучения, христианского благочиния и богослужения, благотворительности, миссионерского дела, духовной школы, церковных имуществ. Не имея в отношении к этого рода делам права законодательных постановлений в тех случаях, когда требуются единообразные и, следовательно, общецерковные мероприятия, окружные соборы пользуются широким правом инициативы в возбуждении вопросов по означенным делам для представления их после предварительной разработки Поместному Собору Всероссийской Церкви, и в изыскании способов наиболее целесообразного применения к местных потребностям состоявшихся уже общих постановлений Всероссийского Поместного Собора.

В отношении судебном окружные соборы составляют вторую судебную инстанцию по всем делам, подлежащим первоначальному ведению епархиального церковного суда, т. е. во всех случаях обжалования постановлений последнего.

в) Главный епископ округа, именуемый митрополитом, избирается собором всех областных епископов и утверждается, по избрании, в своём служении высшей церковной властью; служение его пожизненно; только нарушение им канонов церковных может быть основанием к устранению его. Митрополит созывает окружные соборы и председательствует на них; следит за исполнением постановлений как окружного собора, так и Поместного Собора Всероссийской Церкви; принимает жалобы на епископов округа от клириков и мирян и представляет их на суд Собора. Сам же митрополит ответствен перед высшей церковной властью и ей только подсуден.

II. По вопросу о преобразовании церковного управления и суда

В области епархиального управления наиболее желательным представляется пересмотр Устава духовных консисторий и реформа церковного суда. Судья не видит ни обвинителя, ни обвиняемого, ни свидетелей, и в своих приговорах основывается на бумажном изложении дела. Отсюда громадная переписка, которая, однако же, не является достаточным выражением истины. Желательна в суде гласность, причём, в видах скорости суда, необходимо несколько инстанций. Суд первой инстанции может быть назван судом благочинническим; состав его – три члена, избираемые духовенством округа из более опытных пресвитеров на три года; утверждение в должности судьи принадлежит епископу; увольнение прежде срока допускается только по суду. Ведению благочиннического суда подлежат дела по жалобам на личные оскорбления, наносимые духовными лицами духовным и светским лицам, немиролюбивые отношения членов причта между собой и прихожанами, неправильность раздела братских доходов, неправильное разделение частей прихода между несколькими штатами причта, небрежное ведение метрических и исповедных книг и других церковных документов, домашние и семейные неурядицы членов причта. Приговоры поставляются по внутреннему убеждению судей. Приговоры по делам о проступках, за которые в законе определяются одни лишь замечания или выговоры без внесения в послужной список, или денежное взыскание не свыше трёх рублей, и решения по имущественным искам не свыше 25 р. считаются окончательными и обжалованию не подлежат.

Суд второй инстанции – епархиальный. Он гласно производится в присутствии консистории. Дела, которые поступают в епархиальный суд из первой инстанции, решаются здесь окончательно. На решения же дел, начинающихся в епархиальном суде, может быть апелляция к областному собору. Желательно, чтобы бракоразводные дела начинались и производились в суде светском, который, по окончании производства, сообщал бы о своих решениях духовному начальству для расторжения брака, как таинства. Настоит, далее, крайняя нужда в том, чтобы в должностях членов консистории состояли бесприходные священники, с содержанием не менее 2.000 руб. в год, подобно тому, как должности наблюдателей школ в настоящее время занимают бесприходные священники; члены консистории – приходские священники отвлечены от занятий по консистории обязанностями службы по приходу, а Великим постом, по пятницам и субботам, не могут быть в присутствии совсем; поэтому решение дел замедляется. Существующие штаты чиновников консистории желательно увеличить, возвысив их оклады и пенсии применительно к современным потребностям, с целью привлечения на службу лиц более образованных; в состав штатных чиновников консистории следует допускать и священнослужителей на общих основаниях.

Из ведения консистории должны быть изъяты и переданы в низшие инстанции дела о ремонтах в церквах, не соединённых с изменением плана церкви и не касающихся живописи, иконостаса и престола. Дела об определении и увольнении законоучителей следует передать в ведение училищных советов.

III. По вопросу о порядке приобретения церковной собственности

Желательно, чтобы церкви получили право приобретать собственность путём купли или пожертвования на общих основаниях, не испрашивая Высочайшего соизволения, ввиду того, что такой сложный порядок с его формальностями может смущать жертвователей, а при покупке собственности причиняет даже убытки. Во избежание же приобретений ненужных, невыгодных, спорных, на приобретение испрашивается только разрешение епархиального начальства. Желательно далее, чтобы духовенству епархии были предоставлены права юридического лица, во избежание фиктивности в закреплениях имуществ; таковые права могли бы быть предоставлены епархиальному съезду, съезду духовно-училищных округов, съезду благочиннических округов, епархиальному училищному совету, его отделениям.

IV. По вопросу о приходе

Желательно, чтобы приход принимал более живое и деятельное участие в просветительной и благотворительной деятельности Церкви вообще, и в пределах прихода – в особенности; возбуждению прихода к такому участию могли бы послужить периодические (не менее двух раз в течение года) церковно-приходские собрания и их исполнительный орган – постоянно действующий церковный совет; этот последний состоит из выборных приходом лиц и членов причта, и под председательством священника ближайшим образом ведает дела прихода, подготовляет доклады к предстоящему церковноприходскому собранию и приводит в исполнение постановления последнего. Собственно церковные денежные средства должны, как и в настоящее время, быть в заведовании церковных причтов и старосты – с тем только, чтобы старосты давали отчёт церковно-приходскому собранию в расходовании этих средств. Что же касается выбора приходом членов причта, то, при повсеместной материальной зависимости духовенства от прихода и при неразвитости прихожан, выборное начало не может быть допущено в настоящее время, так как есть опасность злоупотреблений со стороны прихода по отношению к духовенству в смысле подыскания себе членов причта, согласных на более скромное вознаграждение, но не удовлетворяющих требованиям, которые должны быть предъявляемы к клирику. Вообще же следует сказать, что никакая, даже самая лучшая, организация церковно-приходской жизни не может быть плодотворной, если во главе прихода не станет образованный, проникнутый идеей своего самоотверженного служения пастве священник, который и при современной организации прихода сделает весьма многое. Пояснением этого может служить нижеследующее изображение деятельности приходского священника, представленное одним сельским благочинным Донской епархии.

В благоустроенном приходе священник пользуется громадным влиянием на своих прихожан всех сословий. Чем приобретается это влияние, всякому известно, кто внимательно присматривался к отношениям между пастырем и пасомыми. Нравственная жизнь, серьёзное и усердное отношение к пастырским обязанностям, всегда ласковое, но вместе с тем не угодливое, а справедливое отношение ко всем без различия прихожанам, – вот те качества, обладая которыми священник всё может сделать в приходе, ко всему может склонить даже самых несговорчивых прихожан.

В благоустроенном приходе представители от прихожан обязательно участвуют в поверке каждый месяц всех церковных доходов и расходов; от них ничего не скрывается. Заподазривание поэтому священника в нелегальном расходовании церковных денег здесь немыслимо. Через этих представителей все прихожане прекрасно осведомлены о положении церковной кассы и поэтому никогда не отказываются прийти на помощь своим достоянием, если оказывается недостаток в церковной кассе для поддержания их храма в подобающем благолепии. Опасение, что если прихожане узнают, куда расходуются церковные доходы, то станут препятствовать этому, преждевременно и пока ни на чем не основано. Правдивое и своевременное разъяснение со стороны хотя бы благочинного о необходимости и пользе тех или других сборов удовлетворяет и будет удовлетворять, по крайней мере, сельских прихожан. Вообще самая широкая гласность в деле пользования церковными доходами непременно будет поддерживать известный интерес у прихожан к храму.

В благоустроенном приходе церковно-приходское попечительство, выбранное, благодаря доверию к священнику, по его же указанию, влиятельно, а потому и весьма деятельно. Постепенно такое попечительство устроило причтовые помещения, заботится об их ремонте; устроило школу и не оставляет заботиться о ней, снабжая её всем необходимым; имеет волшебный фонарь с необходимыми картинами для устройства религиозно-нравственных чтений, которые и ведутся способными на то прихожанами под руководством священника. Средства у попечительства получаются, главным образом, от доброхотных пожертвований, собираемых самими попечителями, по мере надобности. Но для того, чтобы не обременять прихожан частыми сборами, попечительство, при помощи состоятельных прихожан, иногда делает посевы. При даровой земле (в станицах), даровой же вспашке её, такие посевы бывают весьма выгодны, и попечительство иногда располагает довольно значительными средствами, позволяющими ему широко пользоваться помощью даже при значительном ремонте храма, когда церковных средств не хватает, а прихожане обременены другими какими-либо платежами. В благоустроенном приходе и общество трезвости является действительным, благодаря опять-таки энергии священника. Случается, что такое общество насчитывает у себя до двухсот членов, большинство которых решило навсегда отказаться от употребления спиртных напитков. Трезвенники раз в две недели, а где и каждую неделю, собираются на молебен, после которого беседуют, обмениваются приобретёнными сведениями по вопросу о трезвости и т. п. В таком приходе, по отзыву обывателей, пьянство весьма много уменьшилось. В благоустроенном приходе есть, наконец, ещё что-то вроде братства, цель которого исключительно состоит в том, чтобы хотя в воскресные дни напитать особенно бедных прихожан, нуждающихся нередко даже в куске насущного хлеба. Организация такого братства – самая несложная. Выбирает священник пять-шесть уважаемых и честных старух, и идут эти старухи по приходу, собирают топку, муку и другие жизненные продукты. Одной из этих старух поручается всё это на хранение и заведование, а остальные являются только помощницами при приготовлении кушаний. Учреждение, говорю, очень несложное, а между тем тридцать-пятьдесят бедняков хоть раз в неделю имеют возможность поесть вкусно и сытно.

Из всего вышесказанного ясно вытекает, что благоустройство прихода единственно зависит от священника, потому что пока он один – представитель прогресса в деревне, ему одному пока принадлежит инициатива проведения в жизнь народа начал культуры. К великому сожалению, священник не может всецело отдать себя на служение приходу, потому что самому ему приходится заботиться если и не о насущном куске хлеба, то об изыскании средств для воспитания детей. Наблюдение показывает, что большая половина энергии священника уходит именно на последнее, на добывание средств; и не священники поэтому виноваты в том, что благоустроенный приход – явление сравнительно редкое.

V. По вопросу об усовершенствовании духовных школ

Ввиду того, что богословские науки, как условие успешного их усвоения, предполагают развитую созерцательную мысль, а также ввиду цельности и единства в их изучении, желательно было бы, чтобы они преподавались в высших классах (5 и 6) семинарии. Необходимым условием их благотворного воздействия на мысль и сердце учащихся является то, чтобы сами учащие были проникнуты истинами Христова учения; тогда не будет места узости и сухости в преподавании богословских наук; тогда преподаватель будет в состоянии возвыситься над учебниками, в которых часто даётся только сухой перечень текстов или сухая классификация явлений нравственной жизни, только тогда преподавание будет жизненным и будет содействовать подготовлению учеников к пастырству. Поэтому желательно, чтобы преподавателями богословских предметов и особенно учения о богослужении были лица духовного сана; двое из этих преподавателей могли бы быть духовниками воспитанников.

В частности, догматическое богословие естественнее всего преподавать в связи с апологетикой, так что в особой кафедре обличительного богословия не представляется надобности. История русского старообрядчества и сект могла бы быть преподаваема в связи с историей русской Церкви, при увеличенном количестве уроков по этому предмету. Учебники должны быть согласованы так, чтобы одни и те же сведения не повторялись, а сообщались только в каком-либо одном из них, потому что такое повторение и время отнимает, и часто ведёт к обратным результатам, т. е. повторяющиеся в различных учебниках одинаковые сведения – наставниками нередко игнорируются, в надежде на то, что они будут сообщены другим преподавателем, особенно если между наставниками не бывает предварительного соглашения по этому вопросу; желательно, чтобы всё относящееся до учения о богослужении было объединено в литургике.

В семинарии, далее, необходимо значительно сократить уроки по латинскому и греческому языкам и пользоваться уроками по этим предметам для более широкого, чем теперь, ознакомления со святоотеческими творениями и для перевода песнопений и молитвословий с греческого языка на русский. Сокращение уроков по древним языкам даст возможность расширить круг общеобразовательных наук. Эти последние преподаются в четырёх классах училища и первых четырёх классах семинарии. Курс духовных училищ необходимо освободить от преобладания в нём классических языков и оживить введением в него предметов, действительно образующих ум и сердце или практически полезных; таковы, например, краткая отечественная история и история русской Церкви, естествоведение, новые языки, рисование. Количество уроков по географии и арифметике желательно увеличить. В курсе семинарии желательно ввести обязательное преподавание каноники, тригонометрии, космографии, физиологии, новых языков, естествоведения, законоведения, истории европейской литературы и увеличить количество уроков по Священному Писанию Нового Завета, по гражданской истории, по математике, по физике. Желательно, чтобы воспитанникам, не чувствующим призвания к пастырскому служению, был открыт из 4-го класса семинарии доступ в университет и другие высшие светские учебные заведения и, с другой стороны, чтобы в богословские классы семинарии был открыт доступ без экзамена для воспитанников, окончивших светскую среднюю школу. Далее, представляется делом необходимости – безусловно устранить всякие сословные ограничения при приёме учащихся в духовные школы, так как настоящее ограничение вызывает неудовольствие среди иносословных, соединяемое с нареканиями на духовенство, что оно на церковные (народные) средства содержит только своих детей.

Что касается епархиальных женских училищ, то представляется делом большой важности преобразование их в семиклассные или учреждение при шести существующих классах 7-го дополнительного для того, чтобы воспитанницы училищ, прошедши семиклассный курс применительно к программам женских гимназий, имели возможность поступать в высшие женские учебные заведения наравне с окончившими курс в гимназиях и институтах. Начальнице училища следовало бы увеличить жалованье, по крайней мере, до 700 руб., а воспитательницам – до 400 руб. Постоянных и самостоятельных преподавателей в епархиальных училищах желательно иметь, но на это можно рассчитывать только по сравнении их окладами жалованья и правом на пенсию с преподавателями мужских духовно-учебных заведений.

VI. По вопросу об епархиальных съездах

Епархиальные съезды, как вспомогательные при епископе органы управления, остаются в подчинении власти епископа, который и созывает духовенство на съезд. Но, не нарушая прав епископской власти, они имеют и известную самостоятельность, так, чтобы их решения служили действительным выражением мнения духовенства и всей епархиальной Церкви. Съезды созываются через каждые два года. В деятельности они должны сообразоваться с решениями благочиннических съездов; эти последние созываются по благочиниям не менее одного раза в год и имеют в своём составе всех членов клира и представителей от мирян, например церковных старост. На этих съездах возбуждаются вопросы для внесения в епархиальный съезд, а также предварительно обсуждаются предметы, подлежащие, по предложению епархиального начальства, обсуждению на епархиальных съездах. Кроме этой подготовительной работы, предметом занятий на благочиннических съездах служит обсуждение вопросов пастырской практики, увещание немиролюбивых членов причта, а также выбор должностных лиц по благочинию и депутатов на епархиальный съезд. Чтобы благочиннические съезды вполне удовлетворяли целям подготовительной к епархиальным съездам инстанции, для этого в Донской епархии, задолго до епархиального съезда, из консистории рассылается по благочиниям программа деятельности предстоящего съезда, а также духовенство осведомляется о ней через «Епархиальные Ведомости». Благочиннические съезды обсудят вопросы программы, и, таким образом, представитель от благочиния явится на съезд действительным выразителем мнений выбравших его. Кроме выборных депутатов, на епархиальные съезды в Донской епархии являются благочинные, как лица, стоящие под ближайшим руководством архиепископа, хорошо знакомые с жизнью приходов, получающие в частых беседах с архиепископом советы и указания для должного пастырского воздействия на жизнь приходов.

Помимо вопросов экономического характера, епархиальным съездам надлежит предоставить право обсуждать вопросы веры и нравственности и вопросы церковно-богослужебной практики, а также вопросы по организации благотворительных учреждений для духовных и мирян.

VII. По вопросу об участии священнослужителей в общественных учреждениях

Необходимо, чтобы пастыри разнообразными способами старались влиять на мирскую жизнь пасомых в смысле возвышения нравственности и достижения внешнего благосостояния. Апостольские правила запрещают пастырям гражданскую и военную службу, адвокатуру, торговлю, поручительство за кого-либо в судебных местах, по подрядам; запрещают принимать звание мировых судей, членов ссудо-сберегательных касс. За исключением этих, канонически запрещённых, случаев, духовенству необходимо участвовать в училищных советах Министерства народного просвещения, земских школ и вообще в просветительных учреждениях, и желательно его участие в органах общественного и городского самоуправления, в Государственной Думе.

VIII. По вопросу о положении православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам по издании Высочайшего указа 17 апреля сего года о веротерпимости

Новое положение православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам вызывает к деятельности все духовные силы, какими только может располагать Церковь в борьбе с заблуждением.

Существенно необходимым для подготовления кандидатов священства к миссионерской деятельности является более основательное изучение Библии в духовной семинарии, участие воспитанников 5-го и 6-го классов семинарии в миссионерских собеседованиях на месте и в поездках с миссионерской целью.

Настоит крайняя нужда в том, чтобы церковное богослужение достигало той великой цели, какую оно имеет в деле воспитания и спасения православных христиан, чтобы оно вполне удовлетворяло религиозным потребностям благочестивых людей. Для этого необходимо богослужебный язык в молитвословиях и песнопениях приблизить к пониманию простого народа через исправление и упрощение церковно-славянского текста; вводить в храмах общее пение некоторых молитвословий; настойчиво требовать, чтобы богослужение совершалось неспешно, внятно и благоговейно. По воскресным и праздничным дням, особенно в приходах, заражённых сектантством, необходимо совершать в приходских храмах торжественное служение вечерен с общим пением.

Учительная деятельность пастырей должна быть усилена. В храме, в школе, при посещении домов, всегда и при всяком случае пусть священник наставляет своих прихожан в вере и благочестии; и проповедь его будет действительна, если будет доступна по своей форме изложения, если не будет сухим схоластическим изложением учения христианского и, главное, если будет искренней, если жизнь самого пастыря не будет стоять в противоречии с его словом. В приходах, где есть сектанты, проповедь священника должна иметь апологетический характер.

Необходимо, чтобы дела миссии противо-старообрядческой и противо-сектантской обсуждались на съездах духовенства по округам из двух-трёх благочиний, под председательством одного из благочинных, по избранию съезда.


Источник: Материалы по истории церкви. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 1992-. / Кн. 33: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. - 2004. - 1031 с.

Комментарии для сайта Cackle