Источник

№27, преосвященного Макария, епископа Якутского, от 19 октября 1905 года

Во исполнение циркулярного указа Святейшего Синода, от 27 июля 1905 года, за № 8, о доставлении сведений, необходимых для подготовительных работ по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви, имею честь донести:

1. Ввиду территориальной обширности Якутской области, окружные города которой отстоят от областного (епархиального) города на сотни и тысячи вёрст, при крайних неудобствах путей сообщения, с самым первобытным способом передвижения по таковым, лишающим возможности причты и жителей, особенно северных округов, благовременно получать распоряжения начальства для удовлетворения своих религиозно-нравственных нужд, а особенно в случаях перемен в наличном составе причтов, за смертью или выходом за штат членов сих причтов, причём неизбежно является задержка в назначении и отправлении к местам служения новых лиц, – признавалось бы желательным: предоставление местному архиерею, вкупе с избранным собором духовенства, большей автономности в деле разрешения назревших вопросов церковно-общественного значения. Подчинение в этом случае предполагаемому автокефальному митрополиту в Иркутске, за расстоянием почти 3.000 вёрст, при полном неудобстве путей сообщения, явится не меньшею задержкой в разрешении вопросов, чем сношение даже со столицей.

2. В вопросе о реформе органов епархиального управления, признавалось бы полезным некоторое изменение устаревших форм делопроизводства консистории, так как в нём есть много излишних формальностей, как например – ведение настольных реестров, составляющее двойной труд для столоначальников и регистратора. В устранение сего, можно было бы обойтись резолюцией члена консистории на самой бумаге для внесения готового доклада присутствию. Разные публикации по епархии могли бы исполняться через «Епархиальные ведомости», в последнем случае уменьшился бы труд благочинных епархии. Бракоразводные дела могли бы с большим удобством быть рассматриваемы гласным гражданским судоговорением. Но особенно ярким примером запутанности консисторского делопроизводства служит ещё более ненужная формальность по денежной части, когда, например, адресуемые причтами деньги, хотя бы на выписку венчиков и листов разрешительной молитвы, достигают своего назначения после довольно долгой процедуры, особенно деньги, высылаемые по почте, причём требуется, чтобы

1) повестка почтовой конторы была записана во входящий реестр,

2) на ней пишется доверительная надпись на получение казначеем консистории означенных денег,

3) это вносится в исходящий реестр и

4) особую книгу повесток,

5) полученные деньги записываются в настольный денежный реестр присутствия,

6) затем передаётся бумага секретарю для пометки времени поступления,

7) секретарём передаётся регистратору для надписи о заприходовании денег казначеем,

8) регистратором, по исполнении, передаётся члену для подписи,

9) затем – казначею для заприходования по книге. После сего бумага записывается

10) во входящий регистратора и

11) настольный реестр стола, где даётся резолюция об исполнении, и

12) только после всего этого пишется предписание казначею о выдаче венчиков и листов.

Желательно при этом, чтобы лица, состоящие у кормила епархиального управления, были духовно и юридически образованными, ещё на школьной скамье ознакомленными с духом евангельского учения любви и нелицеприятия к людям. В сем случае казалось бы более удобным замещать должности секретаря и столоначальников консистории лицами, носящими священный сан, с назначением их на штатные, без содержания от казны, места при церквах гор. Якутска, но с правом получения пенсии по занимаемой должности. Равно и числящаяся по консистории должность личного секретаря при архиерее, как совершенно непродуктивная, но обеспечивающая чиновника приличным содержанием, должна бы быть предоставлена лицу в священном сане. Последнее соображение особенно важно в видах, например, сопутствия секретаря преосвященному в поездках по огромнейшей епархии, отрывающих его от епархиального города на несколько месяцев всякий раз.

3. По благоустройству прихода в религиозно-нравственном отношении, просветительном и благотворительном отношениях, видную роль в жизни якутских приходов могли бы иметь приходские общины; но устройство их в Якутской епархии невозможно, вследствие разбросанности населения, кочевой и бродячей жизни прихожан – инородцев Якутской области. Хотя в настоящее время прихожане через особо доверенных лиц и церковных старост, в количестве обыкновенно 5–6 человек, и участвуют в обсуждении некоторых мероприятий по благоустройству приходов, но таковое участие их по преимуществу сводится к разрешению вопросов лишь по постройке храмов и причтовых домов, ремонтам их и содержанию церковной прислуги. Нельзя при этом отрицать и проявления среди прихожан стремления к просвещению и благотворению, выражающегося в открытии школ и добровольных пожертвованиях на разные епархиальные и общеимперские нужды; нельзя не видеть в этом и значительного возрождения приходских общин, которые, при добром усердии духовных руководителей приходов – пастырей Церкви, могли бы более совершенствоваться, принося собой обильный плод христианского делания на ниве Божией.

4. Ввиду того, что Якутская духовная семинария и соединённое с ней училище лишь только два года назад получила правильную внешнюю организацию с одногодичными классами, да и программа учебных предметов её поставлена в надлежащие рамки, с включением в курс семинарских наук и таких наук и таких полезных знаний, как медицина и сельское хозяйство, столь необходимые для священника в домашнем быту и житейской практике, когда народ-паства видит в священнике помощника и врачевателя не только недугов душевных, но и телесных, причём священник в глазах народа становится единственным близким существом, готовым во всякое время оказать посильную помощь нуждающемуся, – и предполагая, что Якутская семинария в настоящем её положении вполне удовлетворяет требованию иметь в Якутской епархии достаточный контингент образованных и дельных священников, – следует признать настоящий тип Якутской семинарии удовлетворяющим для епархии.

5. Принимая во внимание Высочайшее повеление от 9 февраля 1863 года, за № 39272, коим разрешено церквам Камчатской епархии (в состав которой входила и Якутская) приобретать дома, необходимые для помещения причтов, в собственность церквей, а также продавать их, по усмотрению местного преосвященного, с совершением в надлежащих присутственных местах крепостных актов, без испрошения на то каждый раз Высочайшего соизволения, – благовременно заявить о необходимости для отдалённой Якутской епархии утверждения права приобретения церквами недвижимости путём купли, дара или пожертвования без испрошения Высочайшего соизволения, и о предоставлении духовенству, как отдельному государственному сословию, прав юридического лица по приобретению собственности.

6. Вследствие отдалённости и разбросанности сельских приходов Якутской епархии и своеобразной, в силу местных условий, жизни инородцев-прихожан, находящихся ещё на низшей ступени своего умственного и нравственного развития и нуждающихся посему в самой деятельной поддержке со стороны пастырей Церкви для отвлечения от различных суеверий и предрассудков, – признать особенно желательным устройство в Якутской епархии правильно организованных епархиальных съездов духовенства, для обсуждения нужд как духовно-учебных заведений, так и других епархиальных потребностей: миссионерских, благотворительных и церковно-хозяйственных, с привлечением к участию на них участковых благочинных, выборных священников (по одному) от каждого благочиннического участка и церковных старост, с целью большего взаимодействия пастырей с пасомыми, в лице их доверенных (старост), могущих быть особенно полезными на съездах, при разрешении чисто материальных нужд приходов.

7. Участие духовенства в городских и земских учреждениях признавалось бы более чем желательным, особенно ввиду предполагаемого введения в Сибири земских начал народной жизни, когда, быть может, каждый приход будет представлять из себя земскую единицу, в которой духовенству придётся, без сомнения, иметь видную долю участия для урегулирования церковноприходской жизни.

Посильное вырешение настоящих вопросов состоялось на братских собраниях о.о. членов духовной консистории, почётных лиц духовенства, начальствующих и преподавателей духовной семинарии.


Источник: Материалы по истории церкви. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 1992-. / Кн. 33: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. - 2004. - 1031 с.

Комментарии для сайта Cackle