А.И. Никольский

Источник

Триоди Постные

№ 222. Триодь Постная, в лист, без начала и конца, 359 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. В средине рукописи не достает нескольких листов. На полях внизу листов: 1–3 и 54–66 приписки скорописью: 1) «Иван Дементьев сын, а прозвище Желтик лета 7112 (1604) году»; 2) «Лета 7112 (1604) декабря 12 се аз троецкой поп Иван Матвеев сын села Корочарова продал есми сию книгу Треодь Посную в село Новоселки государеву крестьянину Ивану Дементиеву сыну прозвище Желтику».

Начинается концом службы в неделю блудного, оканчивается тропарями 4-й песни трипеснца на утрени в четверг 6-й седмицы поста. Синаксари только в службах: субботы мясопустной, недели мясопустной, субботы сыропустной и недели сыропустной. На лл. 273– 280 и 287–295 об. «житие и жизнь преподобныя матери Марьи Егоупетскыа списано Совфронием патриархом иерусалимьского».

Начало: «Тайну царскую добро есть хранити».

№ 223. Триодь Постная, в лист, 224 л., неполная, полууставом первой половины XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 65–67, 70, 86, 89, 92, 124, 164–169, 182–184, 188, 189, 197–200 и 222–224. Рукопись начинается с продолжения службы во вторник сырной недели. На л.л. 217 об.–220 седален 5 гласа с богородичным на утрени в четверг 6 недели и седальны Четыредесятницы из Октоиха, не все. На лл. 220–224 два слова Иоанна Златоустаго: 1) в субботу Лазаря и 2) в неделю Пасхи.

На л. 218 об. приписка полууставом: «Лета 7030 пятаго (1527) положена бысть сия книга … Постная в дом Рожества Господа нашего Иисус Христа на Вологде на посаде надо рвом при благоверном великом князе Василье Ивановиче всея Руси и пресвященне епископе Алексее Пермьском и Вологодцком а положил е Захарья Григорьев сын Сусанин».

№ 224. Триодь Постная, в лисг, без начала и конца, 170 л.л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. На полях внизу листов 1–9 позднею скорописью приписка: «Сия книга Триодь Постная церкви Николая чудотворца что на … ». Рукопись начинается тропарями 7-й песни канона в неделю мытаря и фарисея, оканчивается текстом паремии на 6-м часе в понедельник 5-й недели поста.

№ 225. Триодь Постная, в четвертку, 359 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–3 приписка скорописью XVI в.: «Сия книга Козьмодемьянская».

№ 226. Триодь Постная, в четвертку, 279 лл., неполная, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Постная от церкви архангела Михаила что на Большей ».

№ 227. Триодь Постная, в четвертку, неполная 244 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Рукопись начинается последованием утрени во вторник 3-й недели поста, оканчивается началом службы в среду 6-й недели поста.

№ 228. Триодь Постная, в четвертку, без начала, 239 л.л. полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 позднейшею скорописью: «Церкви Козьмы и Дамиана, что в Кузминском». Рукопись начинаетея службою во вторник 3-й недели поста,

№ 229. Триодь Постная, вь четвертку, неполная, 489 л.,л. полууставом конца XV и XVII в. в., в порванном кожаном переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 16, 171, 172, 175–185, 188, 190– 202, 208–210, 214, 278–284, 292–298, 306, 307, 315, 359, 382, 383, 388, 393, 403, 407, 411, 415, 416, 422, 424, 425, 440, 453–455, 460, 485–487. На полях внизу листов: 1–9, 5–24 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Триодь Постная Вологодского окологородия от церкви Димитрия Селунского что в Раменье»; 2) скорописью XVII в.: «Лета 7031 (1523) купил сию книгу Треодь Постную у вдовово священника Сисоя Плюгина Дмитревской поп Савва за церковныя денги, а положена в дом Дмитрею страстотерпцу и Фролу Лавру а дано дваца алтын з гривною, а подписал поп своею рукою».

№ 230. Триодь Постная, в лист, без начала и конца, 429 л.л., полууставом XV–XVI в.в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 412 и 429. Рукопись начинаетея службою в четверг сырной недели, оканчивается седальнами из Октоиха на утрени по 1-м стихословии в седмичные дни Четыредесятницы.

№ 231. Триодь Постная, в лист, 282 л., полууставом XV–XVI вв., в кожаной обертке. Рукопись разбита, с обветшавшими краями; 1–10 листы ветхи. На полях внизу листов 1–35 приписка скорописью: «Сия книга Треодь Постная Вологодского уезда церкви Воздвиженья честного Креста Господня что в Каменском конце».

№ 232. Триодь Постная, в лист, 75 л.л., в два столбца, неполная, полууставом XV–XVI вв., со своеобразными разрисованными буквами, в порванном отставшем переплете. Порваны листы: 68–75, 70 с ущербом для текста. На л. 63 об. тайнопись.

Рукопись начинается службою в понедельник пятой недели поста; за службою в пяток шестой недели поста следуют: 1) седальны семогласника, яже поем на первых стихологиях святыя Четыредесятница, без конца (63–73 об.); 2) троичны гласа.

№ 233. Отрывок из Триоди Постной, в лист, 9 лл., полууставом XV–XVI, без переплета. Содержит в себе песнопения вторника и среды пятой седмицы поста. Интересны надстрочные знаки.

№ 234. Триодь Постная, в четвертку, 212 л.л., без начала и конца, полууставом XV–XVI вв., в кожаном переплете. На полях листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Постная из Катромского монастыря». Рукопись начинается неполным последованием утрени в 3 неделю поста. На л. 186 об–211 об. седальны Четыредесятницы; с 211–212 троичны гласа; рукопись оканчивается светильном 5 гласа.

№ 235. Триодь Постная, в лист, 454 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете; некоторые листы подклены; на листах рукописи следы подмочки; 1, 453 и 454 листы позднейшаго письма. На полях внизу листов 1–35 приписки скорописыо: 1) «Сия книга глаголемая Треодь Посная писмяная положил … 2) «Сия книга именуемая Треодь Посная Вологодского уезда Борисоглебской пустыни что на острове домовая и никому до нея дела нет, а подписал сию книгу тояж пустыни строитель иеромонах Аарон 1756 г. марта 12 дня».

№ 236. Триодь Постная, в листь, 393 л., без начала, полууставом XVI в., в кожаном порванном переплете; нижние края рукописи истлели;

Состав: 1) службы Триоди (1–365); рукопись начинается концом утрени в неделю мытаря и фарисея; 2) троичны на осмь гласов (365 об.–367); 3) синаксарь сиречь сборная в нарочитыа триоди праздникы един кождо сведущь како и когда еже в начаткы бысть (367 об.–393 об.).

№ 237. Триодь Постная, в лист, 237 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Вологодского уезда от церкви пророка Илии что на Болшей Елме».

За службами Триоди: 1) начало седалнамь осмогласника ихже поемь на первых стихологиях святыя Четверодесятница (233 об.–234); 2) троичны гласа (235–237).

№ 238. Триодь Постная, в поллист, в двух книгах, в первой 305 лл., во второй 302 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На л. 305 об. первой книги следующее послесловие полууставом: «В лета 7030 (1522) списана бысть сиа книга Триодь Постнаа, а писана на две книги в дом Всемилостивого Спаса и Пречистей Его Матере и преподобного отца нашего Дмитриа чудотворца в монастыр на Прилук при благоверном великом князе Василие Ивановиче московском и всея Руси и при митрополите Даниле московском и всея Руси, а благословением и повелением отца нашего игумена Мисаила яж о Христе з братиею а писал сию Триодь дьяк Михей монастырской в славу Христу Богу аминь».

№ 239. Триодь Постная, в четвертку, 497 лл., неполная, полууставом нескольких почерков XVI в., в кожаном переплете; верхняя часть (особенно с правой стороны) всех листов истлела с значительным ущербом для текста.

№ 240. Триодь Постная, в четвертку, неполная, 275 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Рукопись оканчивается службою в неделю 2 поста «вечер» (274–275).

№ 241. Триодь Постная, в четвертку, 265 л.л., неполная, полууставом XVI в., с заставкою, в кожаном переплете; начинается службою в понедельник третьей недели поста, оканчивается службою в пятницу шестой недели.

№ 242. Триодь Постная, в четвертку, неполная, 254 л., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете. 128-й л. порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью XVIII в.: «Сия книга Триодь Постная Вологодского уезда церкви Козьмы и Домиана что в Кузминском». Другая запись полууставом XVII в. киноварью на листах 1–5: «Сия книга Дионисиа чудотворца у Иоанна святого на Ссновце». Рукопись оканчивается службою во вторую неделю поста «вечер» (253 об.–254 об.),

№ 243. Триодь Постная, в четвертку, неполная, 211 лл., полууставом XVI в., без переплеха. Рукопиеь начинаетея с продолженияслужбы в среду 4-й недели поста, оканчивается неполною службою в четверг 6-й недели. В службе четверга 5-й недели находится житие преподобной Марии Египетской, списанное Софронием, иерусалимским патриархом (77–89, 98–111). Начало: «Тайну царскую добро есть хранити, а дела Божиа проповедати преславно есть».

№ 244. Триодь Постная, в лист, 476 л.л., полууставом XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Некоторые листы подклеены. На полях внизу листов 1–3 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что на Кузнецове». На 476 л. следующее послесловие: «Еже убо тесное разума и недоуметелное языка моего сведый яже выше силы моея начати и немощная дерзнути якоже некий бестудени дерзостив у готованныя иже сицевая дерзающим смотряя беды, сиа помышляя ленятся на сие дело, бояхжеся заповеди речется убо истинное, да не когда сугуб подсмех ненаучения вкупе и неразумиа лютое. проститжеся убо еже ненаучения согрешения, аще точию не от лености происходит, но понеже преслушания плод – смерть, смиренный же послушливый Христов ученик быв к высоте возводится и благодать от Бога просветителную приемлет. Хотящии же убо преписывати или прочитати книгу сию Триодь Постную милости и незазорливи молюся будите моего ума немощи и недостатку, понеже и вы, человецы и человеческым подлежаще, яко требуете милости от Бога и прощения от человек, прощению вашему и нас сподобляйте недостойного попа Федора мироносицкого у Бога испрашающа оставление бездне моего окаянства грехов, давшему же Богу и начати и совершити благоизволившему слава честь и покланение в безконечныя векы аминь».

Состав: 1) службы Триоди (1–429 об.); 2) седальны седмичные восьми гласов (429 об.–445 об.); 3) троичны гласа (445 об.–447 об.); 4) в субботу пятыя недели поста по первых икосех повесть полезна от древняго писания сложе... воспоминание являющи преславно бывшаго чудеси, егда перси и варвари царствующий град облегоша бранию иже и погибоша Божиим судом искушени быша. град же неврежен соблюден быв молитвами Пресвятыя Госпожа нашея Богородица и оттоле молебное благодарение неседалное день той именуя (448–458). Начало: за стихом: «Песньми неусыпными благодарствует тебе град твой иже в пособии неусопную воспевает заступницу» следует повесть: «В лето Ираклия греческого царя Хоздрой же перьскую власть имы»; 5) житие и жизнь преподобныя матере нашея Марии Египетьскыя списано Софронием патриархом иерусалимским; чтется сие житие в четверг пятой недели поста (458 об.–475). Начало: Тайну цареву добро есть хранити, а дела Божии проповедати преславно есть».

№ 245. Триодь Постная, в четвертку, без конца, 580 д.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 и 34 –46 приписки скорописью: 1) «Сия книга Триодь Спасова домовая что Верхосицкой пустыни»; 2) «Сия книга Менея Спаса Верхосицкой пустыни домовая а подписал сию книгу трудник Яков Фторушин». Рукопись оканчивается неполною службою в субботу 3 недели поста «вечер».

№ 246. Триодь Постная, в четвертку, без начала, 475 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы 474 и 475. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Вологодского уезду от церкви Николая чудотворца что на Сорицах». Рукопись начинается службою в неделю мытаря и фарисея (1–10), а оканчивается службою в субботу третьей недели поста.

№ 247. Триодь Постная, в лист, 507 л.л., полууставом XVII в., с черными заставками и разрисованными буквами (348 об., 360, 506), в кожаном переплете. 22 л. порван с ущербом для текста. Рукопись – список с печатного издания 1650 г., неизвестного до сих пор библиографии, отличного от № 662 Каратаева. Оригинал начат писанием в 7157 г. августа 18, а кончен в 7158 г. апреля 25: «А писана сия святая книга глаголемая Триодь Постная в Шуйском городке от руки многогрешного и недостойяаго раба церковного дьячка Дмитрейка Васильева сына Палицына. Вы же отцы и братия учнете сию книгу прочитати или преписывати, и где описахся или недопис... Богу согрубих своим малоумием, и вы Бога ради исправляйте, якоже вас Бог вразумит, a мене не клените и прощению мя о Христе сподобите» (Послесловие на 506–507 листах). На полях внизу листов: 1, 7, 15, 23, 31, 39, 47, 55, 63, 71, 79, 87, 95, 103, 111, 119, 127, 135, 143, 151, 159, 167, 175, 183, 189 приписка скорописью: «Лета 7159 генваря во 2 день сию глаголемую книгу Триодь Постную положила в дом Живоначалной Троице и святителю Христову Николе в Шуйском городке на городовой стороне на площади Шуйского же городка вдова Улита Федорова дочь Мининская жена Куковера по душе своей и по своих родителех в вечный поминок а кто помыслит сию глаголемую книгу Триодь Постную от церквей Живоначалные Троицы и святителя Христова Николы вынести али какую хитрость учинить и того Бог судит во оном веце на праведанем своем суде а подписал по повеленью вдовы Улиты многогрешный раб Шуйского городка церковной дьячек Дмитрок Палицын».

№ 248. Триодь Постная, в лист, 385 лл., полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 приписки скорописью: 1) «Сию книгу Триодь Постную положили в дом Рождеству Пречистые и архиепископом александрийским Афонасию Великому и Кириллу и преподобным отцем нашим Зосиме и Савватию Соловецким начальником Арсеней да Онтоман Федоровы дети Власьева по своих родителех»; 2) «Сия книга Треодь Постная от церкви Рождества Пресвятыя Богородицы что на Устюге».

Состав: 1) службы Триоди (1–369); 2) седалны и мученичны на 8-мь гласов их же глаголем по первых кафизмах во всю святую Четыредесятницу (370–385 об.). На задней доске переплета оклеена опись книг рукописных и печатных вышеупомянутой церкви Рождества, половины XVII в., полная, беловая.

№ 249. Триодь Постная, в лист, 348 л.л., без начала, полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны листы: 321, 322, 332, 345 и 348. На л. 348 об. следующая запись писца: «Славу и благодарение Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и всем святым восылаем, давшему помощь иж книгу сию рекомы Треодь к святым церквам священноначалом я наставником им же и детем по пророку глаголющему и иж в киих гранесах недоведе и вы добре и с тихостию исправляйте, не поношая друг друга и Бог мира да будет с вами и спасет всех вас и нас молитвами вашими и сподоблешему и совершити ю в художестве и трудех непотребного и многрешного раба священноерея Георьгия и прочих о Господе трудившихся аминь Лета 7119 (1611) году месяца марта в 7 день совершена сия книга на память святых священномученик иж з Херсуне епискупствовавших Василя и Ефрема и Евгенья и Капитона и Елфера и прочих». На полях внизу листов: 1–6 и 70–89 приписки скорописью: 1) «книга Треодь Посная Леонтиевской церкви в Кочкове»; 2) «Сия книга Треодь Постная Воскресенья Христова да Николы чудотворца Вологоцкого уезду Авнежския волости Сремшимгоря (?) Белого а положили сию книгу миром a буде кто сию книгу вынесет вон из церкви и буде кто украдет и тот человек будет проклят во веки аминь».

Состав: 1) службы Триоди (1–331); 2) в четверг пятой недели поста житие преподобныя Марии Египетской (331–348). Начало: «Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати». Рукопись начинается продолжением тропарей 3-й песни канона в неделю блудного; между 1-м и 2-м листами есть пропуск.

№ 250. Триодь Постная, нелолная, в четвертку, 439 л.л., полууставом двух почерков XVII в., в поврежденном кожаном переплете.

Состав: 1) житие Алексия человека Божия (1–8). Начало: «Бе человек благоверен в Римстем граде, именем Ефимян, славен бысть»; 2) службы Триоди Постной, от недели 3-ей поста по пяток 6-й недели поста включительно (9–365); 3) житие и подвизи преподобныа матере нашеа Марии Египетскыа. Списано Софронием патриархом иерусалимским (365 об.–406). Начало: «Тайну цареву добро есть хранити, а дела Божиа проповедати»; 4) в субботу 5-й недели поста. Повесть полезна от древняго писаниа сложена воспоминание являющи преславно бывшаго чудеси, егда персы и варвари царствующи облегошя град бранию иже погибоша Божиим судом искушени бывше и град сохранен бысть неврежден молитвами Госпожа Пречистыа Владычицы нашеа Богородица и оттоле молебное поем благодарение сиречь неседальное днесь то именуется (407–421). Начало: «В лето Ираклиа царя греческого Хозрою же прьскую власть сдержащу»; 5) второе чудо по прехождении тридесять шестаго лета при царстве Константина Брадатаго. Зачало второму чтению. Евлоисон. благослови отче (421– 433). Начало: «Паки достиже срацинский роистолом великий с множеством кораблей»; 6) в субботу 5-й недели поста святаго Иоанна Златоустаго на похвалу Богородици (434– 439), без конца. Начало: «Всиа нам братие свет днесь праведное солнце».


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle