А.И. Никольский

Источник

Триоди Цветные

№ 251. Триодь Цветная, в лист, 375 л.л., полууставом XV в. (первые два листа начала XVIII в.), с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–9, 17, 18, 20–24, 30–38, 40–44, 46, 97, 105–124, 126–129, 133–138, 208, 229, 273–277, 283–285, 288, 292, 297–298, 301–305, 312–321, 323–325, 333, 338–372; от листов 343, 344, 351–353, 361–363 уцелели одни только обрывки выпадающие. Некоторые листы подклеены, иные с подновленным текстом. На полях внизу листов 1–9 и на л. 303 об. приписки скорописью: 1) «Сия книга Треодь Цветная Борисоглебской пустыни что на острову»; 2) … «Федоров человек … рьевича Бупурлина продал есми Ивану попу Бывалетскому Еризарову сыну Треодь Цветную сию книгу лета 7055 (1547)-го отпись есми писал своею рукою».

Состав: 1) службы Триоди (1–303 об); 2) поучение о пречистых тайнах сиречь о теле и крове Христове (304–305). Начало: «Ныне хотяще лриступити к святей сей страстной тайне»; 3) синаксарь святого и великого пятка страсти Спаса нашего Иисуса Христа (305– 308 об). Начало: «В святый великый пяток страстныя страсти празднуем»; 4) слово святого Ефрема о страсти Христове (308 об.–312). Начало: «Боюся глаголати и языком коснутись»; 5) синаксарь в святую великую субботу (312–313). Начало: «В святую великую субботу Боготелесное погребение празднуем»; 6) слово о снятии тело Христово с креста – сказаниа евангельска, похвала Иосифу и мироносицам (313–316 об). Начало: «Праздник от праздника честный преспел есть». Продолжение этого слова, т. е. похвала Иосифу и мироносилам, следует ниже, на лл. 335–338 в виде двух отдельных слов. Издано К. Калайдовичем (Памятники Российской словесности XII в. М. 1821 г. 28–42 стр.) и М. И. Сухомлиновым (Рукописи графа Λ. С. Уварова. Т. II. Памятники словесности. Выпуск первый. Спб. 1858 г. 25–35 стр.), с тем различием, что в последнем издании слово подразделено на части, из коих вторая – «О мироносицах», а третья – «Похвала Иосифу», чего в издании Калайдовича нет; 7) синаксарь в святую великую неделю Пасхы (317–318 об). Начало: «В святую и великую неделю Пасхы»; 8) поучение Иоанна Златоустаго на святую Пасху (318 об.–320). Начало: «Послушайте братье да скажю вам власть»; 9) Кирилла мниха недостойного в святую Пасху в светоносный день воскресениа о пречистых сказаний (320–323 об). Начало «Радость сугубу всем християном и веселие миру неизреченно». В издании Сухомлинова стр. 11–18, – Калайдовича стр. 10–17.; 10) иже в святых отца нашего Иоана архиепископа Константина града слово на святое воскресение Христа Бога нашего (323 об.–326 об.). Начало: «Воскресе в 3-й день Господь наш Иисус Христос и жизнь мирови дасть»; 11) иже в святых отца нашего Иоана Златоустаго слово на святую Пасху (326 об.–327). Начало: «Аще кто благоверен и христолюбив»; 12) синаксарь в неделю Обновления (327–328 об). Начало: «В неделю 1-ю пo Пасце обновление празднуем»; 13) слово Кирилла мнииха недостойного о поновлении воскресения и о артусе и о Фомине испытании ребр Господень (328 об.–333). Начало: «Велика учителя мудра сказателя». В издании Сухомлинова стр. 19–24; – Калайдовича стр. 18–27; 14) синаксарь в неделю мироносиц 333–334 об.) Начало: «В неделю вторую по Пасце святых жен мироносиц»; 15) в неделю 2– ю святых мироносиц слово от евангельа (335–336 об). Начало: «И минувшии субботе ей солнцу восиявюшю»; 16) похвала благообразному Иосифу (336 об.–338). Начало: Похвалим ныне Иосифа приснопаметного благообразного»; 17) синаксарь в неделю раслабленого (338–339). Начало: «В те же день неделя 3-я по Паеце еже о раслаблене Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чудо»; 18) Кирилла епископа туровского в неделю 3-ю по Пасце слово о раслабленем от сказания евангельскыа (339–343 об). Начало: «Неизмерна небесная воинства, неиспытанно преисподняа глубина». В издании Сухомлинова стр. 36–42, – Калайдовича стр. 43–52; 19) синаксарь в среду Препловленье (343 об.–344 об). Начало: «В среду Препловлениа празднуим праздник Пятьдесятници»; 20) синаксарь в неделю о самаряныни (344 об.–347). Начало: «В ти же день в неделю 4-ю по Пасце самаряныни празднуим праздник»; 21) в неделю 4-ю по Пасце поучение Иоана Златоустаго (347–348). Начало: «Аз убо друзи и братья надеясь на всяку неделю». В издании Сухомлинова стр. 74–78, – Калайдовича стр. 53– 55; 22) синаксарь в неделю слепаго (348–349 об). Начало: «В тот же день в неделю 6-ю по Пасце еже от рожениа слепого»; 23) в неделю 6-ю по Пасце слово Кирилла мниха от евангельскых указаний како Христос отверзе очи слепому (349 об.–354). Начало: «Милость Божию и человеколюбие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В издании Сухомлинова стр. 43–49, – Калайдовнча стр. 56–64; 24) синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (354–355). Начало: «В ти же день в четверг 6 недели по Пасце Вознесение празднуем»; 25) в четверг 6-й недели по Пасце слово на Вознесение Господне Кирилла мниха от пророчьскых сказани о воскресении всеродного адама (355–359). Начало: «Приди ныне духом священный пророче Захариа». В издании Сухомлинова стр. 50–56, – Калайдовича стр. 65–73; 26) синаксарь в неделю 7-ю Святых Отец (359–361). Начало: «В неделю 7-ю по Пасце иже в Никеи 1-й сбор празднуем»; 27) в неделю пред Пентикостием слово Кирилла мниха от святых книг указание о Христе Сыне Божии и на Собор Святых Отец 318 и похвала отцем святого Никейского собора (361–366). Начало: «Якож историци ветия рекше летописци и песнотворци прекланяют своя слухы бывша межю цари». В издании Сухомлинова отр. 57–64, – Калайдовича стр. 74–85.); 28) синаксарь в неделю Пятидесятници (366–367). Начало: «В ти же день в неделю 7-ю по Пасце святую Пятидесятняцу празднуем»; 29) поучение Иоана Златоустаго в неделю Пентикостную (367–368). Начало: «Присно жадая Бог нашего спасения всхоте своим милосердием». В издании Сухомлинова стр. 68–69, – Калайдовича стр. 86–88; 30) синаксарь в понеделник Пятидесятный (368–370 об.). Начало: «В тий же день понеделник Пятидесятный самого того»; 31) слово о Святей Троици (370 об.–372 об.), без конца. Начало: «Слава Тебе Пресвятая Троице Отче и Сыне и Пресвятый Душе».

№ 252. Триодь Цветная, в лист, без конца, 364 л., полууставом конца XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете, от которого сохранилась только верхняя доска, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 22, 54, 57–62, 64, 66–70, 72–77, 79, 81, 84, 85, 87, 119, 191, 196, 245, 249–259, 264, 265, 312, со значительным ущербом – 359–364.

№ 253. Триодь Цветная, в лист, неполная, 208 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета, разбита; 199 и 208 листы порваны с ущербом для текста. Поля рукописи справа истлели. На л. 208 об. приписка скорописью XVII в.: «Параклит Михайловского церковного старосты Иоакимка Сидорова и Марьинского 117 году априля в 2 день». Рукопись начинается с продолжения службы в среду 4-й недели по Пасхе. В языке есть болгаризмы: «сфтися, сфтися, Новый Ерусалим» (204)

№ 254. Триодь Цветная, в четвертку, 386 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы 1, 181.

№ 255. Триодь Цветная, в четвертку, неполная, 230 л. л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны листы: 139, 162, 165, 169, 170, 174, 176, 178, 181, 187, 188, 189, 190, 192, 193, 195, 196, 197, 202, 204, 228, 229. На полях внизу листов: 9, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 28, 31–36 приписка скорописью XVII в.: «Сия книга глаголемая Треоть Цветная села (название не разобрать) Кирилла Лазорева, а дал сею книгу в Заборскую волость к церкви Еоргию страстотерпцу … ».

№ 256. Триодь Цветная, в четвертку, 118 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (нижней доски нет, а сохранился кусок кожи). На полях внизу листов 1–2 приписка скорописью: «Из Успенского Песочного монастыря». Рукопись оканчивается началом последования 9 часа в великий пяток.

№ 257. Триодь Цветная, в четвертку, 541 л., несколькими полууставными почерками XV и XVI в.в, в кожаном переплете. На лл. 1–27 об. служба на Положение Ризы еже есть Хитон великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; 1–25 листы печатные.

№ 258. Триодь Цветная, в четвертку, 303 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 две приписки: 1) «Книга глаголемая Треодь Цветная Святолуцкие волости Сретения Господа нашего Иисуса Христа да Николы чудотворца домовая»; 2) «От церкви Николая чудотворца что во Святой Луке». На 303 л. запись писца: «Рад заець избыв тенета и серно лова и рыба сети. Тако и аз грешный и ленивый раб избыв конечныя строкы аминь аминь аминь».

№ 259. Триодь Цветная, в четвертку, без конца, неполная, 180 л.л., полууставом XV–XVI веков, без переплета. Порваны со значительным ущербом для текста листы: 103, 150–180. Рукопись оканчивается 7-ю песнию канона в неделю Пятидесятницы.

№ 260. Триодь Цветная, в лист, 479 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Цветная града Вологды церкви Воздвижения Креста Господня домовая».

№ 261. Триодь Цветная, в лист, 447 л.л., без начала и конца, неполная, полууставом половины XVI в., с разрисованными буквами (с 406 л.), в кожаном переплете, разбита; 438 л. порван с ущербом для текста. Рукопись начинается продолжением последования вечерни в пятницу шестой недели великого поста, a оканчивается синаксарем в неделю Всех Святых.

№ 262. Триодь Цветная, в лист, 415 л.л., без начала, полууставом конца XVI в., с разрисованными буквами, без переплета. На л. 415 об. запись полууставом: «Списана сия книга Триодь Цветная в лето 7100 (1592) месяца марта в 22 день святаго священномученика Василия прозьвитера Ангирския церкви в день в среду при благоверном и великом царе Феодоре Ивановиче всея Русии и при патриархыи московьском Иеве и при архиепискупе нашем ростовьском Варламе и при архиепискупе вологоцкомь Ионе и многогрешного рукою писана Данила Бардакова». Рукопись начинается продолжением канона в великий понедельник.

№ 263. Триодь Цветная, в лист, 372 л., в два столбца, без конца, полууставом первой половины XVI в., в бумажном переплете. 1–8 листы порваны с ущербом для текста; листы в рукописи перебиты. Рукопись оканчивается службою в день Святаго Духа.

№ 264. Триодь Цветная, в лист, 365 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Цветная Вологодского уезда церкви Козьмы и Дамиана что в Козминском». За службою в неделю Всех Святых следует «Указ како пети молебен на Пасху» (365 об).

№ 265. Триодь Цветная, в лист, 291 л., полууставом второй половины XVI в., в кожаном переплете. На чистом листе и на нижнем поле 1 листа приписка скорописью: «Сия книга глаголимая Треодь. положил ея в дом Рождеству Пречистыя Максим Захарьин сын Сокольнин а наречен в иночьском чину старець Мартемьян Каменского монастыря, а положил лета 7068». Рукопись начинается службою в неделю 3-ью по Пасхе».

№ 266. Триодь Цветная, в лист, без начала и конца, 272 л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–14, 42, 54–96, 109–113, 192–203, 207–210, 216 218, 220–226, 228, 229, 232, 233, 243–245, 250–272. На л.л. 25–34 и 240 приписки скорописью XVII в.: 1) «Сия книга глаголимая Гаврила Фирсава сына Давыдова а положил в дом Николы чудотворцу»; 2) «Сия книга Тревоть Стветная Фирса Давыдова а положил сию книгу Николе чудотворцу лета 7100 двадцать первого (1613) году»; 3) «Сия книга Тровоть Стветная Фирса Алексеевича Давыдова а положил сию книгу в дом Николе чудотворцу лета 7130 (1622) году февраля в 8 день».

№ 267. Триодь Цветная, в лист, 268 лл., неполная полууставом XVI в., с заставкою, в кожаном переплете. 267 и 268 листы без текста. Рукопись оканчивается службою в субботу 3-й недели по Пасхе.

№ 268. Триодь Цветная, в лист, 250 л.л., без начала и конца, полууставом второй половины XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Цветная Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что на Возме». Рукопись начинается продолжением службы в четвертую неделю по Пасхе, а оканчивается неполным каноном пасхальным, следующим за службою в неделю Всех Святых.

№ 269. Триодь Цветная, в четвертку, неполная, 383 л., полууставом XVI в., без переплета. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Вологодского уезда от церкви великомученика Георгия что на Зетине (?)». Рукопись начинается службою в 4-ю неделю по Пасхе.

№ 270. Триодь Цветная, в четвертку, 366 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Триодь Цветная отобрана от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы». За службою в неделю Всех Святых «вечер» следуют «богородичны на Пасху воскресново кануна» (364–366).

№ 271. Триодь Цветная, в четвертку, неполная, 235 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–11 приписка: «Книга Треодь Козмодемянская от старого Воскрееения с прошадки». Рукопись начинается службою в 4-ю неделю по Пасхе. За службою в неделю Всех Святых (209 об.– 230) следуют пасхальный канон (230–234 об.) и октения на шествие Святаго Духа (234 об.–235 об).

№ 272. Триодь Цветная, в восьмушку, 422 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. На л. 421 об. запись тем же почерком, что в рукописи: «Слава Свершителю Богу всякому делу благу и ныне и присно и в векы веком аминь. Списана бысть книга Треодь Цветная лета 7087 (1576) го месяца априля 16 день стяжанием раба Божия Герасима Иаковлева сына Софонтиева. А писал многогрешною рукою Коземка Герасимов сын и де будет описался и вы господи Бога ради не клените, собою исправливайте, а вас Господь Бог помянет во царствие своем». На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью XVIII в.: «Сия книга Трефолой Георгия церкви на Шиленге». Пасхальный канон положен на ноты (266–276 об.). За службами Цветной Триоди помещены последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления (372–421).

№ 273. Триодь Цветная, в четвертку, без начала, 573 л., полууставом нескольких почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–29 приписка: «Книга Триодь Цветная Вологодского уезда церкви Воздвижения честного Креста Господня что в Каменском конце.» Рукопись начинается продолжением службы великого понедельника, а оканчивается неполным каноном в великую пятницу (569 об.–573), который следует за службою в неделю Всех Святых.

№ 274. Триодь Цветная, в четвертку, 453 л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Рукопись оканчивается службою в субботу 2 недели по Пасхе.

№ 275. Триодь Цветная, в четвертку, 437 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с одною заставкою, в кожаном переплете; верхния поля 85–437 листов порваны иногда с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–5 и на 437 л. приписки скорописью: 1) «Церкви Николая чудотворца что в Зыкове» и 2) «Лета 7129 (1621) марта в 5 день при игумене Енадие да при келаре старце Тихоне да при казначие старце Матвие и при всей братье и при владчикех дал вкладу сию книгу Треодь Леонтей Давыдов сын деревни Климова в дом чудотворцу Инокентию, а сия книга ни отдать ни продать никому а Бог по душу».

№ 276. Триодь Цветная, в четвертку, 269 лл., неполная, полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сухомлиновия книга Октай Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». Службы Триоди начинаются с недели о разслабленном (9–266 об.). На лл. 266 об.–269 об. паремии на дни Вознесения и Пятидесятницы, без конца. На лл. 1–8 службы воскресныя 3–4 гласов, неполныя: нет канонов.

№ 277. Триодь Цветная, в четвертку, 226 лл., без начала и конца, неполная, полууставом XVI–XVII в.в., в кожаном порванном переплете. 1–5 листы сохранились в небольших ветхих и порванных обрывках; порваны с ущербом для текста листы: 6, 7,17–30, 218– 226. На полях внизу листов 1–10 приписки скорописью»: 1) «Сия книга Триодь Цветвая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте»; 2) «Сию книгу глаголимую тропадь положил поп Василей Попов сын Дементьев Рождеству Пречистой на церковное... лета 7054» (вероятно, пропущена цифра 100). Рукопись начинается песнопениями в пяток шестой недели великого поста «вечер», а оканчивается песнопениями в субботу третьей недели по Пасхе, за коими следует последование часов в великий пяток; последнее начинается концом шестого часа (219–226).

№ 278. Триодь Цветная, в четвертку, 508 л.л., без начала и конца, полууставом XVII в., в порванном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Треодь Цветная Успения Богородицы что на Монзе». Рукопись начинается продолжением тропарей пятой песни канона на утрени в Лазареву субботу, а оканчивается тропарем девятой песни трипеснца на «Блаженны» в «субботу восьмую» по Пасхе.

№ 279. Триодь Цветная, в четвертку, 498 л.л., полууставом нескольких почерков XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сухомлиновия книга Треодь Посная церкви Всемилостивого Спаса в Ямщиках». На задней доске переплета приписки скорописью: 1) «Сухомлиновия книга Илии пророка да Спаса писана 110 (1602) году месяца июня»; 2) «Господу Ису лета 7108 (1600)». С 455 л. по л. 498 об. синаксари: 1) в субботу 6 недели вели поста (455–457 об.); 2) в неделю Цветную (457 об.–459); 3) в великий понеделышк (459– 462); 4) в великий вторник (462–463 об.); 5) в великую среду (463–465 об.); 6) в великий четверг (466–470 об.); 7) в великую пятницу (470 об.–476 об); 8) в великую субботу (477–479); 9) в неделю Пасхи (479–482); 10) в неделю Фомину (482–484 об.); 11) в неделю жен мироносиц (484 об.–487 об.); 12) неделя пред Пянтикостием преподобного Кирилла мниха. Собор Святых Отец 318 от святых книг указание о Христе сыне Божием похвала отцам Никийского собора (487 об.–497); 13) в неделю Пянтикостия слово похвально Пресвятыя Троица Отца и Сына и Духа Святаго (497–498 об.), без конца. Начало: «Господь Бог царь вседержитель».

№ 280. Триодь Цветная, в четвертку, 420 лл.,без начала и конца, полууставом XVII в., в дощатом переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью без начала: «глаголимую Треодь Цветную Дарья Михаилова жена Софонова а во иноцах Домнкия Николе чудотворду в Нагатино». Рукопись начинается продолжением службы в пяток 6 недели поста, а оканчивается службою неполною «в пяток вечер Пятьдесятницы».

№ 281. Триодь Цветная, в четвертку, без начала, 253 л., полууставом XVII в., в кожаном дереплете (верхней доски нет). 1 л. порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Триодь Цветная Вологодского окологородья от церкви Димитрия Селунского что в Раменье». За службою в неделю Всех Святых следует канон пасхальный.

№ 282. Триодь Цветная, в лист, без конца, 397 л.л., южно-русским полууставом XVIII в., с заставками и миниатюрами (153 об., 178). Листы 154–156, 171 порваны, а другие подклеены с ущербом для текста. Ha 1 листе вкладная anno (?) 1749.

№ 283. Триодь Цветная, в лист, неполная, 356 л.л., южно-русским полууставом XVIII., с черными заставками и разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 15, 19, 29, 30, 37, 46, 53, 70, 72, 76, 105, 127, 130, 138, 140, 144, 145–147, 150, 151, 154, 181, 185, 196, 215, 216, 320, 336–356.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle