А.И. Никольский

Источник

Часословы

№ 127. Часослов, в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию».

Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу.

№ 128. Часослов, в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208.

Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

№ 129. Часослов, в четвертку, 453 л., полууставом первой половины ХVI века, в кожаном переплете. Некоторые листы подклеены, иногда с ущербом для текста. 95–99 листы письма ХVIII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга часослов церкви Рождества Богородицы на Студенце, подписал Борис Матфеев».

Состав: 1) канон Живоначальной Троице (1–16); 2) полунощница етера по вся дни (16 об.–35); 3) полунощница етера, певаемая по вся субботы (35 об.–47); 4) последование утреницы с первым часом (48–66); 5) последования 3, 6 и 9 часов и чинов избразительных и панагии (66–90 об.); 6) последование вечерни (91–99 об.); 7) чин великия повечерницы (100 об.–139); 8) устав повечерницы обычной (139–141); 9) канон молебен к Ангелу хранителю (141–151); 10) правило Святого Причащения (151 об.–169); 11) стихиры по вся дни (169–171); 12) канон (служба) по вся дни к Господу Иисусу Христу (171–182); 13) стихиры по вся субботы (183–185), 14) канон (служба) по вся воскресения (185–195 об.); 15) певаемый с Богом честный параклис Пресвятей Владычице Богородицы и Приснодевы Мариа (196–215); 16) служба Благовещению Пресвятыя Богородицы (215–233); 17) последование святыа купины в святей горе Синайстей, поет же ся во всяку субботу (233–246 об.); службы: 18) в пяток 5 недели поста «вечер» (247–260); 19) в святую великую субботу «вечер» (260–263 об.), 20) в неделю Пасхи (263 об.–274 об.), 21) часове на Святую Пасху и чрез всю неделю Святую и повечерница (274 об.–279); 22) восследование святыа великиа Четыредесятницы и Пятидесятницы (280–295 об.); 23) тропари и ипакои воскресные восьми гласов (295 об.–300); 24) тропари и кондаки дневные (300 об.–303 об.); 25) светильны чрез всю седмицу (303 об.–306); 26) троичны восьми гласов (306 – 310), 27) святого Максима-исповедника сказание извест(н)о к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и к трудолюбствующим в миру мужем и женам о чувствех телесных и о душевных свойствех (310–313 об.); 28) месяцеслов с тропарями и кондаками, с памятями русских святых (314–420); 29) лунное течение (420–432); 30) пасхалия на восьмую тысячу лет (до 7020-го года включительно), составленная митрополитом Зосимою, с предисловием, начало которого: «Всесвятая живоначальная единосущная и неразделимая Троица Отца и Сына и Святаго Духа» (432 об.–440 об.); 31) дасть Господь Моисию скрижали написаны на Синайской горе 10-ть слов (441 об.–442 об.); 32) что суть овци и волы еже рече пророк Аввакум: оскудеша овца от пищи: не будут в лов в прияслех (443); 33) слово святого Нила (443 об.–446 об.). Начало: «Глагола брат: аз авва отнележе бых мних уставное канона»; 34) канон о плачи Святыа Богородица, без конца (447– 453).

№130. Часослов, в четвертку, без начала и конца, неполный, 69 лл., полууставом ХVI в., в поврежденном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–14, 45, 69. На полях внизу листов 1–9 приписка позднейшею скорописью: «Сия книга часослов церквы Козмы и Дамиана что в Кузминском».

Состав: последования: 1) девятаго часа и чина изобразительных (1–17); 2) утрени и первого часа (17–38 об.); 3) великой повечерницы (38 об.–69 об).

№ 131. Часослов, в восьмушку, без начала и конца, 93 л., полууставом разных почерков XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 6, 7, 9, 23, 27–30, 33, 36–69, 72, 74–76, 84, 87, 90. Лист 83-й позднее вставлен.

Состав: последования: 1) вечерни (1–4), без начала; 2) часов: 3, 6, 9 и чина изобразительных (4 об.–41); 3) утреницы с первым часом, неполное (41 об.–65); 4) повечерницы великой, неполное (65–86).

№ 132. Часослов, в восьмушку, без начала и конца, неполный, 80 л.л., полууставом разных почерков XVI в., без переплета.; 2 лист порван с ущербом для текста.

Состав: последования: 1) девятого часа, без начала (1–7 об.); 2) обедницы, неполное (7 об.–19 об.); 3) утрени, неполное (20–44); 4) первого часа (44–56), 5) повечерницы великой, без конца, неполное (56 об.–80 об.).

№ 133. Часослов, в восьмушку, неполный: нет нескольских листов в начале, в средине и конце рукописи, 211 л. л., полууставом XVI–XVII в. в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 22, 57 и 58.

Состав: последования: 1) вечерни, без начала и конца (1–14); 2) часов: 3, 6 и 9 и чина изобразительных (14–82 об.); 3) утрени и первого часа, неполное (82 об.–128); 4) великого повечерия (128 об.–189 [об.), с каноном Пресвятей Богородице кир- Феофана (163 об.– 177); 5) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (189 об.–199); 6) тропари и кондаки дневные (200 об.–207 об.); 7) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (208–211 об.), без конца.

№ 134. Часослов, в четвертку, 170 л.л., полууставом XVII в., в дощатом переплете.

Состав: последования: 1) вечерни (1–13); 2) часов: 3, 6, 9 и чина изобразительных (13 об.–48); 3) утрени с первым часом (49–77); повечерниц: 4) великой и 5) малой (77 об.–118 об.); 6) тропари воскресные, богородичны, ипакои, кондаки и икосы восьми гласов (119–134); 7) тропари, богородичны и кондаки дневные 134 об.–139 об.); 8) богородичны и крестобогородичны восьми гласов (140–143); последования полунощниц; 9) вседневной (143 об.–150); 10) субботней (151–153) и воскресной (154–170).

№ 135. Часослов, в четвертку, 81 л., полууставом разных почерков XVII в., с грубо разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 10, 16, 23, 33, 34, 56, 75–78. На л. 7 об. приписка скорописью XVII в.: «Лета 7186 (1678) февраля в 9 день переплетал сию книгу часовник Клоновского монастыря казенной Никольской волости Бориско Мартинов сын Рязанов и за работу деньги взяты подписал Бориско своею рукою сегож числа».

Состав: последования: 1) вечерни (1–7), 2) часов 3, 6 и 9 и чина изобразительных (8–22 об.); 3) утрени и первого часа (23–36 об.); 4) повечерницы великия (37–58 об.); 5) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (59–63 об.); 6) сия тропари воскресны глаголем по великом славословии на трисвятом во вся неделя (63 об.–64) 7) тропари, богородичны и кондаки дневные (64–68); 8) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (68–70); 9) последования вседневной и субботней полунощниц (71–78 об.); 10) несколько псалмов (79–81 об.).

№ 136. Часослов, в восьмушку, 410 л.л., полууставом XVII в., с заставкою, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 279 и 290. Чистые листы: 12–14, 166, 314, 315 и 321. На полях внизу листов 3–8 приписка скорописью: «Сия книга Часослов от церкви великомученика Георгия что в Устиновских».

Состав: за оглавлением (1–2 об.): 1) подобает ведати како начати правило свое в келии (3–9); 2) правило иноку на всяк день (9–11); 3) сие правило неумеющим грамоте (11 об.); последования: полунощниц: 4) вседневной (15–40 об.); 5) субботней (41–56); 6) воскресной (57–77); каноны: 7) Иисусу Христу – творение инока Феоктиста (78–96); 8) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (97–116); 9) Пресвятей Богородице молебный, творение священно-инока Игнатия (117–131); 10) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (132–142); 11) животворящемуКресту – творение Григория Синаита (142–153 об.); 12) Иоанну Богослову – творение Феофаново (154–165 об.); 13) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (167–204); 14) Пресвятей Богородице – творение Феофаново и Ангелу хранителю, неполный (205–216); на л.л. 217–225 конец малаго повечерия; 15) последование ко Святому Причащению (226–302); 16) молитвы по Святом Причащении (302 об.–313); 17) о послании ученика ко иному старцу (316–320 об.). Начало: «Аще случится ученику от старца послану быти о некоей вещи во иную келию велику старцу и вшед в келию старцу прекословия о молитве не чинити»; 18) аще кто от подвижнейших инок произволяетт наедине в келии своей и совершает сия молитвы егда должно есть спати (322–330 об.); святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим иноком и к трудолюбствующим ко еже спастися; та же и к живущим в мире к мужем же и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (330 об.–337 об.); 20) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю 337 об.–352 об.); 21) ин устав о искушении скитских инок внегда случится кому осквернитися во сне по действу диаволю (352 об.–353); 22) канон молебный Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (354–372); 23) служба по вся дни Господу Иисусу Христу (373–396); 24) указ о поклонах и о пении (397–406). Начало: «Понуди мя, отче святый, честная и благая святыня твоя написати о справе яже совершается в царствующем граде Москве в велицей церкви Пречистыя Богородицы честного Ея Успения и по великим киновиям и к вашей честности нудит мя болезнь изрещи; 25) чин о панагии (407–410).

№ 137. Часослов, в восьмушку, без начала и конца, неполный, 175 л.л., беглым полууставом XVII в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 16, 18, 41, 44, 54, 68, 118, 128, 140, 145–153, 161, 162, 175. Подклеены с ущербом для текста листы: 1–18, 23, 38, 40, 41, 57, 115–117, 123, 125, 126, 130, 133, 142, 143, 144.

Состав: чины: 1) вечерни, без начала (1–15); 2) панагии на вечерней трапезе (15–16 об.); 3) последования часов: 3, 6, 9 и обедницы, неполныя (17–55 об.); 4) чин панагии в трапезе (55–59); последования: 5) утрени и первого часа (59 об.–100); 78–83 л.л. перепутаны; 6) великой повечерницы (100 об.–155); 7) повечерницы «егда есть тропарь святому межу постоу и в посты» и малой (155–159); 8) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (159 ;об. –167); 9) тропари на каждый день седмицы (167–172 об.); 10) богородичники и крестобогородичники поемыа на слава и ныне на тропари святого против гласу тропаря, без конца (172 об.–175 об.).

№ 138. Часослов, в восьмушку, неполный, 167 л.л., полууставом разных почерков XVII в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 7–10, 16–22, 24–27, 30, 35, 37, 48–52, 55, 98, 104, 116, 117, 135–141, 143–149, 154. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга часослов от церкви пророка Илии что на Устюге».

Состав: последования: 1) вечерни (1–14); 2) часов 3, 6, 9 и чина изобразительных (14 об.–55 об.); 3) утреницы с первым часом (56–87); 4) павечерыицы великой, неполное (87–136); 5) тропари воскресные, богородичны и ипакои (136 об,–146); 6) тропари, богородичны и кондаки: дневные (146 об.–153 об.); 7) последования полунощниц, вседневной, субботней и воскресной (154–167 об.).

№ 139. Часослов, в восьмушку, неполный, 157 л.л., полууставом нескольких почерков XVII в., в кожаном переплете. Порваны е ущербом для текста листы: 24,53,56 и 62. На полях внизу листов 1–12 приписка окорописью: «Сия книга часослов от церкви Живоначальныя Троицы что в Еналской волости отобрана на Вологду». Недостает нескольких листов в средине и конце рукописи.

Состав: последования: 1) вечерни (1–16); 2) часов: 3, 6 и 9 и чина изобразительных (17–63); 3) утрени (63 об.–97); 4) повечерницы великой (97 об.–143 об.), без конца; 5) тропари, богородичны и ипакои воскресные восьми гласов (144–151), без начала; 6) тропари, богородичны и кондаки дневные (151–156 об.); 7) богородичны и крестобогородичны восьми гласов (156 об.–157), без конца.

№ 140. Часослов, в восьмушку, без начала, неполный, 144 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 16, 20, 24, 26, 27, 31, 33, 40, 41, 49, 51, 59, 105, 117, 138 и 144. На полях внизу листов 1–36 и на л. 144 об. приписки скорописью: 1) «Часослов Вологодского от церкви Покрова Богородицы что на Сяме»; 2) «того же приходу Покрову Святей Богородице и Великому Василию Кесарийскому и Иванну Предтечи того же приходу деревни погосту Роман Исаков сын по своих родителех душе»; 3) «сия книга глаголемая часослов храма Покрова Пресвятыя Богородицы что на Сяме а подписал сию книгу тоеж церкви пономарь 730 марта 12 день».

Состав: последования: 1) вечерни, неполное (1–12); 2) часов 3, 6, 9 и чина изобразительных (12–50); 3) утрени и первого часа (50–79 об.); 4) великой повечерницы (80–124); 5) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (125–133); 6) тропари, богородичны и кондаки дневные, не все (134–137 об.) 7) отрывок из вседневной полунощницы (138–141); 8) последование субботней полунощницы (141 об.–144).

№ 141. Часослов, в восьмушку, неполный, 132 л., полууставом XVII в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–3, 26–30, 34–38, 45, 46, 48, 49, 51–53, 93–96, 99. На полях внизу листов 1–9 приписки скорописью: 1) «Сия часослов от церкви Илии пророка что на Устюге» и 2) «лета71 (следующих цифр не видно) святому пророку Илии сию книгу Часослов Кирилл (далее невидно) а хто учнет по ней служити а тому достойно (?) молити а заупокой поминати».

Состав: последования: 1) вечерни, неполное (1–8); 2) часов: 3, 6, 9 и чина изобразительных (9–43); 3) утрени с первым часом (44–70 об.); 4) повечерницы великой (71–110); 5) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (111–118 об.); 6) тропари, богородичны и кондаки дневные (119–123 об.); 7) богородичны и крестобогородичны восьми гласов (123 об.–126 об.); 8) последование полунощницы вседневной (127–132), без конца.

№ 142. Часослов, в 16-ю долю листа, 221 л., полууставом ХVII и XIX вв., в кожаном переплете; 62-й лист порван с ущербом для текста, многие листы подклеены, иногда с ущербом для текста.

№ 143. Часослов, в четвертку, 192 л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Порваны листы 7–10. На лл. 1–6 Начальное учение человеком хотящим учитися книг Божественного Писания (азбука, склады и т. п.).

№ 144. Часослов, в четвертку, 175 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 7, 9–15, 18, 22–24, 27, 28, 32, 35, 37, 38, 45, 47, 49, 53.

№ 145. Часослов, в четвертку, без начала и конца, 96 лл., полууставом конца XVIII в., в поврежденном бумажном переплете.

№ 146. Часослов, в восьмушку, без начала, 203 л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, с застежкою. Порваны с ущербом для текста листы: 1–5, 8, 11, 14, 23, 24, 103. За каноном Николаю чудотворцу, на последних листах 202 об.–203 духовный стих, без заглавия. Начало: «Горе мне грешному суще, горе благих дел неимуще, како я на страшен суд явлюся, как я (с) святыми вселюся».

№ 147. Часослов, в восьмушку, 195 лл., полууставом начала XVIII в., с заставками и разрисованными буквами, в кожаном переплете; несколько листов из рукописи вырвано. Последние два листа, писанные более поздним полууставом, заключают в себе неполный канон священномученику Антипе и приписку: «Написан 1784 февраля 17 дня (л. 194).

№ 148. Часослов, в восьмушку, 183 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете.

№ 149. Часослов, в восьмушку, 182 л., полууставом начала XVIII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Оканчивается каноном Ангелу хранителю; пред каноном «Блаженны» и апостольския и евангельския чтения недельныя и по вся дни. По составу не представляет интереса.

№ 150. Часослов, в восьмушку, 166 л.л., полууставом XVIII в., с черными заставками, в кожаном переплете.

№ 151. Часослов, в восьмушку, 149 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, с застежкою; 15 лист чистый.

№ 152. Часослов, в восьмушку, без начала, 125 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; 61-й лист порван с ущербом для текста.

№ 153. Часослов, в восьмушку, без начала и конца, 90 л.л., полууставом конца XVIII в., в поврежденном кожаном переплете; 89 лист чистый. На л.л. 88 и 90 скорописью XIX в. заметки владельца рукописи. На л. 87 об. приписка полууставом: «Книга часовник крестиянина Павла Осокина. Читай Павел со вниманием, берегися пиянства, будеши благополучен и щаслив».

№ 154. Часослов учебньй, в четвертку, 251 л., полууставом XVIII–XIX в.в., с двумя черными рисунками колокольни и церкви (115 об. и 155), в кожаном переплете. Чистые листы: 6–10, 240–251. На л.л. 1–5 азбука и склады, а на л.л. 11–14 об. наставление учителю: «Господие и братие, простите нас худых еже убо зде написахом вкраце».

№ 155. Часослов, в четвертку, 132 л., полууставом XVIII–XIX в.в., в бумажном переплете; листы 37 и 57 чистые.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle