А.И. Никольский

Источник

Псалтыри

№ 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью ХVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня».

Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

№ 103. Псалтырь, в четвертку, 153 л., полууставом нескольких почерков второй половины XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16. 17, 22, 23, 27, 28, 55, 84, 132, 153. На полях внизу листов 2–15 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь церкви Космы и Дамиана что в Кузминском». На нижней доске переплета приписка скорописью XVII в.: «Книга Псалтырь глаголемая … сына Мелнишново Лушитцково (Глушицкого?) монастыря». Рукопись оканчивается песнию Захарии и словами: «Словеса писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец но» … .

№ 104. Псалтырь, в четвертку, 107 лл., без начала и конца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита; порваны с ущербом для текста листы: 33, 71, 81, 82. Нет листов между 6, 7, 27 и 28 листами.

№ 105. Псалтырь, в 16-ю долю листа, без начала и конца, неполная, 137 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5, 6, 17, 18, 22, 33, 37, 45, 55, 58, 59, 63, 69, 70, 86, 94, 95, 122, 125, 130, 131, 137. Нет листов между 6 и 7, 9 и 10, 41 и 42 листами. Рукопись начинаетоя продолжением 38 псалма, а оканчивается неполным псалмом 144-м.

№ 106. Псалтырь, в четвертку, 189 л.л., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены. Нет листов между 85 и 86, 92 и 93 листами. На полях внизу листов 1–15 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Псалтырь от церкви Василия Великого что на Снежурках (?) отобрана на Вологде»; 2) «Сия книга глаголемая Псалтирь Липенские волости хрестьянина Трофима Макарова сына а подписал Ротковские волости Ракувта Кирозие шлып нонош ( – Матушка Тимофиев сын попов) лета 7137 (1626) году». Рукопись начинается продолжением 2-го псалма, а оканчивается неполною песнию пророка Захарии.

№ 107. Псалтырь с восследованием, в восьмушку, без начала, неполная, 321 л., полууставом нескольких почерков XV–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–2, 8–11, 22, 164 и 319. Нет листов между листами: 7 и 8, 10 и 11, 209 и 210, 226 и 227, 227 и 228, 313 и 314. На некоторых листах письмо очень бледно или истерто; другие листы с помарками.

Состав: 1) псалмы с песнями Моисея, Аарона и других пророков (1–181 об.); 2) по совершении же неколиких кафизм или всего псалтиря и песней Достойно есть или О тебе радуется .... посем глаголи молитву сию со вниманием: Многомилостиве и премилостиве Господи и всего добра дателю человеколюбче (181 об.–184); 3) многомилостивое «певаемо на Господские праздники и во дни нарочитых святых» (184–226 об.), без конца и неполно; 4) последование вечерни (227–227 об.), только начало; 5) устав полунощницы вседневной и субботней (228–230 об.); 6) последование утреници с 1-м часом (231–255 об.), 7) последование часов 3, 6 и 9 и изобразительных (255 об.–280), 8) последование вечерни (281–288), без начала, 9) трепари, богородичны и крестобогородичны, певаемыа по трепарях на вечерни и на утрени по гласом (288–290 об.); 10) тропари воскресные и ипакои (291–295 об.), 11) тропари п кондаки дневные (295 об.–298), 12) последование великой повечерницы (299–321), неполно; между 313 и 314 вырваны листы, на коих должны были быть конец седальна 8-го гласа по третьей песни, тропари 4-й песни и отчасти пятой.

№ 108. Псалтырь с восследованием, в четвертку, 298 лл., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 89–98, 197, 198, 201, 208, 209, 213, 217–220, 222, 223, 231, 232, 256–258, 261; недостает нескольких листов в средине рукописи между 254 и 255, 268 и 269 лл.; чистые листы: 205 и 206. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Псалтырь от церкви Живоначальныя Троицы что в Еналской волости отобрана в Консисторию».

Состав: 1) псалтырь (1–131), начинается 24-м псалмом; за библейскими песнями следует молитва: «Многомилостиве прещедре Господи, рекый: просите и приимете (130); на лл. 130 об.–131 «толк о неразумных словесех»; 2) частник имеай службу нощную и дневную по уставу иже в Иерусалиме лавры святаго преподобного и богоносного отца нашего Саввы (131 об.–204 об.): последования: полунощниц: вседневной (131 об.–139 об.), субботней (139 об.–140 об.), воскресной (140 об.–149); утреницы с 1-м часом (149–160 об.), часов и чина изобразительных (160–176 об.); здесь же «Блаженны» воскресные 2-го гласа, «по вся дни и по вся субботы 4-го гласа» с апостольскими и евангельскими чтениями; последования: по окончании трапезы (176 об.–178), вечерни (178–181), повечерниц: великой (181–194 об.); обычной (195–196), малой (196); тропари воскресные на 8 гласов (197–200); тропари, богородичны и кондаки дневные (200–202); «богородичны и крестобогородичны ихже глаголем на слава и ныне по тропари святого по гласу» (202–203 об.); 3) вопрос о сшествии Святого Духа (204), т. е. известное объяснение иконы. Начало: «Еже что есть человек старостию одержим в месте темьне»; 4) последование церковного пениа и сбрание вселетного устава святых отец правила, имеай тропаря и кондакы Господским праздником Христовым и Пречистей Его Матери и нарочитым святым и прочим имже поется Бог Господь и имже аллилуия от месяца сентября до месяца августа (207–298 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове указываются следующие: сентября 5 – князь Глеб, сентября 9 и 19 – Федор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 28 – Арсений Сербский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симен Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 15 – князь Владимир. Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде – ноября 27 и Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы – июня 23 и августа 26.

№ 109. Псалтырь с восследованием, в четвертку, без начала, 289 лл., полууставом ХVI в., в дощатом с кожею переплете.

Состав: 1) псалтырь (1–112), начинается 58-м псалмом, последования: 2) вечерни и повечерницы с любопытными подробностями в Великую субботу (112–115 об.); 3) в неделю Пасхи (115 об.–125); 4) тропари и кондаки воскресные от недели Антипасхи по неделю Всех Святых (125 об.–127 об.); 5) часословец имеяй нощную и дневную службу по уставу преподобного отца нашего Саввы (127 об.–289 об.); последования: полунощниц: а) вседневной (127 об.–133 об.); б) субботней (133 об.–134); в) утреницы (134–141): г) часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями (141–156 об.); д) обедницы (156 об.–159); е) чина о панагии (159–162 об.); ж) последования вечерни и великой повечерницы (162 об.–177); з) служба к Господу Иисусу Христу – творение кир-Феоктиста инока студийского (177–183); каноны: и) Пресвятей Богородице Одигитрии (183–191); к) благодарен Пресвятей Богородице на утрене в субботу 5-й еедмицы поста (191–203); л) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (203–207 об.); 6) месяцеслов с тропарями и кондаками и с указанием особенностей богослужения в некоторые дни (207 об.–289 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 11 – Амфилохий Глушицкий; октября 19 – Иоанн Рыльский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл, просветитель славян; апреля 17 – Зосима Соловецкий; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский. Из русских праздников Богородичных отмечен один–Покров.

№ 110. Псалтырь с некоторыми последованиями, в четвертку, без начала и конца, 229 лл., полууставом ХVI в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–8, 17, 28, 54–59, 62, 63, 65, 66, 91, 92, 107, 108, 115, 122–126, 127–130, 141. Нет листа между 122 и 123 листами. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь от Рожественской церкви что на Устюге и на Стану (?).

Состав: 1) псалтырь (1–172), неполная, начинается 18 м псалмом, последования: 2) часов: 3, 6 и 9 и чина изобразительных (173–196 об.); 3) великой и малой повечерниц (197–221 об.); 4) тропари воскресные на 8-мь гласов (221об.–226); 5) тропари и кондаки на каждый день седмицы (226–228 об.); 6) богородичны и кресто-богородичны (228 об.–229 об.), без конца.

№ 111. Псалтырь, в четвертку, 222 л., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. Листы 1–19, 203–206, 216–222 писаны полууставом XVII в.; 139 л. порван с ущербом для текста. Нет одного листа между 1 и 2 листами.

Ha 1–19 лл. последования полунощниц: вседневной, субботней и воокресной; на 203–215 лл. канон за умершаго, с предисловием; на 216–220 лл. «помянник, его же должно есть иноку или мирянину на всяк день по скончании своего келейного правила, со всяким умилением и усердием чести»; на 221–222 л. л. «отпустителнии тропари всея седмицы».

№ 112. Псалтырь, в четвертку, неполная, 164 л., полууставом конца ХVI в., разбита, в поврежденном дощатом переплете, без молитв и тропарей.

№ 113. Псалтырь, в четвертку, неполная, 107 л.л., полууставом второй половины XVI в., с недурными разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 7–10, 40, 48, 61, 64, 91, 93, 97–102. Некоторые листы запачканы и подклеены. Начинается 20-м псалмом, за 79-м псалмом следует 86-й псалом; нет конца 88 и начала 89 псалмов; рукопись оканчивается 131-м псалмом.

№ 114. Псалтырь, в четвертку, без начала и конца, неполная, 144 л., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Последние листы оборваны. Порваны с ущербом для текста листы 134, 135.

№ 115. Псалтырь, в четвертку, 189 л.л., полууставом нескольких почерков XVI и XVIII веков (на листах: 1–25, 181–189 почерк более поздний, на листах же 26–180 – более старый), в кожаном переплете.

Состав: 1) конец 1 псалма и начало второго (1), 2) разумно да будет начати и кончати иноком особь пети псалтирь (1–3), 3) псалмы с библейскими песнями (3 об.–187), 4) последование по скончании кафизм (187–189).

№ 116. Псалтырь, в восьмушку, неполная, 322 л., полууставом XVI в., в порванном кожаном переплете; многие листы порваны, иногда с большим ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга псалтырь Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Перебатине» (?).

Состав: 1) последования вседневной и субботней полунощниц (1–11 об.); 2) чин како достоит пети псалтырь (12–14 об.); 3) псалтырь (15–322 об.), оканчивается началом шестой песни.

№ 117. Псалтырь, в восьмушку, без начала и конца, 130 л. л., полууставом XVI в., в дощатом переплете (нет нижней доски). Порваны с ущербом для текста листы: 1, 6, 12–21, 27, 34, 35, 42–44, 46, 48, 49, 52, 57, 60, 68, 82–84, 94, 107, 126–128.

№ 118. Псалтырь, в четвертку, без начала и конца, неполная, 140 л.л., полууставомт. XVI и XVII в. в· (листы 1–47 XVII в., листы 48–140 XVI в.), в кожаном переплете, со следами промочки и помарками. Порваны листы: 34, 36 и 92. На полях внизу листов 9–19 приписка: «Священноерей Еупл положил сию книгу псалтырь сыну своему Елисею Еуплову».

№ 119. Псалтырь, в 32-ю долю листа, 231 л., полууставом XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы 2, 4, 10, 13, 18, 19, 28, 36, 62, 66, 79, 105, 107, 109.

За избранными псалмами с величаниями (154–193) следует устав святых отец Богом преданный всем хотящим пети псалтырь в молчании живущим иноком и всем богобоязнивым православным христианом (194–223) и канон за единоумершаго, без конца, с предисловием (223 об.–231 об.).

№ 120. Псалтырь, в четвертку, 191 л., полууставом нескольких почерков XVII–XVIII веков, с заставкою и разрисованными буквами, в кожаном переплете. Листы 1–36, 159–191 позднее вставлены.

Состав: 1) устав о псалтыре како должно глаголати во все лето (1–2), 2) устав о псалтыри како должно есть глаголати во святый великий пост (2 об.), 3) указ о кафизмах пятыя недели великого поста (3 об.), 4) подобает ведати како глаголати псалтырь во святую великую седмицу страстньй недели (3 об.); 5) разумно да будет, како подобает особ пети псалтырь (4–5), 6) псалмы с библейекими песнями (7–164 об.), 7) величания с избранными псалмами (165–184), 8) последование по исходе души от тела, без конца (185–191).

№ 121. Псалтырь, в четвертку, без начала, неполная, 303 л., полууставом начала ХVIII в., в кожаном переплете; 157 л. порван. Рукопись начинается 38 псалмом, за «многомилостивым» (180–248) следует устав «святых отец Богом преданный всем хо(тя)щим пети псалтырь в молчании живущим иноком и всем богобоязнивым православным христианом (248 об.–285). Затем каноны: 1) молебный Пресвятей Богородице – творение священно-инока Игнатия (285 об.–296) и 2) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (296–303).

№ 122. Псалтырь, в четвертку, 237 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, 1 и 2 листы чистые; многие листы подклеены.

Состав: 1) разумно да будет како начати иноку особь пети псалтырь (3–5); 2) текст псалмов (6–203); 3) последование по совершении неколиких кафизм или всего псалтыря и песней (204–206), 4) устав святых отец Богом преданный всем хотящим пети псалтырь в молчании живущим иноком и всем богобоязнивым православным христианом (206 об.– 230); 5) канон за душу умершаго (231–237 об.).

№ 123. Псалтырь, в четвертку, 137 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. На л.л. 1–2 об. како начати иноку особь пети псалтырь; в конце – устав о псалтыри како должно есть глаголати во все лето (135–137 об.).

№ 124. Псалтырь, в восьмушку, 240 л.л., полууставом конца XVIII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете.

№ 125. Псалтырь, в восьмушку, без конца, 96 л.л., изящною скорописью начала XVIII в., без переплета. Начинается статьею о том, как должно читать псалтырь, оканчивается 93-м псалмом.

№ 126. Несколько псалмов, тетрадь в восьмушку, 16 л.л., полууставом XVIII в., в кожаной обертке.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle