А.И. Никольский

Источник

Нотные книги

№ 1169. Богородичник на крюковых нотах, в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79.

Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Xвaлитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

№ 1170. Пение всенощное на праздники Господския и Богородиц(кия) или нарочитому святому на линейных нотах, в четвертку, 199 лл., южно-русским полууставом начала XVIII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 5, 6, 44, 130–167, 199; некоторые листы подклеены. Нескольких листов в рукописи не достает.

№ 1171. Ирмологий на крюковых нотах, в восьмушку, без начала, 259 лл., полууставом XVII в., с заставкою (66) и с разрисованными буквами, без переплета; 63–65 листы без текста, но с помарками; 4-й лист порван с ущербом для текста. На 231 листе киноварная приписка полууставом: «Канон Богородице а написан во 189 (1681) году июля в 28 день».

Состав: 1) стихиры на «Господи воззвах», стихиры «на стиховне», антифоны и Блаженны, поемые в неделю, восьми гласов и богородичны на дни седмицы восьми гласов (1–62 об.); рукопись начинается антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы канонов восьми гласов (66–220); 3) трипеснцы на павечерницах во дни предпразднества Рождества Христова и Богоявления (220–227 об.); каноны: 4) из службы равноапостольной княгине Ольге (228–230); 5) молебный Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (231–242 об.); 6) служба без канона Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (244–255 об.); 7) канон Богородичен господина Феофана и господина Иосифа (256–259 об.).

№ 1172. Ирмологий на линейных нотах, в лист, без конца, 252 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 250–252 листы порваны с ущербом для текста.

Состав: 1) догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов (1–200 об.); 2) подобны восьми гласов (201–208 об.); 3) праздничныя стихиры, задостойники, причастны и другия песнопения (209–252). В языке замечаются южно-русския особенности.

№ 1173. Ирмологий на линейных нотах, без начала и конца, 222 л., юго-западно-русским полууставом XVIII в., с грубо нарисованными и раскрашенными заставками и большими буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5–12, 221 и 222. На л. 76 об. запись: «Skonczyesie iarmoloy ten roku 1743 marca». Ha 206 л. приписка. «Сей ермолой раба божия Иоанна Покори от К. 1772».

№ 1174. Ирмологий на линейных нотах, в лист, без начала и конца, 193 л., полууставом XVIII в., с крупными начальными разрисованными буквами, с частию бумажнаго переплета.

Состав: 1) ирмосы 7–9 песен канонов втораго гласа, догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов 3–8 гласов (1–137 об.), песнопений перваго гласа нет; 2) стихиры «подобны» восьми гласов (133–143 об.), 3) стихиры и ирмосы на некоторые праздники (144–193 об.). В языке замечаются южно-русския особенности.

№ 1175. Ирмологий на на линейных нотах, в лист, без начала и конца, 187 лл., полууставом XVIII в., в холщевой обертке, разбит; нескольких листов в средине рукописи не достает; 1–7 и 187 листы порваны с ущербом для текста.

№ 1176. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, без начала и конца, 308 лл., полууставом XVIII в., с оригинальною заставкою миниатюрою (33 л.) и разрисованными буквами, в бумажном переплете. Листы рукописи перепутаны. Внизу на полях листов: 1–5, 13–21, 57–67 приписки: 1) «Куплена от мене Василия Мушинского медератора (1–5). Свято-Иллинского за цену денег... тринадцать проданая Иоанну Автуховичу Оршанскому (13–21) поповичу для того подписую я для лиепшей вияри рукою моею власною» (57–64); 2) киноварыо: «Сея кнега. глаголемая Ирмолой сего (?) месяце отца Стефана Хруцкаго прозветера Селюцкаго (65–67).

№ 1177. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, 163 л., полууставом конца XVIII в., в бумажном переплете. Чистые листы: 139, 143 и 163. На 143 и 163 листах филигрань: «1789». На 1-м листе надпись: «Города Слободского Вятской губернии».

Состав: 1) оглавление (2–3); 2) алфавитный указатель (4–7 об.); ирмосы: 3) Киевского распева на дни двунадесятых праздников (8–66); 4) воскресные восьми глаеов (66–90 об.); 5) на дни 1-го и 30-го января, в субботу Лазареву, в недели: третью Великаго поста, Фомину, Мироносиц, Расслабленнаго, Самаряныни, Слепого, на дни: Преполовения Пятьдесятницы, Рождества Иоанна Предтечи, Полтавской победы, Петра и Павла (91–123); 6) (ирмосы) разных гласов и песней (123 об.–127); 7) на дни празднуемых святых богородичнаго канона (127 об.–130); 8) молебнаго канона Пресвятей Богородице (130–132); 9) припевы на 9-й песни канонов Рождеству Христову, Сретению Господню и «Честнейшая» и богородичен пред великим славословием (132 об.–142); 10) антифоны восьми гласов греческого распева (144–162).

На л. 1 об. засвидетельствованная подписью известнаго директора Придворной Капеллы А. Львова следующая приписка: «Книга служившая руководством для положения в гармонию ирмосов и антифонов малого греческого распева; причем были приняты в соображение и другия рукописи числом до 11-ти того же распева, как равно и некоторыя небольшия перемены, вошедшия в обычай весьма с давняго времени. В 1850 r.».

№ 1178. Ирмологий на крюковых нотах, в четвертку, 144 л., полууставом XVIII в., с плохо исполненною рамкою, в дощатом с тисненою кожею переплете. На последнем 144 листе за текстом киноварная запись: «Слава совершившему Богу 7264 (1756) году».

Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1–135) и 2) трипеснцы на повечериях во дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления Господня.

№ 1179. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, 127 лл., без конца, полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. На верхних полях 2–12 листов приписка: «Города Вятки Донской Богородицкой церкви сей ирмолой в котором сто тридцать один лист подписан 1847 года марта 15 дня».

Состав: после неполнаго оглавления: 1) ирмосы двунадесятых праздников и канонов: Архистратигу Михаилу, Андрею Первозванному, Новому лету (1-го января и 1-го сентября), Трем Святителям, в субботу Лазареву, в недели: третью Великаго поста, Ваий, Фомину, Мироносиц, Расслабленнаго, Самаряныни, Слепого, Пятьдесятницы, в среду Преполовения, Рождеству Иоанна Предтечи, на дни празднования Полтавской победы и Тихвинской Божией Матери, апостолам Петру и Павлу, Положению честныя Ризы Господней, Усекновению главы Иоанна Предтечи, канонов Пресвятей Богородице второго, седьмого и восьмого гласов (2–107 об.); 2) антифоны восьми гласов (108–123); 3) Бог Господь яа 8-мь гласов (123 об.); несколько тропарей воскресных по Непорочны (124), «Честнейшую», богородичен пред славословием великим и литийный стих Богоматери: «Яко воистинну древняго кивота», без конца (124 об.–127 об.).

№ 1180. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, 126 лл., полууставом конца XVIII в., в поврежденном бумажном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 79 и 125. На начальном не нумерованном листе надпись: «Всесвятской церкви казенная, 1823 года». Ha внутренней стороне верхней обложки помета: 1844 г.

Состав: ирмосы: 1) двунадесятых праздников (1–55); 2) воскресные восьми гласов (55–79 об.); 3) канонов: Новому лету 1-го января и 1 сентября, Трем Святителям, в недели: Фомину, Мироносиц, Расслабленнаго, Самаряныни, Слепого, третью Великаго поста, в среду Преполовения, в субботу Лазареву, Архистратигу Михаилу, Рождеству Иоанна Предтечи, на день празднования Полтавской победы, апостолам Петру и Павлу, Положению Ризы Богородицы, Усекновению главы Иоанна Предтечи, Андрею Первозванному, канонов Пресвятей Богородице второго, седьмого и восьмого гласов; Андрея Критского, запевы на Сретение Господне и две стихиры: а) «Восхвалим песньми божественными чудотворение твое преславне Артемие» и б) «Глас Господень на водах» (79 об.–126).

№ 1181. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, 111 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Внизу на полях 1–3 листов приписка: «Сарапульского Вознесенского собора».

Состав: 1) оглавление (1 –2); 2) ирмосы и песни тех же канонов, что и в ирмологии № 1177. На 110 об.– 111 листах литийный стих Богородице: «яко воистинну древняго кивота».

№ 1182. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, 107 лл., (107 лист наклеен на переплете), полууставом конца XVIII в., в бумажном переплете. На 11-м листе запись: «Сии киевские ирмосы Слободского Крестовоздвиженского монастыря подписаны 1834 года октября 25 дня послушником Иваном Скарданицким» На 1-м листе оглавление. В рукописи не достает нескольких листов.

№ 1183. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, 85 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Некоторые листы подклеены, иногда с ущербом для текста. В начале рукописи три не нумерованных листа: на первом из них реестр ирмосов и запись: «Губернского города Вятки градской Владимирской Богородицкой церкви казенный подписан 1842 года сентября 24 дня», а на третьем помета: «К отношению г. директора Придворной Певческой Капеллы от 11 мая 1850 года за № 258»; третий лист без текста. На внутренней стороне переплета помета карандашом: «К № 3079-му от 15 мая 1850 года».

№ 1184. Ирмологий на крюковых нотах, в восьмушку, без начала, 306 лл., полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. В средине рукописи не достает нескольких листов.

Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1–286); 2) несколько песнопений из служб на дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления Господня (287– 306 об.).

№ 1185. Ирмологий на крюковых нотах, в четвертку, без конца, 261 л., полууставом поморского письма XVIII–XIX веков, с разрисованными буквами, от дощатаго с кожею переплета сохранилась только верхняя доска.

Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1– 183 об.); 2) трипеснцы и каноны на повечериях на дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления (184–193 об.); 3) восследование всенощнаго бдения (194–212 об.); стихиры на «Господи воззвах» и другия песнопения положены на восемь гласов; 4) избранныя песнопения Четыредесятницы и из службы в неделю Пасхи (212 об.–234); 5) величания (234–250); 6) стихиры а) на целование Креста и б) на целование умершаго (250 об.– 252); 7) тропари и кондаки Рождеству Христову и Богоявлению (252–253 об.); 8) стихиры и богородичны из служб Благовещению Пресвятыя Богородицы, Богоявлению и в Великую субботу (254–259); 9) прокимны в седмицу Пасхи (259–260); 10) богородичен восьмого гласа из службы Казанской Божией Матери и тропарь Иоанну Богослову (260–261 об.), последний без конца.

№ 1186. Ирмологий на линейных нотах, в четвертку, без конца, 136 лл., полууставом XVIII–XIX веков, в кожаном переплете; 135 и 136 листы чистые. На переплете ярлык с надписью: «Из Нолинского духовнаго правления».

Состав: ирмосы канонов: 1) на дни двунадесятых праздников (1–51); 2) восьми гласов (51–73); на дни: 3) Новаго лета –1 января (73 об.–74 об.); 4) Трем Святителям – 30 января (74 об.–75 об.); в недели: 5) Фомину (75 об.–78); 6) Мироносиц (78–80 об.); 7) Расслабленнаго (80 об.–83); 8) на день Преполовения Пятьдесятницы (83– 84); в недели: 9) Самаряныни (84–87); 10) Слепого (87– 89 об.); 11) третью Великаго поста (89 об.–92); на дни: 12) ноября 8 – Михаилу архангелу (92); 13) в Лазареву субботу (92 об.–94); 14) Рождества Иоанна Предтечи (94– 96 об.); 15) Полтавской победы (96 об.–101); 16) Петра и Павла (101–103); 17) Положения Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (103 об.–104 об.); 18) Усекновения главы Иоанна Предтечи (104 об.); 19) сентября 1-го (105), 20) Андрея Первозваннаго (106); ирмосы канонов: 21) Богородице, 2, 7 и 8 гласов (106 об.–113); 22) на день празднования Явления иконы Пресвятыя Богородйцы Тихвинския (113); 23) антифоны восьми гласов (113 об.–132 об.); 24) тропари по Непорочны, воскресные, без конца (133).

№ 1187. Каноны на линейных нотах, в четвертку, 346 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Листы чистые 296–345; 346 лист о помарками. На переплете записи скорописью: 1) «Книга иеродиакона Феодосия Лисянского списана 1727 г. месяца июня 23 дня», 2) «Сия книга принадлежит города Новгород-северска церкви соборно Успенской». Там же с подписью известнаго директора Придворной Капеллы А. Львова заметка: «Каноны двунадесятых праздников малаго греческого распева 1727 года».

Состав: каноны: 1) на дни двунадесятых праздников (1–259 об.); 2) в 39 день месяца августа о мире, 2– го гласа (260–263 об.); 3) апостолам Петру и Павлу (264–279 об.); 4) в неделю Ваий, гласа 4 (280–287), по распеву отличный от канона в ту же неделю («веханию Господню») на листах 147–160 об.; стихиры: 5) 5 гласа: Тебе одеющагося, Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго (288–291); 6) Успению Богоматери, 4 гласа. Егда изшла еси (291–292 об.); 7) Александру Невскому, 4 гласа. Да веселится днесь новый Израиль (292 об.); 8) на литии на «И ныне … : «Приидите возрадуемся Господеве» (292 об.– 293 об.); 9) задостойники: а) Да молчит всяка плоть человеча (293 об.–294 об.) и б) О тебе радуетсл (294 об.–295).

№ 1188. Канон и неполное последование часов в Светлую седмицу на крюковых нотах, в восьмушку, 22 л., полууставом XVIII в., с разрисованною буквою (1 л.), в бумажной обложке.

№ 1189. Несколько кафизм на крюковых нотах, в четвертку, без начала и конца, 17 лл., полууставом XVIII в., от древеснаго переплета сохранилась только часть верхней доски; от последняго листа нижняя часть оторвана.

№ 1190. Начальное учение кто хощет знать (по линейным нотам) пение, в четвертку, без конца, 16 лл., полууставом начала XIX в., без переплета. На нижнем поле перваго листа запись: «Писана лета 7310* (1802)».

За изъяснением нотных знаков (1–14) следуют песнопения: «Свете тихий» 6 гласа и «Господь воцарися» двух напевов.

№ 1191. Псалмы 148,149 и 150 на крюковых нотах, в четвертку, 6 лл., полууставом начала XVIII в., в порванной цветной бумажной обложке; 6-й лист чистый.

№ 1192. Сборник песнопений на крюковых нотах, в четвертку, без начала и конца, 162 л., полууставом XVII в., в поврежденном переплете (верхняя крышка бумажная, нижняя доска обтянута кожей). Порваны о ущербом для текста листы: 1–25, 96–100, 106 124, 133, 134, 140, 154, 155, 158. В средине рукописи не достает нескольких листов.

Состав: 1) ирмосы восьми гласов (1–106 об.); 2) песнопения на некоторые праздники (107–112) и 3) некоторыя песнопения восьми гласов из служб октоиха (112–162).

№ 1193. Сборник песнопений на крюковых нотах, в восьмушку, без начала и конца, 387 лл., с заставкою (131), полууставом XVII в.,, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете с застежкою. Чистые листы: 130 а, 130 б, 130 в, 130 г и 130 д.

Состав: 1) службы воскресныя восьми гласов, из октоиха, без начала (1–74); 2) Блаженны воскресные восьми гласов (75–77); 3) тропари воскресные, богородичяы и ипакои восьми гласов (77–85); 4) столпы утренних воскресных евангельских чтений (86–88); 5) светильны воскресные, богородичны и стихиры евангельския двух распевов (89–130); 6) службы Четыредесятницы и Страстной седмицы (131–304 об.); 7) службы Пятидесятницы (305–387 об.), служба в неделю Всех Святых без коцца.

№ 1194. Сборник песнопений на крюковых нотах, в восьмушку, без начала, 255 лл., полууставом XVII в., без переплета. Нет нескольких листов между листами: 111 и 112, 117 и 118, 141 и 142, 147 и 148.

Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1–140 об.), начинается с 6-ой песни 1-го гласа; 2) трипеснец на повечерии 22 декабря и канон на утрене 23 декабря; трипеснцы на повечерии 3, 4 января и канон на утрене 5 января, последний без конца (140 об.–147 об.); 3) стихиры на «Господи воззвах» на малой и великой вечернях и стихиры «на стиховне» на великой вечерне в субботу «вечер» и антифоны степенны и стихиры «на хвалитех» на утрене в неделю восьми гласов (148– 227); 4) богородичны и крестобогородичны восьми гласов (227 об.–255 об.).

№ 1195. Сборник песнопений на крюковых нотах, в восьмушку, без начала и конца, 212 лл., полууставом второй половины XVII в., без переплета. Нет нескольких листов между листами: 62 и 63, 136 и 137, 166 и 167, 188 и 189; 90 и 91 листы вставлены из другой рукописи.

Состав: 1) стихиры из служб на дни: а) Рождества Богородицы (1–18), б) Воздвижения честнаго Креста (18–44), в) Введения Пресвятыя Богородицы (44 об.–60 об.); 2) последования часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня (61–71 об. и 92–101); стихиры из служб на дни: а) Рождества Христова (72–91 об.), б) Богоявления Господня (101–115), в) Сретения Господня (115 об.–132 об.), г) Благовещения Пресвятыя Богородицы (132 об.–153); д) Входа Господня во Иерусалим (153 об.–171); е) Вознесения Господня (171–184); ж) Пятьдесятницы (185–197) и з) Преображения Господня (197– 212).

№ 1196. Сборник песнопений на крюковых нотах, в восьмушку, без начала, 169 лл., полууставом XVII в., с черною заставкою (45), от досчатаго с кожею переплета сохранилась только нижняя доска; 44-й лисг с помарками. На полях внизу листов 1–43 приписка: «глаголемая Ирмолой устюжанина посадского человека Илейки Михаилова сына Кузнецова а подписал я сам Илейка своею рукою лета 7179 (1671)-го году июня в 27 день на память преподобнаго отца нашего Сампсона странноприимца».

Состав: 1) песнопения из служб воскресных восьми гласов (стихиры, антифоны степенны и Блаженны), начинаются антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы кановов восьми гласов: 3) ирмосы канона 22 декабря; трипеснца на повечерии 23 и канона на повечерии 24 декабря, двупеснца 3 января, трипеснца 4 января и канона на повечерии 5 января.

№ 1197. Сборник песнопений на крюковых нотах, в восьмушку, без начала и конца, 109 лл., полууставом конца XVII в., в дощатом с кожею переплете; в средине рукописи не достает листов.

Состав: кафизма 17 в Великую субботу; евангельския стихиры, задостойники, песнопения октоиха из служб воскресных 6–7 гласов стихиры «на Господи воззвах» и «на стиховне», антифоны степенные и Блаженны на литургии. Так как не все листы в рукописи сохранились, то одни из указанных песнопений без начала, другия – без конца.

№ 1198. Сборник песнопений на крюковых нотах, в четвертку, 61 л.: полууставом XVII–XVIII вв., с заставкою из цветов, без переплета, но с поврежденным кожаным корешком; 1, 2, 60 и 61 листы чистые.

Состав: песнопения великой вечерни и всенощнаго бдения: псалом: «Благослови душе моя Господа», Господи воззвах, Бог Господь и Свят Господь Бог восьми гласов; запевы, припевы и концы к стихам на восемь гласов (1–12); Свете тихий 1–8 гласов, на каждый отдельно (12–19), Свете тихий на восемь гласов вместе таким образом, что первая фраза текста поется на 1-й глас, вторая на второй и т. д. (19–20 об.); тропарь и кондак Богоявлению, стихиры по 50-м псалме на Рождество Христово и Богоявление, покаянныя стихиры на всенощном бдении в Великий пост (21–25), О тебе радуется Взбранной воеводе, Владычице приими молитву раб своих, Егда славнии ученици (25–30 об.), На реках вавилонских, Господи аще не быхом святыя твоя имели молитвенники, Многая множества моих Богородице прегрешений (31–35 об.), припевы на 9 песни канона Сретению Господню, припевы трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, величание ангелам (36–40 об.), Зряще мя безгласна (41–42), припевы на 9-й песни канона Успению Богородицы, Святый Боже нескольких напевов (43– 45), песнопения из последования утрени в неделю Пасхи (46–57 об.).

№ 1199. Сборник песнопений на линейных нотах, в лист, без конца, 305 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 281 и 282 и 304 и 305; 82 и 200 чистые листы.

Состав: 1) Бог Господь на восемь гласов (1–3); 2) богородичны догматики и «на стиховне», седальны на кафизмах и антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов [4–239); 3) подобны восьми гласов (240–251 об.); 4) каноны во дни предпразднства Рождества Христова и Богоявлениа (252–258); 5) стихиры праздникам Владычним, Богородичным и святых (258–276, 295–304 об.), стихиры в неделю блуднаго, в субботу мясопустную и неделю сыропустную (276–281), последняя стихира без конца; 6) песнопения: Тебе одеющагося и Приидите ублажим и канон в неделю Цветную, тропарь «Вечери Твоея» и «Да молчит всяка плоть», припевы на утрене в Великую субботу (282–246, 304); отрывок из всенощнаго бдения (305).

№ 1200. Сборник песнопений на линейных нотах, в четвертку, 230 лл., скорописью XVIII в., в кожаном переплете.

За оглавлением (1–7 об.) следуют: I) концертныя песнопения на дни: 1) Пасхи: а) Богоотец убо Давид (8– 10 об.); б) Смерти празднуем умерщвление (111–113 об.); 2) Вознесения: а) Пострадал еси плотию (13 об.–14 об.); б) Господь вознессся на небеса (195–196 об.); 3) Пятьдесятницы: а) Преславная днесь (15–17); б) С высоты силою учеников Христе (173–174 об.); в) Преславная днесь, иного роспева (175–176 об.); 4) Преображения: а) Новая видевше и преславная (66–68 об.); б) Прообразуя воскресение твое Христе Спасе (177–178); в) Новая видевше и преславная, иного роспева (178 об.–181); 5) Успения Богородицы: а) На бессмертное твое Успение (17–19); б) Людие предъиграйте (92 об.–95), в) Всечестное твое Успение (199–200); 6) Рождества Богородицы: Во благознаменитый день (196 об.–198 об.); 7) Воздвижения: а) Да радуется тварь (12–13 об.); б) Паче солнечныя зари (90–92 об.); в) Днесь неприкосновенный существом (108 об.–111); г) Зрящи тя вся тварь (122 об.–124 б.); д) Днееь владыка Твари (194–195); 8) Покрова Богородицы: а) Прииди ныне во славе (39 об.–41); б) Приидите празднолюбных собори (106–108 об.); в) О всепетая Мати (127–128) ; 9) Введения Богородицы в храм: а) Днесь Бoroвместимая церковь (25–26 об.); б) Днесь возсия (185 об.–187); 10) Рождеетва Христова: а) Веселитеся небеса (34 об.–36); б) Слыши небо (97 об.–99); в) Веселися Вифлеем (153 об.–156); г) Днесь Христос (192 об.–194); 11) Богоявления: а) Днесь тварь просвещает (30–33); б) Днесь Христос (115–117); 12) Сретения Господня: Чертог многосветлый (168–169 об.); 13) в неделю мытаря и фарисея: Вседержителю Господи (165–166 об.); 14) в неделю блуднаго: а) На реках вавилонских (74–76 об.); б) Отче благий (160–161 об.); 15) в неделю мясопустную: Егда приидеши (140–142 об.); 16) в неделю сыропустную: Седе Адам (163 об.–165); 17) в неделю Ваий: а) Прежде шести дней Пасхи (10 об.–12); б) Радуйся и веселися граде Сионе (151 об.–153 об.); 18) Благовещению Богородицы: а) Да веселятся небеса (36–39); б) Совет Превечный (55 об.–58); в) Послан бысть с небесе (166 об–168); 19) в Великую субботу: Днесь ад стеня вопиет (139–140); 20) Нерукотворенному Образу: Радуйся, Божественный образе (191–192 об.); 21) Пресвятей Богородице: а) Богородицу Марию вси воспоем (19–20 об.); б) Исхити мя Владычице (33–34 об-); в) Предстательство христиан (162–163 об.); г) явлению иконы Ея: Сей храм пресветел (26 об.–28 об.); д) Знамению: Се ныне время благоприятно (41 об.–43); е) Приидите вси (169 об.–173); 22) Петру и Павлу: Кая темница (20 об.–22); 23) Иоанну Богослову: а) Сына громова (22–24 об.); б) то же, иного прикладу (187 об.– 189 об.); 24) в неделю Всех Святых: Всяк иже исповесть мя (28 об.–30); 25) Новому лету: На престоле огнезрачнем (45–47 об.); 26) Александру Невскому: Возвеселитеся днесь (43–45); 27) Иоанну Златоусту: Труба Златогласная (189 об.–191); 28) Трем Святителям: Благодатныя органы (71 об.–74); 29) Алексию митрополиту: Наста светоносный день (84 об.–87 об.); 30) Архангелу Михаилу: Идеже осеняег (200 об.–202); 31) пророку Илии: Приидите православных совокупление (181–182 об.); 32) святителям: а) Всяк язык да подвижится (130 об.– 133 об.); б) Тецыте верния собори (156–158); в) Человече Божий (203 об.–204 об.); 33) Усекновения главы Иоанна Предтечи: Рождеству сотворяему (182 об,–184); 34) мученикам: а) Кто ны разлучит (159 об.–160); б) страстотерпцу Феодору: Днесь возсия паче денницы (99–102); в) мученику Платону: Подвигов широтою (102–106); г) страстотерпцу Димитрию: Днесь торжество (119–120 об.); д) страстотерпцу Георгию: Приидите верних собори (184–185 об.); е) великомученику Никите: Днесь вселенная (202–203 об.); ж) Павлу Фивейскому: Яко светило (76 об.–78 об.); 3) Косме и Дамиану: Кто не удивится (87 об.–90); 35) псалмы: а) Се ныне благословите Господа (47 об.–50); б) Возведох очи мои в горы (50 об.–53); в) Благословен Господь яко услыша глас (53–55 об.); г) Хвалите Бога во святых его (58 об.–62); д) Боже хвалы моея не премолчи (62–64); е) Суди ми Боже (64– 66); ж) Вниду к жертвеннику Божию (68 об.–71 об.); з) Помилуй мя Господи яко скорблю (78 об.–81 об.); и) Услыши Господи молитву мою (81 об.–84 об.); и) Господь воцарися (113 об.–115); к) Скорби сердца моего (120 об.–122 об.); л) Спаси мя Боже яко внидоша воды, только в оглавлении; м) Услышите сия вси язы́цы (129–130 об·); н) Господи кто обитает в жилищи твоем (142 об.–145); о) Имже образом желает елень (145– 146 об.); п) Господь утверждение мое и прибежище мое (146 об.–148 об.); р) He отвержи мене во время старости (148 об.–150 об.); с) Очисти мя Спасе (151); т) Услыши Боже моление мое (158–159 об.); у) Благословлю Господа на всякое время (137–138); ф) Се что добро или что красно (228 об.–230); 36) на стихи из Ломоносова: а) Играй Россия, торжествуй (124 об.–126 об.); б) Господь просвещение мое (134–); в) Хвалу Всевышнему владыце (135 об.–137); г) Хвалите Господа с небес (138–139); д) Господи кто обитает в светлом доме (135–135 об.); 37) псалмы умилительные: а) Трепетом ужасным (95– 97 об.); б) Помышляю день страшный (117 об.–119); в) Виждь мою скорбь (128–129); 38) концерт поздравительный: Воспоем песнь Господеви Богу (225 об.–227); II) служба Божия (литургия) разных композионеров: 1) Титова: Единородный Сыне, Херувимская и Задостойник (204 об.–206 об.); 2) ростовского протодиакона: Единородный Сыне, Аллилуиа, Херувимская, Задостойник (206 об.–210 об.); 3) Ивана Киселева: Единородный Сыне, Приидите поклонимся, Святый Боже, Аллилуиа по апостоле, Херувимская, Милость мира, Тебе поем, Задостойник (210 об.–215 об.); 4) Ивана Леонтьева: Единородный Сыне, Херувимская, Задостойник (215 об.–218 об.); 5) Титова пропорциальная: Единородный Сыне, Херувимская и Задостойник (218 об.–221); 6) Киселева: Единородный Сыне, Херувимская и Задостойник (221–224); 7) постная; Ныне силы небесныя, Вкусите и видите (224–225 об.); 8) постная. Ныне силе небесныя и Вкусите и видите (227 об.–228 об.).

№ 1201. Сборник песнопений на линейных нотах, партия дисканта, в четвертку альбомнаго формата, без начала и конца, 138 лл., скорописью XVIII в., в порванном кожаном переплете.

Состав: 1) Херувимская песнь, Ныне силы небесныя, Да исправится молитва моя (на литургии преждеосвященных даров), Господи помилуй, Верую, Милость мира, Тебе поем, Достойно есть, Вкусите и видите, Ангел вопияше, Отче наш, О тебе радуется, Днесь Дева раждает Владыку, Да молчит и 2) концерты: Торжествуйте днесь вси любящии Сиона, Воспойте Господеви песнь нову, Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, He отвержи мене во время старости, Господи силою твоею возвеселится царь, Приидите возрадуемся Господеви, Призри на моление твоих раб всенепорочная, К Богородице прилежно ныне притецем, Не имамы иныя помощи, Имже образом желает елень, Услыши Господи глас моления моего, Господи возлюбих благолепие дому твоего, Возлюблю тя Господи крепосте моя, Слава в вышних Богу, Веселитеся праведнии небеса радуйтеся; Господь воцарися, Готово сердце мое Боже, Вси язы́цы восплещите руками, Бог ста в сонме богов, Приидите и видите дела Божия, Приидите новаго винограда рождение, Вскую мя отринул еси, Господи кто обитает в жилище твоем, Тебе Бога хвалим, Многая лета, Воскликните Господеви, Вознесу тя Боже мой, Коль возлюбленна селения твоя Господи, Милости твоя Господи во век воспою, Единородный Сыне, Господь просвещение мое и спаситель, Блажени людие ведущие воскликновение Господи.

№ 1202. Сборник песнопений на линейных нотах, партия тенора 2-го, в четвертку альбомнаго формата, 127 лл., без конца, скорописью XVIII в., без переплета.

Состав: все те же песнопения и концерты и в том же порядке, что и в № 1201, за исключением последнего концерта: «Блаженны ведущии воскликновение». Рукопись начинается песнопением «Благослови, душе моя, Господа», котораго нет в № 1201.

№ 1203. Сборник песнопений на линейных нотах, партия тенора, в четвертку альбомнаго формата, 124 л., без конца, скорописью XVIII в., в кожаном переплете. Нет листов между листами: 100 и 101, 106 и 107.

Состав: все те же песнопения и концерты и в том же порядке, что в № 1201, и, сверх того: песнопение «Благослови, душе моя, Господа» в начале рукописи, а в конце – «Небеса поведают славу Божию».

№ 1204. Сборник песнопений на линейных нотах, партия альта, в четвертку альбомнаго формата, 120 лл., скорописью конца XVIII в., в кожаном переплете. Нет листов между листами: 7 и 8, 69 и 70, 73 и 74, 114 и 115, 118 и 120. Листы 116–118 перепутаны: 119 и 117 листы должны следовать после 114 листа, a 118 иосле 116.

Состав: все те же песнопения и концерты и в том же порядке, что в № 1201, и, сверх того, песнопение «Благослови, душе моя, Господа» в начале рукописи.

№ 1205. Сборник песнопений на линейных нотах, в четвертку альбомнаго формата, без начала и конца, 108 лл., скоропхисью XVIII в., без переплета.

Состав: все те же песнопения и концерты и в том же порядке, что в № 1201, за исключевием тех, которыя следуют в № 1201 после «Тебе Бога хвалим».

№ 1206. Сборник песнопений на линейных нотах, партия баса, в четвертку альбомнаго формата, 105 лл., скорописью конца XVIII в., в порванном кожаном переплете; 104 лист должен быть между 97 и 98 листами.

Состав: все те же песнопения и концерты и в том же порядке, что в № 1201, за исключением тех концертов, которые следуют в № 1201 после «Милости Твоя, Господи, во век воспою». Рукопись начинается песнопением «Благослови, душе моя, Господа», котораго нет в № 1201.

№ 1207. Сборник богослужебный, в четвертку, без конца, 81 л., полууставом конца XVIII в., с заставкою, в бумажном переплете; 26 и 27 листы только с помарками.

Состав: служба Покрову Пресвятыя Богородицы (1–25) и положенныя на крюковыя ноты, песнопения: Блаженны воскресные восьми гласов, несколько тропарей и кондаков, воскресные прокимны восьми гласов, задостойники.

№ 1208. Сборник песнопений, преимущественно из Октоиха, на линейных нотах, в четвертку, без начала и конца, 72 л., полууставом нескольких почерков XVIII в., без переплета. В рукописи не достает нескольких листов.

№ 1209. Сборник песнопений на крюковых нотах, в четвертку, 31 л., поморским полууставом конца XVIII в., в бумажной обложке. Нет листа между 14 и 15 листами.

Состав: 1) стихиры на вечерне в Великую субботу и «Свете тихий» двух распевов (1–7); 2) канон в неделю Пасхи (8–31); ирмосы: «Воскресения день» и «Святися, святися» положены на несколько напевов.

№ 1210. Сборник песнопений на крюковых нотах, в четвертку, без конца, 28 лл., полууставом конца XVIII в., без переплета, разбит,. Первый лист порван с ущербом для текста. Нет листа между 23 и 24 листами. На первом листе заглавие киноварью: «Октай на осмь гласов – творение великаго светилника преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна Дамаскина».

Состав: 1) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер», антифоны степенные и стихиры на «хвалитех» на утрене в неделю перваго гласа (1–13); 2) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» и стихиры «на хвалитех» на утрене в неделю втораго гласа (13–25); 3) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» третьяго гласа (25–28).

№ 1211. Сборник песнопений из октоиха на линейных нотах, в восьмушку, без начала и конца, 41 л., полууставом XVIII в., без переплета; 41 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами: 4 и 5, 33 и 34, 36 и 37.

Состав: песнопения: 1) гласа 2-го: богородичен догматик, стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер» и антифоны степенны на утрене в неделю, третий антифон без конца (1–4 об.); 2) гласа 3-го: богородичен догматик и стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер», антифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (5–9 об.); 3) гласов 4–8-го: стихиры: на «Господи, воззвах» с догматиками и стихиры «на стиховне с богородичнами на великой вечерне», «в субботу вечер», аятифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (9 об.–41 об.), третий антифон 8-го гласа без конца и нет Блаженнов того же гласа.

№ 1212. Сборник песнопений, в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX в.в., в бумажном переплете; 19-й лист чистый.

Состав: 1) стихиры воскресныя 1-го гласа с богородичном 1-го гласа и несколько песнопений из пасхальнаго канона, положены на крюковыя ноты (1–18); 2) канон молебен Пасце глас 1-й (20–28); 3) книга Патерик скитский изложение святаго верховнаго апостола Павла покаяние пред образом Божиим кроме иерея како исповедати грехи своя скитским инокам по вся дни (28 об.–34). Начало: «Предано святым апостолом Павлом великому Дионисию Ареопагиту глубина премудростем философу».

№ 1213. Сборник песнопений на крюковых нотах, в четвертку, без конца, 14 лл., поморским полууставом XIX в., с недурною разрисованною буквою, без переплета.

Состав: стихи из псалмов: 1, 103, 116, 129, 140 и 141, «Свете тихий», прокимны седмичные и в неделю и «достойники на воскресной полунощнице на осм гласов», последние не все: рукопись оканчивается началом «достойника» 5-го гласа.

№ 1214. Службы двунадесятых праздников на линейных нотах, в четвертку, 387 лл., московским полууставом конца XVII в., в дощатом с тисненою кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 59, 67 и 258. На 225 л. киноварная запись латинскими и греческими буквами: «Трудившися дому Премудрости слова Божиа святыя восточныя апостольския церква клирик Георгий Карпов сын Земцов».

Служба Рождеству Богородицы без начала; служба Успению Богоматери без конца. На лл. 108 об.–119 об. и 157–168 царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня.

№ 1215. Службы двунадесятых праздников на линейных нотах, в четвертку, 175 лл., начала XVIII в., с гравированною на 1-м листе рамкою, в верхней части которой медальон с изображением Рождества Богородицы, а с боку имя гравера: Василий Андреев, (см. Ровинский: «Русские граверы», первое издание, стр. 380), в дощатом переплете с застежкою; 152 лист чистый.

За службами двунадесятых праздников помещены песнопения четверга, пятницы и субботы Страстной седыицы и неполная служба положению Ризы Господа Иисуса Христа в 10-й день июля. Пред службами Рождеству Христову и Богоявлению находятся последования царских часов в навечерия этих праздников.

№ 1216. Стихиры на малой и великой вечернях на дни Сретения Господня, Введения во храм и Рождества Пресвятыя Богородицы и Воздвижения Креста Господня, в лист, 40 лл., поморским полууставом XIX в., без переплета; чистые листы: 5, 8, 17, 18, 26, 38–40. На обороте 8-го листа помета: № 26/7 июня 1855 г. Часть стихир (1– 4, 9) на крюковых нотах.

№ 1217. Славник, в 16-ю долю листа, 13 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 2-й лист чистый. На первом листе заглавие: «Сей Славник Полиевта Кузнецова собственой. 1840 года».

Состав: песнопения из службы Рождества Христова.

№ 1218. Стихирарь на крюковых нотах, в четвертку, 247 лл., неполный, полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Порваны о ущербом для текста 232 и 247 листы.

Состав: стихиры на «Господи, воззвах», «на стиховне», литийныя и на «хвалитех» на дни двунадесятых и других праздников Господских, Богородичных и избранным святым и песнопения из последований в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в Великий четверг. Между прочими стихиры на праздники Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 21 мая, 23 июня и 26 августа (223–233 об.) и Покрова Богородицы (244–247 об.).


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle