А.И. Никольский

Источник

Святцы

№ 1140. Святцы, в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго».

За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.).

Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский: февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы и Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

№ 1141. Святцы, в малую восьмушку, без начала и конца, 146 лл., полууставом XVI–XVII вв., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 43 и 44, 49 и 50, 84 и 85, 111 и 112, 127 и 128, 142 и 143; 81 лист подклеен с возобновлением текста.

Состав: 1) великое повечерие, без начала (I–9 об.); 2) стихнры воскресныя 1-го гласа на великой вечерне (10–11 об.); 3) тропари и богородичны воскресные восьми гласов (11–13 об.); 4) канон Святей Троице, поемый в неделю вместо полунощницы (13 об.–19); 5) песнопения утрени недельной перваго гласа (19–29 об.); 6) степенны антифоны восьми гласов (30 об.–34 об.); 7) светильны чрез всю седмиицу (34 об.–36); 8) богородичны и крестобогородичны иже глаголються на славу и ныне по тропарех на вечерни и на утрени и на Бог Господь восьми гласов (36 об.37 об.); 9) кондаки и икосы воскресные восьми гласов (38–40); 10) троичны восьми гласов (41– 44); 11) повесть о белом клобуке, без начала (44–46 об.); 12) сказание Максима Грека об ό ων (46 об.– 47 об.); 13) изъяснение значения мантии патриаршей или епископской и толкование слов: патриарх, митрополит, архиепископ, епискот, архимандрит, игумен, протопоп, пресвитвр, протодиакон, архидиакон и диакон (47 об.–48 об.)· Начало: «Глаголют от иже взыскующей трудолюбне о сих еже о мантии патриархове или архиепископа и епископа и о прочих яже зде»; 14) о поставлении иерарха на орлеце (49 об.), повидимому, без конца. Начало: «Егда поставляемому иерарху хотящему быти»; 15) последование церковнаго пения и собрания вселетняго по уставу иже в Иерусалиме преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы иже от святыа горы (50–141), т. е. святцы с тропарями и кондаками; 16) заповеди святых отец и учение и устав о велицем посте (141 об.–142 об.), без конца; 17) отрывок из Пасхалии (143–146), на л. 146 об. «часы по русски в Великом Новеграде» без конца. В месяцеслове нет листов с текстом с 12-го февраля по 21 мая включительно и с 18 –21 июля.

Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, не показаны следующия: сентября 9 – Иосиф Волоцкий; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 4– Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 23 – Иаков Боровицкий; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 7 – Антоний Сийский и Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Георгий Всеволодович великий князь и Кирилл Новоезерский; февраля 11 – Всеволод князь Псковской; мая 29 – Иоанн князь юродивый Христа ради Устюжский; июня 15 – Иона митрополит; июля 11 – Антоний Печерский; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 3 – Антоний Римлянин.

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь поименованы следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 9 – «в той же день преподобный Арсеней старец преиде и начат жити на Коневском острове в Новгородской области на Ладожеком озере в Кореле»; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 28 – «Вечеслав, князь Черниговский(?), блаженный мученик»; сентября 29 – «Варлаам(?), архимандрит Богоявленский»; октября 14 – Константин философ, «учитель словенску языку и болгарску»; тропарь и кондак ему помещены под 14 февраля; октября 15 – «преставление иже во святых отца нашего Дионисия митрополита(?) всея Руси новаго чудотворца. Преставление память иже во святых отца Еуфимиа архиепископа Великаго Новагорода новаго чудотворца»; ноября 5 – Евфимий, архиепископ Новгородский; ноября 14 «преставление святого князя Александра Ярославича в скиме Новгородского новаго чудотворца в лето 6750 (1242) при архиепископе Спиридоне»; ноября23 – «преставление святого благовернаго князя Александра Ярославича Невского. Преставися во мнишестве в лето 6771 (1263)»; под 21 декабря замечено о митрополите Петре: в той же день преставися всесвященный архиепископ Богоспасенаго града Киева и всеа Русии Петр митрополит в 3 час нощи в лето 6834 пасы церковь Божию лет 18 и 6 месяц и создана церковь во имя Пресвятыа Богородица честнаго Ея Успениа и заложи себе гроб в церкви своима рукама и положено бысть тело святого в церкви соборной Пресвятыа Богородица каменной в Богоспасаеме град(е) славнии нарецаеме Москве при благоверном и христолюбивом цари великого княз(я) Ивана Даниловича и подают исцелениа честныа его мощи притекающим с верою к раце его. Списа же … смиренный митрополит Киприан тои же митрополит»; января 9 – Павел Обнорский; января 17 – Антоний Римлянин; января 19 – Феодор юродивый Христа ради Новгородский, новый чудотворец; января 24 – Иоанн «новый, иже бысть усечен во граде в Казани»; января 30 – Никита Новгородский; мая 27 – Киприан, Фотий и Иона, митрополиты, новые чудотворцы; июня 15 – Симеон архиепископ Новгородский; июля 9 – «страдание священномученика Кирилла епископа Ростовского, новаго чудотворца»; июля 27 – «успение Микулы Кочанова», юродиваго Христа ради Новгородского.

Из славянских святых поименованы: октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский, января 10 – «Павел Белоградский(?), пустынножитель, преподобный»; января 14 – Савва Сербский, июня 2 – Иоанн Сачавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

Из праздников Богородичных русского происхождения отмечены: Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

Отметим памяти следующих святых: ноября 9 – Иоанна Колова, «нареченнаго за скудость возраста; ноября 14 – успение равноапостольнаго правовернаго царя Константина и Христолюбивыя матери его царицы Феодоры; января 12 – «Стефан преподобный иже созда монастырь Гусиныа ямы); февраля 11 – царицы Феодоры, «сотворшиа православие»; июня 10 – убиение святаго великомученика царя Иоанна; августа 2 – Иустина царя «равнаго апостолам».

№ 1142. Святцы с тропарями и кондаками, в восьмушку, 425 лл., полууставом конца ХVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете. Нет листа между 147 и 148 листами: 44-й лист чнстый. На полях внизу листов 1–8 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Месечная Богоявленской пустыни на Белавине острове».

Из русских святых здесь отмечены: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 19 и марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 27 и февраля 11 – Всеволод князь Псковской, в крещеяии Гавриил; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий, февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 9 – Кирилл Белоезерский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский. Славянские святые отмечены: октября 28 – Арсений Сербский; мая 26 – Георгий новый Болгарский; июня 2 – Иоанн инок Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы, ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы и июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы.

№ 1143. Святцы, в восьмушку, 248 лл., полууставом переходящим в скоропись разных почерков XVII и начала XVIII вв., с черными заставками, в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов в средине рукописи между листами: 183 и 184, 189 и 190, 196 и 197, 208 и 209, 214 и 215, 221 и 222.

Состав: 1) последование церковнаго пения, собрания вселетняго по уставу лавры преподобнаго отца нашего Саввы Освященнаго (1–108). Месяцеслов без тропарей и кондаков и уставных замечаний, но о святых сообщаются краткия биографическия данные.

Из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь, убит в лето 6524; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский, «бе в лето 6677»; сентября 9 – Иосиф Волоцкий, «создавший обитель в лето 7024»; сентября 16 – Киприан митрополит, «успе в лето 6914»; сентября 18 – Аркадий архиепископ Новгородский; сентября 19 – Феодор Смоленекий князь, «успе в лето 8807, бяше же сын Ростиславль, яко быти ему десятому от святаго великаго князя Владимира крестившаго Русскую землю»; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, «вкупе пострадаша от нечестиваго царя Батыя в лето 6753»; сентября 25 – «успение преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежского в лето 6900. Бяше же Сергие родом ростовец рода болярского преже пострижения своево исшед в пустыню созда обитель в ней же и пострижеся ту и преставися в седмьдесят осмое лето жызни своея. И память преподобныя матери нашеа Ефросинии дщере святого великого князя Михаила Черниговского»; сентября 27 – Савватий Соловецкий, «прииде на остров Соловецкий в лето 6943»; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 2 – Андрей юродивый, «родом бе словянин»; октября 4 – «обретение честных мощей иже во святых отца нашего Гуриа архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверского новых чудотворцев. Гурий бе по взятии Казанском первый архиепископ в Казани, родом синклитик руготиных и постриженик Иосифова монастыря. Варсанофий из Песнощьсково монастыря послан бысть со святителем сим Гурием вкупе создати в Казани первый монастырь еже есть Боголепнаго Христова Преображения внутри града Казани и потом во Твери быв на епископстве и оставив епископью пакы возвратися в Казань и тамо преставися. Обретены ж быша мощи их в лето 7104 октября в 4 день»; октября 7 – «Сергий иже на Нурме, Вологоцкий новый чудотворец, собеседник Павлу Обнорскому»; октября 12 – Амфилохий Глушицкий, ученик Дионисия Глушицкаго, «бе в лето 6944»; октября 15 – Иоанн «архиепископ Суздальский, «бе в лето 6895»; октября 19 – Димитрий Царевич, «сий святый страстотерпец Дмитрий, сын благовернаго царя и великого князя Иванна Васильевича всеа Руссии, убьен бысть на Углече от своего раба от властолюбца Бориса Годунова в лето 7098, а принесены быша честныя его мощы с Углеча к Москве в лето 7114»; октября 21 – «принесение честных мощей иже во святых отца нашего Иллариона, епископа Меглинского, новаго чудотворца в лето 6701. Сей обличи и посрами ересь армянскую еже постяхуся арцы урцыю»; октября 23 – Иаков Боровицкий; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский «в лето 6600»; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – «успение преподобнаго отца нашего Варлаама Хутынского в лето 6751»; ноября 11 – «успение Максима юродиваго Московского в лето 6942»; ноября 17 – Никон – ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – «убиение Михаила Тверского князя в лето 6827»; ноября 23 – «успение Александра Невского в лето 6771»; ноября 24 – Меркурий Смоленекий, «убиенный от царя Батыя в лето 6755»; ноября 26 – «освящение церкви великомученика Георгия в Киеве, в лето 6545»; ноября 28 – «успение Феодора архиепископа Ростовского в лето 6898. Сей бысть первый архиепископ в Ростове, а прежде его бяху епископи в Ростове. Сей созда Симонов монастырь на Москве, бяше сродник Сергию Радонежскому»; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 5 – Гурий архиепископ Казанский «в лето 7073»; декабря 7 – Авраамий епископ Ростовский; Антоний Сийский «лета 7047»; декабря 21 – «успение Петра митрополита в лето 6834, пас церковь Божию 18 лет, родом волынския земли»; января 10 – Павел Обнорский, «успе в лето 6937, пожыв лет 110»; января 11 – Михаил Клопский, «успе в лето 6907, от колена великих князей московских»; января 14 – Савва Сербский; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новград в лето 6600»; января 24 – «мученик Иван, пострадавший в Казани в лето 7037, родом нижеградец, саном синклитик»; января 28 – Ефрем Новоторжский, «бе в лето 6523, болярин бе святых страстотерпец Бориса и Глеба; января 31 – «успение Никиты епископа Новгородского в лето 6616, а обретены мощи его в лето 7066 апреля в 30 день; пас церковь Божию лет 6 и месяцев 5»; февраль 11 «успение Димитрия Прилуцкаго в лето 6900 и успение Всеволода Псковского в лето 6646»; февраля 12 – «успение Алексия митрополита в лето 6885»; февраля 13 – «Симион отец Саввы архиепископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл «философ учитель словяном и болгаром, соcтавивший русскую грамоту в лето 6360»; марта 2 – Арсений, епископ Тверской, «успе в лето 6917»; марта 5 – «обретение мощей Феодора Смоленского и Ярославcкаго и чад Давида и Константина в лето 6971»; марта 9 – «принесение честных мощей святого страстотерпца Авраамия из Болгар в славный град Владимир в лето 6607»; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский «в лето 6966»; марта 17 – Макарий Колязинский «успе в лето 6991»; марта 30 – Иона митрополит Московский в лето 6969»; апреля 1 – Евфимий Суздальский, «успе в лето 6912, поживе 88, постриженник Печерского монастыря в Нижнем Новегороде»; апреля 4 – «убиение Аврамиа Болгарского в лето бб03»; апреля 7 «успение Серапиона архиепископа Новгородского в лето 7067»; апреля 10 – Иаков преподобный «иже на железном борку созда обитель»; апреля 11 – успение Варсонофия епископа Тверского; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «пострадали при Олгирде нечестивом крале в лето 6850»; апреля 17 – Зосима Соловецкий, «успе в лето 6985»; апреля 20 – Александр Ошевенский, «бе в лето 6997, постриженник в Кирилове на Беле озере, родом Каргополец отца земледельца»; апреля 26 – Стефан Пермский, «успе в лето 6904. Сей пермичи учи и грамоту по их языку состави»; мая 1 – Пафнутий Боровский, «бе от племени агарянсково от отца именуемых единого от баскак, пострижен на Волоку Ламском. Преставися в лето 6987»; мая 2 – перенесение мощей Бориса и Глеба в лето 6580; мая 3 – Феодосий Печерский, «успе в лето 6582»; мая 7 – Антоний Печерский, «успе в лето 6582»; мая 11 – Мефодий, «епископ Моравский, брат святому Кириллу философу, составльшему словенскую грамоту в лето 6363»; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский, «родом бе от немецкия страны успе в лето 6982»; мая 15 – Исаия Ростовский, «в лето 6672» и Евфросин Псковской, «поживе лет 95, успе в лето 6909»; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 19 – Корнилий Комельский и Игнатий Вологодский новый чудотворец. «Сей святый Игнатий бе преж великий князь на Угличе нарицаем в мире великий князь Андрей и потом согнан быв с престола своего и много лет в темници затворен пребыв в ней же и по премногу Богу угодив успе и положено тело его святое во обители Всемилостиваго Спаса иже есть на Прилуце»; мая 20 – обретение мощей Алексия митрополита в лето 6947; мая 21 – Константин князь муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 24 – Никита столпник Переяславский, «бе в лето 6614»; мая 26 – обретение мощей Макария Колязинского; мая 26 – новоявленный страстотерпец Георгий, пострадавший в Средце граде в лето 7022; мая 27 – обретение мощей митрополитов: Киприяна, Фотия и Ионы; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий, «успе в лето 6920»; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго в лето 7011; июня 8 – Феодор архиепископ Суздальский; июня 9 – Кирилл Белозерский, «успе в лето 6933»; июня 13 «успение Андроника, ученика Сергия Радонежского в лето 6983»; июня 15 – успение Симеона архиепископа Новгородского; июня 19 – Антоний Сийский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 26 – «Дионисий Суздальский архиепископ, созда Печерский монастырь иже в Нижнем Новеграде. Преставижеся святый Дионисий в Киеве, тамо и погребен бысть в пещерах киевских; бяше же той в лето 6860»; июля 4 «обретение мощей Евфимия Суздальского в лето 7015»; июля 5 «обретение мощей Сергия Радонежскаго в лето 6466»; июля 8 – Прокопий Устюжский. Убиение святых благоверных великих князей Василия и Константина Ярославских чудотворцов; июля 11 – «княгяня Ольга, родом псковитянка, крестися в лето 6466 и успе в лето 6477»; июля 14 – «преподобный Стефан, брат по плоти святому Сергию Радонежскому чудотворцу, бе в лето 6900»; сей постриже Кирилла Белозерского»; июля 15 – «успение Владимира, просветившаго русскую землю святым крещением в лето 6497»; июля 20 – «Аврамий Чухолмский иже в Галиче новый чудотворец»; июля 24 – «Борис убиен бысть в лето 6522 июня 24. Глеб убиен бысть сентября в 5 в лето 5523»; июля 25 – «успение Макария Желтоводскаго, бе в лето 6912, постриженик Печерского монастыря в Нижнем Новеграде»; июля 27 – Никола Кочанов; августа 2 – Василий блаженный Московский «преставися в лето 7063»; августа 3 – Антоний Римлянин; «приплывший из Риму на камени по водам в Великий Новеград в лето 6600»; августа 16 – Иоаким Сардипольский; августа 21 – Аврамий Смоленский и ученик его Ефрем; августа 24 – «перенесение мощей Петра митрополита в лето 6927»; августа 30 – Александр Свирский, «успе в лето 7041».

Из русских праздников Богородичных в месяцеслове отмечены: сентября 16 «Знамение от иконы Пречистыя Богородицы иже на Толге егда явися в видении столпа огнена Иллариону епископу Ростовскому в лето 6871»; сентября 30 – «в сий день явися икона Пресвятыя Богородица иже на Тихвине в лето 6891»; октября 1 – «Покрову праздник уставися праздновати во дня Льва Премудраго царствовавшаго в лето 6444»; ноября 27 – «Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде в лето 6677»; июня 23 – «Сретение иконы Владимирския Божия Матери в лето 6988»; июля 6 – «в тойже день бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новеграде. На Рядитине бо улице в Великом Новеграде в церкви Пресвятыя Троица икона Пресвятыя Троица стоящия над двермя сниде долу и ста на воздусе никим же держыма и течаху от очию ея слезы яко струя от сухадрева»; июля 8 – «в той же день обретена бысть икона Пресвятыя Богородица в Казани от земнаго прикровения в лето 7087»; июля 9 – «Явление иконы Пресвятыя Богородицы на Колоче»; июля 16 – «в той же день бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы, слезы от иконы яко струя течаху, се же бысть в лето 6630 во области Псковстей в Чирской волости»; июля 28 – празднество иконы Смоленския Божией Матери; августа 26 – «Сретение иконы Владимирския Божией Матери в лето 6903» Отметив еще сведения, сообщаемыя в месяцеслове о святом Маманте и Иоанне Богослове: сентября 2 – «Мамонт родом римлянин рода болярска по рожении же его нем бе лет 5 и потом проглагола римски рек мама и того ради наречен бысть Мамонт. Пострада ж в лето 5778». Сентября 26 – «Сей Иоанн сын Зеведеов матере Соломонии дщере Иосифа обручника, темже Иоанн сей Иосифу обручнику внук а Христу Богу племянник по смотрению плотскому написа евангелие по 32-ю лет вознесения Христова проявлено пророку Иезекеилю во образе лвове прежде Христова воплощения лет за 460 царско ж лев и владычество того ради Иоанн царского владыческого чина, божества чина начат рек искони бе Слово пожыт же Иоанн лет всех 120 и сам себе повеле погрести до выя и потом протчие ученицы его пришедше видети его погребена и необретоша телеси его преложено бо бысть идеже Бог весть». За месяцесловом следуют: 2) сказание вкратце υ скандох воображеных у коегождо месечнаго числа (109–111 об.); 3) сказание и знамение окозрительнаго устава из 124-х глав (112–173); 4) келейное правило (174–180); 5) таблица пасхальная, из Зрячей Пасхалии неполная (181); 6) чин исповеди мирянам, неполный (182–238); 8) келейныя вечерния молитвы (242–248); 7) чин како подобает Причастие болю вборзе дати (238–241 об.).

№ 1144. Святцы, в 32-ю долю листа, 74 л., полууставом XVII в., в дощатом с тисненою кожею переплете с двумя медными застежками. Подклеены с восстановлением текста листы: 4, 5, 7–10, 12, 13, 15, 16, 19, 23, 27, 29, 30, 34, 39–41, 48, 54, 59, 61, 68–71; писаны полууставом XIX в., листы: 1–3, 20, 21,25, 50, 51, 55, 62,72–74.

Из русских святых здесь отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 4 – Гурий Казанский архиепископ и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – митрополиты: Петр, Алексий и Иона; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий и Всеволод (в крещении Гавриил) князь Псковской; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1-го – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 3 – Феодосий Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский и Димитрий Царевич; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяелавский столпник; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 10 – Антоний Печерский; июля 15 – князь Владимир; июля 25 – Макарий Желтоводский; августа 3 – Антоний Римлянин.

Из славянских святых отмечены: января 12 – Савва Сербский и июня 2 – Иоанн Сачавский.

Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы.

№ 1145. Святцы, в четвертку, 81 л., полууставом XVII (31–81 лл.) и XVIII (1–30 лл.) вв., с заставкою без переплета; 31–81 листы меньшаго формата, чем предшествующие; 54-й лист чистый. На лл. 55–67 Зрячая Пасхалия; на лл. 67–81 Лунное течение.

Памяти русских святых, не отмеченныя в современном Церковном Уставе, здесь те же, что в №№ 1156 и 1160 и, сверх того, следующия памяти: Исидора Ростовского под 9 апреля, Варсонофия Тверского под 11 апреля и Германа Соловецкаго под 12 мая. Славянские святые отмечены те же, что в №№ 1156 и 1160. Памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, в святцах рукописи нет тех же, что в №№1156 и 1160., за исключением памятей Филиппа митрополита под 3-м июля и Антония Печерскаго под 10-м июля.

Из Богородичных праздников русского происхождения, показанных в №№ 1156 и 1160, здесь не отмечены: Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы под 21 мая и Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге под 8 июля. Сверх тех Богородичных праздников, что в №№ 1156 и 1160, в святцах рукописи отмечены еще следующие: 24 сентября – Явление иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы; 14 февраля – Явление иконы Костромския Феодоровския Пресвятыя Богородицы и 19 августа празднество Донской Божией Матери.

№ 1146. Святцы, в четвертку, 94 л., без начала и конца, полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, 67 а и 67 б листы чистые.

Состав: 1) месяцеслов (1–65 об.), начинается 3-м сентября. Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны следующия: сентября 21 – Димитрий Ростовский; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля З – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Георгий князь и Кирилл Новоезерский; марта 17 – Макарий Колязинский; мая 15 – Димитрий Царевич; мая 29 – Иоанн юродивый Христа ради Устюжский; июля 5 – Феодор Ярославич князь; июня 15 – Иона митрополнт Московский.

В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующия не показанныя в современном Церковном Уставе памяти русских святых: сентября 5 – Глеб князь, «убиение в лето 6515;» сентября 7 – «преставися Прохор епископ Ростовский, новый чудотворец»; сентября 9 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 16 – «преставися Киприян митрополит Киевский всея Руси, новый чудотворец»; сентября 18 – «Аркадий архиепископ Великаго Новгорода, новый чудотворец»; сентября 24 – «преставися Авраамий, епископ Ростовский»; сентября 25 «память преподобныя матери нашея Ефросинии дщери святого великаго князя Михаила Черниговского»; сентября 29 – Авраамий Ростовский; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 7 – Сергий «иже на Нурже, Вологодский новый чудотворец»; октября 12 – «Анфилогий (Амфилохий) новый Вологодский чудотворец (?), игумен Глушинский»; октября 15 – Евфимий архиепископ Новгородский; октября 15 – Иоанн архиепископ Суздальский; октября 19 – Димитрий Царевич. «Сей святый страстотерпец Димитрий сын благовернаго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея России убиен бысть на Углече от своего раба от властолюбца Бориса Годунова в лето 7098, а принесены быша честныя его мощи с Углича к Москве в лето 7104»; октября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 3 – «Успение Гурия архиепископа Казанского»; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новгород в лето 6600»; января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 4 – «преставление преподобнаго отца нашего Феодора Смоленского чудотворца»; марта 5 – «обретение мощей Феодора князя Смоленского и Ярославского и чад его: Давида и Константина»; марта 9 – «принесение честных мощей страстотерпца Авраамия из Болгар в новый град Владимер в лето 6607»; марта 11 – «преставление преосвященнаго митрополита Феогноста Московского всея Русии»; марта 30 – Иона митрополит; апрела 1 – «Авраамий новый чудотворец еже пострада за православную веру»; апреля 7 – «успение Серапиона архиепископа Великаго Новгорода»; апреля 11 – «успение Варсонуфия епископа Тверского»; апреля14 – Литовокие мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «иже в Литве пострадавшие за брадобритие при Ольгерде нечестивом крале в лето 6808»; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 28 – Кирилл, епископ Туровский; апреля 30 – «успение Пахнотия Боровицкаго в лето 6986» (?!); мая 1 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Игнатий Вологодский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27–Киприян, Фотий и Иона митрополиты; мая 28–Иоанн Христа ради юродивый Ростовский (?); июня 1 – Амфилохий «Глушинский»; июня 3 – «сретение иконы Димитрия Прилуцкаго»; июня 4 – «обретение мощей Сергия Радонежского»; июня 8 – Феодор архиепископ Суздальский; июня 10 – убиение святаго великомученика царя Иоанна»; июня 13 – «успение Андроника ученика Сергия Радонежскаго»; июня 15 – «успение Симеона архиепископа Великаго Новгорода»; июня 19 – Антоний Сийский; июня 21 – «святаго благовернаго князя Феодора Александрийскаго, пострадавшаго в Орде от Батыя» (?!); июня 23 – Игнатий «царевич Углецкий»; июня 26 – «память Дионисия архиепископа Суздальского»; июня 29 – «преставление Петра царевича иже в Ростове»; июля 4 – «обретение мощей преподобного Евфимия архимандрита Суждальского»; июля 8 – «убиение благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев»; июля 14 – преподобный Стефан, «брат по плоти святому Сергию Радонежскому»; июля 20 – Авраамий преподобный Чухломский; июля 24 – Борис и Глеб. «Борис убьен бысть в лето 6525 июля в 24 день; Глеб убьен бысть в лето 6523 сентября в 5 день»; июля 27 – Николай Кочанов; августа 10 – Лаврентий юродивый Христа ради Калужский; августа 11 – «преставление благовернаго князя Даниила Невского чудотворца»; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 21 – Ефрем преподобный Смоленский.

Из славянских святых здесь отмечены следующие: сентября 16 – Людмила, баба Вечеслава Чешскаго; сентября 28 – Вечеслав князь Чешский; октября 14 – «Константин философ первый наставник словенскому языку и балгарскому, то есть чуден Констянтин нарицаемый Кирилл»; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский; февраля 13 – Симеон Сербский, «отец Саввы епископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл философ; апреля 4 – Авраамий Болгарский; мая 2 – Савва Сербский (?); мая 26 – «новоявленный страстотерпец Георгий, пострадавший в Средце граде за стафию»; июня 2 – Иоанн Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский. Богородичные праздники русского происхождения отмечены следующие: сентября 16 – «Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы иже на Толге»; сентября 30 – «явися икона Пресвятыя Богородицы иже на Тихвине»; октября 1 – Покров; октября 22 – Сретение иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 6 – «бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде»; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – воспоминание Знамения от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Велицем Устюге; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на Колоче; июля 16 – «бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы. Слезы яко струя течаху се же бысть в лето 6601 в области Псковской в Чирской волости»; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; июля 30 – «преставление Антония, епископа Ростовского»; августа 8 – Явление Толгския иконы Пресвятыя Богородицы; 2) ключ обращения Индиктионова («ключ вкратце со 157 лета) (66–67 об.), без конца; 3) Зрячая Пасхалия (68–80); 4) Лунное течение (80 об,–94 об.), без конца.

№ 1147. Святцы, в восьмушку, 271 л., полууставом XVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете; 238 а и 271 листы чистые.

Состав: 1) месяцеслов (1–234 об.), с краткими житиями святых; жития сходны с теми, что в № 1156. Памяти русских святых, отмеченныя, а равно и неотмеченныя в современном Церковном Уставе, Богородичные праздники русского происхождения и славянские святые – те же, что и в №№ 1156 и 1160; 2) Пасхалия Зрячая (235–253 об.) и 3) Лунное течение (254–269 об.). В конце рукописи выходная летопись какого-то сделаннаго в Киеве в XVIII в. издания святцев, повторяющаго московское издание 1646 года. Рукопиоь – список с этого киевскаго издания.

№ 1148. Святцы, в восьмушку, 150 лл., плохим полууставом конца XVIII в., от дощатаго с кожею переплета сохранилась только нижняя доска с застежками; 133–136 и 148–150 листы без текста. В средине рукописи не достает нескольких листов.

Состав: 1) месяцеслов (1–97). Памяти русских святых, отмеченныя в современном Церковном Уставе, славянские святые и Богородичные праздники русского происхождения – те же, что и в № 1156.

Из памятей русских святых, не отмеченных в современном Церковном Уставе и показанных в № 1156, в святцах рукописи нет следующих: под 23 декабря – Филиппа митрополита, под 14 февраля – Михаила князя Черниговского, под 26 мая – Макария Колязинского, под 14 июля – Стефана Махрищскаго и под 8-м августа – Зосимы и Савватия Соловецких; 2) ключ Индиктионова обращения и Зрячая Пасхалия (98–117), первый год 7281; 3) Лунное течение (117 об.–132 об.). Налл. 137–147 последование малаго повечерия, без начала.

№ 1149. Святцы, в восьмушку, 143 л, полууставом конца XVIII в., в дощатом о кожею переплете с застежками.

Состав: месяцеслов (1–102). Памяти русских святых, не отмеченныя в совремеяном Церковном Усхаве и славянские святые – те же, что в № 1156. Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи нет тех же, что и в № 1156 и, сверх того, нет памятей: под 23 октября – Иакова Боровицкаго, под 4 февраля – великаго князя Георгия и Кирилла Новоезерского и под 25 июля – Макария Желтоводского. Из отмеченных в № 1156 Богородичных праздников русского происхождения не показано Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы под 26 июня; 2) ключ Индиктионова обращения и Зрячей Пасхалии (103–126), первый год 7308; 3) Лунное течение (126–143).

№ 1150. Святцы, в восьмушку, 145 лл., полууставом XVIII в., с черными заставками, в дощатом с тисненою кожею переплете с застежками; 140–145 листы чистые; некоторые листы подклеены; 1 и 2 и 137–145 листы позднее вставлены.

Состав: 1) месяцеслов (1–102). Памяти русских святых, отмеченныя в современном Церковном Уставе, и славянские святые – те же, что в № 1156; памяти русских святых, не отмеченныя в современном Церковном Уставе, те же, что и в № 1156 и, сверх того, под 3-м июля показано «убиение Василия и Константина Ярославских князей». Из отмеченных в № 1156 Богородичных праздников русскаго происхождения не показано Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы под 26 июяя.

№ 1151. Святцы, в восьмушку, 132 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете с застежкою.

Состав: 1) месяцеслов (1–93 об.). Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны те же, что в № 1156, за исключением памяти великаго князя Феодора Ярославича, и, сверх того, – память Корнилия Комельского под 19 мая. Из не отмеченных в оовременном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны те же, что в № 1156, за исключением следующих памятей: Александра Ошевенского под 20 апреля, Иоанна Углицкаго князя под 19 мая, Димитрия Прилуцкаго под 3 июня, Александра Куштского под 10 июня и Андроника Московского под 13 июня. Славянские святые отмечены те же, что в № 1156. Из отмеченных в № 1156 Богородичных праздников русского происхождения не показано празднество Казанской Божией Матери под 22 октября; 2) Индиктион и Зрячая Пасхалия (93 об.–116) и 3) Лунное течение (116 об.–132).

№ 1152. Святцы, с краткими житиями некоторых святых и с Зрячею Пасхалиею, в восьмушку, без начала, 94 л., полууставом конца XVIII в., без переплета; 94 лист чистый. Из послесловия на лл. 92 об.–93 видно, что рукопись – список с печатнаго московского издания 1648 г. В послесловии ошибочно сказано: «в лето великого князя Михаила Феодоровича» вместо: Алексея Михаиловича. См. Каратаев: «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами, т. I, с 1491 г. по 1652 г.». Спб. 1885, № 645. Рукопись начинается 4 октября.

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых нет тех же, что и в № 1156. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых показаны те же, что и в № 1156; не показано только под 3-м июня Сретение образа Димитрия Прилуцкаго; сверх того, отмечены: под 27-м ноября Всеволод князь Псковской («Московский чудотворец») и под 28-м ноября Феодор архиепископ Ростовский («Новогородский чудотворец»).

Богородичные праздники русского происхождения и славянские святые (за исключением Иоакима Сардипольского) отмечены те же, что в № 1156. Пасхалия начинается 7289 (1781) годом, оканчивается 7363 (1855); в печатных же московских святцах 1648 г. Пасхалия начинается 7157 (1649) годом. На лл. 79–92 об. статья: «От завещаний Божественых апостол и от жительства святых отец предание како подобает иноком и християном жити». Начало: «Повелеваем всякому християнину по Святей Пасце ту всю седмицу от недели и паки до недели Фомины ясти сыр и рыбу и питие пити а мирстии ядят мяса, в среду и пяток заравно яко и в прочая дни». Здесь излагаются правила о соблюдении постов и праздников. Эта статья имеет значительныя отличия от Устава о христианском житии, изданнаго в единоверческом Малом Домашнем Уставе московской печати 1901 года. Этой статьи нет в печатных московских святцах 1648 г.

№ 1153. Святцы, со Зрячею Пасхалиею, в 16-ю долю листа, 146 лл., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 6 и 7, 110 и 111. Из отмеченных в Церковном Уставе памятей рус ских святых здесь нет тех же, что и в № 1156 и, сверх того, нет под 15-м июля памяти князя Владимира. Из не отмеченных в Церковном Уставе памятей русских святых в месяцеслове рукописи показаны те же, что и в № 1156 и, сверх того: под 27 ноября – Всеволод князь Псковской и под 28 ноября – Исидор Ростовский. Надо иметь в виду, что в рукописи нет листов с текстом с 14-го по 24 сентября включительно.

Из славянских святых в месяцеслове рукописи отмечены те же, что и в № 1156, не показан только под 28 октября Арсений Сербский. Из отмеченных в № 1156 праздников Богородичных русского происхождения здесь не показаны праздники: под 22 октября – Казанской Божией Матери и под 26 июня – Тихвинекой Божией Матери. Под 27 ноября отмечено Знамение Пресвятыя Богородицы в Новгороде. Пасхалия начинается 7241 (1733) годом.

№ 1154. Святцы с тропарями и кондаками и со Зрячею Пасхалиею, в четвертку, без конца, 276 лл., полууставом и скорописью начала XIX в., с черными заставками, в дощатом с кожею переплете с застежками. Порваны с ущербом для текста листы: 228–236, 253, 254, 256, 258, 265, 266, 269–271. На л. 1-м мелкие выписки; на лл. 270 об.–276 об. извлечения из пролога. На л. 228 об. киноварное заглавие «От сотворения всея твари и первосозданнаго человека обращение индиктиона пяти сот трицети дву лет четвертое надесеть». Зрячая Пасхалия начинается 7317 (1809) годом.

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи не показаны следующие: сентября 9 – Иосиф Волоцкий; сентября 21 – Димитрий Ростовский; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Сорский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Георгий Всеволодович великий князь и Кирилл Новоезерский, мая 19 – Корнилий Комельский; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит; июля 10 – Антоний Печерский; июля 25 – Макарий Желтоводский и августа 3 – Антоний Римлянин. Сл. 1156 и 1160.

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона. О почитании сих святителей замечено: «В сий день поем службу святым трием святителем Петру и Алексею и Ионе, Киевским и всея Русии чудотворцем. Составльшеся сий праздник в лето седьм тысящь 104 года месяца октября в 5 день повелением благовернаго и христолюбиваго царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца, по благосчловению великаго господина Святейшаго Иева патриарха Московского и всея Русии и всего свещеннаго собора»; ноября 27 – Всеволод князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрололит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 30 – Никита Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Колязинскй; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 29 – Петр царевич Ордынский; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 21 – Авраамий Смоленский. Сл. № 1156 и 1160.

Из славянских святых в святцах рукописи поименованы те же, что и в № 1156. Из праздников Богородичных русского происхождения, поименованных в № 1160, нет следующих: мая 21 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Божия Матери; июля 8 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; августа 8 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на реке Толге.

№ 1155. Святцы (с таблицею из Пасхалии), в четвертку, 53 л., полууставом XIX в., без переплета; 52 лист порван. Первый год в Пасхалии 1851.

Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, не показаны те же, что и в № 1156 и, сверх того, под 24 ноября память Меркурия Смоленского. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей в святцах рукописи показаны те же, что в № 1156, за исключением памяти митрополита Киприяна под 16 сентября, славянские святые отмечены те же, что в № 1156.

Из отмеченных в № 1156 Богородичных праздников русского происхождения в святцах рукописи не показано празднество Казанской Божией Матери под 22 октября и, сверх того, отмечено под 24 сентября Явление иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы.

№ 1156. Святцы без тропарей и кондаков, с краткими житиями святых и со Зрячею Пасхалиею (старообрядческие), в восьмушку, 278 лл., неполные, полууставом XIX в. без переплета. Нет нескольких листов между листами: 32 и 33 и 242 и 243.

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь нет следующих: сентября 21 – Димитрий Ростовский; сентября 30 – Михаил митрополит; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; июля 5 – Феодор Ярославич, князь; июня 15 – Иона Московский; июля 10 – Антоний Печерский. Означенныя памяти не показаны в единоверческих Святцах московской печати 1873 г., печатанных со святцев московской печати 1649 года. Из не отмеченных в Церковном Уставе памятей русских святых в рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприан митрополит; октября 5 – святители московские: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский: марта 26 – Варсонофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн князь Углицкий, в иноцех Игнатий; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – святители Киевские: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич и Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго; июня 8 – «обретение мощей Василия и Константина»; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андронин Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июня 14 – Стефан Махрищский; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов; августа 4 – Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим Московский и августа 14 – Феодосий Печерский. Памяти те же и в упомянутых выше единоверческих Святцах. Заметим, что нет листов с текстом с 16 по 28 ноября включительно. Из славянских святых отмечены те же, что и в процитованных выше единоверческих Святцах, а именно: октября 21 – Иларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский; февраля 14 – Кирилл Катанский; мая 26 – великомученик Георгий новый, пострадавший от царя Селима турского; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский. Из праздников Богородичных русского происхождения в святцах отмечены следующие: октября 1 – Покров, октября 22 и июля 8 – Казанской Божией Матери; мая 21, июня 28 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Божия Матери; июля 8 – Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы в граде Можайске иже на Колоче; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; августа 8 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы «иже на Толге».

Святцы описываемой рукописи отличаются от единоверческих Святцев московской печати 1873 года следующими особенностями: во первых, в них отмечаются поклоны приходные и исходные и келейное правило; во вторых, даются указания относительно трапезы, причем нередко делаются ссылки на уставы: Соловецкий, Кирилловский и Сергиевский. Отметим, что указания о поклонах и трапезы в сокращенном виде находятся в единоверческом Малом Домашнем Уставе московской печати 1901 года; в третьих, находятся отпусты на каждый день седмицы и праздничные (96 об.–209); в четвертых, имеются некоторыя интересныя дополнительныя статьи в виде заметок, которыя мы и приводим здесь.

Под 31-м января сказано: «В той же день память святыя мученицы Трифены. Стих. «Юнцем Трифена раздроблена телом их пищи послана неизреченней. Та бяше от града Казическаго иже у Елиспонтэ лежимаго дщи Анастасиа синклитика и матере Сократии, христианома сущема. Прииде же сама на мучение ни от кого же приведена, укоривши бо мерзския идолы и их же яко Бога чтущих безумно блудящих и отступити от суетства поучаше и к Богу истинному обратитися моляше. Того ради повелевшу Кесарию игемону и в пещь огненну ввержена бывши и оттуда преславно избавлена и на высоце древе обешена бысть и к дому стоящым гвоздием низвержена таже зверем вдана бысть и убо зверие тои не коснушася. Послежде юнцу затекшуся и рогом ту растерза низложи. Глаголют же се яко идеже кровь ея истече источнику водному истекшу ту, от негоже по еже родити женам или скотом не имеющым корму почерпше и пивше или скот напоити абие и младенцем млеко велми источити в славу Богу». См. Прологь, напечатанный С.-Петербургскою Синодальною типографиею в 1895 году. Под 30-м марта замечено: «В сий же 30-й день распят бысть Господь наш Исус Христос на кресте в шостый день и в шестый час дне пятка. И предан бысть в среду Июдою Искариотским от обоюнадесяте апостол старейшим и первейшим его учеником на 30-ти сребреницех. А един сребреник содержигь в себе 30 литр. А в литре 160 рублей. А всех литр 900 в сребреницех. А един сребреник 4000 рублей. А всех рублей считается в 30-ти сребрениках 100 и 40 и 4 тысящи». Сл. о цене 30 еребреник то, что издано в «Библ. Мат.» A. Н. Попова, № № XV–XIX, стр. 51.

Под 23 сентября, 25 декабря, 25 марта и 25 июня описания осени, зимы, весны, лета (из «притчи о годе»). Под 23-м сентября: «Отселе начинается осень до 25 декабря. Сие же третие время года имеет в себе меру 13 недель и два дни. А дней 93, часов же 2232. Осень подобна жене старой богатой многочадной. Овогда дряхлующеся: рекше, иногда скудость плодов земных и глад человеком. Овогда же радующеся и веселящеся то есть: иногда ведряна и обильна плодов земных, тиха и безмятежна. Осень подобна царю мужу чревовечному, обнажену от царских риз, оболчену в ризу ветху и нецарьску, но токмо венец на главе. Седящу же ему на престоле обычне сиречь на пристойном. В правой руце ключ держит, в левой же весы. Прискорбну сущу, плачющу и рыдающу своея наготы и погибели и своего царского богатства лишения.

Толкование. «Царь убо осень и средовечен; третие время года. Когда листвие от древес падают и древеса обнажены от листвия яко от царских риз и оболчену ветхим листвием яко в ризу царьскую или венец к различению царского подобия; оставших ради плодов прорастения име престол солнцу. В руце ключ на замчение водам, когда же в кораблех люди престают. В другой же весы: яко равноденствие».

Под 25 декабря: «Отселе начинается зима до 25-го марта месяца. Сие же четвертое время года имеет в себе меру 12 недель и 6 дней, а дней 91, часов же 2184. Зима подобна жене мачехе злей, нестройней, нежалостней, ярей и немилостивей. Егда же ли добра; но и тогда знобит. А егда же милует, но и тогда казнит, злобит и гладом морит и мучит грех ради наших. Зима образует болезнь, смерть и скончание животу. Блажен человек той, иже в разуме близ состаревся и умрет. Зима подобна царю мужу стару и нагу, оболчену во вретище. Седящу же ему на нижней степени престола и зрящу выспрь тверди, токмо венец един на главе его. В правой же руце меч держит; в левой же плащаницу. Зол бо бяше царь той зело и отнюдь немилостив ко всем и напрасно гневен и никакоже кого милует, но всякаго знобит.

Толкование. Царь убо есть зима: муж зело стар; четвертое время года. Конечное убожество и нищета от листвия древесем, снегом же и вретищем покровенной нижнейшей престол степень яко солнце течет и зрение высокое еже возврат солнцу на лето и венец дан на главе его ради власти времяни тоя же тогда предстоят. И руце меч великий человеческого мучительства. В другой же руце – плащаница яко мост от мразов на водах лед яко по нем путь человеком. Зла же люта и немилостива ко всем от земных ветров и великих морозов всякому животу человеческому и иным бывает».

Под 25-м марта: «Отселе начинается весна до 24 июня. Сие же первое время года имеет в себе меру: 13 недель, а дней 91, часов же 2184. Весна образуег юность: наричется убо яко дева. Преукрашена красотою и добротою сияющи. Чудна и преславна: яко всем дивитися зрящым доброты ея. Любима бо всем и сладка: родит бо ся в ней всякое животно, радости и веселия исполнена.

Толкование. Царь убо есть весна, яко юну царю благоуродныя времена, такожде и в весне многоразличные и красные дни бывают. Яко бо от весны именует первовремение и потом помалу начинает листвием одеятися, яко в царския одеяния и венец на главе власти ради времяни прорастение цветов, a престол солнцу течение в последнем крузе зодейном. А нозе наги имуще, яко не всякое древо исполнися листвием. И яко без сапогу, сиречь яко не вся совершишася. И ключ висящ в руце правой яко область времяни его отверзение водам и есть тогда рыболовство. А свещник месяц. А свеща на нем равноденство тогда часом. Разумей же яко огненная свеща одна день, а другая нощь есть. В другой же руце свиток, то есть, ко обычаю животным. А два слова написаны; то совокупление птиц, друга ко друзей тогда бывает и плод. А еже веселие яко обычай есть в весне красноденству. Такожде тогда и людие радующеся и собирают богатство. А весна богатеет богатством цветов и плодов земных. Вся же человецы, скоты, звери и птицы прекрасному времяни богородному радующеея и веселящеся».

Под 24-м июня: «Отселе начинается лето до 23-го сентября. Сие же второе время года имеет в себе меру 13 недель, а дней 90, часов же 2160. Лето нарицается муж совершен: и муж тих, богат и красен, питая многи человеки. Смотря и пекися о своем доме и любяще дело с прилежанием без лености вставая рано заутра и до вечера делая без покоя.

Толкование. Царь убо есть лето, подобно царю мужу совершену и вспять зрящу, оболчену в царскую светлую багряницу, на главе его венец царский златый. Седящу же ему на престоле царском злате и превысоце. Держащу же ему в цравой руце многоценный скипетр, в левой же с миром златый сосуд. Суще же царю тому зело богату праведну же милостиву и щедру веселящуся своими люди».

Текст одной притчи о годе и четырех временех года (или даже только о четырех временех года) встречается в рукописях XVII–XVIII вв. очень часто, обыкновенно с рисунками. (А. И. Соболевский. «Западное влияние на литературу Московской Руси XV–XVII вв.», СПБ. 1899 г., стр. 78. Изложение содержания текста о временах года. См. Буслаева: «Исторические очерки», т. II, 314–319 стр. Петухов. «Очерки из литературной истории Синодика». 1895 г., 262, 263, 378–387 стр. Православный Собеседник 1860 г. т. I. «Аллегорическия изображения времен года», 441–447 стр.

№ 1157. Святцы, в восьмушку, 135 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 115 а лист чистый.

Состав: 1) месяцеслов (1–94). Памяти русских святых, отмеченныя в современном Церковном Уставе, славянские святые (за исключением Иоакима Сардипольского) и Богородичные праздники русского происхождения в святцах рукописи те же, что в № 1156. Из памятей русских святых, не отмеченных в современном Церковном Уставе, показаны те же, что в № 1156, за исключением памятей: под 30 апреля Никиты Новгородского; под 19 мая Иоанна Углицкаго князя и под 3 июня Димитрия Прилуцкаго; 2) Зрячая Пасхалия, начинается 7346 годом, без конца (94–115 об.) и 3) Лунное течение (116–135 об.). Повидимому, список с печатнаго издания.

№ 1158. Святцы, в восьмушку, 70 лл., полууставом XIX в., в порванной бумажной обложке, на которой ярлык с надписью: «Святцы крестьянина Феопента Чуракова» заключают в себе один месяцеслов без тропарей и кондаков. Из отмеченных в Церковном Уставе русских святых нет тех же, что и в № 1156. Из не отмеченных в Церковном Уставе русских святых показаны те же, что и в № 1156 и, сверх того, следующие: сентября 27 – Борис Александрович великий князь Тверской и Феодор Ольгович великий князь Рязанский; ноября 27 – Всеволод Псковской князь; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский. Славянские святые показаны те же, что и в № 1156. Из отмеченных в № 1156 праздников Богородичных русского происхождения в описываемых святцах не показано 26 июня Явление иконы Тихвинския Божия Матери.

№ 1159. Святцы, в восьмушку, 64 л., без конца, полууставом XIX в., без переплета; 62–64 листы чистые. Текст месяцеслова обрывается на 14-м августа.

Памяти русских святых, отмеченныя в современном Церковном Уставе, здесь не показаны те же, что и в № 1156. Из памятей русских святых, не отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь показаны те же, что и в № 1156 (нет памяти Петра царевича Ордынского под 29-м июня) и, сверх того, памяти: под 27-м ноября Всеволода (Гавриила) князя Псковского и под 29-м ноября Феодора архиепископа Ростовского.

Памяти славянских святых отмечены те же, что и в № 1156. Из праздников Богородичных русского происхождения в месяцеслове рукописи показаны следующие: сентября 24 – Знамение от иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы; октября 1 – Покров; октября 22 и июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21 и июня 23 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; июля 9 – Явление иконы Можайския Пресвятыя Богородицы; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; августа 8 – Явление иконы Толгския Пресвятыя Богородицы. Отметим, что под 1-м ноября показано «Явление иконы Пресвятыя Богородицы Святогорския в лето 6600».

№ 1160. Святцы без тропарей и кондаков и Устав о христианском житии и домашней молитве с дополнительными статьями (старообрядческие), в 16 долю листа, 286 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, без переплета; чистые листы: 251, 285 и 286. На лл. 194–209 об. отпусты седмичные и праздничные; на лл. 209 об.–234 устав о искушении во сне скитских инок, молитвы пред обедом и после обеда, пред ужином и после ужина, обычныя и в Светлую седмицу; «како сотворити начало во святую великую неделю Пасхи»; «како (пети) во святую неделю Пасхи, во всю Светлую седмицу павечерница и полунощница и за первой час»; на лл. 234 об.–250 «како пети молебен во святую неделю Пасхи»; на лл. 252–284 об. каноны за единоумершаго и за умерших.

В Святцах делаются ссылки относительно трапезы на церковные уставы: Кирилловский, Новгородский, Соловецкий и указываются приходные и исходные поклоны.

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь не показаны следующия: сентября 9 – Иосиф Волоцкий; сентября 21 – Димитрий Ростовский; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский; декабря 7 и мая 27 – Иосиф Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит Московский; июля 10 – Антоний Печерский. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых показаны следующия: сентября 5 – Глеб, князь; сентября 16 – Киприян митрополит; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий 0бнорский; ноября 12 – Нил Сорский; ноября 27 – Всеволод великий князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 18 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и сыновья его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсонофий Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский, апреля 30 – Никита Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн князь Углицкий, во иноцех Игнатий, Вологодский чудотворец; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич и Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго; июня 8 – Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 16 – Нифонт епископ Новгородский; июня 29 – Петр царевич Ордынский; июля 29 – пренесение образа Николая Чудотворца от Корсуни на Рязань; июля 14 – Стефан Махрищский;августа 4 – Петр митрополит; августа 9 – Зосима и Савватий; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 14 – Феодосий Печерский. Из славянских святых в святцах рукописи поименованы те же, что и в № 1156. Из Богородичных праздников русского происхождения в святцах рукопиен показаны те же, что и в № 1156.

№ 1161. Святцы, в 16 долю листа, 123 л., поморским полууставом XIX в., в дощатом с кожею переплете. На лл. 89–123 Зрячая Пасхалия и Лунное течение. Первый год означенный в Пасхалии – 1833.

Памяти русских святых, отмеченныя, а равно и неотмеченныя в современном Церковном Уставе, славянские святые и Богородичные праздники русского происхождения – здесь те же, что в № 1156.

№ 1162. Святцы, в 16 долю листа, 133 л., полууставом XIX в., в дощатом с тисненою кожею переплете с застежкою.

Состав: 1) месяцеслов (1–90 об.). Памяти русских святых, отмеченныя в современном Церковном Уставе здесь не показаны те же, что в № 1156 и, сверх того, следующия: под 9 сентября – Иосифа Волоцкаго; под 30 сентября – Григория Пельшемского; под 1 октября – Саввы Вишерского; под 23 октября – Иакова Боровицкаго; под 5 ноября – Ионы Новгородского; под 24 ноября – Меркурия Смоленского; под 3 декабря – Саввы Сторожевского; под 7 декабря – Антония Сийского; под 4 февраля – Кирилла Новоезерского; под 19 мая – Корнилия Комельского; под 25 июля – Макария Желтоводского и под 3 августа – Антония Римлянина.

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны следующия: октября 5 – святителей: Петра, Алекеия и Ионы; января 17 – Антония Римлянина марта 30 – Ионы митрополита; апреля 14 – Антония, Иоанна и Евстафия, Литовских мучеников; апреля 30 – Никиты Новгородского; мая 7 – Антония Печерского; мая 15 – Евфросина Псковского; мая 27 – Киприяна, Фотия и Ионы; июня 3 – Димитрия Царевича; июня 29 – Петра царевича Ордынокаго; июля 24 – Бориса и Глеба; июля 27 – Николая Кочанова.

Славянские святые отмечены: января 14 – Савва Сербский; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; мая 26 – Георгий новый Болгарский; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский. Из отмеченных в № 1156 Богородичных праздников русского происхождения не показаны: октября 22 – празднество Казанской Божией Матери; июня 21 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы и июня 26 – Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы; 2) круг вруцелетия (91–93 об.); 3) Зрячая Пасхалия (94–114 об.), первый год, означенный в Пасхалии – 1845; 4) Лунное течение (114 об.– 133 об.).

№ 1163. Святцы с извлечением иэ Церковнаго Устава о богослужении и трапезе, в 16 долю листа, 132 л., поморским полууставом XIX в., в бумажной обложке; 88 а, 88 б, 88 в. чистые листы; нет листа между 79 и 80 листами. На 132 листе послесловие устава, напечатаннаго в Москве в 1641 году. (Каратаев, № 516).

Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны те же, что в № 1156 и, сверх того, памяти: под 9 сентября – Иосифа Волоцкаго, под 24 ноября – Меркурия Смоленского, под 4 февраля – великаго князя Георгия и под 19 мая – Корнилия Комельского. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны те же, что в № 1156, за исключением памятей: под 16 сентября – митрополита Киприана; под 7 октября – Сергия Обнорского; под 23 декабря – Филиппа митрополита; под 26 марта – Варсонофия Тверского; под 20 апреля – Александра Ошевенского; под 19 мая – Иоанна Углицкаго князя; под 3 июня – Димитрия Прилуцкаго; под 8 июня – Василия и Константина Ярославских князей; под 10 июня – Александра Куштскаго; под 13 июня – Андроника Московского; под 14 июля – Стефана Махрищского; августа 8 – Зосимы и Савватия Соловецких; августа 14 – Феодосия Печерскаго.

Славянские святые отмечены те же, что в № 1156. Из отмечениых в № 1156 Богородичных праздников русского происхождения не показаны октября 22 – празднество Казанской Божией Матери и июня 26 – Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы.

№ 1164. Святцы со Зрячею Пасхалиею, в 16-ю долю листа, 80 лл., полууставом XIX в., в дощатом с кожею переплете. Чистые листы: 76–80 и в начале рукописи пять не нумерованных. На 1-м листе вверху надпись: «Крестьянина Василия Лунева», а внизу сургучная печать Очерской заводской полиции.

Из отмеченных в Церковном Уставе памятей русских святых здесь нет тех же, что и в № 1156, и, сверх того, не показан под 19-м мая Корнилий Комельский. Из не отмеченных в Церковном Уставе и показанных в № 1156 русских святых в святцах рукописи не упоминаются следующие: сентября 16 – Киприан митрополит; октября 7 – Сергий Обнорский; апреля 20 – Александр Ошевенский; марта 26 – Варсонофий Тверской; мая 19 – Иоанн князь Углицкий, во иноцех Игнатий; июня 8 – «обретение мощей князей Василия и Константина»; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июля 14 – Стефан Махрищский; августа 14 – Феодосий Печерский.

Из не отмеченных в Церковном Уетаве и в № 1156 русских святых показаны следующие: ноября 27 – Всеволод князь Псковской, ноября 28 – Феодор архиепискол Ростовский и июня 16 – Нифонт Новгородский.

Памяти славянских святых показаны те же, что в № 1156, за исключением памяти Иоакима Сардипольского, и, сверх того, под 1 апреля память «Аврамия новаго страстотерпца, мученаго в Болгарех за православную веру христианскую».

Из праздников Богородичных русского происхождения, отмеченных в № 1156, ве показаны: октября 22 – Казанской Божией Матери и августа 8 – Толгской Божией Матери. Пасхалия начинается 7356 (1848) годом.

№ 1165. Святцы, в 16 долю листа, 71 л., полууставом начала XIX в., в бумажной обложке; заключают в себе один месяцеслов.

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь не показаны те же, что в № 1156 и, сверх того, не отмечены следующия памяти: Алексия митрополита под 19 мая и Константина князя Муромского и чад его: Михаила и Феодора под 21 мая.

Из не отмеченных в Церковном Уставе и показанных в № 1156 памятей русских святых в святцах рукописи не отмечены следующия: Иоанна князя Углицкаго под 19 мая; Макария Колязинского под 26 мая; Димитрия Царевича и Димитрия Прилуцкаго под 3 июня; Василия и Константина Ярославских князей под 8 июня; Стефана Махрищского под 14 июля и Петра митрополита под 4 августа. Сверх того, отмечены памяти Всеволода Псковского князя под 27 ноября и Феодора архиепископа Ростовскаго под 28 ноября.

Из славянских святых здесь отмечены те же, что в № 1156. Из показанных в № 1156 праздников Богородичных русского происхождения в святцах рукописи не отмечены: октября 22 – Казанской Божией Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы и августа 8 – Явление иконы Толгския Пресвятыя Богородицы. Под 27 ноября показано Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle