А.И. Никольский

Источник

Епитимейник

№ 888. Епитимейник, в восьмушку, 46 лл., новейшим полууставом, без переплета. Заглавие рукописи: «Выписано из книги печатныя в осмую доль листа, из духовного потребника, в житии блаженного памяти святейшаго кир-Иоасафа патриарха, заповеди святых отец о епитимьях».

№ 889. Молитва к Пресвятей Богородице умилительная покаянная, в восьмушку, 4 л., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Откуду начну плакати о Пречистая Дево, откуду начну аз молитися».

№ 890. Молитва Пресвятей Богородице, в четвертку, 2 л., скорописью XVIII в. Начало: «О Пресвятая Богородице, Дево, владычице, известное всего мира спасение, благодати неисследимая пучина, милости неизмеримая глубино, щедрот неизчерпаемая бездна». В этой молитве читаем: «Молим тя вси: рассеянныя в злочестии и суверии в един православия союз собери, заблуждшыя в ереси на путь правый настави, отпадшыя от благочестия в соединение веры паки возврати, старость подкрепляй … Церковь кровию Сына Твоего искупленную невредиму соблюди: в долготу дний сохрани и прослави в победе врагов видимых и невидимых славящую Тя Благочестивейшую Самодержавнейшую великую Государыню нашу Императрицу Елисавет Петровну всея России и наследника ея, внука Петра Первого, благоверного государя вели князя Петра Феодоровича и супругу его благоверную государыню великую княгиню Екатерину Алексиевну и благоверного государя вели князя Павла Петровича и благоверную государыню великую княжну Анну Петровну, спаси и сохрани раб твоих Святейший Правителствующий Синод и вели господина нашего преосвященнейшаго Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и прочия преосвященныя митрополиты».

№ 891. Молитва святителю Николаю чудотворцу, в восьмушку, 4 л., полууставом начала XIX в., без переплета; 1-й лист чистый. Начало: «О освященная главо Николае, иже имый апостольская дарования, покажи ныне и на нас нищих и смиренных рабех твоих свое отеческое благоутробие».

№ 892. Молитва святаго Иоанна Дамаскина яко во образ исповедания, в восьмушку, 8 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Начало: «Яко на страшнем и нелицепием твоем предстою судищи Христе Боже».

№ 893. Молитва за душа преставльшихся християн с перечнем имен для поминовения, из синодика старообрядческого, 8 лл., полууставом XIX в., без переплета. На лл. 6 об.–8 об. список умерших схимников, иноков и инокинь с указанием времени смерти их. (Преимущественно начала XIX в.; позднейшая дата 7328–1820 год).

№ 894. Молитва на выетавление пчел на весну и лето, в восьмушку, 6 лл., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Сам владыко Иисусе Христе рекл своими пречистыми усты без мене не может творити ни чесоже». Эта молитва отлична от изданных в Требнике московской печати 1889 г. и в дополненном Требнике Киевской печати 1902 г. В единоверческом Потребнике московской печати 1877 г. нет молитв на указанный случай. Апокрифическая молитва «на пчелы» приведена у Красносельцева в «Описании славянских рукописей патриаршей библиотеки в Иерусалиме. Казань. 1889 г.»; стр. 29. См. Т. Беленький: «Народныя заклинания над пчелами. Каменец-Подольск, 1880 г.».

№ 895. Молитвы утренния, вечерния и преподобного Нифонта, «преданная от списателя и ученика его на пользу всем христианом, читаемая с верою над хотящи(м) отходити сего света», в восьмушку, 29 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажной обложке: 1-й лист чистый. Начало молитвы преподобного Нифонта: «Господи Боже, великий и страшный, богатый и преблагий и щедрый, приклони ухо твое». За нею следует особое молитвословие. В единоверческом Потребнике 1877 г. молитвы на исход души иныя.

№ 896. Молитвы пред обедом и ужином, после обеда и ужина в обычное время и в Светлую седмицу, в восьмушку, 19 лл., полууставом ХVIII в., без переплета.

№ 897. Молитва: «Владыко человеколюбче избави нас от вся зла и обстояния и от сея ужасныя и смертоносныя язвы», на поллисте, скорописью XIX в. Пред молитвою объяснение: «Молитва сия написана Воронежским архиепископом Антонием по случаю. В 1844 году во время божественной литургии в Иерусалиме на Троицу был слышан глас с небеси всем людем: поражу весь мир бедцием. Кто сию молитву с верою будет читать хоть один раз в день, тот будет избавлен от вели бедствия. По этому случаю молитва эта выслана Антонием Воронежским; имеющим сию молитву должен передать ее 9-ти человекам, но если кто этого не исполнит, тот будет подвержен бедствиям».

№ 898. Молитвы архангелу Михаилу, апокрифическия, в восьмушку, 8 лл., полууставом XIX в. Всех молитв три: 1) аще человек которого глаголет не приидет на него ни кое зло, ниже диявол, но вси исчезают яко прах и по смерти того человека ад не приемлет (1–4). Начало: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий великий царю, безначальный и невидимыи и несозданный, седяй на престоле со Отцем и Святым Духом славимый от небесных сил бесплотных посли Господи»; 2) который человек прочитает молитву сию того дне не прикоснется к нему диявол а злый человек и люто соблазнити не может, аще от жития сего преставится той ад души его не приимет (4 об.–6). Начало: «Великий безначалный царю пошли ми на помощь архангела ангела и архистратига своего Михаила мне грешному рабу своему имрек»; 3) представляет вариант первой. На лл. 7–8 об. поклонение на всяк день на правиле егда должно есть спати, без конца. Начало: «Поклоняюся тебе Пресвятая Троице единосущная и животворящая и неразделимая».

№ 899. Молитвы апокрифическия, в восьмушку, без начала и конца, 20 лл., плохою скорописью XIX в., без переплета; 12-й лист чистый. Всех молитв пять: 1) с заклинаниями об избавлении раба Божия имрек от всяких бед и о том, «что убо лукаво будет в дому сем, в нем же прочтется святая сия молитва, да разрешится» (1–10), без начала; 2) святаго архангела Михаила, «который человек прочитаить молитву сию того дня не прикоснится к нему дьявол ни злый человек и люте соблазнитися не может аще от жития сего преставится но и ад души его не прикоснится» (10 об. и 13 об.). Начало: «О великий и безначальный царю пошли на помощь … и архистратига своего Михаила»; 3) «отпуск священномученику Киприяну» (11). Начало: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий молитвами Пречистыя Твоея Матери и святаго священномученика Киприяна и Устины святых Твоих соблюда и помози рабу своему имрек и даруй ему вся яже ко спасению»; 4) дому, в нем же дух лукавый начнет жити (14–15). Начало: «Господи Боже наш иже над всякою властию и державою великый и страшный во всех иже окрест тебе»; 5) «священномученик Киприяна и Устины в нощь или в день упражняются вся силы сопротивныя славы ради живого Бога» (15 об.–20 об.), без конца. Начало: «Боже силный святый царь царствующих и Господь господствующим слава Тебе во свети седящему бесчисленом и неприкосновенем».


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle