А.И. Никольский

Источник

Евангелия

№ 2. Евангелие-апракос, в лист, 222 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 218, 220–222. Рукопись начинается чтением в четверг второй недели по Пасхе.

№ 3. Евангелие-апракос, в лист, неполное, 162 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете. Нет листов между 143 и 144. На полях внизу листов 1–16 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестольное Вологодского уезда церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Коданове».

№ 4. Евангелие-апракос, в лист, неполное, 161 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестолное церкви архангела Михаила что на Пухице».

№ 5. Евангелие-апракос, в лист, без начала и конца, 164 л., полууставом второй половины XV в., листы (1–61, 68–164) и первой половины XVI в. (62–66), с разрисованными буквами, без переплета; 67 л., чистый. Начинается чтением на пятницу 3-й недели по Пасхе, оканчивается 8-м страстным евангелием.

№ 6. Евангелие-апракос, в четвертку, неполное, 336 л.л., полууставом XV в., с красивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете, разбито. Пробел между листами 36 и 37, 297 и 298. На полях внизу листов 1–13 приписки скорописью: 1) «Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца, что на Харитонове»; 2) «Положил Степан Борисов сын Берьдяев в дом Благовещенья святей Богородице и к великому святителю Христову чудотворцу Николе на Харитоново по своих родителей безвыносно».

№ 7. Евангелие-апракос, в четвертку, 278 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Николая чудотворца что в селе...»

8. Евангелие-апракос, в четвертку, неполное, 177 л., полууставом разных почерков первой половины XV в., в поврежденном дощатом переплете, разбитое. На полях внизу листов 1–18 об. приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное от церкви великомученика Георгия что на Очеве, отобрано на Вологду». Первые четыре листа писаны крупным полууставом XVII в.

9. Евангелие-апракос, в четвертку 334 л., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными, иногда очень оригинальными заглавными буквами, в дощатом с парусиною переплете.

№ 10. Евангелие-апракос, в лист, 406 л.л., уставом двух почерков XVI в., с раскрашенными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с шерстяною материею переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского уезда от церкви Живоначальныя Троицы что в Селезеневе».

№ 11. Евангелие-апракос, в лист, 419 л., крупным уставом ХVI в., с аляповато исполненными, но оригинальными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете; 56 лист чистый.

№ 12. Евангелие-апракос, в лист, 394 л., уставом второй половины ХVI в., с изящно исполненными заставками, заключающими в себе миниатюрные изображения символов евангелистов, и разрисованными буквами, в дощатом с материею переплете; 48, 49 и 106 листы чистые.

№ 13. Евангелие-апракос, в лист, 380 л., (380 л. наклеен на нижнюю доску переплета), полууставом ХVI в., с заставками, в поломанном дощатом переплете. Рукопись значительно пострадала от промочки: многие листы порваны, но особенно пострадали: 1–17, 117, 159–162, 174, 200, 201, 320, 327, 328, 380. На полях внизу листов 1–6 приписки: 1) полууставом: «Божиею милостию Всемилостивого Спаса и Пречистые его Матери лета 7062 (1554)-го положила Евангелье страстотерпцу Дмитрию Селунскому и Фролу и Лавру Соломонида Есипова дочь а Павловска и жена Ступина при священике при Иване и велела поминати отца своего Евсевья и матерь свою Маремьану и мужа своего Павла или (котор)ые священици по нем будут и они бы Бога ради поминали також»; 2) позднею скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского окологородья от церкви Димитрия Селунского что в Роменье».

№ 14. Евангелие-апракос, в лист, неполное, 273 л., в два столбца, полууставом конца ХVI в., в дощатом с парусиною переплете. Пробел между листами: 216 и 217, 217 и 218, 232 и 233, 267 и 268. На полях внизу листов 1–18 приписка скорописью: «Сие евангелье напрестольное Вологодского уезда от церкви преподобного Василияна что на Кубене отобрано в Консисторию Вологодской епархии».

№ 15. Евангелие-апракос, в лист, неполное, 237 л., полууставом конца ХVI в., с разрисованными буквами, в дощатом переплете, с металлическими изображениями евангелистов на трех углах и Распятия посредине переплета. На поле 1 л. приписка: «Лета 7067 (1559)». Чистые листы: 38а, 79 и 104. Пробел между листами 219 и 220, 227 и 228.

№ 16. Евангелие-апракос, в лист, 198 л., в два столбца, полууставом, нескольких почерков конца ХVI в., с разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете; 166 и 167 листы позднее вставлены. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Святое евангелие Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что на Еленге».

№ 17. Евангелие-апракос, в большой лист, 149 л., (149 л. наклеен на переплете), в два столбца, полууставом ХVI в., в дощатом обтянутом материею переплете; 31 лист порван с ущербом для текста. На 149 л. запись: «Списана сия бысть книга глаголемая Евангелие при благоверьнем великом князе Василие Ивановиче лета 7015 (1507) а писал многогрешный Нищевец Несветаец Родивонов сын».

18. Евангелие-апракос, в четвертку, неполное, 246 л, полууставом XVI в., с разрисованными буквами, без переплета, разбито.

19. Евангелие-апракос, в четвертку, 206 л., полууставом ХVI в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета: 2 и 206 листы чистые. На полях внизу листов 3–10 приписка скорописью XVII в.: «Лета 7129 (1621) сентября в 3 день положил сию святую книгу Евангелие в дом Премудрости Божии Прилуцкого монастыря игумен Кирилл по своих родителех в вечный поминок». С 186 л. по 206 л. акафист Пресвятой Богородице. В рукописи особый порядок в расположении евангельских чтений, что видно из отрывка оглавления (1 л.), который соответствует тексту: воскресные евангелия предшествуют страстным; за евангелием на 9 часе Великого пятка (173 об.–182 об.) следуют евангелия от Иоанна о расслабленном и на освящение воды 1-го августа (182 об.–185).

20. Евангелие-апракос, в лист, 238 л., полууставом XVI–XVII в.в., с грубо исполненными заставками и раскрашенными буквами, в дощатом с парусиною переплете. На полях внизу листов 2–9 приписка скорописью: «Книга евангелие напрестольное церкви Вознесения Господня что на Кортоше». На правом углу нижней доски переплета беглым полууставом XV в. приписка: «Память дати книга Перф...риловь манастырь да и грамотка от Арсениа».

№ 21. Евангелие-апракос, в лист, 154 л., в два столбца, полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете, с металлическими изображениями евангелистов на трех углах и Распятия посредине переплета.

№ 22. Евангелие-апракос, в лист, 157 л.л., четкою мелкою скорописью XIX в., без переплета. Листы меньшего формата 5, 19, 20, 44, 45 и 79; двойные листы: 112, 119 и 123. На 1-м листе заметка скорописью от 14-го ноября 1845 г.: «Составитель Богодухновенныя книги сея именем Христаки Павлович, родом болгарин, из Дупницы Македонския, житель же.... и учитель славено-болгарского языка возраста своего имый 43». В предисловии (на л. 3 об.) указаны особенности рукописи: указав, на то, как (в каком порядке) читаются в православной церкви евангелисты, составитель говорит: «И ряд убо евангелий есть таков: обретение же их в четвероевангелии, полну сущу «преступи» и «чти», весьма неудобно: отнюду же многажды и погрешности последоваша в прочитании евангелий, то есть, многая убо от них недокончанна осташа: многая же окончания своя минуша, а многая вместо других от неискуства прочтенна быша. Сие убо безчинство в евангелиих зрящи аз, кой всегда обилия книг полезных своему роду желаю. Илииною подвигохся ревностию во еже освободити святую убо церковь от безчинства, а единородныя ми священники от труда. Темже и подемь труд, расположих по ряду всего лета святая евангелия и приведох неудобоупотребителное священное евангелие в таков, каков видится, вид: сиречь весма удобоупотребително составих е. Прибавих же при конце и 35 таблиц Мануила Глазония, преложив их на наш славенский язык, коими управляватися имут чудным образом священницы во обретении каждыя недели евангелия утренняго же н литургийного и многих еще нуждных. По тридесяти же пятих таблиц и других нуждных прибавив наипосле и другую таблицу, содержащую обращение лет, начинающих с 7344-го убо от сотворения всего мира, 1837-го же от Христа ста пятидесяти двою, с назначением Пасхи коегождо лета, чтобы не требовали священницы других книг во обретение Пасхи».

№ 23. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 286 л., полууставом половины XV в., с одною заставкою (для других оставлено место), в поврежденном дощатом с кожею переплете; 203 а лист чистый. На 5 л. приписка скорописью: «Лета 7059 (1551) положил раб Божий поп Иван Борисоглебский Игнатьев сын у святых страстотерьпец Борисоглеба унутри городе 12 миней месяцьчных да триодь цветную да служебник на хоратьи по своей души и по своих родителех в вечной поминок, а подписал отец духовной игумен Гурей архангилской и тех всех 12 миней своею рукою и евангелие». На л.л. 285 об. и 286 прокимны воскресные на утрене. Пробел между листами 9 и 10, 203 и 204.

№ 24. Евангелие-тетр, в лист, в два столбца, 115 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, со знаками, похожими на ноты, в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы 1 и 2. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сие евангелие церкви Воскресения Христова что в Телепшине». На л. 109 об. киноварная дата написания: «Лета 7027».

№ 25. Евангелие-тетр, в малый лист, 313 л., полууставом XV и XVIII в.в., с заставками и раскрашенными буквами, в дощатом покрытом бархатом переплете; 1 и 2 листы подклеены, a 4 л. порван с ущербом для текста. На полях внизу листов: 5–9, 17, 33, 59, 62, 66, 67, 70–75, 78, 83–88 приписки: 1) скорописью: «Сия книга глаголемая евангилие положил в церковь Рождеству Богородицы в Волдоминской (?) в Вятку Богдан Евфимьев сын Родичев лета 7185 (1677) году июля в 14 день»; 2) полууставом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа молитвами Пречистое Богородици и святых апостол Петра и Павла, я, раб Божий, убогий архимандрит слоужитель святых апостол Петра и Павла Иона Данилевич быша дал есми сию книгу нарицаемое евангилие тетро к храму святых апостол Петра и Павла еже есть в Полоцкоу в замку мне на память и родителем моим, а естли же бы мел который насилник тое евангелие мое от мене даное хто отыимовати от храмоу святого апостола Петра и Павла, тот россоудится со мною на оном свете перед Небесным Царем занже аз дах сию книгу венеч ... аминь».

№ 26. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 392 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в обитом материею дощатом переплете; 1–4 листы порваны с ущербом для текста; чистые листы: 8, 174 и 175. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное Троецкое на Югоре» (?). Пробел между листами 206 и 207, 343 и 344.

№ 27. Евангелие-тетр, в четвертку, 380 л., полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом переплете; большая часть листов подклеена, несколько листов порвано; 81 лист порван с ущербом для текста; чистые листы: 357а и 357б. В конце (365 л.– 375 л.) некоторые листы перебиты. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Воздвиженья Креста Господня что на Угле».

№ 28. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 366 л., полууставом XV в., с заставками, в дощатом переплете. Нескольких листов в средине рукописи недостает. В начале Послание Евсевия Кесарийского Карпиану, «каноны» Евсевия и Аммониевы главы.

№ 29. Евангелие-тетр, в четвертку, 230 л.л., полууставом XV в., с заставками и разрисованными буквами, в дощатом обитом материею переплете. Листы: 111, 112, 159 и 160 позднейшего письма. На полях внизу листов 1–16 приписка скорописью: «Сие евангелие Вологодского уезда от церкви Преображения Господня что на Бережку отобрано».

№ 30. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 116 л., полууставом XV в., с прекрасно исполненною заставкою и разрисованною буквою (45 л.), от дощатого переплета сохранилась нижняя доска. Язык с множеством болгаризмов. Пробел между 104 и 105 листами.

№ 31. Евангелие-тетр, в лист, 383 л., уставом XV–XVI в.в., е заставками и разрисованными буквами, в дощатом переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского окологородья от церкви Воскресения Христова что под Кубенским погостом». Рукопись-список со среднеболгарского оригинала.

№ 32. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 292 л., полууставом XV–XVI в.в., с заставками и разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете; 282–292 листы порваны е ущербом для текста. 229 лист должен следовать за 205 листом. На полях внизу листов 7–20 приписка скорописью: «25-го июня в 1 день Всемилостивого Спаса Каменого монастыря архимарит Питирим поговоря с келарем Иакимом с казначеем Феодосием да с книгохранителем Прокопьем Губиным и со всеми соборными старцы по челобитю Заболотцкие волости Богословского приходу церковного старосты Григория Агафонова сына Обухова дали из казны сию книгу евангелье-тетр в десть писмяное на престол Воскресению Христову и Иоанну Богослову за три рубля и у Григорья взяли заевангелие два рубля а третьего рубля не взяли для того, что прихожи к Воскресению Христову и Иоанну Богослову Спасовы вотчины Вечеловского ключа а подписал сию книгу ризничей чернец Павел».

№ 33. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 233 л., полууставом XV–XVI в.в., с четырьмя большими киноварными буквами, без переплета. На полях листов: 5, 6, 12, 19–22 приписка едва видною скорописью XVII в.: «Сию книгу евангелие тетр Дмитрей положил Яковлев сын Беляев да брат его... Горязин кх Пречистой Богородице в.. .гаеар (?) по своей душе и по своих родителех». Двух-трех листов в начале, между 3 и 4 листами и стольких же в конце недостает.

№ 34. Евангелие-тетр, в лист, 173 л., уставом XV–XVI в.в., в обитом материею дощатом переплете, растрепанное; почти все листы подклеены. На полях внизу листов 1–22 приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное Вологодского уезда от церкви пророка Илии что в Матюкове отобрано в консисторию Вологодской епархии».

№ 35. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 448 л., полууставом XV–XVI в.в., с красивыми заставками, в поврежденном дощатом с кожею переплете.

№ 36. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 357 л., полууставом XV–XVI в.в., с нижнею доскою переплета; 268 лист чистый. Перепутаны листы: 1, 7, 208, 209 и 319–328; 9–13 листы позднейшего письма. Пробел между листами: 8 и 9, 30 и 31, 36 и 37, 94 и 95, 96 и 97, 165 и 166, 319 и 320. На полях внизу листов: 1–7, 9–23, на 263 об. и 357 листах приписки скорописью: 1) «Сия книга евангелие Богоявленской пустыни на Белавине острове»; 2) «Лета 7171 (1663) февраля в 15 день сию святую книгу евангелие престольное дал в дом святого Богоявления в пустыню, что на островку на Белавинском озере в Вологодском уезде в Задносельской волости дьяк Иван Иванов сын Песков»; 3) «Изволением Отца и Сына и Святого Духа от мене Григорья Ивановича войта Навкого надал есми и положил сию книгу святое евангелие в церкви Голещыцкой святого отца Николы ко службе Божей кто при том престоле службу Божью будет отправовати мает за мене грешного человека Пана Бога просить, а кто бы еи мел порушыти с престола Христова а инде оборочать, таковы каждый осужон быть маеть от Пана Бога аминь. Року 1620 г. месяца июня 16 дня»; 4) «Евангелия сия мене самого Иоана Котовича свещенника староголовеского в Репках будучого по смерти моей хто будет по нему читать тот свещенник 3 ласки своей повинен у престола Божия Господа Бога просить о души моей. Писано в Репках в року 1656 месяца апреля 18 дня».

№ 37. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 306 л., полууставом ХV–XVI в.в., с изящными заставками и разрисованными буквами, в обитом материею дощатом переплете. Чистые листы: 3, 81, 86, 223 и 293. Пробел между 138 и 139 листами.

№ 38. Евангелие-тетр, в четвертку, 272 л., полууставом XV–XVI в.в., в дощатом переплете. Чистые листы: 82, 131, 206 и 254. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «Михайло Фомин сын а прозвищем Мудрого Веденью Пречистыя Богородицы да Стефану Оуроскому в дом рубль евангле напрестольнее по своих родителех».

№ 39. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 220 л., полууставом XV–XVI в.в., в дощатом с материею переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви великомученика Георгия, что на..» Пробел между 1и 2 листами.

№ 40. Евангелие-тетр, в лист, 393 л., полууставом XVI в., с изящными заставками и большими буквами, в дощатом с атласом переплете. Чистые листы: 9а, 188а, 293а, 365а.

№ 41. Евангелие-тетр, в лист, 389 л., полууставом второй половины XVI в., с изящными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с бархатом переплете с металлическим изображением Распятия на передней доске. Некоторые листы подклеены. Чистые листы: 8а и 175а. В языке большое количество среднеболгарских особенностей.

№ 42. Евангелие-тетр, в лист, 380 л» полууставом XVI в., с заставками и разрисованными буквами, в кожаном переплете с тисненными золотом изображениями из истории Нового Завета. На л. 1 об. запись полууставом: «Благоволением Отца и поспешением Сына и действом Святого Духа свершися сия книга евангелие напрестольное во храме Пресвятыя Богородица Приснодевы Марии честного и славного Ея Успения монастыря Дорогобужского накладом благоверного и христолюбивого князя Василия Константиновича княжати Острозкого старосты Владимирского маршалка земли Волынской и гетмана великого князтва Литовского и благоверной княгини Пелаги Мациевской княжны Слуцк(ой) ктиторы святыя обители сея Костентина, Татяну, Илии, Иоана, Марии рок(у) Божего 1581». На л. 380 об. запись полууставом: «Сия книга свершися рукою многогрешного священноиереа по имени Иесифа от Бога спасаемого славного града Высоцка Ларевым (?) сыном протопопа поспешением и свершением Святого Духа и повелением працею священноархимандритом Богом спасаемого града Дорогобузка (?) святыя великоя лавры манастыря по имени Успениа Пречистой Богу ко хвале и Пречистой Его Матери и собе к вечной памяти а увяза книгу сию и понови раб Божий Иван. Боже буди ему милостив в день страшного судилища, аминь». На л. 17 об. полууставом киноварью дарственная грамота Дорогобужскому монастырю князя Константина Константиновича Острожского от 1582 года 27 декабря на села Дроздов и Ильин монастырец с подписью-автографом князя.

№ 43. Евангелие-тетр, в лист, 372 л., полууставом ХVI в., с заставками и разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На 372 л. запись скорописью: «Лета 7064 (1556) написана бысть сия книга глаголемая евангелие тетро месяца декабря в 3 день на память святого пророка Cофония а писал многрешный и недостойный раб Божий Алексейко Иваново сынишко а писал с переводу с монастырского Николы чудотворца и Всех Святых Касромского озера а правил с двух переводов со сведительством того же монастыря а где будет описался или изгрубил своим недоумением или в коем будет переводе опись и вы Бога ради собою разсуждайте. Бога славите а мене грешного не кляните. Свршителю Богу в веки аминь». На полях внизу листов 7–22 и на 372 л. приписки скорописью: 1) «Сия книга глаголемая святое евангелие Вологодского уезда Заозерской половины церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Кузовлеве, выслана на Вологду в дом преосвященного Пимена епископа Вологодского и Белозерского»; 2) «Се евангелие променил к Благовещенью Пресвятей Богородице в дом Алексей Иванов сын Игумнова а денег взял от мены сорок алтын без десяти денег. А денги платил староста церковной Офоня Иванов да Артемей Яковлев сын да Блоха Иванов сын а подппсал Алексей сам своею рукою коею и евангелье писано да коему священнику Бог пошлет служити за упокой отца моего Ивана».

№ 44. Евангелие-тетр, в лист, 344 л., полууставом конца ХVI в., с изящными заставками и разрисованными буквами, в дощатом обитом материею переплете. Чистые листы: 8 и 248; 343 и 344 листы писаны скорописью. На полях внизу листов 1–33 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное Вологодского уезда от церкви ружной Николая чудотворца, что в Заболотье, отобрано в консисторию Вологодской епархии».

№ 45. Евангелие-тетр, в лист, 344 л., полууставом второй половины ХVI в., с замечательными заставками и разрисованными буквами, в дощатом в парусиною переплете, 161 лист чистый.

№ 46. Евангелие-тетр, в лист, 328 л., полууставом ХVI в., в дощатом обитом материею переплете. Чистые листы: 89, 144 и 238.

№ 47. Евангелие-тетр, в лист, 327 л., с заставками и разрисованными буквами заглавными, полууставом ХVI в., в дощатом с материею переплете.

№ 48. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 299 л., полууставом ХVI в., с разрисованными буквами, в обитом материею дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное Вологодского уезда от церкви великомученика Георгия что в Заднем селе». Пробел между 133 и 134, 278 и 279 листами.

№ 49. Евангелие-тетр, в лист, 294 л., полууставом XVI в., с заставками и разрисованными буквами, в обитом материею дощатом переплете. На полях внизу листов 2–9 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что на Сорицах».

№ 50. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 287 л., полууставом молдавского письма XVI в. с заставками и разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы: 90, 144. На 4 об.–11 л. остатки вычищенной вкладной юго-западнорусскою скорописью XVI века.

№ 51. Евангелие-тетр, в лист, 281 л., полууставом начала XVI в., с интересными заставками и разрисованными буквами, в дощатом покрытом бархатом переплете. Чистые листы: 1а, 6а, 125а и 203а. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие от церкви Рождества Богородицы что на Братском Вологодского окологородья». Рукопись-список со среднеболгарского оригинала.

№ 52. Евангелие-тетр, в полный разогнутый лист, 254 л., в два столбца, полууставом конца XVI в., с заставками и разрисованными, иногда раскрашенными буквами, в прекрасном, хотя и поврежденном, бумажном переплете с золотым тиснением и обрезом, 1а лист чистый с водяным знаком 1830 г.; 252–254 листы перепутаны. На полях листов 6–21 приписка полууставом: «В лето Божего нароженя 1594 месяца февраля 20 дня я многогрешный раб Божий Яков Иванович райца Виленский надал есми ку цти и фале Божеи в церковь соборную Пречистое Богородицы в месте Виленском книгу сию евангелие святое с чотырма благовестия напрестольное на паперти александрейской писаное и оксамитом червоновишневьм крытое и сребром позлотистым з обудву сторон а на венцох с каменем и перлы оправное. Боже в Троицы единый, Отче и Сыне и Святый Душе приими тое худое даяние с милосердием Твоим святым а мне многогрешному и всему сродству моему ныне и в веки буде милостивым».

№ 53. Евангелие-тетр, в лист. 238 л., крупным полууставом XVI в., с разрисованными буквами, без переплета. Некоторые листы подклеены.

№ 54. Евангелие-тетр, в лист, неполное 207 л., полууставом конца XVI в., без переплета. На полях внизу листов 1–5 приписка скорописью: «Книга евангелие напрестольное Николаевской Мокрой пустыни».

№ 55. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 205 л. полууставом XVI в., с разрисованными буквами, без переплета. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Успения Богородицы что на Югу».

№ 56. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 424 л., полууставом первой половины XVI в., с заставками и разрисованными буквами, в обитом материею дощатом переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Сретения Господня что ... » Пробел между 423 и 424 листами.

№ 57. Евангелие-тетр, в четвертку, 312 л.л., полууставом XVI в., в дощатом с остатками материи переплете и с четырьмя металлическими изображениями трех евангелистов и Распятия. На полях внизу листов 1–8 приписка позднейшею скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви чудотворца что ... ».

№ 58. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 296 л.л., полууставом первой половины XVI в., с заставкою и разрисованными буквами, в дощатом переплете; 277 лист чистый. Пробел между 149 и 150 листами. На полях внизу листов 1–21 приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное от церкви (про)рока Ильи, что на Устюге отобрано в консисторию Вологодской епархии». На нижней доске переплета приписано беглым полууставом: «Лета 7060 (1552) продал есми попу Тимофею на Устюгу ко (И)лье пророку... евангелье двадцать алтын с гривною».

№ 59. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 288 л.л. (последний лист порван и наклеен на нижней доске переплета), полууставом XVI в., в кожаном переплете. Чистые листы: 74, 123, 202 и 282. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 9, 10, 238, 249, 254–257, 273, 274. Пробел между 287 и 288 листами. На полях внизу листов 1–7 приписки: 1) скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского уезда от церкви пророка Илии что на Сирташе»; 2) полууставом: «Евангелие Каменского монастыря».

№ 60. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 260 л.л., полууставом конца XVI в., с заставками и раскрашенными буквами, с остатками дощатого переплета. Чистые листы: 40а и 179. Повреждены с ущербом для текста листы 159 и 220.

№ 61. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 237 л.л., полууставом первой половины XVI в., с разрисованными буквами, в дощатом с остатками материи переплете. Нет листов между листами: 41 и 42, 43 и 44, 49 и 50, 65 и 66, 172 и 173, 206 и 207, 213 и 214. Рукопись – список со среднеболгарского оригинала.

№ 62. Евангелие-тетр, в четвертку, 231 л., полууставом XVI в., с аляповатыми, но оригинальными заставками и большими буквами, с четырьмя изображениями четырех евангелистов, в дощатом с остатками материи переплете и с металлическими изображениями одного евангелиста и Распятия. На 64 л. приписка скорописью XVII в.: «Сию книгу евангилие положил в дом Оскесению Христову на Ленивую Площатку раб Божий Афона Сергиев сын по своей души и по своих родителех в вечни поминок … положил служебник печатной а подписал арьхиепискупов крестеянин своею рукою лета 7126 марта в 11 день». Перед евангелием: «Молитва начиная еваггелие».

№ 63. Евангелие-тетр, в восьмушку, неполное, 322 л., полууставом первой половины XVI в., с красивыми заставками, в кожаном переплете; 64 и 241 листы порваны с ущербом для текста; чистые листы: 192 и 289. На 192 л. приписка почерком XVIII в.: «Сия книга Духова манастыря Галатионвыи (Галактионовой) пустынии». Пробел между листами 64 и 65, 70 и 71, 319 и 320.

№ 64. Евангелие-тетр, в лист, 322 л., полууставом XVI–XVII в.в., с некрасивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с бархатом переплете. На полях внизу листов 1–13 и на л. 7 приписки скорописью: 1) «Сия книга евангелие напрестольное церкви велико Георгия что на Красном Раменье подписал Борис Матвеев»; 2) «А се евангилье тетр продал Андрей Трофимов сын Клобуков Егорьевским крестияном на Красное Рамение Мите Калинину сыну и всему приходу тое церкви Красново Рамения на О6нору под Дябрином Ондреи руку приложил».

№ 65. Евангелие-тетр, в лист, 312 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с изящно исполненными и оригинальными заставками и разрисованными буквами, в дощатом переплете. Чистые листы: 82а и 223. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное Вологодского уезда от церкви Рождества Пресвятыя Богородицы что на Ухтюге на Стану».

№ 66. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 311 л.л., уставом XVI–XVII в.в., в дощатом покрытом материей переплете. Чистые листы: 83–85, 139–141, 220, 289, 290. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сие евангелие церкви Козмы и Дамиана что в Кузмине». Списано с молдавского оригинала. Пробел между 205 и 206 листами.

№ 67. Евангелие-тетр, в лист, 309 л.л., уставом XVI–XVII в.в., с аляповато исполненными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 1, 75а, 126а, 209а, 2096, 308 и 309. Двойной лист 303. На полях внизу листов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что в Оларбе».

№ 68. Евангелие-тетр, в лист, 257 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с недурно нарисованныма заставками и большими буквами, в дощатом с кожею переплете. 225–232 листы должны следовать за 222 листом. Ha полях внизу листов 5–74 приписка скорописью XVII в.: «Сия книга глаголемая евангилие напрестолное Козлова города Хмелевой слободы церкви и престола великого мученика Христова Димитрея Селунского и дал мне попу Федору Флорову сыну Ковешникову сию книгу святое евангилие во Воронеже дому Пречистыя Богородицы Честныя Святыя и Славныя Владимерския черной священник Феодосии по своих родителей по отце своем Стефане и матери своей во 149 году месяца октября в день».

№ 69. Евангелие-тетр, в четвертку, 388 л.л., полууставом XVI–XVII в.в.; в дощатом с материей переплете, с металлическими изображениями четырех евангелистов и Распятия на верхней доске переплета. 388-й лист чистый. На л. 1-м, приписка позднею скорописью: «Града Вологды церкви Пресвятыя Троицы что в Троицкой улице».

№ 70. Евангелие-тетр, в четвертку, 357 л. л., полууставом XVI–XVII в.в., в досчатом с бархатом переплете. Нет листов между 354 и 355 листами. На полях внизу листов 1–7 приписка позднейшею скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского уезда от церкви пророка Илии что на Большей Едме».

№ 71. Евангелие-тетр, в четвертку, неполное, 334 л., полууставом XVI–XVII в.в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета; 1 лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–6 и на 5 л. приписки скорописью: 1) «Сия книга Вологодского окологородья от церкви Рождества Богородицы что на Подстониве» (?); 2) «Сию книгу евангелье продал поп Трофим Фроловского приходу Иакову Савелеву да Третьяку Тимофееву а подписал яз поп Трофим сам своею рукою лета 7111 (1603) июля в 11 день».

№ 72. Евангелие-тетр, в лист, 294 л., крупным полууставом нескольких почерков начала XVII в., е заставками и разрисованными буквами, в обитом материею дощатом переплете. Нет листов между 278 и 279 листами. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского уезда от церкви Николая что в Перебатине» (?).

№ 73. Евангелие-тетр, в лист, 280 л., уставом XVII в., с заставками и разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете, с тремя металлическими изображениями евангелистов. Чистые листы: 118а, 122а, 122б. Нет листов между 5 и 6, 265 и 266 листами. На полях внизу листов 6–13 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное Спасова Муромского монастыря». На 279 об. и 280 л.л. воскресные прокимны на утрене.

№ 74. Евангелие-тетр, в лист, неполное, 269 л.л., южнорусским полууставом конца XVII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 194 и 264; 193-й лист чистый. Нет листов между 263 и 264 листами. На 71 л. об. приписка скорописью: «Сия евангелиа купленна в року 1756 иануариа дня 1, купил еи Антоний Лобранский фундатор церкве Цимбаловецкой и отдал ей до тоей ж церкве до храму Рождества Пресвятой Богородицы вечнити часи». Рукопись начинается 2-м зачалом евангелия от Матфеа, оканчивается указателем евангельских чтений страстной седмицы.

№ 75. Евангелие-тетр, в четвертку, 420 л.л., полууставом XVII в., с заставками, в переплете; 239–242 листы порваны с ущербом для текста. Нет листов между 228 и 229, 323 и 324 листами. На полях внизу листов 1–11 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Всемилостивого Спаса на Еленге (?) подписал Борис Хласфьев» (?).

№ 76. Евангелие-тетр, в четвертку, 331 л., с изящными заставками и разрисованными буквами, полууставом XVII в., в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 8, 95 и 151. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского уезда от церкви пророка Илии что в Пуркасове».

№ 77. Евангелие-тетр, в лист, 144 л., полууставом конца XVII или начала XVIII в., с гравированными рамками и заставками, с разрисованными буквами, в бумажном переплете. Нет листов между 93 и 94 листами.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle