Азбука веры Православная библиотека История Церкви История монашества Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии

Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии

Источник

Содержание

I. О местоположении, Софрониевой Пустыни II. О начале и распространении Софрониевой Пустыни III. Описание зданий Софрониевой Пустыни IV. О Чудотворных Иконах, Св. Мощах и драгоценных утварях в Софрониевой Пустыне V. О правах и преимуществах Софрониевой Пустыни VI. Об Уставе Софрониевой Пустыни VII. О Козначействе Софрониевой Пустыни VIII. О владениях Софрониевой Пустыни прежних и нынешних IX. О Покровителях и Благодетелях Софрониевой Пустыни X. О Настоятелях Софрониевой Пустыни  

 

Благодатная, радуйся!

с Тобою Господь, поваяй мирови Тобою велию милость. Успен. Стихи́ры.

Радуйся Пустыня жаждущая! да веселится пустыня, и да цветёт яко крин (Исаии 35:1).

Аще возлюбиши слушати, приимеши: и аще приклониши ухо твое, премудре будеши (Сирах. 6:54).

I. О местоположении, Софрониевой Пустыни

Путивльская Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева (мужская общежительная) Пустынь1 находится Курской Епархии в Путивльском2 уезде, расстоянием от города Путивля в двадцати, а от Епархиального г. Курска – в сто восьмидесяти верста́х. Положение имеет на горах, облегающих северо-западную сторону большого болота, именуемого Молче, от коего и Пустынь названа Молчанскою. Одна из сих гор, более прочих возвышенная, и ныне вся монастырскими строениями занятая, называлась, по древнему преданию, Чудною. Место сие покрыто было дремучими и непроходимыми лесами, от коих и доныне ещё сохранился значительный чёрный лес, окружающий всю Пустынь от берегов болота.

II. О начале и распространении Софрониевой Пустыни

Хотя некоторые из писателей и говорят, что о первоначальном3 основании Софрониевой Пустыни не имеется никаких сведений, – однако ж недостаток сей они приписывают бывшим от татар, поляков и других неприятелей многим разорениям пустыни и частым её пожарам, истребившим весьма много важнейших документов со всем её архивом4, и в то же время указывают на источники к раскрытию сих сведений, именно на предания и рассказы старожилов, заслуживших в их время общее уважение.

Посему, приняв в соображение предания и сами записки и летописи, доныне в архиве Пустыни уцелевшие, можно, не без основания, заключить, что Пустынь5 сия существует уже около 550 лет6, именно с конца XIII века, и получила некоторое начало вскоре после нашествия Татар и опустошительного разорения ими бывшей первой столицы России – Киева. Так, летописцы Киевские повествуют, что страх, причинённый нашествием Татар, и ужасы опустошений, были так велики, что не только Киевские жители бежали в отдалённые страны, но и

монашествующие Киево-Печерской Лавры расселялись все по дебрям и лесам, укрываясь в самые непроходимые и необитаемые места, как в окрестностях Киева, таки в дальних от оного местах. Согласно с сим говорит и предание, что «около 1300 года, (следственно, спустя около шестидесяти лет по разорении Киева от Татар), два монаха-отшельника пришли от Киевских пределов на пустынное сие место, и возлюбив оное, по совершенной его необитаемости и непроходимости, избрали оное к пребыванию своему. Обретши же небольшую пещеру в горе Чудней и обновив оную, начали жить в ней, пустыннически работая Богу и ничтоже стяжавая, но питаяся токмо овощем и подаянием Христолюбцев. Они принесли с собою образ Пресвятой Богородицы, пред коим и совершали пустынные молитвы свои и славословия во дни и ночи. Поживши в таковых Богоугодных трудах не малое время, на месте сем скончались и погребены в той же пещере, в коей жили»7. По смерти же тех двух монахов, пустынное сие место оставалось по-прежнему в пу́сте весьма долгое время. Иногда только бортники (пчеловоды) приходили в дремучие, окружавшие сие дикое и необитаемое место, леса, для добывания мёда, которые и бывали на самом месте жительства тех монахов – горе Чудней.»

Уже в начале XV столетия, и именно в 1405 году, во дни Великого Князя Василия Димитриевича, при Митрополите всея России, Святом Киприане, благоволил Господь Бог прославить место сие особенным явлением Чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы Богородицы на вышеупомянутой горе Чудной, которое последовало так: «На осень 1405 года, месяца Септемврия 18 дня, человек некий бортник хождаше в лесе при болоте Молче, осматривая на древе бортей со пчёлами, для добытия мёда, и егда бысть на месте оном, на горе зовомей Чудней, идеже живше преждепомянутые два монаха скончавшиеся, внезапу узре свет сияющь на древе, зовомом липа, и пришед ближае увиде на оном древе, идеже свет сияше, стоящу Икону Пресвятыя Богородицы с Превечным на левой руце держимым Младенцем. Он же ужасся, пад пред оною святою Иконою поклонися на землю, и се глас бысть к нему глоголяй: да построится на сем месте церковь Пресвятый Богородице. Он же помолився довольно отъиде во град Путивль и возвести священником и градоначальником и прочим людем о явлении Иконы Пресвятыя Богородицы и о бывшем ему гласе, повелевающем создати на оном месте храм Пресвятей Богородице. – Благочестивии же людие града Путивля со священники собравшеся мнози, со оным человеком бортником идоша на то место, идеже явися Икона Пресвятыя Богородицы, и видевше ю, со слезами и радостию певше молебная пения покланяхуся, и тогда быша чудеса многа и исцеления болящим, с верою приходящим: и в то время на сем месте поставиша мал храм молитвенный и в нём, снемше со древа, Чудотворную ту Икону Пресвятыя Богородицы поставиша. И шедше во град, советовавше со градоначальники, послаша в царствующий град Москву к Великому Князю и Преосвященному Митрополиту, возвещающе о явлении Чудотворныя Иконы Пресвятыя Богородицы и просяще да повелят на оном месте, идеже явися Св. Икона, построить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». – А описные Московские о Чудотворных Иконах Пресвятой Владычицы Богородицы реестры, и о сей Св. Чудотворной Иконе свидетельствуют так: «Образ Пресвятыя Богородицы Молчанския яже явися в пределах града Путивля на Чудней горе в пустынном Молчанском Монастыре, от неё же и доныне бывают многая чудеса приходящим с верою.» – С тех пор сия Чудотворная Икона стала именоваться Молчанскою. В то же время, повелением Великого Князя и благословением Преосвященного Митрополита, на месте явления Святой Иконы построена первоначально деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и устроен Монастырь общежительный, при Игумене с небольшим числом братии, а от щедрот Государя Великого Князя дарованы обители сей вотчины и сёла на содержание и пропитание братии.

При разорении города Путивля8 от Татар, в начале XV столетия, и сей Пустынный Монастырь подвержен был той же участи, и место это долгое время оставалось в запустении. Но по преданиям видно, что ещё до 1591 года здесь уже существовал монастырь довольно благоустроенный. – Так, в Путивльских Писцовых книгах, 1591 года9, упоминается о сем следующее: «В Путивльском уезде, от города 20 вёрст, монастырь Молченской Рождества Пресвятой Богородицы, да того ж монастыря на посаде в остроге тёплой храм Софии Премудрости Божией, да собор Пресвятой Богородицы, а в монастыре Игумен Пафнутий с 15 братами. К монастырю же два селища Линевское и Климовское с лесами в длину на 6, а в ширину на 4 и на 3 версты. На Беликовом колодце слободи, а в ней 6 дворов крестьянских.» На что и на владение рыбными ловлями дана от Царя Феодора Иоанновича в 1593 г. марта 23 и Грамота.

В смутные времена Самозванцев (1605–1613 г.)10 когда г. Путивль взят был приступом и все окрестные селения потерпели разорение, Пустынь сия снова подверглась опустошительному разорению. Посему, опасаясь подобных случаев, Игумен Пустыни Пафнутий с братией перешли в Путивль в ново построенный там монастырь, а вместе перенесена и Чудотворная Икона Молчанской Пресвятой Богородицы11 и пустынное место сие, со всеми угодьями, приписано было к сему монастырю. По Святому Образу сему, явившемуся в пустыне над великим болотом Молчею, монастырь Путивльский принял наименование Большого Молчанского и ещё слыл монастырём Белой Богородицы12. А на месте Святого события, в пустыне, благочестивое усердие поставило небольшую церковь тоже Рождества Пресвятой Богородицы деревянную и несколько келий. Но Богослужение совершалось здесь только дважды в год – на Рождество и Покров Пресвятой Владычицы Богородицы, монашествующими Путивльского монастыря, при большом стечении Богомольцев. Около 1630 г. построена здесь, на месте прежней деревянной и с тем же наименованием, первая каменная церковь.

Христианское усердие и любовь Путивльских граждан к столь знаменательному пустынному месту не удовлетворились одним этим: они ходатайствовали у Благоверного Государя Царя Алексия Михайловича о восстановлении там древней Обители. По чему, 1653 г., повелено определить туда Иеромонаха с причтом церковным и братии 6 человек, дабы служба была вседневная, и что бы из Большого Молганского, что в Путивле, монастыря и одежда производилась им. И, в следствие сего, определён в пустынь некто Иеромонах Александр, вышедший из Киевских стран, с братией.

Богоугодное житие Иеромонаха Александра нашло многих ревностных последователей. В их числе был Стефан Батоврин из Путивля знатный купеческий человек. Из любви пламенной к Богу оставя жену и чада, он постригся в иночество от Александра и наречён Софронием. Сей Старец и другой Никон первые обратили внимание на стеснённое положение возникающей обители, – они жаловались Святейшему Патриарху Никону на делаемые Пустыне притеснения от Путивльского монастыря. В следствие сего, в 1656 году, велено Пустыне состоять на особом

положении и Софроний поставлен Строителем13. По новой его жалобе на новые притеснения со стороны Путивльского монастыря, Грамотою Государя Царя Алексия Михайловича к Путивльскому Воеводе Князю Михаилу Ивановичу Волконскому и Дьяку Ивану Мамалахову, 1670 г; повелено Большому, что в г. Путивле, монастырю отнюдь сей Пустыне обид не чинить, а быть оной независимою от оного Монастыря.

Ходатайством его же Строителя Софрония, в 1671 г; указано14 отделить от Большого Монастыря для Пустыни под огороды и выгоны земли 10 десят., а в 1682 г., по грамоте Государя Царя Феодора Алексиевича, Путивльским Воеводою Князем Иваном Никифоровичем Белосельским прибавлено к оным ещё 20 десятин15. И тогда же, неусыпным старанием Строителя Софрония, заведены при сей Пустыне сады, доныне украшающие Обитель сию и изобилующие плодами всякого рода. Сверх того, особенными его трудами и пожертвованиями от своего имения выстроено в оной всякое потребное строение, и расчищен лес, бывший дотоле непроходимым. К нему начали приходить разного звания люди в со-пребывание и приезжать многие Христолюбцы, которые и подавали ему усердные приношения от имений своих на устройство Обители, так, что его попечением приобретены леса, земли, сенокосы и разные угодья, и Пустынь сия стала восходить от силы в силу, в лучшее благоустройство, и сделалась при нём известной даже при Дворе Благочестивейших Царей Российских. В память сего добродетельного и незабвенного Старца, первого Строителя, Ктитора и великого Благодетеля, пустынная Обитель начала с сего времени именуема быть от всех Софрониевою Пустынею. Исполненный дней жизни, по многотрудном и долговременном (35 лет.) правлении только лишь возникавшею Пустынною Обителью, Богоугодный Старец Софроний, в 1692 г., мирно отошёл на вечный покой.

Достойным преемником Старца Софрония был Строитель Иеромонах Серапион16, муж чудной жизни и высоких добродетелей. Он прилагал неусыпное попечение о приведении Пустыни в отличное благоустройство по всем частям. Так, тщанием его обновлены и вновь выстроены каменные здания, в особенности памятником его трудов и попечения служит каменная двухэтажная церковь – внизу тёплая Благовещенская, а в верху Успенская. Сей добродетельный Муж окончил поприще земной жизни в 1718 г., на 82-м г. от рождения, по достохвальном 26-ти летнем управлении Обителью.

Деятельное и благочестное служение Настоятелей17 Софрониевой Пустыни обратило на сию обитель благосклонное внимание и Духовного Начальства. Так, в 1758 г. февр. 15, по указу Москов. Духов. Консистории приписан был к сей Пустыне бывший в г. Путивле Борисоглебский монастырь, который и состоял под управлением Настоятелей её до 1762 года.

По Штатам Духовным, в 1761 г., Пустынь Софрониева оставлена вне штата18 – на своём содержании, второю в числе четырёх знатных Пустыней в России, и положено быть в ней Строителю и 30 монашествующим, против монастырей 1–го класса, а до того находилась она под Синодальной Областью в Московской Митрополии.

Но в самое цветущее положение по всем отношениям Софрониева Пустынь приведена трудами и подвигами поистине великого Старца Архимандрита Феодосия19. Жизнь сего чудного Мужа осталась доныне известною и по делам, и по преданиям Старцев. Феодор Маслов, родом из г. Глухова (Чернигов, г.) наскучив, суетностью мирской жизни, удалился сначала Орлов. Еп. в Свенский Успенский монастырь, а оттоль перешёл за границу – в Молдавский Березунский монастырь, где и пострижен в монашество в 1750 г. В 1755 г. Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Ясским, произведён во Игумена того же монастыря, а в 1772-м, по ходатайству братии Тисманского монастыря, в Валахии, Преосв. Георгием, Митроп. Бухарестским, переведён сюда Настоятелем. Во время бывшей с 1769 г. Турецкой с Россией войны, он весьма много вспомоществовал Российским войскам различными важными услугами своими. Через это сделался он известным Главнокомандующему Генерал-Фельдмаршалу Светлейшему Князю Потёмкину-Таврическому. Но поведение Отца Феодосия не скрылось от Турецкого правительства, и он подверг себя ненависти и преследованиям Порты Оттоманской. И вот – отряд Янычар внезапно явился у ворот монастыря и занял все выходы оного. Феодосий и братия находились в это время в церкви, но и она немедленно окружена была, по распоряжению Аги, янычарами. Приверженность братии к Феодосию и неусыпная его бдительность спасли его на сей раз от явной опасности: через известный одной братии малый в стене выход, он немедленно выведен был ими из монастыря за ограду, где ожидала его верховая лошадь, на которой и ускакал он на передовые посты Российской армии. Уверившись о его побеге, Турки бросились за ним, по Феодосий был уже в главной квартире. Светлейший Князь Григорий Александрович принял его с великою радостью и того же часа отправил в С. Петербург к Благочестивейшей Государыне Императрице Екатерине II. Там он осыпан был милостями и успел приобрести доверие и особое благоволение сей Великой Государыни. Тогда-то, по его желанию, дана ему в управление сия Молчанская Софрониева Пустынь, с особенными правами и преимуществами, по следующему Высочайшему Указу, данному Святейшему Синоду в 12-й день января 1779 года: «В состоящую Севской

Епархии20 в Путивльском уезде Молченскую Софрониеву Пустынь, оставляя её на том точно основании, как оная ныне состоит, определить Строителем во оную вышедшего из Валахии Тесманского монастыря Игумена Феодосия, которого за оказанные им во время бывшей Турецкой войны различные услуги, кроме сего послушания, ни к каким должностям не определять и сверх того ничего на него не налагать, ниже с повышением сана в иной монастырь, без особливого Высочайшего Указа, не переводить; а вступить ему в сию Пустынь со всею вышедшею ныне с ним братией, впредь-же как в принятии в сию Пустынь монахов, так и в делании надлежащих учреждений по иностранству сего Игумена с братией, Святейшему Правительствующему Синоду поступить по своему усмотрению.»

Сему-то великому Старцу обязана Софрониева Пустынь своим прочным благоустройством по всем отношениям21. Так, его ходатайством утверждён для Пустыни Святейшим Правительствующим Синодом особый Устав, по чиноположению Святой Афонской Горы и по означенному Высочайшему Указу предоставлены Пустыне разные особенные права и преимущества. Вскоре за тем (1787 г.) Феодосий произведён во Архимандрита с присвоением сей степени ему лично. Видя, частые напасти и обиды от окрестных владельцев, по сродной ему дальновидности, он приложил неусыпное старание о обмежевании всех владений сей Пустыни, с получением на оной полных планов и межевых книг, которые послужили потом твердейшей оградой от всех несправедливых притязаний. Отец Феодосий был крайне милостив к ближнему и сострадателен к бедным. Он возобновил завет древних старцев сия обители22: – питать всех притекающих в обитель богомольцев, а наипаче неимущих, что исполняется и доныне.

В знак благодарности к Светлейшему Князю Григорию Александровичу, старец Феодосий воздвигнул, около 1783 г., Херсонской Губернии и уезда, в двадцати верстах от заштатного города Береслава, на берегу Днепра, церковь23 во имя Св. Священномученика Григория Просветителя великой Армении, на отведённой, по ходатайству того же Светлейшего Князя, земле в числе 5000 десятин. Сим положил он основание Пустыни, наименованной Новогригорьевской, которая приписана была к Софрониевой со всеми угодьями своими (в 1787 г. отмежёвано было на реке Ингульце ещё 15,000 дес. земли и построена мельница). Но по кончине Старца Феодосия, Высочайшим Указом 1803 г. декабря 4-го Святейшему Синоду данным, Новогригориевская Пустынь отделена от Софрониевой и обращена в Епархиальный второклассный монастырь, с наименованием: Григориевского Бизюкова, на место упразднённого в Смоленской Епархии, за ветхостью, Ставропигиального Крестовоздвиженского Бизюкова Монастыря.

III. Описание зданий Софрониевой Пустыни

В настоящее время строения в сей Пустыне почти всё каменные, покрытое железом и окрашенное масляной красной краской и ярью медянкой, а купола летней Соборной церкви покрыты белым Сибирским железом. Все здания обители совершены неусыпными трудами бывших её Настоятелей, в особенности – Софрония, Серапиона, Сергия и Феодосия, иждивением большею частью монастырским. Из зданий замечательны следующие:

1. Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, летняя, каменная, пятиглавая, об одном престоле. Построена на той самой горе Чудной, где в 1405 г. явилась Чудотворная Икона Пресвятой Владычицы Богородицы Молчанской, и на том самом месте, где и прежде сего существовали церкви того же имени. – Иконостас в ней старинной Греческой живописи, поновлённый в 1839 году. Киоты отличной живописи, богатая Плащаница, Царские серебряные Врата и особенно Чудотворные Иконы, составляют украшение сего храма, с первого взгляда поражающее Богомольца и наполняющее душу особенным благоговением. Эти Царские Врата устроены в Москве, в них весу чистого серебра три пуда 1 фун. и 5 зол. Вся церковь длиной с алтарём 15, шириной 10, вышиной внутри 13, а со крестом 16 ½ саженей.

2. Вторая церковь, каменная двухэтажная, о 4-х престолах. В низу тёплая Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину с алтарём, кроме паперти, 34 арш., в ширину 15 ½ аршин. Выстроена в 1710 г. при Строителе Серапионе. При ней с левой стороны придел Святителя Ионы, Митрополита, Московского Чудотворца, освящённый в 1776 году. В верхнем этаже церковь Успения Пресвятой Богородицы, выстроена и освящена при Строителе Серапионе в 1718 г., – при ней с левой стороны придел Преображения Господня, освящённый в 1762 году.

3. В одной связи с сей церковью Колокольня готической архитектуры, каменная о пяти ярусах. На ней 10 колоколов и одно било24 медное (в самом большом колоколе 315 пуд. 58 ф., вылит в 1805 г. усердием Благодетеля Пустыни штабс-капитана Ионы Левшина); в верхнем ярусе часы, кои бьют четверти и минуты. Под колокольней, против Успенской церкви, палата, в которой хранится Библиотека, а внизу – помещается Ризница.

4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, каменная, на Святых Вратах. Построена при Игумене Иувеналии в 1757 году. Арка Святых Врат расписана хорошей кистью, изобразившей мытарства воздушные и притчи Евангельские; а внешняя сторона украшена изображениями Святых Угодников Божиих.

5. Церковь Вознесения Господня каменная, начата постройкой при Архимандрите Феодосии в 1801 г., а освящена 1808 г. октября 10-го, при Строителе Иоасафе. К сей церкви примыкает рядом с обеих сторон каменный флигель о 26-ти кельях, под железной крышей.

6. Настоятельский корпус, каменный, покрыт железом, в нём 6 покоев (и для Казначея) и большая кладовая казначейская, а под ними погреба и ледник с двумя кельями.

7. Флигель братских келий, каменный в два этажа, под железной крышей.

8. Близ оного флигель каменный в один этаж (в саду).

9. Тут же деревянное здание с навесами, где в летнее урочное время братия сами занимаются работою восковых свечей из монастырского воска.

10. К югу от келий настоятельских большой каменный корпус, покрытый железом по железями стропилам. В нём помещаются: братская трапеза, хлебопекарня и кухня с 4-мя кельями, – а под оным погреба.

11. Тут же каменный амбар в два этажа: внизу мучной магазин и мукосейня с кельей для смотрителя, а под ними ледник; в верхнем этаже палата с двумя кельями. Здесь хранится готовая одежда и обувь для братии и всё принадлежащее к тому.

12. Против соборных церквей Больничный флигель деревянный, на каменном Фундаменте, о 19 келиях, под железом.

13. К западу, у самых Святых Врат, устраивается вновь каменный двухэтажный корпус, длиною 16, шириною 6 сажень. Нижний этаж предполагается для больницы братской (19 келий с подвалом); а верхний – для Настоятеля и старшей братии.

14. Вокруг обители ограда каменная, вышиной до двух саженей.

15. Вне Обители, к юго-западу, Пещеры25. Они ископаны в земле пустынножителями, ещё до построения монастыря, укрывавшимися от пагубных набегов неприятельских. В сих пещерах церковь, возобновлённая и освящённая в 1766 г. Игуменом Арсением во имя Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских. В 1805 г. старанием Благодетеля Пустыни, Льговского помещика Ионы Левшина, не только самая церковь оправлена, но и сделан вновь иконостас чугунный и положены две мраморные деки на престол (из камня) и на жертвенник, и самый престол переименован в честь Рождества-Христова и того же года Июня 19-го освящён. Здесь в первые три дня праздника Рождества Христова бывает ежегодно Божественная Литургия ранняя. Для отвращения сырости в пещерах, проведена над церковью труба, а над нею снаружи сделана каменная башенка. С южной стороны, при входе в пещеры сии, имеется небольшой каменный флигель, а с восточной – круглая башня каменная, – покрытые железом.

16. Близ Святых Врат Гостиный Двор для приезжающих и приходящих Богомольцев. При оном один каменный флигель в два этажа (22 келии в верхнем и 4 большие для народа в нижнем этаже), а другой в один этаж, каменный (17 кел.) с чуланами и кладовыми. При нём – сад. Оба флигеля покрыты железом. На дворе Гостинном сарай для экипажей и лошадей, каменный.

17. К востоку, вниз по горе, две печи для выжигания угольев и извёстки; в самом же низу горы квасоварня с воскобойней и баня.

18. Тут же, при колодце, из коего Обитель снабжается водою, скотный Двор с деревянными зданиями на каменном фундаменте; Круподерня, солодовня, сараи для сена и навесы для рогатого скота.

19. От скотного двора вверх по горе имеется прелестное урочище Городище26. Тут хороший сад с виноградником, бокши и деревянное здание для Смотрителя. Иногда вывозят сюда из Обители па́секу.

20. Экономский Двор находится вне ограды с юго-восточной стороны с разными хозяйственными обзаведениями.

В самом Монастыре имеется два больших сада, а вне оного – восемь с тремя большими огородными местами, так что Обитель, особенно в летнее время, представляется почти усеянную фруктовыми деревьями, и во время цвета оных, имеет единственное в своём роде украшение.

А всего находится ныне строений:

a) В Монастыре: Церквей каменных четыре с Колокольней и в них семь престолов, келий каменных 77, деревянных 31.

b) Вне Монастыря: Церковь пещерная одна, келий каменных 46, деревянных 13.

IV. О Чудотворных Иконах, Св. Мощах и драгоценных утварях в Софрониевой Пустыне

После того, как первоначальная Св. Икона Молчанская Пресвятой Богородицы27, явившаяся чудесно в 1405 г. на месте основания Софрониевой Пустыни, во время случившегося в Большом Печерском Монастыре, в г. Путивле28, сильного пожара, почти весь Монастырь истребившего, осталась неизвестною, – Обитель Софрониева долгое время сиротела без Чудотворной Иконы. Уже в 1713 г., при Строителе Блаженной памяти Серапионе принесена в сию Пустынь, по особенному Матери Божией явлению, от Сумского Атамана Лукиана Константинова Икона Пречистой Божьей Матери Иверская. О сим на большом серебряном круглом киоте29, в коем помещается Св. Икона, вычеканена подробная Летопись.

Явление сей Св. Иконы, по примеру находящейся во Св. Афонской Горе Иверской Обители, воспоминается и в сей Пустыне во Вторник на Светлой седмице с особенным торжеством и великолепием. Богомольцы имеют к ней великое усердие, и в знак благодарности своей за получаемые исцеления от болезней, приносят в дар привески разного рода серебряные, из коих многие прежнего времени и доныне сохранились с надписями. Чудотворная Икона сия помещается в серебряном киоте; оклад на ней украшен жемчугом и драгоценными каменьями, а корона – осыпана бриллиантами. Икона поставлена над царскими вратами в большом круглом серебряном вызолоченном киоте, который весь чеканный с семью финифтевыми вокруг образами. При пении Соборных Акафистов и вообще для прикладывания, Св. Икона торжественно опущается на шёлковых снурах (шнура́х устар.ред.).

2. Чудотворная Икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Донская. Принесена в Обитель 1755 года, при Строителе Сергии; ша̀та30 на ней серебряная, украшенная каменьями. На сей Св. Иконе имеется летопись, следующая: «В 1755 г. апре. 5 дня Донской казак города Черкасского Иоанн Коловертов, принесши сей Образ объявил: в прошлых-де годах имел он обещание сей Образ отдать в сию Пустынь, но оного за нуждою не исправил; а в 1752 г. имел болезнь в голове и в левом глазе лом. И страждущу ему в той болезни, того города вдова Татиана пришед ему объявшия: во едину-де от нощей явилася ей во сне Пресвятая Дева Богородица, и повелела ему Иоанну сказать, чтобы он по первому обещанию Образ Её , нарицаемый Одигитрия, который имеется в дому его, отнёс в Софрониеву Пустынь немедленно, то-де и от болезни получит здравие. И егда он начал приуготовляться в путь, то абие31 получил от болезни исцеление, – и принесший Образ сей просил, чтобы он поставлен был в церкви по правую сторону царских врат, и подаде32 денег сто рублёв.»

3. В тёплой церкви Благовещения Наместная Икона Пресвятой Богородицы Молчанская (список с явленной Иконы). Необыкновенная, величественная живопись сей Иконы возбуждает в

молящихся чувства особенного благоговения. Когда и кем писана, неизвестно, только многие из Богомольцев имеют к ней большое усердие и веру.

4. В Соборной Рождество-Богородицкой церкви Наместная Икона Пресвятой Богородицы Иверская, Чудотворная, в сребро-позлащённой чеканной ша́те. И к сему Св. Образу Богомольцы также имеют великую веру, которая и оправдывается в них благодатными исцелениями.

Кроме устных преданий сохранились, по письменным летописцам, сказания о многих случаях чудесных исцелений. Вот из них два следующие: 1-й, Коллежский асессор и Московский именитый купец Дометий Диомидов сын Мещанинов, в присланном к Отцу Архимандриту

Феодосию от 2–5 января 1801 г. из Москвы письме, изъясняет усерднейшее своё благодарение Господу Богу и Пречистой Богоматери за полученное им на 71 г. жизни своей исцеление от каменной болезни и от подагры, после совершения акафистова пения (в его доме – в Москве)33 пред Чудотворною Иконою Божьей Матери Иверской, обретающеюся в сей Пустыне. – И 2-й, Воронежской Губернии г. Боброва купеческая жена Любовь Андреева дочь Григорьева, прибывши в сию Пустынь 7 Августа 1815 г., с 2-х летним сыном своим, объявила, при многих сторонних свидетелях и старцах Обители, о полученном оным сыном её от жесточайшей болезни исцелении, после нескольких явлений и откровений, бывших ей в сонном видении, при коих повелело ей было – отправиться в сию Пустынь и отслужить молебное акаф. пение перед Чудотворной Иконой Иверской Божьей Матери.

Обитель Софрониева не лишена и благодати Св. Угодников Божьих: Св. Афанасия Великого, Патриарха Александрийского, имеется часть св. мощей. Она вынесена из Крыма, во время Крымского похода, Бригадиром Василием Капнистом, коего благочестивая супруга София сделала от усердия своего Ковчег серебряный, весь чеканный, и 20-го Октября 1776 г. отдала оный в сию Пустынь для положения тех мощей. Здесь помещены части мощей и других Святых Угодников Божиих, а посредине оных частица Древа Животворящего Креста Господня (это все принесено из Тисманского Монастыря Архим. Феодосием). При сих Св. мощах совершается ежемесячно водоосвящение в первый Воскресный день каждого наступающего месяца.

Кроме сего имеется ещё 80 частиц Мощей34 разных Святых, с надписями; они помещаются на аналое в одной из Соборных Церквей.

Из различных принадлежностей наиболее привлекают внимание:

а) Плащаница, шитая по малиновому бархату золотом и серебром; лица живописные; вокруг обложена серебряной позлащённой бахромой и таковыми же кистями, – вся отличнейшей работы; построена в 1801 г. в Арзамасском Алексиевском девичьем монастыре, тщанием Архимандрита Феодосия.

б) Крест серебряный позлащённый, вокруг Распятия унизан жемчугом; из надписи на нём видно, что «оный пожертвован в мае 1729 г.35 города Торопца от знатного купецкого человека Ивана Деткова.»

в) Небольшая Чаша, с полным прибором, из чистого золота, хорошей чеканной работы.

г) Икона Божьей Матери Иверская, в окладе червонного золота, с надписью: «подаяние Княгини Авдотьи Васильевой, сделана сия риза в Софрониеву Пустынь в Москве 1785 г. августа 15 дня.»

д) На иконе Богоматери Молчанской риза серебряная вызолоченная, украшенная жемчугом и цветными каменьями, а в коронах – бриллианты.

е) Блюдо серебряное с чеканными вызолоченными краями (для антидора), с надписью: «Великие Государыни Благородные Царевны и Великие Княжны Анны Иоанновны.»

ж) Для Священнослужения имеется в ризнице: четыре Митры, два жезла среброкованых и палицы. Притом полного облачения для Священников и Диаконов будет почти на сто лиц.

V. О правах и преимуществах Софрониевой Пустыни

. По ходатайству Архимандрита Феодосия36, незабвенной памяти благодетельного Настоятеля сей Пустыни, дарованы оной от Святейшего Правительствующего Синода, в следствие Высочайшей воли, особенные права и преимущества. Так, в Указе Святейшего Синода от 25 августа 1781 года (см. Указ Севской Духов. Консистории 11 октября того года), они в особенности заключаются в следующем: 1, чтобы по кончине Настоятеля выбирать в Строители из своего братства по два достойных Кандидата и о таковых представлять на рассмотрение Епархиальному Преосвященному, а Архипастырь, при своём мнении, представлял бы в Святейший Синод; 2, для отвращения соблазна и развращения общему житию, никого из Эпитимцев и никакого звания людей отнюдь в Пустынь сию Епархиальному Начальству самому собою не присылать, разве по особому о том указу Святейшего Синода; 3, Монашествующих сей Пустыни без собственного их желания и без согласия Настоятеля и братии в другие монастыри ни по каким причинам не переводить; 4, равным образом и в Пустынь сию никого из других Монастырей, без такового же Строителя и братии согласия, не определять и не переводить.

По преданиям Старцев и по введённому обыкновению сохранилось, что ещё до Старца Феодосия некоторые из Настоятелей совершали Богослужение на ковре. – В торжественные праздники Канонархи были в стихарях, а Пономари – в мантиях и камилавках; Архимандрит же Феодосий отправлял оное, кроме того, всегда в среброкованой шапке, имея жезл с яблоками и сулком; пред Литургией входил в Царские Врата без епитрахили, в одной мантии, которые и оставались отверстыми до времени причастного; мир подавал от места своего с осенением руки, причём и трисвятое пели в Алтаре.

В то время, когда все находившиеся в Малороссийских и степных губерниях: Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской, Монастыри, которые не вошли в штаты и оставлены на Малороссийском праве, были обращаемы в приходские церкви, а недвижимые имения оных – в казённое ведомство, – Архимандрит Феодосий, в великой скорби своей, немедленно отправился сам в С. Петербург и исходатайствовал у Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины II, следующий Именной Указ (29 Сентября 1792 г.), которым вместе подтверждены и все прочие права сей Обители:

«УКАЗ НАШЕМУ СЕНАТУ.

Рассмотрев просьбу Молчанской Софрониевой Пустыни Архимандрита Феодосия и собранные по содержанию оной справки, Повелеваем Сенату Нашему, подтвердить куда следует, дабы означенная Софрониева Пустынь оставлена была по прежнему на том основании, в каком оная, по Указам Нашим от 31 Марта 1764 и от 12 января 1779 года состояла, со всеми приписанными к ней землями и угодьями, исключая бывших за сей Пустынею Черкас с землёю ими владеемою, которой по примеру прочих Монастырей, в казённом ведомстве быть должно. Равным образом и причисленную к Софрониевой Григориевскую Пустыню, в Херсонском Уезде состоящую, с присоединёнными к ней от покойного Генерал-Фельдмаршала, Екатеринославского и Таврического Генерал-Губернатора Князя Потёмкина-Таврического, в том уезде дачами с заведениями Монастырскими, оставить по-прежнему в той Пустыне.»

Блаженной памяти Государь Император Павел I-й благоволил с прочими, на своём содержании состоящими Монастырями и Пустынями, пожаловать и сей Обители в милостынную дачу ежегодно 300 рубл. ассигнациями. А Благочестивейший Государь Император Александр 1-й соблаговолил повелеть Святейшему Синоду (Высоч. Указ в 2–4 день янв. 1816 г.) учредить в Пустыне сей Больницу на 15 человек престарелых и болезненными припадками одержимых Монашествующих.

При ныне же благополучно Царствующем Государе Императоре дарованы, в числе прочих, и сей Обители (в 1832 и 1834 г.) разные благодетельные способы к своему благоустроению; дано право иметь число указных Послушников, равное числу Монашествующих штатного положения, и

престарелых и больных братий оставлять за штатом при тех же способах содержания.

VI. Об Уставе Софрониевой Пустыни

Благословенный от Святейшего Правительствующего Синода в 1779 г. января 25, и потом в 1781 г. подтверждённый, Устав37 для Софрониевой Пустыни, по чиноположению Святой Афонской Горы, поставил Обитель сию на степени отличного внутреннего благоустройства, и, потому, привёл её в особенное уважение между народом и даже между православными Обителями. Так, Общежительные Пустыни – Глинская Рождество-Богородицкая (в Курской Епархии) и Святогорская Успенская (в Харьковской Епархии) испросили от Святейшего Синода утверждение сего Устава и для себя. Впрочем, Устав этот отличается только строгостью и точностью исполнения общего Церковного Устава, и некоторыми особенными обрядами при Богослужениях, которые в нарочитые праздники и торжественные дни совершаются с большим великолепием и поразительностью. Так на пример, каждой седмицы во вторник и в субботу бывает соборный Акафист Пресвятой Богородице (если в сии дни не придутся всенощ. бдения); но во вторник Светлой Седмицы, в память явления Чудотворной Иконы Божия Матери Иверской, таковой Акафист совершается, на Утреннем бдении по 6-й песни канона, с особенным величием и торжественностью. И в будни, постоянно отправляется Акафистное пение Богоматери; а Повечерия, с канонами, читаются через всю седмицу.38

Празднование Двунадесятых праздников, Престольных (их в году 8), Высокоторжественных дней и в память Великих Угодников Божиих, совершается также с особенным торжеством. В эти дни, на великой вечерне, на утрени при пении 9-й песни канона и перед Св. Литургией, во время чтения часов, каждение бывает от двух Иеродиаконов с гробницами, держимыми с пеленами на левом плече; на малой же вечерни, на утрени при пении полиелея (псал. Хвалите имя Господне), и на Литургии, во время трисвятого пения, бывает каждение также от двух Иеродиаконов, или Иеромонахов, в мантиях и камилавках серебряными, нарочно для сего, устроенными, кациями с позвонками, кои вместо цепей имеют рукояти. Причём кадят – предстоящих однажды, а каждый лик поющих братий – двукратно.

Касательно сего обряда должно заметить следующее:39

«1. Поскольку гробницы, в которых Божественные Тайны на Святом Престоле хранятся, изображают гроб Спасителя, а Диаконы, по тайноводственному разумению Святых Учителей Церковных, суть представители Ангелов; посему, когда они исходят из алтаря и являются с гробницами на раменах и с кадильницами в руках, тогда умы верующих обращаются к воспоминанию радостного о Христовом Воскресении благовестия, которое Св. Мироносицы прияли от Ангелов, явившихся в ризах блистающих и глаголавших им: Иисуса Распятого ищете? Несть зде, но воста; приидите видите место, идеже лежа Господь. (Мф. 28:1)

2. Кации, или кадильницы с рукоятками, введены в употребление ради воспоминания о явлении в некоем общежитии Ангела, который во время бдения, обходя иноков с ковчежцем священного елея, удостаивал своего благословения келии даже тех братий, которые, трудясь в монастырских послушаниях, или по причине своей тяжкой немощи, не могли присутствовать при соборном пении, а через это показывал, что хотя сии братия и отсутствуют телом, но духом соединяются со всей Церковью молящихся и участвуют в благах соборной молитвы.

3. Двукратное каждение ликов установлено в память видения Божией Матери, даровавшей поющим братиям златницы, а другим предстоящим ца́ты, в новоустроенной Преподобным Афанасием Афонским церкви, в показание сугубого Божия благоволения к тем, кои своим спокойствием жертвуют долгу послушания и братолюбия и общему всей Церкви утешению и назиданию.»

В годовые и некоторые престольные праздники хождение из Церкви в Трапезу бывает торжественное. Настоятель и братия идут чинно, по два, все в мантиях, при колокольном звоне, с несением Иконы праздника, к коей, по выходе из трапезы, прикладываются все и принимают благословение от Настоятеля. Затем Св. Икона тем же порядком относится опять в церковь. Такое же торжественное шествие совершается и через всю Светлую Седмицу с преднесением Св. Иконы В. Хр. и Артоса. В великие праздники поставляется коливо, варёное из пшеницы с мёдом, украшаемое приличными празднику изображениями. Дважды в году – в среду Преполовения и 1-го числа августа, Настоятель с братией исходит Крестным ходом на кладезь вне Обители, и, по совершении водоосвящения, возвращается тем же порядком в Монастырь через уроч. Городище, окропляя окрест святой водой.

По общежителъству Пустыни, все и каждый из братии, исправляя по силам своим возлагаемые от Настоятеля послушания, трудятся для общей пользы, отнюдь ничего из рукодельных произведений своих не обращая в свою собственность и не продавая на сторону никому, под крепким запрещением. Таким образом производится выделывание восковых свечей для Церкви и на продажу Богомольцам, из воска, с монастырских пасек получаемого; и столяры, бондари, кузнецы, плотники, портные, сапожники, все трудятся на пользу Обители.

VII. О Козначействе Софрониевой Пустыни

По общежительству сей Пустыни и по принятому в ней издревле обыкновению, Казначей заведует всеми приходами и расходами монастырскими, под руководством Настоятеля и при посредстве старшей братии. Он и все братские нужды удовлетворяет по возможности. Под его также наблюдением40 снабжаются братия одеждою и обувью и прочим от палатного Монастырского, и он должен иметь первую и главную заботу, чтобы как на ключне для трапезы, так на палате для одеяния братии ни в чём никаких недостатков не было. Удовлетворение наёмных работников и мастеровых людей договорными деньгами, снабжение одеждой и продовольствие их производится также под надзором Казначея через Эконома и Палатного.

В сей Обители, кроме содержимого ею штатного числа Монашествующих (45 челов. с больницей) и Послушников, снабжаются ещё пищей все посещающие Обитель Богомольцы, особливо бедные и неимущие; притом для приезжающих выдаётся лошадям сено безденежно. Сверх того, Пустынь доставляет успокоение отставным духовного и светского звания людям, увечьями, болезнями и старостью удручённым.

VIII. О владениях Софрониевой Пустыни прежних и нынешних

Ещё в начале XV столетия от Великого Князя Московского Василия Димитриевича пожалованы были41 сей Пустыне разные вотчины и сёла42 на пропитание братии; но они все, в начале XVII стол., за переведением братии пустынной в ново построенный в г. Путивле Большой Печерский Монастырь Белой Богородицы, отошли к тому Монастырю. Уже в конце сего столетия (1671 и 1682 гг.), по Грамотам Государей Царей и Великих Князей Алексия Михайловича и Феодора Алексиевича, с отделением Пустыни от Большого Путивльского Монастыря (в 1656, подтвер. 1670 г.), отведено оной 30 десятин земли; а Грамотою Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексиевичей 23 мая 1690 г. предоставлены и подтверждены во владение сей Пустыни: «урочища подле самой Пустыни к Молчанскому Болоту и по обе стороны Глыбья и Булычёва лугов, тож с лужками и урочищи, да в подгорном стану в Путивльском уезде, в Лежецкой и Деревецкой волостях, также на речках Тажине, Волфине и Ведьбе с урочищи и в Опсельских лесах за межою Сумских и Миропольских черкас с урочищи и всеми угодьи.»

В настоящее же время во владении сей Пустыни, по планам и межевым книгам, состоит: Курской Губернии в уездах Путивльском и Рыльском и Харьковской Губернии в Сумском уезде, всего вообще земли пашенной и сенокосной и под поселением 591 десятина 1971 ½ саж., леса строевого и дровяного 1823 десятины 2953 саж. и неудобной – под кладбищами, болотами, речками, плотинами 270 дес. 777 саж., и того 2686 дес. 901 сажен. – Пахотные земли при Хуторах Псельском, Сетневском, Коровяковском, Ольшанском, при дерев. Кольцовщине и селе Вощинине отдаются на оброк по условиям.

Блаженной памяти Император Пётр II-й, в 30 день марта 1729 г., Высочайше пожаловал во владение Пустыни, для исправления Церковных нужд и на пропитание братии, Мельницы на реке Сейме и протоке Теребуже под селом Теткиным Рыльского уезда. При них хутор монастырский, называемый по селу Теткинским. Мельницы сии состоят из 4-х амбаров о 18-ти поставах. – Они составляют главнейший доход обители. Но как находятся на одной плотине с мельницами Глушковской Суконной Фабрики, то, по Высочайшему Указу в 5 день января 1807 г. на имя Правительств. Сената, отдаются они в оброчное содержание той Фабрике против существующих цен на хлеб.

В городе Сумах имеется каменный двухэтажный дом с лавками, подаренный Пустыне от Губернского Секретаря Кирилова. А на реке Сейме близ деревни Бунякиной устроен Перевоз при монастырском хуторе. При селен. Горках (15 вер. от обители) находится принадлежащая

Пустыне Меловая Гора с фруктовым садом, отдаваемая в оброчное содержание.

При самой Пустыне, к северо-западу, на возвышенных Молчанского болота холмах, имеется Кирпичный Завод с деревянным строением для Смотрителя, садом и огородом. На нём, для монастырских нужд, бывает выделка кирпича, коего иногда выделывается до 200,000.

В Монастыре и при некоторых хуторах есть пасеки (5) и мельницы – ветряных 3 и столько же водяных.

IX. О Покровителях и Благодетелях Софрониевой Пустыни

Обитель Софрониева первейшим и высочайшим Покровом своим чтила и чтит единственно Пречистую и Преблагославенную Владычицу Деву Богородицу. Впрочем, милостью Божьей и предстательством Пречистой Богоматери, Пустынь не лишена и земных благодателей43.

Так, блаженной памяти Благочестивейшая Государыня Императрица Елисавета Петровна, во время шествия Своего в Киев в 1744 году, изволила посетить и сию Обитель, и Всемилостивейше пожаловать ей тысячу рублей, при Строителе Сергие.

Помещица Елена Дмитриева–Зеленская в 1718 г. своим коштом соорудила огромный и богатый Иконостас в Церковь Успения Божия Матери; а Льговского уезда Помещик Иона Левшин выстроил в 1776 г. при Благовещенской церкви Придел Во имя Святителя Ионы, Московского Чудотворца, и ещё в 1805 г. обновил Пещеры, и Церковь в оных украсил чугунным Иконостасом.

Губернский Секретарь Иван Кирилов, движимый особенным к Обители сей усердием, завещал оной в вечное владение каменный двухэтажный дом с лавками в городе Сумах. – Были и многие другие Благотворители сей Обители, как означенные при описании её, так и поминаемые в Синодике оной.

X. О Настоятелях Софрониевой Пустыни

В течение почти трёхсот лет со времени основания этой Обители, не осталось никаких сведений о бывших в ней Настоятелях. Даже сами имена блаженных оных Киевских монахов, положивших начало Пустыни, не сохранились и по преданиям. Впрочем, от конца XVI столетия

известны Настоятели Пустыни следующие:

I. ПАФНУТИЙ Игумен. Воспоминается в Грамоте Царя Феодора Иоанновича 7101 (1593) года. При нём монашествующие из сей Пустынной Обители переведены в новопостроенный в г. Путивле Монастырь.

II. АЛЕКСАНДР Иеромонах. С отделением Пустыни сей от Путивльского Монастыря, в 1653 г; он определён в оную с причтом и братией. Ревностный любитель пустынного безмолвия.

III. СОФРОНИЙ Батоврин, первый Строитель-Монах, постриженец сей Пустыни и великий Благодетель оной. На должность Настоятельскую определён по грамоте Святейшего Патриарха Никона в 1656 г. и пробыл на оной 35 лет. По преданиям сохранилось, что он не принял Священства по великому смирению своему. Скончался в 1692 г. и погребён в сей Пустыне. По имени его Обитель сия приняла наименование Софрониевой.

IV. СЕРАПИОН Строитель-Иеромонах. Определён на Строительство в 1692, г. грамотою Святейшего Патриарха Московского Адриана. Высокой подвижнической жизни Старец, стяжавший также признательность за неусыпное попечение о благоустроении Обители. Скончался 1718 г. июля 17 дня на 82 г. своей жизни. В монашестве подвизался 62, а на Настоятельстве 26 лет; погребён в сей Пустыне, – место покоя его показывается, по преданиям, в алтаре Соборной летней Церкви против жертвенника.

V. СИЛЬВЕСТР Константинович, Строитель Иеромонах (Настоятельствовал с 1718 по 1721 г.).

VI. ЗОСИМА Курдюмов, Строитель-Монах (1721–1727 г.).

VII. СЕРГИЙ Самойлов, Игумен. Определён Строителем из Иеромонахов сей Пустыни в 1727 году. Один из доблестных подвижников благочестия, прилагавших неусыпное попечение о благе Обители. Он соорудил летний Соборный храм, освящённый в 1734 г., и великолепно оный украсил. В жизни своей потерпел тяжкие злоключения и напасти. Дважды вверяемо было ему Настоятельское звание в Софрониевой Пустыне; а в 1764 г. произведён он в сан Игумена в Рыльский Николаевский Монастырь, с назначением первым Управителем по Рыльскому Духовному Правлению. Скончался в сей Пустыне на покое 1773 г. марта 21, на 77 году от рождения. Погребён в сооружённой им Соборной Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, перед самым входом в оную.

VIII. ИАКИНФ Чюйкевич, Строитель-Иеромонах (1739–1743 г.).

Примеч. С 1743 по 1750 г. был Строителем снова тот же О. Сергий Самойлов.

IX. КЛИМЕНТ, Строитель-Иеромонах (1750–1751 г.).

X. ИУВЕНАЛИЙ Мартиненков Игумен. Надвратная Покровская и бывшая больничная Сретенская каменные Церкви, свидетельствуют о его трудах для блага Обители. В 1752 г. определён был Присутствующим в Путивльское Духов. Правление. Настоятельствовал с 1751 по 1760 год.

XI. ЛАЗАРЬ Игумен, (1760–1763 г.).

XII. АРСЕНИЙ Игумен. Уроженец города Киева, художеством иконописец. Из Соборных Старцев Московского Чудова Монастыря произведён в сию Пустынь во Игумена, Преосвященным Митроп. Москов. Тимофеем, 15-го июня 1763 года. Возобновлённые им пещеры и Церковь в них (сначала во имя Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских), служат памятником заботливости его о благоустроении Обители. В 1772 г. уволился в Киево-Софийский Монастырь и там скончался.

XIII. СОФРОНИЙ II-й Хижняков, Строитель. Исправлял должность Настоятеля с 1770 года, а утверждён в оной 1776 и пробыл по 1779 год.

XIV. ФЕОДОСИЙ Маслов, Архимандрит, из Игуменов Тисманского Монастыря что в Валахии. Определён в Софрониеву Пустынь Строителем по указу Святейшего Синода, в следствие Высочайшего повеления, данного в день января 1779 года. В 1787 г. возведён в сан Архимандрита, а декабря 9 дня 1802 г. скончался, погребён в летней Соборной церкви на правой стороне в углу. Отличным церковным благочинием и прочным благоустройством своим по всем частям, Обитель Софрониева обязана сему Великому Старцу, который усвоил ей и укрепил в ней Устав Общего жития по обряду Святой Афонской Горы, и многие другие оказал благодеяния. За всё сие – чувство глубокой признательности к памяти благочестивого Мужа Обитель питает всегда: день преставления Его, каждогодно, совершает она особенным образом.

XV. ГЕРМАН Ингул, Строитель. Он первый из братства сей Пустыни, в силу Указа Святейшего Правительствующего Синода, состоявшегося по Высочайшему повелению, от 23 января 1779 г., был избран братией в Настоятеля и Святейшим Синодом утверждён (1803–1805 г.).

XVI. ИСИХИЙ Карманов, Строитель из Иеромонахов сей Пустыни (1806–1807 г.).

XVII. ИОАСАФ Волошин, Строитель (1807–1814 г.). В 1832 г. лишился зрения, а 14 января 1843 г. скончался в сей Пустыне на покое.

XVIII. ВАРЛААМ Зенович-Кищенко, Архимандрит. Братией избран в Строителя и Святейшим Синодом утверждён 1815 г. июля 8 дня. Награждён наперсным Крестом Синодальным 18 февраля 1834, а в 1838 г. января 25 возведён в сан Игумена. В августе 1840 года, с саном Архимандрита переведён в Обоянский третьеклассный Знаменский Монастырь Настоятелем, а в декабре 1843 г., по прошению его, уволен в сию Пустынь на покой, с пожизненным пенсионом. Величественный Соборный Храм в Пустыне (летний,) свидетельствует об особенной попечительности и неутомимых трудах сего Отца Архимандрита в деле благоустроения Обители.

XIX. МАКАРИЙ Иващенко, Архимандрит. В 1835 году взят был из Пустыни на Строительство Белоградского Николаевского Монастыря, а в 1837 определён Экономом в Курский Архиерейский Дом. В Настоятеля сей Пустыни избран братией и Святейшим Синодом утверждён 1841 года марта 2 дня, с возведением в сан Игумена, и того же года августа 6-го награждён Наперсным Крестом Синодальным. В 1844 г. декабря 23 дня произведён в Архимандрита с присвоением сей степени ему лично. Усердным тщанием сего Благопопечительного Старца, с разрешения Епархиального Начальства, устроен, вместо ветхого Больничного, вновь каменный о двух – этажах Корпус, с назначением – верхнего этажа для Настоятеля и Старшей братии, а нижнего –для больничных братий44.

Таким образом Обитель Софрониева, применяемая благодатью Божьей и милостивым покровом Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, процветает благосостоянием и поднесь, во всей полноте, – яко древо насажденное при исходищах вод (Псал. 1).

* * *

1

Истор. Рос. Иерарх. 1815г. ч. V стр. 186–191.

2

Летоп. пис. ст. 1. и другой стр. 26.

3

Истор. Росс. Иерархии 1815г. ч. VI с. 186. Летоп. с. 26 на обороте.

4

Ныне архивные, дела Пустыни простираются не далее 1721-го, акты же 1595-го (Грамота царя Феодора Иоанновича) года.

5

Истор. Рос. Иерар. ч. II. 1810г. ст. 8.

6

Оп. Киевопеч. Лавры 1826г. с. 18. Летоп. с. 26 и другой 1837 года.

7

При перестройке, в 1834 г., Соборной Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и при рытье нового под оную фундамента, открыта сия пещера, с правой стороны алтаря, под коею выстроена ризница.

8

Ист. Рос. Иерарх. 1815 г. ч. VI, с. 186.

9

Летоп. пись. 1840 г. с. 45.

10

Летоп. пись. с. 26 и 29 и другой 1840 г. с. 18. Ист. Рос. Иер. 1815 г. ч. VI с. 186. Полн. Месяц. С.п.б. 1822 ст.26., и такой же Моск. стр. 415.

11

Когда и сей монастырь потерпел сильное разорение от бывшего в нём великого пожара, с тех пор подлинный Чудотворный Образ остался и по сие время неизвестным; точная же копия с оного сохранилась доныне в Софрониевой Пустыни и есть наместною в тёплой Благовещенской церкви.

12

От построенной в сим монастыре впервые каменной выбеленной известью церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

13

Ист. Рос. Иерар. 1815 г. стр. 187.

14

Ист. Рос. Иерар. 1815 г. ч.VI стр. 187–188.

15

Пись. Летоп. с. 30.

16

Архивн. дела и Лет. пис. 1840 г. с. 67.

17

Архивн. дела

18

Ист. Рос. Иер. 1810 г. ч. II и 1815 г. ч. VI с. 188 и Лет. 1739 г.

19

Ист. Рос. Иер. 1811 г. ч. III с. 352 и Архивн. дела

20

Софрониева Пустынь управляема была сначала Святейшими Архипастырями Московскими, состоя при том (с 1721–1764 г.) под Синодальною Областью, потом, с 1765 г., Епископами Севскими и Брянскими, Викариями Московской Митрополии, а с 1789 г. – Архипастырями Белоградскими и Курскими, ныне именующимися (с 1799 г., по объявлении Курска Епархиальным городом) Курскими и Белоградскими.

21

Указы Св. Синода 1779 г. января 23; 1781 Августа 25.

22

Летоп. 1749 г. и Архив. дело (III) стр.7

23

Ист. Рос. Иер. 1811 г. ч. III стр. 352–354 и 1815 г. ч. VI с. 109 и 354. Лет. с 33.

24

Би́ло (звонило, сторожевая доска или плита) – деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой). В древности им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола. – ред.

25

Письменные Летоп. стр. 34–35.

26

Так названо потому, что служило убежищем для городских жителей Путивля от неприятельских набегов.

27

Ист. Рос. Иерарх. 1815 г. ч. VI с. 186. Полн. Месяц. С.п.б. 1822 г. и Письменные Летоп.

28

В следствие частых неприятельских нападений на Пустынную Обитель, штат оной со всеми её владениями переведён был в сей ново построенный Путивльский Монастырь в начале ХVІІ ст., а в 1656 г. Пустынь возобновлена и снова утверждена самостоятельною.

29

Киот этот, как видно из Летописи, устроен при Строителе Сергии 1728 года марта в 25 день.

30

Ша̀та – церк. оклад иконы – ред.

31

Абие – устар. – скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля – ред.

32

пода́л, дал – стар. слав. – ред.

33

В это время, по особенному случаю, был здесь О. А. Феодосий с Иеромонахом и при них Чудотворная Икона.

34

Со Св. Мощами, что в ковчеге, хранится небольшая рукопись духовных стихословий, начертанная Самим Святителем Димитрием, Митроп. Ростовским Чудотворцем.

35

Памятниками глубокой древности служат Синодики Пустыни, где значатся записанные роды̀ Святителя Ионы, Митрополита Московского и всея России Чудотворца и современных ему Духовных п Светских Особ, ещё при их жизни (около половины XV столетия).

36

Архив. дела

37

См. Архив. дела

38

Также учреждено в Обители сей вечное поминовение по усопших Отцах и братьях оной, Благодетелях её и всех тех, кои вписали роды́ свои, по Синодичному и по Псалтырному чтению; первое совершается всегда на поздней Божественной Литургии очередными иеромонахами, а последнее – день и ночь назначенными из Братии, по примеру воспоминаемой в Четьих-Минеях Обители Неусыпающих.

39

См. Описание Глинской Пустыни, печ., 1836 г. л. 20.

40

Путеш. Барского 1819 г. ч. II с. 144.

41

Ист. Рос. Иерарх. 1815 г. ч. VI с. 186. Летопись. с. 29–30.

42

В Путивльских Писцовых Книгах 1591 года упоминается, что к сему Пустынному Монастырю принадлежали «два селища Линевское и Климовское, с лесами в длину на 6, а в шир. на 4 и на 3 версты. На Беликовом колодце Слобода, а в ней 6 дворов крест.» – На что и Грамота дана от Царя Феодора Иоанн. 1593 г. марта 23 (Смот. Летоп. пис. 1840 г. стр. 45).

43

Писъ. Летоп. стр. 24 и 26.

44

В 1846 г., апреля 28 дня, скончался сей Благопопечительнейший Отец Архимандрит. Погребён в Пустыне близь Соборного Храма. На место его, Строителем избран братиею и Святейшим Синодом утверждён Казначей сей же Обители иеромонах Арсений, имеющий Синодальный Наперсный Крест.


Источник: Составлено, по благословению Высоко-Преосвященнейшего Илиодора, Архиепископа Курского и Белоградского и Кавалера, при Настоятеле оной Пустыни блаженной памяти Архимандрита Макария, в 1845 году. Санкт-Петербург. В Гуттенберговой Типографии. 1846г.

Комментарии для сайта Cackle