№ 6. Сотрудник Братства св. Гурия. 10 января 1910 года

О католической миссии

Как известно, католическая миссия в настоящее время действует почти во всех странах мира и при том почти всегда на свой страх, без всякой поддержки с её страны местных правительств. Иначе говоря, она действует при законах, вполне осуществляющих свободу совести. Это обстоятельство развило среди католиков громадную инициативу и выдвинуло одушевлённых деятелей на пользу Церкви. И к 1907 году католическая миссия в четырёх частях света (кроме Азии) располагала следующими силами в 1907 г.: миссионерских станов было 2903; миссионеров в духовном сане 5480; светских миссионеров, членов различных Братств, 2186; женщин миссионерок 5285; школ, принадлежащих исключительно ведению Церкви, 10542; учащихся в церковных школах 728000. Таким образом – через свои учреждения католичество обратило в христианство одних дикарей 34 миллиона человек (из соч. прот. Буткевича, о миссии кат. и протест.).

А наша православная миссия, тщетно отыскивающая себе внецерковной помощи, в виде субсидии и покровительства, всё более и более утрачивает свою внутреннюю энергию и духовно ослабевает.

Е. А.

О протестантской миссии

Протестантская миссия пережила за время своего существования очень много чрезвычайно тяжёлых дней. Решительно без всякой помощи со стороны государства; мало того: всецело предоставленная самой себе, эта миссия терпела притеснения в католических странах.

И несмотря ни на что, протестантских совершенно самостоятельных миссионерских обществ – 166; людей, отдавших себя на служение миссии у протестантов – до 11000, из них женщин 3628; врачей миссионеров: мужчин – 496, женщин 223.

Вследствие этого один штуттгаргский протестантский миссионер Гессе нашёл возможным ещё в 1892 году сказать, указывая на развитие протестантской миссии, следующее: „Теперь мы можем подвести итог своей деятельности. Четыре миссионерские общества за настоящее столетие превратились в 140; 150 миссионеров – в 3000. Доходы наши увеличились в восемьдесят раз. Обращённых в протестантство за 90 лет числится 2.950.000. Помощников миссии – вольных 30.000 человек. На 386 языках читается св. евангелие среди протестантов и только в одном 1891 году обращено в протестантство 90 тысяч человек. Общий годовой доход протестантских миссий – 40 миллионов марок, а расход общий – вместе со специальными поступлениями – 65 миллионов (марка – 46 копеек)». Таковы данные отца прот. Т. Буткевича по его книге: о миссии католической и протестантской.

Что можно сказать по этому поводу деятелям Казанской миссии?

А вот что: в Братстве свят. Гурия, за 42 года его жизни, имеется основной капитал в 300 руб.; на службе имеются такие миссионеры, которые утверждают, до сих пор, что всё горе миссии в „свободе совести» и что без помощи дело пойдёт хуже и хуже. Наконец у нас деятели миссии бывают такие, которых „некуда девать» и поэтому они остаются священнослужителями – на действительной службе... Таковы наши „порядки». И положение местных руководителей и деятелей миссии совершенно безвыходное! Исправить же колоссальную машину нашей церковной жизни может только собор Архипастырей, – иначе каждый из них в отдельности поправить может только очень немногое. А „многое» – не в их силах.

Епископ Андрей.

Католическая народная миссия

Католическая миссия иногда к участию в борьбе со злом привлекала всех своих – мирян и организовала так называемую народную миссию. Это участие мирян в деятельности внутренней миссии, как мы видели, выражалось в учреждении орденов, конгрегаций, обществ, товариществ, союзов, братств и т. п.

Против общественного зла нужно действовать сообща, – вот какая мысль лежит в основе всех этих организаций. Ещё в начале 17-го века, когда особенно сильно воинствовал протестантизм и когда его идеи быстро распространялись во всех странах католического мира, возбуждая в умах сомнения и порождая неверие, некоторые из лучших представителей католичества остановились на мысли основать „общество католических священников» с привлечением к нему преданных Церкви клириков и мирян. Так, были посеяны первые семена народной миссии. Священники сплотились между собой и сообща стали обсуждать нужды Церкви, равно-как и меры борьбы с неверием и упадком нравственности. К 1660 году в католических странах Европы насчитывали свыше тысячи пастырских кружков и союзов. Из их представителей время от времени были составляемы пастырские съезды... Пробил час пробуждения католичества. Бесчисленные общества с благотворительной и миссионерской целью были результатом этого „возрождения“ католичества. Кроме того, заслуживают внимания во множестве открывавшиеся тогда общества религиозно нравственного просвещения народов. Эти общества устраивали множество народных школ, заводили свои типографии, издавали бесчисленное количество книг религиозно-нравственного содержания, журналов, картин; устраивали торжественные празднества и процессии; они содержали своих проповедников из даровитых лиц, получивших в Риме богословско-философское образование и отправляли их для проповедования из села в село, из города в город. Впоследствии образовался целый ряд проповедников, которых в настоящее время назвали бы миссионерами: были проповедники учёные, городские, крестьянские, купеческие, мещанские; был даже особый вид проповедников для кухарок.

Для кухарок совершали особую мессу (литургию), на которой бы они могли присутствовать без ущерба своим обязанностям, устанавливали особые недели для их говения, и в это время произносили для них особые проповеди. Образовался особый разряд проповедников, быстро, и властно подчинявших себе чужую совесть. Рядом с этим появились особые организации, состоявшие из людей светских, ставившие своею целью поднятие религиозно-нравственной жизни народа. Это – так называемые „свободные союзы“ союзы отцов и матерей, юношей и девиц, товарищей и учеников, купцов и ремесленников. Были союзы, которые ставили своей целью спасать падших женщин, предохранять семьи от разложения, регулировать отношения между бедными и богатыми, рабочими и работодателями, землевладельцами и крестьянами.

Указанные средства без сомнения много принесли пользы католической миссии задерживали тот бурный поток, которым, быстро разливалось по всей Европе не только протестантство, но и неверие (особенно во времена Вольтера) – во всё XVIII столетие.

(Из сочинения прот. Буткевича, о миссии католической и протестантской).

Законы Шариата

Существенные законы веры и жизни магометанской находятся в Коране, а те мелочи обыденной и гражданской жизни, которыми окутана повседневная жизнь магометан, – излагается в Шариате, различно передаваемом и толкуемом разными школами.

Большинство русских магометан держится Шариата – школы Халифатов. И вот, наше любвеобильное начальство, в лице сенатора графа К. К. Палена, ревизовавшего по Высочайшему повелению Туркестанский край, после тщательного обследования правового быта туземного населения трёх коренных областей Туркестанского генерал-губернаторства, издало „Опыт систематического изложения главнейших начал Шариата, применяемых ныне в коренных областях Туркестанского края, iuduarto на 120 страницах, с текстом русским и сартским. Издание сделано в Ташкенте, в 1909 году, трудами особой комиссии во главе В. П. Остмоурова, причём в основу труда положен сборник законов англо-мусульманских, составленный профессором Кембраитского университета Иильсоном.

Не входя в суждение о значении сего труда, сделаем некоторые выдержки из него, для того чтобы иметь хотя некоторое понятие о Шариате.

О браке

Предельного брачного возраста не существует.

Несовершеннолетние (юноши до 12 л., а девицы до 9 л.) могут быть связаны без их согласия брачным договором их родителями и валиями (родными единокровными), которыми могут быть обрачены и умалишённые, которые, выздоровевши, могут разойтись.

Сделка должна быть совершена в один приём и при двух свидетелях. Женщине не разрешается иметь двух и более мужей одновременно и выходить замуж вдовой раньше 4 м. и 10 дней.

А мужчина может иметь одновременно 4 жены. И по смерти одной жены может взять пятую, равно как после развода.

Запрещаются браки между состоящими в родстве: по крови, по свойству и по условиям кормления, причём если мужчина и женщина когда-либо оставались вдвоём, при обстоятельствах, не представляющих физических, юридических или условных препятствий к половому сношению, тоже представляются (ео ipsv) породнившимися.

Отсюда понятно, как у магометан сложны препятствия к законному браку и насколько наоборот легки к нелегальному браку.

Мужчина может жениться и на котибии, т. е. исповедующей писание (Христианке и еврейке), но женщина не может выйти за такого.

Права мужа и жены определяются договором.

Выкуп жене должен быть выдаваем не менее 2 рублей (деньгами или имуществом).

Обязанности жены таковы: она должна подчиняться всем приказаниям мужа, если они не безрассудны; избегать близости с мужчинами, не показываться публично (без уважительных причин).

Муж обязан содержать жену по среднему расчёту. Не содержание жены в течение 6 месяцев может быть поводом к разводу. Он может запрещать ей принимать родственников, с которыми дозволен брак, а тем более чужих. Он может подвергать её лёгким телесным наказаниям, но от насилий жена может защищаться по закону, как и всякий посторонний человек.

О разводе

Муж может развестись с женой по своему желанию и усмотрению без объяснения причин, но жена не может развестись без согласия мужа иначе, как по суду. Развод может быть заявлен словесно, или письменно. Не сожительства в течение 4 месяцев равносильны разводу. Если в договор вошло то, чтобы муж не брал другой жены, то по взятии другой первая может развестись.

Грубое обращение мужа или неверность не дают права жене на развод (стр. 25).

Разведённая может выйти за другого и после расторжения этого брака может опять выйти за первого.

О родителях и родник

Ребёнок, рождённый спустя 6 месяцев после брачного, союза признается законным детищем, а равно и тот, кто родился не позднее двух лет после смерти супруга или развода. И если сожительство происходило в условиях, допускающих брак, то рождение тоже признаётся законным.

Признание отцовства совершается в присутствии свидетелей, знающих, что у ребёнка нет другого отца.

Если у дитяти нет отца и деда, то учреждается опека, о которой есть множество положений.

Никто из родственников, кроме жены, не могут требовать себе содержания от другого мужа, будучи сами имеющими возможность извлекать средства к жизни из собственного имущества. Однако отец обязан содержать своих дочерей, даже овдовевших или разведённых. Должно содержать и не имущих ближайших родственников (в степенях, запрещённых для брака) в порядке даже возможного наследства, если таковое имеется.

Дети обязаны содержать неимущих родителей и тогда, когда они не утратили работоспособности. Лишают содержания: защита от голода и холода. Бедные должны содержать родителей вместе с своими детьми. Тоже должны делать внуки, с дедами. За неимением ближайших родных, должны позаботиться о бедных следующие их родные, которые могли бы получить их наследство. Но эти обязательства прекращаются в случае отпадения от магометанства.

Нельзя не сказать, что эти законы хороши, но только исполнителями их, конечно, бывают редкие, ибо говорят, что не легко бедным отца и мать кормить, а тут и дальних родственников, и только потому, что можно было бы получить от них наследство, за неимением ближайших наследников, которые всегда найдутся, когда объявится большое наследство. Наследование очевидно в магометанстве очень цениться, а потому порядки и законы наследования весьма сложны.

Все расходы похоронные, долги и прочее должны быть покрыты до раздела наследства. А если какие кредиторы не будут удовлетворены, то каждый наследник отвечает, сообразно своей части наследства, но не выше её.

В указанном труде указан порядок наследования, права и обязанности душеприказчиков, о наследовании дальними родными, по учению Абу-Юсуфа, ученика Абу-Ханифа, по учению Имама Магомета, а также родных четвёртого разряда и неродных (стр. 66–80).

Особенно же интересны некоторые статьи, о даре на смертном одре.

Дар, сделанный пред смертью, приравнивается к завещанию, но только на треть имущества, как и всякое завещание.

Однако, если совершился торг раньше и вообще какое-либо условие, то это преимуществует пред даром, или признанием долга, не признаваемого наследниками по завещанию. Значит воля умирающего не вполне чтится.

О дарении говорится: лицо, получающее дар, не приобретает никаких наших прав ранее фактического вступления в обладание им; но если даритель переживает того, кому совершился дар, то дарение не получает законной силы.

О праве купли и продажи

Преимущественное право купли принадлежит соседу и совладельцу, но тот и другой должны немедленно заявить о своём праве и желании осуществить его, устно или письменно, с обозначением заявленной суммы, или какую назначит суд. Давности для возбуждения дел о праве собственности не существует.

Предоставивший имущество в пользование или ссудивший деньги имеет право требовать возврата, во всякое время, независимо от условия долга.

Отдача денег под проценты воспрещается во избежание убытков; проценты должны быть включаемы в сумму займа. (Так делают, Евреи, истые ростовщики).

Товарищества дозволяются на правах общего владения имуществом и скотом и разделяются на четыре вида.

Доверенность даётся при двух свидетелях и даётся на всё, кроме прав присяги и отбываний наказания.

Для возбуждения уголовных дел нет давности, кроме прелюбодеяния, воровства и грабежей.

Для заявлений о сих делах полагается месяц. А для заявления о пьяном состоянии полагается только короткое время: пока запах изо рта пьяного слышится. Но так как пьяница, всегда носит с собою винный запах, то их, посему, можно всегда подвергать суду. Нельзя не сказать, что закон этот хороший, если он приводится в исполнение.

В заключении можно сказать следующее:

Есть пословица: „законы святы, да исполнители их супостаты». Так и здесь. Наше любвеобильное начальство увидело, что местное магометанское население судится местными инородческими судами крайне разнообразно, по преимуществу обычным местным судом, кончает по шариату. И вот оно захотело судить их судом их же, но однообразным и основательным. Посему оно составило кодекс научный, по руководству Английского профессора и редакции местных знатоков. Несомненно, как сии, так и профессорское руководство не прошли бесследно для законов шариата. Они во многом наложили на них свою логичность, истинность.

Можно думать, что за протекающее тысячелетие не раз делалось сие и прежде законами Шариата. Из сего явствует, что далеко в них не всё магометанское, подлинное. И потому-то в них многое имеется достойное уважения. Но остаётся вопрос: следует ли Европейцам трудиться над созданием законов магометанских.

А. Н.

Ответ редактору „Сотрудника”

В последнем номере „Сотрудника“ преосвященный епископ Андрей упрекнул меня в том, что я отказал в своём содействии, к ассигнованию Казанским уездным земством средств в пособие школам Братства св. Гурия. – «Деятель этот», сказано про меня „утверждал, что школы должны быть хорошие, или они не должны быть“.

Знаю, как незлобиво и любовно автор посылает мне этот упрёк, автор же знает, как горячо я сочувствую многим его задачам, а потому мне хотелось бы разъяснить, почему, стремясь к одним и тем же целям, я избираю не его путь.

Кто не против вас, тот за вас, кто ищет способов исправить ваши ошибки, тот, может быть, хотя и заблуждается сам, но хочет помочь Вам.

Если наши 80-ти рублёвые школы грамоты и научат читать и писать ребятишек в дремучих инородческих местностях, то едва-ли хоть сколько-нибудь осветят их лучами Христова учения. – Они не создадут среды способной сопротивляться влиянию мусульманства, проводимого гораздо больше бытовыми и экономическими, чем просветительными способами.

Даже крещёные инородцы, как мы это видим из массовых отпадений, остаются во всей их органической толще язычниками.

Пока те, кто во Христа крестились не облеклись во Христа, они не христиане. Их формальная принадлежность к православной церкви есть самообман для миссии; первый натиск со стороны мусульман всегда разобьёт стадо, не имеющее пастыря.

Религиозные традиции внедряются в людей веками, христианство же, кроме того, возрождает человека духовно проповедью и крещением, Тот, кто вник в правду и красоту учения Христова, не может жаждать во век; всякое другое учение в его глазах окажется несостоятельным. Самая красота православия, если она проникла в духовный мир человека, удерживает его в лоне православной церкви.

Вот почему Н. И. Ильминский потратил так много энергии, чтобы дать инородцам православное законоучение и богослужение на их языке. – Он понимал, что понятное им родное наречие легче и скорее приблизить их к Церкви и разгонит тьму язычества. И всё-таки передача христианских истин и церковного учения на малознакомом языке, но подготовленным учителем – лучше, чем извращённые объяснения, или бессмысленная передача невежественным человеком, которого едва ли можно решиться назвать учителем. А ведь таково положение в школах, где учитель получает жалования 8 руб. в месяц.

Если случайно попадутся плохо обученные учителя, но вдумчивые, или такие, которых нужда загнала в такую школу, то и при этих условиях отсутствие пособий мешает им работать.

Священникам следить за школой нет времени; их влияние не только на церковную и братскую, но и на земскую школу недостаточно, неудовлетворительно. Этого больного места, всеми ощущаемого, я здесь касаться не буду, – скажу только, что и здесь сказывается дешёвая школа.

Все эти соображения меня приводят к следующим заключениям: не следует говорить, что во исполнение заповеди: шедше убо научите вся язы́цы мы пошли их научить. Надо сказать себе: мы их учим, надо уяснить себе, научаем ли, достигаем ли цели или только утешаемся счётом школ. Церковь, правительство и местные учреждения должны пойти, и, верю, пойдут на помощь делу, оправдывающему своё назначение.

Теперь праздник Рождества Христова. Разделяю скорбь преосвященного Андрея о том, как много на Руси мест, которых Христос по нашей вине, не посетил; но мы утешимся лишь тогда, когда будем иметь право сказать: Христос рождается в сердцах людей, объятых тьмой.

24 декабря 1909 г.

Боратынский.

Post scriptum.

Приветствуя прекрасный тон заметки г. Боратынского и с радостью её помещая в своём „Сотруднике», не могу не отметить, что если бы Братство имело средств в своём распоряжении вдвое более, то и учителя Братских школ получали бы тоже вдвое более. Если бы Казанское уездное земское собрание, председателем которого состоит г. Боратынский, дало Братству на три школы помощи–только 90 руб. (Братство столько и просило), то Братские школы Казанского уезда имели бы на 90 руб. более пособий и т. д.

Но Казанское земство отказало! И Братство принуждено содержать школы в Казанском уезде только на доброхотные жертвы – по мере их поступлений. Принцип г. Боратынского, что бедные Братские школы нужно закрывать, и ранее мне известный, – поддерживается им и ныне. Это его великая ошибка! Это значит губить крещёных детей, это значит не понимать русского дела среди инородцев Казанского края. Эту истину блестяще доказывает татарин Шафигулин своими школами в Цивильском уезде. Нет! Братским школам нужно помочь, а не закрывать их, нужно поддержать, а не губить. Дайте, г. Боратынский, на каждую школу помощи не 30 руб. (как просило у вас Братство и чего ваши друзья не дали), а хоть 100 руб., тогда и учителя школ Братских будут выше по образовательному цензу; а пока вы отказываете даже в 30 рублях, то будьте справедливы к несчастным этим учителям Братских школ,–этим „невежественным“ людям, как вы смело решаетесь утверждать, помните, что они единственные на местах их деятельности представители христианского просвещения и русской гражданственности.

Помните, г. Боратынский; если не будет этих учителей, то никого не будет в этих селениях, кроме татар.

Это ли вам так желательно?

Епископ Андрей.

О язычестве в Цивильском уезде

(приходы – Янтиково, Алдиарово, Гришино).

Несмотря на подавляющее большинство чуваш-христиан в Цивильском уезде, остаются ещё приходы, где продолжают упорно существовать чуваши-язычники.

По своей жизни, они не далеки от своих единоплеменников христиан, и сама вера их представляет смесь язычества и христианства. У них нет, ни установленных жертвоприношений, ни храмов, даже знахари и ворожеи их прекращают уже своё существование. В тоже время они усердно чтут свят. Николая и потому ежегодно ездят в село Ишаки Козмодемьянского уезда, где находится чудотворная икона Святителя. Побывав там, они считают обязательным тотчас же посетить и Цивильский Тихвинский женский монастырь и свой приходский храм. Это своё ежегодное паломничество язычники прихода села Янтикова (Подгорных–Темяш) заканчивают тем, что в одну старую часовню, имеющуюся в селе Янтикове, кладут несколько кусочков хлеба, копейку, или свечу. Точно также и в селе Ишаках они бросают свои приношения в тот самый ключ, где была найдена икона Св. Николая. В избах у некоторых язычников тоже имеются иконы: перед ними, и дома и в церкви, они делают поклоны – поясные и земные, но только в большинстве случаев без крестного знамения. Иные язычники: даже принимают у себя священников с крестом, с таким же усердием, как и православные. Один пожилой язычник, Архип, в дер. Ивановой Янтиковского прихода, по его собственным словам, „с удовольствием читает св. Евангелие, но эта книга редко попадает ему в руки, так как он её сам не имеет, купить же её на свои средства он до сих пор не мог».

Таким образом в этом приходе и других, имеемых нами в виду в Цивильском уезде, уже не сохранилось почти ничего своего языческого, но, несмотря на свою полу-христианскую жизнь, язычники эти всё-таки остаются вне Церкви, и случаи их обращения ко Христу довольно редки.

Причины этого явления, насколько можно судить, различные, но все они могут быть устранены. Главная же причина – это темнота народная, выражающаяся в разных суевериях и заблуждениях. С другой стороны велико и духовное убожество окружающих чуваш-христиан, так что они мало служат светочем истины и добрым примером для язычников: они часто только прозябают в религиозном отношении, а встречающиеся среди христиан порочные по своей жизни люди, приводят в недоумение прямодушных инородцев – не крещёных, и служат камнем преткновения для дальнейших обращений в православие.

Поэтому, по справедливости можно сказать, что причиной гибели язычников являются сами христиане, т. е. наша беспорядочная жизнь, полная противоречий и тяжких соблазнительных грехов.

Правда, из уст самих язычников и от людей, близко к ним стоящих, приходится слышать о многих причинах, будто бы препятствующих их крещению, но все они истекают из только что сказанного: язычники не представляют себе превосходство христианской веры, не разбираются в её истинах и, не охватывая её внутреннего для себя значения, боятся наружных стеснений, а потому и не проявляют склонности, без внешнего толчка, присоединиться по вере к большинству своих же единоплеменников.

Например, иные из язычников говорят: – ещё не известно, чья вера лучше, ваша или наша, потому что и мы живы и здоровы и испытываем полное благополучие. А другие добавляют: – и мы дети Божии, разве Бог так немилосерд, что предаст нас вечному мучению? Есть и такие, которые всё откладывают святое крещение, будто бы потому, что боятся после наделать ещё много грехов до момента смерти; но на самом деле по расследовании оказывается, что эта боязнь грехов только благовидный предлог, который они приводят миссионерам, чтобы от них избавиться. Одна старушка в селе Алдиарове не хочет креститься только потому, что ей не желательно по смерти лежать врозь от мужа, умершего в язычестве и оттого погребённого на языческом кладбище. Много таких язычников, которые не прочь бы креститься, но боятся расходов по церкви и причту, от каковых они теперь свободны. Некоторые из них в селе Алдиарове отказываются от крещения, не желая стеснять себя разного рода формальностями, соединёнными нередко и с денежными тратами, при совершении христианских треб и особенно при браке и погребении. В подтверждение они говорят: – например умер у нас человек-язычник, обыкновенной смертью или внезапной, и мы можем хоронить его без задержки. А если христианин умрёт внезапно, т. е не успевши причаститься, то наезжает полиция и начинает писать бумаги, и к ни в чём не повинному мертвецу приставляют стражу.

По сообщению священника С. (в селе Янтикове) препятствием в деле миссии является ещё следующее суеверие: разного рода несчастья постигают будто бы как раз то семейство, в котором имеется новообращённый язычник. Например, женится христианин на язычнице новообращённой, или же крестится язычник, чтобы жениться на христианке, и вдруг случается – или муж, или жена преждевременно умрёт. В деревне Яковлево-Латышевой один новообращённый жаловался священнику, что его одолевают какие-то привидения.

Действительно, упорные язычники такие факты твёрдо запоминают и истолковывают по-своему, как наказание Божие за перемену веры. Но в общем к проповедникам христианства язычники относятся без вражды, если только проповедь будет предложена им умело, не в резких выражениях и в свободное для них время, не нарушая полевых работ. Можно даже указать, что они проявляют известную любознательность в этом направлении: говорят, что когда случается миссионеру в церкви произнести проповедь, касающуюся язычников, то, хотя бы ни одного из них в храме не было, она всё же становится им известна, через их односельчан, которые передают им её, даже чуть ли не в тот же день. Но и кроме вопроса непосредственного поучения, приходится и в остальном отметить спокойное, мирно равнодушное отношение язычников к духовенству и христианам вообще. Чуваши-язычники полагают, что каждый волен жить, как ему кажется лучше и как он жил до сих пор. Благодаря такому их взгляду они не замыкаются в себе и не сторонятся от просвещения. Местные свои школы язычники школьного возраста посещают усердно, наравне с христианами и при этом вместе с прочими занимаются и на уроках Закона Божия. Должно указать, как на отрадное явление, что за время пребывания в школе, находясь под влиянием законоучителя, мальчики-язычники обыкновенно принимают крещение. Совместная жизнь чуваш крещёных и не крещёных упрощается и тем, что между ними нет основания для возникновения споров на почве земельных и денежных отношений. Обе части населения – языческая и христианская не находятся в материальной зависимости друг от друга. Язычники деревни Тенеевой, прихода села Гришина, отличающейся обилием хлеба, даже хорошо обеспечены. Они объясняют своё материальное благополучие благословением Божиим за их верность язычеству, на самом же деле обязаны этим тому, что им когда-то удалось купить за сравнительно недорогую цену пахотной земли у некоего помещика, жившего в соседстве с ними в селе Гришине. И даже главный богач в д. Шенееве – христианин, но этого язычники как будто не хотят видеть, чтобы не уступить в своём заблуждении.

Несмотря на то, что в отношении миссии язычники находятся не в особенно благоприятных условиях, число их в названных приходах всё же непрерывно уменьшается. Только в д. Тенеевой, где язычники составляют более трети всего населения (460 челов. общего населения, язычников приходится 190 человек) они приобретают и новых приверженцев. Большинство язычников крестится пока в видах житейских: или для того, чтобы выйти замуж за христианина, или жениться на христианке и пр. Но общее впечатление, которое получаешь от наблюдения жизни и взаимного положения чувашского населения Цивильского уезда таково, что местные язычники по настроению своему быстро могут быть обращены в христианство. Можно надеяться, что с поднятием уровня просвещения, с введением всеобщего обучения, лет через 10–15, здесь уже не будет ни одного язычника.

Нужен для этого внешний толчок, чтобы вывести их из состояния безразличия и нерешительности, а главное нужна постоянная дружная проповедь всех христиан, нужно их постоянное исповедание Бога своей жизнью.

Окончивший Казанские Миссионерские курсы Василий Михайлов.

Комментарии для сайта Cackle