№ 5. Сотрудник Братства св. Гурия. 1 января 1910 года

Вера в опасности

Восстань, спящий! (Ефес. 5:14).25

Как часто слышим мы из уст Спасителя нашего призывы к бодрствованию, к готовности, к осторожности! Как часто повторяют эти призывы и святые апостолы!

„Бодрствуйте и молитесь», говорит Иисус Христос ученикам – „чтобы не впасть в искушение». „Будьте готовы», заповедует Он нам, „пусть будут ваши чресла препоясаны и светильники горящими»! „Говорю всем», внушает Спаситель: – „бодрствуйте!» (Mк. 13:37; Матф. 24:42; Лук. 21:26). Слышим мы и от апостолов: „бодрствуйте»; „блюдите, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри; дорожите временем, ибо дни – злы“. Ещё заповедует святой апостол: „будем бодрствовать и трезвиться» (1Сол. 5:6; Апок. 3:2; 1Петр. 4:7; 1Кор. 16:13). Иногда же, как ныне, слово апостольское звучит особым воодушевлением, особой и необычайной силой: встань, спящий! воскресни от мертвых!

Церковь Божия часто сравнивается с кораблём. Плывёт этот корабль Иисусов по житейскому морю; на нём кормчие и гребцы, на нём путники – сыны Церкви. Все ждут тихой пристани, безопасного убежища. И бывает часто, – разыгрывается на море страшная буря... В тумане, в ночной тьме не видно пути... Кажется, один миг, и корабль разломает на части!

Что, если в такой момент заснут кормчие и гребцы? Что, если и путники будут беспечны, станут спать без забот, не помогая общему делу спасения?

Тогда раздаётся клич кормчего: „Встаньте, спящие! Пробудитесь, беспечные! Идите к общей работе!“ Время ли тогда спорить и спрашивать, – кто виноват в том, что многие заснули, что взят не тот путь, что по пути встречаются подводные камни, что не так были поставлены паруса? Если бы кто в такое время стал задаваться такими исследованиями, это был бы безумец, и его надо было бы силой заставить замолчать. В такой момент нужно только одно: всем пробудиться, всем стать у места работы, всеми мерами и силами помогать гребцам, выполнять все приказания кормчего, – все усилия соединить, лишь бы спасти корабль и избегнуть гибели.

Братья, други, дети церковные, христиане православные! Да будет вам ведомо и памятно: корабль Иисусов, Церковь православная, ныне в страшной опасности. Если когда, то теперь именно уместно возгласить слово апостола: „блюдите, како опасно ходите; дорожите временем, ибо дни лукавы«. Да дни наши злы и лукавы! За тысячу лет существования православной Церкви в России никогда она не была в столь тяжёлом положении. Враги её не дремлют, враги её напрягли все силы, воспользовались всеми обстоятельствами современной жизни – и народной бедностью, и общим недовольством, и революцией, новыми преобразованиями жизни и законами, так называемыми свободами, – всем воспользовались, чтобы утопить священный корабль Господень. Мы знаем, что на корме его стоит Небесный Кормчий, Господь Иисус. Мы знаем, что даже врата адовы не одолеют Церкви: мы знаем, что корабль Церкви Христовой не погибнет, но придёт к тихому и верному пристанищу.

Но мы и то знаем, что в бурю, среди тьмы, в страшном волнении, многие из плывущих на корабле гибнут, гибнут и по чужой и по собственной вине: одни спят, их никто не будит, и их сносит волнами; другие опьянены, беспечны, ленивы и также легко делаются добычей пучины. Жаль их, и к ним-то всегда обращён глас Кормчего-Спасителя: „бодрствуйте, будьте готовы!» К ним обращены призывы слуг Спасителя, Его апостолов и пастырей Церкви: „встаньте, спящие; блюдите, како опасно ходите!» И никто из нас не может, не смеет быть равнодушным к погибели наших братьев.

Да, корабль Иисусов со всех сторон обуревается теперь волнами и опасностями. Религиозное невежество и заблуждения; соблазны искусных заграничных сектантов; равнодушие, неверие, злоба и ненависть к вере и Церкви многих образованных, христиан, пленённых пленом сатаны; затаённые и скрытые усилия вечных и непримиримых врагов христианства – евреев; сектантские и раскольничьи происки; желания врагов России уничтожить или обессилить её путём подрыва православия, этой спасительной силы жизни русского народа; желание их лишить власть Царя – религиозного обаяния, отнять у народа и войска освящённое верой сознание долга повиновения, и тем удобнее толкнуть его на бунт и в революцию; новые преобразования русской государственной жизни, открывающие свободу неверию и инославию; желание врагов Церкви православной всякого рода сектантов, – баптистов, штундистов, евангельских христиан, братцев-хлыстов – объединиться и образовать «русскую реформацию» и отторгнуть, как можно более, от Церкви её чад, – всё это соединилось теперь вместе, всё это подняло и сверху, и снизу, и со всех сторон страшную бурю и волнение, всё устремилось на Церковь, чтобы обессилить её и разбить сей священный корабль Иисусов. И много православных гибнет, и многие соблазняются, уходят от Церкви в погибельные ереси.

Ревёт буря, тьма вокруг, волны заливают корабль... Вспоминаются слова святого Григория Богослова о его времени, – времени разлива страшного еретичества – арианства: „Церковь без пастырей; всё что есть хорошего, гибнет; зло выступает обнажённое. Мы плывём во мраке, и нигде не видно маяка“... Неужели мы дойдём до такого состояния? Неужели найдутся спящие? Неужели есть беспечные?

Увы, они есть, и их очень много! Спят те, которые не замечают опасности и легкомысленно успокаивают себя и окружающих уверениями, что буря не сильна, а корабль крепок. Они и не видят, как по сторонам корабля сносит волнами во глубину погибельную то одного, то другого путника; они не замечают, что многие из православных чад Церкви уходят от неё и наполняют собрания сектантов, сначала по любопытству, а потом и навсегда, оставаясь в этой пучине.

Ещё хуже те, которые замечают и видят опасность, но намеренно и сознательно скрывают её от себя и других. Они хотят успокоить сынов Церкви, не тревожить, не кричать об опасности, не наводить уныния и страха... Гремит на таковых слово пророка, как глас гнева и прещения Божия „Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам... они, как лисицы, на развалинах... Они видят пустое и предвещают ложь... За то – вот, Я на вас, говорит Господь Бог. За то, что они вводят народ в заблуждение, говоря: мир, тогда как нет мира, и, когда он строит стену, они обмазывают стену грязью... Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадёт. Пойдёт проливной дождь, и вы, каменные градины, падёте, и бурный ветер разорвёт её. И вот падёт стена, и вы вместе с ней погибнете»... (Иез. 13:1–15).

Спят, далее, те, которые, видя опасность, не предпринимают против неё никаких мер, и, сознавая её, однако нисколько не переменяют своего поведения, своего равнодушия, не усиливают своей ревности о вере и Церкви. Нам нужно теперь усилить хождение в храм Божий, нам нужно усугубить ревность в изучении закона веры православной и на нём построить жизнь; нам нужно теснее сомкнуться около Церкви и её пастырей; нам нужно усилить и оживить жизнь прихода, школу, благотворительность, распространение книг, листков доброго церковного направления; нам нужно покончить взаимную рознь; нам нужно открыто показать врагам Церкви православной, различным сектантам, неверам и отрицателям, что мы Церковь нашу любим, любим в ней всё: её учение, её богослужения, её пастырство, всё её устройство, её влияние на жизнь; нужно показать и доказать, что мы затыкаем уши наши и не слушаем хулы и порицания Церкви, с негодованием отказываемся идти на различные сектантские собрания, куда нас зазывают и газетами, и листочками и объявлениями, показать, что мы не позволим оскорблять и унижать святую Церковь. Нам нужно, в противовес злобным усилиям сектантов и услуг сатаны, удесятерить нашу ревность и дать им понять и видеть, что Церковь православная стоит неколебимо любовью и преданностью своих бесчисленных сынов.

Довольно же спать! Довольно жить в небрежности! Голос апостола зовёт нас; „встань, спящий»! „Блюдите, како опасно ходите!» „Стойте в вере, бодрствуйте, мужайтесь, укрепляйтесь!»

Слышите, братья?! Вера в опасности, Церковь в опасности... Встань, спящий!

Но если мы бесчувственны, если не пробуждаемся, не одумываемся, не принимаем мер к ограждению от опасности, то смотрите: это сон смертельный, вводящий в вечную пагубу!

Ещё хуже делают те, которые, при виде опасности веры и Церкви, вместо дела, занимаются только пустыми рассуждениями, бесплодными спорами и пересудами о том; кто виноват во всём происшедшем, в ослаблении Церкви, в усилении сектантства. И вот, одни укоряют пастырей, другие осуждают новые законы о вере, о равенстве вероисповеданий и свободе проповеди лжеучений, иные жалуются на разнузданность печати, никем властно не останавливаемой.

Да, мы, ленивые пастыри, бесспорно виноваты небрежением. Да, это правда, что свобода вероисповеданий и проповеди лжеучений и разнузданность печати наносит гибельные удары многим из слабых наших братии. И, конечно, то правда, что мы обязаны указывать на это зло, просить, молить, доказывать кому сие ведать надлежит, что зло, пагубное для сынов Церкви, пагубно для них, и как для сынов своего отечества.

Но этого слишком и слишком мало. Когда горит дом, жалобами и указаниями на силу и опасность огня не поможешь. Нужно работать, нужно употреблять все усилия, меры и способы, чтобы тушить огонь. Притом Церковь сильна не внешней охраной, а своей собственной, то есть божественной внутренней силой и жизнью. И если мы печалимся о том, что законы государства открывают свободу лжеучениям и неверию, то не о самой Церкви и её существования мы беспокоимся: Церковь пребудет во веки. Но нам жаль наших гибнущих братий, жаль родного народа, который может остаться вне Церкви. И мы должны, поэтому, отдаться положительной церковной работе, внутри самой Церкви: молиться, трудиться, объединяться, усиливать церковную и христианскую жизнь, бороться с невежеством и пороками. Мы должны знать и помнить, что жила Церковь во времена гнёта языческого и мусульманского, в тяжкие: времена господства нечестия, измены, предательства, пороков, равнодушия, при господстве проповеди всяких лжеучений; и, однако, все эти враждебные силы, как иней от солнца, таяли и исчезали, как туман, – а Солнце Правды, Христос Бог наш, сияет и будет сиять вечно над миром. И ныне чтобы не случилось, какие бы законы ни были изданы, какая бы враждебная Церкви проповедь ни раздавалась: Церковь сильная вечной силой благодати, устоит, не погибнет православие, – лишь бы мы с вами не спали, лишь бы мы были ревностны. Итак, прочь уныние! Клич раздаётся Божественного Кормчего: „Пробудитесь, спящие, встаньте в силу свою!“ Будем все трудиться для Христа, для Его Церкви и Его Евангелия! Будем гореть любовью к нему, верностью, преданностью. Сознаем опасность для нашей веры! Станем будить сознание этой опасности в других, во всех наших ближних; укрепим веру и жизнь по вере! И тогда, верьте и знайте, снова заблистает пред нами святая вера наша вечной силой и неувядаемой красотой, и из этих страшных испытаний нашего времени святая Церковь православная выйдет укреплённой, обновлённой, украшенной, чистой, драгоценной в очах Бога и людей, – выйдет, как золото из горнила. Аминь.

Протоиерей И. Восторгов.

Искренняя благодарность земцам

Лаишевская земская управа сообщила Братству свят. Гурия, что Лаишевское уездное земское собрание ассигновало Братстким школам в помощь вместо просимых 160 рублей, как было ранее, – 320 руб., т, е. вдвое более.

Это благодеяние земцев вызывает у членов Братства глубокую благодарность. Но, кроме этого, непосредственного и естественного чувства, всякий испытает и чувство глубокой радости, глубокого нравственного удовлетворения: Лаишевское земство оценило по достоинству бедные Братские школы и несмотря на их нищету, – а следовательно и недостатки, – признало, что они делают своё дело. Пособие же земства даст возможность их улучшить.

Между тем, если бы Лаишевское земство отнеслось к своему уезду и своим русским культурным задачам, или поверхностно, или формально, то ответ на ходатайство Братства был бы иной. Приблизительно он был бы таким; „так как в ближайшем будущем осуществится в уезде школьная сеть, в которую школы Братства не вошли и, следовательно, субсидировать их земству нет необходимости, то“... отказать Братству отношение от 6-го ноября с. г.

Таков мог быть ответ и из Лаишева. К великой радости всех, преданных русскому просвещению края, из Лаишева последовал ответ другой.

Постараемся примерами доказать причину, почему Братские школы могут рассчитывать на помощь русских земцев; постараемся, так сказать, подвести фундамент под все Братские ходатайства к земцам о помощи.

Берём Отчёт братства за 1907 год. – И видим, что почти ни одна Братская школа не может по количеству учащихся быть внесена в школьную сеть. Представьте, что Братство не будет в состоянии содержать таких школ, не вошедших в школьную сеть. Что же, это безразлично для русской культуры, для русского дела, – ну если хотите, для русского сердца?

А между тем именно такой вывод и следует из вышеприведённых слов в кавычках. „Не вошли вы в сеть“, глупые детки, ну и оставайтесь безграмотными при своей трахоме или чесотке ...

Ещё приходится слышать такое мнение: „или пусть будет хорошая школа, или никакой не нужно“... Прекрасно. Берём примеры.

Деревня в 100–120 магометанских домов, 8–10 христианских.

Школы христианской нет, а магометанская, конечно, есть – хоть и не вошедшая в сеть. Где учиться христианским деткам?

И может-ли непосредственная душа крещёного татарина уразуметь всю жестокость этой аксиомы: или хорошая школа, или никакой не нужно... Ведь это же значит – предать христианских детей магометанам, отпустить их в магометанские школы?!

Ещё пример. – Маленький посёлок из 20 дворов магометан и 8–10 дворов христиан русских. Инспектор Народных Училищ обращает внимание на этот несчастный посёлок, который не может содержать никакой школы, и просит Братство, чтобы оно открыло свою нищую школку. Что должно сказать Братство? Отказаться?

Оставить русских деток на произвол злой судьбы? Ждать открытия татарской мектебы? И всё это из-за „школьной сети“? Какое это жестокое учреждение...

Но вот ещё пример. – Громадная черемисская деревня, состоящая на половину из язычников; остальные – полу-язычники, с величайшим недоверием относящиеся к школе. Но в Братской школе всё-таки 17 человек, которые изучают христианское нравоучение, русскую грамоту... Эта школа, содержание которой сейчас в год (!) определяется в 85 р. 50 к., конечно, в школьную сеть не вошла. Что же, закрыть её? А ведь дело и клонится к этому, так как Братская казна оскудевает. Но тогда беспристрастная история запишет: в Казанской губернии в 1909–10 году вводилась школьная сеть, а потому деревня Мултан вся отпала в язычество... А таких деревень не одна!

Вот до чего может довести формальное отношение и к „школьной сети“ и к народному русскому делу.

Заканчиваем свою заметку выражением ещё раз глубочайшей признательности Лаишевскому земству за его внимание к просветительной деятельности Братства, которое озабочено, чтобы по крайней мере в 50 верстах от Казани перестало жить язычество.

Братчик.

О христианской взаимопомощи

При настоящей заметке печатается устав общества „Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов в нашей епархии. – Насколько Господь благословит успехом это новое благотворительное учреждение – неизвестно, но оно по настоящим временам учреждение самое благовременное. Русским людям давно нужно было бы вспомнить, как жить нужно и поучиться у своих православных предков. А наши предки жили, во всём подражая христианам апостольских времён.

Вот как описывает эту жизнь преосвящ. епископ Томский – Макарий.

„Христиане апостольских времён так тесно соединены были между собой, что у них было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (Дн. 4:32). Но это общение имений производилось не насилием, как ныне проповедуют мнимые радетели о бедных земли, а по доброй воле каждого... Так жил в старину и русский народ. Каждый приход составлял свою отдельную общину, свою церковь, находившуюся в союзе со вселенской церковью через своих пастырей и архипастырей. Этот приход-церковь жил своей жизнью, судился своим судом; заботился о своих членах, о своих бедняках, вдовах и сиротах. При каждой почти церкви была богадельня. Приход заботился и о своём храме». Далее преосв. Макарий и убеждает русских людей „объединиться» около Церкви Христовой, около храмов Божиих.

И вот то, о чём говорит преосв. Макарий, в № 39 „Церк. Вед“. 1905 г. уже осуществляется в одном из уголков нашей епархии – среди крещёно-татарских проходов.

Дай Бог успеха указанному Обществу, дай Бог, чтобы подобных обществ было как можно более!

Тогда трудовая копейка у каждого будет сохраняться и будет помогать всему обществу, а не уходить в руки тех, которые только и ждут чьего-нибудь несчастья, чтобы более нажиться.

Но как собрать общественный приходский капитал?

Нужно прежде всего сознать, что эта церковно-приходская благотворительность необходима в настоящее время, что пора же нам позаботиться хоть о храмах Божиих! Ведь народ уж до того обеднел, что нечем стало не только бедным помогать, но и самим то – целым семьям нечего стало есть, ни одной копейки нет за душой про чёрный день.

И вот, если мы решим, что такую общую взаимопомощь необходимо устроить, чтобы друг другу в нужде помогать, – так прежде всего менее пьянства будет в народе. Пусть всякий, кто пропивает рубль в месяц по полтиннику откладывает в общий капитал; с прихода ведь за один год наберётся больше тысячи рублей. Я знаю, что в Спасском уезде, Казанской губ. приблизительно в четырёх приходах было за полгода пропито денег более 18,000 руб. Так если бы в каждом приходе каждый, пьющий водку, хотя бы половину сохранил из тех денег, что на водку уходят, то на месте в распоряжении всего прихода осталось бы за год пожалуй целая тысяча рублей, – ведь приход этот стал бы прямо богатым через несколько лет; никакой пожар, где-нибудь в одной деревне, не был бы страшен в таком приходе, – на общие приходские деньги можно было бы помочь погорельцу. Даже во время голода можно было бы всякому приходу кормиться на свои средства, пока до правительственной помощи.

И я знаю, как одна помещица помогала крестьянам деньгами, которые от них же самих брала на хранение. Они ей доверяли и в каждый базарный день, как приедут в село, вносили в общую кассу кто 10 коп., кто 20 коп., и составлялись такие деньги, что можно было и лошадёнку купить получше и корову обменять... И прекрасно дело шло и много пользы было.

А у нас может быть и ещё лучше. У нас батюшка-священник приходский будет иметь книгу, в которой будут записываться все деньги, к нему поступающие. В каждом гривеннике он будет отдавать отчёт пред Братством Свят. Гурия, при котором открывается общество „Христианской взаимопомощи». Ни одна копейка не пропадёт, – а каждая сохранится для общего христианского дела. Тогда и некрещёные будут любить нашу жизнь и будут подражать нашим добрым примерам.

Благослови, Господи, нарождающееся святое дело! – А если что сначала и неуспешно пойдёт, нужно запастись терпением, а доброму делу Господь поможет!

Архимандрит Андрей.

Устав

Общества „Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии.

I. Цель общества.

§ 1. Общество имеет целью только помощь нуждающимся православным христианам из крещёных татар.

Примечание. Если окажутся излишние средства, эту помощь может получить и всякий нуждающийся и русский и даже мусульманин, жительствующий в районе крещёно-татарских приходов.

II. Отношение общества к Братству Св. Гурия.

§ 2. В виду того, что цель общества совпадает с целями Братства Св. Гурия (см. § 2 Устава Братства), общество „Христианской взаимопомощи» как младшее и частнейшее, подчиняется управлению Братства, как местное отделение его.

§ 3. Братство Св. Гурия имеет по отношению к обществу „Христианской взаимопомощи» покровительственное значение и значение контролирующей инстанции.

§ 4. Председатель общества взаимопомощи раз в год должен представить свои книги для контроля в Совет Братства Св. Гурия или тому лицу, которому этот Совет поручит проверку их.

§ 5. Изменение устава Общества взаимопомощи или дополнение его происходит по постановлению Совета Братства, с утверждения Его Высокопреосвященства.

III. Состав Общества.

§ 6. Общество состоит из членов благотворителей и „общественников».

§ 7. Членами-благотворителями именуются лица, оказывающие помощь Обществу или денежными пожертвованиями или содействием деятелям Общества.

Примечание. Члены-благотворители помощью от Общества не пользуются.

§ 8. Члены благотворители вносят в кассу Общества ежегодно не менее 50 коп.

§ 9. Членами благотворителями считаются по своему положению все священники, в приходах коих есть крещёные татары. Причём в список членов благотворителей, ведущийся в Обществе, вносятся только те из них, кои или внесли определённый § 8 членский взнос, или оказали услугу Обществу своей деятельностью.

§ 10. Членами „общественниками» считаются лица, желающие пользоваться помощью от Общества и вносящие в кассу „взаимопомощи“ не менее одного рубля.

Примечание. Взносы общественные могут быть единовременные установление срока взноса зависит от председателя Общества.

§ 11. Председателем Общества назначается высокопреосвященным Казанским архиепископом, сроком не более, чем на два года, один из священников крещёно-татарских приходов знающий татарский язык.

§ 12. Членами „общественниками” могут быть все лица, указанные в § 10 и примечании; членами благотворителями могут быть только христиане.

IV. Средства „Общества взаимопомощи».

§ 13. Средства Общества составляются из членских взносов и всякого рода пожертвований.

§ 14. Денежные суммы всякий раз, когда достигают свыше тысячи рублей, обращаются в % Государственные бумаги; суммы до тысячи рублей хранятся в ближайшей Государственной Сберегательной Кассе. На руках у председателя может быть не более 100 рублей.

§ 15. % бумаги, принадлежащие Обществу, хранятся в сундучке Братства Св. Гурия, причём % с них однажды в год высылаются на имя председателя Общества; книжка Сберегательной Кассы хранится у председателя Общества. Получение денег из Сберегательной Кассы производится председателем, но не иначе, как при согласии (кроме него) двоих членов благотворителей.

§ 16. Выдача пособий производится по письменному удостоверению от приходских священников относительно просителя „общественника”, что он действительно нуждается; своим прихожанам председатель может оказать помощь, объяснивши в расходной книге, почему он нашёл нужным оказать из сумм „взаимопомощи”.

§ 17. Помощь может быть оказываема преимущественно натурой: вещами, земледельческими орудиями и пр. Высшая по размеру помощь – это покупка скота: рабочей лошади или коровы в крайне нуждающуюся семью: вообще, пока средства „взаимопомощи” скудны, возможна лишь необходимая для крестьянина насущная помощь; денежная помощь не желательна и возможна в редких случаях.

§ 18. Пользоваться средствами „взаимопомощи” могут лишь лица безукоризненного поведения, каковы должны быть все христиане; кроме того, раз допустивший обман навсегда лишается общественной помощи.

§ 19. Помощь от Общества может быть оказываема по преимуществу заимообразно без процентов: тогда расписку получивший помощь оставляет (только на память) в книге расходов у председателя Общества. И пусть хранит данное слово обещания; а если не возвратит взятое, Бог да рассудит его с братией его, которых он обмануть решился.

§ 20. Сообразуясь со средствами „взаимопомощи”, в исключительных обстоятельствах, председатель общества входит в Совет Братства Св. Гурия за разрешением истратить денег свыше ста рублей по мере необходимости из сумм, хранящихся в Сберегательной Кассе.

V. Управление делами Общества.

§ 21. Управление текущими делами „взаимопомощи” лежит на председателе под постоянным контролем Совета Братства Св. Гурия.

§ 22. Ввиду того, что т. н. „общих собраний” членов общества быть не может по невозможности собрать „общественников”, председатель должен стремиться всеми средствами свою деятельность отдавать на общественную проверку. Епархиальный и уездный наблюдатели, епархиальные и уездные миссионеры, благочинный должны помочь председателю в этом деле, так, что ежемесячно деятельность „взаимопомощи” должна быть проконтролирована, и подпись смотревшего общественные книги должна быть оставлена в особой памятной книжке.

§ 23. Выдача пособий производится председателем Общества при участии двоих (кроме него) членов благотворителей. Постановление о выдаче утверждается подписями членов в приходо-расходной книге.

VI. Делопроизводство в „обществе взаимопомощи”.

§ 24. Всё делопроизводство ведёт председатель Общества, исполняя и обязанности казначея.

§ 25. В видах ускорения и облегчения делопроизводства, оно должно быть возможно упрощено и потому по делам Общества председатель имеет право не вести никакой переписки, за исключением сношений с Братством Св. Гурия.

§ 26. Председатель должен вести две пронумерованные и прошнурованные секретарём Братства Св. Гурия книги по обществу!

1., – книгу прихода; в конце книги должен быть помещён алфавитный список членов благотворителей и „общественников”, имеющих право получить помощь от общества, с отметкой суммы взноса. Постраничные транспорты должны указывать – сколько в общество поступило всего денег и сколько имеется в наличности в распоряжении председателя; 2., – книгу расхода. Против каждой страницы расхода (нечётной) должны быть на противоположной (чётной) отмечены председателем причины расхода. Постраничные расходы с подведёнными итогами должны указывать сколько денег израсходовано. Этот порядок, не затруднительный для председателя, даст ему возможность быть всегда готовым к ревизии и даже к сдаче дел по обществу другому лицу.

VII. О закрытии Общества.

§ 27. В случае закрытия общества „Христианской взаимопомощи» все денежные средства и имущество Общества поступают в собственность Братства Св. Гурия.

Этот устав и учреждение это должно было действовать с 1905 года. Но священники крещёно-татарских приходов ради страха пред перепиской и пр. затруднениями – все отказались от этого дела. Теперь это дело, – через четыре года, – Братство Свят. Гурия отдало в Покровскую Просветительную Общину. Исправляет должность председателя – строительница ремесленной школы Общины и почётная блюстительница Министерского Училища – Алекс. Степан. Вавилова.

Нужды Оренбургской епархии

(Из частного письма 1908 года).

Для башкир Оренбургской губ. у нас ничего не делалось, а теперь татары сильно захватили их в свои объятия и оберегают от всего, что напоминает им миссию.

Лучше обстоит дело у киргиз: школы идут здесь успешнее, русское дело крепнет, особенно благодаря приливу в степь переселенцев (за последние 5–10 лет).

Вот и нужно:

1) прежде всего как можно скорее и сильнее обратить внимание на просветительные нужды русских переселенцев: строить церкви, школы; назначать хороших священников. Затем, из числа 5–6 русских населений избрать одно для пребывания священника-миссионера и назначать в таковое священника (настоятелем) знающего киргизский язык и могущего вести проповедь. Всех священников уезда объединить под началом одного (настроенного благожелательно к миссии). А то ныне в Тургайской и Уральской областях народился класс священников, пренебрегающих миссионерским делом и даже, к великому прискорбию, отдающих его на посмеяние. Да и нынешний епархиальный съезд в Оренбурге решил закрыть штатную противо-мухаммеданскую кафедру: не учатся, так надо закрыть...

А следовало-бы не закрывать, а усилить заботу о миссии и занятия миссионерскими предметами, а для этого нужно достать лиц, сочувствующих этому делу.

В прошлом году стали закрываться миссионерским комитетом „аульные миссионерские школы“ (якобы по причине недостатка средств). Но это постановление неправильное; аульные школы делу миссии дают большую помощь; в них подготовляется почва для миссии, создаётся благожелательный класс людей в самой степи. Без аульных школ мы мало будем знать степь, а она нас. В заключение хотелось сказать сло́ва два о монастырях: женском в Кустанае и Богодуховском – в Оренбурге. Их необходимо приурочить к делу и миссионерству.

Уже года 3–4 был представлен проект об устройстве при Богодуховском монастыре особой второклассной миссионерской инородческой школы; следовало бы дать движение этому проекту. Начало здесь показано: существует при Богодуховском монастыре 2-х классная школа для инородцев, нагайбаков, но образования в ней, им мало; а получить его негде.

Кустанайский женский монастырь необходимо приспособить для устройства в нём приюта женщин-киргизок и женской школы.

Дело останавливать на полдороге не следует.

А. В.

Обездолены ли русские

В появившейся недавно брошюре под заглавием „по инородческому вопросу“ неизвестный автор сетует на то, что слишком забыты просветительные нужды русских людей. Сетование справедливо лишь относительно. И учебная власть и гражданская власть и раньше и теперь усиленно заботились о просвещении русского населения; по статистическим данным, которые можно читать в „Обзоре Казанской губернии“ за любой год и в „отчётах Земских управ“, количество школ для русских всегда больше, чем количество школ для инородцев; процентное отношение русских школьников и инородцев выражается, по крайней мере, в отношении 77 к 7. Поэтому напрасно утверждает автор, что „победители“ русские чересчур обездолены относительно образования, что русским предпочтены „побеждённое“ инородцы....

Беспристрастный.

Заметка „по инородческому вопросу“, о которой говорит г. Беспристрастный, представляет доказательство того, как даже добрый человек может делать большое зло, если начинает говорить о вещах, ему не знакомых. Там – в этой заметке встречаются мнения так наивные, требования столь ни с чем не сообразные, что отвергать их значит доказывать очевидное или, как говорят, ломиться в отворенную дверь. А терять даром время совсем не интересно. Люди же более серьёзные и вдумчивые пусть познакомятся уже с печатными статьями по затронутым названной брошюркой вопросам.

Е. А.

Бессовестные

Это тот разряд людей, которые меняют свои убеждения в зависимости от того, выгодно это им или нет. Это те, которым ничто не дорого, кроме их кармана или даже ближайшего обеда. – Это те, кто и веру свою меняют буквально за сытую похлёбку. Выходит так, что на чьей кухне кормят, ту и веру люди соглашаются исповедывать. – Недавно в Сибири отпал от христианства какой-то Иван. Ему магометане собрали денег на ближайшие нужды и накормили и обогрели. Через неделю бывший Иван всё пропил и кричал на улице, что он – „опять Иван“... Недавно в Казани один ученик высшего учебного заведения публично бранил монастыри и всё христианство. Ночью его обокрали. А утром он пошёл в Спасский монастырь отыскивать денег на новое одеяние и доказывал высоту христианской добродетели... Человек, совершенно не знающий ни христианства, ни магометанства, таким образом, ругает то одну религию, то другую, смотря по тому, где выгодно, где сытнее кормят.

Стыдно, больно становится за человека, за его человеческое достоинство. С такими людьми мне приходилось десять лет тому назад встречаться на Кавказе. Там их боялись, об них даже не говорили; как-то не ловко было...

Несчастные, бессовестные люди!

Z.

* * *

25

Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице; это превосходное во всех отношениях, истинно церковное слово отца прот. Восторгова позволяем себе перепечатать. Е. А.

Комментарии для сайта Cackle