№ 4. Сотрудник Братства св. Гурия. 25 декабря 1909 года

Письмо к крещёным татарам

(К празднику Рождества Христова).

Возлюбленные братья мои и сестры, Господом вручённые мне для обучения и наставления!

Пишу к тем, кто видал меня или кто молился со мной; пишу к братии моей, кто приходит всегда ко мне, кого я знаю и кого люблю и кому готов служить до смерти.

К вам, возлюбленные мои, крещенцы, обращаю слово своё. И молю Господа, чтобы Он молитвами Своих святых Апостолов и святого Иоанна Златоустого и Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа и святой великомученицы Параскевы, дал силу этому немощному слову моему.

И как эти святые праведники во святых мощах своих дали залог любви своей к вам, так и ныне да вразумят меня сказать вам слово назидания во славу Божию. Господи! Ты свидетель души моей, Тебе открыто сердце моё. Не похвалы от людей ищу, не суетного празднословия, но да приидет сила Животворящего и Всеосвящающего и Всемогущего Духа Божия и да спасёт тех, кто очистит сердце своё от всякие скверны, от похоти плоти, от животных страстей, оскверняющих человека, от лукавства, от злобы, от гордости, от сквернословия. Молю Господа, чтобы всякий из верных крещенцев, как Моисей, был силён в молитве и крестом Христовым спасал от соблазнов и себя самого и дом свой, и всех ближних своих.

А соблазны великие и страшные явились сейчас к вам и окружают вас. И русские грешники, не знающие величия Церковного учения и святой благодати Христовой; и отпадшие от Церкви нечестивцы, которые, или за деньги, или по грубости сердец своих, ушли из ограды Церковной и погубили красоту своей души, отдав её на служение плоти; и наконец плотоугодные татары, которые предаются плотским страстям, последуя своему ненасытному в плотоугодии учителю, – имевшему пятнадцать жён, – все они теперь окружают крещенцев и стремятся оторвать их от святой и безгрешной веры Христовой.

Но, возлюбленные, если вы переносите эти соблазны, если вы страдаете ради имени Христова, то вы уподобляетесь тем верным христианам, которые переносили тяжкие беды и утеснения и даже самую смерть, но не отступали от Господа и наследовали вечную радость со святыми ангелами. Итак, умудритесь и будьте крепки, чтобы вам противостать всем козням диавольским и проводить жизнь в чистоте духа, а не в служении плоти и греху.

Не бойтесь никаких хитростей врага спасения нашего, а укрепляйтесь верой и благодатью святого Духа и живите достойно звания вашего, в которое вы призваны Самим Господом нашим Иисусом Христом, Которым мы очищаемся от грехов, обновляемся и приготовляемся для вечной жизни.

Помните, возлюбленные, что Бог есть Дух всеправедный и чистейший, Источник всякой нашей чистоты. И кто хочет жить с Богом в вечном блаженстве, тот должен жить духовно, в чистоте души и тела. И только безумцы могут говорить, что блаженство наше может быть в угождении плоти. Бог есть дух и только служащие Ему духовно и живущие во святом Духе угодны Ему. А остальные, плотоугодные грешники, противны Ему и уготовано им вечное мучение.

И если бы Господь Иисус Христос не пришёл на землю; если бы Бог Отец не послал Своё превечное и соприсносущное Ему Слово в наш мир грешный, то весь род человеческий был бы вечно во тьме греховной; не знали бы люди, как нужно угождать Господу, как молиться Ему в духе и истине. Ныне же Слово Божие открыло нам путь истинной, равноангельной жизни. Грешный человек может научить другого человека только греху, а безгрешного человека не было никогда на земле; поэтому Господь наш и воплотился, чтобы открыть нам путь истинной жизни, – Он и был Бог воплотившийся, истинный человек и истинный Бог, Богочеловек безгрешный. Он и открыл нам жизнь вечную, святейшую и чистейшую, в общении с Богом Отцом и святыми Ангелами.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах; чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Он усыновил нас Себе чрез Иисуса Христа по благоволению воли Своей, дабы всё небесное и земное соединилось под главою – Христом. Во Христе нашем и вы, услышавши Слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего.

Помните же, братия мои возлюбленные, эти истины. Помните: Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою нас возлюбил, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, – дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

И через Господа Спасителя нашего мы имеем доступ к Богу, – Отцу нашему небесному, в благодати святого Духа, и делаемся жилищем св. Духа. И помните это, помните, возлюбленные мои, какой чести вы сподобились. Мы все, кто уверовал в Господа Спасителя, сподобились того, чего не имеют несчастные магометане; они не знают благодати, не знают Подателя её, не знают они святого Духа, не могут они безбоязненно и с радостью идти к Господу. Не могут они возродить, переродить, переделать свою грешную природу. Они остаются вечно со грехом своим, потому что не знают благодати, возрождающей человека. Они предаются греху и не знают чистой благодатной жизни; они и в будущей жизни хотят только наслаждаться грехом, потому что не знают жизни Божественной. Несчастные они люди, достойные сожаления, потому что уготовляют себе вечное мучение и вечный плач во грехах своих.

Но, братия возлюбленные, мы, наученные слову Божию, мы, просветлённые светом Евангельской любви, мы не должны быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения. Посему я и говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали,, как поступают грешники и неверные, которые по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытностью. Но истинно верующий человек, добрый христианин, должен отложить прежний образ грешной жизни в обольстительных похотях и обновиться всем существом своим облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Подражайте Богу, как чада возлюбленные; и живите в любви, как и Христос возлюбил нас. А блуд и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже и вспоминаться у вас, как прилично истинным христианам. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Братия мои возлюбленные! Я с каждым из вас хотел бы беседовать от сердца к сердцу, с каждым говорить о Господе Спасителе и о благодати его всесвятого Духа, которой Он освящает нашу природу грешную и приводить её к Богу. Но так с каждым беседовать я не могу, поэтому и пишу это письмо и призываю на помощь себе святого апостола Павла и пишу его словами, чтобы благодать, жившая в нём, сделала и мои слова сильными и действенными.

Итак, пусть увидят вашу добрую жизнь те, кто не познал Христова учения. Живите праведно и свято, не поддавайтесь соблазнам. Помните награду вашу за гробом, когда Господь призовёт всех в Его Царство славы и благодатной чистоты и вечного света.

Избегайте сообщества с грешниками или отступниками от жизни вечной. Какое может быть общение света со тьмой? Какая дружба безгрешным Господом Иисусом Христом – и развратным сладострастникам? Берегите души ваши от соблазна; около огня можно обжечься, а среди грязи можно запачкаться. Но горе тому, кто загрязнит душу свою, кто променяет своё спасение на грешную жизнь без благодати, без духовной чистоты, без надежды на спасение во Христе. Братия мои, когда я слышу о тех соблазнах и грехах, которые окружают вас, то сердце моё разрывается. Я готов бежать ко всякому человеку на помощь и охранять его от вечной гибели в огне геенском; но прошу молитв ваших, да преумножатся силы мои, да подаст Господь мне благовествовать Его святое Имя среди всех, кто пожелает следовать за Ним. Но когда я слышу о братиях моих, согрешающих в смерть, и уходящих из Церкви Божией, и отрицающихся от вечного спасения своего, то мне так тяжело бывает на сердце, что легче мне было бы умереть, лишь бы братии мои спаслись и получили вечное блаженство со святыми Божиими.

Возлюбленные мои! Послушайте моего голоса: живите доброю христианскою жизнью, помогайте один другому, поддерживайте друг друга по заповеди Божией. И благодать Божия будет с вами и Царство Небесное тогда получите; а на эту христианскую жизнь да укрепят вас святые угодники Божии, молящиеся о нас, да уверуем мы в Бога истинного, да познаем Спасение своё и да прославим всесвятого Духа Божия. Троице Пресвятой да будет слава во веки веков. Аминь.

Епископ Андрей.

Возможна-ли борьба с имамом и какими средствами

(Из письма на имя Преосвященного Димитрия, Епископа Туркестанского)23.

До сих пор, кажется, никем удовлетворительно не объяснена тайна успеха учения аравийского пророка даже в среде наиболее просвещённых наций. Оригинальности мысли нет никакой, философско-отвлечённых идей крайне мало, позаимствования из других религий видны на каждом шагу, и тем не менее ислам из знойных песков Аравии быстро распространился по разным странам Азии, Африки и Европы, причём в нахлынувшем потоке нового религиозного учения потонула древняя религия Зороастра, исчез в Средней Азии буддизм, безвозвратно прошли многолюдные несторианские митрополии Мерва, Самарканда и Семиречья. И как жалкие острова, остатки разрушенных мировым бедствием больших материков, до ныне кое-где вкраплены в мусульманских странах лишь небольшие группы последователей других религий и религиозных сект прошлых веков; такова горсть евреев, огнепоклонников и несториан Персии, таковы представители различных христианских сект палестинских гор, таковы немногочисленные копты-христиане в Египте. Отчего же всё это произошло, почему до-мусульманский Восток, будучи завоёван арабами, изменил древней вере отцов своих и почему ислам всё ещё велик до сего времени? Тайна успеха ислама лежала, по-видимому, в необычайной простоте самой его доктрины, несомненно не удовлетворявшей (и неудовлетворяющей теперь), немногочисленные классы мыслящих людей, но доступной, именно вследствие своей несложности, широким народным массам, всюду и везде видящим в религии простую обрядность и символы, без всякого проникновения в их внутренний смысл. Кроме того, в первый век своего возникновения, новая религия выдвинула и новых людей, непритязательных к пище и удовольствиям и чуждавшихся какой бы то ни было роскоши. Бороться с такими людьми (а таковы были все мусульмане от первых халифов до простых смертных), конечно, было не под силу изнеженным, утопавшим в роскоши, персам и арабам.

„Что же касается показной стороны той жизни, – говорит старый арабский историк Ат-Табари про первые годы возникновения ислама, – то она была сурова в смысле её образа и скудна во всём, что относилось к пище и одежде. Каждый из халифов того времени пешком ходил на рынок и было на нём доходящее до лодыжек старое рубище, покрытое заплатами, на ногах – ветхие туфли, а в руке палка. Пища этих владык – была скудная пища бедняков... И не казались им их пища и одеяния бедными и убогими сравнительно с роскошными костюмами и изысканными кушаньями: жили они жизнью своих бедных подданных, охраняя себя от страстей и преследуя воздержание для упрочения и возвеличения своего положения. И каждый из них не стремился быть обладателем большего состояния, пальм, садов и проч., но всё, что имел, расходовал на дела благотворительности и на содержание родственников. Благодаря этому, высоко стоял среди соседних властителей авторитет великого главы правоверных, который все свои доходы употреблял на неимущих и сирых, не смотря на то, что он сам и его семья довольствовались платьем из грубого холста и ячменной мукой».

Итак, простота несложность нового религиозного учения, в связи с воодушевлением и крайней непритязательностью по отношению к благам жизни его последователей, потрясли мир и увлекли за собой десятки миллионов людей. Но вот прошли века и, застывший в неподвижной догме Корана и всего того, что в совокупности называется Шариатом, ислам остановился в своём развитии неподвижно. Многовековая работа человеческой мысли над сложным кодексом Шариата повела к тому, что Шариат стал альфой и омегой повседневного обихода человеческой жизни, он явился источником, в котором верующий находит разрешение волнующих его дум и помыслов. Чего нет в Шариате, того не следует и знать. Правда, благодаря этому, мысль человеческая порабощённая Шариатом, стала угашенной едва ли не окончательно; всё, что ныне волнует мир, все вопросы жизни и духа, проносятся мимо замершего в своих вековых убеждениях ислама, не трогая его к ним равнодушия; но не смотря на эту неподвижность мусульманства, всё же время от времени в лоно его идут дети других вер, – по убеждению ли, или из-за благ земных, или просто по влечению к чувственной стороне – многобрачию.

Возможно-ли, при всех этих условиях противодействие мусульманству со стороны христианства, возможен ли успех со стороны религии любви и мира по отношению к самодовлеющей религии меча, в основе своей враждебной лучшим идеалам христианства. Ответа отрицательного не может быть потому, что в мире идей и человеческих образов нет ничего невозможного, возможна поэтому и успешная борьба христианства с мусульманством; для этого в сущности не много нужно, всего три вещи, но вместе с тем, столь великие, что не много найдётся сосудов среди людей, чтобы вместить их. Первое – живая, неугасающая любовь к Богу и Божьей правде и горячая вера во Христа и в идеалы христианства; второе – образ жизни, основанный на полнейшем нестяжании благ тленного мира и третье – тонкое знание живого разговорного языка той или другой мусульманской народности и основательное знание языка арабского, приобретённое долголетним изучением его или в Сирии, или в Египте. Перед этими тремя великими стимулами тяжёлого апостольского служения склонятся самые непокорные выи24, смягчатся самые чёрствые фанатические сердца, и Церковь христианская, несомненно, увеличится новыми членами.

Пусть каждый миссионер носит Христа в своём сердце, памятует будущую жизнь и суд Господень, с юношеским жаром проповедует Христа, как когда-то проповедовали Мухаммеда первые проповедники ислама, и живёт в первобытной простоте, как жили первые насадители мусульманства – и тогда не страшны будут воинствующие силы ислама и фанатический косный мир его последователей. И каждый такой миссионер, оглядываясь на тернистый путь своего тяжёлого служения идеалам Евангельской истины, вправе будет сказать с Апостолом: „не всуе в мире текох, но подвигом добрым подвизахся».

А. Семенов.

Величие Христианства

„Христианская вера – прежде всего художественное произведение, притом высокого духа. В христианские поучения, догматы и гимны вмещено действительно откровение веков. Это наиболее яркая свежесть жизни, самая напряженная жажда Бога, самое трогательное восхищение величием Божиим, преклонение пред красотой и истиной, поскольку они открываются бедному уму человеческому. В христианство вошли настроения незапамятного детства человечества и его гениальной юности. Вавилон, Египет, Индия, Эллада, Рим – все пять океанов античной цивилизации собрали лучшие свои жемчужины в христианстве. Можно быть более или менее равнодушным к вере предков, но как не чувствовать, что это великое произведение?“

Так говорит светский писатель (М. Меньшиков. „Нов. Вр.“ 1909 г. дек. 13). Можно не во всём с ним соглашаться, но нельзя не признать, что многое в сказанном глубоко верно и достойно восприятия умами, ищущими веры великой и достойной последования ей. К сему остаётся присовокупить, что Православие по преимуществу носит печать верования давнего и досточтимого.

А. Н.

Об обрусении

(По поводу заметки „Церковного Вестника» на эту тему).

„Церковный Вестник» в одной (1909 г.) корреспонденции из Казани бросил мне обвинение в том, что я занимаюсь главным образом „обрусением» инородцев и что моя церковная деятельность поэтому очень слаба.

На первое из этих обвинений я и хочу ответить, чтобы в моей деятельности не было ничего двусмысленного, по недоразумению мешающего моим сотрудникам быть на высоте их церковного призвания. Что касается обвинения меня в малодеятельности и малом успехе моих небольших трудов, то в этом я совершенно согласен. Я, в сущности, не делаю, а только порываюсь сделать по мере сил моих – нравственных и физических и, если что немногое мне уже удаётся, то только благодаря доброму отношению ко мне тех преданных Церкви людей, кто меня окружает. Если же кто-нибудь желает большего для Церкви, то препятствий к его и вообще чьей-либо, деятельности на общую пользу церковную я никогда никому не ставил, а усердно прошу о том всех без исключения: пожалуйста помогайте и делайте, – жатва многа, а деятелей – почти нет!

Но перехожу к вопросу о пресловутом „обрусении» или по моему толкованию – об обрусѣнии – через ѣ.

Никогда обрусения, как обрусения, я не имел в виду и не имею; я желаю быть деятелем только церковным и служить только святой Церкви. Если бы я, по воле Божией, оказался в Китае, или в центральной Африке, я, несомненно, служил бы только Церкви и, разумеется, обрусение, обрусительная политика и пр. – всё это для меня были бы знакомые звуки, – не более! Моя деятельность тогда не смешивалась бы ни с чем и была бы очевидно церковной. Теперь же она не имеет этой очевидности; тем не менее – я хочу быть только и исключительно слугою св. Церкви и – всех алчущих и жаждущих правды, без различия партий, убеждений и общественных положений.

Но я имею великую радость жить и служить св. Церкви не в чуждом для меня Китае, а в любимой мною святой православной Руси, которая может быть сильна и нравственно здорова только тогда, когда будет искренне предана святому православию и св. Церкви. Поэтому всякий, кто, живя в России, служит Церкви, тот служит и русскому государству. Но кто, занимая хотя бы и высшие государственные должности, забывает о православии и не служит Церкви, тот и России, как государству, приносит один только вред. – Вот мои убеждения.

Поэтому сосредоточивая свою деятельность на инородцах казанского края, я желаю только их душевного просвещения и духовного обновления в св. Церкви. И уверен, что если православные чуваши, черемисы, вотяки и крещёные татары не будут знать по-русски ни слова, а будут только преданными сынами Церкви, то всегда будут и любить русского православного Царя и служить своему православному отечеству России, прославлять её св. угодников Божиих, защищать св. церкви от поругания и пр. Одним словом на своих инородческих языках, будучи просвещены светом христианства, инородцы могут быть русскими патриотами, гораздо более убеждёнными, чем русские политические партийные дельцы, промышляющие своим патриотизмом более тёплых и удобных должностей.

* * *

Но остановиться только на этой мысли исключительно нравственного просвещения казанских инородцев и не давать им знания русского языка мне мешает самое естественное чувство – человеколюбие!.. Закрывать инородцу доступ к знанию русского языка? вырывать у него из рук русскую книжку и оставлять его в его тьме неведения и во всей его бытовой некультурности, – это значит сознательно оставлять его навсегда нищим.

Эта мысль – почти не моя и не из книжки я её вычитал; меня на эту мысль натолкнули осетины, когда я жил на Кавказе. Дело в том, что некоторые осетинские деревни через общественные приговоры жаловались на своих учителей церковно-приходских школ, что эти учителя плохо учили их детей-осетин русскому языку; и вот что они писали в объяснение своих пожеланий: „мы не говорим по-русски; за то только и делаем, что руду в горах копаем да на заводы возим. Мы детям своим добра желаем; желаем, чтобы они не заводскими погрузчиками были, а свет увидели, да жили побогаче и больше зарабатывали».

Поэтому осетины-отцы требовали, чтобы деревенские учителя их детей хорошо учили русскому языку; а кто плохо учил, того сами родители удаляли из школ через многочисленные жалобы.

И против такого родительского требования – едва ли кто-либо будет возражать. Едва ли кто займётся и неблагодарным занятием доказывать таким инородцам, что их требования неблагоразумны. Но вот эти пожелания осетин-родителей для меня и сделались основными пожеланиями для всех русских инородцев, плохо усвоивших русский язык. А теперь уже на моих глазах крещёные татары Мамадышского уезда терпят явные притеснения от татар магометан и несут материальный ущерб именно потому, что не знают русского языка и не могут идти на работу к русским. Как же им помочь? – Ответ один: поскорее научить русскому языку по крайней мере их детей...

Из вышеизложенного, кажется, очевидно, что я не имею ни малейшего намерения насильственно обрусить инородцев (обрусение), но моё искреннее желание, чтобы они сами обрусели ради их же собственной пользы (обрусѣние). Насильственное обрусение может их нравственно искалечить, искусственно вызвать в них или чувство народного оскорблённого самолюбия или, – ещё худшее чувство презрения ко всему „своему»; между тем со вниманием и любовью направленный к ясно сознанной цели, а потому безболезненный процесс обрусения инородцев может быть для них только полезен. Полезен он будет и для России, как государства.

Поэтому мы считаем одинаково вредными деятелями по инородческому просвещению как тех, кто не хочет и не может учить детей молитвам на их родном языке, пока они не знают русского, так и тех, кто плохо учит детей русскому языку; первое нужно для Церкви (и косвенно для государства), второе нужно для самих инородцев, как требование в некотором смысле филантропии: чтобы инородцы не оставались нищими во всех отношениях – (это для государства тоже очень важно).

– Надеюсь, после этих объяснений „всё теперь будет в моей деятельности для корреспондентов „Церковного Вестника» понятно, и они снимут с меня обвинение в не-церковности.

Епископ Андрей.

Миссионерские атласы

За границей пособием к изучению религиозных движений и вообще для пользы миссии издаются миссионерские атласы. По этим атласам всякий может проследить состояние христианского просвещения в том или ином районе, племенной состав известной местности, взаимное воздействие одного племени на другое и прочее.

Таких атласов за границей несколько на французском и немецком языках.

Прот. Т. Буткевич по этому поводу горько жалуется, что мы во всём, и даже в своих трудах на пользу служения спасению людей, отстали от западных христиан „приходится только сожалеть пишет отец протоиерей, – что у нас до сих пор ничего подобного не сделано. Мы не имеем возможности составить точное представление о том, в каких местностях (слободах, сёлах, деревнях и городах) и в каком числе проживают раскольники или сектанты, а следовательно, не знаем и того, какая местность в нашем собственном отечестве, даже в одной только Европейской России, наиболее нуждается в миссионерских силах, как не знаем и того, какими силами мы должны для них располагать. Надо сознаться что даже и в этом отношении мы ходим в потёмках».

Если это справедливо по отношению к противо-сектантской миссии, то вдвойне справедливо по отношению к миссии инородческой. Тут уж мы можем сказать по истине, что мы понаслышке научились „чему-нибудь и как-нибудь» и блуждаем всецело во тьме неведения и никакой прочной, продуманной программы действий не удосужились составить. – Конечно, нет и миссионерских атласов. Но нужно кому-нибудь потрудиться и позаботиться, чтобы они были.

Е. А.

Об инородческом церковном пении

Недавно скончавшийся великий знаток церковного пения, бывший директор Московской Синодальной капеллы и Управляющий Придворной Капеллы – в таких тёплых выражениях говорил о пении в церкви приволжских инородцев: „все русские, слыхавшие инородческое пение, бывали поражены тою искреннею трогательною задушевностью, простою, молитвенностью, которые к сожалению, так редко можно встретить в русских церквах. Этот характер исполнения, происходящий несомненно от самого сердца, самой тёплой искренней веры, от радости петь на своём языке, от умиления слышать родную речь в церкви, – эти дорогие условия души инородцев, – есть та почва, на которой должны быть посеяны самые лучшие семена».

Дай Бог, чтобы и эта почва долее оставалась незасорённой и семена были бы хорошие, истинно церковные, семена добра и света.

Е.

Отрадная новость

Г. Министр торговли утвердил устав практической восточной академии при обществе востоковедения. Отделения академии: коммерческое, окраинно-административное, консульское. Так сообщает „Казанский Телеграф» о событии, несомненно, большой важности в русской жизни (№ 5007). Доселе подобное учебное заведение существовало только в проекте; а на деле получалась такая невероятная несообразность, что целые области Российского государства до последнего времени были совершенно недоступны для исследования, вследствие полного незнакомства русских с туземными языками. Сама то русская администрация до сих пор остаётся под управлением туземцев-переводчиков: суд с переводчиками туземцами, начальник области с переводчиком, дирекция народных училищ с переводчиками, – вот картина „русского» управления...

Поэтому такие искренние патриоты, как А. С. Будилович, настаивали на открытии не одной „восточной академии», а шести-семи... Однако приходится от всей души радоваться и тому, что принципиально этот вопрос уже решён и приступили русские люди к изучению тех своих „инородческих» языков, которые иностранцы знают уже лучше нас.

И с церковной точки зрения нужно от всей души приветствовать добрый почин г. Министра торговли. Церковные деятели, заброшенные в какие-нибудь трущобы центральной Азии, быть может, скоро увидят в русских людях искренних себе помощников, а не только случайных искателей приключений, нисколько жизнью не заинтересованных.

Русский.

Главные пороки магометанства

Два ужасных зла укоренились в душе правоверного магометанина и извратили в нём его человеческую природу.

Первое зло: вражда ко всякому иноверцу, не дающая возможности магометанину быть беспристрастным к истине. Это чувство злобы может у них дойти до полного своего развития в священной войне против неверных, – т. е. немагометан. Эта война с неверными есть догмат магометан. И чем более враждебен магометанин к христианину, тем более с точки зрения магометанства он заслуживает всякой похвалы.

Таким образом, в противоположность христианству, проповедующему любовь, магометанство есть воистину религия ненависти.

Второе зло магометанства: взгляд на женщину, как на низшее существо сравнительно с мужчиной. Женщина, – это почти двуногое животное, созданное для служения чувственной прихоти мужчины.

Эти два взгляда на жизнь были высказаны Магометом в период его нравственного падения, когда он на войнах и грабежах составил уже своё могущество и когда роскошь его жизни сделала Магомета старым развратником.

Но эти два основные заблуждения магометан совершенно извратили их нравственное чувство и лишили их способности знать и понимать высшую истину. И долго придётся магометанам трудиться над собой, чтобы беспристрастно судить о религиозной истине, о сравнительном достоинстве Христианства и магометанства.

А. В.

Предубеждение татар

До какой степени татары предубеждены против всего русского и насколько они не способны понимать простых вещей, доказывается тем, что они печатают свои сочинения на татарском языке непременно арабскими буквами. Между тем арабские буквы гораздо хуже русских передают звуки татарского языка; русский алфавит, с незначительными дополнениями, может, несравненно точнее передавать татарские слова. Поэтому научные издания Академии наук и Лазаревского института восточных языков печатаются русским шрифтом, а не арабским. А татары упёрлись на своих арабских буквах и знать ничего не хотят.

Зачем так?

* * *

23

Турк. „Еп. Ведом.“, № 19, 1909 г.

24

Вы́я – шея, др.-русск., ст.-слав. выѩ – прим. эл. ред.

Комментарии для сайта Cackle