№ 13. Сотрудник Братства св. Гурия. 27 февраля 1910 года

Вернитесь в св. Церковь

(Слово на Прощёное Воскресение).

Во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Благодарю Господа, братия мои, что я с вами снова начинаю первую седмицу Великого поста.

И о чём же мне говорить сейчас, как не о покаянии, посте и молитве! Когда вы исповедовались, то обращали ли внимание на слова, которые говорит вам духовник ваш? Примири, Господи, и соедини всякого кающегося святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем… В таинстве покаяния, когда мы грехи свои говорим духовнику и получаем разрешение их, мы вновь соединяемся со св. Церковью, от которой отделились грехами своими и в Церкви получаем очищение от грехов и благодать св. Духа.

Обращали ли вы ваше внимание на эти слова примири и соедини?

Братия возлюбленные! Мы должны со св. Церковью соединиться раньше, чем соединяться с Господом Спасителем! Он говорил нам: „и будет едино стадо и един Пастырь», – мы дерзновенно можем приблизиться к Нему, если исполняем этот завет Его, если единую церковную семью составляем с братьями нашими, если живём с Церковью святой – Телом Христовым. Благодать Божия живёт во св. Церкви; если мы отделяемся от Церкви, то отвращаемся и от благодати и таинства её восприять не можем. Если мы подходим к святой Чаше, не примирившись с братом своим и, следовательно, не принеся пред духовником полного покаяния, чтобы получить через него прощение от всей Церкви, то мы изменяем завету любви, который один только может сделать нас достойными восприять благодать Божию. Значит, мы надеемся тогда на свои только силы, на силы естественные; но, дорогие мои, они совершенно недостаточны, чтобы подготовить нас к принятию даров Божественных!

По гордости и неразумию мы не хотим иногда знать Церкви, мы не хотим жить с ней единой жизнью, но тогда и Церковь не может поддерживать нас, блюсти нас, и мы остаёмся одинокими и бессильными в борьбе с грехом и в искании спасения. Братия возлюбленные, не отделяйте себя ничем от Церкви Христовой, живите ею и в ней, ибо она великая сила и всё может дать вам. А если вы грехами своими ушли от неё, то благодарите Бога за ту милость, которая оставлена вам: покаянием перед духовником, т. е. перед Церковью, вы снова вступаете в неё и, примирившись с нею, черпаете в ней силу, и она ведёт вас по пути спасения. Радуйтесь этой милости и пользуйтесь ею!

Итак, брат мой, раньше, чем ты идёшь на исповедь, ты должен всё простить ближнему твоему и во всём просить его прощения, чтобы не осталось злобы в твоей душе, и ты предстал примирённым пред отцом твоим духовным. Тогда и Церковь всё простит тебе, и ты будешь чадом её любимым и в ней получишь благодать св. Духа; а иначе ты и с исповеди уйдёшь со своими грехами. Примирение перед исповедью в лице близких с Церковью необходимо, чтобы с ней войти в общение. Но и внешним образом надо примиряться и прощать обиды, ибо это смиряет гордость, а где смирение наступило, там заговорит и всё лучшее, что есть в сердце и откроется источник любви христианской.

Если ты, брат мой и сестра моя, возлюбишь ближнего до полного прощенья, то приобщишься совершенной любви церковной. И когда сам станешь плакать о грехах своих и просить прощения их, то эта любовь всё тебе простит, ибо во главе этой церковной любви стоит Сам Глава св. Церкви – Господь Спаситель наш! Вот и ап. Павел говорит нам, что если мы живём во святой Церкви, то имеем за себя великого Молитвенника, Который есть Глава Церкви, – это „пребывающий во век Первосвященник по чину Мелхиседекову,» имеющий за нас ходатайство к Отцу Своему». Он Господь наш, и призывает нас в Царство Небесное, зовёт нас к Себе, чтобы мы очистили свои сердца и заботились о своём душевном обновлении. – Я хочу, братия, чтобы вы почувствовали, что это Царствие Небесное теперь внутри каждого из нас может и должно быть. Я хочу, чтобы вы в себе узнали, что такое Царство Небесное, чтобы вы пережили, что оно не во внешнем чем-нибудь и, конечно, не в словах и не в красноречии, ибо Царствие Божие в явлении силы Божественного Духа. Кто говел и победил в себе грехи свои, тот понял это и счастлив радостью, которой никто его лишить не может.

Но если кто из вас каялся и с сокрушением сердечным говорил: „хочу бросить свои грехи,» а знает, что сил у него нет и опять он будет растрачивать дары небесные, то снова плачь – и плачь – о своих грехах, брат мой! Проси у Господа сил и помощи, и Господь пошлёт тебе Свою милость, тебя коснётся благодать Духа Святого, и ею ты будешь восходить по лестнице своего обновления.

Итак, прости согрешения другим покайся и, в простоте сердечной, припади к жертвеннику и скажи: „я бессилен, нет у меня самого сил, но Ты, Господи, укрепи меня»... и если ты действительно просишь, то знай, что ты не уйдёшь не услышанным и Господь даст тебе силы, которых жаждет душа твоя.

Вот братия, вы слушаете песнь: „Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю»... – Правда ли это? – Ты скорбишь? – На словах только скорбишь ты, или и не в храме только, а и в жизни своей? Если ты действительно скорбишь вдали от Лица Божия, то не думай, что Господь тебя оставил! Нет, ты ведь сам говоришь не отврати Лица Твоего от отрока Твоего... Если ты называешь себя отроком Божиим, то ты веришь, значит, что ты чадо Божие, что Господь усыновил тебя. Видишь, какая радость у тебя и неужели этими святыми словами ты не утешишься всегда? – Да ты сердцем своим почувствуй их и сам то своего лица не отвращай от Господа!

Он протягивает к тебе Свою десницу и даёт тебе помощь, а вот ты не идёшь к Нему... Но иди, и кайся, и плачь... Вот это, братия, – хорошие слёзы, и вы радуйтесь им и пребывайте в радости того, что вы сыны св. Церкви Христовой, и что Господь соединяет св. Церковь и вас в ней с Собою. .

Итак, будем молиться не языком холодным, а сердцем нашим сокрушенным о грехах, и любящим, и верующим:

Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю... Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю.“ Аминь.

Епископ Андрей.

О мерах к поднятию религиозно-нравственного уровня крещёных инородцев

Всякий46, кто желал бы устроить разумно и вполне целесообразно православный инородческий приход, неизбежно в самом же начале должен ответить себе на вопрос, откуда взять священников для инородческих приходов, священников, которые бы знали инородческие языки, обладали бы богословскими знаниями настолько, чтобы могли объяснять евангелие и отстоять учение Иисуса Христа против ислама, а главное, чтобы они имели нравственные качества, требуемые канонами Церкви от приходского пастыря? До сих пор состав инородческого духовенства пополнялся людьми случайными, прошлое которых в большинстве случаев не имеет – или имеет слишком мало общего с служением Церкви в священном сане. Здесь можно встретить бывших учителей, волостных писарей, реже – урядников и пр. Так было раньше, так отчасти и теперь. Это обстоятельство отражается очень печально на религиозно-нравственном состоянии инородцев: то религиозное невежество, которое замечается в большинстве инородческих приходов, находит своё объяснение именно здесь. Такие священники в самом лучшем случае исправно отправляют богослужения, являются аккуратными треба-исправителями, но и только. То, что называется воспитанием прихожан в духе православно-христианского учения и что составляет главную задачу приходского пастыря, у них в большинстве случаев отсутствует. Итак, где взять хороших священников для инородческих приходов? Для Казанской епархии этот вопрос отчасти разрешается тем, что там есть во 1) миссионерские курсы и 2) центральная крещёно-татарская школа. Но миссионерские курсы дают слишком незначительный процент богословско-образованных инородцев, которые могли бы с достоинством занять места священников в инородческих приходах. Что касается Казанской крещёно-татарской школы, то при всём высоком религиозно-нравственном уровне своих питомцев, она даёт им недостаточные богословские знания. В других инородческих епархиях и этого нет. По нашему мнению, можно было бы создать контингент хороших инородческих священников при посредстве названной крещёно-татарской школы в Казани. Для этого в программу этой школы должно ввести преподавание богословских предметов, хотя бы в том объёме, который установлен Св. Синодом для пастырских школ и сообразно с этим увеличить срок обучения в школе на два года. Преимущество этой школы пред всеми другими способами приготовления инородческих священников заключалось бы в том, что она для состава инородческого духовенства давала бы чистые и здоровые народные элементы, что существенно важно в деле религиозно-нравственного просвещения инородцев. Как вышедшие из народа, такие священники жили бы с ним одной жизнью и в инородческих приходах не было бы того отчуждения между пастырями и пасомыми, которое замечается теперь и которое так вредит приходскому делу. Мы не даём здесь подробной программы для изучения богословских предметов в этой школе: она должна быть составлена людьми богословско-образованными и знающими церковно-приходскую жизнь инородцев, но мы указываем только на крещёно-татарскую школу, как на лучшее и единственное в настоящее время учреждение, пользуясь которым можно было бы создать кадры хороших инородческих приходов. Конечно, в интересах скорейшего обрусения инородцев весьма желательно, чтобы священниками в инородческих приходах были русские, знающие инородческий язык, но таких людей у нас очень мало и их нужно ещё создать.

Кроме того, по нашему мнению, к поднятию уровня религиозно-нравственного инородцев-православных следовало бы принять следующие меры.

I. Беседу церковную. Нужно только, чтобы пастыри церкви знали степень невежества народного в деле веры и направили свои усилия к просвещению невежества, именно в самой ближайшей его степени. Пастыри духовные должны знать, что православные инородцы в огромном большинстве почти повально не имеют никакого, ни исторического, ни догматического знания, ни образного представления о лице Иисуса Христа, и лика Его, ни в церкви на иконах, ни на кресте и т. п. не различают: это, по их представлению, „всё Бог“ (всё Бог и все бога); не знают и того, какой они веры. Вариации этого глубочайшего невежества неисчислимы. Вот сюда-то, к просвещению этого именно невежества, должна быть направлена пастырская беседа.

Магометане пользуются этим невежеством крещёных инородцев, обличают их в многобожии и смущают их религиозную совесть. В Казанской губ. напр. давно ходит по рукам рукопись на русском языке о св. Троице, доказывающая, что православные христиане веруют не в одного, а во многих богов. Проповедническая литература на инородческих языках крайне бедна (я лично знаю только один сборник проповедей на татарском языке заведующего крещёно-татарской школой в г. Казани священника о. Т. Егорова), да и существующая мало приспособлена к современным нуждам инородческих приходов, когда приходится бороться с пропагандой ислама. Итак, необходимо заняться развитием проповеднической литературы.

II. Рядом с этим должны бы идти обучение молитвам, символу веры, десятословию и за сим уже объяснение молитв. Из личных наблюдений я убедился, что школьники умеют прочитать Отче наш и Верую; Десятословие прочитают далеко не все. Но не школьники читают всегда с грубейшими ошибками и никакого разумения с прочитанными словами не соединяют. Знают всего чаще: Богородице Дево, а затем почти ничего не знают: Десятословия, Символа веры. Молитвы Господней, Трисвятого, даже молитвы Иисусовой; нередко не могут прочитать: „во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь“.47 Молитвам могли бы учить и причетники с голоса. Равно как и объяснять св. образа в церкви могли бы они же между службами, напр. утренею и обеднею, или же после оных. Но, конечно, это первый наисущественнейший долг самих пастырей церкви – священников.

III. Конечно, нужна и проповедь, но какая. Проповедь школярная, отвлечённая, нравственно-догматическая, конечно, невредна сама в себе.

Она услаждает народное чувство, подобно тому, как услаждает же и звон церковного колокола. Но по низкой степени развития наших инородцев, такая проповедь и понятна ему также, яко медь звеняща или кимвал бряцаяй. В огромном большинстве своём инородцы не соединяют никаких ясных представлений со словами: Бог Отец, Дух Святый, Искупитель, Троица, Богородица, Рождество, Крещение и т. п. без конца. Что же может сказать ясного и вразумительного уму инородца наша проповедь, где эти понятия берутся за данные и общеизвестные. Нужно, чтобы проповедь не только поучала и умиляла, но и научала. Собственно благотворной для инородцев проповедью была бы первоначально беседа, начинающаяся с настойчивого, постоянного объяснения святых икон, Лика Иисуса Христа, Троицы, Богородицы, св. Евангелистов (о которых нигде никакого понятия) и. т. д. Затем настойчивая же беседа с толкованиями Символа, Десятословия, Молитвы Господней и всяких молитв, но беседа всегда с историческим направлением. Затем необходимо чтение Священного Писания, особенно же Четвероевангелия, дополняемое устным разъяснением в духе церкви. Хорошим руководством при сем самим пастырям, учителям церкви, могла бы служить Священная история Ветхого и Нового Заветов протоиерея Михаила Богословского, как труд, основанный на тщательнейшем, хотя и прикровенном, изучении Св. Писания, и проникнутый строгим духом церкви и точнейшим разумением православия, – его следовало бы перевести на инородческие языки. Эти истории священники могли бы читать за каждой обедней по краткому отделу, дополняя чтение кратким устным разъяснением и живым нравственным вразумлением. Какая была бы это благонадёжная и лёгкая для пастырей, вразумительная и многополезная для нашего народа проповедь, если бы священники наши не только сознали это, но изведали и постоянной практикой. Именно с такой проповеди нужно нашим священникам начинать своё церковное учительство. А затем область предметов проповедания открывалась бы безпредельная и неистощимая. Без вразумительного же внушения инородцам православных понятий, и истории, и догматики христианской веры, наша проповедь для большинства инородцев останется почти бесполезной, по крайней мере невразумительной.

IV. Кроме собственно церковной, в самой церкви, пастырской беседы с народом, необходимы вне-богослужебные пастырские собеседования. Собственно церковные в церкви беседы всегда более или менее стесняют проповедника, как в самом выборе предмета, так в методе собеседования и, наконец, во времени. В церкви внимание у священнодействующего, как и у молящихся, бывает утомлено молитвой, бывает утомлено самым даже продолжительным стоянием. Не всё, даже касающееся христианской веры, удобно и легко разъяснить в церкви так, как в домашнем или вообще во вне-богослужебном собеседовании. Церковь никак не может быть превращена в училище, в школу. В церкви всегда затруднителен переход от молитвы, как благоговейного предстояния пред Богом, в простое и живое собеседование с народом. А в этом собеседовании нужны бывают иногда со стороны слушающих выражения недоумений, нужно некоторое совопросничество, иногда даже и возражения со стороны недоумевающих или не соглашающихся – каковы могут быть склонные к отпадению в ислам и т. п. Кроме этого в церкви ещё неуместны переходы в беседе от предмета к предмету, отчего нельзя в один раз говорить о многих предметах. Все же эти затруднения, от которых не освобождает беседа церковная в церкви во время богослужения, могут быть устранены и легко восполнены в беседе вне храма. В каждом селе и деревне можно найти, если не школьное здание, то частный дом; наконец, и церковные сторожки могут служить для этой цели, где по воскресным и праздничным дням после обеда могли бы собираться прихожане на собеседование под руководством приходского священника. Собеседования эти должны состоять в чтении Евангелия с разъяснением его, общем пении церковных песнопений, духовных стихов (по сборнику о. Мусатова и др., которые также должны быть переведены на инородческие языки). Здесь может иметь место и религиозное совопросничество, повторяем, неизбежное в настоящее время для разрешения разных недоразумений по части религий; здесь может найти применение и христианская благотворительность, по поводу того или иного случая в приходе, вызывающего на общественную благотворительность его прихожан, напр., пожар, падёж скота и проч. Такие собеседования, которые кое-где в православных приходах практикуются, кроме того, что наполняют праздничный досуг прихожан благочестивым занятием, являются школой деятельного христианства, в недостатке которого нас теперь упрекают: не только сектанты рационалисты, но и мусульмане. Полезно было бы такие собеседования устраивать для инородческой молодёжи, которая праздничный досуг употребляет на занятия, не имеющие ничего общего с христианством. Необходимо учредить названные собеседования во всех инородческих приходах, иначе инородцы не выйдут из тёмного невежества относительно веры, в каком коснеют уже сотни лет.

Настоятельно необходимо обратить самое серьёзное внимание на братские инородческие школы и, или вывести их из того положения, в котором они находятся в настоящее время, или заменить их церковно-приходскими школами. Какого благотворного влияния на население можно ожидать от школы, где занятия, продолжающиеся в общей сложности по 5–6 месяцев, периодически прерываются на неделю, иногда на месяц, потому что нет дров, – нечем топить, или не на что вставить стекла и, наконец, потому, что учитель чинит себе сапоги и проч. Несправедливо было бы предъявлять такому учителю обвинения в неисправности, так как он, получая на весь школьный кошт 80–120 руб., иначе и поступать не может: он должен на эти деньги нанять избу под школу, отопить её, вставить на свой счёт стекла и проч., и проч. Конечно, при таких условиях не останется учителю денег на новые сапоги и поневоле приходится заняться починкой старых. Мы не говорим уже об образовательном цензе и педагогических достоинствах такого учителя... Да, братские школы, послужившие в своё время делу просвещения инородцев, заслуживают того, чтобы теперь им послужило русское общество.

Алексий, епископ Чистопольский.

Проект киргизских депутатов

(Перевод из газеты „Вакыт», 1908 г. № 335).

Киргизскими депутатами, находящимися в Петербурге; юристом Каратаевым (Уральск), Альджаном Уразовым (Троицк) и муллой Ай Мухаммедом Утягановым (Кустанай), составлен небольшой проект о мусульманском духовном управлении и передан в мусульманскую фракцию Гос. Думы.

Мусульманская фракция приняла проект и приложила его к своим делам для своевременного обсуждения. По этому проекту киргизы с прочими мусульманами желают объединиться и желают остаться под ведением одного духовного управления. Проект следующий: „Основные правила проекта закона о приведении в порядок религиозных дел и духовных управлений Российских мусульман вообще и киргиз».

Киргиз, коренных жителей Астраханской губернии, Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и Забайкальской окраин – считается, более 6 млн. Они, будучи тюркского племени и родственными жителям Закавказья, западным крымцам, татарам, внутренней России узбекам, туркменам, туркестанским каракалпакам, башкирам, ногайцам, черкесам, мусульманам северного Кавказа – с исторических времён исповедуют мусульманскую религию. Поэтому киргизы, как жители тюркского племени, истинные мусульмане. Религиозные дела киргизов Астраханской губ. и Букеевской Орды находятся в ведении Оренбургского Духовного Собрания. По существующим законам, изданным с целью уничтожения влияния мусульманской религии в Азиатских областях, киргизы лишены права иметь Духовные Собрания, по шариату необходимые; им на каждую волость больше одной мечети строить не дозволяется, а муллам их в семейные и брачные дела вмешиваться запрещается. По действующим законам киргизы поставлены, в очень угнетённое положение относительно воспитания и обучения своих детей на родном языке по правилам религии ислама. Поэтому в киргизских областях запрещено открытие религиозных мектебов и медресе. Запрещение и угнетение правительства, касающиеся исполнения религиозных обрядностей, заставили киргиз идти по незаконному пути. Теперь они вынуждены давать своим детям религиозное воспитание в стороне от своей родины: или в мусульманских мектебах Европейской России, или же у себя дома тайно, без дозволения начальства, открытых мектебах и медресе, где воспитывают и выпускают каждый год по несколько мулл и могаллимов (духовных учителей). Сколько правительство ни закрывало духовных мектебов, сколько оно ни привлекало хазретов, мулл, могаллимов к ответственности уголовным порядком и сколько ни старалось обрусить киргиз разными способами, не достигло цели. Киргизы не обрусели. Бессистемное и неосновательное управление духовными делами киргизов будит их религиозное чувство, заставляет волновать их умы и выказывать своё недовольство. До Высочайшего указа Его Императорского Величества 17 апреля и Высочайшего Манифеста 17 октября, духовные дела киргизов находились в таком положении.

Киргизы, родственные другим народам тюркского племени, составляющим часть русского народонаселения, должны пользоваться всеми правами и свободой духовных и политических дел, наравне с этими народами. Так как киргизы с другими мусульманами имеют одну кровь, одну религию и один общий язык, то между ними, естественно, существует крепкая связь.

Относительно духовных дел всех Российских мусульман постановить законом следующие правила: 1) Народы, исповедующие ислам и живущие в Российской Империи, в количестве 20 млн. (из них более 5 млн. киргизы Букеевской Орды и Азиатских областей), относительно религии составляют мусульманскую религиозную общину; 2) Эта община для ведения духовных дел всех мусульман должна иметь в г. С.-Петербурге мусульманское центральное управление, которое должно надзирать над другими правлениями и руководить ими; 3) Этому мусульманскому Духовному Центральному Управлению подчиняются имеющиеся быть открытыми Окружные Духовные правления; 4) Окружные Духовные Правления для удобства открываются не по национальностям, а по территориям; 5) Под ведением Мусульманских Окружных Правлений должны находиться Уездные Духовные Правления, а этим последним будут подчиняться Духовные учреждения в волостях; 6) Эти Духовные Правления будут ведать следующие дела, – а) исполнение религиозных обрядов, духовное воспитание, строение мечетей и других мест богомолений, надзор за медрессами, мектебами и вакуфами и ведение метрических книг о браке, рождении и смерти, б) Дела брака, развода, завещаний и имуществ, оставшихся после смерти, увещание мужа с женой и отца с детьми; 7) Мусульманские религиозные общества и отделения их в законных религиозных делах должны быть совершенно свободными; 8) Члены Мусульман. Дух. правлений выбираются мусульманами; 9) Все статьи, по существующим законам, относительно мусульман, отменяются.

О женских богословских курсах

Невольно хочется сказать несколько слов и в нашем „Сотруднике“ о тех сотрудницах святой православной миссии, которых я имею радость видеть на богословских женских курсах г. Казани. Да, слушательниц этих курсов я считаю сотрудницами миссии и иначе на них смотреть не могу. Всякий христианин должен словом и делом проповедовать Христа распятого, иудеям всех веков – соблазн и эллинам – безумие, для нас же – Божию силу и Божию премудрость. Всякий христианин одним своим званием уже обязывается быть и исповедником своей веры.

Тем более берут на себя это обязательство те, кто пользуется силами и временем людей, призванных служить святой Церкви. Наконец всякое знание обязывает человека знающего служить людям не знающим; а служение ближнему в области религиозно-нравственного знания и есть миссия.

Итак, слушательницы богословских курсов – это миссионерки даже и во время обучения своего на курсах. Они представительницы церковного, духовного знания; это их величайшая честь. Они должны, и деятельною любовью своего христианского сердца, и смиренной твёрдостью своего убеждения быть представительницами чистой и ясной христианской жизни, – это их святая обязанность. Исполнение же этой обязанности и есть опять же – христианская миссия.

Да укрепит же Господь первых слушательниц первых богословских женских курсов в России в их добром настроении. Да даст им Господь всю радость, которую имеют те, кто исповедает Христа пред человеки и кого и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими (Лк. 12:8).

Однако, где же и в чём будущие богословско-просвещённые христианки могут проявить свои знания? С таким недальновидным вопросом очень часто обращаются сейчас многие, кто боится всяких новшеств, кто не понимает требований жизни, кто наконец смотрит на обязанности женщины только с точки зрения всяких жизненных удобств. Где может проявить женщина свои богословские знания? – Да решительно везде! Где необходимо знать таблицу умножения?

Не правда ли, какой странный вопрос... А между тем знания богословские – это настоящая потребность для той души, которая доросла до их жажды, до сознания их необходимости; богословское образование для такой нравственно развитой души гораздо более необходимо, чем таблица умножения. Для сказочного Иванушки дурачка, пересыпающего на печке золу, несомненно, и таблицы умножения совсем не нужно; и, конечно, с точки зрения этого философа и богословские знания могут показаться излишними, но тогда вопрос передвигается на оценку этой самой точки зрения – невежественных людей...

В настоящее время у нас встречается так мало людей с прочным христианским образованием, так мало людей христиански просвещённых, что, несомненно, слушательницы богословских курсов будут иметь очень много случаев для приложения своих знаний к жизни. – Беру примеры, первые попавшиеся.

Наши нынешние епархиальные училища представляют средние учебные заведения для приготовления учительниц церковных школ. Кроме того, все наши „матушки», жёны священников, по преимуществу оканчивают своё образование в епархиальных училищах. И я знаю, какое громадное значение в захолустном сельском приходе может иметь христиански настроенная жена священника; она может быть истинной матерью всех несчастных своего прихода. Между тем в составе воспитательниц наших „епархиалок» вовсе нет лиц, знакомых со специальными богословскими знаниями. Это объясняется, конечно, тем обстоятельством, что доселе не было вовсе у нас богословского женского образования.

И в то время, как в средних мужских духовно-учебных заведениях даже надзиратели иногда бывают с академическим богословским образованием, в женских духовных школах нет вовсе женского персонала, хотя бы немного знакомого с богословием. Этот недостаток, хотя в незначительной степени, могут восполнить женские богословские курсы.

Но есть ещё более широкое поле деятельности, которое для наших курсисток может открыться при введении всеобщего обучения. И сейчас ощущается большой недостаток в законоучителях; священник, в приходе которого могут быть пять–шесть школ, конечно, не имеет ни малейшей возможности заниматься во всех этих школах. Тогда законоучителя-священника заменяют на уроках Закона Божия простой учитель или учительница. И, разумеется, слушательницы богословских курсов могут иметь всё преимущество и предпочтение пред другими кандидатками на должность учительниц и законоучительниц в таких местах.

Да, наконец, оставим все официальные должности, где могут слушательницы богословских курсов приложить свои знания! Ведь должны же наконец пройти те времена, когда православные христиане могли не знать ни молитв, ни молитвенников, ни догматов православия, ни учения о церковной дисциплине. Таких глубоко невежественных православных христиан и сейчас ещё много; они довольны собой и своей „слепой“ верой, но они не должны, по крайней мере, гордиться своей слепотой... Эта наша слепая интеллигенция в существе дела и явилась виновницей нынешних церковных бед.

Но пусть навсегда минуют нас эти времена ослепления и не вежества в отношении церковного учения, и пусть великому Свету истины послужат наши новые слушательницы богословских наук.

На память – для истории.

Первые в России женские богословские курсы города Казани получили своё бытие исключительно благодаря энергии и вниманию к ним со стороны Высокопреосвященного Владыки – Архиепископа Казанского Никанора. – Инициатором этих курсов была (ещё в 1907 году), бывшая воспитанница Казанской Ксениинской гимназии Нина Десницкая: она в 1908 г. посетила Киевский Миссионерский Съезд, подала в Съезд докладную записку, прочитанную там Архиепископом Волынским Антонием, и получила от Съезда одобрение своей мысли; наконец она же организовала ходатайство нынешних слушательниц в св. Синод об этих курсах. Далее ей пришлось встретиться с препятствиями настолько серьёзными, что побороть их оказалось возможным только для архипастырского благопопечения Владыки – Архиепископа Никанора, который и подобрал нынешний состав лекторов на этих курсах. Теперь только остаётся этим курсам пожелать процветания.

Епископ Андрей.

Объявление

Книги на татарском языке, для употребления при богослужении.

1) Последование пасхи 10 к., 2) Псалтирь на татарском языке 15 к., 3) Служебник 50 к., 4) св. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа на тат. яз. 1 р., 5) Хоровые песнопения (партитура Смоленского) 35 к., 6) Часослов на тат. яз. 30 к., 7) Чин исповедания 5 к., 8) Последование к святому причащению и по причащении 5 к., 9) Деяния св. апостолов 20 к., 10) Требник на тат. языке 30 к., 11) последование за усопших на тат. яз. 8 к., 12) Апостол 1 р., 13) Акафист св. Гурия 5 к., 14) Акафист сладчайшему Иисусу 5 к., 15) Воскресная служба 6-го гласа, 16) Великий канон Андрея Критского 5 к.

Требования и деньги адресовать так: Казань. Крепость. Книжная лавка Спасо-Преображенского монастыря. (Полный каталог высылается по требованию бесплатно).

* * *

46

Эту прекрасную статью епископа Алексия с радостью перепечатываем из „Колокола». Умные речи – приятно читать... К сожалению, слушать приходится иногда нечто вовсе не похожее на правду и не приложимое к жизни. Настоящая статья епископа Алексия является прекрасным коррективом к разным кривотолкам об инородческих школах, их положении и их заслугах. Еписк. Андрей.

47

Исключение должно быть сделано для некоторых школ крещёно-татарских приходов Казанской губ. Автор.

Комментарии для сайта Cackle