Программа вопросов, подлежащих обсуждению на Миссионерском Съезде в Казани

А) По христианскому просвещению приволжских инородцев

I

1. Историческое прошлое в жизни русских инородцев вообще и крещёных инородцев в частности. История христианского просвещения инородцев. Современное положение крещёных инородцев, их отношение к русским. Религиозно-нравственное состояние крещёных и некрещёных инородцев, какие и чьи влияния они ныне испытывают на себе.

2. Положение крещёных инородцев среди магометан, язычников и отступивших от православия инородцев и беспомощность их в юридическом отношении.

3. Какие новые течения наблюдаются среди некрещёных инородцев России, откуда они происходят и под чьим руководством они принимают то или другое направление: новые образовательные движения в школах некрещёных инородцев (три типа таких школ) и возможность наблюдения над этими движениями.

4. Чем объясняется активное, хотя и не равномерное по разным епархиям, наступление иноверия на православие. Пропаганда ислама и организация этой пропаганды, способы и средства её, отатаривание инородцев и значение его в государственном отношении.

II

А) 1. Воздействие церкви и духовенства на инородцев и необходимые условия для этого.

2. Церковно-приходская жизнь инородческих приходов и развитие в них приходских организаций; как и в какой мере осуществлены правила об устройстве миссии, утверждённые Св. Синодом 20–26 мая 1908 года.

3. Состояние церковной дисциплины, покорение обрядов и обычаев, чуждых христианству и имеющих языческое или магометанское происхождение

Б) 1. Система инородческого просвещения Н. И. Ильминского и значение её в деле христианского просвещения инородцев: всегда ли применялась она надлежащим образом в разных ведомствах, плоды её применения в разных епархиях и учебных округах.

2. Школьное дело среди инородцев, школы различных типов и ведомств. Значение школьного преподавания Закона Божия в деле христианского просвещения инородцев и желательная постановка его.

3. Материальное положение учителей инородческих школ и средства к его улучшению.

III

Миссионерские мероприятия по отношению к приволжским инородцам

1. Не следует ли иметь особого проповедника слова Божия среди инородцев? Он же мог бы быть заведующим и инородческой миссией в епархии и руководителем инородческих священников-миссионеров в трудном их служении.

2. Современное материальное положение духовенства и способы к улучшению в инородческих приходах этого положения, привлечение в инородческие приходы лучших кандидатов священства.

3. Участие учителей инородческих школ в ведении религиозно-нравственных бесед с взрослыми инородцами.

4. Привлечение ревнителей веры из мирян к миссионерской и церковно-просветительной деятельности.

5. Устройство временных курсов с простецами-ревнителями православия по религиозно-нравственным вопросам; устройство районных кратковременных пастырских, учительских и под. курсов.

6. Устройство молитвенных домов и подвижных храмов.

7. Устройство проповеднических и публичных бесед с инородцами.

8. Районная организация просвещения среди инородцев одного языка, разбросанных по разным епархиям.

9. Организация миссии при мужских и женских монастырях и открытие новых инородческих обителей.

10. Преобразование Казанских двухгодичных миссионерских курсов с увеличением программы и продолжительности курса учения до четырёхгодичного, учреждение стипендий на миссионерских курсах от инородческих епархий, расширение курса по преподаванию востоковедения. Устройство особых классов изучения восточных языков и учреждение новых школ по образцу инородческих центральных по системе Ильминского; значение для миссионерских целей церковно-учительских школ.

11. Вопрос о миссионерском институте в Москве.

IV

Литература и издательская деятельность (по изучению и просвещению Приволжья)

1. Татарско-мусульманская периодическая пресса и книгоиздательская деятельность в России и заграницей и отношение её к инородческому вопросу.

2. Состояние издательской деятельности по отдельным епархиям для просвещения инородцев в противовес магометанским изданиям как на русском языке, так и на татарских наречиях.

3. Объединение инородцев, напр. в отношении издания органа печати, посвящённого вопросам инородческого дела и проч.

4. Основание центрального противомагометанского полемического журнала, который отвечал бы на всякие нападки на христианство магометанских изданий.

Меры борьбы с магометанством в Туркестанском крае

1. Открытие за счёт казны в русских посёлках церковных школ и введение их в программу краткого знакомства с историей и обличением ислама.

2. Открытие в разных местах Туркестанского края постоянных или временных противомагометанских миссионерских курсов для ознакомления священно-церковно-служителей и учителей церковно-приходских школ с указанием мер борьбы с магометанской пропагандой и с лжеучением ислама, с отпуском на эти курсы средств от Святейшего Синода, так как местных средств на это в Туркестанской епархии нет.

3. Учреждение в Туркестанском крае, с содержанием от казны, должности одного противомагометанского миссионера, как главного организатора и руководителя епархиальными учреждениями противомагометанской миссии.

4. Учреждение в городе Верном школы для взрослых по программе проектируемых Святейшим Синодом пастырских школ.

5. Учреждение в Туркестанской епархии Ташкентского викариатства с тем, чтобы на Преосвященного Викария возложены были обязанности главного начальника и руководителя противомагометанских и миссийских учреждений, и чтобы он имел местожительство в гор. Ташкенте.

6. Ходатайствовать пред Святейшим Синодом о скорейшем и безотлагательном открытии в Туркестанской епархии в городе Верном миссионерского среднего духовно-учебного заведения, применительно к местным условиям, без древних и новых языков, но с изучением киргизского и сартовского наречий, арабского языка, а также противораскольнических и противосектанских предметов.

Программа эта утверждена Св. Синодом по определению 9–12 июня 1909 года за № 5060.

Комментарии для сайта Cackle