прот. Лев Лебедев

Источник

Комментарии

ПАТРИАРХ НИКОН

Использованные источники и литература

1 Известие о рождении и о воспитании и о житии Святейшего Никона патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М., 1871. Изд. Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря (предисловие и подготовка к печати – архимандрита Леонида (Кавелина). – Прот. Л.).

2 Документы судебного «дела» патриарха Никона. ЦГАДА, ф. 27, д. 140. Ч. I, II, III.

3 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архимандритом Павлом Алеппским / Пер. с араб. Г. Муркоса (по рукописи московского главного архива Министерства иностранных дел). М., 1896–1900.

4 Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества (П.Р.С.). Спб., 1912.

5 Гиббенет И. Историческое исследование дела патриарха Никона. Спб., 1882.

6 Макарий (Булгаков), митрополит Московский. История Русской Церкви. Спб., 1882–1883. Т. XI – XII.

7 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909.

8 Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876.

9 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. V – VII. М., 1961 – 1962.

10 Субботин Н. Дело патриарха Никона. М., 1862.

11 Ключевский В. О. Соч. Курс Русской истории. Т. II. Ч. 3. М., 1957.

12 Митрополит Антоний. Восстановленная истина. О патриархе Никоне: Лекция // Полн. собр. соч. Т. IV, доп. Киев, 1919.

13 Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966.

14 Алферова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона II Ст. в сб. «Архитектурное наследство». № 18. М., 1969.

15 Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ея святые иконы. М., 1891.

16 Бриллиантов И. Патриарх Никон в заточении на Белоозере. Спб., 1899.

17 Зазыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931 – 1938. Т. I – III.

Богословие русской земли

I. Источники

1. Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Иллариона. Киев, 1984.

2. Житие и хождение Даниила Русской земли игумена// Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980.

3. Патриарх Никон. Возражение или разорение смиренного Никона, Божией милостию Патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы. ЦГАДА, ф. 27, д. 140, ч. III.

4. Его же: Наставление христианину. ЦГАДА, ф. 27, д. 140, ч. 1, лл. 298–401.

5. Надписи, сделанные при патриархе Никоне в Воскресенском соборе Ново-

Иерусалимского монастыря и на его колоколах //В кн. Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря / Сост. архимандрит Леонид (Кавелин). М.: О.И.Д.Р., 1876. С. 81–102.

6. Известие о рождении и о воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М., 1871.

7. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. Г. Муркоса. Вып. I – V. М., 1896–1900.

8. Грамоты Антиохийского Патриарха Макария и Александрийского Паисия патриархам Иерусалимскому и Константинопольскому по поводу суда над Патриархом Никоном// В кн. Субботин Н. Дело Патриарха Никона. М., 1862.

9. Титульный лист книг Священного Писания, изданного в Москве в 1663 г.

II. Литература

1. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. T. III. М., 1955.

2. Алферова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона// В сб. «Архитектурное наследство». № 18. М., 1969.

3. Ее же: Математические основы русского градостроительства

XVI-XVII вв //В сб. «Естественнонаучные знания в Древней Руси». М., 1980. С. 109–139.

4. Бердяев Н. Русская идея. Париж, 1971.

5. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. Изд. 3-е. М., 1984.

6. Державный архитектурно-історический заповідник «Софійский музей». Киів, 1984.

7. Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 10. Гл. 4. Богословские труды. 1985. Вып. 26.

8. Живов М. В. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византий

ской теории образа //В сб. «Художественный язык средневековья». М., 1982. С. 108 127.

9. Зеленская Г. М. Начальный период строительства Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря: Доклад на конференции в Московском областном

историко-краеведческом музее. Истра, 1985 (машинопись)

10. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Ч. 1. Варшава, 1931.

11. Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966.

12. История Киева. Т. 1. Киев, 1982.

13. Кудрявцев М. П. Пространственная композиция центра Москвы XVII в. // В сб. «Архитектурное наследство». № 25. М., 1976.

14. Его же: Москва в конце XVII века (анализ градостроительной композиции): Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. 18.00.01 – теория и история архитектуры. ЦНИИ теории и истории архитектуры. На правах рукописи. М., 1981 (машинопись).

15. Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. – русский текст и схемы в книге-альбоме «Каменная летопись старой Москвы». М., 1985.

16. Лебедев Лев, протоиерей. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности// Богословские труды. 1982. Вып. 23; 1983, Вып. 24.

17. Его же: Новый Иерусалим в жизни Святейшего Патриарха Никона //Журнал Московской Патриархии. 1981. № 8.

18. Его же: Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства //В кн. «Настольная книга священнослужителя». М., 1983. Т. 4. С. 7–157.

19. Его же: Духовное преображение Творения в православном богослужении // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 7.

20. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого//В сб. «Художественный язык средневековья». М., 1982. С. 236–249.

21. Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. Т. XII. Спб., 1883.

22. Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979.

23. Новый Иерусалим. Памятники архитектуры XVII-XVIII веков. М., 1971.

24. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973.

25. Пелецкий А. А. Система размеров и их отношений в древнерусской архитектуре // В сб. «Естественно-научные знания в Древней Руси». М., 1980. С. 63–109.

26. Покровский собор (храм Василия Блаженного): Русский текст фотоальбома. М., 1984 (?).

27. Русская Православная Церковь. М.: изд. Московской Патриархии, 1980. Гл. «Храмовая архитектура Древней Руси». С. 189–209,

28. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.

29. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Ч, 1. Киев, 1904.

Приложение 1

Подпись в великой церкви внутри кругом сводов на ценинных образцах

Сказание о церковных таинствах, яко храм или церковь мир есть, сие святое место, Божие селение и соборный дом молитвы, собрание людское; святилище же тайны то есть олтарь, в нем же служба совершается; трапеза же есть Иерусалим, в нем же Господь водворися и седе, яко на престоле, и заклан бысть нас ради.

Предложение же Вифлеем есть, в нем же родися Господь.

Просфора три имать знамения: и по первому убо разуму знаменует овча, еже нас ради на заколение приходящее; по иному же разуму наше приведение, по другому же умышлению соборному Пречистую являет Богородицу, от нея же Агнец Божий родися.

Проскомидия ж двоякия праздники знаменует: рождение и заколение вкупе сотворяемо, начало и конец таинства изъявляет, с ними ж копие и губу, и трость спасенных страстей образы;

Звездица есть звезда возвестившая волхвом великий свет;

Покрывала таже суть яко на младенцы пелены и яко добродетели образование; теплота ж теплоты Духа Святаго нашествие;

Святаго же хлеба воздвижение, еже на небеса Вознесение, рекше в Вифлеем устроение, яко же да отсюду начнет в нем родися сосвященствовати святая таинства.

Антиминс же и потире сосуды честнии, с ними же жертвенное совершается, обаче ити по опасному видению Промысла, Божественное наслаждение, торжество достойных назнаменует.

Изобразися же сие таинство в лето 7176 году, сентября в 1 день.

Опись 1679 г. – I (5). С. 100 Разбивка на абзацы моя.

Приложение 2

Колокол Всесвятской, двести пуд. весом.

А в нем вылиты святые во весь год

В верхних поясах подпись:

«В древнем законе повеле Моисею Господь Бог сотворити себе две трубы серебряные кованые.

Царю, да будут тии на созвание сонму и составляти полки и да трубими има и да соберутся к тебе весь сонм пред дверми храма свидения, и да трубити знамение; сынове Аарона жрецы да трубят трубами, и да будет вам в закон вечный, в рождение ваше, в день веселия вашего, и в праздник ваших, и в новомесячиях ваших, да вострубите трубами, и на всесозжение и на трубы спасений ваших, и да будут вам на воспоминание пред Богом вашим, яко Аз Господь Бог ваш. Еще и в новом законе устрояная божественная благодать духовные трубы новому Израилю доброгласные кинвалы, или рещи общим словом колокола, и елицы слышав доброгласные сия и духовныя трубы в праздники Господские и на всяку молитву во дни и в нощи усердно без лености собирания; не како пред храмом свидения древняго сеннописанного закона, но внутри храма Господня, и на едины чувственные вополчахуся враги, и на невидимые, по писанному: Облечете бо ся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу козням диавольским яко...»

В нижних поясах подпись:

«Несть наша брань к плоти и к крови, но к началом и ко властем и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным, и елица победиша от таковых, сбысться другое писание: святии вси победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, и паки:

побеждающего сотворю столпа церкви Бога моего, и по мале рече: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, яко же и Аз победих и седах со Отцем Моим на престоле Его, и паки побеждаяй наследит вся, и будет ему Бог, и той будет мне в сына, паки: побеждающему дам ясти от древа животного, еже есть посреде рая Божия; о нихже есть инде речеся: сии суть приидоша от скорби великия и испраша ризы своя в крови Агнчи, сего ради суть пред престолом Божиим, и служат Ему день и нощь в церкви Его, поюще песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу и отверста печати сия, яко заколен бысть и искупи Богови нас кровию Своею от всякого колена и языка, и люди и племен, и сотворил еси нас Богови нашему Царя Иерея и воцарихомся на земли. С нами Бог их, и отымет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет к тому, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет к тому, яко первая мимо идоша блажени творящи заповеди Его; да будет область им на древо животное и враты внидут во град, с ними же сподоби, Боже, и нас причастником быти страшливым же и неверным, и скверным, убийцам, и блуд творящим, идолодержцам и всем лживым, часть их в озере горящим огнем и жупелом».

«Слит сей кимвал во славу Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, в монастыре святого Его Воскресения, рекомаго Новаго Иерусалима, тщением и труды смиреннаго Никона, Божиею милостию Патриарха, с прочими трудившимися, при Архимандрите Герасиме, лета 7173, Ноемврия в 3 день, и от воплощения Бога Слова 1664 года, индикта 3-го, вылил колокол того же монастыря монах Сергий, а святцы набирал того же монастыря трудник Заборский.»

1 (5). Надписи. С. 203–204.

Приложение 3

Колокол большой Воскресенский, весом пятьсот иуд, и на нем вылито:

Образ Воскресение Христово, а на нем подпись: «Воскресение Христово видевши, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному».

Да четыре евангелиста.

Да посторонь Воскресения Христова: государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия, и Малыя и Белыя России самодержец, тридесятиле­ тен, и его благочестивая государыня царица и великая княгиня Мария Ильинична, двадцатидевятилетна, да благоверный царевич и великий князь Алексей Алексеевич, седьмаго года. В подножии у благовернаго царевича вылит лев. Да Никон Патриарх, в правой руке держит церковь, а в левой колокол, а над ним подпись: «Никон, Божиею милостию, Патриарх».

Да в верхнем поясу подпись:

«От зачала всего мира бытия 7176 года, от воплощения Божия Слова 1658 года, сентября 1-го дня, начало святыя вещи сей бытия, Новаго Иерусалима Воскресения Христова монастыря».

Да местами подпись же около колокола:

«Восток, Запад, Север, Юг; весна, лето, осень, зима».

Да в нижних в дву поясах подпись же:

«Прииде убо, и видим и навыкнем, кии вещи и образу разум, и кая истина, к ней же образ сей знаменует, не бо туне и яко же прилучися сию потребу узакониша божественнии закони, но разум имуще, яко да ради знамени и образа к началом образных истин восходити возможем начальное коло /круг/, не имуще конца, Безначального Отца собезначальное, горнее кола от венца собезначальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхождение от кола венца исхождение Святаго Духа от Отца, нераздельное Троицы всенераздельное бытие рещи, и несть ни един кроме инех, или без инех глаголему, или разумеваему, идеже аще именуется; четверо же Евангелисты, четыре столпа миру и четырех добродетелей от евангелия научаемся: мужеству, мудрости, целомудрию, правде, ибо четыре части миру суть: Восток, Запад, Север и Полудние, и четверочастно круг лету венчается: весною, летом, осенью, зимою, и четверочастно земля состоится: Европою, Азиею, Америкою, Африкою».

Опись 1679 г. I (5). С. 202–203

Приложение 4

В нашем распоряжении имеется фотокопия отрывка из рукописной описи Воскресенского монастыря конца XVII века. Указанная надпись озаглавлена в описи так: «Подпись круг двора церковного, что под большим шатром». Разбивка на абзацы наша. После абзаца – указание, откуда взята данная часть текста ее составителем. В скобках – наше исправление явных ошибок и пропусков переписчика надписи. В круглых скобках – сделанные нами ссылки на Священное Писание. Передаем текст в современном написании букв и расставляем знаки препинания, почти отсутствующие в подлиннике.

* * *

«Отдадим образу пообразное, познаим наше достоинство, почтим начало образное, знаим тайны силу и за кого Христос умре. Будем яко и Христос, зане же и Христос яко и мы; будем бози Его ради, зане и Он нас ради человек бысть. Якоже изволи прият (ъ, а не ь) горшее, да даст лутшее; «обнища, да мы Оного нищетою обогатимся» (II Кор. 8, 9); «раби (й) зрак прият». (Филип. 2,7), да свободу мы восприимем; сниде, да мы возвышимся; искусися, да победи (м); бесчествовася, да ны прослави (т); умре, да ны прив (ле) чот к Себе, низлежащих в греховном падении. Из «Слова на Пасху» Григория Богослова. II. (29). С. 9.

Днесь спасения миру, елико видим и елико не видим; Христос из мертвых совоста (ньте)! Христос к Себе – восприходите! Христос из гроба – свободитеся от уз греха. Из иного «Слова на Пасху» Григория Богослова. II. 29. С. 45. Воскресе Христос – и спадоша демони, воскресе Христос и радуются ангели, воскресе Христос – и жизнь жительствует: воскресе Христос – и мертвы (й) ни един во гробе; Христос воста от мертвых, «начаток умершим бысть» (I Кор. 15, 20.)

Из «Огласительного слова на Пасху» Иоанна Златоуста. II. 29. С. 55.

Да днесь из мертвых воскрес (ит) и мене, победника возновотворит Духом, и в нова облек человека; даст нашему зданию, иже по Бозе рассуждаем, здателя благ (а) и учителя, Христу и соумерщвляема усердно и совоскрешаема; Тому слава во веки, аминь. Написася сии лета 7174, а от воплощения Господа нашего Ииуса Христа 1666».

ПРОТОИЕРЕЙ ЛЕВ ЛЕБЕДЕВ

МОСКВА ПАТРИАРШАЯ

Редактор Л. А. Барыкина Художественный редактор В. Н. Сергутин Технический редактор Л. Б. Чуева Корректор Н. В. Некрасова

ЛР № 040410 от 11.12. 1992 г.

Отпечатано с готовых диапозитивов АО «Вече» в типографии АО «Молодая гвардия». Формат 60x90 1/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. кр.-отт. 24,25. Уч.-изд. л. 26,28.

Тираж 20 000 экз. Зак. 47327.

Адрес АО «Молодая гвардия»: 103030, Москва, Сущевская, 21. Адрес АО «Вече»: 129348, Москва, ул. Красной сосны, 7.

Адрес ПИФ «Столица»: 121069, ул. Писемского, 7.


Источник: Москва патриаршая : [Сборник] / Протоиерей Лев Лебедев. - М. : ПИФ "Столица" : АО "Вече", 1995. - 365 с. ISBN 5-7141-0077-8

Комментарии для сайта Cackle