А. Кордочкин

Источник

Предисловие

Каждый год в Испанию приезжает около миллиона российских туристов, и для многих она так и остается страной пляжей, паэльи и сангрии. К сожалению, ее христианское наследие остается для нас неизвестным. Многие ли приедут поклониться сударю Спасителя в Овьедо? Кто посетил храм Сан-Педро де ла Наве недалеко от Саморы с уникальной каменной резьбой VII века? Да и в популярной среди туристов Барселоне многие ли пойдут в кафедральный собор поклониться мощам мученицы Евлалии?

Христианская Испания первого тысячелетия для нас – terra incognita. Мало кого из древних испанских авторов переводили на русский язык. Лишь в последние годы в России выходят в свет переводы Пруденция, Исидора Севильского, исторических хроник, но они не создают целостной картины истории неразделенной Церкви в Испании в первом тысячелетии. Главная цель настоящего издания – заполнить эту лакуну, а также приблизить общецерковное почитание древних святых Испании.

На протяжении более десяти лет прихожане храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде совершают паломничества к святыням Церкви, древним храмам и монастырям, к мощам древних святых. Нам хотелось приблизить христианскую Испанию к России. Так возникла идея этого сборника. И если знакомство с древней Испанией для кого-то из читателей начнется с ее страниц, мы будем считать наш долг выполненным.

* * *

Рассказ об истории христианства в Испании принято начинать с имен апостолов Павла и Иакова Зеведеева. «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам», пишет апостол Павел в Послании к римлянам (Рим.15:24). О посещении Павлом Испании сообщает свт. Климент Римский: «Павел (...) приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада, и мученически засвидетельствовал истину перед правителями».1 «Граница Запада» – это не просто художественный образ. Страбон описывает нынешний Гибралтар как находящийся «на краю земли»,2 а Диодор Сицилийский рассказывает, что нынешний Кадис находится на «конце вселенной».3 Римский историк Луций Анней Флор, описывая военные операции римлян в Испании, говорит, как Децим Брут «победой дойдя до побережья Океана,.. с ужасом и страхом увидел солнце, закатывающееся в море, огонь его, погруженный в воды, и только тогда повернул боевые знамена».4 И ныне многие паломники, приходящие поклониться мощам святого апостола Иакова Зеведеева в Сантьяго де Компостела, продолжают путь на берег Атлантики, до мыса Финистерра, «конца света», где, стоя вечером под маяком, наблюдают ту же картину, что и один из будущих убийц Юлия Цезаря.

Хотя о путешествии апостола Иакова не сохранилось древних письменных источников и повествование, подробно описывающее его проповедь в нынешней Галисии, в Кастилье и Арагоне, где на берегах Эбро ему явилась Богородица, относится к конце XIII – начале XIV вв.,5 для испанцев апостол Иаков – национальный символ, он считался покровителем Реконкисты. Сантьяго де Компостела – сердце христианской Испании, притягивающее паломников со всех концов света.

Что же сохранили для нас письменные источники о начале христианской традиции в Испании?

На момент пришествия христианства на Иберийский полуостров культура там была, по сути, латинской. Страбон писал: «Турдетанцы, особенно живущие около реки Бетия, совершенно переменили свой образ жизни на римский и даже забыли родной язык. Большинство их стало латинскими гражданами и приняло к себе римских колонистов, так что все они почти что обратились в римлян... Среди них находятся и кельтиберы, которых некогда считали самыми дикими из всех».6

Самым ранним свидетелем о христианской Церкви на Иберийском полуострове принято считать свт. Иринея Лионского , жившего во 2-й половине II в.7 Если христианские общины в Испании уже существовали во времена святителя, можно предположить, что основаны они были значительно раньше, в конце I – начале II вв.

Тертуллиан (ок.150–ок.220) говорит о христианстве «во всех пределах Испании»8. Более развернутое свидетельство содержится в письме свт. Киприана Карфагенского (epist.67) «народу, находящемуся в городах Легиане и Астурине, также дьякону Лелию и народу эмеритскому».9 Обращение в начале письма указывает на существование христианских общин в нынешних Сарагосе, Леоне-Асторге и Мериде. Хотя поводом к написанию письма послужило отпадение от Церкви Василида и Марциала, оно является первым свидетельством гонений на христиан в Испании. Кроме того, письмо указывает на связь христианских общин Испании и севера Африки, которой Испания во многом обязана распространением христианства10.

Крайне важным письменным свидетельством являются деяния Эльвирского собора. Ученые датируют собор периодом между 300 и 326 годом. Деяния этого собора – древнейшие соборные деяния, дошедшие до наших дней. 19 епископов и 24 пресвитера, представляющие 37 христианских общин, собрались в Илиберри (ныне Гранада). Что мы можем узнать о христианстве в Испании из деяний собора? Несомненно, что к началу IV в. христианство охватило все социальные слои: государственных чиновников и рабов, богатых матрон и жрецов-фламинов, оставивших свое языческое служение. Несмотря на то что общины располагались no всей Испании, большая их часть находилась в южной провинции Бетике; три четверти полуострова представлены всего шестью общинами. География христианского присутствия практически полностью совпадает с географией еврейского присутствия в Испании. Это обстоятельство заставляет ученых предполагать, что первые христиански общины в Испании, очевидно, имели иудеохристианский характер.11 Большая часть решений собора – предписания относительно евхаристической дисциплины. Особый интерес для историков Церкви представляют правила 33 и 36,12 хотя их древность подвергается сомнению: многие ученые, начиная с Мейня, полагают, что из 81 правила собора только первые 21 были приняты в Илиберри, а все остальные являются более поздними интерполяциями.

Среди участников собора фигура свт. Осии Кордубского представляет для нас наибольший интерес. Его роль в церковной истории едва ли может быть преувеличена – именно ему надлежало стать советником императора Константина в религиозных вопросах. Историк Зосим считает, что именно «египтянин из Иберии» вдохновил Константина на принятие христианства, определив тем самым ход истории.13 Его подпись стоит первой под деяниями Никейского собора 325 г.; благодаря ему закрепился в православной традиции термин «единосущный». Поразительно, что епископ испанской Кордобы, почитаемый Православной Церковью как противник арианства, не почитается Католической Церковью – и именно по подозрению в арианстве.14 Важным фактором для недоброй памяти об Осии на Западе является его порицание со стороны Исидора Севильского в книге «О знаменитых мужах», в свою очередь основанное на «Libellus Precum» – обращении к императорам Валентиниану и Феодосию люциферианского священника Марцеллина, однако это сочинение само является тенденциозным и недостоверным источником.15

Стоит вспомнить о выдающихся уроженцах Испании, современниках Осии, прославившихся за ее пределами. Император Феодосий Великий родился в городе Каука (нынешней Коке), в 50 километрах от Сеговии. Предки папы Дамаса были испанцами. Испанками были и дьяконисса Олимпиада, адресат писем свт. Иоанна Златоуста из ссылки, и Мелания Старшая, и, по всей видимости, знаменитая паломница Эгерия.16

Пятый век принес немалые потрясения. В 409 г. в Испанию вторглись варвары: аланы, вандалы, свевы. Страшную картину голода, жестоких убийств, рабства рисует историк-современник.17 Время «Римской Испании» завершилось, началась другая эпоха. Вскоре вестготы вытесняют прочие племена, избирая Тулузу – по другую сторону от Пиренеев – своей столицей. После битвы при Пуатье в 507 г. потерянная вестготами Тулузы столица переносится в Нарбонну, а затем, в 567 г., в Толедо. Королевство вестготов с постоянной столицей в географическом центре Иберийского полуострова – в сущности, первое самостоятельное государство на территории нынешней Испании. Арианство вестготов утверждало их идентичность по отношению к римской и византийской культуре, будучи не только религиозной доктриной, но и политическим проектом. Переход Испании от арианства к православию также имел политическую подоплеку. В 579 г. король Леовигильд женил своего сына Ерминингельда на франкской принцессе Ингунде, которая была, как и все франки, православной. Став правителем в Бетике, Ерминингельд становится православным и выступает против своего отца, провозглашая себя королем. После взятия Леовигильдом Эмериты, а затем Гиспалиса, в 584 г. Ерминингельд оказался в плену у собственного отца и, отказавшись причаститься у епископа-арианина, был убит.18 Вскоре после смерти сына Леовигильд заболел и, предчувствуя свою кончину, поручил свт. Леандру своего другого сына. Рехареда (Реккареда).

В 589 г. в Толедо созывается собор, третий в хронологии Толедских соборов, на котором Реккаред заявил о принадлежности к православию не только себя, но и всех народов, находящихся под его властью. Совершилось политическое и религиозное объединение народов, живущих на Иберийском полуострове, в единое государство. Едва ли можно переоценить значение события, которое, по сути, является первым шагом к испанской государственности и самоидентичности. Постановления этого и последующих соборов касаются не только внутрицерковной жизни, но и государственного устройства. Фактически церковный собор становится законодательным органом государства. Деяния III Толедского собора завершились торжественной проповедью свт. Леандра Севильского.19 Парадоксальным образом на соборе, ставшем «торжеством Православия» для испанской земли, принимается правило, которое разорвет единство христианского мира: третье правило анафематствует всякого, кто не исповедует Святого Духа исходящим от Отца и Сына (а Patre et Filio procedere).20

Следующий собор собирается в Толедо в 633 г. Севильскую кафедру представлял Исидор, брат Леандра. Круг вопросов, рассматриваемых собором, крайне разнообразен. Особая тема – отношение к иудаизму, которой III Толедский собор посвятил лишь одно правило. Хотя на IV Толедском соборе запрещается принудительное обращение иудеев в христианство (правило 47), однако собор предписывает отторжение детей от родителей-иудеев и их передачу в христианские семьи и монастыри для воспитания (правило 50). Запрещаются совместные браки христиан и иудеев (правило 53), иудеям запрещается занимать общественные должности (правило 55), иметь рабов-христиан (правило 56).21 Ученые предлагают разные причины столь резкого изменения законодательства по отношению к иудеям – благочестие короля, его жадность, внешнеполитические интересы (стремление показать лояльность византийскому императору Ираклию, вводившему аналогичное законодательство). Но стоит заметить, что Церковь (в частности, сам Исидор Севильский) зачастую противостояла шагам, направленным на принудительное обращение иудеев.22

Одна из ключевых тем III, IV и последующих соборов – отношения Церкви и государства. Происходит сакрализация власти. Можно говорить о своеобразной западной «симфонии», главным идеологом которой был, безусловно, Исидор Севильский.23 Законопослушность граждан зависит от законопослушности самого монарха.24 Очевидно, Исидор повлиял на политическую ситуацию не только своими писаниями, но и силой своей личности, будучи близким к королям Сисебуту, Гундемару, Суинтиле и Сисенанду. Как председатель IV Толедского собора, он является, безусловно, вдохновителем 75-го правила собора – свидетельства о сакрализации королевской власти. Правило впервые формально закрепляет выборность монарха (впрочем, сам Сисенанд был узурпатором). Также оно говорит о короле как о помазаннике Божьем.25 Согласно деяниям собора, под анафему подпадают не только те, кто желает лишить короля власти или жизни, но и сам король, если он перестает действовать по Божественному закону и игнорирует закон человеческий.

Торжество Православия

Эпоха «торжества Православия» в Испании между 589 и 711 гг. была временем расцвета монашеской жизни. Без сомнения, монашество существовало в Испании и раньше. Впервые слово monachus встречается в деяниях Сарагосского собора 380 г. (правило 6),26 а слово monasterium – в тексте монаха Вахиария, датируемом 410 г.27 Вместе с Эгерией Вахиария можно считать первым испанским монахом, известным по имени. Важное свидетельство о монашеской жизни в Испании в этот период – письмо 385 г. папы Сириция Гимерию, епископу Таррагоны. Папа призывает к посвящению в сан достойных монахов и говорит о «монашеском собрании».28 Также заслуживает внимания 48-е письмо блж. Августина монахам, живущим на острове Кабрера (приблизительно в 25 км южнее Майорки).29 Археологические раскопки подтверждают монашескую жизнь на острове, ныне необитаемом.30 Именно к монахам на Кабрере обращено письмо свт. Григория Двоеслова (epist. 13.47), в котором он упрекает их в неблагочестии.31

Историки отмечают особую роль монашества в преодолении язычества, которое во многом сохранялось среди народов севера Испании.32 Одна из ключевых фигур древнего испанского монашества – преп. Емилиан, чье житие включено в настоящий сборник. Однако первый общежительный монастырь, о котором есть достоверные сведения, связан с именем другого святого – преп. Викториана Асанского. Он основал несколько монастырей,33 и ныне можно посетить руины главного его монастыря, расположенного в красивейшей местности на севере Арагона34. О самом Викториане достоверно известно немного: он родился в Италии, где начал свою монашескую жизнь. Затем, перейдя Альпы, он оказался во Франции, а затем и в Испании, где подвизался в пещере и им построенном храме св. архангела Михаила, ему посвятил элегию Венанций Фортунат.35 Через некоторое время он стал игуменом монастыря, расположенного неподалеку, где приобщил к общежительному монашеству многих отшельников, живших ранее в уединении. Скончался преп. Викториан 80 лет от роду 12 января 558 г., в седьмой год правления короля Атанагильда.36 Подробное житие святого – безусловно, позднего происхождения – было издано всего лишь однажды, в 1676 г.37

Стоит обратить внимание на желание Викториана собрать отшельников в общежительный монастырь. Очевидно, что к отшельникам-анахоретам отношение было настороженно-подозрительным. 5-е правило VII Толедского собора направлено против тех, кто, живя в монашеском уединении, не прошел общежительной школы, и приравнивает их к бродягам. Автобиографические писания Валерия Бергиденского (ок.625 – ок.695), публикуемые в настоящем сборнике – весьма ценное свидетельство об отношениях между иерархами и отшельниками в древней Испании.

Говоря о вестготских монахах-отшельниках, следует обратить внимание на то, что прикоснуться к их жизни можно не только через книги. В Испании сохранилось немало пещерных монашеских храмов вестготской эпохи – уникальных, и по большей части неизвестных широкой публике. Регион между Бургосом, Паленсией и Кантабрией называют «испанской Каппадокией». В самых крупных и значимых пещерных храмах совершаются богослужения, в других – богослужения не совершались уже много веков, но обычно их можно посетить, взяв ключи у одного из жителей села. В Риохе также есть пещерные монашеские комплексы, относящиеся к V-VІІ вв. В Сории недалеко от центра города находится пещера, где подвизался преподобный Сатурий, покровитель Сории.38 Интересно посетить храм Сан-Бауделио де Берланга в 78 км от Сории (часть фресок из которого сейчас находится в музее Прадо): романский храм стоит прямо над монашескими пещерными кельями. Путешествуя из Мадрида в Сантьяго, можно свернуть в сторону, не доезжая до Оуренсе, и посетить пещерный монашеский комплекс Сан-Педро де Рокас, относящийся к VI в. В 127 км на север от Мадрида находится «Пещера семи престолов» (Cueva de Siete Altares): no мнению ученых, такие пещерные храмы были центрами «лавр», где собирались для богослужения отшельники, живущие в округе, также пещеры служили местом их погребения39.

Ни один из общежительных монастырей того периода в целостности не сохранился. Тем не менее ученые предполагают, что некоторые из сохранившихся вестготских храмов VII в. были монашескими, в частности Санта-Мария де Мелке в 30 км от Толедо и Санта-Комба де Банде – удивительной красоты храм в материковой Галисии. Паломнику, направляющемуся от Оуренсе в село Банде, чтобы увидеть храм Санта-Комба, непременно следует остановиться в Селанова, где в стенах монастыря находится дороманский храм в честь архангела Михаила. Сам монастырь связан с именем свт. Рудезинда (в современном прочтении, Розендо) (907–977) – его основателя, рукоположенного в епископский сан в возрасте 18 (!) лет.40

Важное имя для истории общежительного монашества на Иберийском полуострове – имя свт. Мартина Браганского (Думийского) (ок.515–580), епископа города Бракара Августа в Галеции (нынешней Браги, Португалия). Он был рожден в Паннонии, на территории нынешней Венгрии, и после принятия монашества на Святой земле обосновался в Галеции. Здесь он основал несколько монастырей (Думийский – главный из них), участвовал в первом Браганском соборе, председательствовал на втором и сыграл ключевую роль в обращении свевов из арианства в православие41. Его имя, безусловно, самое значимое для истории королевства свевов, которое прекратило существование в 585 г. после захвата вестготским королем Леовигильдом.

Житие другого святого, имя которого связано с Брагой, – Фруктуоза Браганского († 665) мы публикуем в настоящей книге. Оно является жемчужиной испанской агиографии, как и житие преп. Емилиана.

Наиболее полное представление о жизни в общежительных монастырях можно найти в монашеских уставах, написанных свт. Леандром Севильским,42 свт. Исидором Севильским, преп. Фруктуозом, а также в своде правил Regula communis (665–680). Исидор Севильский начинает свой устав с призыва устраивать монастырь далеко за пределами города,43 однако известно о существовании городских монастырей в крупных городах – Толедо, Алкала де Энарес, Валенсии, Сарагосе, Барселоне, Таррагоне и Жироне, где пребывали мощи почитаемых святых.44 Проповедь «De monachis perfectis» («О совершенных монахах»), написанная в VI в., – похвальное слово городскому монашеству. В ней говорится о том, что монах, живущий в городе, может сочетать созерцательную жизнь с деятельным служением ближним – больным и заключенным.

Падение вестготского королевства. Завоевание Испании арабами-мусульманами

Трудно сказать, как бы развивалась история христианской Испании, если бы к ее южному берегу со стороны Альхесираса в 711 г. не подошло 160 военных кораблей с арабскими воинами-мусульманами. Испания завоевывается стремительно. Лишь в 722 г. в битве при Ковадонге небольшая группа испанских воинов под предводительством Пелайо одерживает победу, и линия, отделяющая христианскую Испанию от мусульманской, постепенно сдвигается на юг. Начинается Реконкиста – то, что было завоевано за десять лет, отвоевывается без малого восемь столетий, лишь в 1492 г. последний арабский эмир Гранады передал ключ от города королю Фердинанду и королеве Изабелле.

Поначалу завоеванные территории подчиняются халифу Дамаска, затем Багдада. Абад Аль-Рахман переносит свою резиденцию в Кордобу, которая в 929 г. провозглашается столицей эмирата. Христиане, живущие на завоеванных территориях, постепенно ассимилируются. Их не принуждают к отречению от веры, но облагают особыми налогами. Они не могут строить новые храмы, сопротивляться превращению храмов в мечети, всякая миссионерская активность запрещена. Они не могут иметь рабов-мусульман, занимать общественно значимое положение, давать показания в суде. Запрещен колокольный звон. Христиане не могут жениться на мусульманках, но мусульмане могут жениться на христианках; очевидно, последнее обстоятельство серьезно повлияло на ассимиляцию коренного населения Испании и принятие им мусульманской культуры. Церковная организация сохраняется, хотя и не без потерь, также сохраняется богослужебная традиция.45 На церковную музыку древнего испанского обряда повлияла византийская традиция, как во многом и на сам обряд46. Тем не менее сложно делать окончательные выводы о богослужебной музыке этого периода; «страница с нотами мосарабской рукописи производит впечатление заколдованного письма, не подлежащего ни расшифровке, ни пониманию».47

Арабы взяли курс на ассимиляцию, а не на преследование и уничтожение христиан. Тем не менее в Кордобе в период с 850 по 859 г. были казнены 48 христиан. Что же явилось причиной, заставившей мучеников добровольно искать смерти за веру во Христа? Ведь их смерть, в сущности, не была результатом систематического преследования. Почему они нуждались в защите и оправдании Евлогия Кордубского, труды которого мы публикуем в настоящем сборнике?

По сути, у нас нет никаких источников, которые могли бы ответить на первый вопрос, кроме писаний самого Евлогия. В начале XX в. в научных кругах доминировало национал-патриотическое объяснение конфликта, торжество «испанского духа», апокалиптические ожидания.48 Также предполагалось, что мученичество было естественным выходом для «кающихся», живущих, по сути, монашеской жизнью, для которой всегда был дорог идеал мученичества.49 По мнению российской исследовательницы M.В.Рыбиной, мученичество было ответом на перемены в жизни общества – после превращения Кордобы в столицу эмирата христианская культура стала размываться, арабский язык стал вытеснять латынь, все традиционные христианские институты (семья, образование, политическая и правовая системы) были деформированы. Волна мучеников выражала прежде всего стремление к самоидентификации, подтверждение своей инаковости в новом обществе.50 Их мученический подвиг не был безусловно поддержан христианами-современниками, так как он существенно усложнял их положение в мусульманском обществе. Обстоятельства их кончины отличались от мученической смерти их предшественников эпохи Римской империи. Их смерть не сопровождалась особыми знамениями и чудесами, их тела не были нетленными, они не были жертвами государственных гонений; арабы-мусульмане не были язычниками, не применяли к ним изощренные пытки и не принуждали их к идолопоклонству. Следует заметить, что за сочинениями Евлогия стоит не только попытка убедить христианское население Кордобы в ценности подвига мучеников, но и его личная драма – конфликт с епископом Рекафредом, который, по мнению Евлогия, занял позицию коллаборационизма по отношению к иноверным властям. Житие Евлогия говорит о том, что он на время прекращает совершать богослужение, разрывая, таким образом, молитвенное общение с епископом. В 852 г. Севилье собирается собор, который, формально не осуждая мучеников, не признает их таковыми и призывает запретить следование их примеру и подвигу.

В то время, когда практически на всей территория нынешней Испании христианская культура растворялась в арабо-берберской, на севере страны сохранялась христианская цивилизация. Население севера всегда сопротивлялось ассимиляции как с римлянами, так и с вестготами, а затем и с арабами. Именно здесь сохраняется национальное самосознание, пересилившее арабское завоевание. «Хроника Альфонсо III»51 свидетельствует о становлении Астур-Леонского государства, преемника Вестготского королевства и предшественника современного Испанского государства. Первоначально столица располагалась в нынешнем Кангас де Онис, при Альфонсо II (791–841) она переносится в Овьедо, а в 914 г. – в Леон. В конце X в. появляется королевство Наварры. При Санчо III Великом (1004–1035) королевство Наварры объединяется с Кастильей, а в 1230 г. Кастилья объединяется с Астур-Леонским королевством.

В Овьедо оказываются святыни со всей Испании: мощи святых Евлалии Меридской, Леокадии Толедской, Евлогия Кордубского и одна из самых значимых святынь – сударь Спасителя, который и поныне пребывает в кафедральном соборе Овьедо. В Астурии сохранились прекрасные дороманские храмы IX в., особо отметим Санта-Кристина де Лена с резной алтарной преградой и Сан-Сальвадор де Вальдедиос, где сохранились фрагменты оригинальных фресок. Сохраняется монашеская традиция, на отвоеванных землях заново строятся монастыри.52 В частности, трудами Геннадия, епископа Асторги, восстанавливается монашеская жизнь в «Берсианской Фиваиде», долине безмолвия поблизости от Понферрады. Сохранился прекрасный храм Сантьяго де Пеньальба, где был погребен святитель, а также уникальный храм Сан-Мигель де Эскалада поблизости от Леона, освященный им же в 913 г. В самой долине безмолвия в получасе ходьбы от храма Сантьяго де Пеньальба можно посетить пещеру, где Геннадий жил в уединении, удалившись от епископского служения.53 Также стоит упомянуть монастырь Санто-Торибио де Лиебана в Кантабрии недалеко от города Потес, где и поныне продолжается монашеская жизнь. В монастыре хранится большая часть Креста Господня, которую Торибий, епископ Асторги, привез в V в. из Иерусалима. Беато де Лиебана, один из насельников монастыря в VIII в., был одной из главных фигур в борьбе с адопционизмом, распространившимся в тот период на севере Испании среди мозарабского населения. Он также является автором «Толкования на книгу Откровения».54 Существует около тридцати средневековых рукописей этого текста, преимущественно Х–ХІ вв., с иллюстрациями неземной красоты.55 Co многими из них можно ознакомиться через факсимильные издания.

* * *

Единственное исчерпывающее исследование по истории испанской христианской литературы – шеститомный труд У. Домингес дел Валь.56 Кроме того, существует более краткий и современный обзор испанской литературы этого периода, включающий в себя исчерпывающие библиографии по каждому из древних авторов.57 Последний труд также включает в себя исчерпывающие библиографии по каждому из древних авторов. Исследований на русском языке не существует. Исследуемому периоду посвящены работы Ю.Б.Циркина: «История древней Испании» (СПбГУ, 2011) и его хронологическое продолжение «Испания: от Античности к Средневековью» (СПбГУ, 2010). Несколько разделов первого тома опубликованной в 2012 г. «Истории Испании» тоже посвящены истории Испании до Реконкисты.58 Также отметим публикации M.В.Рыбиной, посвященные гонениям в Кордове в IX в.,59 и ее статьи в «Православной энциклопедии».60 Следует упомянуть и общую статью об Испании в той же «Православной энциклопедии».61

Протоиерей Андрей Кордочкин

* * *

1

 Климент Римский. Первое послание к коринфянам. 5. Цит. по: Памятники древней христианской письменности. Т. 2: Писания мужей апостольских. M. 1860. С.107.

2

Страбон. География. 3. 1.8/ Пер., статья и komm. Г.А.Стратановского. Л.: Наука, 1964. С.138.

3

Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. 25. 10. I. Vol.11: Books 21–32. (Loeb Classical Library: 409). Harvard University Press, 1959.

4

 Эпитомы. 33.12 / Пер. A. Немировского, М. Дашковой // Малые римские историки. M.,1996. С.137.

5

Garcia Villada Z. Historia eclesistica de Espaia. Vol.1. Madrid, 1929. P.73–75.

6

Страбон. География. 3.2.15.

7

 Против ересей. 1.10.2. Цит. no: Ириней Леонский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. М.,2010.

8

Tertulliani Aduersus Iudaeos. 7.4 / Ed. H.Q.S.F. Tränkle. Wiesbaden, 1984.

9

 B русском издании письмо опубликовано под номером 56. См: Творения святого священномученика Киприана еп. Карфагенского. Киев, 1879. С. 267.

10

 El Concilio de Elvira y su tiempo / Coords. M.Sotomayor. J. Femа́ndez Ubiña. Granada: Universidad de Granada. 2005. P.183 ff.

11

Ibid. Р. 181.

12

 La colección canónica hispana. IV. Concilios hispanos: primera parte. Consejo Superior de Investigaciones Cientificas. Madrid, 1984. P.253. Здесь и далее все правила церковных соборов приводятся по этому изданию, за исключением Браганских соборов, тексты которых опубликованы в: Concilios visigóticos е hispano-romanos / Ed. prep, por J. Vives. Barcelona: Instituto Enrique Flórez, 1963. Cм. также: Meigne M. Concile ou Collection d’Elvire? // Revue d’Histoire Ecclesiastique. 1975, №70, P.361–387. Мейнь полагал. что правило 33, трактуемое как предписание целибата, нужно понимать с точностью до наоборот: двойное отрицание в формулировке «prohibere ... abstinere» означает запрет на воздержание. таким образом, правило направлено против последователей Присциллиана. О правиле 36, запрещающем расписывать стены храмов, современный исследователь С.Бигэм говорит, что неизвестно ни о каких именно изображениях идет речь, ни о том, что именно заставило участников собора принять это правило, почему речь идет именно о стенах храмов, а не о священных изображениях вообще. Он также обращает внимание на то, что никто на Западе не воспринимал это правило всерьез до Реформации. «Считать его выражением обшей для Испании – и для всей Древней Церкви – иконофобии, отрицанием всего изобразительного искусства и программным текстом для христианства без образов, значило бы очень тяжело нагрузить маленького, слабенького ослика». См.: Bigham S. Early Christian Attitudes Toward Images. Rollingsford, NH. 2004. P.166.

13

Cм.: Zosimus. Historia nova. 2.29.3 / Ed. F.Paschoud. T. 1: Livres I–II. P.2003.

14

Свт. Афанасий Александрийский описывает. как император Констанций. желая осудить свт. Афанасия, вызвал к себе столетнего старца Осию в Сирмий и там год удерживал его, заставляя подписать осуждение александрийскому святителю и принять в общение ариан Валента и Урзация. Когда старец согласился принять их в общение, при этом категорически отказавшись подписать осуждение Афинасию, его отпустили в Испанию, и в скором времени свт. Осия умер, «предав ересь анафеме». См.: Афанасий Александрийский, свт. История ариан.// Творения. Т.2.М.,1994.С.142–144. См. также: Сократ Схоластик. Церковная история. 2.31.М., 1996

15

Испанские потомки свт. Осии взяли твердый курс на его реабилитацию. В 2013 г. в Кордобе состоялась конференция «Век Осии Кордубского». на которой также прозвучал призыв епископа Кордобы Деметрио Фернандеса к прославлению святителя. Тем не менее имя Осии так и не восстановлено в святцах Римской Церкви.

16

Egeria: diary of a pilgrimage / Transl. and annot. by George E.Gingras. NY,1970. P.10–11.

17

Cм.: Идаций. Хроника. 42–49 // Циркин Ю.Б. Античные и раннесредневековые источники по истории Испании. СГІб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

18

 Эти события подробно описывает свт. Григорий Двоеслов, см.: Григорий Двоеслов, свт. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. 3.31. M.; Рига.1996.

19

См. в настоящем издании.

20

См.: La соlессіо́n canónica hispana. V. Concilios hispanos: segunda parte. Madrid. 2002. P.79. Исследователи полагают. что Filioque был включен в текст Символа веры до собора или же, напротив, является позднейшей интерполяцией. cм.: Siecienski Е. The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. NY: Oxford University Press. 2010. P.69.

21

 Cм.: Ziegler A.K. Church and state in Visigothic Spain. Washington. 1930. P.186–199: Gonzа́lez Salinero R. Un antecedente: la persecución contra los judios en el Reino visigodo. Alvarez Chillida G., Izquierdo Benito R. El antisemitismo en Espafia. Cuenca. 2007: Parkes J. The Church and the Synagogue. A study in the Origins of Antisemitism. Philadelphia. 1961. P.345–370: La controversia judeocristiana en España: desde los origenes hasta el siglo XIII / Ed.C.Valle Rodriguez. Madrid, 1998: Saitta B. L’Antisemitismo nella Spagna Visigotica. (Studia Historica: 130). Rome, 1995.

22

Ziegler A.К. Church and state... P.190.

23

 Об Исидоре Севильском cм.: Crouch J.T. Isidore of Seville and the Evolution of Kingship in Visigothic Spain // Mediterranean Studies. 1994. №4. P.9–26.

24

 Cm.: Isidorus Hispalensis. Sententiaс. 3.48.11 / Ed. by P Cazier. Tumhout: Brepols, 1998. (CCSL; 111).

25

Ha этом основании. a также на основании монеты той эпохи с изображением креста на королевском челе Дж.Крауч предполагает. что Сисенанд был первым готским королем. помазанным на царство; cм.: Crouch J.Т. Isidore of Seville and the Evolution... P. 23–24.

26

La соlессіóп canо́nica hispana. IV. Concilios hispanos: primera parte. Madrid. 1984. P.295.

27

Liber de reparatione lapsi 16. PL 20: 1054.

28

Epistola decretalis Siricii papae ad Himerium Tarraconensem episcopum. PL 56: 554C.

29

29 Augustinus Hipponensis. Epistola 48. PL 33: 187–189.

30

 Riera Rullan M. Investigaciones arqueológicas sobre el monasterio de е́poсa bizantina del archipiе́lago de Cabrera (siglos V a VII d.C.). Madrid, 2009.

31

 S.Gregorii Magni Registrum Epistularum / Ed. by D. Norberg. Tumhout: Brepols, 1982. (CCSL; 140–140a).

32

32 Gonzа́lez Echegaray J. El monacato en la España nórdica en su confrontaciо́n con el paganismo (ss. VI–VII) // Semana de historia del monacato cа́ntabro-astur-leonе́s. Monasterio de San Pelayo. Ovie­do. 1982. P.35–56.

33

 Многие из древних монастырей после реформы, проведенной в 1835–1837 гг. премьер-министром Мендизабалем. были заброшены и обречены на медленное разрушение.

34

34 Весной 2014 г. мы совершили Божественную литургию в пещерном храме и поклонились главе святого, которая пребывает в храме Сан-Лоренцо города Уэска.

35

Epitaphium Victoriani abbatis monasterii Agaunensis. PL 88: 163B.

36

 «Epigrafia cristiana de España». Nueva obra de Hübner. Epitafios de San Victoriano abad. Juan y Sergio arzobispos de Tarragona, y Justiniano obispo de Valencia // Boletin de la Real Academia de la Historia. 1900. T.37. P.501.

37

37 Fernandez de Heredia J.F. Oracion panegyrica historial a la vida y hechos de San Victorian, eremita y abad. Madrid.1676.

38

 Jimе́nez Gonzalo C. San Saturio, historia y arte. Soria. 1983; AIdea Chacobo F. San Saturio. Soria.

1996.

39

 Martinez Tejera A.M. La realidad material de los monasterios y cenobios rupestres hispanos (siglos V–X) // Monjes y monasterios hispanos en la Alta Edad Media / Coord. por Josе́ Angel Garcia de Cortа́zar y Ruiz de Aguirre. Ramón Teja. Palencia, 2006. P.76ff.

40

 Ordoño de Celanova / Ed.. trad, y estudio por M.C.Diaz y Diaz. M. Virtudes Pardo Gо́mez y D.Vilariño Pintos. A Coruña. 1990. P.128–129.

41

 Martini Episcopi Bracarensis Opera omnia / Ed. C.W.Barlow. New Haven. 1950. (Papers and Monographs of the American Academy in Rome; Xll).

42

Публикуется в настоящем издании.

43

 Латинский текст и испанский перевод уставов cm.: Santos Padres Españoles. Т.II: San Lean­dro. San Isidore. San Fructuoso. Reglas monasticas de la España visigoda. Los tres libros de las «Sentencias». Madrid. 1971.

44

 Garcia Moreno L.A. Los monjes y monasterios en las ciudades de las Españas tardorromanos y visigodas / Habis. 1993. №24. P.179–192.

45

 Из-за того что с вестготским богослужением мы знакомы по рукописям VIII–XIII вв.. древний испанский обряд и поныне называется мосарабским, что исторически не совсем верно: он древнее, чем мосарабская культура.

46

 Cм.: Prado G. Estado actual de los estudios sobre la música mozarabe // Estudios sobre la liturgia mozärabe. Toledo, 1965: Fernandez Jiménez F.M. Influencias y contactos entre la liturgia hispana y las liturgias orientales bizantina. alejandrina y antioquena // Bizancio y la Peninsula Ibérica. De la Antigüedad tardia a la Edad Modema. Madrid, 2004. P. 165–176; Lopez Pérez I.P. Los «sintomas orientales» en la liturgia hispana de la Tardoantigüedad // Anales de Historia del Arte. Volumen extraordinario. 2010. P.139–153. B последнее время было сделано несколько попыток воссоздать музыку мосарабского богослужения и даже колокольного звона, в частности, усилиями известного музыковеда Эдуардо Паниагуа.

47

 Historia de la Iglesia en España. T.2/1: La Iglesia en la España de los siglos VIII–XIV. Madrid. 1982. P.33.

48

 Baxter Wolf К. Christian martyrs in Muslim Spain: Eulogius of Cordoba and the making of a mar­tyr's movement. Stanford University, 1984.

49

Ibid.

50

 Рыбина M.B. Добровольные мученики Кордовы IX–X вв. Проблема социальной идентификации. Автореф. дисс. к.и.н. M.: МГУ, 2010. См. также: Duque A. Claiming Martyrdom in the Episode of the Martyrs of Cordoba // Collectanea Christiana Orientalia. 2011. №8. P.43–44; Coope J.A. The Martyrs of Córdoba: Community and Family Conflict in an Age of Mass Conversion. Univ. of Nebraska Press, 1995; Pochoshajew I Martyrs, Madmen or Criminals; Christian Selfsacrifications in 9-th Century Cordoba from the Prospective of Different Historiographical Traditions,

http://rosdok.uni-rostock.de/file/rosdok_document_0000000066/rosdok_derivate_0000003622/-Martyrs_Madmen_or_Criminals.pdi (дата обращения 19.04.2016)

51

 См. в настоящем сборнике

52

Rodriguez-Picavea Matiil E. La Corona de Castilla en la Edad Media. Akal, 2000. P.15–18: Riu Riu M. El papel de los monasterios en la sociedad y la economia de la Alta Edad Media hispana // Semana de historia del monaquismo Cantabro-Astur-Leones. Oviedo. 1982. P.15–33; Rodriguez Gonzа́lez J. El monacato mozа́rabe en el reino Astur-Leonе́s // Historia 16. 1995. №225. P.36–43.

53

 Подробнее o нем и o храме Сан-Мигель де Эскалада: Martinez Tejera A.M. San Genadio: cenobita, obispo de Astorga y anacoreta (?865–936?) // Argutorio. 2003. №11. P.20–22. Martinez Tejera A.M. La iglesia de Peñalba de Santiago (El Bierzo, Leon). El santuario de un hе́roe espiritual de los siglos IX y X / Argutorio. 2011. №26. P. 42–48.

54

Obras completas y complementarias de Beato de Lidbana. T.1: Comentario al Apocalipsis. Himno «O Dei Verbum». Apologе́tico. Madrid, 2004.

55

Garrido Ramos В. Beato de Liе́bana y los Comentarios al Apocalipsis de San Juan // Historias del Orbis Terrarum. 2014. №7. P.50–76. 06 иллюстированных рукописях cm: Stierlin H. Los Beatos De Liebana y El Arte Mozarabe. Madrid. 1983.

56

Historia de la antigua literatura latina hispano-cristiana. Madrid, 1998–2004.

57

La Hispania visigо́tica y mozа́rabe. Dos е́pocas en su literatura / Carmen Codoñer. coord. Madrid.

2011.

58

58 История Испании. T.1. C древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. В.А.Ведюшкин, Г.А.Попова. M., 2012.

59

 Судьбы и образы кордовских мучениц IX в. Адам и Ева. M., 2005. №9. С.37–63: Христиане мусульманской Кордовы перед лицом кади // Право в средневековом мире. M., 2007. С.198–213; Евлогий Кордовский: священнослужитель, интеллектуал и мученик // Испанский альманах. Вып.1. M., 2008. C.110–128; Когда погиб последний из кордовских мучеников // Средние века. Вып.70 (1–2). M., 2009. С.156–173; В поисках добровольного мученика (Кордова. X в.)// Средние века. Вып.70(3). M., 2009. С.32–44; Кордовские мученики в свете социальной истории // История: электронный научно-образовательный журнал. 2011. Эл. № ФС77–52427 от 28.12.2012 г.; Религиозное образование и формирование конфессиональной и культурной идентичности христиан мусульманской Кордовы (IX век) // Одиссей: человек в истории: Школа и образование в Средние века и Новое время. M., 2012. С.30–46; Христианская церковь в мусульманской Испании (тезисы) // Сб. тезисов международной научной конференции «Испанские темы и формы: искусство, культура и общество». СПбГУ, ун-т Наварры. ГРИСО, 2013. С.50–51; Традиция и практика имянаречения христиан мусульманской Кордовы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «История и политические науки». M., 2014. №3. С.29–36; Новое открытие Испании: История и культура пиренейского государства в новом коллективном труде отечественных медиевистов // Средние века. Вып.75(1–2). M., 2014. С.392–398; Христианская церковь мусульманской Испании // Известия МГТУ «МАМИ». 2015. №1(23). Т.6. С.29–34.

60

Евлогий. ПЭ. Т.18. С.158–160, Кордовские мученики. ПЭ. Т.37. С.668–678.

61

Испания. ПЭ. Т.27. С.430–437.


Источник: Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз. / сост. протоиерей Андрей Кордочкин. - СПб.: Алетейя, 2018. - 608 с., ил. ISBN 978-5-907030-65-7

Комментарии для сайта Cackle