Источник

Святые, в земле Китайской просиявшие

Двести двадцать два святых мученика в Пекине от ихэтуаней пострадавших в 1900 г., в их числе:

Священномученик Митрофан

Цзи Митрофан. Албазинец. Первый из китайцев, принявший священнический сан в Православной духовной миссии в Пекине. Трудился над переводами богослужебных книг. Много поработал над духовным развитием своей паствы, болел душой за болезни других. Переносимые им тяготы пастырства сказались на его здоровье и он к концу жизни подвергся психическим расстройствам. Во время нападения ихэтуаней многие христиане-китайцы собрались в его доме. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их. Были с ним и некоторые недоброжелатели его, но он их не гнал. Убит ихэтуанями во дворе своего дома. 10.06.1900 г. Указом Святейшего Синода от 22.04.1902 г. определено для православной общины в Китае праздновать 10 и 11 июня память китайских мучеников. Честные останки мучеников в 1903 г. положены по алтарем в храме Всех Святых Мучеников, построенном на территории Пекинской духовной миссии. В 1956 г. мощи были перезахоронены на кладбище миссии за Аньдинмэньскими воротами. Затем на этом месте был разбит парк с искусственным водоемом, на дне которого и покоятся в настоящее время святые останки.

Святой мученик Алексий

Чжань-Фу-Жунь Алексей. Сторож деревенской церкви под Пекином, принадлежащей Православной духовной миссии. Отличался простотой и непосредственностью веры, сердечностью и приветливостью к приезжающим. Замучен ихэтуанями 11.06. 1900 г.

Святой мученик Андрей

Чжу Андрей. Принял христианство уже в преклонном возрасте. Печатник духовной миссии в Пекине. Убит ихэтуанями за печатанием Часослова и Псалтири 11.06.1900 г.

Святой мученик Афанасий

А Афанасий. Переплетчик в духовной миссии. Пел на клиросе. Без малодушия и страха принял смерть от ихэтуаней в Пекине 11.06. 1900 г., укрепляя родных и увещевая своих мучителей.

Святой мученик Иннокентий

Фань Иннокентий. Эконом церкви духовной миссии в Пекине. Заботился о питомцах миссийской школы, вел благотворительные дела миссии. Управлял церковным хором. Избран во диаконы, хотя не был еще рукоположен. Замучен ихэтуанями 11.06. 1900 г. Через три года тело его было обретено нетленным и погребено с мощами других святых мучеников.

Святой мученик Иоанн

Сын священномученика Митрофана Цзи. Отрок. Был мучим ихэтуанями, ему искололи плечи, отрезали нос и уши, но он не чувствовал боли, исповедуя Христа. Убит ихэтуанями 11.06. 1900 г.

Святая мученица Ия

Вэнь Ия. Руководила школой албазинских девиц и была наставницей приходящих к вере. Замучена в Пекине ихэтуанями 11.06. 1900 г.

Святой мученик Капитон

Ин Капитон. Печатник, писец нот и певчий в Пекинской духовной миссии. Происходил из маньчжурского царствующего рода. Отличался примерным смирением. Убит ихэтуанями 11.06. 1900 г. в Пекине.

Святой мученик Павел

Ван Павел. Катехизатор, проповедник и миссионер Православной духовной миссии в Пекине. Незадолго до своей мученической кончины был утвержден к восприятию священнического сана. Стоя коленопреклоненным на молитве обезглавлен ихэтуанями 11.06. 1900 г.

Святой мученик Сергий

Филиппов Чжан Сергий. Певчий при Успенской церкви духовной миссии в Пекине. Убит ихэтуанями в Пекине 11.06.1900 г.

Святой мученик Симеон

Си Симеон. Албазинец. Делал свечи при духовной миссии, был просфорником и звонарем. Замучен ихэтуанями 11.06.1900 г. в Пекине.

Святая мученица Татиана

Ли Татиана. Супруга священномученика Митрофана Цзи. Диаконисса при церкви духовной миссии в Пекине. Готовила китайских жен ко святому крещению. Пострадала за исповедание православной веры от ихэтуаней. Несколько раз была мучима, влачима по дворам и обезглавлена 11.06.1900 г.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

В миру Михаил Борисович Максимович. Родился в 1896 г. в Харьковской губернии в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду, из которого вышел и святитель Иоанн Тобольский. С малых с родителями посещал Святогорский монастырь на Северном Донце. Окончил Полтавский кадетский корпус и юридический факультет Харьковского университета. Участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии. В начале 1920-х годов эмигрировал в Югославию. Окончил богословский факультет Университета имени святого Саввы Сербского в Белграде (1925 г.). В 1926 г. принял монашеский постриг и вскоре рукоположен в сан иеромонаха. Законоучитель в гимназии. Преподаватель и воспитатель в Битольской духовной семинарии. Подвижник. Каждый день совершал Божественную литургию. Автор ряда актуальных богословско-апологетических работ. В 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии.

В Шанхае под его духовным покровительством успешно велась храмостроительная, благотворительная и миссионерская деятельность. В 1946 г. – правящий епископ самостоятельной Шанхайской епархии, возведен в сан архиепископа. В 1949 г., с приходом к власти коммунистов в Китае, переехал с паствой на остров Тубабао (Филиппины). Добился от президента США разрешения въезда в страну пяти тысячам русских беженцев. Архиепископ Западно-Европейский (1951–1963 гг.). С 1963 г. – епископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Постоянный член Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Подвергался суду Архиерейского Синода в 1964 г., но был оправдан. Блаженный молитвенник и чудотворец. Скончался 02.07.1966 г. Похоронен в крипте собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в лике святителей 02.07.1994 г., Московской Патриархией – в 2008 г. Мощи его в настоящее время пребывают в соборе г. Сан-Франциско.

Преподобный Варсонофий

В миру Павел Иванович Плиханков. Оптинский старец. Архимандрит. С началом Русско-Японской войны в 1904 г., будучи в сане иеромонаха, по распоряжению церковных властей направлен в Маньчжурию для духовного окормления раненых воинов. Прикреплен к военному госпиталю имени святителя Питирима Тамбовского, который располагался в Мулине. Батюшка писал об этом периоде, что «только теперь, когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, офицерами и солдатами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, не проявляются они в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани». Церкви тогда в Мулине не было, и старец устроил молитвенный дом в пустой казарме.

Преподобноисповедник Сергий

В миру Серебрянский Митрофан Васильевич. Родился в 1870 г. в Воронежской губернии в семье священника. В 1892 г. окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1894 г. рукоположен в сан иерея и начал служить в военном ведомстве. С 1897 г. переведен в г. Орел священником 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна. Со своим полком отправился на Русско-Японскую войну 1904–1905 гг. Участвовал во многих сражениях, где под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых. С 1906 г. – протоиерей. С 1908 г. стал духовником Марфо-Мариинской обители в Москве. С 1919 г. принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита. В 1923 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, арестован в Москве и сослан в Тобольск. Вернувшись в Марфо-Мариинскую обитель в 1925 г., вскоре был арестован по ложному доносу. В период ареста большевики закрыли обитель. Многие сестры были сосланы. После освобождения уехал в Тверскую область, где с 1927 г. начал служить в сельском храме. В 1930 г. сослан на пять лет в Северный край. Освобожден в 1933 г., поселился в Тверской области, где уже не служил в храмах, вел старческое окормление духовных чад на дому. Был наделен дарами прозорливости и исцеления. Скончался в 1948 г. в селе Владычня Тверской области. Причислен к лику святых Русской Православной Церковью. Святые мощи его обретены 11 декабря 2000 г. и ныне пребывают в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери. Память 23 марта/5 апреля.


Источник: Харбинский синодик XX века : Духовенство и церковные деятельности / [Сост. А.Г. Щегольков, А.В. Косарев]. – Изд. 2-е. – Челябинск : [б. и.], 2009. - 356 с.

Комментарии для сайта Cackle