Приложение 7. «Видение» патриарха Никона
Тексты
Текст «видения» патриарха Никона дважды издавался в XIX в.: Николаевский 1885, 504 – 505; Белокуров 1887, 101 – 102; переиздан в XX в. по публикации П.Ф. Николаевского: Колотий 2000, 84 – 86; по публикации С.А. Белокурова: Зеленская 2002, 374 – 376.
Текст «видения» патриарха Никона издается мной по самой ранней рукописи из библиотеки Воскресенского монастыря, хранящейся ныне в Синодальном собрании рукописей ГИМ.
Публикация осуществляется по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Рукопись плохой сохранности; утраченные в результате механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются мной по другим спискам – такие текстовые фрагменты и отдельные слова выделены курсивом и заключены в угловые скобки; курсивом выделены части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги. Звездочкой (*) отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях.
Основной текст:
ГИМ, Синодальное собр. №1068, стб. 1 – 1 об. А
Разночтения:
РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127, л. 206 – 208 об. Д
Архив ГМИР, кол. 3, оп. I, д. 66, л. 334 – 334 об. М
РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), № 415, л. 243 – 245 У
РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф, 173.1У), № 69, л. 230 – 231 об. К
РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), № 9, л. 83 об. – 84 об. Б
РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), № 10, л. 34 об. – 35 П
РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.III), №218, л. 537 – 537 об. И
ГИМ, Воскресенское собр., №129-бум, л. 95 – 96 В
ГИМ, собр. П.И. Щукина, № 667, л. 10 – 13 Г
ГИМ, собр. Е.В. Барсова (ф. 17), № 897, л. 170 об. – 173 Ф
ГИМ, собр. Е.В. Барсова (ф. 17), № 898, л. 139 – 141 Т
РНБ, ф. 728 (Библиотека новгородского Софийского собр.), № 1371, л. 327 – 327 об. Н
РГИА, ф. 834 (Архив Синода), оп. 3, №3886, л. 443 – 444 С
(л. 1)44231684424 (1660)-го году4425в день неделный4426 святейший Никон,4427Божиею <милостию патриарх>4428, *будучи во своем4429 строении4430 Живоноснаго <Христова Воскресения монастыря4431>Новаго Иерусалима4432*4433в день неделный4434 по обычаю *<во святей церкви* бдящу> ему4435 *со архимандритом Герасимом* и с <прочею братиею4436 4437всякого чина4438 и> возраста4439. <И егда> по чину *<4440нача чести4441по первой кафисме>* той преждереченный4442 архимандрит Герасим4443 *<святое Евангелие толковое>*, яко же обычай, и святейшему Никону патриарху <седшу на> своем месте4444 от многаго труда, и4445 абие преложися в4446 тонок сон, и4447 обретеся *в московской великой соборной церкви, идеже Риза Господня*.
И зрит в церкви велий4448 неизреченный свет.4449И от страха того4450 неизреченнаго ужасеся. И во страсе4451 зрит того храма на обе страны и видит из гробова а востающих <всех архиереев> ту сущих: *от4452 десныя страны Киприяна, и <Фотия, и Филиппа> священномученика, а4453 от4454 левыя страны Иону митрополита4455 и прочих всех*. Посем зрит от олтаря от северных врат4456 пресветла юношу, идуща со многими последующими светлеющимися, *4457яко бывает вход со святым Евангелием4458*. <И> той пресветлый юноша на руках нося царский венец. И с <теми> светлеющимися те все архиереи, соединяся4459, поидоша во святый олтарь, *отверзеном4460 сущим и святым великимБ–4461 вратом4462*, И той пресветлый юноша царский венец поставляет на престоле4463 пред святым Евангелием. Той же святейший Никон патриарх, во страсе4464 последуя им, обретохся4465 от4466 десныя4467 страны престола и зрите свет такожде неизреченный. И4468 в4469 том свете *видит воставша4470 первопрестолнаго Петра митрополита, великаго чюдотворца, вкупе и4471 Геронтия4472*. И грядуща ко преждереченным4473 архиереем. Онем же уступившим ему, с честию4474 дающе первенство. Той же Петр митрополит став4475 на обычном первом месте у святаговВ–4476 престола и чрез царский венец простре руку на святое Евангелие и рече святейшему Никону патриарху: «Засвидетелствуем4477 тебе, брате Никоне, сим священным4478 Евангелием. Иди, глаголи царю, чесо ради он святыя церкви и святыя обители поработил, и многия святыя вещи недвижимыя учинил царским своим4479 повелением движимы4480,4481и своимГ, царским, державством не удоволился4482, иД–4483 восхитиле на с4484 архиерейскийж суд, многия обители4485многочисленными пенязми4486 и4487 многочисленными мерами хлеба4488 оскудил44894490и оскудити4491 хощет». И святейший Никон патриарх4492 во страсе велице4493отвеща: «Вы4494 великие первопрестолные архиерее4495 4496о сем4497 засвидетелствуйте4498. Аз же,4499смиренный, много4500 о сем глаголах <и> писах царю, и не преклонен4501 <к послушании»4502 явился,4503но и паче4504 возъярися: хвалица45054506на мя4507 мучении4508и изгнании4509 в заточение». И Петр, великий чюдотворец, отвеща: «Ты, брате, в жизни сей, тебе4510 подобает засвидетелствовати и пострадати о4511 сем даже и4512 до кровеЗ. Аще ли же сего нашего речения не восхощет вероватиИ царь и твоего свидетелства не приимет, – и простер руки4513 со всеми архиереи на западную страну, рек, – зри4514, что посем будет4515». И видя4516: бывый свет в велицей церкви обратился4517 в неизреченный пламень огня, и с шумом громогласным поиде в царские чертоги, и быв4518 все пламенновидно.
И в том <велицем страсе> он, святейший Никон патриарх, едва в себе пришед4519, и узре вышереченнаго архимандрита Герасима, стояща пред собою, ожидающа4520 по чтении4521 по обычаю благословеннаго прощения, уже и4522второй кафисме4523 совершающися4524. И святейший Никон патриарх в том часе исповеда то страшное <видение> ту4525 сущим4526с ним4527, бдящим: архимандриту Герасиму <и>4528протчии братии4529 всякаго чина и возраста. И по отпетии утрени4530 своею десницею сие4531 видение писал // (л. 1 об.) и ко4532 благочестивейшему государю царю послал и в ничтоже вменено и забвению4533 предано даже до4534 днесь.
А4535 сие видение его4536, святейшаго4537Никона патриарха4538, вскоре збысться тое же нощи.
Примечания
Л. 1 ...во святей церкви... – Здесь имеется в виду деревянная церковь Воскресения Христова. Каменный Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в 1661 г., т. е. во время «видения» патриарху Никону, только возводился. В начале 1660-х гг. в соборном храме самим патриархом Никоном уже были освящены следующие престолы: 1) в южной части Голгофской церкви придел в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; подпрестольный Крест был водружен патриархом Никоном 15 сентября 1662 г.; 2) церковь в честь Усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна устроена под святой Голгофой; 3) церковь в честь Успения пресвятой Богородицы в северной галерее собора; 4) придел Поругания Господня в юго-восточной части заалтарного обхода собора; 5) придел Разделения Риз в центральной части заалтарного обхода собора; 6) придел Написания Титла или мученика Лонгина сотника в северо-восточной части заалтарного обхода собора – Зеленская 2002, 379 – 381.
...со архимандритом Герасимом... – См.: 1662-№ 11. Примечания. Л. 396.
...нача чести по первой кафисме... – Кафизма – двадцатая часть Псалтири; в переводе с греческого языка означает «сидение», поэтому считалось, что во время чтения псалмов необходимо сидеть.
...святое Евангелие толковое... – Евангелие учительное – сборник воскресных и праздничных поучений. В России было известно Евангелие учительное Константина, епископа Болгарского, представляющее собой извлечения из бесед авторитетнейших отцов церкви Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других; беседы расположены в определенном порядке для чтения Евангелия в течение недели. При митрополите Киевском и всея Руси Киприане в XIV в. в русскую практику входит учительное Евангелие в редакции патриарха Филофея – Дробленкова, Прохоров 1988, 464 – 475.
Есть документальные свидетельства о приобретении и дарении самим патриархом Никоном этой необходимой в богослужении книги. Согласно записи в «Приходной книге» московского Печатного двора, 4 марта 1651 г. Никону была продана книга «Евангелие толковое повседневное» (в документе Никон назван Новоспасским архимандритом) – Луппов 1983, 112. В 1661 г. патриарх Никон дал вкладом в библиотеку Вокресенского монастыря две книги Евангелия толкового: пергаменную рукопись второй половины XII в. (ГИМ, Синодальное собр., №262; вкладная запись 1661 г. от имени патриарха Никона на л. 2 – 21) – Савва 1858, 193; Горский, Невоструев 1859, 423 – 424 (№ 163); Покровский 1916, 11.128; Щепкина и др. 1965, 150; и рукопись XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр., №117-бум., на л. 1 – 34 скрепа от имени патриарха Никона) – Амфилохий 1876, 172; Костюхина 1962, 284. Возможно, на литургии в Воскресенском монастыре употреблялась одна из этих рукописей. Учительное Евангелие было в каждой монастырской библиотеке. Так, по распоряжению патриарха Никона для основанных им монастырей среди церковных книг специально приобреталась и эта книга. В 1658 г. в Крестном монастыре составлена опись монастырских покупок на казенные деньги по указу патриарха Никона; среди книг – «Евангелие толковое воскресное печать московская в десть» – РГАДА, ф. 1195, оп. 8, д. 25. 12 июня 1652 г. в Москве было осуществлено издание Евангелия учительного (Зернова 1958, 240; Поздеева и др. 2000, 204; Горбунова, Лукьянова 2003, 38 – 39), один из экземпляров которого, вероятно, и был куплен в Крестный монастырь.
...в московской великой соборной церкви, идеже Риза Господня. – Речь идет об Успенском соборе в Кремле. История собора восходит к XIII в.: как свидетельствуют археологические раскопки, самое раннее каменное здание стояло на месте Успенского, возможно, уже в конце этого столетия. Первое сооружение, которое точно документировано летописями, было построено в 1326 – 1327 гг. по инициативе митрополита Петра, перенесшего свою резиденцию в Москву; в жертвеннике этого первого каменного храма Москвы позднее была сооружена гробница святителя Петра – Толстая 1979, 5 – 6; Владимирская 1985, 7 – 16.
В конце XV в., в связи с задачами, вставшими перед выросшим Московским государством, на месте старого Успенского собора было возведено новое здание, значительно большее по размеру. Это существующее до наших дней сооружение выстроено выдающимся итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти с соблюдением традиционной структуры русского храма – Подъяпольский, 1985, 24 – 51.
Московские государи, стремясь подчеркнуть роль Москвы как общерусской столицы, в разное время привозят в Успенский собор древние реликвии из старинных русских городов и православного Востока. В XVII в. во время правления царской династии Романовых интенсивно расширяется состав святынь Успенского собора. Усилиями царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета там складывается новый репрезентативный комплекс святынь, являвшихся одновременно сложной иконой Гроба Господня и вместилищем реликвий Страстей – Стерлигова 2000, 19 – 36. 25 февраля 1625 г. в качестве дара шаха Аббаса русская столица получает Ризу Спасителя; в марте того же года ковчег со святыней был торжественно перенесен из Благовещенского собора в Успенский; Риза возложена на Гроб Господень, располагавшийся в юго-западном углу храма – Качалова 2000, 72 – 75. При патриархе Никоне была установлена единая дата празднования Ризы – 10/23 июля; до патриарха Никона, согласно Чиновникам Успенского собора, память принесения святыни в Москву праздновалась и 27 марта / 9 апреля – Беляев 1996, 75 – 79; Качалова 2000, 74.
...от десныя страны Киприяна, и Фотия, и Филиппа священномученика, а от левыя страны Иону митрополита и прочих всех. – Перечислены русские митрополиты, чьи захоронения в некрополе Успенского собора находятся рядом «от дес- ныя» (на юго-западе собора) и «левыя страны» (на северо-западе храма).
Формирование юго-западной части некрополя началось с захоронения митрополита Киевского и всея Руси Киприана (ок. 1330 – 16.09.1406). Киприан происходил из знатного рода Цамблаков; монашество принял на Афоне; был келейником константинопольского патриарха Филофея Коккина. Киприан – одна из интереснейших фигур восточного православия второй половины XIV в. Известны его литературные труды, книгописная, редакторская и переводческая (с греческого языка) деятельность. Киприан автор «от иного послания о повинных» – сочинение сохранилось в отрывке; он создал свою редакцию Жития Петра митрополита; ему принадлежат «ответы» игумену Высоцкого монастыря Афанасию по вопросам церковной обрядности и о монастырской жизни; он автор многочисленных посланий русскому духовенству; незадолго до смерти продиктовал духовную грамоту; в апреле 1387 г. в Константинополе, в Студийском монастыре он переписал «Лествицу» Иоанна Синайского; Киприану атрибутируется ряд литургико-поэтических прозведений – Дробленкова, Прохоров 1988, 464 – 472.
Рядом с митрополитом Киприаном в некрополе Успенского собора был похоронен митрополит Киевский и всея Руси Фотий (управлял Русской Церковью в 1408 – 1431 гт.; ум. 01.06.1431 г.). Грек из Морей, монах Фотий – воспитанник старца Акакия и его епархиальный чиновник, когда Акакий стал митрополитом Монемвасии. Рукоположенный константинопольским патриархом Матфеем в митрополита Киевского и всея Руси Фотий пользовался большим влиянием в западной части своей митрополии – в литовских землях. Митрополит Фотий играл заметную роль в решении светских и государственных вопросов: правление Фотия совпало с началом княжения малолетнего Василия II Васильевича. При посредничестве Фотия был заключен брак между десятилетней дочерью московского великого князя Анной (внучкой Дмитрия Донского) и наслед- ником византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. Митрополиту Фотию удалось на некоторое время примирить начавшийся со смертью великого князя Василия 1 династический кризис – спор между окружением малолетнего великого князя Василия и его дядей, звенигородским и галицким князем Юрием, сыном Дмитрия Донского.
Огромное внимание митрополит Фотий уделял вопросам церковной дисциплины паствы и пастырей и оставил многочисленные послания на эту тему. Ему принадлежит и огромное литературно-учительное наследие, в котором он последовательно развивал установки своего предшественника – митрополита Киприана. По мнению историков, Фотий старался держаться независимо от князей, земли которых объединяла его церковь, побуждая их уважать и охранять ее права и руководствоваться ее учением. На деле он был последним митрополитом «всея Руси», объединившим Великую и Малую Русь – Прохоров 1989, 475 – 483,
Захоронения митрополитов Киприана и Фотия всегда упоминаются вместе; сегодня их могилы накрывает большой пустотелый металлический памятник, общий для двух погребений; его верхняя плоскость украшена живописным изображением митрополитов в рост, до середины XIX в. над могилами существовал простой деревянный памятник. Кроме того, в результате раскопок вскрылись белокаменные надгробия, украшенные резьбой и лишенные эпитафий, установленные на могилах митрополитов Киприана и Фотия, как предполагают исследователи, в конце XV в. В древности с этими двумя погребениями Успенского собора был связан и редкий памятный знак – крест; он стоял снаружи, у юго-западного угла храма – Панова 2003,16 – 18.
За погребениями митрополитов Киприана и Фотия вдоль южной стены собора располагались захоронения русских патриархов Филарета Никитича (ум. 01.10.1633 г.), Иоасафа 1 (ум. 26.11.1640 г.), Иова (ум. 1607 г.), останки которого из Старицы были перенесены в Успенский собор по инициативе царя Алексея Михайловича в 1652 г., и Иосифа (ум. 15.04.1652 г). Вдоль западной стены в середине XVII в. (до 1661 г., когда патриарху Никону было «видение») располагалось лишь захоронение патриарха Гермогена (ум. 17.02.1612 г.): первоначально Гермоген был похоронен в подклете церкви Чуда архистратига Михаила, а в 1653 г. его останки торжественно перенесли в Успенский собор. Во второй половине XVII в. за ракой патриарха Гермогена появились четыре однотипных надгробных памятника над могилами патриархов: Иоасафа II (ум. 17.02.1672 г), Питирима(ум. 19.04.1673 г.), Иоакима (ум. 16.03.1690 г.) и Адриана (ум. 15.10.1700 г.) – Панова 2003, 25 – 31.
Рака митрополита Филиппа находится в южной стороне Успенского собора, в значительном отдалении от комплекса захоронений южной и юго-западной частей некрополя. Мощи митрополита Московского и всея Руси Филиппа II (в миру Федор Степанович Колычев) (11.02.1507 – 23.12.1569), принявшего мученическую смерть в тверском Отроче монастыре, в 1652 г. Никон, тогда новгородский митрополит, перенес из Соловецкого монастыря в Москву. Согласно летописным известиям, останки митрополита Филиппа поместили в отделанную серебром раку, которую установили у южного входа в Успенский собор, на солее – Панова 2003, 29.
Формирование северо-западной части некрополя Успенского собора началось с захоронения митрополита Ионы (ум. 31 марта 1461 г.): первоначально его захоронение разместили под полом, а затем в новом здании собора останки митрополита расположили уже в интерьере храма в раке. Захоронение митрополита пользовалось особым почитанием, поэтому со временем было пышно оформлено и помещено под сень, до наших дней сохранилась деревянная, отделанная серебром рака, изготовленная в конце XVI в. по заказу царя Федора 1 Ивановича – Панова 2003, 19.
Рязанский епископ Иона стал первым главой Русской Церкви без утверждения константинопольского патриарха. Иона последовательно поддерживал великого князя Василия II в его борьбе с князем Юрием Дмитриевичем за престол, чем завоевал доверие московского государя. Между тем положение Ионы после наречения его в митрополита Московского не было устойчивым; недовольство его кандидатурой было всеобщим: наречение Ионы прошло без созыва собора русских епископов, а по желанию великого князя. Шаткое, постоянно меняющееся положение, неуверенность в перспективах дальнейшего пребывания на митрополичьей кафедре накладывали отпечаток на претензии Ионы как местоблюстителя кафедры предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому основные произведения Ионы – послания – связаны с борьбой за утверждение его митрополичьих прав – Лурье 1988, 420 – 425; Кистерев 2004, 41 – 68; Тарасов 2005, 97 – 118.
За погребением митрополита Ионы вдоль северной стены Успенского собора были погребены главы Русской Церкви ХV – ХVI вв.: Филипп 1 (ум. 05.04.1473 г.), Геронтий (ум. 28.05.1489 г.), Симон (ум. 20.04,1511 г.) и Макарий (ум. 31.12.1565 г.) – Панова 2003, 20 – 25.
...яко бывает вход со святым Евангелием. – Во время литургии священники совершают два входа: малый и великий. Во время первого – на престол выносится Евангелие; во втором – Святые Дары. Во время литургии для малого входа открываются Царские двери; это символизирует, что Христос начинает проповедывать Евангелие и являет Себя миру. Перенесение Святых Даров для дальнейшей подготовки их ко святому причащению в таинственном смысле символизирует перенесение тела Христова от Голгофы до места погребения. После того как Святые Дары вносятся в алтарь, «горние» и «долние» двери – завеса и царские врата – закрываются – Вениамин 1992, 165, 166, 184, 189.
...отверзеном сущим и святым великим вратом. – Царские (средние, святые) двери, или врата, в иконостасе. Через эти двери в Святых Дарах проходит Господь – Вениамин 1992, 30.
...видит воставша первопрестолнаго Петра митрополита, великого чюдотворца, вкупе и Геронтия. – Петр, митрополит всея Руси (ум. 1326 г.), первый московский епископ и первый московский святой; рукоположен в митрополита в 1308 г. константинопольским патриархом Афанасием; перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и благословил московских князей на великое княжение – Седова 1993, 35 – 124.
Погребение митрополита Петра, второе по хронологии захоронение в Успенском соборе, было совершено 21 декабря 1326 г, в жертвеннике храма (первым в алтарной части храма был захоронен московский князь Юрий Данилович). Для того времени погребение святителя было не совсем обычным по форме: гроб с останками поставили на пол; такой тип захоронения – в раке, пользовался особым почитанием – Панова 2003, 11 – 12, 14.
В жертвеннике находится еще одно захоронение – рака митрополита Феогноста (ум. 11.03.1353 г.) – Панова 2003, 15. Этот церковный деятель, родом грек, назначен на русскую митрополичью кафедру константинопольским патриархом в 1328 г., однако до кончины Феогноста ни светские, ни церковные власти не испытывали добрых чувств к этому властному, корыстолюбивому и скорому на расправу иноземцу – Прохоров 1987, 453 – 456.
Геронтий (ум. 28.05.1489 г.) – митрополит Московский с 1473 г., поставлен из епископа Коломенского на церковном Соборе, возглавляемом великим князем Иваном III. Известен в истории Русской Церкви своим конфликтом с Иваном III по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей (и, в частности, Успенского собора в 1479 г.) ходить «посолонь» или против солнца. Позиция Геронтия, отвергавшего хождение «посолонь», очевидно, более соответствовала традициям греческой церкви и была поддержана молдавским епископом Романским Василием, написавшим русскому митрополиту специальное послание. Столкновения между Геронтием и Иваном III усугубились, и в 1482 г. Геронтий демонстративно покинул митрополичий престол, а чтобы его вернуть, великий князь вынужден был «бить ему челом». В 1484 г. Иван III сам предпринял попытку сменить митрополита, но она не удалась, до конца жизни Геронтия его положение в качестве московского митрополита оставалось неопределенным и двусмысленным – Лурье 1988, 163 – 165.
Геронтий был похоронен, как сообщают летописи, «на северной стране» Успенского собора рядом с погребением митрополита Филиппа I. Это было третье захоронение в ряду митрополичьих усыпальниц вдоль северной стены собора – Панова 2003, 22 – 25.
а Испр. мной, в ркп. робов. Б В ркп. слово между строк. ВДалее в ркп. зачеркнута буква, неразборчиво. ГДалее в ркп. затерто. Д-еВ ркп. слова написаны между строк. Ж В ркп слово испр. из какого-то другого слова, неразборчиво. ЗВ ркп. слово между строк; далее зачеркнуто смерти. ИВ ркп. слово испр. другой рукой из вевати.
* * *
Текст озаглавлен: Видение святейшаго Никона патриарха Московскаго и всея РоссииГ, Д, У; или начинается следующим образом: Смиренный Никон, Божиею милостию патриарх. Видение святейшаго Никона патриарха Московскаго и всеа России В, К, Б, Ф.
162 Г, У, Т.
2 У.; Нет М.
Нет М.
патриарх Божиею милостию В, К, Б.
патриарх Божиею милостию В, К, Б.
всем У.
cтрогинове И.
Нет В, К, Б; монастыре И.
Иерусалим Ф.
Нет В, Г, Д, У, К, Б, Ф, Т.
Нет В, Г, Д, У, К, Б, Ф, Т.
Нет Н, И.
братие П.
В Н в этом месте дефект: вырвана бумага, читается только: вся... на; нет И.
В Н в этом месте дефект: вырвана бумага, читается только: вся... на; нет И.
Далее в Н, С, М, У, П, И еже и бысть.
В Н в этом месте дефект: вырвана бумага, читается только нач... ста.
В Н в этом месте дефект: вырвана бумага, читается только нач... ста.
предреченный Г, Д, У, Ф, Т.
Нет В, Г, Д, С, М, К, Б, П, И, Ф, Т; в Н в этом месте дефект: вырвана бумага.
Далее и Н, С.
В Н в этом месте дефект: вырвана бумага; нет С, И.
Далее в У том в.
Нет Б, Ф.
Далее и В, Г, Д, М, Б.
Слова написаны дважды И.
Слова написаны дважды И.
Далее и У.
и У.
и Н, С, М, У, И; нет В, К, Б, Ф, Т.
о У.
митрополиты Н.
стран Н, С, М, П, И.
Нет В, К, Б.
Нет В, К, Б.
соединяяся У; соединися Б.
отверзеным В.
вратом великим М.
вратом великим М.
престол К.
стране Г, Д, У, Б, Ф, Т.
обретеся В, Г, Д, У, К, Б, Ф, Т.
о Н, С, М, П, И.
единыя Г, Д, У, К, Б, Ф, Т.
Нет П.
о Г, Д, У, Ф, Т.
пославши К; воставшии Б; воставлша И.
зУ.
Геронтий Г, Д, У, Ф, Т.
преждереченном И.
четию Т.
сталь В, Г, Д, У, К, Ф, Г; стах Б.
Нет У.
Засвидетелствуюм У.
церковным И.
Нет В, Г, Д, К, Б, Ф, Т.
В И слово написано дважды; второй раз зачеркнуто.
Нет М.
Нет М.
Нет В, Г, Д, Н, С, У, К, Б, П, И, Ф, Т.
Далее в Д, У, К, Б, П, И, Ф, Т и.
В Д cлова написаны на поле.; Нет У.
В Д cлова написаны на поле.; Нет У.; пенязями В.
Нет У.
хлебУ.
оскудел У.
дити И.
дити И.
Нет У.
отвешав В.; отвещавый Б.
отвещавый Б.;Нет В.
Hет И, Н; в Н в этом месте дефект – оторвана бумага; архиереи Г.
Нет К, Б.
Нет К, Б.
засвидетелствую те У.
смирен... ного Н, в Н здесь дефект – оторвана бумага.
смирен... ного Н, в Н здесь дефект – оторвана бумага.
...шанию Н, в Н здесь дефект – оторвана бумага.
...шанию Н, в Н здесь дефект – оторвана бумага.
наипаче У; но наипаче К, Б.
наипаче У; но наипаче К, Б.
хвалится Г.
Нет И, Н; в Н в зтом месте дефект – оторвана бумага.
Нет И, Н; в Н в зтом месте дефект – оторвана бумага.
изгнати У.
изгнати У.
...бе H, в Н здесь дефект – оторвана бумага; в И далее и.
на И.
Нет В, Г, Д, У, Б, Ф, Т.
руку В, Г, У, К, Б, Ф, Т.
зря Д.
нудит Г, Д, У.
виде В; виде Г, Д, Б, Ф, Т.
обратней M; обратихся Б.
бысть В, Г, Д, Н, С, М, Б, П, И, Ф, Т.
Далее в чювcтво У.
ожидающе Г, Т.
Далее в Д, Б, Ф и.
вторый кад У; второе слово другим почерком испр. в ркп. на кафизме.
вторый кад У; второе слово другим почерком испр. в ркп. на кафизме.
совершающеся Г, совершающейся М, Б; совершающейся К.
то У. тут В, К, Б.
иним У.
иним У.
прочими братиям Г, Д, У, К, Ф, Т; протчим братиям В, Б.
прочими братиям Г, Д, У, К, Ф, Т; протчим братиям В, Б.
утрении У.
Нет В, Г, Д, У, Б, Ф, Т.
к В, Г.
заточению У.
Нет Г, Д, У, Ф, Т.
И В, Г, Д, У, К, Б, П, Ф, Т.
Нет У.