Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной
Следует заметить, что при Зографском монастыре на Афоне издревле подвизались не только болгары, но и русины, в частности, выходцы из Украины. Так, знаменитый украинский полемист и подвижник, борец с Брестской унией старец Иоанн Вишенский, известный также как «Иоанн Русин» († 1620-е гг.), подвизался в пещерах Зографского монастыря. И именно отсюда он отправлял в Украину многие свои послания, подписывая их: «Писано во Святой Горе, в монастыре Зограф»34.
По мнению ряда исследователей, с Иоанном Вишенским, вероятно, связано и появление в библиотеке Зографа каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом Вишненским35.
Исследователи истории Зографа отмечают, что со второй половины XVI в. в числе братии болгарского святогорского монастыря присутствовало значительное количество иноков украинского происхождения36.
Украинские и белорусские монахи в конце XVI – начале XVII вв. переписывали в Зографе церковно-учительную и антикатолическую литературу для отправки на родину. Известен украинский список Торжественника в двух томах, присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же старцем Иоанном37.
Щедрыми жертвователями Зографского монастыря были украинские гетманы Иван Самойлович, Иван Мазепа, кошевой атаман Войска Запорожского Петр Калнышевский, полковник Василий Кочубей и многие другие представители знатной украинской казачьей старшины, что зафиксировано в помянниках Зографской обители38. В частности, ценным источником о таких связях является хранящийся в библиотеке Зографа «Русский помянник», состоящий из 116 бумажных листов39. Помянник охватывает период с 1639 г. до русско-турецкой войны 1877–1878 гг.40.По мнению Н. Мердзимекиса, этот документ представляет собой уникальный памятник, свидетельствующий об очень тесных отношениях Зографской обители с Украиной и Россией и способный пролить свет на доселе не известные факты из истории монастыря41.
Н. Мердзимекис отмечает также, что в другом помяннике, «Зографском», под 1666 г. вписаны инок Иероним и архимандрит Иоасаф из Киево-Печерского монастыря. Сведения о русских и украинских монахах встречаются и в других помянниках обители. Кроме того, в монастырском Уставе под 1749, 1759, 1766 гг. сообщается о привезенных в обитель из России и Украины щедрых пожертвованиях в виде крупных денежных сумм, церковных сосудов, книг, облачений и т. п.42
Об этом же мы узнаем и из архивных материалов Киевской губернской канцелярии, Киевской духовной консистории и Киево-Печерской Лавры. Так, в 1750–1751 гг. Украину посещали с целью сбора пожертвований игумен и другие представители Зографского монастыря43. В 1741 г. бывший насельник Зографского Свято-Георгиевского монастыря Григорий, возвратившись из турецкого плена, подал прошение о поселении в Киево-Печерской Лавре44. В 1763 г. из Зографа в Киев приезжал иеромонах Даниил, получивший в типографии Киево-Печерской Лавры большую партию различных богослужебных и поучительных книг лаврской печати45.
Поскольку в XVI-XVIII вв. все поездки афонских монахов за сбором пожертвований в Россию46 пролегали через украинские казачьи территории, то можем предположить, что Зографская обитель на Афоне имела тесные контакты с украинской казачьей старшиной еще со времен И. Вишенского и П. Сагайдачного.
В целом, по словам игумена Петра (Пиголя), в XVIII в. наибольшее число вкладов во многие монастыри Афона поступали именно с Левобережной Украины, «где богатые пожертвования делали представители верхушки казачьих полков вплоть до генерального писаря и гетмана»47.
Не удивительно, что при поддержке богатых украинских казачьих меценатов при Зографском монастыре уже в 1747 г. был обустроен целый отдельный скит, который, как сообщалось в Энциклопедическом Словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона, «принадлежал малороссиянам».
* * *
Іван Вишенський. Твори. К.: Дніпро, 1986. С. 171–173; Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины XVIII в. С. 115–117; Мицько I. З. Острозька слов’яно-греко-латинська академiя. К., 1990. С. 85–86.
Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Зографския ман-р в Св. гора. София, 1985. Т. 1. С. 78–80. No 38; Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV-XVI вв. // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь на Афоне // Православная энциклопедия. 2009. Т. 20. С. 301–313.
Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313.
Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82–83; Сметанина С. И. Записи XVI–XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова // АЕ за 1963. М., 1964. С. 371; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313.
Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года... С. 288, 295, 299.
Ath. Zogr. slav. N 77; прежний шифр – II.б.16.
Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Указ. соч. С. 63. Табл. 77–78; Снегаров И. Указ. соч. С. 34–35; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Сан-чес Л. К. Указ. соч. С. 301–313.
Мердзимекис Н. Связи Афонского монастыря Зографу с царской Россией // Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материа-лы международной научно-богословской конференции. Москва, 1–4 октября 2006. М.: ПСТГУ, 2008. С. 253–254.
Там же. С. 254.
ЦГИАК Украины. Ф. 59, Киевская губернская канцелярия. Оп. 1. Д. 1878.
ЦГИАК Украины. Ф. 59. Оп. 1. Д. 812. Л. 1–2.
ЦГИАК Украины. Ф. 128, Киево-Печерская Лавра. Оп. 1.тип. Д. 70.
Снегаров И. Културни и политически връзки между Болгария и Русия през ХVI-ХVIII в. София, 1953. С. 30–31; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313; Мердзимекис Н. Указ. соч. С. 251.
Петр (Пиголь), игум. Русские иноки на Афоне в XVIII – нач. XX в. // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 154–159; Также см.: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года... С. 299.