С.В. Шумило

Источник

Водным путем «Из Запорожья на Афон»

Возвращаясь к описанию действовавшей при Зографском монастыре казачьей обители «Черный Выр», стоит отметить, что еще одно важное свидетельство о ней мы встречаем в паломнических заметках уже упоминавшегося монаха Игнатия (Деншина), принявшего в «Черном Выре» монашеский постриг в 1768 г.113Согласно его воспоминаниям, «в лето 1766-е Мая 1-го числа отправился аз Игнатий из Курска в Киев и дойдох в пещеры и поклонихся гробом преподобных отец Антонию и Феодосию. И прииде во мне желание восприять монашеский чин, но не мог получить сего. И пребывах в Киеве неколикое время, а потом обретох некоего честного старца иеромонаха и согласихся с ним следовать в далечайший путь. И отправились из Киева и прибыли в Сечь к казакам запорожским, у которых и пребыхом неколикое время»114. Здесь, в Запорожской Сечи, Деншин встретил «двоих иноков, странствующих в Афонскую гору, и прося их, дабы мене с собой взяли»115. Вместе с ними он и отправился из Сечи сначала в Константинополь, а затем на Афон, где в скиту «Черный Выр» 20 декабря 1768 г. принял монашеский постриг с именем Игнатий116.

Игнатий (Деншин) оставил очень ценное описание маршрута, которым монахи и запорожские казаки-паломники добирались из Сечи на Святую Гору: «Аз же остах един в Запорожской Сечи и мыслях, как бы восприять сие далечайшие странствование, и чрез некоторое время пришли корабли из Царяграда в Запорожскую Сечь с товара-ми. Шли от Очакова вверх по Днепру и вошли в речку Подпильну, где и выгружали товары, а потом чрез неколикое время, нагрузясь российскими товарами, стали готовиться к отпуску... И начаша просить о взятии нас корабельщика, купца Греческого... И отправились в путь рекой Днепром вниз и в два дни с половиной прибыли в Очаков и пришли турки на корабль для осмотру, а как отлучились, тогда востала жестокая буря и великие волны, где мы были в великом страхе. А как утихло сие волнение, и прибыли в Бугаз в 12 дней (узкий проход). А потом прибыли в один день и в Царьград в Июне... Егда же пристахом к пристани, тогда турки вскочиша на корабл и учиниша всякое неистовство, тогда по счастию моему прииде ко мне купец и начал меня вопрошать, откуду я ... И так я ему обявил, что иду во Святую Афонскую гору монашеский чин восприять, на сие мне отвечал, что и он того же желает приобрести чин. И пробыл я в Цареграде три недели. Отправились морем с помянутым товарищем в Афонскую гору и плыли кораблем Константинопольским проливом, и когда миновали Дарданелы, где у турок построены великие крепости и пушки состоят в четыре и пять рядов, где я немало подивился. И приплыхом в Белое море, яко миновавше от Царяграда 250 поприщь, узрехом тень Святыя горы Афонския растояние 150 поприщь, исполнихся великия радости... И когда приплыхом в Архипелаг и пристахом к острову Лимоносу (шествовали 3 дни) и обрели другой корабль, плывущь в Афонскую гору, и яшася пути по Архипелагу, и видех в левой стороне остров Хио и Чесму, где созжен от Российского флота турецкий флот. И как достигохом близ Афонской горы яко три поприща, востала сильная буря, и усилились морские волны, и нача корабль бедствовати, и пришли все в отчаяние, и давахом друг другу последнее целование, и всю ночь быхом в беде, а потом благодатию Христовою спасохомся от беды сея, утихло море. И во второй день приплыхом в тихое пристанище и пристахом во Святую Афонскую гору, к монастырю преподобного Афонасия. В такой же я бых радости, и душа моя грешная возвеселилась, яко сподоби мя Господь придти в оные Святыя места, в лето 1767 Июля 26 дня»117.

* * *

113

Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, Афонскую гору, Святую Землю и Египет в 1766–1776 гг.

114

Там же.

115

Там же.

116

Там же.

117

Там же.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle