Н.М. Гальковский

Источник

Заключение

Окидывая мысленным взглядом древнюю Русь, мы приходим к следующему выводу: со времени князя св. Владимира. Т.е. со времени признания христианства господствующей религией, новая религия широко и глубок влияла на русскую жизнь. И государство и общество стремилисть устроить свою жизнь на христианских началах. Конечно, это не всегда удавалось, но не вследствие отсутствия искреннего желания русских людей устроить свою жизнь на новых началах. Древняя Русь искеренно хотела быть православно-христианской, но не всегда успевала в этом, так как не умела дать себе отчет в явлениях религиозной жизни, поняв христианство прежде всего, как форму жизни. Духовенство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого прежде всего приходилось бороться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании старых богов, рода и рожаниц и т.д. Обличения иногда бывали страстными, как, например, в Слове Христолюбца. Но проповедник обыкновенно не исследовал причин известного греховного обычая, ограничивался обличением его. Обыкновенно обличители даже не понимали и не старались понять, на чем зиждестя и где берет начало обличаемый и преследуемый недостаток. Они не могли этого сделать вследствие отсутствия научной подготовки: паства и пасомые были почти на одном умственном уровне. Вследствие этого наравне с явлениями предосудительными преследовались обычаи безразличные и вполне невинные в религиозно-нравственном отношении., например, поднято было гонение на всякого рода песни и развлечения. Несомненно, многие песни и игры были безусловно вреды для чистоты нравственности; но некоторые виды песен и вообще народного творчества проникнуты глубоким нравственным чувством и высокой поэзией, например, былины, песни исторические, одиночные песни и т.д. Коренным религиозным недостатком древней Руси было неуменье отличить существенное и важное от второстепенного и маловажного. Не было широкого религиозного кругозора, результатом чего было то, что догмат смешивался с обрядом. Оттуда мелочность и формализм в делах веры с приобладанием внешних форм над внутренним содержанием. Всеобщий невысокий уровень просвещения не давал возможности заметить истинное положение дела. Вследствие этого древние обычаи и верования обыкновенно видоизменялись, а не исчезали, так как обличения бывали направляемы не на самую сущность греховного обычая, а на его проявление. Итак, причиной относительной успешности борьбы с древним язычеством мы считаем низкий уровень просвещения древней Руси. Но при этом не следует забывать живучести верований и привязанности человека к прошлому. В силу этого свойства человеческой души древние традиции и верования переживают века и тысячелетия. В этом отношении Русь не могла быть исключением.

Говоря о борьбе христианства с язычеством в древней Руси, мы указывали, что власти боролись против нарушений чистоты брака, разгула, непристойных песен и плясок, кулачных боев и проч. Вообще, исторические памятники дают мрачную картину религиозно-нравственного состояния русского народа. Картина в общем, действительно, мрачная, но вряд ли соответствующая действительности. Прежде всего необходимо указать, что согласно нашей задаче, нами отмечены только темные стороны русской жизни; но у нас были и светлые явления. У нас были идеальные личности, – преп. Сергий, митр. Филипп, Юлиания Муромская и множество других. Необходимо иметь в виду, что обличения нравов почерпаются из обличительной литературы, которая касалась только отрицательных сторон жизни и из грамот духовной и светской власти. Но и та и другая власть отмечала недостатки, бывшие у них на глазах. А потому мы полагаем, что наши исторические документы, заключающие в себе обличения пороков и недостатков общества, имеют в виду главным образом высшие слои русского общества и население больших городов или же разбогатевшие монастыри. Торговля и промышленность у нас всегда были слабо развиты, следовательно денег у русских людей всегда было мало. Пьянство и разврат требуют денег, а их всегда было у нас недостаточно, и уже по одному этому мы с осторожностью должны говорить о распространенности у нас этих пороков среди простого народа. Конечно, на Руси бывали, как и бывают, случаи широкого народного разгула, обыкновенно на праздника. Известно, что русский человек не скрывает своих пороков, и пьяный крестьянин не останется в своей избе. На самом же деле русский простолюдин в общем выпивает незначительное количество вина, но выпивши производит бозобразие. Вот эта то откровенность и обнаженность слабости и принимается у нас, как доказательство низкого уровня нравственности и распространенности пороков. Конечно, у нас бывали нарушения церковных постановлений относительно брака. Но за исключением больших городов половой распущенности не было. В сожительстве без венчания, в случаях самовольного расторжения брака и прочего можно усматривать разные причины. Это могло зависеть от разбросанности населения, временами не имевшего возможности обращаться к своим пастырям; частию сказывалась здесь живучесть древних языческих традиций. Можно здесь усматривать и человеческую слабость. Но в целом русский народ всегда отличался высокой нравственностью. Вспомним идеально прекрасный образ русской Пенелопы, Настасьи Микулишны, жены богатыря Добрыни Никитича.

Наши исторические и летературные памятники рисуют нам непрглядную картину русских нравов. Особенно сильные обличения нравов исходили от преп. Максима Грека. Понято, что образованнейший человек своего времени, идеалист-инок, аскет, не мог быть удовлетворенным русской действительностью, как не удовлетворяла его и западноевропейская жизнь. Что же касается сочинений иностранных писателей о Росии, то к этим авторам необходимо относиться с большою осторожностью Не зная, или плохо зная русский язык, иностранцы могли неправильно истолковать наблюдаемые нравы и обычаи. Симпатий к России у них, конечно, не было: для Западной Европы наша родина была особым, отдельным миром, с иною культурою, иными историческими задачами и стремлениями. Сильная и обособленная Русь не давала себя в обиду; с Русью считались и ее боялись. Полагаем, что могущественность и ее замкнутая жизнь, вследствие чего иностранцы мало знали Россию и русских, были причиной враждебных к нам отношений. Чтобы далеко не ходить за примерами, напомним, что Флетчер считал русских язычниками… Даже в настоящее время Западная Европа мало и плохо знает Россию и по-прежнему питает антипатию к московитам, пьющим чай под тенью клюквы. Коренным недостатком древней Руси был незкий уровень не нравственности, а низкий уровень просвещения. Полагаем, то в домонгольский период у нас было посвещение. Мы не должны быть низкого мнения об обществе, члены которого могли создавать произведения в роде «слова о законе и благодати» митр. Илариона, поучений Кирилла Туровского, изящного Слова о полку Игореве. Татарщина надолго разорила нас, задержала наше развитие, оттерла нас от Европы. Благотворное влияние Византии прекратилось. Запада наши предки боялись из политических и религиозных побуждений. Таким образом мы не создали самостоятельной науки. Грамотность и начитанность у нас были значительно распространены, по крайней мере так мы можем думать отностиельно домонгольского периода и есть основание думать о 14–16 веках1186. Но науки у нас не было. У нас не было лиц, подобных Джордано Бруно, Леонардо да-Винчи, Галилею и т.д. Последние были представителями чистой науки; но в большинстве случаев чистая наука и на Западе была достоянием немногих. К тому же мы знаем, что Джордано Бруно был сожжен, бумаги Леонардо да-Винчи только в 19 веке стали разбираться и издаваться, Галилей был посажен в тюрьму и проч. Это гении. Средний же человек западноевропейского средневекового общества ряд ли многим превосходил среднего человека русского общества. Недаром же тот и другой читал одну и ту же книжку (, например, Люцидариус), один и тот же апокриф, обра разделяли одно и то же суеверие1187. У нас были умные и начитанные люди, но не было представтиелей настоящей науки, вследствие чего мы не могли сделать вклада в сокровищницу европейской мысли; мы не были передовой нацией. Из этого, по-видимому, следует, что русские – нация ничтожная, не создавшая ничего творчески-самостоятельного. Говорят, что в нашем прошлом мы представляли из себя исторический нард невысокого достоинства1188. Если судить о древней Руси по письменности 14–17 вв., то этот взгляд справедлив. Но крме письменности мы имеем от древней Руси и иное наследие. Есть области, в которых русский народ проявил свою творческую мощь и силу. Мы имеем в виду богатейшую народно-устную словесность, народную и нашу церковную музыку. Отметим, что народная поэзия проникнута высоким нравственным началом. Такое творчество могла обнаружить только нация богато одаренная. Наше прошлое кажется нам малозначущим и печальным потому, что мы не там ищем, где было в действительности наше величие. Укажем и на то, что ничтожный народ не мог бы создать столь обширного и крепкого государства, какова Россия. Для верного понимания нашего прошлого необходимо стать на историческую точку зрения, применить к древней Росси то мерило, которым она себя мерила. Ведь каждая эпоха ставит себе особую задачу, к осуществлению которой и стремится. Главной заботой древней Руси было стремление усовить и осуществить в жизни христианское вероучение. Наши предки прежде всего были озабочены, как угодить Богу и достигнуть спасения. Эти стремления красной нитью проходили чрез государственную деятельность правительства, чрез всю общественную и частную жизнь. Наша древняя письменность и служила этим целям по преимуществу. И мы должны признать, что наша духовная и светская власти достигли значительных результатов в деле борьбы с древним язычеством: чрез два-три века после крещения Руси смысл нашего язычества был забыт совершенно. Правда, языческая старина не исчезла бесследно. Многие из доисторических обычаев и верований дошли даже до наших дней; но смысл этих обломков старина утерян, понимание их внутреннего значения давно и безвозвратно забыто. Это мы считаем результатом борьбы христианства с древним язычеством.

* * *

1186

Соболевский. Образованность Московской Руси 15–16 веков. Отчет о состоянии и деятельности Петрогрдск. Университета за 1891 г. – Доп. К Акт. Истор. 5, 493. Щапов рус. раск. 185.

1187

В Западной Европе верили, что в Индии есть люди с песьими головами – разговаривают лаем; иные бывают одновременно обоего пола – сразу межчина и женщина. В стране Сицилии есть люди с ушами такой длины, что ими можно покрывать все тело. В Эфиопии у иных людей бывают рога, длинные носы и козьи ноги. Во время реформации в Гремании ходил слух, что во Рейберге родился теленок с виду, как монах. В Бахарахе в 1595 г. жена одного пьяницы родила младенца с змеиным хвостом в три локтя; это чудовище умертвило своего отца. Было множество рассказов о том, что женщины рождали поросят, ослят и проч.; бывали случаи, что младенцы из чрева матери выходили в брыжжах и франтовских шароварах. Сперанский. Ведьмы и ведовство, стр. 170. – И всему этоу верили.

1188

Голубинский. Истор., 1, 1, стр. 18.


Источник: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. - Харьков: Епархіальная типографія, 1916. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle