Князья
Блгв. вел. кн. Александр Невский ( 1220– 1263)
Храбрый воин и прославленный полководец, защитник своей Родины и печальник за православный народ, св. блгв. вел. кн. Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в г. Переславле Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был князем кротким, милостивым и человеколюбивым. Мать Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Св. Александр был их вторым сыном. Когда ему исполнилось три года, он принял благословение на ратное служение на защиту Русской земли. Обряд пострижения над ним совершил свт. Симон, еп. Суздальский в Спасо-Преображенском соборе Переяславля. Александр получил хорошее образование: знал латинский и греческий языки, читал в подлинниках античную литературу, отличался глубоким религиозным настроением, знал Св. Писание, особенно любил читать Псалтирь. Князь научился хорошо владеть оружием. Уже в детстве у него обнаружились незаурядные способности: он быстро научился читать и писать, был силен, ловок и красив, поэтому во всех играх, а потом и на войне всегда был первым. Развитию силы, ловкости и храбрости помогало участие в различных видах охоты – облавы на туров, оленей и лосей.
Князь сам с рогатиной ходил поднимать из берлоги медведя, что было смертельно опасно. Однако впереди его ждали не меньшие опасности и испытания. Князья рано познавали суровую и грубую сторону жизни. С 6-летнего возраста их брали в военные походы, вместе с играми и книжной грамотой они видели смерть, кровь и убийства.
В 1236 г. Александр был призван на княжение в Новгороде. Благословляя сына, Ярослав
Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою!». В 1239 г. Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Отец благословил их при венчании чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери, которая всегда находилась при св. Александре, а после его кончины была перенесена его братом, Василием Ярославичем, в Кострому.
Это было трагическое время в истории Руси: с востока шли татаро-монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. Воспользовавшись нашествием Батыя и разгромом русских городов, отряды крестоносцев и других военных католических орденов вторглись в пределы Русских земель. Папа Римский в 1237 г. издал буллу, которая призывала шведов к крестовому походу против схизматиков, чтобы силой обратить русских в католичество. Силой оружия насаждали меченосцы католичество среди прибалтийских народов. Ливонский орден, созданный в 1202 г. папой Иннокентием III, возглавлял Ливонский еп. Альберт. В него входили рыцари, искатели приключений и наживы. Языческие племена ливов не могли сопротивляться меченосцам, и вскоре их земли были покорены. Настала очередь литовцев. После литовцев меченосцы обратились на Эстонскую Чудь, но здесь встретились с новгородцами. Военные успехи
Новгорода побудили меченосцев обратиться за помощью к Дании. В 1219 г. датский король Вальдемар высадился на балтийском побережье и, завоевав Эстию, объявил ее датским владением. Орден вынес спор на решение папы, и Гонорий III решил его в пользу датского короля. Эти разногласия на время помешали дальнейшим завоеваниям. Однако в 1224 г. меченосцы взяли новгородский Юрьев. В то же время шведы наступали с севера. Политический смысл этих походов состоял в утверждении власти Рима, в насаждении западного католического миропорядка.
Они захватили города Юрьев и Псков, опасность нависла над Новгородом. Между тем в Новгороде начались беспорядки и князь Александр вынужден был удалиться в Суздальскую землю. Однако новгородцы одумались и упросили благоверного князя защитить их от врага.
Почти одновременно орды Чингисхана завоевали Восточный Туркестан и земли
Уйгуров, живших на Алтае. В 1206 г. был покорен Тибет. К 1215 г. завоеваны китайские провинции Шенеси и Чжили, взят Шандун и Пекин.
На западе Чингис хан достиг границ Ховзарема и к февралю 1220 г. взял Бухару и
Самарканд. В 1221 г. он перешел Гиндукуш и дошел до Инда. На севере его войска захватили
Азербайджан и Грузию и через Шемаху подошли к горным хребтам Кавказа. Через снежные перевалы они спустились в степи и разгромили кочевавшие там половецкие вежи. Половцы были частью перебиты, частью покорены, частью бежали. Татары прошли по очистившейся степи в Крым, разрушили Судак и на зиму ушли в половецкие кочевья, чтобы продолжить поход с наступлением весны.
Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к св. Александру гонцов со словами:
«Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю». Св. князь Александр, которому было только 20 лет, был избран Промыслом Божиим, чтобы выстоять под напором нашествия с Запада и с Востока, спасти народ и Отечество от порабощения. Он молился в храме св. Софии: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиеп. Спиридон благословил князя и воинство на брань. Выйдя из храма, св. Александр воодушевил свою дружину словами, которые и по сей день звучат как девиз в справедливой борьбе против завоевателей: «Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде». Ободренный явлением святых князей
Бориса и Глеба в видении воину Пелгусию, св. Александр ночью 15 июля 1240 г. мужественно напал на врага и поразил его. «Римляне поражены и посрамлены», – радостно восклицали новгородцы, торжествуя свою победу. После этой победы на реке Неве народ назвал князя Александра Невским.
В 1241 г. св. Александр выступил в зимний поход, чтобы освободить Псков, Дом Святой Троицы, а 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера были полностью разгромлены немецкие рыцари. Ледовое побоище прославило имя св. князя по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
В 1247 г. после смерти отца св. Александру впервые пришлось ехать на поклон к Батыю. Батый принял св. Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев. Возможно, именно в это время св. князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, царевича Сартака, став его побратимом. От него Александр получил старшинство над всеми русскими князьями (Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца).
Это открывало перед ним широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью вел. князя.
Приезд вел. кн. Ярослава в Орду и последовавшая за ним перемена в жизни св. Александра совпали с переменами в самом татарском царстве. Когда Ярослав приехал в Орду, хан Огодай уже умер и до выборов нового хана царством в течение пяти лет правила любимая жена умершего – Туракиня. О выборе хана велись долгие споры. Отдельные ветви
Чингизидов не могли договориться и каждая выдвигала своего претендента. Наконец, под давлением Туракини выбор пал на сына умершего хана – Гаюка.
Как и другие русские князья, св. Александр должен был ехать участвовать в церемонии воцарения хана Гаюка. По приезде в Орду св. Александра подвели к двум кострам, между которыми он должен был пройти, чтобы подвергнуться очищению, а затем поклониться идолам. Св. Александр отказался исполнить обряд, сказав: «Не подобает мне, христианину, кланяться твари, кроме Бога; но поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, сотворившего небо и землю, и море, и все в них». Эти слова передали Батыю. Св. Александр, как до него св. князь Михаил Черниговский, стоял у костров, ожидая решения хана. Батый приказал привести к нему св. Александра, не заставлять его проходить между огней. Ханские чиновники обыскали его. Войдя в шатер, св. Александр приблизился к Батыю, который сидел на столе из слоновой кости, украшенном золотыми листьями, поклонился ему по татарскому обычаю, т. е. четырехкратно пал на колени, простираясь затем по земле, и сказал: «Царь, тебе поклоняюся, поскольку Бог почтил тебя царством, а не твари: ибо она сотворена была ради человека. Поэтому поклоняюся единому Богу, Ему же служу и чту Его». Батый выслушал св. Александра и помиловал его. Каракорум, ставка Батыя, из поселения кочевого монгольского племени превратился в столицу огромной империи, которая простиралась от Тихого океана до Атлантики. В ставке хана среди первобытного кочевья с табунами лошадей и людскими толпами вырос город. Татарское царство распространилось на территории Китая, Индии, Среднего и Ближнего Востока, Центральной Азии и Сибири, Северного Кавказа и Европы.
В Орде св. Александр воочию увидел мощь татарской империи. Св. Александр получил ярлык на великое княжение в Киеве, а Андрей – на великое княжение во Владимире, и оба были отпущены на Русь.
В 1252 г. св. Александр вернулся во Владимир, где у Золотых ворот его торжественно встречали митр. Кирилл, духовенство и народ как нового великого князя. Они ввели его в Успенский собор и торжественно посадили на великокняжеский престол. Владимир – один из старейших городов северо-восточной Руси – был издавна любим суздальскими князьями, предпочитавшими его двум старшим городам – Суздалю и Ростову.
Св. Александр еще три раза ездил в Орду, стараясь покорностью отвратить от отечества угрозу нового нашествия татар. Он шел на всевозможные уступки, чтобы предотвратить ханский гнев. Последняя поездка в Орду закончилась трагически.
Возвращаясь в Сарай, св. Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в монастыре города Городец 14 ноября 1263 г. св. князь скончался, перед смертью приняв постриг с именем Алексий. Митр. Кирилл объявил о смерти великого князя народу: «Чада мои милые, разумейте, что зашло солнце земли Русской». Тело его было перенесено в
Рождественский монастырь во Владимире, где митр. Кирилл с духовенством совершили чин погребения. Когда тело св. Александра было положено в раку, митр. Кирилл хотел разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Св. князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
После пожара, в котором сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1491 г. и были обретены нетленные мощи св. Александра. С этого времени у раки с его мощами стали совершаться чудеса и исцеления.
В 1552 г. царь Иоанн Грозный, шедший со своей ратью на завоевание Казани, остановился во Владимире. Во время молебна о даровании победы, который служили перед ракой с мощами св. князя Александра Невского, один из приближенных царя по имени
Аркадий получил исцеление. В благодарность за это Аркадий написал впоследствии житие св. Александра.
Литература
Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.-Л., 1965.
Дмитриев Л.А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы ХI-ХVII вв. М., 1985.
Егоров В.Л. Александр Невский и чингизиды // Отечественная история, 1997, № 2. С. 48–59.
Житие Александра Невского. Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой // ПЛДР: XIII век. М., 1981.
Житие Святого Благоверного Великого князя Александра Невского // Жития и творения русских святых:
Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской. М., 1993.
Иловайский Д.И. История России. Становление Руси: Периоды Киевский и Владимирский. Князь Александр Невский. М., 1996. С. 541–575.
Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории, 1996, № 11/12. С. 115–119.
Клепенин Н.А. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский. М., 1999.
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1986.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.
Кучкин В.А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история, 1996, № 5. С. 18–34.
Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории, 1986, № 2. С. 174–176.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Невского. СПб., 1882.
Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. В 3 вып. Л., 1987. Вып. 1. С. 354–363.
ПашутоВ.Т. Александр Невский. М., 1974.
Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915.
Блгв. князь Андрей Боголюбский ( 1110– 1174)
Один из создателей централизованного великорусского государства, внук вел. кн. Владимира Мономаха, сын кн. Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в св. Крещении
Марии). За свою любовь к Богу и к церковным службам, а также за усердие к чтению Св. Писания и духовным книгам он был назван Боголюбским. Св. Андрей знал и любил церковные службы, какого святого и в какой день бывает память. Часто ночью, тайком от всех, входил он в храм, зажигал свечи и молился перед образами Божиими.
Летопись отмечает его миротворческий дар. В своем служении он сочетал воинскую доблесть с миролюбием и милосердием, ревнуя о славе Божией. Собственноручно он раздавал пищу больным и нищим и при этом говорил: «Быть может, это сам Христос пришел испытать меня в лице единого из меньших братьев Своих». Вместе со своим отцом он участвовал в строительстве Москвы (1147), Юрьева Польского (1152), Дмитрова (1154), украшал храмами и монастырями Ростов, Суздаль, Владимир. На съезде князей и бояр в 1162 г. св. Андрей говорил: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал». Им были построены свыше 30 церквей и соборов, среди которых особенно величествен собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире (1158–1160).
В 1154 г. кн. Юрий Долгорукий получил великокняжеский титул и дал сыну Андрею в удел местечко Вышгород под Киевом. Однако частые междоусобицы, вздорные нравы князей и их дружинников были не по сердцу боголюбивому князю. Летней ночью в 1155 г. св. князь взял чудотворную икону Божией Матери, написанную св. евангелистом Лукой, и тайно выступил из Вышгорода на север, в Суздальскую землю. Житие повествует, что это было сделано по указанию Божией Матери. Многочисленные чудеса совершались от иконы по пути во Владимир-на-Клязьме. В 10 верстах от Владимира кони, которые везли икону в Ростов, внезапно остановились. Пресвятая Богородица избрала Владимирскую землю и ночью явилась кн. Андрею со свитком в руках, в котором было сказано: «Не хочу, чтобы образ Мой нес в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни и составь обитель иноков». В память о чудесном явлении св. князь Андрей повелел написать икону Божией Матери, названную Боголюбской.
15 мая 1157 г. умер вел. кн. Юрий Долгорукий и на княжеский престол Ростова и
Суздаля был избран св. Андрей. В 1164 г. св. князь совершил поход на Волжскую Болгарию, расположенную на великом волжском пути и представлявшую серьезную опасность для Русского государства. В день решающей битвы, 1 августа 1164 г., от Владимирской иконы Божией Матери и от образа Спаса Нерукотворенного заблистали ослепительные лучи Божественного света. В честь этой победы был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из главных церковных и национальных праздников на Руси.
Летописцы в качестве особых заслуг вел. кн. Андрея отмечают обращение им многих болгар в христианскую веру, усердие к церквам и монастырям и к духовным лицам.
В 1165 г. на берегу реки Нерль св. Андрей воздвиг первый в России и во всем христианском мире храм в честь Покрова Владычицы, который и по сей день является уникальным памятником русского церковного зодчества, известным как Покров-на-Нерли. К концу 1170 г. св. князь завершил объединение Русской земли. Зимой 1172 г. его войска под командованием его сына Мстислава окончательно разгромили Волжскую Болгарию.
В 1174 г. загадочной смертью умер любимый младший сын великого князя – Глеб. Вскоре гроза нависла и над самим князем. В ночь на 30 июня 1174 г. он принял мученическую кончину от рук изменников в своемдсняжеском тереме.
В 1702 г. были обретены его нетленные мощи.
Литература
Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882.
Георгиевский В. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. СПб., 1900.
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1993-Т.З. С. 7–23–
Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
М.,1993. С. 41–59.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891.
Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 514–519.
Перхавко В.Б., Пчелов ЕВП Сухарев ЮВ. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Святые земли Русской // Журнал Московской Патриархии, 1980, № 38. С. 61–68.
Хойнацкий АФ, протоиерей. Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888.
Довмонт (Домант) Псковский, князь Налыпинайский (Налыпанский) ( +1299)
Был родственником вел. кн. Литовского Миндовга и сыном Литовского князя Гурде.
Родившись в Литве, он ревностно исповедовал язычество. В 1265 г., спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял св. Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Через брак с дочерью вел. кн. Димитрия, внучкой св. блгв. кн. Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом. Кн. Довмонт, как и св. Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга блгв. кн. Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
В 1268 г. князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой св. Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч. Св. Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная о б о ронительная стена, возведенная св. князем рядом с Кромом в конце XIII в., была названа
Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника дома Святой Троицы был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, блгв. кн. Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители
Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. Первый храм в честь св. Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 г.
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 г. на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря прп. Иоасафа с 17 иноками и прп. Василия, игумена Мирожского. Св. кн. Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли. Через несколько месяцев св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует: «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как св. князь заботился о них в мирные дни и особенно когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред
Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 г., когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов св. князю была составлена служба. Рядом с мощами блгв. князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историкохудожественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме прп. Марфа, удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери. При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 г. св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.
Мощи св. блгв. кн. Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Литература
Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю русскую. СПб., 1903. Т. 1–3.
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1993. Т. 4. Гл. VI.
Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979.
Нечвалодов А.Д. Сказания о Русской земле: В 4 кн. М., 1991–1992.
Охотникова В.И. Повесть о Довмонте: исследование и тексты. Л., 1985.
Перхавко В.В., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Блгв. Константин с детьми своими Михаилом и Феодором, князь Муромский, просветитель Мурома (+112 9 )
После первого муромского князя, св. мч. Глеба, который положил начало распространению христианства в Муроме, муромцы в большинстве оставались язычниками. Его преемником стал блгв. кн. Константин Святославич, который поставил своей целью просветить жителей Муромского княжества светом христовой веры. Вел. кн. Святослав долго не соглашался отпустить сына в землю язычников, опасаясь за его жизнь. Наконец, отпустил его с семьей в сопровождении духовенства, войска и с имуществом. Приближаясь к Мурому, Константин послал к его жителям своего сына Михаила. Но закоренелые и коварные язычники умертвили посланного к ним князя и выбросили его тело. Тогда Константин приступил к Мурому с войском. Муромцы после колебаний согласились принять Константина к себе на княженье, но с условием не навязывать им новой веры. Войдя в город, Константин первым делом стал строить в нем церкви. Первая церковь, в которой он положил тело убитого сына Михаила, была построена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, вторая – во имя св. блгв. кн. Бориса и Глеба.
Князь усердно молился Богу об обращении жителей города, приглашал к себе старейшин, беседовал с ними о вере, убеждая их принять св. Крещение. Язычники противились намерениям князя и однажды положили между собою убить его или изгнать из города. С этой целью они с оружием собрались к княжескому двору. После усердной молитвы вместе со всем семейством, духовенством и христианами св. Константин один с иконою Пресвятой Богородицы в руках вышел к язычникам.
Пораженные ужасом, они пали на землю и единогласно стали просить о принятии святого Крещения. Обрадованный князь, воздав благодарение Господу и Его Пречистой Матери, повелел им в определенный день явиться на реку Оку, и там совершилось торжественное крещение муромцев, как некогда состоялось крещение киевлян в Днепре. После своей блаженной кончины св. Константин был погребен вместе со своими детьми Михаилом и Феодором в созданной им Благовещенской церкви. Святые мощи их обретены в 1553 г.
Литература
Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Русскую. СПб., 1903. Т. 1–3.
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского, с доп., объяснит, прим, и изображениями святых. М., 1903–1916. 12 кн., 2 кн. доп. Репр.: М., 1991–1994.
Перхавко В.В., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. 2-е изд. СПб., 1862.
Блгв. кн. Константин (Василий) Константинович Острожский ( 1526– 1608)
Князь, киевский воевода, происходил из рода Рюриковичей, был одним из знатнейших и влиятельнейших панов Польши и Литвы. Обладал громадными богатствами и земельными владениями на Волыни, в Подолии и Галиции (около 300 городов и тысячи сел). Считаясь вассалом польского короля, он был главным защитником Православия в Западной России от притеснений со стороны униатов и католиков. Участвовал в церковном соборе в Бресте в 1596 г., протестуя против принятия Брестской унии и защищая интересы православных. Из Москвы к нему в стольный град князя Острог прибыли Иван Федоров и Петр Мстиславец. Здесь в 1569 г. они напечатали толковое Евангелие. Это издание положило начало литературному и книгопечатному делу в Южной Руси. Кн. Константин основал школы в Турове (1572), Владимире-Волынском (1577), а также типографию в Остроге. Здесь были открыты церковное училище и две типографии, напечатана первая в православном мире Библия на славянском языке (1581). В предисловии к ней от лица кн. Константина Константиновича Острожского говорилось, что слово Божие является тем оружием, которое может защитить Церковь и ее чад от волков, которые стремятся «расхитить» их. До этого издания, как свидетельствует св. князь, ни в одной стране славянского мира он не мог найти ни одного правильного списка Ветхого Завета и смог получить его только из Москвы. Одновременно кн. Константин сообщался с Римом, а также с греками и с Константинопольским патриархом Иеремиею и также с греческими, болгарскими и сербскими монастырями с целью получения списков Св. Писания. За изданием Библии последовал целый ряд изданий богослужебных и учительных книг. Между ними важное место занимают книги: «О единой истинной и православной вере и святой апостольской церкви» (1588), «Листы патриарха
Иеремии» и «Диалог патриарха Геннадия» (1583), «Исповедание о исхождении Св. Духа» (1588), книга Василия Великого «О постничестве» (1594), «Маргарит» Иоанна Златоуста (1596).
В 1580 г. кн. Константин основал в Остроге школу, которая стала прообразом высших учебных заведений в России. Возглавил ее ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии Константинопольский патриарх.
Для церковной и интеллектуальной жизни на Украине и в России важным событием стало открытие православных братств, в которые входили люди различных сословий, но непременно православные. Первым из них было Львовское братство, основанное по благословению антиохийского патриарха Иоакима в 1586 г. Главными его целями были воспитание сирот, призрение убогих, пособие потерпевшим разные несчастия, выкуп пленных, погребение и поминовение умерших, помощь во время общественных бедствий и др. При братстве была заведена школа, типография и больница. По образцу Львовского братства были созданы Троицкое братство в Вильно, а затем и в других городах.
Кн. Константин ратовал за соединение Церквей, восточной и западной, но не в виде католической унии. Он считал, что успеха в этом деле можно достичь только в том случае, если и в других православных странах будут делать то же, и предлагал владимирскому епископу отправиться в Москву, а львовского послать к волохам для совещания по вопросу о соединении Церквей. Целью предполагаемого соединения было основание школ, образование проповедников, распространение религиозного просвещения. В 1596 г. были изданы «Грамматика славянского языка» Лаврентием Зизанием, «Азбука с кратким словарем», «Толкование на молитву «Отче наш» и «Катехизис», излагавший основания православной веры.
Кн. Константин Острожский умер в феврале 1608 г. в глубокой старости.
Литература
Князь Константин Константинович Острожский // Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. Сост. священник Михаил Удлинений. М., 2001.
Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979.
Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. В 4 кн. М., 1991–1992.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Блгв. Феодор Острожский (в монашестве Феодосий), прп. (+после 1441)
Св. кн. Феодор Острожский стяжал славу устроителя храмов и защитника Православия от католической экспансии на Волыни. Он происходил от рода св. равноап. кн. Владимира. Первый раз имя прп. князя Феодора упоминается под 1386 г., когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ, а также Заславский и Корецкий округа. В 1410 г. кн. Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом, а в 1422 г. в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. В 1432 г. он одержал победу над польскими войсками и таким образом вынудил кн. Ягелло выпустить закон, гарантирующий свободу для Православия на Волыни. Кн. Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 г. заключил кн. Феодора в темницу, но народ выступил в защиту Святого и он был освобожден. За свои воинские подвиги он получил во владение города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширных имений в Подолии и Волыни.
В 1441 г. он оставил мир со всеми его богатствами и поступил в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, до конца своих дней проводил богоугодную жизнь.
Литература
Киево-Печерский патерик. Джорданвиллъ, Нью-Йорк, 1967.
Киево-Печерский патерик. По древним рукописям. Сергиев Посад, 1991.
Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. В 4 кн. М., 1991–1992.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Кн. Феодор Смоленский, Ярославский (1237–1299)
Св. блгв. кн. Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха, родился около 1237 г. В 1240 г. умер его отец, кн. Ростислав, правнук блгв. кн. Ростислава, Смоленского и Киевского. Старшие братья выделили отроку Феодору для княжения небольшой город Можайск, где прошло его детство и где он обучился воинскому искусству, знанию Св. Писания, прилежанию к церковной службе.
В 1260 г. Феодор женился на Марии Васильевне, дочери св. кн. Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил. Вскоре св. Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, а сына воспитывала его теща, кн. Ксения.
В 1277 г. объединенные дружины русских князей, среди которых был и Феодор, в союзе с татарскими войсками участвовали в походе в Осетинскую землю. После похода он оказался в Орде и вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, который с уважением относился к Православной Церкви. Три года пробыл св. Феодор в Орде. Наконец,
«царь отпустил его с великой честью», и только после этого князь прибыл в Ярославль, где правила кн. Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы отказались принять кн. Федора и ему пришлось вернуться в Орду. Здесь он женился на дочери хана Менгу-Темира, которая должна была принять св. Крещение. Здесь родились его сыновья – Давид и Константин.
Православие все более распространялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и далее до самой Монголии. По всей территории прежней
Золотой Орды, вошедшей в состав России, археологи находят православные иконы, кресты, лампады.
Именно из столицы Золотой Орды начиналось миссионерское движение Русской
Церкви на Восток Как союзники русские православные князья и их дружинники принимали участие в монгольских походах, осваивая бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока и таким образом приготовляли условия для успеха миссионерского движения на Восток в ХУ1-ХУП вв. и мирного освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1330 г., всего через 30 лет после смерти св. Феодора Черного, китайские летописцы напишут о русских дружинах в Пекине. Св. Феодор жил в Сарае до 1290 г. Узнав о смерти своего сына, кн. Михаила, он с богатыми дарами и большой дружиной вернулся на Русь и стал княжить в Ярославле. Кн. Феодор сделал многое для укрепления и благоустройства своего города и княжества. Особую заботу он проявлял к Преображенской обители. Русские князья искали с ним дружбы и союза. Но больше других он выделял сына св. Александра Невского,
Андрея Александровича, поддерживая его, когда тот стал великим князем Владимирским.
В 1296 г. возникла опасность междоусобной войны между двумя группами князей: на одной стороне были св. Феодор и вел. кн. Андрей, на другой – св. кн. Михаил Тверской и св. прп. кн. Даниил Московский. Кровопролитие удалось предотвратить после того, как на Владимирском съезде князей в 1296 г. еп. Владимирский Симеон и еп. Сарайский
Измаил сумели примирить обе стороны. Сам факт участия в съезде св. кн. Феодора и Сарайского епископа Измаила говорит о том, что первый употребил все свое дипломатическое влияние в Орде, чтобы установить мир на Русской земле. В 1297 г. св. Феодор ходил на Смоленск, чтобы восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченные его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему не довелось. Вскоре он заболел и 18 сентября 1299 г. скончался, приняв перед смертью монашеский постриг в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле.
5 марта 1463 г. были обретены нетленные мощи св. кн. Феодора и его чад, Давида и Константина, которые прославились чудесами.
Литература
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1993.Т.4.ГЛ. III.
Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. В 4 кн. М., 1991–1992.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Князь Ярослав Владимирович Мудрый (+1054)
Ярослав – сын киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. В 9 лет был отправлен отцом княжить в Ростов, а затем переведен в Новгород. Сведений об этих годах жизни сохранилось мало. Впервые летописцы обратили внимание на Ярослава в 1014г., когда он перестал платить дань Киеву.
Владимир собрался идти войной на непокорный Новгород. Ярослав, узнав об этих приготовлениях, нанял за морем варягов. С их помощью он хотел воевать с отцом. Между тем кочевники-печенеги напали на Русь. Владимир, послав против них со своей дружиной любимого сына Бориса, заболел и умер. Власть в Киеве захватил его пасынок Святополк, названный позднее Окаянным. Опасаясь соперничества, Святополк послал к братьям убийц.
Борис, не найдя печенегов, стоял на реке Альте. Здесь его застигла печальная весть. Борис не решился вступить в борьбу с братом и был оставлен дружиной. Посланные убийцы легко расправились с ним. Недалеко от Смоленска был убит его младший брат Глеб, направляющийся в Киев. Та же участь постигла и третьего брата, Святослава.
Ярослав еще ничего не знал о смерти отца и готовился к войне с Киевом. Нанятые им варяги бесчинствовали в Новгороде, творя насилие над горожанами. Жители Новгорода восстали и перебили их. Ярослав в отместку велел умертвить присланных к нему новгородцами парламентеров, но, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, поспешил примириться с горожанами. Новгородцы решили поддержать Ярослава. Тот, собрав еще тысячу варягов и три тысячи новгородцев, пошел на Киев. Войска сошлись под Любичем. После неожиданной атаки новгородцев разбитый наголову Святополк бежал в Польшу к своему тестю королю Болеславу, а Ярослав вступил в Киев.
В 1018 г. Болеслав вместе со Святополком изгнал Ярослава из Киева. Ярослав возвратился в Новгород и хотел бежать дальше за море, но горожане изрубили ладьи Ярославовы и не пустили его. Новгородцы твердо решили посадить на престол в Киеве своего князя. Собрав денег, они наняли варягов и второй раз пошли на Святополка. Впоследствии он был разбит на Альте и бежал за границу.
После водворения в Киеве Ярослав вступил в единоборство за престол со своим младшим братом Мстиславом по прозвищу Удалой, который пришел из Тьмутаракани и завоевал Чернигов. Потерпев поражение в битве под Лиственом, Ярослав уступил брату все земли по восточному берегу Днепра. А после его смерти в 1036 г. вновь объединил Русь.
В том же году он одержал победу над печенегами под стенами Киева.
После этого Ярослав занялся государственным строительством. Время княжения
Ярослава связано с внутренней стабильностью, которая способствовала международному авторитету Руси, о чем говорит хотя бы тот факт, что его дочери стали королевами:
Анна – французской, Елизавета – норвежской, а затем датской, Анастасия – венгерской. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде.
Св. кн. Ярослав был созидателем. Он основал и построил на Волге, важнейшей водной артерии, которая связывала Европу с Персией и другими государствами Азии, города Ярослав и Юрьев. В первой половине XI в. Киев – растущий торгово-ремесленный, административный и культурный центр Руси – вновь расширяется. Ярослав начинает грандиозные работы. На месте своей победы он заложил новый архитектурный ансамбль, центром которого стал Софийский собор – резиденция митрополита «Киевского и всея Руси».
Св. кн. Ярослав внес значительный вклад в просвещение и распространение христианства на Руси. При нем строятся Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено 25 марта 1038 г. Тогда же была написана первая русская летопись – так называемый Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. В 1054 г. во главе Церкви встал первый русский митрополит не из греков – Иларион, автор « Слова о Законе и Благодати».
Во время княжения Ярослава был построен знаменитый Софийский собор в Новгороде. Именно в годы его правления стали интенсивно переводиться и переписываться книги. Ярослав и сам очень любил чтение книг. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. Книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. По всей земле собирали детей и обучали их грамоте, для чего св. кн. Ярослав учреждал школы, которые содействовали развитию письменности на Руси. Возникали первые русские монастыри, и прежде всего Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. Ярославу принадлежит и заслуга издания первого свода законов «Русская правда». Сыновьям своим – Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу – он дал уделы Русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой. Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый.
Скончался он в 1054 г. и погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в церкви св. Софии.
Литература
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1993. Т. 2.
Киевский князь Ярослав Владимирович // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.
Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. В 4 кн. М., 1991–1992.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IХ-ХVI вв. М., 2002.
Святители – сподвижники Владимира Святого и Ярослава Мудрого в насаждении на Руси христовой веры //
Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. Составил священник Михаил Еддинский. М, 2001.