Источник

Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков

Подготовка текста и комментарии Н. А. Казаковой, перевод А. А. Алексеева

В начале XVI в. в русской церкви существовали два идеологических течения – иосифлянство и нестяжательство. Иосифляне отстаивали феодальные интересы, требуя неприкосновенности церковного землевладения и расправ с еретиками путем их физического уничтожения. Нестяжатели выступали за ликвидацию монастырских вотчин и были противниками казни еретиков. Сторонниками нестяжательства являлась часть духовенства, стремившаяся к укреплению церкви путем искоренения ее недостатков, а также светские феодалы, заинтересованные в ликвидации монастырского землевладения. Особое распространение нестяжательство получило на русском Севере, в частности в Кирилло-Белозерском монастыре.

После Нила Сорского главой нестяжателей стал Вассиан Патрикеев, бывший князь Василий Иванович Патрикеев, подвергнувшийся в 1499 г. опале и после пострижения в монахи сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь. Вассиан Патрикеев написал ряд публицистических произведений, направленных против иосифлян, в которых бичевал недостойный образ жизни монахов, владевших вотчинами и эксплуатировавших труд крестьян. В полемике против иосифлян Вассиан опирался на Священное Писание. Для писательской манеры Вассиана характерны острая полемичность, глубокая эмоциональность и едкая ирония.

Ранним памятником полемики нестяжателей с иосифлянами является «Ответ кирилловских старцев». Он написан от имени старцев Кирилло-Белозерского монастыря, а также всех заволжских старцев (то есть находившихся в монастырях, расположенных к северу от Волги), в ответ на «Послание Иосифа Волоцкого» наследнику престола великому князю Василию Ивановичу, в котором Иосиф требовал беспощадного истребления всех еретиков. «Послание Иосифа Волоцкого» Василию Ивановичу не сохранилось, но из краткого изложения его содержания, включенного в «Ответ кирилловских старцев», нам известна аргументация, приводимая автором в доказательство необходимости смертных казней еретиков. Эта аргументация совпадает с той, которую Иосиф Волоцкий развивал в своем другом произведении, дошедшем до наших дней, – «Слове об осуждении еретиков». Инквизиторской доктрине Иосифа Волоцкого, требовавшего предания смерти всех еретиков, кирилловские старцы противопоставляли позицию, согласно которой покаявшихся еретиков следовало прощать и принимать в лоно церкви, а непокаявшихся – заточать, но не предавать смертной казни.

«Ответ кирилловских старцев» написан как произведение, принадлежащее коллективному автору. Однако идейное содержание памятника, используемые в нем аргументация и ирония (язвительный вопрос к Иосифу: почему он не последовал примеру епископа Льва Катанского) дают основание думать, что автором «Ответа» был Вассиан Патрикеев. Предположительная датировка «Ответа» – самый конец 1504 г., когда церковный собор, судивший еретиков, уже вынес им приговор, включающий смертные казни, но приговор еще не был приведен в исполнение.

Текст «Ответа кирилловских старцев» издается по списку: РНБ, Софийское собр., № 1489 второй половины XVI в.; дополнения и исправления сделаны по списку: ГИМ, Синодальное собр., № 738 начала XVIII в.

* * *

Послание старца Иосифа из собственного монастыря, что на Волоке, государю великому князю Василию Ивановичу о юрьевском архимандрите Касьяне и прочих еретиках, о том, что одно и то же – убить ли грешника либо еретика рукою или молитвой: потому как руками разбил скрижали Моисей, Илья-пророк четыреста жрецов заколол, Финеес пронзил родича, когда тот предавался блуду с мадианитянкой, а апостол Петр молитвой низверг Симона-волхва при цезаре Нероне, апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва, Лев, епископ катанский, связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва, и пока Илиодор не сгорел, не вышел епископ из огня, а другого волхва, Исидора, тот же епископ сжег молитвою при византийском цесаре, – вот из-за каких доводов (что грешника или еретика молитвой ли убить, рукой ли – все одно) просим мы тебя, государя, о том, чтобы без остатка искоренил ты, государь, государским судом своим сорняк скверной ереси.

Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное – что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел он погибших сыскать и спасти.

А что, господин старец Иосиф, до того, что скрижали Моисей руками разбил, то так и есть. Но когда Бог хотел уничтожить народ израильский, поклонявшийся тельцу, тогда Моисей возразил Господу и сказал: «Если уничтожишь их, Господи, то меня раньше их». И не уничтожил Бог израильтян ради Моисея. Видишь, господин, как любовь к грешникам и преступникам смогла утолить гнев Божий. Так, господин, и пророк Илия, проявляя усердие к Господу Богу-Вседержителю, заколол четыреста жрецов Ваала, потому что не покаялись они. Но другие покаялись, и он принял их покаяние, среди них был и пророк Авдей, удостоенный пророческого дара. Финеес же, господин, пронзил оружием родича, предавшегося блуду с мадианитянкой, ибо этот грех охватил тогда весь Израиль, потому и поставлено это ему в заслугу.

А ведь тогда еще был Ветхий Завет; нам же, в благодати Нового Завета, Владыка Христос открыл союз любви, чтобы брат не осуждал брата, а только Бог судил грехи людей, сказав: «Не судите и не будете осуждены». И когда привели к нему женщину, схваченную за блуд, сказал милосердный Судья: «Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от Бога по своим делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом Завете, что ненавистно Богу.

И апостол Петр низверг молитвой Симона-волхва, потому что при цезаре Нероне назвал себя сыном Божьим коварный злодей, так что за большое коварство и зло принял он от Бога заслуженный приговор. Сотвори и ты, господин старец Иосиф, молитву, и если есть недостойные еретики и грешники, то поглотит их земля. Но если принимает Бог покаяние еретика и грешника, не будешь ты услышан. А мы имеем в виду разбойника, спасшегося покаянием, и мытаря, очистившегося милосердием, и помним, что рыдающая блудница прощена и Господь назвал ее дочерью; апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва, потому что стремился тот отвратить проконсула от веры, но сам же апостол Павел написал: «Пусть бы мне была анафема, то есть проклятье, от Христа моего, спаслись бы только мои братья-израильтяне». Видишь, господин, как душу свою кладет он за братьев заблудших, чтобы спаслись, и не сказал им, чтобы огнем сгорели или земля их поглотила, а могли они претерпеть от Бога и это. Вот, господин, епископ катанский Лев связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва и другого волхва, Исидора, также сжег молитвой при византийском цесаре. А ты, господин Иосиф, почему не испытаешь своей святости? Связал бы архимандрита Касьяна своей мантией, и пока бы он не сгорел, ты бы связанного его в огне держал! А мы бы тебя, из пламени вышедшего, приняли как одного из трех отроков!

Пойми, господин Иосиф, велика разница между Моисеем, Илией и апостолом Петром, апостолом Павлом, между тобой и ими! Кто бы из них, господин, знал про великое милосердие Бога, если бы сам он не открыл его людям, принимая раскаявшегося грешника, как, например, блудницу и мытаря, как того скверного Манассию, который пятьдесят два года поклонялся идолам и весь Израиль заставил жить в беззаконии, но в одно мгновение покаялся и прощение получил? Представляешь ли, господин, сколько за пятьдесят лет погибло душ в народе израильском, чему виной был царь Манассия? Но человеколюбие Бога превозмогло преступление Манассии: в Вавилоне был он заключен в медь и покаялся там перед Господом, тогда разбил медь ангел Господень, перенес его в Иерусалим, где и прожил он остаток лет в покаянии. А апостол Петр сказал, вопрошая Господа: «Господи, если брат мой грешит, прощать ли его на дню по семи раз?» И сказал Господь: «Не скажу тебе – по семи, но семьдесят раз по семи прости его!» Такова милость твоя, Человеколюбец! Слава, Господи, бессчетной щедрости твоей, по истинному приговору назван ты милостивым и бесконечно терпеливым к человеческим порокам, ведь праведных ты любишь, а грешных прощаешь – ныне и навечно!

* * *

Послание старца Иосифа, иже на Волоце,327 своего ему монастыря, о Касиане архимандрите Юрьевском328 и о прочих еретицех, самодръжцу Рускыа земли, государю, великому князю Василью Ивановичю329 о томъ, еже грѣшника или еретика руками убити или молитвою, едино есть: понеже Моисѣй скрижали руками разбил,330 Илиа пророкъ четыреста жрець закла,331 и Финеос братана, с мадиамлянынею блудяща, прободе,332 и апостолъ Петръ Симона волхъва молитвою разби при Неронѣ цари,333 и Павелъ апостолъ Елиму волхва молитвою ослепи, и Левъ, епископъ катаньский334, Леодора вълъхва петрахилию связа и созже, и донеже Леодоръ сгорѣ, а епископъ из огня не изыде, а другаго вълъхва Сидора той же епископъ молитвою созже при гречестем цари; и сих ради свидѣтельствъ, аще грѣшника или еретика убити молитвою или руками, едино есть, и молимся тебѣ, государю, о томъ, чтоб ты, государь, своим государьским судом искоренил злый плевелъ еретический в конець.

Ис Кирилова монастыря старцы, да и всѣ заволжьские старцы положили тому посланию старца Иосифа свидѣтельства от божественаго Писаниа спротивно, что некающихся еретиковъ и непокаряющихся велѣно заточити, а кающихся еретиковъ и свою ересь проклинающих Церковь Божиа приемлетъ прострътыма дланма, грешных ради Сынъ Божий воплотися, прииде бо възыскати и спасти погыбшых.

А что, господине, старець Иосиф, Моисѣй скрижали руками разбил, то тако и есть. Но егда Богъ хотѣ погубити Исраиля, поклоншася тельцу, тогда Моисѣй ста въпреки Господеви и рече: «Господи, аще сих погубиши, то мене преже сих». И Богъ не погуби Исраиля Моисѣа ради.335 Видиши, господине, яко любовь к согрѣшающимъ и злом превъзможе утолити гнѣвъ Божий. Такоже, господине, Илиа пророкъ, ревнуа по Господѣ Бозѣ Вседержители, закла четыреста жрець Валевых, понеже не покаяшася. А инии же покаашася, сих приа на покаяние, от нихже бысть Авдѣй пророкъ,336 и пророческаго дара сподобленъ бысть. А Финеос, господине, пробол оружиимъ братана, блудяща с мадиамлянынею, понеже на всемъ тогда Исраиле грѣх той бысть, и того ради вмѣнися ему въ правду.

Еще же Ветхый Законъ тогда бысть, нам же в новѣй благодати яви Владыка Христос любовный съуз, еже не осужати брату брата о томъ, но единому Богу судити согрешениа человечя, рече: «Не судите, не осуждени будете».337 И егда приведоша к нему жену, яту в любодѣянии, тогда премилостивный Судия рече: «Иже не имать греха, да връжеть на ню первѣе камень». Потом же самъ, преклонь главу и писа коегождо их съгрѣшениа, тако възрази убийственую руку жидовъскую.338 Кождо ко своим дѣлом прииметь от Бога въ день Судный. Аще же ты повелеваеши брата брату согрѣшивъша убити, то вскорѣ и суботство будеть, и вся Ветхаго Закона, ихъже Богъ ненавидить.339

А Петръ апостолъ Симона вълхва молитвою разби, понеже прозвася прелукавый злодѣй сыном Божиим340 при Нероне царѣ, и того ради достойны суд приатъ от Бога за превеликую лесть и злобу. И ты, господине старець Иосиф, сотвори молитву, да иже недостойни еретици да грѣшници, то земля их пожреть. Аще же приемлеть Богъ еретика да и грѣшника на покаяние, то не услышанъ будеши. Разумѣем бо разбойника, исповѣданиемъ спасена,341 и мытаря, милостынею очищена,342 и блудницу плачющуся помним прощену, и дщерию Владыка прозва ю; и Павел апостолъ Елиму вълхва молитвою ослепи, понеже искаше развратити антипата от въры, а сам апостолъ Павел пиша: «Аз бых был анафема от Христа моего, сиречь проклят; токмо бы братья моя спаслися исраильтяне».343 Видиши ли, господине, душу свою полагает за соблазнившуюся братью, дабы спаслися, а не молвил им, дабы их огнь пожегълъ, или земля пожерла, а могли сиа от Бога приати. А Левъ, господине, катанский епископъ, Леодора волхва петрахилью связа и созже, и другаго вълхва Сидора такоже молитвою созже при гречестемъ цари. И ты, господине Осифе, почто не испытаешь своей святости? Не связа Касиана архимандрита своею мантиею, донележе бы он сгорѣлъ, а ты бы въ пламяни его связана держалъ! И мы бы тебя, яко единого от трех отрок,344 из пламени, изшедша, приняли.

Поразумей, господине Иосифе, много розни промежь Моисѣа, Илии и Петра апостола и Павъла апостола, да и тебе от них. Кто бы от них, господине, вѣдал многое Божие милосердие, а еще не бы сам показалъ человеком, приемля грѣшника кающася, якоже блудницу и мытаря, якоже сквернаго оного Манасию, иже пятьдесят лѣт и два лѣта идоломъ служил, и весь Исраиль безаконствовати сотвори, и во един часъ покаяся, прощение получи? Видиши ли, господине. колико душь израильтескых людей въ пятьдесят летъ погыбе, имъже повиненъ быв Манасиа царь? Но одолѣ человеколюбие Божие злу Манасѣину: затворен бо быв в мѣди в Вавилонѣ и тамо покаяся Господеви, и аггелъ Господень развергъ мѣдь и принесе его в Иерусалимъ, и поживе прочая лѣта в покаании.345 И апостолу Петру въпрошшу Господа, и рече: «Господи, аще брат в мя съгрѣшитъ до седмижды ли, прощу его днемъ?» И рече Господь: «Не глаголю ти до седмижды, но седьмдесят седмерицею прости его».346 Оле милости твоея, Человеколюбче! Слава неисчестнымъ твоимъ щедротамъ, Господи, яко истинным судом милостивъ и длъготръпелив о злобах человеческых наречеся, праведных бо любиши, а грѣшных милуеши – ныне и въ вѣки бесконечныа!

* * *

327

...старца Иосифа, иже на Волоце... – См. коммент. к тексту «Волоколамский патерик» (сноски 4. 5:6).

328

...о Касиане архимандрите Юрьевском... – Кассиан, архимандрит Юрьевского монастыря в Новгороде, один из видных еретиков; собором 1504 г. был приговорен к сожжению.

329

...самодеръжцу Рускыа земли, государю, великому князю Василью Ивановичю... – Василий Иванович, сын Ивана III и наследник престола, в последние годы жизни отца носил титул великого князя: так, в договорах Новгорода и Пскова с Ливонией 1503 г. он именуется «великим князем... царем всея Руси»; не исключено, что в последние годы жизни Ивана III Василий Иванович являлся его соправителем, Обращение Иосифа Волоцкого с просьбой об искоренении ереси не к Ивану III, а к его сыну могло быть вызвано тем, что Иван III в недавнем прошлом покровительствовал еретикам, поддерживал контакты с нестяжателями и пытался провести на соборе 1503 г. секуляризацию церковных земель. Василий же Иванович не проявлял никаких шатаний и вместе со своей матерью, великой княгиней Софьей, был близок к иосифлянам.

330

...Моисѣй скрижали руками разбил... – В Библии рассказывается, что пророк Моисей, разгневавшись на израильтян, поклонявшихся тельцу, разбил скрижали – каменные доски с вырезанными на них письменами Бога (Исход, 32:19).

331

...Илиа пророкъ четыреста жрець закла... – См.: Цар. 18, 40.

332

...и Финеос... прободе... – См.: Чис. 25, 6–8.

333

...при Неронѣ цари... – Нерон, римский император (54–68).

334

...Левъ епископъ катаньский... – Рассказ о Льве Катанском (VIII в.), чьей молитвой был сожжен волхв Лиодор, содержится в Минеях-Четьих (20 февраля).

335

Но егда Богъ хотѣ... Моисѣа ради. – Согласно Библии, Бог, по просьбе Моисея, простил израильтян, отступивших от него и поклонявшихся тельцу (Исход, 32, 8–14).

336

...Авдѣй пророкъ... – Данного эпизода о пророке Авдии в Библии нет, ср., однако, 3 Царств 18. 6–16, откуда можно было заключить, что Авдий вначале не входил в число сторонников Илии.

337

«Не судите, не осуждени будете». – Мф. 7, 1; Лк. 6, 37.

338

И егда приведоша к нему жену... руку жидовъскую. – Приведен эпизод из Евангелия о спасении Христом блудницы, которую толпа хотела забить камнями (См.: Иоан. 8, 3–11).

339

Аще же ты повелеваеши брата брату согрѣшивъша убити, то вскорѣ и суботство будеть, и вся Ветхаго закона ихъже Богъ ненавидить. – Здесь содержится намек на ветхозаветный кодекс – «око за око, зуб за зуб» (Левит – 24:20), отвергаемый Новым заветом «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому...» (Мф. 5, 38–39).

340

...понеже прозвася... сыном Божиим... – Неточное изложение дополнительных сведений (имеющихся у церковных писателей II–III вв. Иринея и Ипполита) о Симоне-волхве, который выдавал себя за верховного бога, объединяющего в своем лице отца, сына и святого духа.

341

...разбойника, исповѣданием спасена... – Один их двух разбойников, распятых вместе с Иисусом Христом, который уверовал в Иисуса Христа (Лк. 23, 40–43).

342

...мытаря милостынею очищена... – Имеется в виду мытарь Закхей, который уверовал в Христа и решил раздать половину своего имущества нуждающимся (Лк. 19, 2–10).

343

...«Аз бых был анафема от Христа... спаслися исраильтяне».Рим. 9, 3–4.

344

...от трех отрок... – Имеется в виду библейский рассказ о том, как три отрока, отказавшиеся поклоняться в Вавилоне золотому истукану, были брошены в печь, в которой пылал огонь, и остались невредимы (Дан. 3).

345

...якоже сквернаго оного Манасию... и поживе прочая лѣта в покаании... Согласно Библии, царь Иудеи Манассия восстановил поклонение языческим богам, но, когда был разбит ассирийцами и, закованный в кандалы, увезен в Вавилон, раскаялся, был прощен Богом и по возвращении в Иерусалим постарался загладить свое отступничество (2Пар. 33).

346

...апостолу Петру въпрошшу... прости его... – Эпизод из Евангелия (Мф. 18, 21–22).


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 9: Конец XV-первая половина XVI века. - 2006. - 566 с.

Комментарии для сайта Cackle