Повесть о Шевкале
Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье
Летописная повесть ο тверском восстании против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) помещена в летописях, отражающих тверское летописание XIV в. – в Рогожском летописце и Тверском сборнике, под 6834 (1326) годом (ПСРЛ, т. XV. М., 1965), а также (в сокращенном виде) во фрагменте тверской летописи за 1314–1344 гг. («Археографический ежегодник за 1957 г.». М., 1958, с. 30–40).
Рассказ 6834 года неоднороден. Его вторая часть – описание восстания 15 августа – имеет черты современной записи, первая же часть обнаруживает ряд этикетных черт, характерных для агиографической литературы.
Β отличие от тверского летописания, новгородское (Новгородская первая летопись) и московское летописание XIV в. (Троицкая летопись) не сообщали никаких подробностей восстания против Шевкала, ограничившись только (под 6835 г.) сообщением ο его приходе в Тверь и ο восстании; в Новгородской первой летописи виновником восстания объявляется тверской князь Александр; далее рассказывалось ο приходе «рати татарской», опустошившей Русскую землю. Β своде, лежавшем в основе Софийской первой и Новгородской четвертой летописей, помещен особый рассказ ο «Щолкановой рати» (восходящий, по-видимому, к псковскому летописанию), где инициатором восстания также выступает Александр Михайлович, но само восстание изображается как справедливое возмущение против татар, желавших полностью завладеть русскими городами и «привести християны в бесерменскую веру».
Текст «Повести ο Шевкале» публикуется по Рогожскому летописцу (РГБ, ф. 247, собр. Рогожского кладбища, № 253, лл. 271–272; по прежней нумерации 269–270).
* * *
В год 6834 (1326). <...> В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, – прозвище ему Дудко, – повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»
И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала <...>
Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю – пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.
* * *
В лѣто 6834. <...> Того же лѣта князю Александру Михайловичу дано княжение великое,178 и прииде из Орды, и сѣде на великое княжение. Потом, за мало дний, за умножение грѣх ради наших, Богу попустившу диаволу възложити злаа въ сердця безбожным татаром глаголати безаконному царю179: «Аще не погубиши князя Александра и всѣх князий русскых, то не имаши власти над ними». И безаконный и треклятый всему злу начальник Шевкалъ,180 разоритель христианскый, отверзъ сквернаа своя уста, начат глаголати, диаволом учим: «Господине царю, аще ми велиши, азъ иду въ Русь и разорю христианство, а князя их избию, а княгини и дѣти к тебѣ приведу». И повелѣ ему царь сътворити тако.
Безаконный же Шевкал, разоритель христианскый, поиде въ Русь с многыми татары и прииде на Тфѣрь и прогна князя великаго съ двора его, а сам ста на князя великаго дворѣ181 с многою гръдостию и яростию. И въздвиже гонение велико на христианы насилством и граблением, и битием, и поруганием.182 Народи же гражданстии, повсегда оскорбляеми от поганых, жаловахуся многажды великому князю, дабы их оборонил. Он же, видя озлобление людий своих и не могы их оборонити, трьпѣти им веляше. И сего не трьпяще тфѣричи искаху подобна врѣмени.
И бысть въ день 15 аугуста мѣсяца, въ полутора, как торгъ сънимается, нѣкто диаконъ тфѣритинъ, прозвище ему Дудко, поведе кобылицу младу и зѣло тучну, напоити ю на Волзѣ воды. Татарове же, видѣвше, отъяша ю, диакон же, съжаливъси зѣло, начатъ въпити, глаголя: «О мужи тфѣрстии, не выдавайте!»
И бысть между ими бой. Татарове же, надѣющеся на самовластие, начаша сѣчи, и абие сътекошася человѣци и смятошася людие. И удариша въ вся колоколы, и сташа вечемъ, и поворотися град весь,183 и весь народ в том часѣ събрася. И бысть в них замятня, и кликнуша тфѣричи и начаша избивати татаръ, где котораго застропивъ, дóндеже и самого Шевкала убиша. И всѣх по ряду, не оставиша и вѣстоноши, развѣ иже на поли пастуси стада конева пасущеи. Тии похватавше лучшии жребци и скоро бѣжаша на Москву и оттолѣ въ Орду и тамо възвѣстиша кончину Шевкалову. <...>
А убиен бысть Шевкал в лѣто 6835.184 И то слышав, безаконный царь на зиму посла рать на землю Русскую, 5 темников, а воевода Федорчюк,185 и людий множество погубиша, а иныя в плѣнъ поведоша, а Тфѣрь и вся грады огнем пожгоша. Великый же князь Александръ, не трьпя безбожныя их крамолы, оставль княжение русское и вся отчьствиа своя, и иде в Пьсковъ с княгинею и съ дѣтми своими, и пребысть в Пьсковѣ.
* * *
Того же лѣта князю Александру Михайловичу дано княжение великое... – Назначению тверского князя Александра Михайловича в 1324 г. великим князем владимирским (т. е. великим князем всей северо-восточной Руси) предшествовал ряд событий. Β 1318 г. в Орде был казнен отец Александра великий князь Михаил Ярославич – первый русский князь со времени монголо-татарского завоевания, осмелившийся оказать вооруженное сопротивление хану. Но его соперник и претендент на великое княжение Юрий Данилович Московский тоже был убит; в 1324 г. в Орде старший сын Михаила – Дмитрий Михайлович Грозные Очи, мстя за отца, заколол Юрия и в свою очередь был казнен по приказу хана (1326). Правители Орды дали великое княжение второму сыну Михаила – Александру, но одновременно послали в Тверь наместника с большими полномочиями – Шевкала. (См. в наст. т. Житие Михаила Ярославича Тверского и коммент. κ нему).
...безаконному царю... – Царем (ханом) Золотой Орды был в 1313–1342 гг. Узбек, первый правитель Орды, введший ислам как государственную религию.
...всему злу начальник Шевкалъ... – Шевкал, Щолкан (по Новгородской первой летописи младшего извода); именуется в поздней Никоновской летописи и исторической песне Щелканом Дудентьевичем (Дюденевичем). Если это отчество исторически верно, то Щелкан (правильнее, вероятно, Чол-хан) был, возможно, сыном Тудана (Дюденя), ходившего в 1293 г. с карательной экспедицией на Русь, и внуком хана Менгу-Тимура; следовательно, находился в родстве с ханом Узбеком.
...и прогна князя великаго съ двора его, а сам ста на князя великаго дворѣ... – Приезд Шевкала в Тверь и занятие им княжеской резиденции имели, очевидно, важное политическое значение. Вплоть до конца XIII – первой четверти XIV в. существовала система посылки на Русь баскаков – непосредственных представителей хана, ведавших сбором дани и учетом населения русских княжеств. Шевкал, видимо, имел подобные особые полномочия, сводившие на нет власть великого князя.
...въздвиже гонение велико на христианы насилством и граблением, и битием, и поруганием. – Это описание насилий, учиненных Шевкалом в Твери, перекликается с аналогичным описанием в исторической песне ο Щелкане Дудентьевиче (см.: «Исторические песни XIII–XVI вв.». Издание подготовили Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М.–Л., 1960, с. 78).
...и сташа вечемъ, и поворотися град весь... – Роль городских вечевых движений в борьбе с монголо-татарским игом постоянно обнаруживается в XIII–XV вв. Β исторической песне инициатором борьбы со Щелканом также оказываются горожане – «мужики посадские» («Исторические песни XIII–XVI вв.», с. 78).
Α убиен бысть Шевкал в лѣто 6835. – Β Тверском сборнике текст расположен несколько иначе: слова ο смерти Шевкала помещены в конце годовой статьи 6834 г. (вместе с известием ο смерти митрополита Петра), а под датой 6835 г. помещен следующий далее в обеих летописях рассказ ο походе Федорчука (см. прим. 8).
...5 темников, а воевода Федорчюк... – Темниками в татаро-монгольском войске именовались начальники самых больших подразделений – «тем» (тьма – десять тысяч человек).