Источник

Чудеса Иуды Конещельского

Подготовка текста А.В. Пигина, комментарии А.В. Пигина и А.Б. Мороза

(Из дневника мезенского крестьянина Г. Я. Ситникова)

1896 года по окончании месеца февраля, 29 числа, у мня, у Григорья Яковлева Ситникова, было списано чюдо и сон об Юды Трофимовици и отослано в Питербург в духовную академию на имя Александра Михайлова Кононова.936 Вот я отослал в то число, 29 февраля 1896, чюдо и сон об Юде Трофимовице и завечилсе937 в ту ночь, что мне привидитце во сне. Вот мне и привиделось во сне в ту ночь (смотри смежно на страницы с 1896-го месеца марта 1 числа списан сон черным чернилом). 1896 года месеца марта 1 числа я, Григорей Яковлев Ситьников, видел сон. Вижу я во сне, быто938 я хожу где-то не в знакомом мести, потом увидел толпу народа. Потом я пришол к людям, быто ети люди выкопали мощы святаго угодника какого-то, я не знаю, выкопали гроб. Етот гроб новой, нетленой. В числе тех людей незнакомаго народа я заметил Илью Иванова Мишина, Михаила Онтипича Ситникова, 3 – Федора Антипича Ситьникова, 4 – Ивана Михайлова Кожевникова, 5 – Семена Васильева Новикова.939 Потом Илья Мишин начал отрывать у гроба верхнюю доску, скрыл940 з гроба. В гробу лежыт угодник, мощи нетленныя. Лежыт человек в гробу, быто вроди как жывой. На етом человеки верхняя одежда черная, а рубашка и почтаники белыя-белыя. Потом Илья Мишин взял угодника за ноги, а Михайло Онтипич взял угодника за голову, и стали поднимать угодника из гроба. У угодника голова знимаице941, и ноги знимаютце, а серетка тела у угодника не знимаице. Угодник лежыт, как быто спит сном. Потом я подскочил к угоднику и захватил угодника за серетку. И вынели мы угодника из гроба, и положили мы угодника на одр и понесли мы угодника в квартеру. Тут в квартеры очюдилось много начальства, стали описывать мощы угодника. Потом какой-то старенкой старичек седатенкой подскочил к чиновнику и говорит чиновнику: «Меня, Еграфа, запиши сведетелем в ето писмо». А чиновник нечего не сказал. Потом етот старичек подскочил и ко мне и говорит мне: «Григорей, запишы меня, Еграфа, на стену, чтобы не забыл меня чиновник, Еграфа, чтобы увидел чиновник на стены меня, Еграфа, и записал меня, Еграфа, сведетелем в ето писмо». Потом я и проснулсе от сна.

(…)

1896-го, месеца сентября 7 дня, я вечером помолилсе Богу и повалилсе спать и сам себе говорю: «Я завтре пойду к обедни на Нисогору и там спишу чудо про Иова,942 которое росказывал мне нисогорской Алексей Федоров Иванов, да еще спишу чудо про Юду Трофимовица, которое мне росказывал Белащелскаго прихода старичек». Вот как думал, так и зделал. Потом, на завтрешной день, 8 числа, тетка моя, девица, ей 60 годов, она из деревни Верхнеберезницкой, Марья Ефимовна Ситникова, она девица честна, богобоязлива, богомольна. Ета тетка 8 числа пришла ко мне и говорит мне: «Григорей, я сегодешную ночь видела во сне, быто я сплю, хто-то меня завопел943. Я быта розбудилась и пошла к тебе. И мы с тобой быто пошли ко службы в Ущелье ко святому преподобному Иову. Потом быто мы зашли в церковь Иевску.944 Я, Марья, осталась в трапезы, а ты, Григорей, прошол далше в церковь. Потом мы стоим быто, пришли ко Григорью два старца, бороды седы, лица у их сухоньки, посныя. Ети два старца принесли золотой венец, только зият945, и етот венец стали накладывать на голову на Григорьеву. Потом наложыли на Григорья венец, а на венце-το стоит крест. Потом я подошла к ним, к старцам, и сказала им: «Веть Григорей-то женатой» (думаю: Григорья неженити946 хотят). Потом старцы ответили мне: «И тебе тоже скоро венец будет». Потом я и пробудилась». Вот я, Григорей Яковлевиц Ситников, етот сон Марьин списал и по етому сну розмышляю, что два старьца были: один старец был святой преподобный Иов, а другой старец был Юда Трофимович. Они были, угодники святы, потому что я, Григорей Яковлевиц Ситников, начал списать в то число, 8 сентября, чюдо Иова и Юды Трофимовица, и отослано в духовную академию на имя его высокопреподобию иромонаху Никодиму Михайлову Кононову.

(…)

Было чудо. 1895-го, в Архангелской губерни, в Мезенском уезде, Белещелскаго прихода, в деревни Конещелья была молва или слых в народи про угодника Юду Трофимовица. Было чудо. В какой-то день скопилось народу поклоников много. Эти люди пошли к Юды Трофимовичу и пришли к Юда Тро- фимовицу. И все эти люди переходили в етот анбарчик, которой стоит над могилой угодника Юды Трофимовица, и все припадали к его могилы. Ис числа этого народу одна девица не могла зайти в этот анбарчик к Юды Трофимовицу. Много рас эта девица намерялась зайти в этот анбарчик к Юды Трофимовицу, но не могла зайти. Как только подойдет к этому анбарчику ко дверям, так сечас и упадет на землю. Сколько не трудилась эта девица, а не могла зайтн в анбарчик к Юды, так и домой ушла. Не допустил Юда ее.

Слух и молва была в народи в Мезенском уезде, в Койнеском приходе. В то время, когда в Койнаси при церкви находилсе священик отец Еграф,947 в то время о. Еграфу было чюдо у Юды Трофимовица. Отец Еграф не пущал людей ходить к Юды Трофимовицу. Потом не то що948 не пущал людей к Юды Трофимовицу, даже отнессе прозбою к духовному началству, чтобы розорить у Юды Трофимовица анбарчик, чтобы не ходили больше люди по овещанню949 к Юды Трофимовицу. Потом на прозбу отцу Еграфу пришло от духовнаго началства повеление, чтобы розрыть и розорить анбарчик у Юды Трофимовица, чтобы не приходили болше люди к Юды Трофимовицу. Вот отец Еграф взял по полицы950 началства, и поехали разорять анбарчик у Юды Трофимовица. Толко приехал к Юды к анбарчику, хотели приступить ломать анбарчик, тут сечас отец Еграф ослеп и не видит несколько. Потом отец Еграф начал упрашивать по полицы началства, которы были тут при том чюде, чтобы не ломали и не розоряли анбарчик у Юды. Потом отец Еграф и все по полицы началство вопше951 начали молитце, и просить Юду, и припадать к могилы Юды Трофимовицу, чтобы простил и помиловал Юда Трофимовиц в таком грехе отца Еграфа, чтобы дал обратно зрение видеть о. Еграфу. Отец Еграф с той минуты дал такое обещание, чтобы болше не розорять анбарчик у Юды Трофимовица. Потом в ту минуту отец Еграф прозрел и стал видеть по-старому и прославил Господа Бога и угодника Юду Трофимовица. И отправились домой все началство.

189-го (sic!)было чюдо про Юдо. Мезенскаго уезда, Ущелскаго прихода, Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Филипа Петровнца Кычина потерялся скот. Много время искали, не могли найти негде. И не которым святым угодникам обвещались, но ползы нам не было. Потом у етого Филипа Кычина хозяйка, супруга Пелагия Яковлева, легла спать на ночь. И видит во сне, быто к ним пришол какой-то старичек незнакомой и говорит: «Пелагия, пеки коровашки952 до шести недель, и подавай Христа ради, и вели поминать Юду Трофимовица. Есле будет пекчи коровашки и поминать Юду Трофимовича, то придут у вас». Потом ета Пелагия и пробудилась. Потом ета Пелагия стала с ночи утром, обредилась953, и напекла коровашков, и стала подавать Христа ради короватки, и поминать Юду Трофимовица. Потом на завтрешной день пришли у их сами домой. Мы прославили Господа Бога и Юду Трофимовица.

1894-го было чюдо про Юду. Мезенскаго уезда, Ущелскаго прихода, Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Василья Матвеевица Кычина отскочила от кобылы чига954 маленка в лесу, кобылы не держытце, и поймать чигу не можут. Потом стали овещатце сходить к Юды Тровимовицу помолитце. Потом чига выбежала за кобылой домой. Потом весна пришла, люди ходили к Юды, а Василей Матвеевиц Кычин не ходил, обещание Юды не исполнил. Потом друга весна пришла, через год время у Василья Матвеевица Кычина отскочил теленок от скота в лесу, и не можут найти теленка. Много время искали. Хотя когда и увидят теленка в лесу вочи955, то теленок, как стрела, убежыт ис глас. Потом Василей Матвеевиц со своею супругою Марьею Петровною дали такое обещание, чтобы непремено сходить к Юды Трофимовицу, есле они поймают. Потом Василей Матвеевнц со своею супругою Марьею пошли в лес искать теленка. Потом Васильева супруга Марья увидела теленка, и начала тихонко подходить к теленку, и стала молить со слезами Юду Трофимовица, чтобы поймать ее теленка. Потом подошла тихонко к теленку и поймала теленка, и закричала956 своего супруга Василья. Василей к Марьи пришол, и вывели теленка из лесу домой. И прославили Господа Бога и также и угодника Юду Трофимовица. Потом через год времени опять весна пришла, люди опять пошли к Юды Трофимовицу. А Василей Матвеевиц и супруга его Марья опять не пошли к Юды, опожыли957, говорят, что «мы наново958 сходим». Вот немного время прошло – у Василья Матвеевица Кычина дома во хлеви теленок задавилсе на вяски959. Пришли во хлев, увидели: теленок лежыт мертвой. Вот каково не исправлять обещания! Нужно непремено исправлять обещания.

1897-го было чудо у Юду. Мезенскаго уезда, Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Павла Семенова Логинова хозяйка супруга Лизавета Павлова выпустила первой рас на волю скота и прогнала скота в лес. Вот у их отскочил теленок от скота и не пришол домой. Вот Павел Семенов много время ходили, искали теленка, не могли негде теленка найти. Потом Павел Семенов со своею супругой Лизаветою дали такое обещание: есле теленок у их найдетца, то непремено сходили бы к Юды Трофимовицу помолитце. Потом у Павла Семенова вышол из лесу теленок, сам домой пришол. Тут Павел Семенов со своею супругою Лизаветою прославили Господа Бога и также и угодника Юду Трофимовица.

(…)

1897-го, юля десятаго числа, было чудо Юды. Архангелской губерни, Мезеньскаго уезда, Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Левонтея Герасимова потерялась корова, много ночей не приходила домой начевать. Етот Левонтей Афонасьевиц Герасимов со своею хозяйкою Анною Яковлевою везде обыскали, не могли найти коровы. Потом Левонтеева хозяйка, Анна Яковлева, сла на вечерьнею молитву и стала со слезами молитце Господу Богу. И стала обещатце Юды Трофимовицу, дала такое обещание: «Есле у миня найдетца корова, то я прочитаю канон Юды Трофимовицу». «Потом на завтрешной день у нас корова сама домой пришла. Потом я прославила Господа Бога и также и Юду Трофимовица и поспешила исполнить обещание».

(…)

Мезенскаго уезда, около Иуды, ис той деревни один старец росказывал. «У нас у одного крестьянина было чудо. У этого крестьянина был сын женен. Этот крестьянин и сын его очунь погоняли эту женщину. Свекор журил кажной день невеску, и сын его свою супругу ненавидел и не любил ея, и вся семья ея не любили и ненавидели. Потом у этой невески случилось несчастие. Эта невиска ходила в анбар да ключ потеряла анбарней. Доложно быть, дорогой обронила да и не схватилась, т. е. не спомнила, что потеряла ключь. Потом ночью пала погодушка960, и все снегом занесло. Потом свекор пошол зачем-то в анбар и спросил у невески ключь анбарней. Вот эта невеска не знать, где взять ключь анбарней. Вот свекор, и сын его, и вся семья начали невеску бранить, журить и бить-погонять. Потом до того дожурили эту невеску, что эта невеска не знать, куда деватце. Потом эта невеска вечером стала перед Богом на молитву, и стала молитце со слезами Господу Богу, и стала обещатце Иуды Трофимовичу, и дала такое обещание: естле у их ключь найдетце, то «я бы пожертвовала Иуды плат алой, которой стоит 3 рубля, снесла бы к Иуды в анбарчик». Потом легла спать. Утром порядовная сусетка961 вышла за дровами, хочет топить печку. К этой сусетки прибежала собака и очунь лащище962, и принесла в зубах ключь анбарней. «Я взяла у собаки и-зубов, т. е. изо рта, ключь анбарней и побежала к суседу, потому что я слышила, что сусед потерял ключь от анбара». К суседу прибежала и сказала: «Не ваш ле этот ключь анбарней?» Сусед взяли ключь и видят, что ключь ихной. Этот сусед говорит сусетки: «Где ты ключь взяла?» Сусетка говорит: «Я вышла за дровами под окошко, и ко мне принесла собака ключь в зубах». Потом эта невеска росказала своему свекру и супругу о своем таком обещании, что «я дала такое обещание: естле у нас найдетца ключь, то я пожертвую алой плат Иуды, которой стоит 3 рубля». Потом этот свекор и вся семья подивились этому чуду и прославили Господа Бога и также и угодника Иуду Трофимовица, поспешили отправить невеску исполнить обещание Иуды Трофимовице».

1895-го году был слых и молва в народи. В Конещелской деревни у одного крестьянина зделалсе нездоровой бык трехгодовалой. Так этот бык зделалсе болен, что не мог выходить из двора вон. Потом у этого крестьянина хозяйка очунь плакала о быке и молилась Господу Богу со слезами и также и угоднику Иуды Трофимовицу. Вот у этого крестьянина было семество болшое. Потом в праздник семество отобедали, и все ушли одыхать. А хозяйка еще со стола убирает, да посуду моет, да все горюет о быке. Потом вдруг к этой хозяйки пришол какой-то странник незнакомой в черной одежды, Богу помолилсе в передней угол святым образам и говорит хозяйки: «Вот ты меня просила и молилась мне, дак Господь меня послал к тебе. Я и прищол к тебе». Эта хозяйка не почуствовала, что этот человек непростой пришол к ней. Потом эта хозяйка стала просить этого страника, чтобы этот страник не может ли выличить ихняго быка. Потом этот страник говорит хозяйки: «Дай мне воды теплой в чашку, я помолю Бога, чтобы Господь Бог дал твоему быку здоровья». Потом эта хозяйка говорит странику: «У мня нету теплой воды в печи уже. Я сечас наставлю самовар, сейчас скипит». Потом этот страник говорит хозяйки, что «нельзя и-самовару. Самовар – пустодом.963 Дай мне луче холодной воды в чашу». Потом эта хозяйка подала холодной воды странику. Этот страник взял у хозяйки холодную воду, и стал в передней угол пред святыми образами, и помолилсе святым иконам, и пошол к быку с хозяйкой. Этот страник идет к быку прямо к той стаи964, в которой стаи бык болной живет, как быто знает. И отворил ету стаю, и этого быка попрыскал, и половину полчаши воды вылил на этого быка, а другую половину полчаши воды вылил себе за пазуху. И говорит хозяйки: «Тепере будет твой бык здрав». И пошли с хозяйкой в квартеру. Потом эта хозяйка хотела страника угостить, начала страника просить, чтобы страник сел за стол. Потом этот страник говорит хозяйки: «Хозяюшка, попровать меня до ручья. Я тебе все роскажу, что почто у вас частыя ускотья965 падают». Вот пошол этот страник с хозяйкой до ручья по той дорошки, по которой дорошки ходят к угоднику Иуды Трофимовнцу. Потом пришли к ручью. Этот страник говорит хозяйки: «Хозяюшка, вот почто у вас падают частыя ускотья. У вас семество большое, вы праздники не почитайте, не чтите, вы в праздники работаите. У вас семество болшое, вы в праздник работы очунь много сроботаите, потому у вас и падают частыя ускотья. Естле бы вы не роботали в праздники, то и не было бы у вас ускотья». Потом я спросила у страника: «Чей ты, доброй человек, и откуда ты и куда ты пошол там в лес?» Потом этот страник говорит хозяйки: «Я пошол домой, я – Иуда Трофимовиц, житель места вашего. А ты ходи почаще, ставь свещи Иуды Трофимовицу. А в праздники болше не роботайте, то и не будет у вас болше ускотья». И потом вдруг этот страник Иуда потерялсе и зделалсе невидим. Эта хозяйка пришла домой, а на завтрешной день у их бык зделалсе здрав, как по-старому. Мы прославили Господа Бога и также и угодника Иуду Трофимовица.

Было чудо у Иуды. Мезенскаго уезда, Ущелскаго прихода, Верхнеберезницкой деревни у крестьянки Дарьи Михайловной Климцовой в то время, когда у этой Дарьи был сын Николай Васильевич Климцов еще не псаломщик. Вот этот Николай Васильевиц Климцов росказыват. У их потерялись телята, домой не пришли. И много время они ходили искали телят, негде не могли найти телят. Потом стали обещатце Иуды Трофимовицу пекчи коровашки до шести недель и подавать эти коровашки Христа ради и поминать Иуду Трофимовица. Потом, как это обещание положили, на завтрешной ден у их утром телята пришли домой. Эта Дарья прославила Господа Бога и также и угодника Иуду Трофимовица. Потом эта Дарья Климцова обещание исполнила.

1891-го, было чудо у Иуды. Мезенскаго уезда, Ущелскаго прихода, Смоленской деревни у крестьянина Петра Кожевникова потерялась лошать, конь. Этот Петр много время искали коня, но негде не могли найти коня, везде об- искали. Потом этот Петр стали обещатце Иуды Трофимовицу сходить к Иуды поставить свещу. Как этот Петр обещание положил сходить к Иуды, у их конь выбежал в ихной луг и нашолсе. Потом этот Петр прославил Господа Бога и также и угодника Иуду Трофимовица.

(…)

1898-го, было чудо. Архангелской губерни. Мезенскаго уезда, Ущелскаго прихода, Верхнеберездницкой деревни у крестьянина Григория Яковлевича Ситьникова зимою захворала лошать, кобыла, и всю зиму хварала до весны. И так эта лошать, кобыла, истощала, что страшно на ея и смотреть. Только зделалась лошадинной состав, кости обтенуло кожею, и нехто не думали, что эта кобыла выздоровеет. Потом этот Григорей дал такое обещание, чтобы немедлено сходить к Иуды Трофимовицу и поставить свещу его ангелу тезоименитому Иуды, брату Господнему,966 19 иуния, и помянуть Иуду Трофимовица. Потом эта кобыла с того часа стала исть967 еду, а ранше не ела еды. Потом стала поправлятце и выздоровела в скорое время.

Объявление об Иуды. В 1898 году, месеца юня 28 числа, обещания исправлять я пошол к Иуды в Конещелскую деревню. Я пришол, и приустал, и захотелось мне одохнуть. Я лег спать, и вижу я во сни, быто я пришол к Иуды в анбарчик, дверцы я отворил, а на полу прям968 дверей быто горит свеща, теплитце. И потом я розбудилсе. И потом я пошол по дорошки к Иуды, и пришол к Иуды к анбарчику, или к чесовенки. Дверчи я отворил, и зашол я в часовенку. Свещи я поставил образу св. апостолу Иуды, брата Господня, 19 юня живет969. И помолил за упокой Иуду Трофимовица. Потом мне пришли таки мысли на разум свой: что такое мне сегодня виделось во сне, быто горит, теплице свеща на полу прям дверцей? Потом я такую смелость возимел: осмелилсе я, вывернул прям дверей 3 половицы. А у мня был в собою посох, т. е. батожок. Я этим посохом начал сщупать, тыкать прям дверей в землю. И потом я нащупал прям дверей, от дверей на четьверть970 в земли, так росполагаю, что, доложно быть, гроб, длины около два аршина971 с половиною, а ширина у дверей около 3 (трех) четвертей. А другой конец гроба около 2 (двух) четвертей. А на гробу земли около 2 (двух) четвертей. Потом я осмелилсе и вырыл ямку серетка гробу, и дествително, я так росполагаю, что тут гроб с мощами угодиика Иуды Трофимовица.

В 1898 году,месеца юн я с 15 числа и до 29-го числа, было считано: было народу богомольцев у Иуды Трофимовица двести один человек.

В Конещелской деревни старожилы говорят, что этот Иуда – уроженец Пинежскаго уезда,972 а из деревни неизвестно. А по отчеству называли Иуду Трофимовицем, поэтому, доложно быть, отца у Иуды звали Трофимом, а матерь неизвестно как звали.

(...)

В 1898 году весною было чудо Иуды. Мезенскаго уезда, Beрхнеберезницкой деревни некая женщина Анна Яковлева Герасимова потеряла овцу, и много время искала, и негде не могла найти овцу. Потом стала обещатца Иуды Трофимовицу: есле у ей найдетца овца, то «я буду пекчи коровашки и подавать Христа ради и поминать Иуду Трофимовица». Потом у этой Анны Герасимовой на завтрешной день овца домой под окошко пришла. Тут эта Анна зрадовалась и прославила Господа Бога и также и угодника Иуду Трофимовица.

Было чудо Иуды. 1898-го, месеца иуниа, 8 числа. Мезенскаго уезда, Верхиеберезницкой деревни вдова Ксенья Грибанова спустила на волю свою корову. Потом эта корова у ей потерялась. Потом эта Ксенья везде обыскала свою корову и негде не могла найти своей коровы. Потом дала такое обещание Иуды Трофимовицу: «Есле у мня корова найдетца, то я буду пекчи коровашки и подавать Христа ради и поминать Иуду Трофимовица». Потом эта Ксенья пришла из лесу и пошла к суседу Федору Антипичу Ситьникову и говорит Феодору: «Я сегодня искала корову, и день весь выплакала, и дала обещание Иуды, чтобы пекчи коровашки и подавать Христу и поминать Иуду Трофимовица. И не помог мне и Иуда найти корову». Потом девочка неболшая, Петра Алексеева Климцова, прибежала под окошко и кричит: «Ксенья, твоя корова ходит у нас в заулки973. Тут эта Ксенья возрадовалась, и все суседи прославили Господа Бога и также и угодника Иуду Трофимовица.

(...)

О. Алексей спустил овец на волю. Потом эти овцы у отца Алексея потерялись. Потом этот священик о. Алексей стал обещатце Иуды Трофимовицу: «Естле у мня найдутце овцы, то я непременно съежду к Иуды и сослужу панихиду Иуды Трофимовицу». Потом у этого священика о. Алексея нашлись овцы, сами пришли домой. Этот о. Алексей обещание исполнил, съездил к Иуды, сослужил панихиду Иуды и прославил Господа Бога и также и угодника.

(...)

1898-го, юля 14 числа, было чудо. Мезенскаго уезда Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Афонасья Яковлевича Ситникова потерялась телица в леси, 4 ночи не приходила домой. Так росполагали, что зверь похитил. Потом этот Афонасей дал такое обещание Иуды Трофимовицу: естьле у его телица домой приидет, то он будет целой год пекчи коровашки и подавать Христа ради и поминать Иуду Трофимовица. Потом у этого Афанасья того же дня, 14 числа юля месеца 1898 года, телица домой пришла.

(...)

1893 года было чудо. Архангелской губерни, Мезенскаго уезда, Верхнеберезницкой деревни крестьянину Григорью Яковлеву Ситникову было чудо. Григорей говорит: «Я весной спустил лошать кобылу с чигой на волю, и всю весну, и все лето, и всю осень я не мог натъти ее и не видал ее негде и до снегу, и снег уш напал. Вот я и говорю: «Люди ходят овещаюце какому-то к Юды. Есле бы у мня кобыла нашлась, то бы и я сходил к Юды Трофимовицу». Вот я повалилсе спать и вижу во сни, бытто бы я пошол к Юды и подхожу г деревни. Я огленулсе назад и вижу: назади идут много девиц, они идут тоже к Юды. Я зашол в деревню в какой-то дом, и глежу я в окошко: ети девицы пришли к окошку. Одна девица зашла в избу в квартеру, и Богу помолилась, и вынела ис коромана изображение лошади. Ету изображену лошатку бросила ко мне в колени и говорит мне: «Ты пошол к Юды. Возми ету лошатку, снеси и повесь там лошатку ету к Юды». И тут я и розбудилсе. Вот я и росказал сон своим родителям. Я дал обещание: есле бы у мня нашлась лошать, то я бы купил изображение лошади и снес бы, повесил бы к Юды. Потом на завтрешной день я слышу, мне говорят: «Каки-то кони вышли на Келцемгору». Я пошол скорее и пришол на Келцомгору. Мне говорит некто Иван Миронов. Он говорит: «Я был на Юромском. Сходи, там объевлял крестьянин, Шилявы,974 Василья Ильица сын, что он поймал кобылу карюю с чигой, и на нижной губы бородавка». Я скорее пошол, и пришол к ним, и увидел кобылу, кобыла моя. Етот сын Васильев говорит мне: «Твою кобылу гонит волк в домашную сторону и выгнал в деревню. Мы в деревни поймали твою кобылу, и вот возми ее». Я поблагодарил его и прославил Господа Бога и етому Юды Трофимовицу исполнил обещание».

* * *

936

...на имя Александра Михайлова Кононова. – Иеромонах Никодим (в миру – Александр Михайлович Кононов, 1871–1919) – церковный деятель, духовный писатель и историк Церкви; уроженец Мезенского уезда Архангельской губернии, выпускник Архангельской духовной семинарии (1892) и С.-Петербургской духовной академии (1896), кандидат богословия, в 1901 г. был возведен в сан архимандрита. Служил на ниве православного просвещения: являлся ректором Калужской духовной семинарии (с 1904 г.), позднее – ректором Олонецкой духовной семинарии (с 1909 г.). В 1911 г. в С.-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии, 15 ноября 1913 г. стал епископом Белгородским. В годы революции выступал в своих проповедях против насилия большевиков, в 1919 г. был арестован и расстрелян. Определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 13–16 августа 2000 г. о. Никодим был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Его перу принадлежит ряд работ, посвященных святым Русского Севера («Архангельский патерик», «Олонецкий патерик», «Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники», «Преподобный Иов. Ущельский чудотворец и судьбы основанной им обители» и др.). Вероятно, Г. Я. Ситников был лично знаком со своим земляком о. Никодимом и некоторые записи о чудесах Иова Ушельского и Иуды Конещельского делал специально для него. В дневнике он рассказывает о своих безуспешных попытках отправить эти записи о. Никодиму по почте.

937

задумался, загадал;

938

будто;

939

...я заметил Илью Иванова Мишина... Семена Васильева Новикова. – Представители перечисленных фамилий (Мишины, Ситниковы, Кожевниковы, Новиковы) проживали в деревнях Лешуконья (Верхний Березник, Белощелье, Койнас и др.) (см.: Новиков А. Деревни Лешуконья: исторические очерки. Архангельск. 2007. С. 572. 574. 576). Одно из указанных здесь лиц – старообрядец Федор Антипович Ситников – отмечено в отчете экспедиции Пушкинского Дома на Мезень в 1958 г. В это время ему было около 80 лет и он по-прежнему проживал в дер. Верхний Березник (Дробленкова Η. Ф. Поиски рукописей на Мезени // ТОДРЛ. М.; Л., I960. Т. 16. С. 531. 536).

940

снял;

941

приподнимается;

942

...чудо про Иова...– Иов Ущельский († 1628) – соловецкий постриженик, основатель Ущельской, в честь Рождества Христова, пустыни на Мезени (у впадения р. Ежуги в р. Мезень). В 1628 г. он был убит разбойниками, пытавшимися ограбить монастырь. Местное почитание Иова установилось вскоре после его смерти. В середине XVII в. от его гроба начали происходить чудеса исцеления. Житие Иова Ушельского, содержащее очень скудные сведения о святом, известно сегодня в нескольких списках XVIII–XIX вв.. представляющих две его редакции (см.: Рыжова Е. А. I) Житие соловецкого постриженика Иова Ущельского – малоизвестное сочинение XVII-XVIII вв. // ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 55. С. 313–329; 2) Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Русского Севера (Вторая редакция) Книжные центры Древней Руси; Книжное наследие Соловецкого монастыря. СПб.. 2010. С. 545–574) В дневнике Г Я. Ситникова содержится около 20 рассказов о посмертных чудесах Иова, произошедших в конце XIX в. (исцеление местных жителей от болезней, наказание за грехи и нарушение различных запретов, чудесная помощь путникам, охотникам и т. д.) (см.: Пигин А. В Чудеса Иова Ушельского (из дневника мезенского крестьянина рубежа XIX–XX вв.) // Живая старина. 2016 №4 С. 2–6).

943

позвал, покликал;

944

в церковь Иевску. – Церковь во имя Иова Многострадального (ветхозаветного) над мощами Иова Ушельского в Ущельском монастыре.

945

блестит, сияет;

946

оставитъ неженатым;

947

В то время, когда в Койнаси при церкви находилсе священик отец Еграф… – Евграф Андреевич Калинников, священник церкви Николая Чудотворца Койнасского прихода на левом берегу Мезени, служил здесь в 1846–1860 гг. (см.: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии Архангельск. 1895 Вып. 2: Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. С. 347). Свою встречу в Койнасе с о. Евграфом в 1856 г. описал в книге «Год на Севере» С. В. Максимов. О. Евграф жаловался путешественнику на склонность местных жителей к «расколу» и нравственной распущенности (Максимов С. В. Избранные произведения. В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 116–117). Описанная здесь Г Я. Ситниковым история произошла, таким образом, в середине XIX в. и была записана им по воспоминаниям местных жителей (по «слуху и молве»). По-видимому, тот же Евграф («Еграф· – «старенкой старичек седатенкой») является персонажем и другого рассказа Г. Я. Ситникова о обретении мощей «святаго угодника какого-то», записанного в дневнике под 1 марта 1896 г.

948

не только;

949

обету;

950

из полиции;

951

сообща, вместе;

952

небольшие хлебцы;

953

привела себя в порядок;

954

жеребенок;

955

воочию;

956

позвала;

957

опоздали;

958

здесь: на следующий год;

959

веревке;

960

непогода, ненастье;.

961

соседка, живущая рядом, на той же стороне улицы;

962

ластится;

963

...нельзя и-самовару. Самовар – пустодом. – «Пустодомом» на Русском Севере могли называть как сам самовар, так и легкомысленного, пустого человека, плохого домохозяина (см.: Словарь русских народных говоров. СПб., 1999. Вып. 33. С. 145; Дуров И. М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. Петрозаводск, 2011. С. 349). Неприятие самовара как новшества, появившегося в русском быту только в ХVIII в., особенно характерно для старообрядцев. В старообрядческих сочинениях ХVIII–XX вв. самовар именуется «медным змеем», «сатанинским жертвенником», «адской утробой» (см.: Пигин А. В. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII–XX вв. // Живая старина. 2014. 4. С. 34–37).

964

хлеву, загону;

965

падеж скота;

966

...его ангелу тезоименитому Иуды, брату Господнему... – Один из апостолов Иисуса Христа, сведения о котором противоречивы; в православной традиции он отождествляется с апостолами от 12 Иудой Иаковлевым и Фаддеем-Леввеем и с автором новозаветного Послания Иуды. Память его 19 июня по старому стилю.

967

есть;

968

напротив;

969

отмечается, совершается;

970

Четверть – мера длины: четверть аршина, четыре вершка, около 18 см.

971

Аршин – мера длины, около 71 см.

972

...уроженец Пинежскаго уезда... – Пинежский уезд Архангельской губернии по реке Пинеге, к юго-западу от Мезенского уезда.

973

переулке, проходе между домами.

974

«Каки-то кони вышли на Келцемгору»... «...объевлял крестьянин, Шилявы...» – Кельчемгора, Юромский (Юрома), Шилява – названия населенных мест Лешуконья. Деревня Шилява входила в состав урочища (куста деревень) Кельчемгора.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 20: XVIII-XX века. - 2020. - 399, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle