Источник

Письма и послания дьякона Фёдора Иванова2935

Послание «отцам» и «братии» из заточения2936

О послании в заточение и о нестерпимом мучении диякона Федора за святую церковь и о еже како искусил властей прелестных2937.

Возвещу вам, возлюбленнии мои отцы и матери, и братия о Христе, да познаете, како мя, грешнаго диякона Феодора, покаряли к новому нечестию на Угреше и чего ради аз вмале посходил им тамо, седя в темнице.

Егда изгнаша нас архиерее из сонмища своего2938 и священный сан содраша с нас, со священным протопопом Аввакумом, во един день, и егда изведоша мя из церкви, и аз, грешный, и ту людем, безчисленным стоящим, светлым гласом проповедах истинну, сложа в руке своей крестное знамение, и горе2939 то воздвиг, и возопил к народу: «За сию истинну стражду и умираю, братия, и за прочия догматы церковныя!»

И в ту пору, отведше, посадиша мя в холодной чюлан на Патриарше дворе, и тут сидел два дни за сторожами.

И на третей, по утру за три часа, пришедше от царя воини, взявше и ведоша мя ко Красному крыльцу. И сверху сошел голова и спросил: «То ли диякон благовещенской?» И они сказаша: «Тот». И повелел голова стрельцом взявше и посадити за караул у Каменнова мосту.

И егда стало свитать, тогда пришел полуголова и велел за собою вести стрельцом безоружным ко Тресвятцкому мосту, и тут приехал думной Дементей2940 и сказал мне: «Поедь, куды повезут, и не кручинься: сердце царево в руце Божии».

Аз мнел, яко царь в Коломенском2941 и к нему везут мя на роспрос, понеже подал в церкви тогда челобитную за печатью, – великия дела Божии писаны, – и чаял, сам царь там распрашивать станет: и ево дела были тут писаны.

Егда выде за город, появилися извощики и стрельцы со оружием и, посадивше на телегу, повезли мимо Коломенсково, не вем куды, странным2942 путем по берегу Москвы реки да по болотам, а не прямою дорогою, ко Угрешскому монастырю, чтоб никто не видал знакомой, куды посадят. И по сем, ехавши, аз оглянулся и увидех: вдаль мене отца Аввакума везут. От Москвы повезли на свету, а на Угрешу привезли в осмом часу2943. И как привезли к монастырю нас, и взяли отца Аввакума два стрельца под руки, и обвиша главу его япанчею, и повели на монастырь сторонними2944 враты, что от рощи. И аз, необычное зря, ужасом одержим, стах, помнех в себе: в пропасть глубокую хотят нас сажать на смерть; начах прощатися со женою и чады и со всеми вами, верными.

И отведше Аввакума, – не ведал, камо его деша, – и пришед полуголова, и велел стрельцом взяти мя тако же, а главу мою со очима рогожею покрыта и до ног. И, приведше, посадиша мя в башню пустую, а бойницы замазали и двери заключили. И по малех днех стал полуголове бить челом, чтобы веску подал жене моей, где сосланы, чтобы жена моя, безвестнаго ради сослания, напрасной смерти не предала себе и души своея не погубила мене ради, грешнаго; и посул давал ему, он же не восхотел отнюдь послати вести: «Царя, де, не смею».

И по триех неделях помысли, окаянный, молити всещедраго Бога, дабы известил сердцу моему Христос, аще неправо что старое наше благочестие и новое что добро. И три дни, грешный, не ел, и ни пил, и не спал, токмо плача милости просил у Творца своего. И Христос, Спас мой, паче еще сердце мое утвердил, яко умрети за все старые, а новаго – совесть моя сложилася сердцу – отнюдь ни во что не приимати: «Все лукавством составлено», – глагола во мне совесть. И не ядши, изнемог. И караулшики, видевше мя изнемогоша, сказали полуголове. И он, пришед, вопросил мя: «Что, де, диякон стар, не ешь?» И яз рек: «Изнемогаю». – «Ино, де, бы призвати отца духовнаго?» – И аз ему рек: «Порадей, пожалуй!» А исповедаться подумах: либо какову смерть нощию внезапу сотворят, и отец, реку, духовной, скажет вестку жене, где мы.

И как аз стал просити духовнаго отца, и полуголова: «Не смею, – рек, – без царева ведома дать». И о том отписал к думному Дементию. И Дементей царя доложил, и царь ево ко властем послал, и власти в монастырь, Павел с товарыщи2945, грамоту прислали по государеву указу: «Тако, де, покаряется нам; повелеваем его исповедати и причастить». И допрашивал меня игумен монастыря того: «Покаряеши ли ся церкви и собору нынешнему?» И аз сказал противу: «Покаряюся святой соборной церкьви восточной, что прияла древле и держит догматы». И написавши они скаску мою, велели руку приложить. И в полночь прислали ко мне слугу с нею. И аз прочел и увидел: у них написано, что бы мне на предния слова не обращатися. И не хотел руки так приложити: «У меня, – рек, – слов никаких худых не бывало». И слуга мне рек: «Да уж, де, скажут они». И аз подумах: «Уш то, – реку, – в чем аз промолвился где?» И приложил руку, постояв.

А тово не ведах, что в дому моем все перепечатали, и слова многия собиранья были у мене от Божественных Писаний, и старца Спиридония на их отступление2946 и на лукавыя догматы их, и то все у меня без нас взяли, и ныне не вем, где их девали. И после скаски стал аз просити отца духовнаго, добраго старца, у игумена и полуголовы; и они сказали мне: «Как, де, станешь умирать, тогда дадим отца духовнаго». И аз востал здрав о Христе: «Челом, реку, бью на милости вашей!» И паки писал аз им, что святой соборной и апостольской восточной церкви ни в чем не противлюся.

И после того вскоре дал Бог царю государю сына Ивана2947 царевича, и тоя ради радости царь нас ис темницы свободил и взяли к Москве.

И опять дияки розпрашивали меня в приказе Патриарше, и аз те же слова говорил, что восточной церкви и догматом ея древним не противлюся. И отдали Павлу краснощокому под начал на двор.

Тот враг лукавой много надо мною казньствовал2948 и всем, стоящим в вере, рыет яму и царевым сердцем мутит. И егда стали священнику Никите2949 ругатися, будто он за неправду стоял, а он, не претерпя их томления, дал повинную и, по Пожару2950 ходя, прощался, не согрешив, пред народом, и аз слышах, – такое лукавство над нами творити начинают, – место гневу их дал: взявши жену и чад, убежавши, скрылся, рек в себе: «Лутше ми умрети, нежели соблазните единаго от малых, верующих правь».

И егда услышах, яко ищут мя прилежно и грамоты посылают по градом и другое моих по Христе стали истязовати, приводя в приказ, и крепите во мне, тогда аз паки пришел сам свою душу за них положити, а их чтобы свободили, пожаловали. Спаметовал аз Спаса своего слово, еже рече: «Волыни сея любве никто не имать, еже кто душу свою положит за други своя». То мое, светы, все повиновение.

Письмо на Мезень к семье протопопа Аввакума2951

Юзник темничной, грешный диакон Феодор Иванов многострадальной страстотерпице Настасье Марковне радоватися о Господе и здравствовати со всеблагодатным домом, с любезными чады своими, и с добропокорливыми домочадцы; буди на всех вас благословение Господа нашего Исуса Христа отныне и до века, аминь.

Да спаси тя Христос, матушка Марковна, за любовь милосердия твоего, что пожаловала, прислала мне, темничному юзнику, въкупе з батюшкой протопопом запассцу с Лодмой – преже крупок овсяных, а ныне на лодье Иванове и богатее того сугубо – яшныя мучки и круп яшных и грешневых. Мы з батюшком ис темницы нощию, пособием Божиим и направлением святых ангел своих хранителей, вышли к брату Алексию в дом, и тут побеседовали, и с Поликарпом вашим, мезенцом. И запасу мне отец половину отделил, крупы и муки. За то вам воздаст Христос Бог милость свою во он день, чесна ваша милость во время нашия скудости. И почему2952 у тебя, Марковна, запас куплен там, и ты зачти себе денег моих, что жена прислала.

Да писал я к вам преже сего в грамотке, – с тем же Поликарпом придет, чаю, – о покупке полпуда меду и о ином. И аще дорог мед, и вы, светы, не купите, да деньгами мне пришлите по зиме, аще Бог изволит и живы будем. А аще уморят нас зде, и вы нашим раздайте или Андрею сюда пришлите2953, а при нас всякую посылку к Лодме присылайте, покамест живы. Тюрьмы нам зделали по сажени, а от полу до потологу – головой достать.

Да слава Христу истинному, Лазарь отец писал царю письма2954, – другой год уже там, – и ныне велено у него с Москвы о тех писмах взять скаску, и прислать к царю, а писал страшно, и дерзновенно зело – суда на еретиков просил. Да не чаем мы – дать суд праведен. Когда еретик еретика судит вправду? Ни, ни! Никогда бо сатана сатану не изгонит, по словеси Христову. Две грамоты у него: царю да Асафу патриарху2955, молчаливому потаковнику прелести сатанине.

И отец Аввакум посылает царю послание2956 с сотником старым, сотник емлет у него; чаю, и аз пошлю. А список к вам послан с Поликарпом вашим; до показанных откровений отцу о царе и о себе – мое о Христе счинение, а те тайны Христовы сам писал отец до конца; и посем уже что отродится от рога того злаго2957! Но без суда Божия и он нам ничего не может, бедной, сотворить.

Молитеся вы все, светы, крепко о нас сотворшему нас Богу и на превелие сие дело свое избравшему. И правила, и книга «Ответ наш о православних догматех» – за руками – послано все с Поликарпом.

И ты, братец Иван2958, порадей о пользе Церкви Христовы опасно2959 и сотвори так, как отец приказал вам: в Соловки пошли и к Москве верным. И тут давай списывать верным человеком, иже довольны будут и иных научити, а списовали бы добрым письмом. А послание, что к тебе писано, брате Иоанне, от меня, и ты того в Соловки и не посылай, руку мою. Судите, как лучше; и в Книге все есть, отступником бы не попало: они руку мою знают, и сам рог антихристов знает, знает руку мою. Дела его тако наричют2960.

Да и в Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мору2961 еще преставился; ныне тут и пустыня заведена над мощъми его; и тот глаголал о нем пророчески до отступления еще задолго и до Никона. Егда седе на царство он, и пришедшии неции христолюбцы в пустыню ко святому Михаилу, рабу Божию, и возвестиша ему: «Иной царь-государь воцарился ныне после отца своего». И Михаил рече им: «Несть царь, братие, но рожок антихристов». Еже и бысть ныне: видим брань его на Церковь Христову.

И о сем, как были вы в Нижном, сказа мне в монастыре страж мой темничной, Артемей суздалец. Да и впредь, братие мои вы о Христе, аз глаголю вам: добра от него не будет церкви и миру, в том ему и пропасть, в своем лукавстве, не обратен бо.

А в малыя темницы к Покрову2962 преведут нас.

А посем вам мир и благословение – матушке Марковне и брату моему о Господе Ивану Аввакумовичю, со женою Неонилою, и з дочкою Марьею; и братиям моим о Христе – Прокопью и Афанасию Аввакумовичем; Феодору и Луке, аще и не виде, его; и сестрам – Агрипене и Акилин, и Оксинье Аввакумовнам; и труднице2963 Христове, вдовой сестре Фотинье Ярофиевне с сыном – тоже благословение; и Оксинье девице, и новокрещеным сестрам тоже.

А Григорюшко, сказывают, прочь отшол2964. Мало ему жить, скоро умрет, и труд свой губит, что не до конца терпит; худо то.

Да, пожалуй, брат Иван и кум мой, пиши и к жене, моей и Максимушку2965 от себя, и ко мне о них, что услышите.

Да простите вы, любезнии мои, меня, грешнаго, и помолитеся о мне ко Господу, а на вас буди благодать Божия отныне и в век века, аминь.

Да помните ли вы, что глаголет чюдный пророк Аввакум2966 в песне своей: «Оскудеша овцы от пищи и не будет волов при яслех»? То христиане от причастья оскудеют неправыя ради службы; а «волов при яслех не будет» – толк: попов достойных и православных в ольтаре не буде. Волы – попы, ясли – олтарь или церковь. Глаголет Писание: «Будет бо что поп – то винопийца и пияница, что чернец – то вор». Тако истинна суть и к тому идет. Горе, горе живущим на земли злым, а вернии вси, аще и по земли ходят, но верою на небеси живут!

Да сие все про себя знайте, а письмо раздерите мое мучителева ради имени2967.

Отдать ся грамотка на Мезене в слободка протопопице Аввакума протопопа Настасье Марковне. Писано сентября в 1 день.

Послание из Пустозерска «братиям», «сродникам» и сыну Максиму2968

По церкви Христове, юзник диякон Феодор благоверным братиям и сродником моим по плоти о Господе. Благодать вам и мир от пресвятая единосущныя и нераздълимыя Троицы, единаго триипостаснаго Бога, а о мене, юзника, благословение вамъ о Христе Исусе.

Приклоните ушеса во глаголы уст моих: побеседую вам о Господе отчасти, во славу имени Его святому. Поучает ны пророк Давыд: «Исповедайтеся Господеви и призывайте имя его, возвестите во языцех дела Его, воспойте и пойте ему, поведите вся чюдеса Его, хвалитися во имя святое его. Да возвеселится сердце ищущих Господа!» Взыщите Господа и утвердитеся; взыщите лица его выну2969, сиречь всегда, понеже и сам Господь глаголет иным пророком: «Аз мене любящая люблю, и взыскающии мене обрящут благодать»2970. Никтоже бо, взыскаяй Господа, оставлен бысть. Добро, братие, прежде всего взыскати Бога и в пути Его правыя ходити, и по воли Его святой жити, и прославляти чюдное имя Его детелне!2971 и словесне в жизни сей. Сам Христос, Сын Божий, собою нам прописав образ жития сего. «Начат Исус творити же и учити», – пишет бо святый Лука евангелист. Такоже по Христе и вси святии его, шествоваху доныне и ныне шествуют любящии его вседушне и душа своя полагающе по Нем и по Церкви его святой, им же и аз, грешный, потщахся отчасти последовати. И не оставлен бысть от Христа, Бога моего, но и о мне, недостойнем, прославил имя святое свое в малом страдании моем – даровании дву язык по отрезании и десницы моей, якоже благодати тезоименитому Дамаскину и Максиму Исповеднику2972, и иными множайшими своими Божественными присещеньми, и не по делом моим, но по своему благоволению и милости человеколюбной.

А о явлении соловецких чюдотворцев ведомо ти, писах аз к вам о том преже сего. И по том убо явлении святых тех отец пред Госпожным постом, взыде ми на сердце о их великой лавре молити Бога тридневным постом и бдением, – еже бы три дни не ясти, ни пити, и не спати, – дабы Христос-Вседержитель, свет, избавил ю от мучителя того лукаваго, якоже весть своими судбами. И попросих у него, Спаса своего, помощи и силы к таковому труду, аще годе ему будет тое желание сердца моего и послет ми благодать свою свыше. И по сем прошении, на утреннем славословии, творящу ми поклоны за каноны, и абие2973 нападе на мя сон необычен, и видех яко отверст покров2974 темницы и с небес летящь над мя яко клуб некий, светел зело и чист, яко хрусталь солнцем смешен. И от сего разумех аз, яко помощи ми хощет Господь своею благодатию к тому делу.

И егда наста пост Божия матере, и аз касахся тому труду2975, и Христос поможе ми и Пресвятая Богородица то дело совершити. И в третий день восемь бысть сумрак; аз же во оконце зрю, куря темницу2976 свою. И абие слышах в той час стрельбу с неба, – трижды стреляло, яко из великия самыя пушки, над Соловецким монастырем (место то знаемо мне, и окно темницы моея к той стране зделано). А грому в той день не было и ветру, но тихо бысть зело. И аз помышлях всяко о том знамении: что хощет быти и что сотворит Спас-Господь о обители своей? И не разумех в то время.

И посем мину пять месяцов, и обитель взята бысть и разорена от врагов, и седящии в ней мнози отцы и братия оружием избиени Быша и заклани, яко агньцы, овии же повешени за ребра, овии же во льду мразом поморожени, иныя же инако казнены и замучены от царева воинства. И сам в том времени царь той мучитель от Спаса поражен бысть в смерть молитвами тех страстотерпец новых. Еще же и великих оных триех мучениц2977, благоверных жен, молитвами сокрушен бысть. И они, светлы сострадальцы наши, в той же зиме затомлены горкою смертию от царя того же жестокосердаго.

И в то время Божиим действием некако явися ми Христова раба избранная, любезная моя мати и сестро о Господе, благоверная боляроня Феодосия, – и за пять дней до преставления своего (опосле сочтох аз о том), – и рече ми: «Помолитися о себе, нужно, де, нам стало зело и горко» (а того еще аз не ведах, еже они посажены во иныя ямы глубокия). Помолихся о них аз, дабы не попустил Христос выше меры искуситися им: разумех велику тягость некую, наложену на них.

И егда блаженная она мученица Феодосия по смерти своей вскоре предста у царева одра, Феодорова, и мне, грешному, показано о том в видении тогда.

Потом же, когда прииде нам весть, яко Соловецкой монастырь взят бысть и разорен, и аз, грешный, вельми оскорбихся о том, и правило отверг того дни, и начах седя стужати Христу-свету, и от горести з досадою глаголати, яко векую2978 попусти последнюю обитель разорити и осквернити, – и бия рукама своима в перси и о постелю свою от зелныя2979 жалости: «Презрел мя еси, Господи, – глаголаше, – и не хощу уже впредь просити у тебе ни о чем, ни псалом пети, токмо едино: „Создавый мя, помилуй мя, – глаголати, – буди воля твоя!”» А прежнее прошение и забыл в то время, еже просих полезнаго спасения о обители той святой. И еже тамо разделения междоусобное бысть, того аз и не ведах.

И видя се, святый ангел мой хранитель смущен на мя, зело окаяннаго, и начать плакати, ходя окрест темницы моея, и ко мне припадати сквозь стены, умилно2980 в день. И глас его слышу – песнотворец некако, и тонок и светел, а лица его не видех, понеже бесплотен есть. И посем ужас нападе на мя от плача того. И зазрех2981 аз себе в том, яко недобре пререкуя Господеви, и падох на землю пред Богом, начах каятися о том. И хранитель мой, свет-ангел умолче от сетования своего.

И того лета прислано к нам в Пустоозерье в сылку Соловецкаго манастыря того десять человек трудников, и от них уразумехом, яко велико нестроение и крамола стала бысть тамо междоусобная, и того ради предал Господь их в руки врагом, да овых венчал, а овых смирил и наказал. Того же монастыря чернец Феоктист некто перекинулся к Мещерскому Ивану в полк2982 и указал тайное окно на стене, и ту пусти врагов обстоящих2983. И тако предал им святую ту обитель свой враг. И мерзость запустения ста ту на месте святем до времяни своего.

Да еще преже сего, после казни вскоре, молил Христа-света, да явит ми, будет ли никониянской прелести разрушение и конец потребления2984? И показано ми о том. На пустом месте стоит погреб зело велик, яко 20 сажен, и глубок, подобен аду; и полон бысть погреб адскаго меду сырцу2985, и роздан уже весь в мир той лестный мед2986, остался токмо един угол уже. И на нем стоит, яко на глине, сам Никон во единой свитка балахонной, и на главе его колпаченко худо, яко на кабацком ярышке, и своима рукама раздает мед той, не в сосудех стоит ту, но тако лежит, яко глина. И посем с небе от Бога гнев послася велик на всех людех тех, кои приимали мед той от Никона, – начат падати свыше на них, яко скалы черныя со огнем, и вси людие возмутишася от того зело. И се конец тому видению. Разсуждая всяк сам.

И потом паки еще просих у Спаса своего о том же, и показано сице еще: видех поле некое темно и жаб исполнено бысть, и жабы те все изомроша и иссыхоша, яко листвие, и бегаю по них и топчю ногама. И се конец тому. А что будет – не вем.

И посем аз о клятвах сумневахся и сетовах некогда. В пост Филипов отпех заутреню рано и повалихся на скамейцу, и начах размышляти в себе, глаголя: «Что се, Господи, будет? Тамо, на Москве, клятвы2987 вси власти налагают на мя за старую веру и на прочих верных, и зде у нас между собою стали клятвы, и свои друзи мене проклинают за несогласие с ними в вере же, во многих догматех, болше и никониянъских!» И егда размышляющу ми о сих всех, абие внезапу глас бысть, яко гром во узилищи нашем. И яко войско велико аггелов или святых прииде, – не видех лиц их, – и начаша согласно вси глаголати во едино слово, яко мнози ученицы у мастера, псаломское оно слово: «Оскверниша завет Его, разделишася от гнева лица Его». И многажды се слово возглашаху они и престаша. И паки начата второе слово возглашати по сем псаломское же, сие оное: «Истиною твоею потреби их!» К Богу вопияху на противящихся истине Божией. И сию речь многажды же глаголаху соборне. И посем ино не бысть ничтоже. А мне, грешному, дано гласы те слышати, а не сказано ничтоже, на ково они те слова пояху, – на никониян ли, или на нас, или мене научаху внешних и внутренних противных врагов тою молитвою потребляти. И в недоумении бых великом о том. И они обругали, и в смех поставили, и не умилилися2988 нимало ‹...›.

Тако бо и наш московский царь Алексей Михайловичь, прельщенный от Никона, еретика и отступника, при смерти своей позна неправду свою и законопреступление свое, и отпадение от правыя веры отеческия, и вопияше великим гласом, моляся новым преподобномучеником соловецким: «О господне мои! Послушайте мя и ослабите ми поне мало, да покаюся!» Предстоящий же ту и седящии вопросиша его, глаголюще со ужасом: «Кому ты, царь-государь, молишися прилежно и умилно?» Он же сказа им, яко «ко мне, – рече, – прийдоша старцы Соловецкаго монастыря, и растирают вся кости моя и составы2989 тела моего пилами намелко, и не быти живу от них! Пошлите гонца скоро и велите войску отступить от монастыря их!» Боляре же посла гонца скораго, по повелению цареву. Ин в то время самыя болезни его взят бысть монастырь и разорен, и братия вся, иноцы и белцы, побиени Быша и замучены разными муками лютыми и необычными, и Никонор преподобный2990, архимандрит и многолетний старец, иже и отец духовный бе ему, царю Алексею на службе, и той замучен бысть ту разными муками во едином часе от стрелецкаго головы Ивана Мещерскаго, сатанина угодника. И гонца он послал к царю на радости, чая себе великия почести, еже взял монастырь и пригубил всех живущих в нем; гонцы же оба на пути сретостася и сказаста друг другу, чего ради послана, и без пользы возвратишася кождо во своя. Царь же потом скоро скончася недобре. И по смерти его в той же час гной злосмраден изыде из него всеми телесными чювствы, и затыкающе бумагою хлопчатою, и едва возмогоша погребсти его в землю.

И по нем прием державу царствия его царевичь Феодор Алексеевичь, и по наказанию отца своего повеле в Соловецкой обители Пантократоров службе церковной по старым книгам быти, за них же пострадаша до смерти архимандрит и старцы, и вси трудники Христовы, и прочая вся держати по чину и по уставу святых чюдотворцев новопосланному архимандриту2991.

Патриарх же Яким2992, отступник отеческаго благочестия и паршивый пастырь, не восхоте тому быти, и приказал по-новому вся быти и творити, стыда ради своего, понеже на соборищи том лучший сват бысть, всякия от царя ответы и лести2993, и страхи и ласки, и прещения и моления, и обличения новый бляди2994 относил.

И во время бо обругания моего, егда остригоша мя с протопопом Аввакумом на единой литоргии, и в той час, преже стрижения и клятвы, послах аз с ним, Иоакимом, увещательное послание к царю Алексею о многих сокровенных тайнах церковных и о новых ересях на двунадесяти столбцах, писано моею покойною рукою, и запечатано крестом Христовым, и наверху свитка того подписано бысть сице: «Сего писания никому не распечатать, ни прочести, кроме самого царя, и с сим писанием хощу аз судитися с вами на Страшном суде Христове». И от того писания от царя ко мне ни единаго вопроса, ни ответа не бысть, ни блага, ни зла, умолче бо о всем, якоже оный не имать одеяния брачна на себе и самоосужден от совести своея: напоили убо его никонияне пияна християнскою неповинною кровию и своим прокислым вином прелести, и ограбили душу его, яко татие и разбойницы церковнии, сняли с него драгую ризу православия отеческаго, и облекоша его во многошвенная2995 своя и разодранная рубища нечестия многаго. Бою бо ся, едва не речет ли ему Царь царствующих, Христос, Бог наш, якоже и оному худоризному на браце: «Связавше ему руце и нозе, вверзете его во тму кромешнюю, ту будет плачь и скрежет зубом».

Той же сват лестной, Яким, то время архимандрит бысть в Чюдове монастыре2996, и на соборе своем паче всех архиереов похвалялся на нашу кровь, глаголя нам: «Егда вам отрежут языки те за укоры ваша, тогда уже как станете говорить? И егда отсекут вам руку ту правую, тогда как станете креститися-то?» – якоже Каияфа2997 пророчествовал нам. Мы же отвещахом по-единому им: «Аще и главы наша отсечете за истинную веру отец наших святых, не боимся мы того; а языки нам силен Христос иныя дата, новыя».

И по совершении соборища своего лукаваго збысться его проречение на нас, – отрезаша нам трема по языку: Лазарю-попу и Епифанию-иноку, по времени и мне, Феодору, Христос же, Спаситель наш свет и праведный судия, не оставил нас, паки даде языки и слово нам по-прежнему. Мы же благодарим его, Творца своего, о том чудном даровании его, и писахом к Москве благоверным братиям в славу его, и царю ведомо бысть о том. Нецыи же христолюбивии братия начата Христа прославляти, а отступников поносити, за кровопролитие наше, и новоутверженное их нечестие укоряют со дерзновением.

Архиереи же лукавии, Павлик и Ларион2998, и архимандрит Иоаким, и прочии злии советницы их и новолюбцы посрамлени Быша от них, и умыслиша ин ков паки на нашу кровь грешную, лютейше перваго сугубо, еже бы не быти живым нам. И приидоша к царю и начата жалобу творить на тех, братию нашу о Христе, благочестия поборников, и на нас клеветали ему, глаголюще: «Развратили, де, государь, изгнанныи и осужденныи от нас, пишут к Москве людем многим и хвастают, после казни бутъто им паки Христос дал языки иныя, и говорят по-прежнему ясно». Царь же рече им: «Слышах и аз о том». Они же, кровососы, начата ротитися и клятися2999 пред царем, и широкими ризами потрясати, и колокольчиками, яко сучки плясовыя, позвяковать, и глаголати царю лестныя глаголы: «Никако же, государь тишайший, нестатное3000 то дело, еже Христу дати им языки после нашея клятвы, – ни, государь, лгут, или мало им отрезано уже то!» – «И сего ради, – говорят, – пошли, государь, паки нарошно к ним, врагом нашим, и повели при всем народе до основания вырезать языки у них, и по руке отсещи, за Христово то их знамение крестное, и мы в то время услышим и правду их узнаем, даст ли им Христос, Сын Божий, языки те, и как-то станут говорить паки!» Царь же рече им: «Батки, суть не устать казнить-то? Да боюся и Бога: была им уже казнь, – и духовная – ваша, и наша – градская!» Они же, темныя власти, якоже жидовския архиереи рекоша Пилату о Христе, тако и они царю о нас: «Кровь их на нас, государь, и на чадех наших! Не подобает уже им, противником, и живым быти!»

К сему же иную злую кознь возвели на ны в то же время они, лукавии змии, бутьто мы послания писали на Дон к казаком3001 и мир весь восколебали тогда. И теми они, лестьцы, и возмутили паче царьскую душу на ны, еже бы чем пригнати нас к смерти. Царь же поверил им, и послушал их, и повеле на Москве тех рабов Христовых хватати, и в темницы такоже сажати, и за караул предавати и мучити всяко. К нам же в Пустоозерье посла полуголову Полтева приказу Ивана Елагина3002, и повеле нам паки языки вырезать до основания последняго и по руке отсещи.

Пригнав же скоро полуголова, и сотвори на при всем народе, и к болезни язв наших приложиша болезни, и к ранам раны нам прибавиша смертныя. Аще бы не Господь помогл нам паки в то время лютое, смертное, невозможно бы нам уже и дыхати, и приничати. Праведный же судия и сердцеведец Христос, истинный Бог наш, хотя лестное их умышление посрамити и прелесть никониянску и козни обличити, преславная сотвори о нас, о рабех своих, и в то же часе по казни той даде нам паки глаголати ясно, и раны вскоре исцели, яко всем людем дивитися и славити Бога о бывшем чудеси. И исполнися слово Христово на нас, еже по воскресении рече учеником, посылая их на проповедь: «Знамения же веровавшими сия последуют, именем моими бесы изженут, языки возглаголют новы, змия возмути, аще что и смертно испиют – не вредит их»3003 и прочая.

Егда же полуголова по казни нашей ста на Москве, и прииде к царю, и сказа ему вся бывшая о нас; царь же заповедуя ему крепце не возвещати о том на Москве ни единому от человек, архиереом же тем кроволюбцем, Якиму, сам царь сказал, яже сотвори Бог на ними. Они же, окаянии, слышавше, и безгласны Быша пре ним. И тако сия вся слышавше и видавше Иоакиму, паршивому пастырю, а обратитися на старыя правоверия, отец своих, не хотящу, и прочим таковы: легчае бо ему в том отступлении и отчаянии, якоже Июде предателю, удавитися, нежели ко Христу обратитися, занеже он не Бога ради и постригся и спасения ради души своея, но телеснаго ради покоя и чести.

Быв убо он холоп царев, служивой ростовских мелких дворян Савеловых рода, и бывшу ему на службе под Киевом, и жена же его без него начат прелюбодействовати явно з блудниками. Тамо же в полку товарищи его начата кощуняти3004 над ним, глаголюще, яко «жена твоя удавит тя, аще приидеши в дом свой к ней, зане ины мужи имать лучши тебе!» Он же, не хотя служити царю своему, и стыда ради того тайно отъиде тамо в Печерской монастырь, и пострижеся, занеже ведая, яко на Москве и во иных знакомых местех не постригают здоровых служивых людей по царской заповеди. Сего ради тамо пострижеся, и пожив мало, и преступи обещание, и бежа к Москве, яко оный ученик Сисоя Великаго, тако и он от своего наставника, ища славы мира сего. И о сем сказа нам сотник Андрей Киприянов – на карауле стоял у нас, и на службе бывал с ним. И бояся исперва на Москве жити, дабы не ростригли и не послали на службу, сего ради нырнул к Никону в новой его бесовской Иеросалим3005, и тут почал учитися грамоте, и напился ту фарисейскаго квасу; а до того не знал он писания разве3006 азбуки, ни церкви, ни чина церьковнаго, и не разумел догмат святых отец наших древних, и ныне не знает, занеже не того ищет,– и книг святых не прошлец3007 и не читатель, понеже человек был служилой, и жил в глухой деревни, и зайцы ловил, а у церкви в редкой Велик день бывал. И у Никона мало поживши, и пронюхал, яко Никону уже не быти патриархом на Москве в старой чести и славе, тогда збежа и от Никона и прииде близь Москвы в монастырь Андреевской3008 к строителю Аврамию, и паде ногама его, да приимет его и опознает на Москве честным людем.

Монастырь же той назидаше в то время околничий царев ближний Феодор Михайловичь Ртищев, и сестра его Анна3009, Никонова манна, кравчая царицына. И той строитель Аврамей призвав его ко окольничему Феодору Ртищеву, и по сем того Якима учинили казначеем в Симонове монастыре3010, и по мале привели его в келари ко Спасу-на-Новое3011. Тут же живе у Спаса отец Феодора Ртищева, Михаил Алексеевичи, по обещанию. Келарь же Яким начать Псалтырь твердити, начался3012 игуменом быти помале3013; Михаил же Ртищев, слыша от слуг ту сущих часто Псалтырь в руку его держаща и чая его молитвенника быти велика3014, и царю похвали его. И сам он, Яким, всегда являшеся пред царем, во всяких ходах и походах, и валяяся пред ногама его. Царь же разума его угодна быти себе, и приказа его испытати оному Михаилу Ртищеву, который он держится веры: старыя или новыя. Михаил же исповеда его тамо о всем. Яким же сказа ему: «Аз, де, государь, не знаю ни старыя веры, ни новыя, но еже что велят началницы, то и готов творити и слушати их во всем». И Михаил сказа се царю. И посем поставили его в Чюдов монастырь архимандритом на Павлово место3015, – пришел вор на вора, а вси на Бога! ‹...›.

Тое же зимы и года и Аввакум протопоп паки взят бысть из сылки с Мезени к Москве и на сонмище их, привезен и послан бе в Пафнутиев монастырь3016 в соблюдение. В Великий же пост зимы тоя сам царь ко всем архиереом ходя нощию на подворья их и по сто рублев даяше им милостыни, и моляше, и глаголя: «Отцы честнии, будите со мною, и аз с вами!» Они же обещавахуся ему радостно. Аз же в соблюдение отдан бех на Москве в Покровъской монастырь по Павле, и во град часто поемлем бех. И по Пасце обругаша3017 мя с протопопом Аввакумом во един день. А Никиту-попа преже нас остригоша за три дни. И предаша нас царю в руце; царь же посла нас трех в монастырь святаго Николы, иже на Угреши, и тамо держа нас за стражею своею лютою разных темниц. И се бысть над нами до пришествия греческих патриархов Паисия и Мокариа за пять месяцов. Последи же нашего обругания и послания на Угрешу посла царь Павлу-митрополиту в почесть полторы тысящи сребра за ков3018 и труды его, еже потружался над нами и по воли его устроил. По сем же предании, у Павла того архиерея, предателя, попущением Божиим вселишася мнози беси в дому его, паче же в души его, многим людем творяху пакости немалы. Егда же повеле царь взяти нас с Угреша, и Аввакума послаша паки в Пафнутиев монастырь, Никита же покорися от нужи, мене же, Феодора, предаша тому же Павлу архиерею под начал, да увещает мя к своей прелести3019 Господь же сохрани мя.

И в то время жих у него аз два месяца во дворе со старцы его, во особной горницы, и видех сам, како бесове гоняху по вся вечеры певчих и подьяков его ис подклетов, над ними же он живяше сам, и камением бросаху в них бесове и черти. Он же, окаянный отступник, не имея к Богу дерзновения3020 и не може отгнати бесов и чертей от дому своего. И призываше многих шептунов и врачей, и волхвов, дабы помогли ему и выгнали бы демонов; хотяше бо бесами бесов изгнати без помощи Божия, и не возможе. Мене же за стыд сосла от себе – по цареву слову – паки в Покровъской монастырь, вне града. В то же время приидоша уже патриарси3021 из грекотурския земли 175 (1666) году в ноябре месяце.

Бысть же дядя мой поп Иван у мене, за ним же бе меншая сестра матери моей, родная. Служил же той поп у царя в Верху, у церкви преподобномученицы Евдокии, к ней сам царь ходил по вся дни, и служил он поп по-новому все и любил то, а о старом попечения не имел нимало, в коем он поставлен в попы от Иосифа патриарха. Павлу же оному, патриарху бесовскому, митрополиту, сына своего отдал в подьяки, моего брата Наума; и племянника своего отдал в той же чин. Аз же возбранях ему часто, яко о спасении своем и о чадех своих не радяше, и о вере правой и о прелести новой не внимаше. И за то он не любяше мя и поношая, и на великаго государя надеяшеся: «Он, – рече, – истинну обрете!» Тетка же моя за ним, Христова раба, бе, к ней же аз приходих тайно посещения ради, без него. И егда же он, стрый3022 мой, застояше мя в дому своем пиян, тогда гоняшеся за мною с ножем и секирою. Аз же убегая от него, крыяся3023.

Егда же ят бысть царевою рукою вначале в дело сие Господне и седех некогда в приказе. Патриарши, он же прииде ко мне и с теткою, старейшею сестрою матери моей, ему же своячина бе, и увещеваху мя со слезами, дабы аз повинулся великому государю, и сказа ми он, стрый мой: «Хотят, – рече, – тебя проклинати, и на род наш безчестие наведеши». Аз же рекох им: «Не стужайте ми, молю вы, о том! Бесовския их клятвы не боюся, и вам не будет безчестие за то, но похвала вечная». И по сем год минул. И некогда прииде он, стрый мой, поп Иван бедной, к Павлу митрополиту тому на двор ко всенощной заутрени в четверток пятыя недели Великаго поста, и своим в дому сказал, яко тамо поиде молитися и детей посетити, сына своего и племянника, и не пьян бысть в то время. И прииде тамо в подклет Павлов, идеже подьяки его и бесове живяху. Племяннику же его Иоанну пишущу в то время некия стихи, попа же Ивана беси или сам сатана начат звати вон из храмины тоя тихо. Он же, поп, рече явно3024 ему, яко Павлу самому митрополиту, честно отвеща сице: «Уже, государь, буду тот час». Племянник же той, услышав сия вся, и ужасеся, яко глаголет дядя его, и невесть с кем глаголет. И по сем изыде из храмины тоя скоро на двор, и тамо заведоша его бесове в заход мотылной3025, и снемше с него подпояску и удавиша его, увы, увы! В нощи той извезоша его во убогой дом по повелению новаго патриарха. Се бысть во время безбожнаго соборища их самого, и попустившу Богу задавити его бесом.

Сего ради да разумеют вернии и да не сообщаются со отступниками, и да не ходят к заутреням их и ко всяким службам развращенно поющим, и да не молятся с ними запрещения ради святых правил. Мне же в то время заточену бывшу в Сергиеве монастыре, во 175-м году. И егда взят аз паки в Москву, сказала о том тетка моя, плачущися о погибели его ‹...›.

И инии мнози Никоновы поборницы зле скончевахуся разными наказании, паче же оный Крутицкой митрополит, наветник церковный, его же дом бесом жилище бысть. О кончине не вем, а лгати не хощу и на отступника; точию бо вем се о нем, яко по смерти его повелением Божиим, принесоша его бесове и поставиша зде, в Пустоозерье, близ темницы моея, прямо лицу в нощи, и впаде предо мною на землю, вопияще глаголя: «Феодор Ивановичь! Прости мя Господа ради! И прочих проси прощения! Мне же седящу во время то и молитвующу, и возрев аз на нь3026 и видев его, рече ему: «О окаянне! Ныне ли уже просиши прощения от нас? Жди праведнаго суда Христова: той, надежда наша, Небесный Царь, даст нам на вас, мучителей, праведный суд! Помниши ли, ты говорил мне в Крестовой: «И мы, де, ведаем, яко старое благочестие право все, да нам бы царя своего оправдить!» Тамо убо – пред всею вселенною – и царь будет, ваш пособитель, и тогда уже как то оправите его? Увидим со всеми святыми отцы нашими скоро бо ждем воскресения мертвым!» И рех держащим его бесом: «Отведите его, идеже вам Господь повелел». И абие невидим бысть (прежде же сего прошение некое бе у мене о нем, и сего ради то явлено). Посем же и царь Алексеи скоро пожат бысть, яко серпом смертным. О злой же кончине его писано вмале выше сего зде. По смерти же цареве мину год, и присланы Быша к нам грамоты от юнаго царя Феодора, велено нас в монастырь привести отселе3027. И в то время аз, юзник Феодор, молих Господа моего, света-Христа, да явит ми о царе Алексеи, в каком месте он, добродей наш, пребывает по смерти, да им что сказати на Руси, верным братиям, о нем. И просих седмицу и две, и не бысть ничтоже; и паки еще два месяца уже попроси, и не показа ми нимало. Аз же, грешный, огорчихся и рех: «Господи, буди воля твоя!» И по сем вскоре прислан к нам паки сотник стрелецкой ‹...› воздохнувши, отвеща3028. В той же 12 сажен глубины, яко храмина тесна соделана, и ту он сидит, скован до Судного дне. И посем видех и плачь некий велик в дому цареви. И се конец тому видению. Аз же благодарих Христа Бога моего, праведнаго Судию всем, яко не призре прошения моего, и збысться на них слово пророческое: «Ров изры и ископа и впадется в яму, юже содела. И обратится болезнь его на главу его и на верх его неправда его снидет», – понеже бо нас, нищих, они, богатыя цари и архиереи, за законы отец наших мучили и казнили, и проклинали, и ямы нам копали, а сами в них попали! «Ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню»3029, – рече пророк. Хотели убо нас поганою своею и беззаконною клятвою осудити и загнати во ад, но сами будут во аде и есть уже! А нас избавит Господь от таковыя погибели за молитв святых отец наших, за них же страждем и за веру их, и за книги их святыя. Уже бо ознаменал Христос преже смерти и нас и их. На нас бо показал Христос, Спаситель наш, преславная своя знамения в смертных наших ранах исцеления и дарованием язык двократы. Они же во славах и в довольствах всяких живяху, и прах не упаде на главы их, и солнце не ожже их, и плотьских с человеки не прияша ран, сего ради удержа их гордыни до конца, одеяшася неправдою, и нечестием своим, по пророку, и за лыцения3030 их положил им Господь злая, внегда разгордети им, и потом како Быша в запустение внезапу, исчезоша и погибоша за беззакония своя, яко соние3031 востающаго ‹…›.

* * *

2935

Дьякон Благовещенского собора в Кремле Федор (Феодор) Иванов, пустозерский «соузник» протопопа Аввакума, сожжённый по царскому указу вместе с ним 14 апреля 1682 г., один из виднейших противников никоновской реформы, создавший такие фундаментальные произведения в защиту «старой веры», как «Ответ православных», «Послание об антихристе», «Послание из Пустозерска к сыну Максиму» и др., недостаточно оценён как оригинальный писатель. Между тем сочинения дьякона Федора являются не только программными памятниками идеологии раннего старообрядчества, но и выдающимися произведениями русской публицистики XVII в. Опираясь на традиции византийско-славянской полемической культуры, дьякон Федор умело использовал в своих текстах и опыт народной художественной речи: в его сочинениях нередко возникают образы, как бы навеянные народными песнями (таков, например, образ горя, бредущего по Русской земле, и др.). Большой литературный и исторический интерес представляют автобиографические и биографические описания в публицистических посланиях дьякона Федора: они позволяют наглядно увидеть, как тесно в русской прозе второй половины XVII в. были переплетены публицистические тенденции текста и личная лирическая тема, как из обстоятельств личной судьбы русских книжников вырастала исповедальность русской литературы «переходного периода». Сведения о жизни дьякона Федора до Пустозерской ссылки весьма скудны. Из допросных речей на церковном соборе 1666‒1667 гг. известно, что происходил он из семьи сельского попа Ивана, служившего в вотчине боярина князя Никиты Ивановича Одоевского вначале в селе Троицком, а затем – в селе Колычеве Дмитровского уезда. После морового поветрия 1654 г. на Федора была сделана запись «бутто он крестьянский сын», которая обрекала его на судьбу крепостного. Позднее, в 1659 г., получив документ, освобождавший его от этой «записи», он стал дьяконом Богородицкого придела дворцового Благовещенского собора. Вслед за Аввакумом, иноком Авраамием, протопопом Даниилом Костромским и другими дьякон Федор выступил против церковных преобразований патриарха Никона. 9 декабря 1665 г. он был арестован и отдан «под начал на двор» Павлу, митрополиту Крутицкому. После долгих увещеваний покориться властям и принять нововведения в церковных обрядах Федор остался непреклонен; 13 мая 1666 г., согласно решению церковного собора, он вместе с протопопом Аввакумом был лишён духовного звания, отлучён от Церкви и отправлен – 15 мая – в заключение, как и Аввакум, в подмосковный Никольский монастырь на реке Угреше. В июне и августе 1666 г. дьякон Федор подписал «покаянные письма» церковным властям и вскоре после этого был отправлен в московский Покровский монастырь, «что на дому убогих», «совершенного ради покаяния и исправления». Оттуда Федор тайно бежал, захватив с собой жену Аксинью Алексеевну и детей, но вскоре был «сыскан». Сам дьякон Федор называет иную причину неудавшегося побега: Федор узнал, что его разыскивают «и грамоты посылают по градом, и другое моих по Христе стали истязовати ‹...› тогда аз паки пришел сам свою душу за них положити...». Дьякон Федор был предан «градскому суду», осуждён на «казнь» и тюремное заключение: «хулнаго и клеветнаго языка лишитися отсечением и в далнее заточитися изгнание» – так сообщают документы (Материалы соборных деяний // Дополнения к Актам историческим. СПб., 1853. Т. V. С. 451). 25 февраля 1668 г. Федору «урезали» язык и сослали в Пустозерск, где 20 апреля он вновь встретился с протопопом Аввакумом, попом Лазарем и иноком Епифанием; с ними ему суждено было провести 14 лет жизни «в далней стране, у Ледовитого окиана» и вместе с ними встретить смерть на одном костре. Положение дьякона Федора в ссылке было особенно тяжёлым уже в первые годы заточения из-за богословских споров, которые у него возникали с другими пустозерскими узниками, в основном с протопопом Аввакумом, по целому ряду догматических вопросов – о Троице, о сошествии Христа в ад и др. Будучи человеком незаурядных способностей, очень хорошо ориентирующимся в служебных книгах (в кругу единомышленников дьякон Федор пользовался репутацией человека книжного, «паче иных в Божественном Писании потрудившася»), он никогда не допускал вольных толкований догматических понятий, что послужило причиной разногласий, возникших в Пустозерской тюрьме. Разногласия особенно усилились в 1670-е гг., в период после второй «казни» Федора, Лазаря и Епифания 14 апреля 1670 г., и скоро перешли в личную вражду. Аввакум, подговорив стрельцов, даже «изгубил» сочинения Федора: как писал Федор в «Послании к сыну Максиму», он «ис тех книжиц моих лиска с три токмо выдрал лукавно и те лиски послал на Русь братьям нашим, перепортя писание мое, еже бы меня обвинили, а его бы учение оправдали...» (Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1881. Т. VI. С. 131; далее – Материалы, VI). Споры дьякона Федора с протопопом Аввакумом привели к созданию ими ряда полемических сочинений: Аввакум написал целую «Книгу» (так называемую «Книгу обличений»), опровергающую сочинения Федора; Федор высказал свои суждения в «Послании сыну Максиму», направленном в Москву. Сочинения дьякона Федора издавались Н. И. Субботиным (Материалы, VI), Я. Л. Барсковым (Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912; далее – Памятники) и Л. В. Титовой (Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества. Новосибирск, 2003). В настоящем издании публикуются три сочинения дьякона Федора: послание в Москву «отцам» и «братии» из заточения (1666‒1667), Письмо на Мезень семье Аввакума (1669) и фрагменты из Послания сыну Максиму (1678‒1679).

2936

Послание написано в конце 1666 или начале 1667 г., после бегства дьякона Федора из-под надзора властей и его поимки, во время его нового заключения, на этот раз – в Троице-Сергиевом монастыре. Цель послания – объяснить единомышленникам, почему и при каких обстоятельствах он подписал своё «покаяние» церковным властям 2 июня 1666 г. Как и Аввакум (см. его письмо семье – с. 207), Федор после суда над ним и расстрижения 13 мая 1666 г. ожидал в эти дни смерти, опасался самоубийства жены и, по-видимому, надеялся выиграть время. Объяснения Федора, очевидно, приняли, поскольку послание было включено в «Христианоопасный щит» инока Авраамия (1669) как отдельная статья под особым заглавием, разъясняющим, что дьякон Федор «искусил властей прелестных». Послание публикуется по рукописи «Христианоопасного щита» XVII в. – ГИМ, Синодальное собр., №641, л. 177‒178 об.

2937

лукавых.

2938

Егда изгнаша нас архиерее из сонмища своего...– Речь идёт об осуждении и расстрижении Аввакума и Федора на заседании церковного собора 13 мая 1666 г.

2939

вверх.

2940

...думной Дементей... – См. коммент. к с. 109‒110.

2941

Коломенское – любимое загородное село царя Алексея Михайловича, где для него в эти годы был построен новый дворец, «восьмое чудо света» (по характеристике Симеона Полоцкого).

2942

окружным.

2943

...в осмом часу... – Около 12 часов дня.

2944

боковыми.

2945

...Павел с товарищи... – Имеется в виду Павел Крутицкий, см. коммент. к с. 91.

2946

...и старца Спиридония на их отступление... – Имеются в виду сочинения Спиридона Потемкина (ум. в 1665 г.), одного из известных противников церковной реформы.

2947

...дал Бог царю государю сына Ивана царевича... – Царевич Иван Алексеевич родился 27 августа 1666 г.

2948

издевался.

2949

...священнику Никите... – Никита Пустосвят. См. коммент. к с. 92, 110.

2950

Пожар – Красная площадь.

2951

Письмо датируется 1 сентября 1669 г., адресовано жене Аввакума Анастасии Марковне в Окладникову слободку на Мезени, где с декабря 1664 г. находилась в ссылке семья протопопа. Ввиду крайней ветхости автографа текст (первая часть) печатается по фотокопии, сопровождающей издание Я. Л. Барскова в: Памятники (табл. VII), а далее – по изданию Я. Л. Барскова в той же книге, с. 67‒70.

2952

по какой цене.

2953

...Андрею сюда пришлите... – Речь идёт об Андрее Самойлове, стороже кремлёвского Благовещенского собора, верном ученике и последователе Аввакума: он часто сопровождал его в ссылках, вслед за Аввакумом он приехал и в Пустозерск, где некоторое время жил в качестве ссыльного. См.: Летопись жизни протопопа Аввакума, составленная В. И. Малышевым // Пустозерская проза. М., 1989. С. 278

2954

...Лазарь отец писал царю письма... – Это известные «сказки» священника Лазаря царю Алексею Михайловичу с изложением ошибок сторонников «новой веры», содержащие просьбу о справедливом царском суде. О Лазаре см. коммент. к с. 96, 246.

2955

...Асафу патриарху... – Т. е. патриарху Иоасафу II (с 10 февраля 1667 г. по 17 февраля 1672 г.).

2956

И отец Аввакум посылает царю послание... – Речь идёт о «Пятой» челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу, в написании которой, как предполагает Н. В. Понырко, принимал участие и дьякон Федор («до показанных откровений ‹...› – мое о Христе счинение») и список которой был послан на Мезень ранее, чем сама челобитная была отправлена царю.

2957

...от рога того злаго! – Так иносказательно, напоминая о пророчествах Апокалипсиса о приходе антихриста, дьякон Федор называет царя Алексея Михайловича.

2958

...братец Иван... – Старший сын Аввакума Иван (1644‒1720), активно участвовал в распространении сочинений пустозерских узников, организовал на Мезени их переписывание.

2959

со тщанием, осмотрительно.

2960

называют.

2961

...до мору... – Т. е. до 1654 г.

2962

...к Покрову... – Т. е. до 1 октября.

2963

работнице

2964

А Григорюшко, сказывают, прочь отшол. – Иван (Гавриил) Неронов, в иночестве Григорий (см. о нем коммент. к с. 50‒63), принял реформу в 1667 г.

2965

Максимушка – сын дьякона Федора.

2966

Пророк Аввакум – один из так называемых «малых пророков», чьи сочинения вошли в Библию, см.: Авв. 3:17.

2967

…мучителева ради имени. – Имеется в виду опасное для Федора и его близких упоминание в письме царя Алексея Михайловича как «рога антихристова».

2968

Послание из Пустозерска сыну Максиму – самое значительное из всех сочинений дьякона Федора в историко-литературном отношении. Оно состоит из трех чётко выделяющихся тематически частей. До сих пор не известно ни одной рукописи, где были бы все эти части. Обычно встречаются списки, содержащие первую часть послания и фрагмент второй или вторую и третью части вместе. Это объясняется, вероятно, тем, что Федор отправлял эти тексты как отдельные послания своим единомышленникам. Первая часть Послания полностью посвящена догматическим спорам Федора с Аввакумом и Лазарем о сущности нераздельной Троицы, о сошествии Святого Духа на апостолов и о сошествии Христа в ад. Вторая часть подробно повествует о книжных исправлениях, предпринятых патриархом Никоном. Третья же часть Послания содержит материал особой важности для первоначальной истории раскола, в ней рассказывается о лицах и событиях третьей четверти XVII в. Сочинение написано ярким образным языком: оно полно едких, уничижительных сравнений, когда речь идёт о служителях официальной Церкви, но проникнуто сочувствием к «страдальцам за веру». Послание было написано дьяконом Фёдором в 1678‒1679 гг., в нем говорится о взятии Соловецкого монастыря и о смерти Алексея Михайловича («мину год» «по смерти же Цареве»). Публикуются фрагменты о Соловецком восстании, о семье дьякона Федора, псевдобиог- рафический рассказ о патриархе Иоакиме, а также «видения» дьякона Федора, одно из них – о судьбе умершего царя Алексея Михайловича, известное в небольшом количестве списков, – в издании Н. И. Субботина отсутствует. Текст издаётся по рукописи: БАН, собр. Дружинина, № 465 (494), XVIII в. (60-е гг.), л. 60‒73 об., 172 об. – 189 об., 201‒209, 231 об. – 237. Фрагмент по этому же списку БАН издан Н. Ю. Бубновым (Описание Рукописного отдела БАН. Т. 7. Вып. 1. Сочинения писателей-старообрядцев. Л., 1984. С. 103). В тексте рукописи отдельные слова и имена передаются простой литореей, при издании текста она расшифрована и передана курсивом. Название в рукописи отсутствует, даётся общепринятое заглавие.

2969

Исповедайтеся Господеви... взыщите лица его выну... – Пс.104:1‒4.

2970

«Аз мене любящая люблю... обрящут благодать». – Ср.: Притч.Сол.8:7‒36.

2971

деятельно.

2972

...но и о мне, недостойнем, прославил имя... якоже благодати тезоименитому Дамаскину и Максиму Исповеднику... – Дьякону Федору дважды «урезали язык» и отсекли руку, но он якобы был «чудесно исцелен» Богом, подобно Иоанну Дамаскину (см. его Житие – Пролог, 4 февраля) и Максиму Исповеднику (582‒662; см. Пролог, 21 января).

2973

вдруг.

2974

крышу.

2975

начал поститься.

2976

напустив дыма в темницу.

2977

Еще же и великих оных триех мучениц... – Имеются в виду боярыня Ф. П. Морозова, её сестра княгиня Е. П. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Г. Данилова.

2978

впустую, зря.

2979

сильной.

2980

жалобно.

2981

осудил.

2982

...чернец Феоктист некто перекинулся к Мещерскому Ивану в полк... – Феоктист, монах Соловецкого монастыря; в донесениях воеводы Мещеринова Ивана Алексеевича царю о взятии монастыря сведения противоречивы: то он сообщает, что монастырь был взят войском без посторонней помощи, то называет имя монаха Феоктиста, который указал потаённый ход в монастырь. Во всех старообрядческих сочинениях падение монастыря связывается с предательством монаха-перебежчика.

2983

осадивших.

2984

истребления.

2985

т. е. свежего, не приготовленного для питья.

2986

мёд обмана.

2987

проклятия.

2988

не посочувствовали.

2989

суставы.

2990

...Никонор преподобный... – с 1653 по 1660 г. архимандрит Саввино-Сторожеского монастыря (близ Звенигорода), бывший царский духовник. С 1660 г. находился на покое в Соловецком монастыре, возглавлял Соловецкое восстание на всех этапах от начала до конца (1668‒1676).

2991

...новопосланному архимандриту... – С марта 1676 г. архимандритом Соловецкого монастыря становится Макарий, переведённый из Тихвина, а в 1680 г. он возвращён обратно.

2992

Патриарх же Яким... – См. коммент. к с. 116, 175.

2993

обманы.

2994

иносказательно новой веры.

2995

многошовные (т. е. лоскутные).

2996

...в Чюдове монастырь... – См. коммент. к с. 116.

2997

Каияфа – см. коммент. к с. 96.

2998

...Павлик и Ларион... – Митрополит Крутицкий Павел и митрополит Рязанский Иларион.

2999

клясться и наговаривать.

3000

невозможное.

3001

...бутьто мы послания писали на Дон к казаком... – Пустозерские писатели были обвинены митрополитами Павлом и Иларионом и чудовским архимандритом Иоакимом в сочувствии к казачьим повстанцам С. Т. Разина и в содействии им своими посланиями. Насколько верны эти обвинения, сказать трудно, такие послания неизвестны.

3002

...посла полуголову Полтева приказу Ивана Елагина... – См. коммент. к с. 97.

3003

Знамения же веровавшим сия последуют... аще что и смертно испиют – не вредит их... – Мк.16:17‒18.

3004

смеяться.

3005

...в новой его бесовской Иеросалим... – Новым Иерусалимом назывался Воскресенский монастырь на р. Истре, расположенный в 47 вёрстах от Москвы (по Волоколамской дороге), построен был патриархом Никоном в 1656 г. с большой пышностью, главный его монастырский храм был точным подобием иерусалимского храма.

3006

кроме.

3007

не проходил, не знаток.

3008

...в монастырь Андреевской... – См. коммент. к с. 88.

3009

...Феодор Михайловиче Ртищев, и сестра его Анна... – См. коммент. к с. 257.

3010

...в Симонове монастырь... – Один из богатых монастырей, основанный племянником Сергия Радонежского Феодором около 1370 г. на окраине Москвы.

3011

...в келари ко Спасу-на-Новое... – Новоспасский (Спасо-Преображенский) монастырь основан Иваном Калитою в 1330 г. в Кремле, в 1490 г. перенесён на Крутицы. В XVII в. был одним из первых по значению монастырей.

3012

надеясь.

3013

вскоре.

3014

думая, что он великий богомолец.

3015

...архимандритом на Павлово место... – Предшественник Иоакима Павел был архимандритом Чудовского монастыря с 1659 по 1664 г. до поставления в митрополиты, Иоаким Савелов – с 1664 по 1672 г. также до поставления в митрополиты.

3016

...Пафнутиев монастырь... – См. коммент. к с. 91, 207.

3017

обесчестили.

3018

коварство.

3019

лживой вере.

3020

истинной веры.

3021

В то же время приидоша уже патриарси... – Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский прибыли в Москву 2 ноября 1666 г. для участия в церковном соборе 1666‒1667 гг.

3022

дядя.

3023

скрываясь.

3024

ответил внятно.

3025

отхожее место.

3026

на него.

3027

…велено нас в монастырь привести отсель. – 14 марта 1677 г. в Пустозерске получены грамоты о переводе пустозерских узников в Спасо-Каменный и Кожеозерский монастыри, но вскоре после этого прибыл новый караул для охраны узников в тюрьме и «прежних избах».

3028

...паки сотник стрелецкой ‹...› воздохнувши, отвеща. – Многоточием в тексте отмечен очевидный пропуск, бывший в оригинале, – в той рукописи, с которой делались копии послания, в том числе – и публикуемый список.

3029

«Иска паша пред лицем моим яму и впадоша в ню»... – Пс.56:7.

3030

сновидения.

3031

обманы.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 17: XVII век / [под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко]. - 2013. - 660 с.

Комментарии для сайта Cackle