Повесть о царе Газие
Сказание о царе Газие
Царь иерусалимский Газиан, пришла на него рать удольна1175 и облегла около города, а лежит 4 годы. И бысть таковая дороготня во граде Иерусалиме, по 30 рублев кобилия голова мяса.
Во единой же храмине живут две вдовицы, а имеют у себя по детяти. Уже они седят алчны вельми. И умысля они побити дети своя да поясти. Едина глагола «Убей ты свое детя наперед, да съедим вместе, и потом я свое убью, да с собою же съедим». Едина же детя свое убила и с соседкою своею съела. И кабы и другое убити помышляюще они. И другого мати его не убила, но да сохранила.
И вышед царь Газия рано на град1176 посмотрети ратных, уже им было предатися1177 от глада. И пришла к нему вдовица и нача пред ним плакатися, глаголюще «Царю Газия, помилуй мя!». И рече царь Газия: «Право, мати, не имею у себя ни кажного1178 пенезя1179 в калите1180 своей, что дати тебе». И рече ему вдовица та «Не милостыни, господине царю, прошу аз у тебя. Послушай, государь царь, речей моих». Глагола «Жило, государь, нас 2 вдовицы во единой храмине, и у нас, государь, будучи по детяти. И ошибла нас, господине, голотьба великая. И мы, господине, сдумали дети своя убити поести. Аз же, господине, свое детя убила да и съела с соседкою своею, а соседка моя, господине, своего детяти не убила да сохранила».
И царь Газия сошел с горы вельми печален и почал думу думати с своими вельможами «Что есть се, что уже матери детей своих тепут1181 да ядят?».
И вельможи вздумали да послали единого от вельмож ко пророку Аггею. И рече ему пророк Аггей «Не дивуйся ты тому, царю, что матери дети своя тепут да ядят, занеже1182 бо алчни добре, но несть у них ума. А ныне, царю, у тебя дороготня во граде, по тридцати рублем кобылия голова мяса. А заутра у тебя будет, царю, по 4 пулы твоя кадь пшеницы, но некому будет ея купити».
И вельможа поведаша же то царю. И рече царь вельможам своим «Соблазнился есть пророк ваш. Камо сему быти об одну нощъ, отколе ся ему взятись? И около города рать стоит. Аще отверзет Господь вся хлябы небесныя, но и тут об одну нощь негде взятися».
И послаша к нему вдругоредь того же вельможу. И тот же ответ рече пророк Аггей, рече вельможе тому «Царю тот хлеб видети и ясти, а тебе тот хлеб видети, а не ясти».
Заутра ж царь с вельможами своими въехав на город рано, хотя предатися, и не узре ратных. Он же посла сторожей подозрети. Их же не стало никакого человека, все поступили не ведать где1183. А в станех навезено пшеницы и ячмени множество. Тогда царь повеле из града пустити люди, наемлются хлеба. И тогда начаша продавати, всяко надеяся взяти дорого от глада. Кто ни поторгует, тот дает по 4 пула на цареве мере. Единеми вороты люди идут в город, а другими из града.
А тот вельможа поставлен у врат царем, который ходил ко пророку Агею. И стесняся1184 люди, да его удавили. Царь же повеле тот хлеб купити по 4 пула. Вельможа тот хлеб видел, а не ял. Сбылось им слово Агея пророка. Аминь.
* * *
Огромная.
На городскую стену.
Сдаться в плен.
Никакого.
Старинное название мелкой монеты.
Кошель.
Убивают.
Потому что.
Все отступили неизвестно.
Столпились.