Повесть о зачале Москвы
О зачале царствующего великого града Москвы, како исперва зачася
Вся убо христианская царства в конец приидоша и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Российское царство два убо Рима падоша, третий же стоит, а четвертому не быти. По истинне же сей град именуется третий Рим, понеже и над сим бысть в зачале то же знамение, якоже над первым и вторым, аще и различно суть, но едино кровопролитие. Первому бо Риму, зиждему458 от Рома и Ромила, и егда начаша Капетелион сдати и ров копающе, обретоша главу внове459 закланна человека, нову460 и теплу кровь точащу и лице являющу к живым прилично461. Ея же увидев ентинарий, искусный знамением смотритель, и рече, яко сей град глава будет многим, но по времени462, и по заклании, и по пролитии кровей многих. Такоже и второму Риму, сиречь Константинополю, зданию463 зачало бысть не без крове же, но по заклании464 и по пролитии кровей многих. Сице же и нашему сему третьему Риму, Московскому государству, зачал бысть не без крове же, но по пролитии и по заклании кровей многих. Аще бо и нецыи от окрестных стран враждующе поносят ему, сице глаголюще: «Кто убо чая или слыша когда, яко Москве-граду царством слыти и многими царствы и странами обладати?» И сии убо немощию человеческою обложени суть465, не разумеюще силы Божии, ни пророческих писаний, яко всемощен Бог и от несущего в сущее привести, якоже искони466 и вселенную.
В лето убо 6633-го (1125), по преставлении благоверного царя и великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, седе на великом княжении в Киеве сын его, князь Юрий Владимирович Мономах, а детей своих, князь Всеволод Юрьевич с ним, а другого сына своего, князя Андрея Юрьевича Боголюбского, посади в Володимире. И в лето 6666-го (1158) сему великому князю, Юрию Владимировичу, грядущу из Киева во Владимир к сыну своему, князю Андрею Юрьевичу, и прииде на место, идеже ныне царствующий град Москва, оба полы467 Москвы-реки. Сими же селы владеущу тогда боярину некоему, богату сущу, зовому Кучку Иванову. Той же Кучко возгордевся зело и не почти великого князя подобающею честию, якоже довлеет468 великим князем, но и поносив ему к тому469. Князь же великий Юрий, не стерпя хулы его, и повелевает боярина оного ухватити и смерти предати. Сыны же его, видев млады суща и лепы470 зело, и дщерь едину, такову же лепу сущу, отсла во Владимир к сыну своему князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович восходит на гору, и обозрев с нея очима своима семо и овамо471 по обе страны Москвы-реки и за Неглинною, и возлюби села оны, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян град. И прозва и званием Москва-град по имени реки, текущия под ним.
И отходит во Владимир к сыну своему, князю Андрею Боголюбскому, и сочетает браком сына своего со дщерию Кучковою, с нею же князь Андрей и сыны прижит, но млады отъидоша ко Господу. И быв у него довольно время, заповеда сыну своему, князю Андрею, град Москву людьми населяти и распространяти. И паки возвращается в Киев, и с ним отьиде в Киев и сын его, князь великий Андрей Боголюбский.
Того же лета князь великий Андрей Юрьевич Боголюбский паки возвратися вспять, и принесе с собою из Киева во Владимир икону Пресвятыя Богородицы, юже прежде сего принесе из Царьграда, и украси ю боле 30 гривен злата, кроме сребра, и драгого камения, и жемчугу; и созда церковь каменну Успения Пресвятыя Богородицы, и верх ея позлати, и постави в ней икону Пресвятыя Богородицы, и вда ей села лучшая и десятое по всем. Сей убо благоверный великий князь Андрей все упование свое возлагаше на Бога и на Пречистую его Богоматерь, и ни о чем же о земных печашеся472, но токмо достизаше небесная, и яко орел ношашеся перием высокопарным и легче возношашеся к добродетелем воздуху. Тем473 во устех ему бе Давид медоточный, и долу легания474 на жестоко постланне постели и плотского смешения со женою си до конца ошаяся475, и ни во снех ему соблазны женския мечтахуся, паче же рещи476, яко звездам уподобляшеся всяким сладкодушием, церкви созидая и нищих удовляя477. Удаляя убо удалися от нея, и отбеже бегая и особящаяся на зде бысть птица и нощный вран без сна на нырищи478. Но сия вся неугодна Быша жене его, требоваше бо пригорновения479 и плотского смешения.
Прежде помянутым же шурьям его, Кучковичем, возрастшим и живущим у великого князя Андрея в велицей чести, с ними убо жена его совещався, и зло мыслит с ними на господина своего, великого князя Андрея Юрьевича. И по некоем времени отай480 приводит я к ложу его и предает того в руце врагом, супружника своего, яко Сампсона Далида и яко убийственная Тиндарида сожителя своего храброго ироя. Кая убо щеньца кормящия львица дерзну когда таковая сотворити, или кая злогневная мечка481 сице содея? Втекоша убо убийцы оны, окаяннии Кучковичи, со оружии к нему, яко следящии пси, и обретают его на худе лежаща долу легании. В лето 6683-го (1175) июня в 29 день и убивают его немилостивно, имуща во устех божественная словеса. И кровь убо течаше по земли праведного, якоже древле Авелева. Еще же и ино зло приложиша к тому, яко и тело его предаша водам. Но убо не утаися482 сие всевидящему оку Божию, но вскоре я, убийцы оны, суд постиже, еже явлено бысть и всем.
В лето убо 6684-е (1176) прииде из Киева во Владимир брат его, Михайло Юрьевич, и изби убийцы брата своего, и телеса их вверже в озеро. А жену его повеле повесити на вратех и расстреляти ю изо многих луков, да накажутся и прочии впредь таковая не творити ктому. И седе на великом княжении во Владимире, и быв лете едино, и умре.
И в лето 6685 (1177) седе на великое княжение во Владимире великий князь Всеволод Юрьевич, и пристави к церкви Святыя Богородицы четыре верхи, юже брат его созда, князь великий Андрей Боголюбский, и позлати я, а на своем дворе постави церковь каменну великомученика Димитрия, и верх ея позлати. И бысть имя его славно по всей земли, и на татарех дань имал, и владяше всею землею Русскою и до моря Волгою, 36 лет княжив и преставися в лето 6720 (1212) апреля в 25 день.
И по нем начаша княжити сынове его и сродичи, и Быша между ими брани мнози, и нахождения поганых татар на Русскую землю, и пленение Русской земли, и побиение многих князей русских от татар, и бысть княжения их лет 25. Оттоле начат Русская земля работати483 татаром. Посем начат княжити во Владимире великий князь Юрий Всеволодич, при нем же бысть батыевщина.
В лето 6745-го (1237) за умножение грех наших приходил на Русскую землю злочестивый царь Батый. Тоя же зимы взяша татарове град Москву и князя Владимира Юрьевича взяша, и воеводу Филиппа Няния убиша, и вся люди посекоша и поплениша. И в лето 6746 (1238) благоверный великий князь Юрий Всеволодич убиен бысть от безбожных татар на реце на Сите. Кирилл же епископ идый с Бела озера, взят тело великого князя и положи е в Ростове, в церкви Святыя Богородицы. Сего сынове Всеволод, Мстислав, Владимир. Того же 746-го (1238) году прииде из Великого Новгорода брат великого князя Юрия, Ярослав Всеволодич, и седе на великом княжении во Владимире, а сына своего, князя Александра, остави в Великом Новгороде. И повеле привести тело брата своего, великого князя Георгия, и срете484 его сам и весь град. Сей убо великий князь Георгий Новгород Нижний созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. Пребысть же на отчи столе во Владимире 24 лета. Того же 746-го (1238) году преставися князь великий Ярослав Всеволодович во Орде нужною485 смертию. И прииде из Великого Новгорода во Владимир великий князь Александр Ярославич и поиде к Батыю во Орду. Видев же его Батый, удивися величеству и доброт его и, почтив его, отпусти.
В лето 771-е (1263) ноября в 14 день преставися великий князь Александр Ярославич Невский, во иноцех и в схиме, и положен бысть во Владимире в церкви Рожества Пресвятыя Богородицы. Сего сынове Василий, Димитрий, Андрей, Данила Московский. И по нем начаша княжити в Русской земли братия и сынове его и сын его, великий князь Данила Московский. В та же лета Быша на Русскую землю от татар насильства и зла многа. Быша же сынове великого князя Даниила Московского Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. Бысть же княжении сынов Александровых и великого князя Даниила Московского лет 40. Сей великий князь Даниил паче возлюби в Москве жительствовати, и созда его паче первого, и граждани насели, бе бо добродетелен и нищелюбив, по премногу и к Богу имяше веру, и молитву, и слезы велия; и от того прославися и паче Москва-град. Пожит же на Москве князь великий Данила Александрович лет 12, и преставися в лето 811 (1303) марта в 4 день, и положен бысть во своем ему в Даниловском монастыре. По нем начаша княжити в Русской земли сродичи и сынве его и бысть княжения их лет 25.
В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит, поставлен Афанасием, патриархом Цареградским. А лето 831 (1323) заложена бысть на Москве церковь каменна соборная Успение Пресвятыя Богородицы. Тое же зимы и преставися преосвященный Петр, митрополит Киевский и всея России, декабря в 21 день в 3 час нощи, и положен бысть в церкви Святыя Богородицы, юже сам созда.
В лето 836 (1328) седе на великом княжении владимирском и московском сын его, князь Иван Данилович, зовомый Калита. И того же лета заложена бысть церковь каменна святого Иоанна списателя Лествицы. Той же великий князь Иван Данилович в лето 838 (1330) постави на Москве церковь каменну Преображения Господне у своего двора. В лето 841 (1333) единем летом князь великий Иван Данилович содела церковь каменну архистратига Михаила. Той же великий князь Иван Данилович в лето 847 (1339) содела около Москвы новый деревян град и укрепи его зело паче первого. Во дни же княжения его бысть на России тишина велия. И начася ему писати величество великий князь Иван Данилович Владимирский и Московский и всея России. В лето 6819 (1311) преставися князь великий Иван Данилович Калита марта в 31 день, и положен бысть на Москве во Архангеле. С его сынове Симеон, Иван, Андрей.
* * *
Созданному.
Недавно.
Свежую.
Лицо казалось похожим на живое.
Со временем.
Созданию.
Убиении.
Преисполнены.
С самого начала.
По обоим берегам.
Подобает.
К тому же, кроме того.
Красивые.
Туда и сюда.
Не заботился ни о чем земном.
Поэтому.
Лежание внизу, на земле.
Воздерживался.
Сказать более того.
Удовлетворяя.
Избегая отдалялся от нее и, отбежав, убегал и уединялся в этой жизни, подобно птице-сове, живущей в развалинах.
Объятий.
Тайно.
Медведица.
Скрылось.
Служить.
Встретил.
Мучительной.