№ П-51137. «Протокол № 8 заседания Комиссии по учету и сосредоточению ценностей»
20 марта 1922 г.
АРXIСЕКРЕТНО.
Хранить конспиративно.
ПЕЧАТАЕТСЯ В ОДНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. Троцкий, Базилевич, Винокуров, Уншлихт, Калинин, Яковлев, Стеклов, Попов, Белобородов, Красиков, Галкин, Сапронов.
Постановили:
1. Предложить Московской Комисси[и] включить в свою комиссию Начальника Политотдела Московского Округа.
2. Изъятие в Москве и Московской губ. должно быть проведено в период партийного съезда.
3. Что касается провинции, то назначить срок по соглашению с местными делегациями партийного съезда.
4. Просить т. Яковлева в дополнение к отправленному циркуляру отправить от имени ЦК следующую циркулярную телеграмму всем губкомам шифром:
В дополнение и развитие посланной такой то телеграммы Центральная Комиссия по извлечению ценностей предлагает нижеследующее:
1) В тех губерниях и уездах, где по общим условиям и по совершенной подготовительной работе изъятие ценностей может быть проведено или уже проводится без риска экцессов и пр., произвести изъятие до конца под руководством и за ответственностью Губкомов.
2) В тех же губерниях, где подготовительная работа была недостаточна и где губкомы, оценив обстановку, придут к выводу о существовании опасностей экцессов, отсрочить изъятие до партийного съезда, где представители данной губернии совместно с Центральной Комиссией по изъятию установят необходимый срок.
3) Подготовительную же агитационную и организационную работу продолжать во всех губерниях со всей энергией.
4) Изъятие ценностей производить в первую очередь в городских церквях, начиная с наиболее богатых. К церквям в крестьянских бедных приходах относиться с осторожностью и тщательно выяснив всю обстановку.
5. Послать шифром телеграмму в Петроград Уполномоченному по ценностям т. Приворотскому, секретарю Губкома, копия т. Зиновьеву.
1) Какие приняты агитационные и организационные меры для фактического изъятия церковных ценностей?
2) К какому дню намечен приступ к фактическому изъятию?
3) Какие меры предприняты в отношении тех элементов, которые явились фактическими организаторами отпора комиссиям по изъятию в нескольких церквях?
4) Произведение изъятия ценностей в Петрограде требует особенной тщательности и энергии, так как исход дела в Петрограде будет иметь большое значение для провинции. Необходима мобилизация значительного количества сил.
5) В частности, какие меры приняты для установления наиболее виновных в сопротивлении лиц и для их изъятия и предания трибуналу?
6. В интересах преемственности работы в качестве председателя Московской Комиссии по изъятию ценностей, по отъезде т. Сапронова назначить т. Медведя.
7. Все циркуляры Главмузея в отношении изъятия ценностей должны быть согласованы с Бюро Центральной Комиссии по изъятию ценностей.
8. Газетам принять меры к тому, чтобы дать более яркое и открытое выражение голосу тех попов, которые недовольны курсом Тихона и склонны провести не за страх, а за совесть декрет советской власти об изъятии ценностей.
9. Редакциям газет но вопросу о ценностях сохранять постоянный контакт с Бюро Центральной Комиссии по изъятию ценностей.
10. Создать при Бюро Центральной Комиссии литературную комиссию в составе т.т. Галкина, Яковлева и Красикова, причем обязать т. Галкина иметь определенные часы работы, когда газеты могут посылать своих сотрудников для получения всякого материала, информации и пр. Членам Комиссии передавать т. Галкину все факты, относящиеся к этому вопросу и имеющие значение для печати. Принципиальную обработку материалов возложить на ответственность тройки т. Красикова, Галкина и Яковлева.
11. На т. Базилевича и на т. Галкина возложить собрать все имеющиеся сейчас данные по вопросу о воровстве ценностей попами (в случае надобности снестись по прямому проводу) и дать редакциям «Правды» и «Известий», «Бедноте» и пр. в течение завтрашнего дня весь необходимый материал. Послать радио по поводу этого случая. Газетам рекомендовать дать по этому поводу ряд статей вплоть до передовых138.
12. т. Сапронову в течение завтрашнего дня вызвать к прямому проводу предгубисполкомов и запросить их, выехали ли вызванные священники или нет? Если не выехали, то почему?
На т. Сапронова и т. Уншлихта возложить обязанность обеспечить фактическую возможность проезда вызываемых священников в Москву в достаточно благоприятных условиях139.
13. т. Уншлихту вместе с т. Медведем рассмотреть заявления групп верующих и другие сведения, которые имеются, о настроениях и о деятельности этих групп, и отдельных лиц и в кратчайший срок подготовить необходимый материал для ареста наиболее скомпрометированных в контр-революционном и черносотенном направлении лиц в первую голову мирян (черносотенных] купцов и пр.) и наиболее наглых попов140.
т. Уншлихту в четверг сообщить о принятых мерах.
14. т. Калинину, Винокурову и Моргунову обратить самое серьезное внимание на отбор приходящих ходоков из голодающих мест в целях использования их для агитации всякого рода в пользу голодающих и направлять их к т. Галкину и к т. Стукову. Обязать т. Галкина и т. Стукова установить ежедневно дежурные часы и принимать такого рода делегации, отбирать и группировать их.
15. Московской Комиссии по изъятию ценностей обратить внимание на подписи будто бы рабочих некоторых заводов и фабрик под протестом групп верующих относительно изъятия церковных ценностей и на соответственных фабриках, буде таковые окажутся, провести митинги, при чем назвать подписавшихся под протестом, предложить им высказаться и добиться проведения резолюции, аннулирующей голоса таких рабочих и работниц, буде таковые окажутся.
16. Бюро Центральной Комиссии разработать вопрос о покрытии расходов по сосредоточению ценностей церковных таким образом, чтобы все расходы, которые должны лечь на соответственные ведомства, проходили бы за счет их смет, все же чрезвычайные расходы покрывались бы непосредственно самой комиссией для чего получить по смете НКФ (Гохрана) чрезвычайные дополнительные кредиты. Срок работы – 3 дня141. Пока же предложить НКФ выдавать в авансовом порядке необходимые средства на неотложные расходы.
17. т. Базилевичу подсчитать изъятые из церквей ценности, хотя бы в грубых чертах, чтобы можно было в кратчайший срок под эти ценности произвести ту или другую закупку для голодающих и широко опубликовать об этом.
18. Следующее заседание назначить на следующий понедельник (27 марта) в 21 час.
Председатель
Протокол т. Троцким еще не просмотрен и не подписан. В случае каких либо изменений будет сообщено дополнительно.
Старший Делопроизводитель
Канцелярии Председателя] РВСР
А. Тихонов
– ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 89–90. Машинописный подлинник, подпись Л. Д. Троцкого отсутствует, подпись А. Г. Тихонова – автограф. На левом поле рукой А. Г. Тихонова пометы: напротив п. 8 – «выписать»; напротив п. 15 – «<Медведь(?)> подписи рабочих».
* * *
Примечания
В нашем распоряжении находятся отдельные документы, дающие представление о порядке исполнения директив, содержащихся в подобных протоколах. В частности, в ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 88 находится почто-телеграмма, направленная 23.03 1922 г. «из секретариата т. Троцкого» «тов. САПРОНОВУ» за подписью секретаря председателя Реввоенсовета республики М. С. Глазмана. Эта почто-телеграмма была ответом на запрос Бюро Центральной КИЦЦ об исполнении приказаний, сформулированных в публикуемом протоколе № 8 Комиссии по учету и сосредоточению ценностей («Комиссии т. Троцкого по драгоценностям»). М. С. Глазман информировал Т. В. Сапронова, что: 1) по п. 4, как сообщил Яковлев, была отправлена 21.03 1922 г. утром циркулярная телеграмма ЦК РКП(б) «вместе с дополнением к ней принятым в заседании Комиссии по драгоценностям от 20 /ІП » (см. № 2 3–14, 2 3–18 и комм. 15, 16 к д. 23, ср. текст п. 4 протокола № 8 и текстовые поправки, внесенные в утвержденную Политбюро директиву при ее переработке в шифротелеграмму ЦК РКП(б) на места); 2) по п. 5 был получен ответ от Приворотского из Петрограда на теле грамму в его адрес (копия ответа в деле отсутствует, хотя указано, что она «при сем прилагается»). Одновременно М. С. Глазман просил сообщить, «что сделано во исполнение п.п. 7, 8, 9, 12 и 16 того же протокола», касающихся Бюро Центральной КИЦЦ. Эта просьба мотивировалась тем, что протоколы заседаний «пишутся только в одном экземпляре» и все решения должны проходить через Бюро Комиссии по учету и сосредоточению ценностей.
В ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 60, л. 797 находится справка, составленная 23 марта 1922 г. (в документе ошибочно напечатано «23/1 1–22 г.») за подписью старшего делопроизводителя канцелярии председателя Реввоенсовета республики А. Г. Тихонова. Эта справка была изготовлена так же, как и предыдущая почто-телеграмма, «во исполнение протокола № 8 комиссии по драгоценностям». Ее содержание включает отчет по шести пунктам указанного протокола. Относительно п. 4 повторялась информация, приведенная в почто-телеграмме; по п. 5 дополнительно сообщалось, что в ответной телеграмме Приворотский извещал о своем приезде в Москву «для личного доклада», а также сообщалось о получении телеграммы от секретаря Петроградского губкома И. Н. Смирнова (ее копия вновь отсутствует в деле, хотя указано, что она препровождается при справке). По п. 10 Μ. В. Галкин докладывал о создании литературной комиссии при Бюро Центральной КИЦЦ, которая 22.03 1922 г. провела «собрание литераторов (г. Луначарского, Скворцова и др.)», предложив им в течение 24-х часов написать соответствующую листовку. Также был организован «стол печати» для подготовки материалов для газет. По п. 11 указывалось, что «о случаях воровства попами ценностей уже дано радио». По п. 14 сообщалось, что «ходоки уже приходили и организована 1-ая делегация. Сегодня они соберутся для беседы (инструктирования) после чего приступят к работе». По п. 17 Г. Д. Базилевич информировал (на заседании 20.03 1922 г.) о наличии ценностей, привезенных только из Нижнего Новгорода; ценности из Гроднецкого монастыря еще перевозятся и «подсчет произвести сейчас нельзя».
В этом же деле находится сопроводительная почто-телеграмма к данной справке, направленная того же числа «из секретариата т. Троцкого» «товарищу САПРОНОВУ» за подписью секретаря председателя Реввоенсовета республики М. С. Глазмана. В почто-телеграмме адресат уведомлялся о том, что «исполнения по протоколу по остальным пунктам должны про ходить через БЮ РО Центральн[ой] Комиссии». На документе вверху рукой А. Г. Белобородова проставлена запись об ознакомлении с этим уведомлением: «А. Белобородов» (там же, л. 798). На всех трех документах стоит гриф «Совершенно секретно».
Об одной из таких статей см. комм. 21 к д. 23.
См. документ Nb П-38 и комм. 39 к Приложению.
«Необходимый материал» был подготовлен уже 21.03 1922 г. См. доклад уполномоченного VI отделения СО МГО Μ. М. Шмелева Ф. Д. Медведю – Nb П-52.
Бюро Центральной КИЦЦ выполнило эту директиву. Уже 24.03 1922 г. Бюро на втором своем заседании постановило по докладу Г. Д. Базилевича (протокол № 2, π. 1): «Смету утвердить, сократив до 2-х миллионов, остальную часть расходов [ –] за счет Гохрана и выяснить возможность части расходов по агитации пропоганде за счет Главполитпросвета» – ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 33. Сокращенный до 2 000 006 золотых рублей (по курсу 200 000 сов. ден. знаков = 1 зол. р.) вариант сметы был представлен во ВЦИК и подписан Калининым 18.04 1922 г. Он был направлен в Малый СНК и утвержден с сокращением до 1 559 592 зол. р. Это была смета технических расходов комиссии по изъятию церковных ценностей на один лишь апрель – расходов на упаковочные материалы, транспорт, грузчиков с присовокуплением стоимости агиткампании и проезда в Москву на совещание «лоялыюго» духовенства. На две последние цели в окончательном варианте было выделено 50 тыс. и 8 тыс. зол. р. – ГАРФ, ф. 130, оп. 6, д. 61, л. 11 7–118, 121.
Отдельную смету продовольствия, необходимого при изъятии ценностей в Москве для членов комиссий, секретных агентов и бойцов ЧОН см. Nb П-76. Смету на агиткампанию Московской КИЦЦ см. Nb П-80.
