№ П-183. Доклад начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова начальнику Секретного отдела ОГПУ Т. Д. Дерибасу «о контр-революционной деятельности правых элементов»
10 ноября 1924 г.
НАЧСООГПУ тов. ДЕРИБАС
копия тов. АГРАНОВУ
ДОКЛАД
Начальника 6-го отделения СООГПУ о контр-революционной деятельности правых элементов по данным отделения.
По сведениям 6-го отделения за последнее время среди правых кругов наблюдается усиленный подъем контр-революционной деятельности, выражающейся в ряде монархических группировок, в стремлении сблизиться с массами и в беззастенчевости в антисоветской деятельности.
Большие надежды монархисты возлагают на монахов, епископов, и церковно-приходские советы, в особенности на последние, которые в подавляющем большинстве состаят из явно враждебных Соввласти элементов и имеют возможность под церковным флагом заниматься чисто монархической деятельностью.
Монархистам эти три института, особенно выгодны тем, что они находятся в постоянной связи с верующей массой, которую они могут под религиозным флагом использовывать и вести в желательном для себя направлении.
Благодаря успешной деятельности монархистов за последнее время наблюдались весьма ярко выраженные среди церковников контр-революционные действия в ряде мест, где верующие, руководимые антисоветским элементов определенно были настроены контр-революционно а иногда даже воинственно, доказательством чего могут служить следующие наиболее яркие факты:
1. В конце лета, по разрешению местной власти, состоялся крестный ход из гор. Казани в так называемую Пороховую слободу; принимая во внимание военное положение, на котором находится слобода (т. к. на ее территории имеется Пороховой завод) этот ход был разрешен под многими условиями, одним из которых являлось запрещение петь во время прохождения через слободу.
Во время крестного хода – пение демонстративно было начато только со времени вступления его на территорию слободы. Один из милиционеров обратился к попу с напоминанием о необходимости соблюдения поставленных условий; последний обратился к толпе с заявлением: «православные, вот милиция запрещает нам петь» (дословно).
Толпа немедленно набросилась на милиционера и начала избивать его и поспешившаго к нему товарища, а когда в дело вмешался агент Угрозыска Тихонов, то набросились на него. В результате Тихонов в тот-же день скончался от побоев, а оба милиционера были тяжело избиты.
2. В одной из деревень Иркутской губернии местный поп и кулак подкупили одного из парней, чтобы он во время антирелигиозного диспута бросил гранату в помещение клуба РКСМ, что последним и было исполнено. Взрывом было тяжело ранено 5 человек.
3. В слободе Старо-Черкасской, Ново-Черкасского Округа во исполнение распоряжения Председателя ВИК – милиционер предложил попу и мирянам устраивать молебен не на базарной площади, а на территории церкви. На него набросились, начали бить и милиционеру с трудом удалось скрыться в магазине ЕПО. Долго ожидавшая его выхода толпа кричала: «Вы нам уже надоели, даешь войну, тогда мы Вам покажем».
4. В станице Калужской Кубано-Черноморской области образовалась группа из двух попов, явившихся ее организаторами и нескольких мирян, из которых почти каждый состоял в старое время станичным атаманом. Группа вела неприкритую антисоветскую и погромную агитацию, агитацию антиналогового характера и т. д. После ареста группы собралась очень большая толпа, которая требовала с палками в руках от представителей местной власти освобождения арестованных.
5. Bo время снятия в Вышинском монастыре, занятым детским городком, колоколов с колокольни – собралась толпа, съагитированная заранее монашками, численностью до 300 человек и едва не избила коммуниста, заведывающего городком; воспрепятствовав снятию колоколов – толпа несколько дней держала охрану колокольни.
6. В городе Омске, ожидая передачи так называемого Казачьего Собора – обновленцам – член Совета этого собора тихоновец Пучков организовал охрану, которая в количестве 50–100 человек ежедневно дежурила у Собора, и пыталась оказывать препятствие к передаче ero, а когда обновленцы хотели начать службу в нем – собралась толпа до 500 человек, кричавшая «бей жидов, притеснителей веры» и т. д. Толпа была разогнана силой. В толпе были определенные личности, настраивавшие ее на погромный лад.
7. Аналогичный же инциндент произошел в Череповецкой губ. где толпа была однако гораздо многочисленей, хотя агитация здесь и неносила такого ярко-выраженного погромного характера.
8. В селе Романовка, Одесской губ. толпа силой отобрала от местного Исполкома обновившуюся икону, взятую туда для производства расследования.
9. В Тамбовской губ. было совершенно ночное нападение на милиционера, стоявшего на посту у закрытого «Чудотворного» колодца. В его был произведен выстрел.
Кроме этого в целом ряде местностей происходило избиение попов за их «красноту» как выражались бившие. Так например: избили попа в гор. Бежице (весьма серьезно), попа в Оренбургской губ., обновленческого епископа Анатолия в Астраханской губ. и т. д.
Наряду с такой антисоветской деятелыюстыо среди монархистов наблюдаются тенденции к образованию определенных антисоветских групп (организаций) с одной стороны для направления церкви в чисто монархическом духе по определенному плану, с другой для противодействия Советской власти всеми возможными мерами и средствами.
Так например в отделении имеются агентурные разработки могущие служить примером изложенного.
1. Агентурная разработка группы, состоящей из быв. генерала, военных лиц, епископов, попов, монахов и светских – служащих советских учреждений, объединяющихся вокруг семьи Нащокиных, проводит регулярные собрания, имеет в своем распоряжении пишущую машинку, на которой печатает все ей нужные бумаги.
2. Агентурная разработка «крестьянский союз», во главе с архимандритом, имеющей целью завязать связи с рядом местностей.
3. Агентурная разработка группы, возглавляемой бывшим товарища министра торговли и промышленности правительства Керенского, кадетом Масальским при участии профессора церковника Гидулянова, ставящая себе целью объединение вокруг себя монархического элемента и борьбу с обновленцами путем объединения церковно-приходских Советов. Группа ведет монархическую агитацию, ориентировочнаго характера на Николая Николаевича, надеется на монархические рилы заграницей, например на Армию генерала Глебова находящуюся в Болгарии и т. д.
4. Агентурная разработка «группы крайне правых монархистов» объединяющихся вокруг высшаго Московского митрополита Макария, игумена Николо-Угрешского монастыря Аркадия, Иоа[н]нитки Матрены Филипповой, бывшей непосредственной сподвижницы Ио[ан]на Кронштад[т]ского (Филиппова была в свое время в близких отношениях с доктором Дубровиным, Распутиным, с графиней Вырубовой, фрейленой царицы и т. д.).
В Угрешский монастырь приезжают разные монахи и живут там продолжительное время. Недавно приезжала игуменъя Чемальского1003 монастыря Августа (Алтайская область) и проживала в монастыре несколько месяцев. По имеющимся сведениям Филиппова имеет связь с заграничными монархическими организациями1004.
5. Аналогичная агентурная разработка группы правого, крупного и влиятельного епископата и мирян. В нее входят: епископ Федор1005 (глава группы) и ряд других авторитетных епископов; из мирян с группой связаны: бывший обер-прокурор сенода Самарин, бывший полковник Шуваев (сын бывш. военного министра) и ряд пр. лиц.
Неговоря уже об обновленцах – группа настроена враждебно даже к патриарху Тихону, за его политику по отношению к Советской власти. Группа считает его предателем всего дела православной церкви, о чем ведет осторожную агитацию. Группа устраивает епископские совещания весьма конспиративного характера на квартире епископа Федора, на которых обсуждаются как политические, так и церковные вопросы. Эта же группа в Даниловом монастыре дает пристанище всем черносотенным элементам, приезжающим в Москву и информируется о настроении и дает свои указания.
Много аналогичных разработок имеется и по губотделам.
Не малую роль в деле монархической агитации и пропоганды играет разбижавшиеся по всему Союзу из монастырей монахи, которые занимаются лишь тем, что ведут антисоветскую агитацию под религиозным флагом и принимают ближайшее участие в открытии икон, мощей, организации чудес и т. д.
Таким образом деятельность церковно-анархического1006 элемента в настоящее время идет по трем основным направлениям, а именно:
1. Антисоветская пропоганда среди верующих через служителей культа и церковно-приходские Советы, в особенности через последние, при чем задачей ставится сплотить верующих в первую очередь в Церковно-Приходские Советы и разжеть ненависть к Советской власти, как к власти атеистической.
2. Через определенное ядро епископов и мирян повести церковь по определенному антисоветскому направлению и держать ее в постоянном столкновении с Соввластью и
3. Использовывать в контр-революционных целях всякий удобный случай, как-то: крестные хода, чудеса, голод, наводнение в Ленинграде и т. д. в антисоветских целях, как средства для антисоветской агитации, так и как возможности для более резких выявлений своей антисоветской деятельности.
Вот те очередные задачи монархистов, которые они стремятся проводить через церьков и которые так ярко вырисовываются в их деятельности за последнее время.
НАЧАЛЬНИК 6 ОТДЕЛЕНИЯ
СООГПУ: Е. Тучков «10»
Ноября 1924 года.
– ЦА ФСБ, ф. 2, оп. 4, д. 372, л. 184–188. Маишнописный подлинник, подпись и число даты – автограф.
* * *
Примечания
Исправлено, в документе Семальского.
Опубликованные Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом воспоминания епископа Арсения (Жадановского) абсолютно развенчивают приведенную Е. А. Тучковым «агентурную разработку», ставя под сомнение и все другие «разработки» этого доклада вышестоящему чекистскому начальству. Глава «группы крайне правых монархистов» митрополит Макарий (Невский) к ноябрю 1924 г. был 89-летним старцем, уже несколько лет (с августа 1920 г.) разбитым параличом, ощущавшим «нестерпимый зуд во всем теле». Митрополит передвигался при помощи коляски, «внутренне готовился к переходу в другую, загробную жизнь». Поэтому, по признанию епископа Арсения, владыка «был особенно углублен в себя и отвечал только на вопросы, относящиеся к духовной жизни. Современных же и церковных тем сам не касался и не хотел слушать, когда другие заводили речь о текущих событиях». Любил осматривать собственный гроб, «подаренный ему иеромонахом отцом Гурием». Маститый иерарх был центром притяжения для многих верующих, от архиереев до простых мирян. Всех приходящих к нему он стремился принять, пообщаться с ними, дать «старческие наставления». Неоднократно Макария посещал патриарх Тихон. Особую радость митрополит испытывал от приезда верующих с родного ему Алтая. До смерти митрополита (17.02 1926 г.) с ним вместе проживал после выхода из московской Бутырской тюрьмы архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов). К старцу действительно приезжала, как сообщал Е. А. Тучков, игуменья основанного митрополитом Чемальского монастыря (женской общины), любимая духовная дочь владыки – Людмила. Под именем же Августы в воспоминаниях епископа Арсения проходит правнучка митрополита. По всей видимости, она также была длительное время у Макария в Николо-Угрешском монастыре, что позволило агентам Е. А. Тучкова сделать ее «игуменьей» и членом «группы крайне правых монархистов». Другой упомянутый «крайне правый монархист» – игумен Аркадий – был «преданным келейником митрополита Макария». Главой Угрешского монастыря епископом Арсением назван иной человек – архимандрит Макарий. Таким образом, вся «агентурная разработка» VI отделения Секретного отдела ОГПУ является не чем иным, как простым набором имен близких к митрополиту Макарию людей, который был для чекистского сознания «заведомым контрреволюционером и монархистом».
– Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. М., 1995. С. 197, 217, 235, 238–242.
Исправлено, в документе Федоров.
Тучков, вероятно, хотел сказать монархического.
