№ П-146. Письмо заведующей Главмузеем ΗΚП Н. И. Троцкой М. И. Калинину о действиях музейных работников в связи с изъятием церковных ценностей
30 июня 1922 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ В.Ц.И.К.
М. И. КАЛИНИНУ.
Копия тов. А. Белобородову.
Считаю необходимым дать объяснения на те указания о неправильности в деятельности Главмузея при изъятии церковных ценностей, какие были сообщены Вам в письме тов. А. БЕЛОБОРОДОВА от 6-го Июня с. г.473
1) Представители-эксперты Главмузея принимали участие в решении вопроса о месте хранения изъятых музейных ценностей главным образом потому, что Губмузеи как административные учреждения занимающие комнаты в Губотнаробразах обязательно должны были на местах указывать наиболее подходящие хранилища изъятых музейных ценностей.
Кроме того представители Главмузея имели право настаивать на оставлении вещей в древлехранилищах и музеях, организованных в зданиях бывших ликвидированных монастырей, согласно циркулярному предписанию Замособоуполномоченного Совнаркома от 8-го Апреля за № 1067, копия с которого при сем прилагается474.
2) Во время компании по изъятию церковных ценностей было не мало случаев, когда Губернские Комиссии совершенно не извещали Губмузеи о работах по изъятию на местах и предоставляли им право просматривать уже сосредоточенные в Губфинотделах ценности.
В виду полной неясности и отсутствия по этому вопросу разъяснений Главмузей стремясь к сохранению вещей, имеющих высокую историко-художественную ценность, считал своей обязанностью принять все меры к тому, чтобы такие вещи не были уничтожены. И Главмузей определенно может ставить себе в заслугу сохранение громадного количества вещей только потому, что его представители на местах имели возможность, согласно инструкции Главмузея от 30-го Марта с. г.475 указывать на особую ценность предназначенных к лому вещей и на способы их упаковки и перевозки, что между прочим было подтверждено в
Вашей радиограмме от 23 Марта за № 114, подтверждающей пункт 6-й Инструкции ВЦИК476.
3) Что же касается указания на неоднократные попытки уберечь от изъятия далеко не художественные и не исторические ценности, для чего якобы Главмузеем используются Ваши подписи, то для придания ясности в этом вопросе, было 6ы желательно знать о каких случаях в данном случае говориться, что Главмузей обращался к Вам с просьбой поддержать его в деле сохранения музейных ценностей в самых сложных и трудных случаях. Только тогда, когда с мест приходили сообщения о катастрофическом положении дела с музейными ценностями и когда никакие меры, предпринимаемые Главмузеем не помогали, он принужден был прибегать к Вашей помощи. Так было в деле с Боровском, где вопреки всем указаниям пострадали исключительно художественные вещи, изъятые без участия представителей Главмузея и без всяких забот о надлежащей упаковке, с Ярославлем и Ростовом, откуда вывезены музейные вещи в испорченном виде, с Петроградом (Казанский Собор), где разрушены историко-художественные пpoизвeдeния477 и о чем Вам была представлена докладная записка Членами Академии, с Соловками, Зарайском, Смоленском и др. Какой смысл был сотрудникам Главмузея оберегать от изъятия вещи явно нехудожественные, когда на сохранение исключительных памятников не хватало сил? И если на местах происходили споры из-за отдельных предметов, то они вызывались недоразумениями, спешностью работы, или усталостью, так как работа нередко шла сутки без отдыха.
Таким образом Главмузей полагает, что работа его по изъятию церковных ценностей основывалась на существующих распоряжениях и за пределы их не выходила.
Заведующий Главмузеем Н. ТРОЦКАЯ
– ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 103-об. Машинописный экземпляр, сделанный для А. Г. Белобородова; подпись машинописью. На л. 103 в левом верхнем углу штамп Главмузея НКП с рукописными числом, месяцем и последней цифрой года даты «30 июня 1922 г.» и исходящим номером; в правом верхнем углу машинописная помета: «Копия». На л. 103об. в левом нижнем углу круглая гербовая печать: «НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ. ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МУЗЕЕВ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА СТАРИНЫ И ПРИРОДЫ».
* * *
Примечания
Документ не выявлен.
Эта копия находится в ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 109. В телеграмме на места Г. Д. Базилевич предписывает изымать «из хранилищ, музеев только вещи благородного металла и драгоценных камней, представляющих большую материальную ценность»; в спорных случаях вещи не изымать, представляя соответствующие документы в Москву – в Гохран и Главмузей.
Возможно, документ № П-71.
См. документ № П-55.
См. об этом № П-133, П-134.
