свящ. Михаил Благонравов

Источник

36. Епископ Павел

Павел, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Иван Елевфериевич Вильчинский, сын священника Подольской епархии Винницкого уезда села Малой Жмеринки. По окончании курса в Подольской духовной семинарии, в 1849 г., поступил в Киевскую духовную академию, в которой окончил курс с ученою степенью магистра в 1853 г., и в том же году принял монашество и посвящен в иеромонаха. 31 октября 1853 г. определен помощником ректора в Полтавскую духовную семинарию. 6 ноября 1857 г. перемещен на должность инспектора в Харьковскую духовную семинарию. Здесь он состоял цензором проповедей, сказываемых лицами, состоящими на духовно-учебной службе. По вниманию к полезной и усердной службе, иеромонах Павел возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично должности настоятеля третьекласснаго монастыря. 3 апреля 1867 г. он назначен на должность ректора во Владимирскую духовную семинарию. 8 января 1878 г. посвящен в епископа Сарапульского, викария Вятской епархии, и в том же году, 4 февраля перемещен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 5 апреля 1882 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским; 16 декабря 1889 г. перемещен на Астраханскую кафедру. 21 ноября 1892 года Высочайше повелено было ему быть епископом Могилевским и Мстиславским, но по случаю болезни назначенного на Астраханскую кафедру Кишеневского еп. Исаакия, указом Св. Синода от 2 декабря 1892 г., поручено ему временно управлять Астраханской епархией, а 19 декабря того же года он вторично назначен епископом Астраханским. 13 ноября 1893 г. перемещен из Астрахани на Пензенскую кафедру. 4 июня 1902 г. Преосвященный Павел, вследствие своего прошения, по преклонности лет и болезненному состоянию, Высочайше уволен на покой.

В Астраханской епархии Преосвященный Павел оставил добрую память о себе. Он был пастырь добрый, внимательный, доступный, простой в обращении. Образ жизни вел строгий. Пищу вкушал самую простую и в умеренном количестве. Ежедневно совершал богослужение и приобщался св. Таин. Не обладая крепостью тела, он был крепок духом. Хотя богослужения его были продолжительны, но, видимо, его не утомляли. Очевидно, ежедневное принятие Честного Тела и Крови Господа Иисуса Христа – эта духовная пища – укрепляла его душевные и телесныя силы, по слову Спасителя: «Тело Мое истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво».

При обозрении епархии Преосвященный Павел обращал внимание на благолепие храмов Божиих и церковного богослужения, на состояние школ, церковно-приходских попечительств, библиотек, церковного хозяйства, быт духовенства и т. п. Словом, вникал во все стороны церковно-приходской жизни и давал надлежащие указания. По выходе из храма, он обыкновенно заходил в дома священников и вел с ними беседы о разных предметах их пастырского служения. Для просвещения Астраханской паствы и для более удобного распространения среди нее книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, икон, крестиков и других священных предметов, по распоряжению Преосвященного открыты во всех уездных городах и в наиболее населенных селах отделения Астраханского епархиального книжного склада. С целью просвещения своей паствы Преосвященный много положил усилий и забот о сооружении новых храмов, об увеличении состава причтов, о лучшей постановке внебогослужебных чтений и т. п. Увидевши при обозрении епархии бедственное положение заштатных, престарелых и неспособных к труду священно- и церковно-служителей, он, для призрения их, признал необходимым расширить существующий дом призрения для вдов и сирот особой к нему пристройкой, каковая пристройка с церковью и начата в 1892 г.

Заботясь о заблудших овцах своей паствы, Преосвященный обратил свое внимание на дело противораскольнической и противосектантской миссии и предпринял много важных мер. Обративши внимание на неудовлетворительную постановку миссионерского дела, он образовал особую комиссию, которой поручил выработать указания относительно лучшей постановки этого дела, каковые указания были потом им разсмотрены и одобрены. Для более удобного надзора за состоянием раскола и сектантства и для более успешного воздействия на них, по указанию Преосвященного, в 1891 г. епархия разделена была на 3 участка, а участки на 17 округов. Для заведывания каждым участком назначен особый безприходный священник-миссионер, а округами заведывали приходские священники с помощниками из низшего клира и местных крестьян. Для каждого миссионера – участкового и окружного – заведены библиотеки с книгами противораскольнического и противосектантского содержания. По настоянию Преосвященного приняты также разные меры против разных лжеучителей, приезжавших в Астраханскую губернию распространять свое заблуждение среди невежественных и колеблющихся в вере людей. Так раскольничий лжеепископ, приезжавший в Астрахань по несколько раз в год, в 1891 г. был выпровожден этапным порядком и в следующем году уже ни разу не являлся в Астрахань. Своевременно также были замечаемы и высылаемы разные вожаки сектантства, напр.: Деляка из Дубовки, Иванов с Кавказа. Лжесвященники и раскольничьи попечители были преданы суду и подвергнуты денежному штрафу за незаконное присвоение себе права выдавать метрические выписки.

Для практического ознакомления воспитанников семинарии старшего класса с ведением бесед против раскольников и сектантов, по предложению Преосвященного, в 1892 г. по воскресным дням, преподаватель учения о расколе и сектанстве и миссионер вели в семинарии с воспитанниками беседы. С этою же целью, по его же указанию, воспитанники семинарии присутствовали в епархиальной библиотеке во время собеседований миссионеров с раскольниками, при чем иногда и сами принимали участие в этих собеседованиях.

Для раскольников, желающих присоединится к Православной церкви на правах единоверия, отведена была церковь при кафедральном соборе, в честь св. Николая, что в кремле на воротах, с особым при ней священником. В настоящее время в г. Астрахани существует особый, благолепный, единоверческий храм, в котором православный, законно поставленный священник совершает богослужения, с соблюдением некоторых особенностей в обрядах и молитвословиях, заключающихся в старопечатных, с неисправленными ошибками и описками переписчиков, книгах.

При сем Преосвященном в Астраханской губернии в 1892 г. была холерная эпидемия. Заболевания холерой в г. Астрахани начались 18 июня: в этот день заболело холерой 8 человек и умерло 3. Затем заболеваемость и смертность стали постепенно увеличиваться; а после безпорядков, происшедших в Астрахани 21 и 22 июня, холера быстро усилилась. Против распространения холеры начальством приняты были разные благие меры, но эти меры вызвали нелепые слухи в городе, среди невежественных людей, что холеры вовсе нет; что заболевших помещают в больницу неосновательно; что доктора действуют неправильно и будто бы кладут в гробы даже живых, обсыпая их известью. Так как сырая речная вода, которой утоляютъ жажду рабочие люди в жаркое время, служит главной причиной распространения холеры, то в г. Астрахани, в разных местах, были устроены чайные, в которых чай и сахар отпускались всем безплатно. Но в народе распространился нелепый слух, что в этих чайных в чай подсыпают отраву. Возволнованная этими слухами толпа простонародья 21 июня произвела безпорядки: все чайные были разрушены, и все находящееся в них было изломано и перебито; больница для больных холерой была сожжена, при чем буйствовавшая толпа делала насилие самоотверженным труженикам – докторам, а одного избила чуть не на смерть. Фельдшер при больнице был убит и тут же сожжен. На другой день, 22 июня, громадная толпа собралась около губернаторского дома, буйствовала, шумела, бросала камни в окна. Все эти безумные действия не могли быть прекращены ни увещаниями, ни полицейскими мерами, и вынудили местное начальство, для общего блага, употребить в дело оружие; только после первого выстрела толпа поняла свое безумие и разсеялась. Затем вызваны были из г. Саратова два батальйона пехоты; порядок в Астрахани был возстановлен, и явилась возможность снова принять меры против распространения холеры.

Во все время холерной эпидемии Преосвященный Павел, заботясь о своей пастве, принимал разные зависящие от него меры. По его предложению во всех церквах при богослужениях совершалось особое моление об избавлении от холерной эпидемии. 2 июля он дал духовенству новое предложение, с руководящими указаниями, относительно усугубления пастырской деятельности, требуемого исключительными обстоятельствами времени. В воскресенье, 5 июля, Преосвященный, после Божественной Литургии в соборе, соборне, со всем градским духовенством, совершил на кремлевской площади молебствие о прекращении эпидемии, при чем произнес трогательное и сильное слово, в котором, между прочим, разъяснил целесообразность принятых начальством противохолерных мер, подверг разбору и порицанию безумные действия народа в Астрахани 21 и 22 июня. За молебном присутствовала масса народа, и слово Архипастыря произвело глубокое впечатление. Духовенство вместе со своим Архипастырем с самоотвержением несло свой пастырский долг в это тяжелое время. Не щадя себя, не зная покоя ни днем, ни ночью священники неукоснительно и безбоязненно являлись к больным холерой и умершим от нее для требоисправления, совершали крестные ходы; творили особые моления об избавлении от холеры. В храме, с церковной кафедры, при посещении домов прихожан и при каждом удобном случае, священно-служители разъясняли благодетельность и необходимость мер, принимаемых начальством к прекращению холеры; располагали прихожан заблаговременно исполнить христианский долг исповеди и св. Причастия, ежедневно исповедывали и приобщали, ободряли слабых духом, утешали осиротевших и т. п. 13 июня 1893 года Преосвященный Павел совершил благодарственное молебствие об окончательном прекращении холерной эпидемии в Астраханской губернии.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle