свящ. Михаил Благонравов

Источник

20. Архиепископ Анастасий

Анастасий, архиепископ Астраханский и Кавказский, в мире Андрей Братановский, был сын священника Полтавской губ. Переяславского уезда; родился 16 октября 1701 г. Образование свое он получил в Переяславской семинарии. Здесь он, кроме предметов семинарского курса, изучал еврейский и французский языки, которые изучил настолько основательно, что впоследствии составил еврейскую грамматику, которая в рукописи хранится в фундаментальной библиотеке Астрахавской семинарии, и перевел с французского языка на русский несколько ученых сочинений. 26 июня 1790 года он принял монашество, а 8 сентября 1792 г. возведен в сан архимандрита в Троицкий Зеденецкий монастырь, откуда был переведен в монастырь Троицкой Сергиевой пустыни (Петерб. еп,), а потом в первоклассный Московский Ново-Спасский монастырь. 24-го октября 1797 г. архиман. Анастасий был посвящен в епископа Могилевской епархии в придворной церкви, в присутствии Высочайших особ, при чем Император Павел I собственноручно возложил на него орден Анны І-й степени. 15 сентября 1801 г. епис. Анастасий был возведен в сан архиепископа, а в 1805 г. первым из архиереев был вызван в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде. В это время архиеп. Анастасий, будучи слабого здоровья и нуждаясь в теплом климате, пожелал поревестись на вакантную Астраханскую кафедру, куда и был перемещен 20 декабря 1805 г. Архиеп. Анастасий управлял Астраханскою епархией менее года. 9 декабря 1806 г. он скончался от наследственной в его родстве болезни – чахотки и похоронен в нижнем Успенском соборе.

Архиеп. Анастасий хотя недолго управлял Астраханской епархией, но и в это короткое время приобрел к себе всеобщую любовь духовенства и светских лиц. По свидетельству летописца, бывшего при нем ключарем Астраханского собора, преосвящ. Анастасий «характер имел постоянный и миролюбивый; любил правду, щедро награждал добродетель; умел помогать, прикрывать недостатки каждаго, всемерно защищал убожество. К сему еще имел дар утешения». О частной жизни архиеп. Анастасия современник его, известный H. Н. Бантыш-Каменский пишет следующее: «В беседе друзей был он друг во всем значении слова сего: острые разговоры его разливали удовольствие и радость в дружеском обществе. От природы был он нрава веселого; и хотя иногда заботы, сопряженные с его званием, уменьшали сию веселость; однако лице его никогда не показывало сей несносной угрюмости и важности, которая рождает в других не столь приятные чувствования. Благодеяние, сие добродетель душ благородных и великих, было отличительнейшею чертою его характера и превосходного сердца. Никогда бедный не отходил от него без удовольствия, никогда не оставлял он страждущего человека, не подав ему помощи».

Архиепископ Анастасий был одним из выдающихся иерархов русской церкви своего времени, как по своей учености, так, и особенно, по выдающемуся дару проповедничества. Когда он обучался еще в Переяславской семинарии, то обратил на себя внимание даром проповедничества, а потому был посвящен в стихарь, чтобы в церкви произносить проповеди. В бытность свою учителем Вологодской семинарии, он, по поручению еп. Иринея, занимался объяснением Священ. писания и произнесением проповедей. Здесь он, как проповедник, вскоре сделался предметом удивления по своему увлекательному красноречию. Слушать его стекалось каждый раз множество граждан. Когда слава об удивительных дарах красноречия Анастасия дошла до С.-Петербурга, то митроп. Гавриил вызвал его в столицу в учителя Александро-Невской семинарии. Это время было самою блестящею порою в жизни Анастасия. Находясь в Петербурге, он часто говорил проповеди при Высочайшем дворе, в присутствии Императрицы Екатерины II, которая всегда с особым вниманием слушала его. Достоверно известно, что Императрица иногда требовала проповеди для прочтения, произнесенные в ее отсутствие. Есть также предание, что Императрица приказывала перечитывать ей вечером проповеди Анастасия, которые она слышала утром в придворной церкви. Ей также приписывают такой отзыв о проповедническом даре Анастасия: «Анастасию должно или подражать или превзойти его, но и то и другое одинаково невозможно». Как современники Анастасия, так и последующие ценители признают его одним из самых блестящих представителей духовного ораторства в России. В истории русской литературы Греча имя Анастасия, как одного из «важнейших писателей» докарамзинского периода, поставлено на ряду с именами митрополита Платона, Ломоносова, Державина, Фон-Визина и других знаменитостей тогдашней литературы. А слогом своим проповеди Анастасия, говорит Греч, «превосходнее всех ораторских произведений того времени. Анастасий отступает от сурового языка, который до сего времени почитался необходимым для сочинений сего рода (т. е. проповедей), и приближается к приятности новейшего русского красноречия». Действительно, слог проповедей Анастасия отличается большею свободою и легкостью, нежели слог многих предшествовавших и современных ему писателей. Вместо тяжелых периодов, в проповедях Анастасия употребляются выражения и обороты разговорной речи того времени. Увлекательная сила проповедей его заключалась в их действии на сердце и чувство к которому преимущественно обращалась одушевленная, проникнутая чувством, речь проповедника. Как в светской литературе того времени сантиментальные повести, говорящие сердцу, привлекали к себе читателей, так и проповеди, действующие на сердце, скорее других распространялись в тогдашнем обществе, удовлетворяя его литературному вкусу. Проповеди Анастасия служат памятником своего века и по своему содержанию, по тем истинам, которые он стремился проводить в умы своих современников посредством действия на их нравственное чувство. В Астрахани архиеп. Анастасий произнес до 11 поучений и несколько речей. Первое слово он произнес на другой день по приезде в Астрахань в соборе, в присутствии всех священно-служителей и монашествующих лиц, после которого они разошлись «с веселием духовным». 29 июля 1806 г., при открытии Астраханской гимназии, он говорил поучение во Входо- Иерусалимской церкви, а потом произнес речь в самой гимназии пред учителями и учениками. В свое недолгое управление Астраханской епархиею архиеп. Анастасий успел сделать многое для Астраханской семинарии. Он был специалист по духовно-учебному делу. Еще до назначения его в Астрахань, когда он был в Петербурге, ему поручено было составить проэкт преобразования духовно-учебных заведений. Преосвященный с успехом выполнил это дело, за что был пожалован Императором Александром I бриллиантовой панагиею, стоимостью по тому времени в 4000 руб., которая хранится в ризнице Астраханского собора. Естественно, что он, по прибытии в Астрахань, желал провести в жизнь семинарии свой проэкт, над которым много потрудился. Прежде всего он обратил внимание на состав начальства и учителей семинарии. 13 марта 1806 г. он написал в Консисторию; 1, что архим. Спасского монастыря Парфений утверждается в звании ректора «не по имени ректорства, но во всей силе должности; 2, в должность префекта избрать из достойных и мне представить кандидатов; 3, ректор совокупно с префектом изберут инспектора, комиссара, письмоводителя и мне представятъ, а потом устроят сениоров (старших для надзора за семинаристами) и порядок правления семинарского. 17 марта того же года присланы были из Консистории в семинарское правление особо данные Преосвященным Анастасием инструкции ректору, префекту, инспектору, расходчику или комиссару. Жизнь семинаристов также была определена. Семинарское правление, по словесному повелению Владыки, вменило, между прочим, в обязанность сениорам изъяснять семинаристам «о пользе благоповедения и учтивства, руководствуясь книгою «Правила обращения», изданною для народных училищ. Устрояя порядок учебно-воспитательного дела в семинарии, архиеп. Анастасий заботился и о материальном ее благосостоянии. По его просьбе князья Куракины, имевшие рыболовные воды в Астраханской губ., с 1 сентября 1806 г. стали отпускать на содержание семинарии по 1000 руб. в год. Эта сумма была значительною помощью для семинарии, потому что в то время на содержание ее отпускалось от казны только по 3000 руб. в год, и только в 1807 году сумма эта увеличена была вдвое. Архиеп. Анастасий не забыл про семинарию и в своем духовном завещании. В его духовном завещании прежде всего, под первой рубрикою, собственною его рукою написано: «Библиотеку мою келейную всю причислить к библиотеке Астраханской семинарии, в пользу учащих и учащихся чрез чтение, а не чрез хищение книг». А в его библиотеке было 2000 томов редких книг, которые все и поступили в семинарскую библитеку. Но главным памятником деятельности в Астрахани архиеп. Анастасия служит Троицкий собор. Хотя не им построен этот собор, но благодаря только его ревности и энергии он сохранен от разрушения. Троицкий собор построен и освящен 13 сентября 1603 г. Феодосием, первым епископом вновь учрежденной Астраханской епархии, и принадлежал Троицкому монастырю. В 1764 г., по упразднении Троицкого монастыря, все строения его, по Высочайше утвержденному докладу, поступили в ведомство школьного правления, а в 1785 г., по указу Сената, были отданы Астраханскому Приказу Общественного Призрения. Астраханский губернатор, князь Тенишев донес министру внутренних дел, что большая часть строений Троицкого монастыря разломана и кирпич употреблен «в строение главного народного училища, а остальное затем, состоящее в каменных церквах, некоторых к оным пристройках и особенно отдельном флигиле, пришло в совершенную ветхость и близко к разрушению. В церквах Троицкого монастыря совершается ныне богослужение только по некоторым временам года священниками собора.... Означенное строение не приносит никакой пользы Приказу Общественного Призрения, на котором числится долгу более 18000 руб.» Донося о сем, губернатор полагал: «Для приращения капитала Приказа означенное церковное строение с пристройками разобрать, годный кирпич из оного употребить на построение в Астрахани казарм». По представлению министра Сенат утвердил мнение губернатора. 20 сентября 1806 г. Астраханский вице-губернатор Малинский, сообщая преосв. Анастасию о решении Сената, просил его сделать распоряжение «касательно перенесения церковной утвари, в тех зданиях состоящей», для разломки которых «приисканы уже и подрядчики». Преосвященный ответил вице-губернатору: «За неполучением по сему предмету из Св. Синода повеления, приказания о перенесении из показанного монастыря церковной утвари дать теперь не могу. Следовательно, и сломкою церковных того монастыря зданий можно поудержаться до получения из Св. Синода указа». Приостановив исполнение Сенатского указа, Преосвященный осмотрел здания; навел документальные справки и решил протестовать. 27 сентября Преосвященный послал частное письмо своему покровителю, Обер-Прокурору Св. Синода, князю Голицыну, в котором, изложивши положение дела, просил его ходатайствовать пред Его Императорским Величеством о исключении зданий Троицкого монастыря из ведомства Приказа и о причислении их к кафедральному собору. О Троицком соборе он, между прочим; писал, что «церковь самая Троицкая только с южной стороны имеет трещины, в прочем вся крепкая, важная, древности памятником быть достойная», и что нашелся уже человек, желающий на свои средства «возобновить всю ветхость». Этот человек был астрах. купец Обезьянин. Письмо его имело успех. Св. Синод, разсмотрев дело о Троицком монастыре, представил Императору доклад, согласный с мнением преосвящ. Анастасия, на каковом докладе Государь 15 ноября 1807 г., уже по смерти Анастасия, написал: «Быть по сему». Троицкий собор был возобновлен, существует и теперь и, судя по его видимой прочности, просуществует и еще многие годы. Кроме проповедей и перевода некоторых полезных сочинений с французского и латинского языков на русский, архиеп. Анастасий написал 33 кратких разсуждения; по поручению Императора Александра I разсмотрел и исправил историческое сочинение англичанина Гиббона: о падении и разрушении римской империи. Кроме того он написал гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе...» известный каждому русскому человеку по возвышенным мыслям, и известный кант: «Все на свете сем превратно, все на свете суета...», свидетельствующие о поэтической душе составителя их.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle