свящ. Михаил Благонравов

Источник

19. Архиепископ Платон

Платон, архиепископ Астраханский и Кавказский, в мире Петр Любарский, был сын священника Черниговской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Киевской академии, по окончании курса в которой был учителем и префектом в Вятской семинарии. 13 ноября 1770 г. принял монашество, а в следующем году назначен игуменом в Крестовоздвиженский монастырь в г. Слободском. В 1772 г. возведен в сан архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и определен ректором Казанской семинарии. Отсюда был переведен в Свияжский Богородицкий монастырь, потом в Московский Воскресенский, именуемый «Новый Иерусалим», и наконец в Московский Донской монастырь. 26 февраля 1794 г. посвящен в епископа Тамбовского и Пензенского, но 11 марта того же года переименован в епископа Астраханского и Ставропольского, где 29 мая 1796 г. возведен в сан архиепископа.

Еще до назначения епископа Платона в Астрахань, в 1793 г. от Астраханской епархии были отделены города: Моздок, Кизляр, Екатериноград, Георгиевск, Александровск и Ставрополь, из которых образовано Моздокско-Маджарское викариятство, чтобы «наилучшим и надежнейшим образом» способствовать распространению христианства на Кавказе среди инородцев. Епископом Моздокским был назначен архимандрит Гаий. Хотя еп. Гаий считался викарием Астраханской епархии, но имел самостоятельное управление, свою Консисторию и свой особый штат. В 1799 г. от Астраханской епархии отделена была Саратовская губерния, в которой учреждена самостоятельная епархия. Моздокский еп. Гаий переведен был в Саратов, а Моздокское викариятство снова вошло в состав Астраханской епархии. После закрытия Моздокского викариятства еп. Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 г. – Астраханским и Кавказским.

Вступивши в управление Астраханскою епархиею еп. Платон прежде всего обратил внимание на производство дел в духовных правлениях, которые были в уездных городах. Духовным правлениям предписано было в производстве дел поступать по указам, данным предшественником архиеп. Платона и им самим. В этих указах, между прочим, предписывалось, во избежание пристрастия при решении дел, никаких дел не решать без общего приговора всех членов правления, а «цепи наложить на священника или диакона и все присутствие не долженствует присудить», и даже получаемые пакеты распечатывать всегда в присутствии и не одному члену, а по крайней мере двум, при главном чиновнике, называвшемся повытчиком, и не затягивать дел, а решать оные в законный срок. Членам правления предписывалось быть ко всем добродушными, ласковыми и терпеливыми. Наблюдая сам справедливость и избегая притеснений, архиеп. Платон требовал тогоже и от духовных правлений. Приводя в порядок духовные правления, архиеп. Платон старался улучшить состояние церквей и духовенства. Узнав, что в некоторых церквах не было ни описей церковного имущества, ни книг для записи церковных сумм, ни церковных старост, Преосвященный предписал, чтобы при всех церквах были старосты, добрые и рачительные; чтобы при церквах заведены были книги для записи церковного имущества и денег, и чтобы благочинные по этим книгам свидетельствовали церковное имущество и об усмотренном доносили ему. Видя, что раскольническое и молоканское заблуждение быстро распространяется по епархии главным образом потому, что народ мало знаком с христианским вероучением, архиепископ Платон вменил в обязанность священникам в праздничные дни, особенно в пост, учить своих прихожан молитвам, читать им в церкви и на домах книжицы религиозно-нравственного содержания, с доступным для них толкованием, а ученым священникам составлять и произносить и свои проповеди. Для самообразования духовенства и для научения прихожан, во многие церкви разосланы были книги религиозно- нравственного содержания. Не довольствуясь этим, архиеп. Платон, для просвещения своей паствы, заботился об устройстве при церквах школ. «Знание грамоты», писал он в Кизлярское духовное правление, «не только духовенству необходимо, но и мирянам нужно и полезно, а всем служит основанием к душевному и телесному просвещению», почему и предлагал духовным правлениям заводить в приходах школы для обучения детей духовенства и иных сословий. Так как миряне не желали отдавать своих детей в школы, а принудить их силою было не во власти Преосвященного, то он ревностно принялся за образование детей духовенства. В 1802 г. он издал второй указ, чтобы не только в городах, но и в селах заводились начальные школы для подготовления детей духовенства к поступлению в Астраханскую семинарию. А так как духовенство, особенно Кавказское, под разными предлогами уклонялось от посылки своих детей в семинарию, то Преосвященный предиисал благочинным отбирать у родителей детей от 10 до 15 лет и отправлять их «с благонадежною оказией», в Астрахань, а укрывавших своих детей штрафовал. А чтобы сами благочинные и духовные правления не укрывали чьих-либо детей от посылки в семинарию, с 1803 г. Консистория сама стала составлять списки детям духовенства, достигшим 10-летнего возраста, и по этим спискам требовала их в семинарию. Благодаря таким мерам, число воспитанников семинарии при архиеп. Платоне возросло до 280 человек, так что семинария могла доставлять образованных пастырей для всего юговостока России. При увеличении числа воспитанников, семинарские здания оказывались не поместительными, по-этому старанием архиеп. Платона построен был над зданиями верхний этаж, библиотека, столовая и другие службы. Особенно много он постарался о семинарской библиотеке, в которой число книг в его время дошло до 1000 томов.

Заботясь о приготовлении достойных кандидатов на священство, архиеп. Платон требовал и от наличного духовенства исправного исполнения своих обязанностей и доброго поведения. Если замечал, что неисправность или упущение происходили от неведения, то неведующих вразумлял сам или приказывал научать благочинным, а за нерадение и намеренное уклонение от исполнения долга штрафовал. Особенное внимание он обращал на священно и церковно-служителей кавказских, которые вообще были мало сведущи в исполнении своих обязанностей, а по образу жизни, одежде и проч. почти ничем не отличались от своих прихожан – грузин и осетин. Так, напр., и Ставропольский благочинный Лампадчиков доносил Преосвященному, что «священно-служители его ведомства в служении божественной литургии, утрени, вечерни и мирских треб весьма незнающи и неосторожны; один, напр., не знал, как приступить к совершению преждеосвященной литургии; другой пред служением вечерни хотелъ совершить проскомидию». Преосвященный приказал благочинным вызывать к себе таких священников и учить. Кавказские священники, диаконы и причетники одевались большею частью в свои национальные одежды: горские папахи, черкески, чевяки, наговицы, баранью грузинскую шапку. По-этому в 1800 г. всему кавказскому духовенству объявлен был указ к непременному исполнению, что «священники и диаконы должны носить рясы суконные, камлотные, ки- тайные и из других.... тканей, состоянию, приличию сана, места и степени соответственные, холодные или теплые....; цветов темных, не ярких или светлых, но смирению сана пристойных; подрясники холодные или теплые таковых же материй и цветов; поясы из всех тканей, но смиренного цвета; на голове летом черные шляпы.... а зимою шапки с околышами бобровыми или приличных мехов...., на ногах сапоги или башмаки, а не коты или лапти.... Причетники должны носить платье продолговатое и обувь... приличные, а не в подлом или тщеславном виде. При том напоминается всем священно-служителям содержать себя всегда в чистоте и опрятности, иметь волосы и бороду расчесанные, лицо и руки чисто умытые, усы на уста не навислые, ногти обрезанные.... Словом, содержать себя и дома свои в приличном расположении, чистоте и порядке. И сие предписание тщательно наблюдать правлению и благочинным, подвергая не исполняющих, кольми паче неповинующихся, штрафованиям по инструкции за первый и второй раз; а за третий, усугубив наказание, отмечать таковых в благочиннических ведомостях». Ревностно занимаясь епархиальными делами, архиеп. Платон находил время и для занятий учеными трудами. В 1805 г. он был перемещен в г. Екатеринослав, где и скончался 20 октября 1811 г.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle