свящ. Михаил Благонравов

Источник

1. Архиепископ Феодосий

Феодосий, первый архиепископ Астраханский и Терский, был сын священника Харитона села Яковлевского Ярославской губ. В мире он назывался Феодотом. Можно полагать, что он получил хорошее, по тому времени, образование, потому что 20 лет от роду посвящен был в иерея в г. Ярославль, к церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба. Здесь он священствовал 6 лет. После погребения своей супруги он принял монашество, поступивши в монастырь Пресвятой Богородицы, что на реке Толге, в 6 верстах от г. Ярославля, с именем Феодосия. Вскоре он был произведен в игумена сего монастыря. После 25-летнего управления Толжским монастырем, он, изволением царя Феодора Иоанновича и по благословению Московского патриарха Иова, послан был в г. Астрахань, в Троицкий монастырь, который был в крепости, для упрочения за сим монастырем того значения, которое дал ему игумен Кирилл-Строитель, часовня которого находится около существующего теперь Троицкого собора. Этот игумен Кирилл прислан был в Астрахань в 1568 г. царем Иоанном Васильевичем Грозным для устроения монастыря и св. храмов Божиих и построил деревянный Троицкий собор. Игумену Феодосию повелено было построить соборный храм во имя Успения Божией Матери. Вместе с сооружением каменного соборного храма игумен Феодосий начал строить из камня уже существующий теперь Троицкий собор. Камни для постройки Успенского и Троицкого храмов брались из развалин бывшей татарской столицы Сарая, откуда брались камни и для построения Астраханского кремля. Построенный Феодосием Успенский соборный храм, бывший на том самом месте, где теперь стоит Успенский кафедральный собор, лет через 100 оказался непрочным в сводах и стенах и был разобран. После построения каменного Успенского собора, игумен Феодосий, по обычаю того времени, отправился в Москву к царю Борису Феодоровичу Годунову с освященною водою и там был посвящен в первого епископа г. Астрахани, при чем ему пожалован был архиерейский резной, среброзолоченный, посох, с четырьмя среброзолоченными яблоками, с финифтью и каменьями, который хранится и теперь в соборной ризнице. Будучи уже Астраханским епископом, святитель Феодосий окончил постройку Троицкого собора и освятил его 13 сентября 1603 г. Кроме того он устроил Спасский монастырь, где теперь Духовная Семинария, и храм во имя Вознесения Господня для погребения странных (ныне Благовещенский женский монастырь). Утверждая христианство в Астраханской стране, святитель Феодосий в смутное время самозванца Гришки Отрепьева был мужественным борцем за отечество и неустрашимым обличителем самозванца. Когда в Москве явился самозванец, беглый монах Гришка Отрепьев, который выдавал себя за Димитрия Царевича, и начались в нашем отечестве смуты; то нашлись и в Астрахани легковерные люди, которые увлеклисъ этим обманом и взволновались. Святитель Феодосий смело явился к народу с увещанием не верить обманщику, ложно называющему себя царем Димитрием Иоанновичем. Но народ его не слушал. Мятежники ворвались в архиерейский дом, разграбили его; самого Феодосия заключили под присмотр в Троицкий монастырь, а потом отправили в Москву к самозванцу. Когда его представили к самозванцу, то последний, взглянувши грозно на Феодосия, сказал с гневом: «Астраханские все смуты от тебя, и людям ты говоришь и меня называешь не прямым царем; да кто, де, я?» Святитель отвечал ему безбоязненно: «ведаю, де, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть; ибо прирожденный царевич Димитрий Иоаннович убиен в Угличе, и мощи его тамо». Смутившись таким смелым ответом, самозванец ничем не оскорбил святителя, но и не отпустил его в Астрахань, а отослал его под присмотр на патриарший двор. Здесь и жил Феодосий, «проповедуя и многие укоризны на самозванца произнося без страха». Вскоре после этого самозванец был убит. Царь Василий Иоаннович Шуйский послал Феодосия вместе с Ростовским митрополитом Филаретом в г. Углич для перенесения оттуда в Москву мощей царевича Димитрия. По исполнении этого поручения, Феодосий с великою честью был отпущен в Астрахань, но на пути заболел и скончался в г. Царицыне 18 декабря 1607 г. Мощи его были поставлены в церкви и оставались там не погребенными до следующего 1608 года. В этом году воевода Феодор Иванович Шереметьев, возвращаясь из Астрахани после усмирения астраханских и терских изменников, взял из Царицына мощи Феодосия и привез в г. Казань, где они были погребены в Казанском Спасском монастыре. Хотя смуты в Астрахани продолжались и по убиении самозванца Лжедимитрия, и по смерти архиепископа Феодосия, но наставления последнего не остались тщетными. Не все, но большинство астраханцев впоследствии уже не так скоро и легковерно принимали к себе других самозванцев, которые в то время являлись к ним нередко. Таковы были молодые казаки: астраханец Димитрий и сын муромского жителя Ивана Коровина Илья, выставленные терскими казаками под начальством Феодора Будырина. Когда терские казаки с самозванцем, лжецаревичем Ильею, собрались у Астрахани в числе 4000 человек, то астраханцы не впустили их к себе в город, и они отправились вверх по Волге, занимаясь разбойничеством; но были разсеяны воеводою Феодором Ивановичем Шереметьевым, а мнимый царевич был повешен. В 1617 году астраханцы послали соборного протопопа в Москву к царю Михаилу Феодоровичу, чтобы просить перенести мощи архиепископа Феодосия из Казани в Астрахань. Царь приказал предварительно осмотреть мощи святителя, (оказавшиеся истлевшими только в двух местах), а потом препроводить их с честью в Астрахань. Из Казани мощи святителя были провождены до реки Волги с крестным ходом, при колокольном звоне, при множестве народа. В Астрахани мощи Феодосия были торжественно встречены преосвященным Онуфрием со всем духовенством, с крестным ходом, при колокольном звоне· при собрании всех граждан; внесены в соборную церковь и после погребения по чину похоронены в южной стороне собора, около третьего окна к западу.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle