Беседа 36. Его же. На другие темы, <касающиеся> знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей <лучшему> уразумению <предмета>.1199
1. Поскольку не всегда одной и той же темы придерживаемся мы,1200 дабы не рассеиваться,1201 а также по причине того, что1202 по необходимости естество ищет разнообразия1203 в занятиях,1204 дабы <иногда> упражняться в чем-либо другом, не можем мы все время придерживаться одной темы,1205 когда пишем слова свои: иногда всецело возвышаются слова наши к небесным <благам> по содержанию своему; иногда же только тему будущего века развивают; или, может быть, они полностью <остаются> на душевном <уровне>, или же полностью <состоят> из наставлений относительно тела. Но писать на различные темы заставляет нас естество, ибо иногда пребывает1206 оно на небе, иногда же на земле, в страдании;1207 иногда, опять же, возносится оно к Творцу, а иногда остается с тварью в изумлении; иногда также о грядущих <благах> думает оно,1208 размышляя о сокровенных созерцаниях; иногда же <направлено оно> к тому, что относится к домостроительству времен.1209 Поэтому пусть читатель1210 не смущается, воображая, что эти <темы> изложены беспорядочно, но пусть он вникнет в это1211 с пониманием1212 и великой сознательностью,1213 <ибо само> естество изменчивостью своей научило нас посвящать слова наши не только созерцанию, но и тем обстоятельствам, которые связаны с движениями разума.1214 Ибо в одно мгновение промыслительным образом происходят1215 изменения, и тогда необходимо также изменение слов с целью <лучшего> понимания их: зависит же это от состояния человека1216 и от просветленности мыслей1217 его, или же от грубости его, или от страстей, или от обстоятельств. Таким образом, соответственно болезни своей или здравию своему ищет ум словесного питания, которое давало бы ему материал1218 для созерцания, подобно пчеле, которая облетает различные цветы1219 и собирает с них материал, <из которого> изготавливает соты.
2. Когда же ум просвещен хотя бы немного, тогда он не слишком нуждается в материале чувственных слов для созерцания, ибо сами естества тварей и различные промыслительные <действия Божии>1220 по отношению к ним могут <для ума> заменить написанные <слова>.1221 Часто выходит он за пределы этих видимых естеств и в сокровенные сущности проникает мыслью.1222 Бывает, что даже выше этого восходит он и приобретает силу размышлять1223 о досточтимом Творце: благодаря милосердию, <истекающему> из Источника жизни,1224 приближается он внезапно к движениям ума, проникает в божественное Святое Святых, насколько это позволено тварям, <и получает> некое таинственное прозрение относительно их, а также истинное знание достославного и великого естества <Божия>1225 и истинное ощущение того, чего не дерзают касаться написанные слова.1226 Бывает, что по причине таинственности их непозволительно дерзать на то, чтобы записывать их.1227 И бывает, что, поскольку они даже не записаны, то и говорить о них нельзя.
* * *
Букв. «и о причине смешения неодинаковых изменений последовательности слова, с целью их уразумения».
Букв. «с одинаковой темой (целью) размышления оставлены мы».
Букв. «из-за легкости, <с которой приходит> рассеянность».
Букв. «по следующим причинам».
Букв. «изменений».
Букв. «в собеседовании».
Букв. «оставаться с единой целью размышления».
Букв. «блуждает».
Букв. «страдательно».
Букв. «в грядущих <вещах> блуждает оно».
Т.е. к тому, что происходит во временном мире.
Букв. «человек».
Или «осознает это», «опознает это».
Или «проницательностью», «прозрением».
Букв. «великим знанием».
Вар. «научило нас снабжать созерцание (содержание) слов наших теми происшествиями, которые соединены с движениями разума».
Букв. «умножаются».
Букв. «от места, на котором стоит он».
Букв. «движений».
Букв. «которое является для него материалом».
Букв. «деревья».
Букв. «различные домостроительства».
Или «Писания».
Букв. «возбуждается в мысли (прозрении)».
Букв. «возбуждаться размышлением».
Букв. «Источника жизней».
Букв. «славного естества величия».
Вар. «ощущения истины тех <вещей>, которых Писания не дерзают касаться».
Букв. «не дерзает на них письменное <слово>, ибо это не позволено».