Беседа 35. О цели возвышенного служения разума, которое есть совокупность всякого подвижничества, совершаемого посредством телесных чувств; благодаря ему1166 входит человек на всякий миг в совершенное слияние1167
с Богом.
1. Когда прозрений в <смысл> тварных <существ>1168 достигнет человек на пути подвижничества своего, тогда с этого <времени> поднимается он превыше молитвы, <заключенной> во <временные> пределы, ибо излишне для него с этих пор ограничивать молитву определенными временами и минутами: он уже вышел из того состояния, при котором он, когда хотел, тогда бы молился и славил <Бога>. С этого момента постоянно находит он чувства свои утихшими и помыслы связанными узами изумления. И наполнен он постоянно видением, изобилующим славословием, которое происходит без движений языка. По временам, опять же, молитва частично1169 остается, однако ум уводится от нее на небо, словно пленник, и слезы, словно источники воды, льются и орошают все лицо вопреки воле его. При этом сам человек покоен, безмолвен и внутри себя наполнен изумленным видением.1170 Весьма часто не позволяется ему даже молиться, и поистине это есть то прекращение <молитвы>, которое выше молитвы: оно заключается в том, <что человек> пребывает в постоянном изумлении перед всяким созданием Божиим наподобие тех, кто обезумел от вина. Это и есть то вино, которое веселит сердце человека.1171
2. Но будем остерегаться,1172 чтобы не нашелся человек, который с праздными помыслами оставит молитву и псалмопение, когда услышит об этом, вообразив, что тишина, о которой мы говорили, приходит по <нашей> воле.1173 Но пусть поймет всякий, кто встречает такие предметы, что подобные действия бывают не от людей и что они не подвластны воле. Ибо умолкают в созерцании и замирают перед тайнами те, кто в минуты молитвы, или также и в другие времена, восторгается1174 умом, жаждущим Бога. Но особенно в минуту молитвы возникают состояния,1175 подобные этим, по причине особого трезвения, сопутствующего человеку.
3. Под молитвой я разумею не только установленные часы или «аллилуии»1176 Псалтири или богослужебные песнопения.1177 Ибо тот, кто достиг этого знания, больше, чем во всех добродетелях, пребывает в молитве. От прозрений получает она1178 свое начало, но прозрениями, опять же, усмиряется1179 и возвращается к тишине. Ибо на все творения Божии взирает озаренный человек оком разума и <видит> домостроительство Божие, сопутствующее им на всякий миг; <видит> небесное промышление, исполненное милосердия, непрестанно посещающее тварь – иногда в виде испытаний, иногда же в виде благодеяний.1180 И благодать Божия открывает этому <человеку> различные виды действий, которые скрыты от толпы,1181 – <действий>, которыми пользуется Создатель для чудесного вспоможения каждому естеству, будь то словесному или неодушевленному, – а также невидимые причины, по которым случаются эти изменения со всеми благодаря промышлению, свойственному любви <Божией>, и той творческой и путеводной силе, которая ведет творение с изумительной заботливостью.
4. Когда ощущение этих тайн получает все время человек посредством того внутреннего ока, которое называется духовным созерцанием и которое есть видение, <происходящее> от благодати, тогда в момент ощущения им той или иной из этих тайн тотчас же сердце его утихает в некоем изумлении. Не только уста его прекращают произнесение молитвы и умолкают, но и само сердце осушается от помыслов благодаря чуду,1182 которое нападает на него, и сладость тайн премудрости и любви Божией получает он от благодати благодаря сознательному видению1183 действий и естеств.
5. Это завершение подвижничества души в теле и предел духовного служения, которое совершается в уме. Кто желает достичь вкушения любви Господа нашего, тот должен просить Его, чтобы эта дверь открылась для него. Я удивлюсь, если тому, кто не приступал к Нему с этой <просьбой> и кто не познал ощущение1184 видения тварей и промыслительных <действий Божиих> в них, возможно когда-либо ощутить ту любовь, что пленяет души тех, на кого она нисходит. Таковы <вещи>, открывающие для нас дверь к познанию истины, которое превышает все и которое дает уму путь к славным тайнам досточтимого и божественного Естества.
6. Еще более удивительно то, когда <люди>, непричастные безмолвию и великой отрешенности,1185 дерзают говорить и писать об этой тайне славы Божией в тварях. Блажен, кто вошел этой дверью <и испытал это> на собственном опыте!1186 Слишком бессильна вся сила чернил, букв и словосочетаний, чтобы выразить наслаждение этой тайной.
7. Многие простецы считают, что целью размышления философов является вкушение этой беседы, которая несет <в себе> красоты всех тайн Божиих. Блаженный Василий-епископ в одном из писем к своему брату1187 делает различие между этим <восприятием> философов и тем восприятием, которое получают святые в тварных <существах> – то есть, умственной лестницей, о которой говорил блаженный Евагрий1188 и которая возвышается над всяким обычным видением.
8. «Есть, – говорит он, – беседа, открывающая дверь, <через которую мы можем> всматриваться в знание <тварных> естеств, но не в духовные тайны».1189 Он называет <знание> философов «знанием снизу», которым, по его словам, могут обладать даже подверженные страстям; а то восприятие, которое получают святые через ум посредством благодати, называет он «знанием духовных тайн свыше».
9. Итак, кто удостоился этого, тот ночью и днем пребывает в таком <состоянии>, словно некто вышедший из тела и уже находящийся в том мире праведных.
10. Это и есть божественная сладость, о которой чистосердечный1190 и чудный Аммон говорил, <что она> «слаще меда и сот»,1191 но немногие отшельники и девственники познали ее.
11. И это вход в божественный покой, о котором говорили Отцы,1192 и это переход из области1193 страстей к просветленности и к движениям свободы.
12. И это то, что изобилующий духовными откровениями Евагрий называет «стократной наградой, которую в Евангелии обещал Господь наш».1194 И в изумлении величием этого наслаждения хорошо назвал он его «ключом в Царство Небесное».1195
13. Как перед истинным Богом говорю я: члены тела не могут выдержать это наслаждение, и сердце неспособно вместить1196 его по причине великой сладости его.1197 Что еще можно сказать, если «восприятием Царства Небесного» называют это святые. Ибо это тайна будущего изумления Богом. Не благодаря прозрению в материальный1198 мир и дела его наслаждаются праведники в Царстве Небесном, но благодаря тем <предметам>, которые <в мире>, возводится ум, как по некоей лестнице, к Тому, Кто есть Царство святых, и пребывает в изумлении. Хорошо названо это восприятие «тайной Царства Небесного»; ибо в познании Того, Кто есть истинное Царство всего, <приходим> мы через эти тайны всякий раз, когда ум бывает движим ими, по дару силы Божией.
* * *
Т.е. служению разума.
Сир. hultana («смешение»).
Термин sukkale d-beryata, буквально означающий «прозрения в тварные <вещи>», «<понимание> смысла тварных <существ>», является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi ton onton и logoi ton gegonoton («логосы тварных вещей»), встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей. По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей («естественное созерцание»), т.е. проникновение в смысл и содержание всего существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния на пути от «праксиса» (исполнения заповедей Христовых) как низшей ступени к «богословию», или «гнозису» (созерцанию Бога), как высшей ступени.
Или «наполовину».
Букв. «наполнен видением, которое наполнено изумлением».
Вар. «но пусть он будет осторожен».
Преп. Исаак полемизирует с мессалианами.
Букв. «возбуждается».
Букв. «отличия», «различные <вещи>».
В восточно-сирийской традиции вся Псалтирь была разделена на двадцать «аллилуий», или «хуллале» (hullale), которые, в свою очередь, подразделялись на «мармиты» (marmyata), содержавшие от одного до четырех псалмов.
Вар. «мелодические гимны».
Т.е. молитва.
Букв. «устыжается».
Букв. «иногда в виде того, что справа, иногда же в виде того, что слева».
Букв. «от многих».
Сир. dummara означает также «изумление».
Букв. «видению знания».
Букв. «не ощутил ощущение».
Вар. «великого отсутствия», «великой наготы», т.е. обнажения (отречения) от всего земного.
Букв. «на опыте собственной души».
Григорию Нисскому.
Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова).
Василий Великий. Письмо 2.
Букв. «чистый душой».
Аммон. Письмо 2.
Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою).
Букв. «мест».
Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42.
Там же 4,40.
Или «получить».
Или «величия наслаждения им».
Букв. «телесный», «плотский».