Азбука веры Православная библиотека священномученик Ириней Лионский Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

Источник

См. также:

Сочинение «Против ересей» проф. С.Л. Епифанович

«Обличение и опровержение лжеименного знания». Содержание произведения, время происхождения; источники сведений о гностицизме Н.И. Сагарда

«Обличение и опровержение лжеименного знания» («Против ересей») С. А. Федченков

Аннотация

Книга первая Глава I. Учение Валентиниан об Эонах. Глава II. Неудача Премудрости. Произведение Христа и Святого Духа. Глава III. Места Священного Писания, на которые ссылались еретики. Глава IV. Ахамоф и происхождение видимого мира. Глава V. Образование Демиурга. Глава VI. Учение Валентиниан о трех родах людей и о добрых делах. Глава VII. Учение о судьбе Ахамофы, Демиурга и проч. и о воплощении Христа от Девы Марии. Глава VIII. Как Валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений. Глава IX. Опровержение еретических толкований. Глава X. Единство Веры Церкви во всем мире. Глава XI. Мнения Валентина и разногласие с ним учеников его. Глава XII. Учение последователей Птолемея и Колорваса. Глава ХIII. Обманчивые и нечестивые действия Марка. Глава XIV. Гипотезы Марка и других относительно букв и слогов. Глава XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий. Глава XVI. Нелепые толкования маркосиан. Глава XVII. Теория Маркосиан, что вещи сотворены по образу невидимых вещей. Глава XVIII. Места из Моисея, извращаемые еретиками в подтверждение их мнений. Глава XIX. Места из Писания, приводимые еретиками в подтверждение мнения, будто Отец был неведом до Христа. Глава XX. Указания еретиков на апокрифические книги. Глава XXI. Мнение маркосиан об искуплении. Глава XXII. Уклонения еретиков от истины. Глава ХХIII. Учение Симона волхва и Менандра. Глава XXIV. Учения Сатурнина н Василида. Глава XXV. Учение Карпократа. Глава XXVI. Учения Керинфа, евионитов и николаитов. Глава XXVII. Учения Кердона и Маркиона. Глава XXVIII. Учение Татиана, энкратитов и других. Глава XXIX. Учения других гностических сект, в особенности варвелиотов. Глава XXX. Учение офитов. Глава XXXI. Учение каинитов. Книга вторая Глава I. О том, что един есть Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы. Глава II. Мир был сотворен не ангелами, или кем-либо другим, против воли Высочайшего Отца всего, но Самим Отцом чрез Слово. Глава III. Глубина и Полнота валентиниан, равно и Бог Маркиона, нелепы. Глава IV. Доказывается нелепость еретиков относительно пустоты и недостатка. Глава V. Мир не был создан кем-либо другим в области, принадлежащей Отцу. Глава VI. Ангелам или мироздателю не мог быть неведом Высочайший Бог. Глава VII. Твари не суть подобие эонов, находящихся в Плироме. Глава VIII. Твари не суть тень Плиромы. Глава IX. Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь. Глава X. Писание превратно изъясняется еретиками; Бог все сотворил из ничего, а не из предсуществовавшей материи. Глава XI. Еретики, не веруя истине, впали в бездну заблуждения. Глава XII. Тридесятица у еретиков страдает и недостатком и излишеством;. Глава XIII. Первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить. Глава XIV. Валентин и его последователи заимствовали начала своего учения, только с изменением названий, у язычников. Глава XV. Доказательств их системы происхождения эонов нельзя указать никаких. Глава XVI. Творец мира или произвел из самого себя первообразы вещей, имевших быть созданными, или же Плирома создана по какому-либо предшествующему образу, а тот в свою очередь по другому, и так далее в бесконечность. Глава XVII. Разбор учения о происхождении эонов и доказательство, что оно совершенно несостоятельно, и что Ум и Отец в учении еретиков страдают неведением. Глава XVIII. Премудрость не была в неведении или страдании; ее помышление не может быть отделено от нее, а тем более иметь особенные свойства. Глава XIX. Нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о Демиурге. Глава XX. Доказательства страданий двенадцатаго эона, приводимые из притчей, из отпадения Иуды и из страдания нашего Господа, не состоятельны. Глава XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов. Глава XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения. Глава XXIII. Жена, страдавшая кровотечением, не есть образ падшего эона. Глава ХХIV. Нелепость доказательств, заимствуемых еретиками из чисел, букв и слов. Глава XXV. Бог не исследуется буквами, слогами и числами; и не должно исследовать такие предметы, которых не может постигнуть человеческий разум, стоящий далеко ниже Бога. Глава XXVI. Знание надмевает, а любовь назидает. Глава XXVII. Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писания. Глава ХХVIII. Совершенное знание не может быть достигнуто в настоящей жизни; многие вопросы должны быть смиренно предоставлены Богу. Глава XXIX. Опровержение мнений еретиков о будущей судьбе души и тела. Глава XXX. Нелепость еретиков, которые себя называют духовными, а Демиурга душевным. Глава XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения. Глава XXXII. Дальнейшее обличение нечестивых учений еретиков. Глава XXXIII. Нелепость учения о переселении душ. Глава XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны. Глава XXXV. Опровержение Василида и того мнения, будто пророки предсказывали по внушению различных богов. Книга третья Глава I. Апостолы начали проповедовать и излагать в письмена Евангелие не прежде, как были облечены силами Св. Духа. Они возвещали Единого Бога, Творца неба и земли. Глава II. Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию. Глава III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви. Глава IV. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси недавни и не могут вести своего начала от Апостолов. Глава V. Христос и Его Апостолы предлагали свое учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедовали Единого Бога Отца и Творца всего. Глава VI. Дух Святый в ветхозаветных писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истинного Бога. Глава VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Глава VIII. Ответ на возражение, заимствованное из слов Христа. Один Бог безначальный и бесконечный может истинно называться Богом и Господом. Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре. Глава XII. Учение прочих Апостолов. Глава XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину. Глава XIV. О Луке, спутнике Павла, и об особенностях Евангельской истории, которые известны только чрез него. Глава XV. Опровержение тех, которые унижают апостола Павла. Глава XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием. Глава XVII. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа. Глава XVIII. О воплощении Сына Божия, и что Он не мнимо, но истинно воплотился. Глава XIX. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рожденный от Отца, и истинный Человек, родившийся от Девы. Глава XX. Как Бог явил Свою благость в непослушании человека. Глава XXI. Защищение пророчества Исаии (Ис. 7, 14) и история перевода семидесяти. Глава XXII. Христос принял действительную плоть, родившись от Девы. Глава XXIII. Доказывается вопреки Татиану, что Адаму надлежало первому участвовать в спасении Христовом. Глава XXIV. Общий взгляд на учения еретиков; их противоположность с согласным и постоянным учением Церкви. Глава XXV. Мир управляется Провидением Бога правосудного и вместе благого. Книга четвертая Глава I. Господь признавал Одного только Бога и Отца. Глава II. Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом. Глава III. Ответ на возражение гностиков по поводу изменяемости неба и земли. Глава IV. Ответ на другое возражение, заимствованное от разрушения Иерусалима. Глава V. Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах. Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына. Глава VII. Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие Сына Божия. Глава VIII. Христос спас не только Авраама, но и его потомков, исполняя, а не разрушая Закон. Глава IX. Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового Завета. Глава X. Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании. Глава XI. Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа. Глава XII. Христос, отвергая предания и обычаи, противные ветхозаветному Закону, утвердил главные заповеди его и учил, что Он есть конец Моисеева Занона. Глава XIII. Христос не отменил естественных заповедей Закона, но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и с сыновнею преданностью служил Богу. Глава XIV. Бог подчинил человека Закону для блага самого человека. Глава XV. Бог дал Закон для обуздания людей и присоединил некоторые заповеди по жестокосердию их. Глава XVI. Обрезание и другие обряды не доставляли совершенной праведности и были отменены Христом, а заповеди Десятисловия оставлены в силе. Глава XVII. Бог установил левитское служение не для Себя и не потому, чтобы нуждался в нем. Глава XVIII О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит. Глава XIX. Земные вещи могут быть образами небесных, но небесные не могут быть образами других высших и неведомых. Глава XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом. Глава XXI. Вера Авраама была такая же, как наша, и эта вера была предызображена словами и действиями древних патриархов. Глава XXII. Христос пришел для людей не одного времени, но для всех, которые, живя благочестиво, веровали в Него и которые будут веровать. Глава XXIII Патриархи и пророки, предсказывая пришествие Христа, пролагали потомкам путь к вере во Христа, и потому труды Апостолов были меньше, так как они собирали плоды чужих трудов. Глава XXIV. Обращение язычников было труднее обращения иудеев, и труды Апостолов, занимавшихся первым, были больше, чем труды, обращавших иудеев. Глава XXV. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме и рождении Фамари, и Один Бог того и другого завета. Глава XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос, и одна Церковь правильно разумеет Писание. Глава XXVII. О грехах людей древнего времени. Глава XXVIII. Безрассудны те, которые преувеличивают милосердие Христа, и умалчивают о суде, и, полагаясь на большую благодать Нового Завета, упускают из внимания большое совершенство, Которого Он требует, и выдумывают Бога отличного от Творца мира. Глава XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? Глава XXX. Почему Бог повелел евреем при исходе взять у египтян сосуды? Глава XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия, которых Писание не осудило, но, скорее, видеть в них образы будущих вещей: пример – кровосмешение Лота. Глава XXXII. Один Бог виновник обоих заветов, что подтверждается свидетельством пресвитера, ученика Апостолов. Глава XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров Церковных есть истинно духовный ученик и будет правильно разуметь все, сказанное пророками о Христе и о свободе Нового Завета. Глава XXXIV. Доказательство против маркионитов, что все предсказания пророков относятся ко Христу. Глава XXXV. Опровержение тех, которые одни пророчества производят от Всевышняго Бога, другие – от Демиурга. Глава XXXVI. Пророки были посланы от Того же Отца, от Которого и Христос. Глава XXXVII. Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы. Глава XXXVIII. Почему человек не был вначале сотворен совершенным? Глава XXXIX. Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих. Глава XL. Один и Тот же Бог наказывает отверженных и награждает избранных. Глава ХLI. Неверующие в Бога и Ему неповинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию. Книга пятая Глава I. Один Христос мог научить нас божественному и искупить; и для сего Он не мнимо, а действительно принял плоть от Девы Марии; замечания против Валентина и Эвиона. Глава II. Христос, посетив нас Своею благодатью, пришел не в чужое и даровал плоти нашей участие в спасении. Глава III. В немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая нашему телу причастие воскресения и бессмертия. Глава IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь. Глава V. Долгота жизни древних, примеры Илии и Эноха и других показывают, что Бог может восставить тела наши для вечной жизни. Глава VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души. Глава VII. Воскресение Христа доказывает и наше воскресение во плоти. Глава VIII. Дары Святаго Духа приготовляют нас к нетлению и делают духовными в отличие от плотских людей, что в Законе означено чистыми и нечистыми животными. Глава IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия. Глава X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною. Глава XI. О делах плотских и духовных людей. Глава XII. О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем Духе. Глава XIII. Мертвые, воскрешенные Христом, служат сильнейшим доказательством воскресения. Глава XIV. Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею. Глава XV. Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля. Глава XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова Образ Божий явился в нас яснее. Глава XVII. Един Господь Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе, давший заповеди и отпустивший нам грехи; Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи. Глава XVIII. Все сотворено силою и мудростью Бога Отца и Его Слова, а не произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивши всю власть от Отца, не принял бы плоти. Глава XIX. Сравнение между непослушною Евою и святою Девою Мариею; упоминание о различных ересях. Глава XX. Должно внимать пастырям, коим Апостолы вверили Церкви, содержащим одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать благоразумно. Глава XXI. Глава всего – Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу. Глава XXII. Истинный Господь и Единый Бог возвещается Законом и открывается чрез Его Сына Христа в Евангелии; Ему Одному должно поклоняться и от Него ожидать всякого блага. Глава XXIII. Чрез ложь Диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и восстановлен чрез Христа. Глава XXIV. О постоянной лжи Диавола и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они установлены Богом, а не Диаволом. Глава XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихриста, как они описаны у Даниила и Павла. Глава XXVI. Иоанн и Даниил предсказали разрушение римской империи, предшествующее концу мира и вечному Царству Христа. Глава XXVII. О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении неверующих. Глава XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира. Глава XXIX. Все сотворено на пользу человека; о коварстве и злобе антихриста. Глава XXX. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам; о царстве и о смерти антихриста. Глава XXXI. Сохранение наших тел подтверждается воскресением и вознесением Христа; души святых находятся в ожидании времени, когда получат полную славу. Глава XXXII. Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получат плоды своих подвигов. Глава XXXIII. Подтверждение того же из обетований Христа Спасителя и из благословения Иакова, согласно толкованию Папия и пресвитеров. Глава XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых свидетельствами Исаия, Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах. Глава XXXV. Продолжение о том же. Глава XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем.
Аннотация

В настоящем издании представлены все сохранившиеся творения святителя Иринея Лионского – «Обличение и опровержение лжеименного знания» в пяти книгах (по примеру «отца церковной истории» Евсевия и блаж. Иеронима называемое обыкновенно сокращенно «Против ересей») и «Доказательство апостольской проповеди». Св. Ириней, епископ Лионский, был духовным воспитанником св. Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова, и еще сохранял в своих устах живой апостольский голос и дух апостольского учения и Предания. Он пользовался широкой известностью и огромным уважением всей Вселенской Церкви и был миротворцем в споре между Римом и малоазийскими Церквами по обрядовым разногласиям, но особенно прославился своей борьбой против самых опасных еретиков того времени – гностиков. Ревностно опровергая все существовавшие в то время гностические лжеучения, св. Ириней с удивительной ясностью и глубиной излагает апостольское учение о Боге, о спасении, искуплении и воскресении человека, о Евхаристии и последних судьбах мироздания. В его лице мы видим наиболее яркого защитника идеи Церкви, ее значения и необходимости принадлежать к ней. Весьма ценна экзегетическая сторона сочинений св. Иринея, которой в данном издании было уделено особое внимание: были уточнены и дополнены ссылки на Св. Писание и составлен указатель библейских цитат по сочинениям св. Иринея. Прежний русский перевод протоиерея П.Преображенского дается в новой редакции и снабжен, где это необходимо, текстологическими примечаниями.

Для всех желающих иметь твердое основание веры Господней, апостольской, церковной и пить воду спасения из живых источников.


Источник: Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Св. Ириней Лионский ; Пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. - СПб. : Изд. Олега Абышко, 2008. - 672 с. (Библиотека христианской мысли. Источники).

Комментарии для сайта Cackle