Псалом 73
Пс.73:1. Разума Асафу. Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость твоя на овцы пажити твоея?
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Асафа.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит молитву верных израильтян, жалующихся на разорение храма. Пророк в лице их описывает жестокость неприятелей, Божие всемогущество и милосердие; далее просит Бога о избавлении от пленения, и воспоминает завет Его.
ТОЛКОВАНИЕ
Верные Израильтяне, будучи угнетаемы от нечестивых языков, обращают очи свои к Богу, признаваясь, что претерпевают все удары от Его руки. Ибо чувствовали, что ежели бы Бог не прогневался на них, то никогда не попустил бы врагам толико свирепствовать на них. Итак, будучи удостоверены, что имеют брань не против плоти и крови, но праведными судьбами Божиими наказуются, разсматривают самую причину и источник зол своих, исповедуя, что Бог, по милости Котораго прежде жили они благополучно, ныне отринул их и не благоволит причислять к овцам стада Своего. Здесь отриновение и гнев должно относить к чувствованию плоти. Ибо собственно говоря, Бог не гневается на избранных Своих, когда недуги их скорбьми яко лекарствами врачует, но понеже самое ощущение наказания заставляет нас чувствовать гнев Его, сего ради Дух Святый под именем гнева напоминает верным о их повинности. Итак, дабы приобресть милосердие Бога, прибегают к Его завету, по силе котораго приняты были в число сынов. Ибо, нарицая себя овцами пажити Его, припоминают о том благодатном избрании, по которому отличены были от язычников, что яснее изображают в следующем стихе.
Пс.73:2. Помяни сонм твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния твоего, гора Сион сия [жезл достояния твоего, гору Сион сию], в нейже вселился еси.
Нарицают себя стяжанием Божиим не по своей заслуге, но по милости усыновления. Употребляя слово: исперва, показывают, что не ныне находятся под владычеством Бога, но суть древнее стяжание Его, суть людие Божии с того самаго времени, как учинил Он нерушимый завет со Авраамом, отцем их. К сему присовокупляет глагол избавления или искупления, которым утверждено было усыновление: ибо не единым словом, но и самым делом Бог удостоверил их в том. Сии благодеяния Божии берут себе в предлог упования и припоминают Богу, яко виновнику оных, дабы не оставил дела Своего, которое толь дорого стоило Ему. Сими також будучи обнадежены, нарицают себя жезлом достояния, то есть, таким стяжанием, которое Бог как бы по разделу получил Себе. Ибо как Израильтяне не токмо вервие, но и жезлы употребляли при размерении и распределении полей, то верные, говоря сие, приспособляют слова к обычаю оному, так как бы Бог сокровенным предназначением благоволения Своего, аки некиим мерилом отделил Израиля пред прочими языками в собственное стяжание Свое. В последнем месте полагают храм, в котором Бог жить обещал, не потому, аки бы там заключено было существо Его, как мы негде о сем сказали, но потому, что был присущ силою благодати Своея, которую ближе сообщал верным. Теперь видим, откуду Израильский народ взял начало молитвы, а именно: от благодатнаго избрания Божия, от обетований и от богослужения, преданнаго ему.
Пс.73:3. Воздвигни руце твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем твоем.
Понеже враги с зверскою лютостию свирепствовали, устремляясь на святилище Божие, сего ради верные взаимно желают им смертныя казни, аки бы так говоря: Господи, не довлеет посредственная казнь толь нечестивому и святотатственному неистовству. Убо погуби без всякия надежды исцеления и пощады всех тех, которые толь зверски поступили против Твоего храма и народа. Сокруши мышцею Твоею надменное нечестие в конец, понеже оно неисцельно. Сей образ молитвы понеже провещал устами верных Дух Святый: то мы должны отсюду познать, во-первых, безпредельную Божию любовь к нам, что Он наносимыя церкви Своей обиды толь строго отмщать благоволит; во-вторых, колико защищает Он честь имени Своего, когда презрителей онаго толь жестоко карает.
Пс.73:4. И восхвалишася ненавидящии тя посреде праздника твоего: положиша знамения своя знамения, и не познаша,
Сии слова в Еврейском тексте яснее читаются так: возрычаша врази Твои посреде святилищ Твоих, положиша знамена своя во знамения. Верные сравнивают здесь врагов со львами для означения лютости их, каковую оказали они в самом святилище Божием, которое положено здесь вместо храма, и притом в множественном числе для того, что разделено было на три части, как сказали мы инде. Следующия слова: положиша знамена своя во знамения – относятся к безчестию Бога: понеже враги, поставя свои знамена во храме, как бы торжествовали над Самим Богом, надменно ругаяся Ему. Некоторые толковники слова сии относят к волшебным гаданиям, как свидетельствует Иезекииль о Навуходоносоре, который много полагался на своих чародеев (Иез. 21:21): но сие мнение не основательно. Первый смысл гораздо лучше приличествует месту сему; ибо кто читал историю о Святой земле, тот знает, что храм был особенным знамением как богослужения, так и присутствия Божия у Иудеев. Бог, как бы простерши некия знамена, содержал под владычеством Своим народ оный. Сим священным знамениям, которыя отличали Божий народ от язычников, Пророк противополагает здесь скверныя знамена, внесенныя во храм врагами; и потому повторяя имя знамений, увеличивает недостойный поступок их: ибо испровергши знаки благочестия, на место их поставили свои трофеи, или как инде сказано, внесли мерзость запустения (Мф. 24:15). По переводу седмидесяти Толковников, ненавидящии Бога не кто иные суть, как те же враги Божии, опустошившие храм в то самое время, когда в честь Бога отправлялись в нем торжественные праздники. Глаголы, восхвалишася, и не познаша, означают, что враги не токмо не помыслили о том, что сделали, осквернив храм всемогущаго Бога, но еще и возгордилися тем, и как львы, по уловлении добычи, возрычали.
Пс.73:5. яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша
Пс.73:6. двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и.
Пс.73:7. Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего.
Пс.73:8. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли.
Верные продолжают описывать злодеяния, учиненныя врагами во Иерусалиме, и говорят, что они не иначе поступили с ним, как грабители и разбойники. Ибо употребив древяныя и железныя орудия, и стены града разрушили, и двери храма разсекли секирами, и все, что было устроено прекрасным художеством, яко лес обезобразили и опустошили: и сим не удовольствовавшись, простерли ярость свою до того, что великолепнейший во всем свете храм, имени Божию посвященный, предали огню на сожжение. А дабы еще лучше изобразить жестокую лютость врагов, Пророк вводит их взаимно друг друга увещавающих, дабы ничего не щадили; кратко рещи: Пророк жалуется, что враги так были ожесточены, что нигде ничего не оставили в целости. Под именем праздников разуметь должно священныя собрания, установленныя в Синагогах не токмо для чтения и толкования Пророков, но и для поклонения Богу и для призывания имени Его; аки бы сказал, что нечестивые употребили все средства, дабы истребить богослужение во Иудеи.
Пс.73:9. Знамения их {знамений наших} не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому.
Пророк полагает здесь слова верных Израильтян, в толикой скорби едва не отчаившихся о Божией помощи. Толковники место сие относят ко временам Антиоха Епифана, проименованнаго светлым, о котором пространно повествуется в книгах Маккавейских. Тогда бо и древния чудеса, и пророческия вещания так престали, что казалось, аки бы Бог не познавал ктому людей Своих: чего о Вавилонском пленении, как некоторые мнят, сказать не можно. Ибо во Иерусалиме был тогда Пророк Иеремия, а в Вавилоне Даниил и Иезекииль. Аки бы сказали: доселе по благоволению Божию имели мы Пророков, кои в видениях чрез известные знаки познавали Божию волю и нам открывали оную: ныне же ни единаго не имеем Пророка, который бы мог нас словом Божиим утешить и показать нам конец бедствий сих. Ибо в Еврейском тексте читается так: никтоже знает от нас, долго ли сия будут?
Пс.73:10. Доколе, Боже, поносит враг? раздражит противный имя твое до конца?
Верные продолжают молить всеблагаго Бога, дабы воспомянул их и обратил гнев Свой на врагов, поносящих Бога немощию, аки бы Он не силен был спасти людей Своих. Сие же, по-видимому, Пророк глаголет о Никаноре, военачальнике царя Антиоха, который надменно смеялся людям Божиим и тем хулил имя Господне, как повествуется в первой книге Маккавеев (1Мак. 7:34), или о самом царе Антиохе; а может быть, о царе Димитрии, Селевковом сыне и о вождях его, которые все были враги народа Израильскаго, как видно из первыя и вторыя книги Маккавеев.
Пс.73:11. Вскую отвращаеши руку твою и десницу твою от среды недра твоего в конец?
Доселе молилися Израильтяне Богу, дабы обратил гнев Свой на врагов их, а здесь молятся, дабы принял их под покровительство Свое по-прежнему, и не лишил отеческия милости, аки бы сказали: Господи, не отрини нас от отеческаго недра, но приими под покровительство Твое, а нечестивых сих, надменно ругающихся Тебе, или истреби или, по крайней мере, усмири. Ибо доколе кроток пребываеши и явно руки Твоея из недр не изъемлеши, они не исправятся: понеже мнят, что Ты празден на небеси седиши. Яви убо, что Ты единым мановением истребить их можеши, кольми паче, когда рукою или перстом двигнеши.
Пс.73:12. Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли.
Верные молитвы свои растворяют размышлением (как и на других местах у Псаломника часто видим), дабы снова подкрепить себя верою и усерднее прилежать к молитве. Таким образом приводят себе на память многие опыты Божией милости и силы, которыми чрез течение многих веков доказал Бог, что Он есть Царь избраннаго народа. Ибо имя Царя, которое Пророк присвояет Богу, не просто относит к Израилеву царству, но дабы показать, что Бог издревле благоволил управлять Своим народом, дабы устроить его блаженство. Чрез средину земли некоторые разумеют Иудейскую землю, потому что она имеет свое местоположение в самом центре обитаемаго мира; но из самых слов явствует, что средина берется здесь за открытое место, или за всю землю, как сказано Фараону: да увеси, яко Аз есмь Господь Бог всея земли (Исх. 8:22). Итак, должно разуметь слова сии просто, что Бог явил избранному народу Своему многия благодеяния пред лицем всего света, так как бы на открытом некоем зрелище.
Пс.73:13. Ты утвердил еси силою твоею море: ты стерл еси главы змиев в воде:
Пс.73:14. ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским.
Пс.73:15. Ты расторгл еси источники и потоки: ты изсушил еси реки Ифамския.
Здесь исчисляет Пророк некоторые достопамятные и наипаче примечательные виды Божиих спасений или благодеяний, хотя все они относятся к оному времени, в которое Бог избавил народ Свой от мучительства Египетскаго. Потом приступает к общему описанию милости Божией, которая на весь изливается мир, а во особенности на церковь, которую промыслом Своим покровительствует. И во-первых, глаголет, что Бог силою Своею разделил море. Следующий 14 стих все толковники собственно относят к Фараону: ибо в Еврейском тексте вместо обыкновеннаго и простаго змия стоит левиафам, то есть, змий великий, которое речение весьма приличествует Фараону по причине пространнаго царства, которым он, аки левиафам, или великий кит, обладал. Оныя слова: дал еси того брашно людем Ефиопским, по мнению некоторых означают, что царство Египетское по истоплении Фараона в водах морских, предано было на разграбление Ефиоплянам, а по мнению других – являют, что Фараон и начальнейшие вельможи его, мертвые и на брег изверженные, были ограблены от Аравлян, кои в Священном Писании Ефиопами нарицаются. Иные паки, толкуют место сие о мертвом трупе Фараона, который, по извержении на брег морский, предан был в пищу зверям и хищным птицам. Но что бы слова сии в историческом разуме ни означали, нет в том нужды; довольно знать, что здесь повествуется о казни, которую понес Фараон. В следующем 15 стихе продолжает материю о источниках вод сладких, истекших из камени или из гор кремнистых, для напоения жаждущаго народа. Наконец присовокупляет, како Бог изсушил реки Ифамския, то есть, быстрыя (ибо Етан с Еврейскаго толкуется «сильный» или «быстрый»), возвратив течение Иордана вспять, дабы дать свободный переход народу Своему.
Пс.73:16. Твой есть день, и твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце.
Пс.73:17. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну ты создал еси я.
Здесь описывает Божии благодеяния, являемыя вообще всему человеческому роду. Ибо, сделав начало от особенных милостей, которыя явил Бог яко Отец народу Своему, прилично и благовременно упоминает здесь, что Он и ко всем человекам милостив и благотворителен. Твой есть день, и Твоя есть нощь. Сими словами означает, что дни и нощи не по слепому случаю наступают друг после друга, но по известным законам движения и по воле Бога, Который предписал им твердый порядок. Чему и причину дает, глаголя, что Бог дал солнцу силу и свойство освещать землю. Ибо, положив солнце, присовокупляет утренний свет или зарю, яко некую колесницу, на которой исходит солнце. А в сем порядке, понеже ясно просиявает ни с чем несравненная Божия благость к смертным: сего ради Пророк не без причины берет отсюду случай к упованию. Сюда относятся и следующия слова о пределах земли, и о попременном возвращении лета и весны. И хотя не известно, какие пределы разумеет, то есть, общие ли концы земли, протязающиеся от востока до запада и от севера до юга, или особенные, которые разделяют одну страну от другия: однако не меньше тем проявляет Божие благодеяние, показывая, что Бог всем народам назначил известные пределы для их жительства. А попременное последование весны и лета ясно доказывает, коль милосердо предусмотрел Бог нужды человеческия. Отсюду благоразумно заключает Пророк, что Господь, яко всеобщий Отец и домовладыка, не оставит явить отеческия милости к овцам пажити Своея.
Пс.73:18. Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя твое.
Описав силу и всемогущество Божие, и тем ободрив сердца благочестивых, обращается паки к молитве и просит, дабы Господь удостоил воспомянуть, како враг похулил Его, яко немощнаго и безсильнаго. Впрочем слова стиха сего и прочих последующих даже до конца псалма приспособлены, как кажется, к гордости Антиоха, о котором, между прочим, творец Маккавейских книг повествует, что он от гордости своея мечтал соделать землю плавательну, а море пешеходно положить (1Мак. 1). Сего ради Псаломник прилично глаголет: помяни сия, како враг (Антиох) поноси Господеви, и как людие его безумнии раздражиша имя Твое?
Пс.73:19. Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе: душ убогих твоих не забуди до конца.
Пс.73:20. Призри на завет твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий.
Пророк употребляет здесь весьма приличное подобие, сравнивая душу безсильныя и робкия горлицы, сиречь церкви, с сильным и лютым зверем, каков был Антиох, или Навуходоносор, и воинство их. Верные Израильтяне хотя и составляли некоторое число, но зело не равносильны были врагам своим. Сего ради присовокупляет: душ убогих Твоих не забуди до конца, противополагая безчисленные полки врагов малому числу избранных и моляся Богу, дабы сохранил и защитил малое стадо Свое. А дабы лучше преклонить Бога на милость, упоминает о завете, к которому обыкновенно прибегали верные в случае величайших бедствий, яко к некоему священному якорю: понеже Бог обещал им быть вместо Отца. Таким образом от лица верных глаголет: призри на завет Твой. Аки бы сказал: аще не благоволиши воззрети на нас, то по крайней мере воззри на завет, его же утвердил еси со отцы нашими, во еже быти Тебе нам в Бога, покровителя и защитника на земле, юже даровал еси нам. К сему присовокупляет, какая причина принуждает верных к таковой просьбе, показывая, что везде распространилось насилие, грабеж и убийство, так как бы все места превратили в разбойнические вертепы: яко исполнишася помраченнии на земли домов беззакония.
Пс.73:21. Да не возвратится смиренный посрамлен: нищ и убог восхвалита имя твое.
Возвратиться посрамлену означает то же, что отойти со стыдом и без удовольствия. Таким образом верные просят, дабы получив отказ, не были посрамлены. Нарицают себя смиренными, нищими и убогими, дабы тем приобресть себе милость. Но должно заметить, что не притворно так говорят, ниже для возвышения слова увеличивают бедность свою, но понеже так были утеснены, что никакой помощи в мире не обретали. Из сего примера научаемся, что молитва, или призывание имени Божия, есть надежное для нас средство во всех злоключениях наших.
Пс.73:22. Востани, Боже, суди прю твою: помяни поношение твое, еже от безумнаго весь день.
Пс.73:23. Не забуди гласа молитвенник твоих: гордыня ненавидящих тя взыде выну [да восходитъ выну к тебе].
Здесь паки верные просят, дабы Господь возсел на судилищный престол. Ибо глагол: востани – означает то, когда Бог, по долговременном терпении, приступает к делу и самою вещию показывает, что Он правосуден. А дабы Господь милостивее принял сие прошение их, то молят Его, яко защитника прав Своих, глаголя: суди прю Твою. Аки бы сказали: Господи, понеже здесь страждет честь Твоя и дело касается Тебя Самого, того ради не закосни, но скоро востани, и суди прю Твою: буди Сам ходатай в таком деле, которое касается величества Твоего. А каким образом дело сие касается Самого Бога, доказывают тем, что безумные надменно поносят имя Его и оному ругаются. Великость злодеяния увеличивают следующим обстоятельством, что враги не чрез един токмо день поругалися Ему, но злоречие свое непрестанно изблевывают, продолжая на всяк день смеяться; сего ради заключает, дабы Бог не забыл таковыя дерзости. Хотя же враги не явно дерзали творить сие, но понеже внутренно ненавидели Бога, сего ради Пророк глаголет, что они на подобие баснословных гигантов надменно востают против Бога, и что гордыня их возносится до неба без меры и без конца: гордыня ненавидящих Тя взыде выну.