Источник

Псалом 34

Пс.34:1. Псалом Давиду. Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Пророк просит помощи у Бога как против Саула и его силы, так и противу лжесвидетелей, оклеветавших его пред Саулом.

ТОЛКОВАНИЕ

В сих словах содержится главное предложение, которым испрашивается помощь противу гонителей, аки бы сказал Пророк: правосудный Боже! к тебе в невинности моей прибегаю, и молю, произведи праведный суд между мною, и между врагами моими, которые меня неправедно гонят, и тем чувствительно обижают. Побори борющия мя. Возьми на себя мое дело, и буди мне поборник на врагов борющихся со мною, дабы мог я избежать их рук, и победу над ними одержать.

Пс.34:2. Приими оружие и щит и востани в помощь мою:

Объясняет вышереченныя слова, побори борющия мя, и понеже тот, кто борется или сражается, должен иметь оружие как оборонительное, которым бы мог удары противника отражать, так и наступательное, которым бы мог врага поражать: для того в сем стихе упоминает об оружии перваго рода, а в следующем об оружии другаго рода. Впрочем под именем оружия или шлема разумеется Божие благоволение, по оному того же Псаломника изречению: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13); а под именем щита означается правда или правосудие, по оному премудраго изречению: приимет щит непобедимый правду. Благоволение убо Божие шлем есть, которым Бог нас прикрывает: а правосудие Божие, которое в Писании обыкновенно нарицается правдою, щит есть, которым Бог Сам прикрывается от судов и клевет людей нечестивых. Итак не без причины полагаются здесь имена щита и шлема: ибо Бог и тем и другим вооружается вместе, когда и нас милосердо покровительствует, и Сам Себя праведно защищает.

Пс.34:3. изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь аз.

Здесь глаголет об оружии наступательном, дабы грубому понятию нашему отвсюду показать присутствие помощи Божией. Оныя слова, изсуни мечь, означают легкое и скорое изъятие меча из ножен, что бывает тогда, когда меч хорошо выглажен и вычищен; ибо напротив того, когда меч ржавчиною покрыт, с великим трудом обнажается, аки бы просто сказал: скорее вынь меч из ножен, и обрати его против гонителей моих. Оный же глагол, заключи, разумеется о заключении того же меча в руке, дабы тверже держался, и сильнее поражал, или как другие толкуют, о заключении и преграде пути, аки бы сказал: загради путь, положи препону, дабы враги приступить не могли. Но как в Еврейском тексте, вместо изсуни мечь, читается – двигни копие, для того можно место сие и так протолковать: приими копие, и вергни его сопротив гонящих мя; таким образом заключи путь им, да не нападают. Впрочем меч и копие у Бога не что иное есть, как гнев Его, то есть, мстительная правда, которою наказывает Он нечестивых. Тако бо читаем Второзакония в главе Втор. 32:41: поострю яко молнию мечь Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам. И в книге Премудрости (Прем. 5:20): поострит напрасный гнев во оружие. Не чудное ли зрелище верной душе представляется здесь, когда помыслит, что Бог стоит за нее вооружен щитом и мечем или копием, и слышит Его глаголющаго в сердце: спасение твое есмь Аз? Хотя бо довольно для всякой безопасности и того, что Апостол в послании к Римляном глаголет: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8:31). Однако Дух Святый, дабы еще сильнее поддержать немощь нашу, описывает Бога не просто, но вооруженна всяким родом оружий, и сражающася противу врагов видимых и невидимых за церковь, и за каждаго вернаго раба Своего. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Понеже упомянул об оружии, то прилично научает здесь, что Бог в таковых пособиях нужды не имеет, но единым словом и врагов поражает, и верным своим благодетельствует. Для того молится и глаголет: рцы души моей, спасение твое есмь Аз. То есть, довольно для спасения моего единаго слова Твоего. Впрочем, хотя бы мог Пророк свойственнее нарещи Бога врачем, нежели спасением, однако весьма прилично употребил здесь имя спасения: ибо врачи и врачевства не всегда исцеляют, ниже проникают во внутреннее существо человека, котораго исцелить желают. Бог же так всегда врачует, что входит в самую внутренность души; и как не может статься, чтоб человек, чувствуя совершенное здравие, не был здрав, хотя бы всего прочаго не имел: так нельзя статься, чтоб Богу исцелить хотящу, и благодатию Своею присутствующу, душа не была здрава, хотя бы всего прочаго не было у ней.

Пс.34:4. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая.

Пророк описывает здесь конец, или намерение, с каким приемлет Бог оружие против нечестивых, и под видом клятвы предсказывает первое, что они постыдятся и посрамлены будут, то есть, не токмо в намерениях своих не успеют, но и достойную мзду по делам своим от мстителя Бога восприимут, аки бы сказал: постыдятся и посрамятся ищущии душу мою. Сии слова, ищущии душу мою, суть двусмысленныя; ибо иногда берутся в добрую сторону, как то во псалме Пс. 141:5: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою; то есть, не имею никакого прибежища, и нет никого, кто бы искал меня и защитил. А иногда в худую, как то в сем месте, и часто на других, где искать души означает то же, что покушаться жизнь отнять.

Во второй части стиха показывает второе, то есть, что враги его не токмо постыдятся и посрамлены будут, но и возвратятся вспять, то есть, отступят побежденные. К сему присовокупляет третие:

Пс.34:5. Да будут яко прах пред лицем ветра, и ангел Господень оскорбляя их:

То есть, не токмо отступят будучи побеждены, но и принуждены будут скоро бежать, и разсыпаться по разным местам, подобно праху или пыли, которая ветром в разныя стороны с великим стремлением и скоростию разсеявается. Сия скорость бегства, или сие разсеяние еще более увеличивается тем, что вместо праха в Еврейском тексте положено плевы, то есть прах самый легчайший, из малейших и тончайших частиц плевных составленный: а вместо ветра стихийнаго полагается здесь Ангел Господень, который есть Дух живый, и несравненно сильнейший и действительнейший всякаго ветра, аки бы сказано было: будут яко прах самый легчайший, и такой, который от всякаго ветра удобно восхищается; однако ветр оный будет не простый, но Ангел Господень оскорбляющий, то есть, раны налагающий. За сим присовокупляет четвертое:

Пс.34:6. да будет путь их тьма и ползок, и ангел Господень погоняяй их:

То есть, не токмо бежать принуждены будут, но и без всякия помощи в погибель низвержены будут; ибо бегущим часто помогает сведение мест, куда бегут, також безопасная и гладкая дорога, или по крайней мере медленное шествие, ежели путь случится не удобен. Но здесь все сии пособия исчезают: ибо Пророк предсказывает, что они бежать принуждены будут во тьме, и чрез путь скользкий, дабы ни очи, ни ноги должности своея отправлять не могли, и притом преследующу созади и зельно гонящу их Ангелу Господню, так что по нужде надобно будет им низринуться в стремнину и погибнуть. Все сие ныне исполняется на Иудеях и на других гонителях Христа и церкви, которые по праведным судьбам Божиим обращаются во тьме неведения, и на скользком пути скверных похотей: они, гонящу их гневу Божию, ежедневно впадают еще в большие грехи, и к вечной смерти с величайшею скоростию поспешают. Но яснее исполнится в страшный день суда: тогда бо нечестивые постыдятся и посрамятся стыдом неизглаголанным, и возвратятся вспять, то есть, стремглав хребтами низринутся в пропасть геенскую, Божию правосудию понуждающу их, и притом без всякия помощи, подобно как падает и низвергается в пропасть тот, который, во тьме чрез скользкий путь, другому гонящу, поспешать принужден бывает.

Пс.34:7. яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей.

Доселе говорил Пророк о всех гонителях своих вообще, а в сем и в следующих стихах изъясняет три рода гонений, которыя обыкновенно претерпевают праведные от нечестивых. Ибо, во-первых, коварством и наветами праведных озлобляют; потом клеветами и лжесвидетельством на них нападают; наконец, явною силою, то есть, не словами токмо, но и делами праведных утесняют. Здесь глаголет о первом роде гонителей: яко туне скрыша ми пагубу сети своея. Пророк свидетельствует о себе, что не всуе употребляет имя Божие, и не напрасно призывает защитника в помощь: ибо представляет на среду невинность свою, и жалуется, что он без всякия его вины толь тяжко обижается, что прилежно заметить должно, дабы не всяк безразсудно и дерзко пред лице Божие исходить осмеливался, или взывать к Нему о мщении, разве кто прямо надеется на свою совесть. Ибо когда говорит Пророк, что он коварством и злыми ухищрениями был озлоблен, тем прикровенно назнаменует невинность свою, аки бы сказал: враги мои ничем не будучи от меня обижены, не престают мне ковы строить; для того молю Бога, дабы промыслом Своим сделал то, чтобы наветы их в погибель им самим обратилися. Но и сии слова заключают в себе не столько зложелание, сколько пророчество, как сказали мы выше: ибо промысл Божий в самом деле так устрояет, что наветы или одним наветующим вредят, или по крайней мере прежде им, нежели другим, подобно зажженной свече, которая прежде, нежели дом сожжет, себя самую сжигает и истребляет, а часто и никакого вреда дому не причиняет. Тако и злоба наветующих скорее вредит душе наветующаго, а другим или ничего, или гораздо меньше: ибо зло наказания меньшее есть, нежели зло повинности.

Пс.34:8. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню.

Пророк паки предвозвещает, что Бог обратит на главы врагов те ковы, которые они устрояли человеку праведному и невинному. Перемена числ и лиц сколь употребительна у Евреев, всякому довольно известно. Итак, что говорится здесь, яко об одном человеке, то относится вообще ко всем: разве, может быть, кому угодно под именем слова ему разуметь или Саула, или кого-нибудь другаго из вельмож. Но как пророчество сие от главы распространяется на все тело, то лучше разуметь о всех вообще. Аки бы сказал Пророк: да впадут сами в те сети, которыя мне устрояют, и да постраждут нечаянную и непредвиденную гибель. Сие бо назнаменуя, сказал: сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры.

Пс.34:9. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении его.

Пс.34:10. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его.

В сих двух стихах Давид дает обет Богу привести достодолжную благодарность, когда узрит себя совершенно свободившимся от всех наветующих ему, аки бы сказал: пусть иные избавление свое приписывают счастию, иные храбрости своей, иные иным случаям; но душа моя, которою я живу и умствую, когда исполнится то, о чем я молился, возрадуется о Господе, хваля, и величая спасение свое, которое приобрела чрез Него. И не токмо душа, но и тело, – паче же и все части тела, даже и самыя внутренния и сокровеннейшия, каковы суть кости, не имеющия чувства, – и не токмо кости, но и малейшие составы от удовольствия взыграют, и ежели бы имели глас и чувство, всеконечно воскликнули бы и рекли: Господи, кто подобен Тебе? Ибо нет ни на земле, ни на небеси сильнее, милостивее, премудрее и любезнее Тебя, яко Такого, Который толь сильно и милосердно исхищаеши нищаго из руки врага, несравненно крепчайшаго его, и такого, который насильственно не токмо имение его, но и самую жизнь похитить желал. Здесь заметить должно, что сими преносными словами означается совершеннейшее некоторое веселие и радость, исполняющия всего человека полным и совершенным удовольствием; ибо часто случается, что иногда дух человека радуется, но тело болезнует, и тогда не бывает полной и совершенной радости: и взаимно, когда тело радуется, тогда дух немоществует. Но когда Господь исцеляет все недуги наши, и исполняет во благих желания наши, тогда весь человек несказанным исполняется удовольствием, веселится пред Господем, и все члены его даже до внутреннейших костей глаголют: Господи, кто подобен Тебе? Сему подобное выражение читаем во псалме Пс. 62:2, где сказано: возжада Тебе душа моя, коль множицею (возжада) Тебе плоть моя.

Пс.34:11. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя.

Пс.34:12. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей.

Здесь приступает пророк ко второму роду гонений, то есть, к ложным свидетельствам, которыми нечестивые не тайно уже, как сказано выше, но явно гонят праведных, и увеличивая злобу клеветников своих, во-первых, глаголет: воставше, дабы показать, что они не ожидали призывания, но сами собою для лжесвидетельства пришли; во-вторых, присовокупляет яже не ведех, дабы показать, что праведный обвиняется от беззаконных свидетелей в том, чего он не токмо не сделал, но даже и не помышлял; в-третьих, присовокупляет: вопрошаху мя, дабы показать дерзость и безстыдство лжесвидетелей, которые, не удовольствовавшися тем, что сказали ложное свидетельство пред судиею, дерзают еще и самаго праведнаго мужа самолично обвинять и вопрошать. В-четвертых, присовокупляет: воздаша ми лукавая воз благая, дабы показать, что лжесвидетели оные, ничем не будучи обижены, но напротив, еще и облагодетельствованы, по единой злобе к клевете приступили. Наконец присовокупляет: безчадие души моей, дабы доказать, что нечестивые оные люди ложными свидетельствами своими не маловажнаго некоего зла ищут, но самаго величайшаго, то есть жизни, как в Еврейском тексте явно и ясно читается, где так изображено: воздаша ми лукавая за благая, (желая) отъяти душу мою. Последуя же переводу седмидесяти толковников: безчадие души, можно в двояком смысле взять. Во-первых, за всецелое разорение человека, каковое приключилось праведному Иову, который в один день потерял имение, детей и здравие; во-вторых, за один род зла такого, которое за великое почитается, как у диавола, который чрез служителей своих оное зло нанести тщится, так и у человека праведнаго, который терпеть оное принужден бывает. Сие зло состоит в отъятии чести: ибо человек честный, чрез ложныя свидетельства обезславленный, делается как бы безчаден, осиротел и подобен подсеченному древу, которое не может уже плода приносить.

Пс.34:13. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится.

Пророк, прежде нежели начнет говорить о третьем роде гонителей, показывает, что делал он против гонителей втораго рода; и глаголет, что он не воздавал зла за зло, и об отмщении не помышлял, но к Богу с молитвою и с великим смирением обращался. Когда, глаголет, противники мои стужали мне, я не нападал на них кичливо, но, облекшися во вретище, поститься начинал, дабы молитва моя удобнее Бога умилостивила: ибо вретище и пост суть криле молитвы. Тако царь оный Ниневийский, со вретищем и постом молящийся, услышан бывает (Ион. 3). То же самое читаем и о царе Ахааве, в третьей книге Царств (3Цар. 21), откуду и премудрый глаголет: молитва смиреннаго пройдет облаки (Сир. 35:17). В сем разуме и Давид присовокупляет: молитва моя в недро мое возвратится, дабы показать, что он без сомнения ожидает плода от молитвы, аки бы сказал: молитва моя, с толиким смирением возносимая, не возвратится ко мне тща, но сердце мое небесным утешением исполнит.

Пс.34:14. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся.

Сей стих в Еврейском тексте яснее читается так: яко ближнему, яко брату моему угождах, яко плачущая и сетующая матерь, тако слякохся. То есть: я и в несчастии и в благополучии находяся, не токмо никому зла за зло не воздавал, но напротив того, добром за зло платил: ибо так был расположен к каждому из противников моих, как друг ко другу, паче же, как брат брату, или паче – как мать к немощному дитяти. Ибо как мать, видя сына болящаго, наклоняется плачущая и сетующая, дабы взять его на руки, так и я с противниками моими поступал: ибо когда случалось им какое-либо несчастие, или приключалась болезнь кому-либо из них, тогда и я, от сострадания, болезновал о сих, и сетовал о несчастии каждаго, как сетует мать о болящем сыне. Возможно ли лучше и яснее изобразить искреннюю любовь ко врагам? Ибо, в самом деле, Давид Саула яко брата во всю свою жизнь любил, да еще и по смерти яко сына оплакивал. То же сделал несравненно превосходнее Христос, Который, предвидя погибель града Иерусалима, зельно плакал о нем, и уподобил Себя кокоши, птенцев под криле собрать тщащейся (Мф. 23).

Пс.34:15. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася.

Псаломник от последствия доказывает, что гонители праведных противным образом поступают, воздавая зло за добро, и притом приступает к третьему роду гонений, показывая, что нечестивые, не довольствуяся коварствами и клеветами озлоблять праведных, нападают на них еще и ранами. И на мя, глаголет, возвеселишася, – аки бы сказал: я о несчастиях их соболезновал, они же о напастях моих радовалися и, будучи недовольны таковым безчеловечием, многократно собиралися вооруженные, дабы или раны возложить, или, ежели возможно, убить меня, так что я и не знал намерений их, и потому не мог предостеречься, или так терпеливно поступал, аки бы не знал, что делали они.

Пс.34:16. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими.

Продолжает описывать злобу противников, и глаголет, что они хотя и не могли исполнить того, чего желали, Божию промыслу покрывающу раба Своего, да не постраждет зла от злобных гонителей: однако, при всем том, не успокоился: ибо не возмогши уязвить его ранами, покушалися уязвить словами, насмешками и угрозами. Разделишася, глаголет, и не умилишася. То есть: те, которые собрались на меня с тем, чтоб вред причинить и уязвить, разделилися между собою, Богу разрушившу соборище их; но они и после сего не умилилися, то есть, не раскаялися, или, как в Еврейском тексте изображено, не успокоилися, но еще искушали меня, то есть, старалися чем-нибудь раздражить, иногда язвительныя насмешки употребляя, а иногда зверскими угрозами, аки львы зубами, устрашая.

Пс.34:17. Господи, когда узриши? устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою.

Предложив о гонителях, вообще и по частям, паки обращается к молитве, дабы конец соединить с началом4. И как иногда кажется, что Бог как бы не зрит, что делается на земле, когда не наказывает нечестивых, – для того глаголет: Господи, когда узриши? Сие же рекл, не обвиняя Бога, но помощи испрашивая, аки бы просто сказал: призри на мя Господи, докажи, что Ты все видишь, наказуя злодеяния нечестивых! Устрой душу мою от злодейства их. То есть: исхити жизнь мою от опасности, в которой она находится, будучи во власти злодеев, и приведи оную в прежнюю безопасность, или возврати мне жизнь, которую почти уже я потерял, находяся в руках их. И то же самое повторяя и изъясняя, присовокупляет: от лев единородную мою, то есть возврати мне душу, оставленную от всех, избавя оную от власти врагов, которые безчеловечием и лютостию подобны суть львам, скрежещущим зубами. Пророк нарицает здесь душу свою единородную потому, что находяся между толикими смертьми, никакой себе помощи во всем мире не обретал, как видно и из псалма 24, где Давид, нарицая себя единородом и нищим, без сомнения, жалуется на то, что он лишен был всех друзей, и даже от всего мира оставлен. Другие мнят, что душа нарицается единородною потому, что есть аки бы единственно любезна человеку: ибо как жизнь настоящая есть основание всех временных благ, так душа основание есть всех благ вечных. Почему и Господь во Евангелии глаголет: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою? (Мф. 16:26). Но однако многие так безумствуют, что душу свою за ничто погубляют, которую долженствовали единственно любить.

Пс.34:18. Исповемся тебе в Церкви мнозе, в людех тяжцех5 восхвалю тя.

Здесь паки дает обеты Богу, что не будет неблагодарен, когда избавление от сопротивных получит. Исповемся Тебе, глаголет, в церкви мнозе. То есть: не скрою благодеяния Твоего, но всенародно (пред всеми) возвещу оное. И то же самое повторяя иными словами, присовокупляет: в людех тяжцех восхвалю Тя. Здесь, кажется, мысленно взирал Пророк на церковь Христианскую, в которой непрестанно восхваляется Бог за избавление рода человеческаго: ибо церковь Христианская в самом деле есть многая и великая, поскольку всю вселенную объемлет, и притом зело крепкая: ибо и врата адова не могут одолети ей (Мф. 16:18). Но и церковь торжествующая велика будет, когда так написано о ней: видех, и се, народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен (Откр. 7:9).

Пс.34:19. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима:

Понеже враги Давидовы, по случаю падения его, торжествовали и радовалися, для того молится, дабы Бог толико беззаконной радости их не попустил продолжиться. А дабы лучше преклонить Бога на милость, паки свидетельствуется, что они без всякой причины ненавидят его, но по одной токмо злобе так безчеловечно расположены к нему. Ибо весьма нужно иметь свидетельство благия совести, дабы представить оное пред Богом, когда хощем иметь Его скорым помощником в страданиях наших. Следующее вскоре за сим повторение тех же слов показывает, что Давид не без причины жалуется на несправедливую ненависть врагов: понеже человека мирнаго, дружелюбнаго, да еще и услуги оказавшаго, и ничем их не огорчившаго, ненавидят и гонят. Помизание очей, о котором при конце стиха упоминает, берется здесь за ругательство и за насмешку, так как и во псалме Пс. 21:8, покивание главы в том же разуме положено.

Пс.34:20. яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху.

Здесь жалуется на тех лицемеров, которые притворялися друзьями, совсем не будучи такими, и говорит, что они по внешности ласково и мирно с ним поступали, так как бы были самые искренние друзья, во внутренности же от гнева разрывалися и помышляли лесть, како бы погубить его. Сие же сказал о тех мнимых друзьях, которые поощряли Саула на ненависть против Давида, когда еще был он в милости у него.

Пс.34:21. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши.

В сем стихе показывает Пророк, коль справедливо сказал он выше о врагах, что они притворным сердцем мирная глаголали ему: ибо говорит, что те же самые враги, которые некогда ласкательствовали и помизали очами, после, как впал он в те бедствия, которыя они коварным образом устроили ему, разширенными устами стали явно ругаться, друг друга поздравлять и говорить, что они достигли наконец того, чего толико желали. Благоже, благоже, видеша очи наши. Сие исполнилось не на Давиде токмо, но и на Христе, как читаем во Евангелии; ибо враги Его Иудеи, по-видимому, мирная глаголали, когда говорили: вемы яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши (Мф. 22:16); но между тем лесть помышляли, дабы обольстить Его словом. Когда же увидели пригвожденна ко кресту, тогда расширили уста своя, ругающеся и глаголюще: уа, разоряяй церковь, и треми деньми созидаяй (Мф. 27:40 и Мк. 15:29)!

Пс.34:22. Видел еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от Мене.

Пс.34:23. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою.

Пс.34:24. Суди ми, Господи, по правде твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне.

Пророк паки обращается к молитве, то же самое иными, и паки иными повторяя словами, для означения чувствительнейшаго движения духа, и глаголя: видел еси Господи, колико есть угнетение беднаго раба Твоего: не премолчи убо, аки бы Ты не видел, или не мог, или не хотел защитить уповающаго на Тя. Господи, не отступи, не удалися от Мене, не остави мя суща в скорби, как делают те, которые далеко отходят. И не токмо не отступи и не премолчи, но и не сяди, как праздный зритель, или человек дремлющий: но востани, и яко Судия праведный и сильный, прилежно вникни в дело мое, в прю мою, которую я с гонителями имею. Вонми, глаголю, Боже, суду моему, и разсуди мя по правде Твоей, Владыко мой! и ежели правосудие Твое, непричастное неправде, найдет меня неправедно от противников угнетаема, избави от рук их, да не ктому порадуются о бедствиях моих.

Пс.34:25. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей: ниже да рекут: пожрохом его.

Пс.34:26. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим: да облекутся в студ и срам велеречующии на мя.

Объясняет вышереченныя слова: да не возрадуются о мне, представляя причину, что ежели еще предложит суд, то паки посмеются они, и болезни его возьмут за предлог веселия своего, и несчастие его почтут за свое благополучие. Да не рекут убо, глаголет, в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, то есть любо, любо нам. И паки то же изъясняет в следующих словах: ниже да рекут, пожрохом его, то есть: да не возмогут похвалиться, что они, аки львы, пожрали меня; но паче вопреки, потеряв надежду победы и торжества, да постыдятся и посрамятся вкупе вси врази мои, кои ныне победою поздравляют себя и радуются о бедствиях, угнетающих меня. И притом не слегка да постыдятся и посрамятся, но да облекутся в студ и срам, то есть, все да покроются стыдом и срамом велеречующии на мя, то есть, кичливо превозносящиеся могуществом и силою своею, которую они во зло употребляют против меня.

Пс.34:27. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея: и да рекут выну, да возвеличится Господь, хотящии мира рабу его.

Пс.34:28. И язык мой поучится правде твоей, весь день хвале твоей.

Доселе молился Пророк, дабы нечестивые посрамлены были: ныне молится, дабы праведные, то есть благонамеренные люди, которые доброжелательствовали ему и знали невинность его, или желали, чтоб правда его открылась, возрадовалися и возвеселилися. Молит еще Бога и о тех (или просит помолитися о нем), которые желали ему мира, то есть избавления от всех зол. Наконец заключает псалом, обещая быть благодарным за полученное благодеяние. Язык мой, глаголет, поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей. То есть, будет упражняться непрестанно в проповедании правосудия Твоего, и в прославлении пресвятаго имени Твоего, дабы память толикаго благодеяния никогда из мыслей не выходила.

* * *

4

Отсюду явствует, колико действует молитва к Богу, и коль нужна она как в счастливых, так и несчастных случаях жизни.

5

По иным переводам – в людех крепких, по иным – многочисленных, по иным – безчисленных.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle