Псалом 1
Пс.1:1. Псалом Давиду. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе:
СОДЕРЖАНИЕ
Первый Псалом у Евреев надписания не имеет: почему некоторые приписывают его Ездре, расположившему Псалмы по порядку. Но святые отцы: Василий Великий, Златоуст, Амвросий, Иероним, Августин, Евфимий и Иларий, согласно приписывают его самому Давиду. А блаженный Иероним хотя и полагает многих быть творцов Псалмов, но сей первый Псалом также приписывает Давиду. Почему и в Греческом тексте приложена такая надпись: Давида Пророка и царя песнь: но не известно, от седмидесяти ли толковников, или от других. Впрочем прилично полагается сей Псалом в первом месте, понеже беседует о блаженстве, которое есть основание и начало учения нравственнаго. Намерение Пророка состоит в том, дабы показать, что блаженство как в будущей, так и в настоящей жизни не сообщается, как токмо людям праведным, то есть, исполняющим закон Господень.
ТОЛКОВАНИЕ
В первом и следующем втором стихе Пророк научает, что блаженство, елико возможно иметь его в жизни сей, ни в чем другом состоит, как токмо в правде, под именем которыя разумеется Божий закон; чему и Апостол Павел научая, глаголет: несть Царство Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17). Ибо одни токмо праведные люди суть друзи Божии, паче же и сынове, а посему и наследницы Царствия. Они, будучи блаженны по упованию, и здесь еще наслаждаются твердою радостию и миром, всякий ум превосходящим. Но здесь заметить должно, 1) что в первом стихе описывается праведный муж чрез слова отрицательныя, а во втором чрез подтвердительныя; 2) что Давид, как и все прочие Пророки, имеет обычай одно и то же дважды повторять, дабы одна часть стиха была изъяснением другия. Например: в книге (Исх. 15:2), в песни Моисеевой, читаем тако: сей мой Бог, и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его. И в книге (Втор. 32:2): да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои. И во (Пс. 33:2): благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. Таковое повторение в Священном Писании весьма употребительно, яко род украшения, свойственнаго святым Пророкам. Итак первая часть стиха содержит мысль такую: блажен человек, иже не преступает закона. Но Давид, яко творец песней, мысль сию изобразил чрез переносныя слова пути и хождения, сказав: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, то есть, тот блажен, кто праведен, а праведен тот, кто не ходит на совет нечестивых, то есть, кто на пути жизни сея не последует советам и мыслям людей нечестивых, которые совершенно противны пути Божию, сиречь, закону Господню. Другая часть стиха то же самое изъясняет иными словами, одно и то же значащими. Ибо не идти на совет нечестивых, и не стоять на пути грешных, одно и то же есть: обоя же означают, что тот есть праведен, кто отступает или удаляется от пути, то есть, от правил и советов людей нечестивых. А понеже закон Господень нарушается не токмо злым житием, но и злым учением, по оному: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем (Мф. 5:19); сего ради Пророк присовокупляет: и на седалищи губителей не седе, сиречь, тот есть праведен, а посему и блажен, иже ни делами, ни учением закона Господня не преступает. Ибо сидеть на седалищи губителей означает то же, что быть в согласии пагубных людей, или заседать с людьми злонамеренными, и с ними купно закон Господень презирать, так как бы он ничем не споспешествовал к блаженной жизни, и несовместен был с веселием и радостию; и что полезнее творить плотския дела, и предаваться чувственным удовольствиям. Глас седящих на седалищи губителей описует пророк Малахия такими словами: суетен работаяй Богу, и что нам, яко сохранихом хранения Его (Мал. 3:14)? Святый Василий Великий, толкуя слова сии, блажен муж, замечает, что и жены не исключаются от блаженства: ибо муж глава есть жены, а от главы зависят и члены.
Пс.1:2. но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.
В сем втором стихе описывается праведный чрез подтвердительныя слова. Но и здесь также две суть части, из которых в одной повторяется почти то же, что и в другой. Впрочем, прилично сказано, что тот есть праведен, или блажен, егоже воля в законе Господни. Ибо к совершенству жизни сея не требуется, чтоб мы ни в чем не согрешили: (много бо согрешаем вси, Иак. 3:2), но довлеет, ежели так расположены будем к закону Господню, чтоб всегда желали исполнять его. А ежели когда и впадем в некое согрешение, как и поистинне часто впадаем, то сие да бывает кроме благаго произволения, сиречь, без греха против любви, которую имеем к Богу, и к закону Его, да тако будет грех простительный, а не смертный. То же читаем иными словами в другом Псалме, где сказано: закон Бога его посреде чрева его (Пс. 39:9). Ибо и воля или сердце праведнаго есть в законе Божием, и закон Божий в воле его. Закон в сердце, яко в жилище, и сердце в законе, яко в вещи любезной, о которой всегда он мыслит, и которыя желает. И сие‐то означают следующия за сим слова: и в законе его поучится день и нощь. Ибо иметь закон в воле и волю в законе не что иное есть, как непрестанно размышлять о законе, любить его, и делать все по правилам его. Впрочем слова сии, поучится день и нощь, не то означают, аки бы праведный человек не мог упраздниться не ни на едину минуту от умозрения закона Господня, (не возможно бо сие человеку немощну сущу); но что должен есть, елико возможно чаще, дух свой обращать к правилам закона, и всегда памятовать о нем, наипаче когда случится или помыслить, или сказать, или сделать нечто такое, чем нарушается закон.
Пс.1:3. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет.
Пророк, изъяснив, кого должно почитать истинно праведным, теперь доказывает, что таковый человек блажен есть и по упованию, и по самой вещи: по упованию в веце сем, а по вещи в будущем. Доказательство берет от подобия древа, насажденнаго при источниках вод, и имеющаго все потребныя качества, составляющия доброе древо. Ибо есть различныя древа: некоторыя едино листвие производят, да и то не долго удерживают; иныя и листвие производят, и оное долго удерживают, но плодов не имеют, или хотя и имеют, но невкусные. Итак одни токмо те древа по всему совершенныя суть, которыя и листвие и плоды производят, и притом в надлежащее время, и в совершенной зрелости и вкусе. Таковыя древа суть кедровыя, пальмовыя, масличныя и финиковыя, которым часто Священное Писание праведных людей уподобляет, якоже и в сем месте. Ибо праведные, будучи укоренени и наздани в любви по Апостолу (Еф. 3:17), близки суть ко источнику живому, из негоже присно почерпая благодатную влагу, благие плоды благовременно приносят: сего ради присно процветают славою и честию пред Богом и людьми. А хотя иногда и презираемы бывают от безумных, но у премудрых, паче же у Ангелов, и что вящше, у самого Бога в величайшей чести суть. И сие убо в веце сем, в будущем же неистленный венец славы приимут: а донележе здесь еще пребывают, присно имут всеблагаго Владыку во всех содействующа. Сего ради глаголет: вся елика аще творят, успеют, якоже и Божественный свидетельствует Апостол: любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим. 8:28).
Пс.1:4. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.
Пророк благополучие праведных утверждает чрез сравнение бедственнаго состояния нечестивых. Ибо, дабы кто не подумал, что оная благая всем суть общая, и от причин естественных, а не от промысла Божия происходят, сего ради прилагает: не тако нечестивии, не тако. Повторением отрицания совсем противное утверждая, и показуя, что праведные люди по множеству благодатныя влаги, аки древа, присно зеленеют и плод творят, нечестивые же, напротив того, быв лишени тоя благодатныя влаги, изсыхают, и на подобие легчайшаго праха, ветром возметаемаго, исчезают, и ниже следа по себе оставляют, погибая вечно купно с славою своею, богатством и пышностию.
Пс.1:5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
В сем месте показывает Пророк различие состояния праведных и нечестивых, в день страшнаго суда явственно открыться имеющее. В настоящем бо веце часто вся во едино сливаются. Глаголет убо: сего ради не воскреснут нечестивии на суд, подразумевай: на суд праведных. Ибо сие слово, праведных, и к той и к другой части стиха относится, равно как и оный глагол, не воскреснут, не токмо относится к оному слову, на суд, но и к оному, в совет; и почти одно и то же есть, не воскреснут нечестивии на суд праведных, и не воскреснут грешницы в совет, или в сонм праведных. Сим разрешается тот вопрос, который некоторые в сем месте задают: чего ради Пророк сказал: не воскреснут нечестивии на суд? Впрочем, прилично соединил Давид последния слова с первыми. Ибо как в начале сказал, что праведные не ходили на совет нечестивых, и на седалищи их не сидели: так и здесь глаголет, что в день суда нечестивые не воскреснут на суд и на совет праведных. Итак разум слов есть следующий: не воскреснут нечестивии на суд праведных, то есть, суд праведных совсем будет иный, нежели суд нечестивых. Что изъясняется следующими за сим словами: ниже грешницы в совет праведных, то есть, когда воскреснут нечестивые, то не будут участвовать в совете или в сообществе праведных, но, по осуждении во ад, пребудут вечно в сонме подобных им нечестивых. Сие место яснее в Еврейском тексте читается так: сего ради не устоят нечестивии на суде, ниже грешницы в сонме праведных. То есть, когда Святые сядут со Христом судити миру, тогда грешники не устоят на суде, но падут: праведницы же станут в дерзновении мнозе пред лицем оскорбивших их. (Прем. 5:1). Блаженный Феодорит, толкуя место сие, изъясняется так, что Дух Святый со многим опасством вся провещавает. Ибо не просто рекл, не воскреснут нечестивии, но – не воскреснут на суд, аки бы рекл: воскреснут убо, но на осуждение; ниже бо требуют суда или обличения, самоосуждени суще.
Пс.1:6. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Дает причину, чего ради нечестивые не восприимут на суде славы праведных. Понеже-де путь праведных благоугоден есть Богу, а посему есть путь правый, вводящий в живот вечный; путь же нечестивых, яко путь возвращенный, неблагоугоден Ему. Ибо глагол, весть, берется здесь за ведение благоволительное в разсуждении праведных, а неблаговолительное в разсуждении нечестивых. Откуду извещаемся о истинном блаженстве шествующих по первому, и о несчастном состоянии шествующих по второму: ходящии бо путем сим не достигают вожделенныя оныя цели. Итак, слово путь в сем месте означает не тот вещественный путь, по которому ходим, но самое хождение. Чрез хождение же разумеется течение всея жизни, угодное или противное Богу.