С.В. Иванов

Кто был автором анонимного жития пр. Иосифа Волоцкого?

Источник

(К четырехсотлетнему юбилею пр. Иосифа Волоцкого)1

Анонимное житие преп. Иосифа Волоцкого представляет собой одно из любопытных явлений в древнерусской житийной литературе. По своему содержанию оно отчасти подтверждает и раскрывает сведения, заключающиеся в Саввином и Досифеевом житиях Иосифа, а отчасти дополняет их, причем носит на себе характер более мягкий и в общем стиле, и в отдельных выражениях, и в отношении к лицам другой, не «иосифлянской» партии.

Издавалось анонимное житие дважды. В первый раз – К. И. Невоструевым, в 1865 г., по двум бывшим до него известным спискам библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (XVI в.) и собр. В. М. Ундольского (XVII в.);2 во второй – С. А. Белокуровым, в 1903 г., по двум вновь найденным им спискам собрания П. А. Овчинникова (XVI и XVII в.).3 Эти два издания жития представляют две его редакции.4 Главная отличительная особенность их сказывается в своеобразном распределении материала. Именно, в списке П. А. Овчинникова (XVI в.) средняя часть жития изложена несколько в ином порядке, чем в списках, изданных К. И. Невоструевым. Для более наглядного представления редакторской особенности расположим отдельные эпизоды средины жития в сравнительном порядке.


Изд. К. И. Невоструева. Изд. С. А. Белокурова.
1) О церковно-общественной деятельности преп. Иосифа, выразившейся в участии на московских церковных соборах (стр. 108–120). 1) О князе Андрее Голенине (стр. 26–29).
2) Об учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 120–123). 2) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 29–30).
3) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 120–123) 3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32).
4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33).
5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39).

Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова,5 большую логичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова,6 можно предположить, что издание С. А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К. И. Невоструева.

В 1886 году рассматриваемое житие было переведено на русский книжный язык по изданию К. Невоструева. Но при переводе не преследовались цели ученые и главным намерением издателей, очевидно, было – дать просто душеполезное чтение.

В области историко-литературного изучения жития доселе остается нерешенным интересный и важный вопрос об его «неизвестном» авторе. Четыре дошедшие до нашего времени списка жития не проливают света на эту загадочную личность. Попытки же ученых разгадать анонима не идут дальше общих рассуждений на этот счет и произвольных гипотез. Так, П. С. Казанский7 замечает, что автор жития не был очевидцем преп. Иосифа, но очень хорошо знал его жизнь и жизнь его учеников. То же самое, почти буквально, повторяет Филарет Черниговский в своем «Словаре».8К. Невоструев характеризует автора, как человека, хорошо знавшего «не только деяния и подвиги и внешние отношения преподобного, но и дух и сокровенные его беседы». Язык автора К. Невоструев считает темным и трудным «по употреблению многих древних слов и оборотов речи».9В. О. Ключевский,10 признавшись, что «очень трудно разъяснить личность любопытного неизвестного биографа», все же делает предположение о Зиновии Отенском, как авторе анонимного жития. – Ф. Калугин, специально изучавший жизнь и деятельность Зиновия, решительно восстает против мнения Ключевского,11 хотя гипотеза этого последнего снова повторяется уже в наше время С. А. Белокуровым12 и В. А. Келтуялой.13 – А. С–ский в рецензии на издание «Послания Многословного» (М. 1880 г.), вопреки утверждению А. Попова, отрицает принадлежность этого литературного памятника перу Зиновия и приписывает его «неизвестному» автору Иосифова Жития.14 Боцяновский также допускает авторство «неизвестного» на «Многословное Послание», но не во всем виде, а лишь в его заключительной части (послесловие).15 – С. Вилинский,16 однако, отказывается принять гипотезу А. С–ского об одном авторе Жития и Мног. Послания по следующим побуждениям: 1) «выводы на основании одного только сходства слога нельзя считать решающими, если нет других соображений, которые могли бы подтвердить их. Сходство слога может зависеть как от авторства одного лица, так и от чрезмерного подражания и основательного знакомства, а также и заимствований одного автора у другого. 2) Если «Послание», «Истины Показание» и «Житие» Иосифа сходятся в слоге, то что мешает г. С–скому считать их произведениями одного лица – Зиновия? 3) Как справедливо заметил г. Калугин, А. С–ский желает один X заменить другим X и неизвестного автора жития сделать неизвестным автором и «Многословного Послания».

Вот и все, что сделано в нашей ученой литературе по вопросу об анонимном авторе Жития пр. Иосифа. Как видим, вопрос этот и доныне остается открытым, так как все высказанные предположения о личности автора не имеют под собою более или менее прочных оснований.

В двух рукописях XVII–XVIII в.17 нам удалось прочитать несколько отрывков из анонимного жития преп. Иосифа под таким общим заглавием:

«Ѿ сло́ва Филого́на ѡ҆ прⷣ҇пбнѣмъ і҆ѡ́сифѣ волоцтѣмъ».

Отрывки эти следующие:

1. Нач.: «Тако і҆ѡсифъ своѧ уч꙯ники воспитоваше ꙋ̑ченїеⷨ҇ и҆ напоѧше наказываніеⷨ҇. ѡ немъ бо слухꙋ у҆же простершусѧ даже и҆ до владычествꙋющаго града москвы»... Кон.: «аще же ӥ плодоношенїѧ града того во епⷭ҇копі̇ю. и҆ ѿ доходъ цр҃ковныхъ нѣкаѧ монастырю его даровавъ всѧ лѣта епископства своего̀». (Ср. изд. Белок. стр. 31–32).

2. Нач.: «Собраⷡ҇шиⷨ҇сѧ нѣкогда епⷭ҇кпоⷨ҇ всеѧ митрополі̇ѧ руⷭ҇скїѧ, во владычествꙋющїи граⷣ москвꙋ»... Кон.: «по ѿпꙋщені̇и же собора много почтенъ бы҃ і҆́ѡсифъ, самодержцема і҆ е҆пископы, и въ свой монастырь ѿиде» (изд. Белок. стр. 34).

3. Нач.: «Бысть же еще царьскомꙋ повелѣнїю сщ҃енныѧ мꙋжа со а҆рхі̇ереи въ гдⷭ҇твꙋющїи граⷣ собирающꙋ, о҆ словеси монастыреⷨ҇ села и̑ нивы а҆ще непрі̇ѧтна сꙋть»... Кон.: «и о̑ се́мъ соборꙋ собранꙋ. Не мала же разсꙋженїѧ добрыхъ лишитисѧ не ищꙋюще о҆ц҃ы, а҆ще і̑о́сифꙋ не сꙋщꙋ с ними. сего́ ради и паки понꙋдиша е̑го̀ во градъ москвꙋ взыти» (изд. Белок. стр. 37).

Вслед за сими отрывками идут отрывки из Саввина жития преп. Иосифа под заглавием: «Ѿ житїѧ прⷣпбнаго і҆ѡсиѳа волоцкаго списанаго ученикоⷨ҇ его савою епⷭ҇поⷨ҇ сарскиⷨ҇ и҆ подонскиⷨ҇». Нач.: «І҆ искони ѕлꙋ началникъ врагъ и ненавистникъ родꙋ хрⷭ҇ті̇ѧнскомꙋ. наведе жидовина схарі́ю въ новъградъ»... Кон.: «всѣхъ без҇божныⷹ҇… еретикъ сꙋесловїе сими бг҃дꙋхновеⷩ҇ными списанїй и многъ разу и҆ веикꙋ пользꙋ приплодит҇» (Архив. лл. 386б–388). В ркп. Кирил. конец этих отрывков иной: «и̑ пребыва́ше в̾ молитваⷹ҇ и̑ в̾ воздержа́нїи, и҆ веселѧ́сѧ дх҃омъ, радꙋѧсѧ наде́жею» (лл. 14б–18).

Таким образом, неизвестный составитель сборника, поместивший впервые на страницах ркп. несколько отрывков из анонимного жития, называет неизвестного автора Филогоном.

В древнерусской письменности с именем Филогона очень часто встречаются похвальные Слова на память препп. Зосимы и Савватия, напр. в ркпп.: Антониева Сийского монастыря (ныне Арханг. Епарх. Древн. Хр.) № 107, XVI в.;18 Архангельск. Дух. Семинарии № 206 (301), XVII в.;19 Академии Наук, 33. 7. 9 (Сев. 513), XVIII в.; 33. 7. 10 (Сев. 514), XVIII в.; 33. 5. 19 (Сев. 545), XVIII в.;20 Моск. Истор. Муз., Барсов. отд. VII, № 103 (837), XVIII в.;21 Киев. Дух. Акад., Макар. № 72 (Аа 160), XVIII в.;22 Церк.-Археолог. Музея при Киев. Дух. Акад. № 529 (о. 4. 63), XVIII в.23 Но указанные «Слова» есть произведение Филолога Черноризца. Следовательно, название «Филогон» – испорченное чтение «Филолог» и под двумя именами нужно видеть одно лицо, именно, черноризца Филолога, известного проповедника XVI в. Это последнее предположение мы должны сделать тем более потому, что иного «Филогона» не знает история старой русской литературы.

Что же нам известно о Филологе Черноризце и есть ли другие данные для того, чтобы признать его автором анонимного жития пр. Иосифа?

Биографические сведения о Филологе весьма скудны. Известно, что собственное имя его – Аникита Лев, по происхождению он был серб и жил в половине XVI в., в одной из сербских обителей. В правление архиеп. Макария Новгородской кафедрой к Филологу был послан из России монах Богдан с просьбой от братии Соловецкого монастыря описать жизнь Зосимы и Савватия. Просьба соловецких монахов была исполнена и Богдан возвратился в Россию с двумя похвальными словами в честь названных преподобных отцов.24

Кроме упомянутых слов на память Зосимы и Савватия Филологу приписывается еще слово: «ѡ҆́ ст҃ыⷹ҇ великомⷱ҇никꙋ, иⷤ҇ ѡ꙯ черни́гова сла́внꙋю, ми́хайлѣ великоⷨ҇ кн҃зѣ, и̑ феⷣ҇ѡⷪ҇рѣ сѷнг̾литицѣ» (ркп. М, Д. А. Волок. № 522).25

Доселе остается нерешенным вопрос, на каком языке были написаны все эти слова. На том ли, с каким знакомимся по письму Филолога к монаху Богдану (Пр. к Твор. свв. оо. 1859, XVIII, 527), или же на том, с каким дошли до нас эти Слова. Проф. Н. И. Субботин предполагает, что Слова могли быть написаны сначала на языке сербской редакции, а затем уже переведены на русский язык, может быть, Зиновием, с именем которого они встречаются в некоторых списках. Но он не отрицает также возможности, что Филолог написал их прямо на том наречии, на каком они известны нам теперь, так как несомненным является, что он свободно разбирался в сочинении русских авторов, например, Спиридона и Досифея.26

По своему содержанию Слова о Зосиме, Савватии, Михаиле и Феодоре обнаруживают в Филологе человека, в общем, хорошо знакомого с русской историей, русскими обычаями, с жизнью русских монастырей и русской иерархии. О некоторых событиях он говорит так, как будто был их непосредственным свидетелем и это обстоятельство заставило еще Н. И. Субботина поставить вопрос: не жил ли Филолог, как и другие сербы, несколько времени в России? Но если нет данных ответить прямо на этот вопрос, то несомненно, что в России имя Филолога было известным и даже популярным, что молва о его литературном таланте была слишком велика, если к нему посылается инок из отдаленной Соловецкой обители с просьбой написать житие препп. оо. Зосимы и Савватия. Конечно, после этого нет ничего удивительного, если кто-либо из членов волоколамской общины обратился к Филологу с просьбой описать своим искусным пером жизнь их бывшего игумена, основателя монастыря, преп. отца Иосифа. А что анонимное житие писано по чьей-то просьбе, в этом убеждает нас заметка самого автора: «Тем же судихом в сем нашем писмени въспомянути житие и сего черноризца, хотящим тая и любящим предложити, Иосифа глаголю».27

Приведенные биографические сведения о Филологе нисколько не противоречат тем данным, какие мы можем извлечь из самого жития об его авторе. Из содержания жития видно, что автор не был пострижеником пр. Иосифа, лично не знал его и жил вдали от его монастыря: волоколамскую область он называет «страной той».28 Иосифа почти повсюду именует «черноризцем».29 Кроме того, анонимный автор допускает иногда некоторые неточности в сообщениях о событиях русской жизни и жизни пр. Иосифа, что уже говорит в пользу Филолога, как иностранца, черпавшего исторические сведения из вторых рук не всегда точные и достоверные. Он, например, сообщает в Житии, что Иосиф присутствовал на соборе, бывшем в Москве в 1490 году и там «посреди отец восиявшу словом и разоумом, и доблествен (явися) подвижник и излиха дыхаа на нечестие» (с. 34). Но это сообщение лишено всяких исторических оснований и должно быть признано ошибочным. Ни в сочинениях самого Иосифа, ни в его житиях, писанных его непосредственными учениками (Саввой и Досифеем), нет сведений об участии Иосифа на соборе 1490 г. Не называет имени пр. Иосифа и 4-я новгородская летопись, подробно перечисляющая всех членов этого собора и упоминающая даже о старцах «Пасее и Ниле» (П. С. Р. Л. IV, 158). – В другом месте автор жития говорит: «Много же подвизався Иосиф на отступники... и книгу не малу в осминадесятех словесех на отступники съчини» (стр. 34). И это утверждение анонима ошибочно. Нам известно более восьмидесяти списков «Просветителя» и ни в одном из них мы не встретили число слов, равное указываемому анонимным автором.

В пользу Филогона, как иноземца, говорит, далее, и то безразличие, какое обнаруживает автор жития к представителям двух враждебных партий – Нилу Сорскому и Иосифу Волоцкому, и тот своеобразный стиль с древними оборотами и формами, какой так рельефно выступает во всем житии.

Хронологические данные о жизни Филолога вполне совпадают со временем появления Жития. Установлено, что похвальные слова Зосиме и Савватию могли быть написаны Филологом только в период времени с 1534 г. по 1542 г. (Н. И. Субботин). Житие же пр. Иосифа появилось между годом смерти Дионисия Звенигородского (1539 г.) и годом поступления ркп. в библиотеку Иосифова монастыря от князя Д. И. Оболенского (1560 г.).30 Трудно решить теперь, что раньше вышло из-под пера Филолога: слова или житие? Судя по письму Филолога к монаху Богдану, в котором он себя называет «слабым и унылым, состаревшимся от многих грехов, обветшавшим от зол» можно лишь предположить, что об Иосифе Филолог писал раньше, чем обратились к нему с просьбой соловецкие иноки составить «похвалу» Зосиме и Савватию, когда автор был стар, слаб и хил.

Сравнительный анализ жития и похвальных слов также приводит нас к выводу, что это есть дело одного автора.

Прежде всего, обратим внимание на то обстоятельство, что как в житии, так и в словах автор очень часто прибегает к цитатам из книг Свящ. Писания. В том и другом случае автор одинаково свободно относится к подлиннику: он то сокращает его, то изменяет, то распространяет собственными вставками и дополнениями. Места, приведенные в житии: Сир. 7:1 (стр. 22); Иов. 39:10 (с. 22); 42:16 (с. 18): Пс. 41:2 (с. 14); Мф. 7:12 (с. 22); 10:10 (с. 38); 21:41 (с. 14); 25:36, 34 (с. 17); 26:52 (с. 23); 1Пет. 2:2 (с. 24); 1Пет. 2:9 (с. 23–24); Рим. 12:3 (с. 39); 1Кор. 3:16, 17 (с. 35); 1Кор. 9:13 (с. 38); 1Кор. 10:23 (с. 39); 1Кор. 12:2 (с. 22): 2Кор. 6:7 (с. 17); Гал. 3:27 (с. 35); Евр. 2:18 (с. 17); 7:28 (с. 13); 12:14 (с. 36). В словах:31 Исх. 34:20 (т. II, с. 230); Пс. 41:2 (т. II, 363); 67:36 (т. II, 463); 118:158 (II, 360); Мф. 5:16 (II, 348); 23:14 (II, 368); Рим. 1:21–23 (III, 107); 8:28 (II, 363); 1Кор. 12:38 (II, 238).

Далее, автор жития и слов одинаково обнаруживает любовь к творениям св. Григория Богослова. Все предисловие жития о врачевании духовном составлено под влиянием слова св. Григория, «в котором он оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении в пресвитера».32 Слово же на Пасху и на память пр. Зосимы составлено по образцу слова св. Григория «на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта».33

Укажем, далее, на общую манеру автора в своем обращении к читателю ставить целый ряд вопросов34 и очень часто прибегать к сравнениям, аллегориям и метафорам. Материал для сравнений автор большей частью черпает из жизни природы и изредка из Св. Писания и святоотеческой письменности. Любимыми сравнениями автора, очевидно, являются следующие: 1) врачевание души подобно врачеванию тела (Жит. 13, 15 и 36; слов. Волок. ркп. № 522, и 256б, 257); плоды добра – плоды нив (Жит. 14, 17, 22; сл. III, 96, 116–117); пес – муж злобы (Жит. 23; сл. ркп. № 522, п. 299б). Остальные сравнения: в Житии – «Елма радостен о сем бывает отрок, яко мужа сего, добродетели жала, приат в души своей и любовию влечется к нему; тем же и самоноуден невольник бывая, оставляет отечество и род и други купно, и пути касается» (15); «тем же яко новороженыа младенца, питающе сиа млеком незлобиа». (24). В Словах встречаем следующие образы: овощника (II, 229), птицы (II, 234), пчелы (ibid), карбаса (II, 238), орла (II, 249), избы (II, 355), магнита (II, 348), железа (ib.), семени (III, 116), искры (ркп. № 522, 280. 281) и др.

Укажем несколько примеров совпадения в мыслях, а иногда и в выражениях, с одной стороны Жития, с другой – Слов.


Житие. Слова.
Семоу от юнна възраста священныя книги извыкшу, к ним же и трудолюбно прилежаше. Остроу же ему сущу естеством обоима трудов своих плоды: не лишибо ся книжнаго разума и лежащая в них благодати напитася оустрелен бысть желанием добродетели, и (восхоте жительства) похотитель бысть жительства добродетельна (стр. 14). Прилежаше же и божественных книг чтению, и отсюду наипаче острейша ума сотворяет, прочиташе же и святых мужей житиа и преподобных отец словеса, и дивляшеся пачеестественному их житию... моляшежеся и сам ревнуя житию их по стопам жизни их последовати, и тако весь светел ум свой соделовает, и готов уже по стопам преподобных отец ходити (Пр. Соб. 1859, T. II, 482–483).
Моляшеся приат быти им (Пафнутием) и с сущею дружиною (братиею) оу него счестися (стр. 15). Молит игумена прияти того, и с сущею ту братиею сочетати (III, 113–114).
В церкви бо предстоание в соборная пениа с молчанием послушати и входящу коемуждо в церковь познавати свое ему место, и от места на место не преходити, ниже проглаголати кому к другу своему, да безмольствуета (стр. 43). Предстояти же в церкви во страсе и благоговении мнозе... и послушати певаемых во мнозе умилении, с прилежным вниманием, от места же на место преступати никакоже... и неподвижно даже до отпущениа во едином месте стояти во мнозе молчании, и никакоже провещати глагол каков смети кому (II, 490).

Отметим теперь несколько слов и отдельных кратких выражений, передающих одни и те же понятия в житии и словах: душевное око (Ж. 17; Сл. II, 498; III, 205), день дне (Ж. 21. 10; Сл. II, 473, 483; III, 199), добрых детелех (Ж. 31, 38; Сл. II, 348, 482, 507, III, 215), имя божественное (Ж. 37; Сл. III, 203), образ иноческий (Ж. 15, 16; Сл. II, 482, 350), страх Божий (Ж. 27; Сл. II, 507), суд Господа (Ж. 35, 27; Сл. II, 497), благодать (Ж. 17, 23; Сл. II, 239, 240, 478), болярин (Ж. 21; Сл. II, 484), вина (в см. причина – Ж. 37, 38; Сл. II, 235, 352, 357, 503), глаголы (Ж. 16, 21, 22, 23; Сл. II, 477, 479), дань (Ж. 22, 40; Сл. III, 201), единаче (Ж. 19; Сл. II, 476), елма (оч. часто), кажение (Ж. 37; Сл. III, 208), канон (Ж. 16, 19, 37; Сл. II, 479), крагуи (Ж. 27; Сл. III, 213), мзда (Ж. 38, 39; Сл. III, 208), наемник (Ж. 16, 26; Сл. II, 508, III, 201), нравы (Ж. 13, 22, 33, 46; Сл. II, 482, 506), область (Ж. 20; ркп. № 522, и 273, 292 и др.), обычай (Ж. 18–20, 24, 27, 36, 37; Сл. II, 474, 478), поварница (Ж. 16, 21, 24, 38; Сл. III, 111, 112, 114), поприще (Ж. 32; Сл. III, 198, 205), светило (Ж. 23, 30, 31; Сл. II, 279; III, 110, 114); село, селение, поселяне (Ж. – 11 раз; Сл. II, 479, 506), слуговати (Ж. 17, 26, 27; Сл. III, 98), смиренномудрие (Ж. – 4 раза; Сл. II, 485), сосуды (Ж. 27; Сл. III, 105), спостницы (Ж. 31; Сл. II, 473, 478, 479), тяжарь (Ж. 22, 23, 40; Сл. III, 103, 116), хиза (Ж. 21; Сл. III, 207, 208), хлеботворие (Ж. 18, 19; Сл. III, 111, 112), хлеботворница, хлебница, хлебопекарня, хлебопекальница (Ж. 16, 21, 25, 30, 38; Сл. III, 111), художество (Ж. 13; Сл. II, 478), черноризец (оч. часто), чета (Ж. 16, 21; Сл. II, 366, III, 102) и др.

Все приведенные мелочи ясно говорят о том, что автором Жития и Слов было одно лицо – Аникита Лев Филолог.

В заключение же укажем еще на два явления, также свидетельствующие, по нашему мнению, об авторстве черноризца Филолога на житие пр. Иосифа.

Во-первых, известно житие Серапиона, архиепископа Новгородского, написанное в половине XVI в. Автор этого жития доселе остается неизвестным. Арх. Филарет предполагает, что им мог быть игумен Сергиевой Лавры (1515–1520 гг.) Иаков;35 но проф. В. О. Ключевский отрицает это мнение на том основании, что оно не поддерживается ни выражениями жития об Иакове, ни временем сочинений, которыми пользовался биограф.36 Архим. Леонид (Кавелин) предлагает считать автором жития митрополита Иоасафа37 и эта гипотеза находит своего адепта в лице В. П. (ныне иером. Вассиана), который приводит несколько доводов в её оправдание.38 В одной же из ркп. бывшего собрания П. А. Овчинникова житие приписывается иноку Трифилию.39 Но кто бы ни был автором Жития Серапиона, в нем все же остается любопытным следующее: начало жития и многие отдельные его части написаны под непосредственным влиянием Слова черноризца Филолога на память пр. Зосимы. Для примера приведем несколько сопоставлений:40


Житие пр. Серапиона. Слово Филолога на память Зосимы.
Лѣ́по ми в настоѧ́щемъ плете́нїи, гл҃ъ помѧнꙋти ва́мъ, и҆ и҆сповѣдати пѡ́дробнꙋ. житі̇ѐ сегѡ̀ вѣне́чника, да вѣдꙋщі̇и па́мѧті̇ю е̑гѡ̀, возвеселѧ́тсѧ, не вѣдꙋщі̇и же навыкнꙋтъ, какѡвъ серапїѡнъ... Лепо же ми в настоящем плетении глагол помянути вам, исповедати подробну и житие сего венечника, да ведущии памятию его возвеселятся, неведущии же навыкнут, каков сий Зосима... и т. д. кончая словами:
вда́нъ быва́етъ на оу̑ченїе гра́мотѣ, и҆ прїобрѣта́етъ ю҆́нный, ѡ꙯сю́дꙋ вели́каѧ. погрꙋжа́ѧсѧ оу҆́бо в̾ любѡ́вь оу҆че́нїѧ и҆ бжⷭ҇твеннаго писа́нїѧ внима́ѧ, и҆сходѧ̀ во глꙋбинꙋ мы́слей бж҃е́ственныхъ, о̑брѣта́етъ би́серъ ра́зꙋмъ разꙋмѣваетъ бг҃а. поѕнава́етъ богатство блгти бж҃їѧ, срамлѧ́етсѧ прѡ́чее ю҆́ношескихъ о̑бы́чаевъ держа́тисѧ. ти́хъ нѣкако и҆ гладокъ ю҆́нный быва́етъ (л. 15–16). Преспевающу же отроку возрастом учим бывает священным книгам, приобретает отсюду великая юнный, погружаябося в любовь писания, исходя во глубину мыслей божественных, обретает бисер разума, разумевает Бога, познавает богатство благости Божия, срамляется прочее юношеских обычаев держатися, тих некако и гладок юнный бывает (т. II, 353–355).
И҆ нꙋдим̾ быва́етъ роди́телми бракꙋ совокꙋпи́тисѧ, ѡ҆́номꙋ же нехотѧ́щꙋ, роди́тели же не ѡсла́бно нꙋдѧхꙋ е̑гѡ̀. ѡ҆́н же нехотѧ̀ преслꙋшатисѧ родителей, поминаѧ писа́нїѧ, е҆́же роди́телей повелѣнїе презира́ти не без бѣдно, чтити бо повелѣва́ютъ за́повѣди рѡ́ждьшихъ. и҆ а҆пⷭ҇толъ, послꙋшати роди́телей повелѣваетъ: и҆ сі́й быти пра́вдѣ бж҃їи повѣствꙋ́етъ. не свободил се́бѐ зрѧ̀, во и҆́же ѡ꙯ негѡ̀ жела́емымъ, повинꙋетсѧ роди́тельскомꙋ повелѣнїю... (л. 16). Но понеже лепо родителем его понудити того и на мирьскиа обычая, имиже пища приобретается и богатство стяжания прибывает, отроку же не мятущееся паче пребывание желательно неже нестоятельное и многоволненное житие проходити, и ума целость возмущати, и чисте никогдаже сущая усмотрити, а еже родителей повеление презирати, не безбедно есть, чтити бо повелевает заповедь рожшая, и апостол послушати родителей повелевает, и сие быти правде Божии повествует, – содержится и утешняется обоюду юнный, и не свободна себе зря к их же от него желаемым, и родительску повелению послушати доволен не беяше (Пр. Соб. 1859, II, 355–56).

Рядом с этими заимствованьями из Слова Филолога мы находим в житии Серапиона много совпадений с анонимным житием пр. Иосифа. Вот пример:


Житие пр. Серапиона. Житие пр. Иосифа.
бысть повелѣнїе самоде́ржца і҆ѡа́нна. и҆́же россїйскаго црⷭ҇твїѧ скѷпетръ держа́щаго. сщ҃е́нныѧ мꙋжи со а҆рхїере́и въ цр҃ъствꙋющїй гра́дъ москвꙋ собра́тисѧ. велѣлъ о҆ словесѝ; мнⷭ҇тре́мъ се́ла и҆ нивы, а҆́ще непрїѧ́тна сꙋ꙯... и т. д. кончая словами: Тогда́ же самоде́ржцꙋ і҆ѡа́ннꙋ, нѣчто бж҃ественнѡ бы́сть и҆ оу҆жѐ во ста́рости масти́тѣ бы́сть самодержецъ і҆ѡа́ннъ. разчинѧ́етъ сн҃ѡмъ свои́мъ достоѧ́нїѧ. старѣйшемꙋ васи́лїю, всѐ црⷭ҇тво врꙋча́етъ. и҆ прѡ́чимъ по достоѧ҆ні̇ю и҆́хъ (л. 19–21). Бысть же и еще царскомꙋ повелѣнїю свѧщенныѧ мꙋжа съ архїереи въ господствꙋющїи градъ събирающꙋ вѣдѣти о словеси: монастыремъ села и нивы, аще не прі̇атна соꙋть и т. д. Иванꙋ же самоде́ржцꙋ тогда̀ нечто бж҃ественно слꙋчи́сѧ... Мало же последи́ же самоде́ржецъ Їѡа́ннъ, въ старости масти́ти оу҆жѐ и̑спо́лнь днїй, сыновнѡ́мъ свои́мъ расчинѧ́етъ достоꙗ́ні̇а о҆те́чьству и҆́хъ: старѣйшемꙋ Василїю все царство врꙋчаетъ, а и̑же по немъ Георгїю шесть градовъ предастъ таклжде и прѡ́чимъ сыновѡ́мъ своимъ по достоѧнїю ихъ (Изд. Невостр. стр. 44).

Таким образом, неизвестный автор жития Серапиона одинаково черпал материал, как из слова на память Зосимы, так и из анонимного жития пр. Иосифа. О чем может говорить это обстоятельство? Думается, что здесь дело происходило так: неизвестный автор Серапионова жития имел под руками сочинения Льва Филолога. В одном месте он брал из его похвальных слов, в другом – из жития Иосифа. Конечно, это только предположение, и в другом случае подобные параллели доказательной силы не имели бы. Но здесь, в связи с выше приведенными данными и это явление – весьма знаменательно.

Во-вторых, в бывшем собрании П. А. Овчинникова (с. Городец, Нижегор. губ.) имеется любопытный сборник XVI в., содержащий следующие статьи:41

1. Сентября 27 Филолога черноризца слово о пр. Саватии новом чюдотворцы, иже в Отоце Соловецком, сущем в Окианстем понте. Нач.: «воздвизает нас муж или и в мужех изрядный памятию своею»

2. Апреля 17 Черноризца слово о Пасце и о преп. Зосиме новом и чудотворцы, иже на Соловецком острове, на полунощней стране сущем, понта Окиана. Нач.: «подадите и нам, о мужие, мало слуха, аще что достойно слуха провещаем»...

3. Калугера того же о святых великомученику новую иже от Чернигова, славною Михаиле вел. князе и Феодоре Синглитице. Нач.: «честное яко воистину добролепное ваше стечение, вина добрейших подвигов изрядное»...

4. Того же черноризца о св. влмч. Михаиле и Феодоре новых, иже от Чернигова. Нач.: «И о Михаиле вмале да речем вкупе и о Феодоре честных и великих, ни бо достает слово»...

5. Ноября в 5 день св. муч. Галактиона и Епистимии и преставление иже в святых отца нашего Ионы архиеп. вел. Новаграда. Нач.: «Вечер. На малой вечерни на Господи возвах поставим стихиры на 6 глас 8»...

6. Въспоминание о блаженнем и приснопамятнем отце нашем Ионе архиеп. вел. Новаграда, иже бысть по втором Евфимии, в лета 6966-е до лета 6979-го. Нач.: «Въспомянути и блаженнаго нашего пастыря Иону»...

7. Того же о отцы Иосифе, Иже состави общий манастырь близ Волока-Ламскаго. Нач.: «Различна телесем растворения соуще, различныи недоуги телеса от растворениа их подъемлют»...

8. О Божии благодати бывшей чюдесы явлением и прославлением свящ. телесе, иже во свв. о. н. Никиты еп. вел. Новаграда... Нач.: «Великая Божиа дела глаголати светла языка требуют»...

9. В лето 6968 месяца Февраля в 13 день на память преп. о. н. Мартиниана пострижеся преп. о. н. Иосиф (краткая биографич. заметка о пр. Иосифе).

Легко заметить, что составитель сборника сначала имел в виду переписать творения Льва Филолога (см. ст. 1, 2 и 3). Быть может, он имел даже под руками в числе источников, так сказать, полное собрание сочинений Филолога, этого замечательного проповедника и писателя. Но по неизвестным нам причинам он отвлекался от своего первоначального оригинала и вписывал в сборник не принадлежащие Филологу статьи (ст. 5 и 6). Далее он снова возвращался к Филологу и снова оставлял его. Вот почему и получилась та путаница статей, какую мы замечаем в данном сборнике: за статьей 3 или 4 должна была следовать повесть «о отци Иосифе» и слова: «того же», стоящие пред этой повестью, должны были указывать на Филолога; статьи же 5 и 6, привнесенные, очевидно, из другого источника, чем сочинения Филолога, нарушали этот естественный порядок и тем самым уже скрывали личность автора жития Иосифа. Выражение «того же о отци Иосифе» в таком случае указывало уже не на Филолога, а на автора предыдущей статьи (6) – об архиеп. Ионе. А это последнее произведение появилось около 1472 года и, следовательно, ни в каком случае не могло быть делом одного и того же автора с житием (1540–1560 г.), кто бы он ни был.

На основании всех приведенных выше соображений мы полагаем, что анонимное житие пр. Иосифа есть произведение Филолога Черноризца или, как он именуется в некоторых ркпп., Филогона.

С. Иванов.

Гриневка, Курск. губ. 1915, VII, 8

* * *

1

9-го сентября сего 1915 года исполнилось 400 лет со дня кончины пр. Иосифа Волоцкого. Ред.

2

Чтен. Моск. Общ. Любит. Дух. Просвещ. 1865 г., кн. II, стр. 77–152 и отд…

3

Чтен. в Императ. Общ. Ист. и Древн. Российск. при Моск. Универс., 1903 г., кн. 3 (206).

4

Из двух спп., взятых С. А. Белокуровым при издании, один (сп. XVI в.) дает новую редакцию жития. Другой же список (XVII в.) одной редакции с ркп., изд. Невоструевым, и отличается от этой последней лишь вставкой второй соборной грамоты по делу арх. Серапиона (Акт. Ист. I, № 290) и тремя небольшими добавлениями. По этому сп. в изд. Белокурова подведены варианты.

5

В списке П. А. Овчинникова, XVI в., изд. Белокуровым, заглавие читается так: «Того же о отци Иосифе, иже состави общии манастырь близ Волока-Ламьскаго». В остальных же трех известных списках, представляющих другую редакцию жития, озаглавлено: «По́вѣсть ѡ҆ житїѝ преподо́бнаго о̑тца̀ на́шего и̑гꙋмена Їѡ́сифа Волоколамскаго». В самом житии, как увидим ниже, Иосиф нигде не называется «преподобным отцом» и этот титул, поставленный в заглавиях трех списков, не принадлежал, м. б. автору жития: он, был привнесен м. б. после кем-либо из почитателей Иосифа. Отсутствие же этого титула в заглавии сп. Овчин. XVI в. более соответствует тексту жития и потому говорит о большей первоначальн. Овчин. XVI в.

6

Житие, изд. Белокуров. стр. II–III.

7

«Преп. Иосиф Волоколам.» Прибавл. к Твор. Свв. оо. 1847, ч. V, стр. 225–226.

8

«Обзор русской духовной л-ры». Кн. I, изд. 3. Спб., стр. 134–135. Здесь ошибочно указывается, что анонимное житие помещено в Ч.-Минеях, под. 9 сент.

9

«Житие пр. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестными». М. 1865, с. III.

10

«Древнерусские жития свв., как историч. источник», М. 1871. стр. 292–293.

11

«Зиновий, инок Отенский», Спб. 1894, стр. 279: «Для такого предположения, – читаем здесь, – мы не видим никаких оснований; житие ничем не напоминает труды инока Зиновия и, напротив, многим отличается от них; тон его ровный, спокойно-просветительный, эпический во всех местах, чем не отличался Зиновий».

12

«Житие п. Иосифа Волоколам., составл. неизвестн.» Чт. Общ. Ист. и Древ. 1903 г., кн. 3 (206), стр. XII.

13

Курс истории русск. л-ры, ч. I, кн. 2, Спб. 1911 г., стр. 673. Ср. Кадлубовский, Очерк из ист. л. жит. свв.

14

«Историч. Вестн.», 1880, т. III, кн. XII. стр. 860.

15

«Ж. М. Н. Пр.» 1894 г., кн. XI, стр. 220. Рецензия на труд Боцяновского.

16

«Вопрос об авторе Многословного Послания». Изв. рус. яз. и словесн. Импер. Акад. Наук, 1905 г., т. X, кн. 2, стр. 155–156.

17

а) Петроград. Дух. Академии, Кирил. собр., ркп. Аи/39. Сборник (сочин. и жития пр. Иосифа), in 4°, на 421 лл., поморск. полууст. XVII–XVIII в. Филигрань – герб с инициалами – AVDV. Вся ркп. исполнена необыкновенно тщательно, с художеств. заставками. Выдержки из Жития на лл. 12б–14. в) Моск. Гл. Архив. Мин. Иностр. Дел, ркп. № 458/926. Сборник, писанный разными руками, в разное время и на различной бумаге. Отрывки из аноним. Жития помещены в конце ркп. на лл. 385–386, in 8°, XVII–XVIII в. – Несомненно, те же отрывки из аноним. Жития имеются в ркп. Григория, архиеп. Казанского, местонахождение которой в настоящее время нам остается неизвестным. Состав ркп. (in 4°, полууст. XVII–XVIII в.) такой же, как и в ркп. Кирил. Аи/39 (См. «Просветитель» пр. Иосифа Волоцкого. Изд. Казан. Дух. Акад. 1904, предисл. стр. 25). – Отрывки из анон. Жития в указанных сборниках приводятся в порядке редакции Жития, изд. С. А. Белокурова.

18

А. Викторов. – Опис. рукпп. собраний в сев. России. Спб. 1890 г., стр. 88.

19

А. Викторов – Op. cit., стр. 40.

20

В. И. Срезневский. Описание ркпп. и книг, собранных для Императ. Акад. Наук в Олонецком крае. Спб. 1913, стр. 88, 90 и 131.

21

Карточный каталог.

22

Н. И. Петров. – Описание рукописн. собраний, находящихся в г. Киеве, вып. I. М. 1892 г., стр. 119.

23

Н. И. Петров. – Опис. ркпп. церк.-археол. музея при Киев. Дух. Акад. – Слова на память Зосимы и Савватия с именем Филолога нам известны в следующих спп.: Прилуцкого монаст. № 15, XVI в. (Пр. к Твор. Свв. оо. 1859, XVIII ч., стр. 523); сборн. П. А. Овчинникова, XVI в. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1903, кн. 3 (206), стр. VI–VIII); Петрозаводск. Архиер. Дома № 47 (53), XVIII в; (А. Викторов, Опис. ркпп. собр. в сев. России, стр. 295); без имени автора: Троиц.-Серг. Лавр. № 664, XVII в.; Каз. Дух. Акад. Солов. № 812, XVI в. и № 73, XVII в.; с именем Зиновия: Каз. Дух. Акад. Солов. № 176, XVII в. и № 308, XVII в. По последнему списку с именем Зиновия Слова изданы в Прав. Собесед. 1859 г., июль–октябрь.

24

Н. И. Субботин. – Сведения о Филологе Черноризце, проповеднике XVI в. (Приб. к изд. Твор. свв. оо. 1859 г., ч. XVIII, стр. 522–547). Ср. Е. Е. Голубинский. Краткий очерк истории правосл. церквей болгар., серб. и румынской. М. 1871 г., стр. 510.

25

Н. И. Субботин. – Op. cit., стр. 524–526; примеч. Ж. Списки этого слова нам известны след.: Моск. Дух. Акад. Волокол. № 158 (522), XVI в. (Иер. Иосиф. Опись ркпп. перенесен. из б-ки Иосифова м-ря в б-ку М. Д. А. Москва, 1882 г., стр. 170); б-ки гр. А. Уварова (собр. И. Н. Царского) № 379, XVI в. (П. Строев. Ркпп. слав. и росс., принадл. И. Н. Царскому. Моск. 1848 г., стр. 419); собр. П. А. Овчинник., – XVI в. (Чт. Общ. Ист. и Др. 1903 г., кн. 3; Житие пр. Иосифа, предисл. стр. VI–VII); б-ки Костромского Богоявленского монаст., № 838, XVI–XVII в. (П. Строев. Библиогр. Словарь, стр. 275); Антониева Сийского монаст. (ныне Арханг. Епарх. Древлехран.) XVII в. (ibid. стр. 275); Синод. б-ки № 818, XVII в.: Тр.-Серг. Лавры № 664, XVII в.; Минеи-Четьи м. Макария, за м. Сентябрь.

26

Н. И. Субботин. – Сведения о Филологе Черноризце, проповед. XVI в. Приб. к Твор. свв. оо. 1859 г., ч. XVIII, стр. 538, 526.

27

Житие преп. Иосифа, сост. неизвест. Изд. С. А. Белокурова (Чт. Общ. Ист. и Древн. 1903 г., кн. 3, стр. 14). Далее цитируем это житие по указан. изданию С. Белокурова.

28

«И беяше Иосиф во всей стране той, яко светило сиаше» (стр. 23)... «Беаху же Иосифу спостницы, пришедшии с ним от обители Пафнотиевы на место то» (стр. 31). «Сии черноризцы съглашающеся со Иосифом... и вселишася с ним на месте том» (стр. 31; сравн. 15, 20, 37).

29

«Судихом... въспомянути житие и сего черноризца... Иосифа» (стр. 14). «Радостию радующуся (князь) о моужи, яко в державе своей такова черноризца (Иосифа) стяжа» (21),.. «В монастыря внидоша, ови к отцоу Сергию, ови же к сему Иосифу пришедше постригошася» (33)...

30

Для краткости мы будем называть словами – «похвальные слова» Филолога на память прпп. Зосимы, Савватия и Михаила; и житием – «Житие пр. Иосифа Волок., составл. неизвестным».

31

Похвальные слова на память Зосимы и Савватия мы будем цитировать, как и далее, по Правосл. Соб. 1859 г., т. II и III.

32

Творения иже во свв. о. нашего Григория Богосл.Ч. 1, стр.26–36. М. 1843.

33

ibid. ч. IV, стр. 141–151.

34

Жит. стр. 22, 20. Слова: II, 229–230; III, 97, 98, 204, 213.

35

Обзор русской духовной литерат. изд. 3. Спб. 1884 г., стр. 136.

36

Древнерусские жития свв., как историч. источник. Изд. Солдатенкова. М. 1871 г., стр. 291.

37

Святая Русь. Спб.1891 г., стр. 140–141.

38

Житие св. Серапиона, архиеп. Новгородского. Св. Тр.-Серг. Лавра. 1912 г., стр. 35, 38–40.

39

«Составлено же бысть сие житие и чудеса и стихеры и каноны иноком Трифилием по благословению господина преосвященнаго Макария митрополита всея России в 21-е лето святительства его», – в сборн. XVII в. См. «Житие пр. Иосифа Волок., составл. неизвестным», изд. Белокурова. Чт. Общ. Ист. и Др. 1903 г., кн. 3, стр. IX.

40

Житие пр. Серапиона мы цитируем по сп. собр. Св.-Тр. Сер. Лавры, № 637 1677.; слово Филолога по изд. Пр. Соб. 1859 г., т. II.

41

Сведения об этом сборнике см. «Житие пр. Иосифа, составл. неизвестн.» с предисл. С. А. Белокурова. Чт. Общ. Ист. и Др. 1903, кн. 3 (206), стр. III, VI–VIII.


Источник: Иванов С.В. Кто был автором анонимного жития пр. Иосифа Волоцкого? // Богословский Вестник. 1915. Т. 3. № 9. С. 173—190.

Комментарии для сайта Cackle