Азбука веры Православная библиотека иеромонах Иоасаф (Гапонов) О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии

О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии

Источник

Содержание

1. Икона Боголюбовская Божией Матери 2. Икона Владимирская Божией Матери 3. Икона Божией Матери Максимовская 4. Образ Знамения Пресвятой Богородицы 5. Икона Шуйская-Смоленская Божией Матери 6. Икона Божией Матери Умиления, известная более под именем Корсунской 7. Икона Казанская Божией Матери 8. Икона Казанская же Божией Матери 9. Икона Рождества Пресвятой Богородицы, явленная  

 

1. Икона Боголюбовская Божией Матери

Икона эта написана, по явлению, бывшему, св. Князю Андрею Боголюбскому. В рукописном житии сего св. Князя об этом событии говорится так: когда Боголюбский шел из Вышгорода, в 1155 году, на жительство в Ростовскую область, именно на свою родину в г.Суздаль, – с ним была Греческая чудотворная икона Богоматери, сделавшаяся в последствии известной под именем Владимирской1. На одиннадцатой версте, на Восток, от г. Владимира, кони, везшие эту икону, остановились, как бы от чрезмерной тяжести, превышавшей их силы. Несколько раз переменяли других коней, но и те, при всех усилиях, не могли сдвинуть, по выражению летописца, возила2 на коем была икона. Видя таковое необычайное происшествие, Князь Андрей принужден был остановиться на поляне, окруженной, как было в то время, с трех сторон большим сосновым лесом; приказал разбить себе шатер, или походную палатку не вдалеке от спуска с горы, возле коей в то время протекала р. Клязма3. Поставив в палатке на приличном месте Греческую чудотворную икону и свои домашние образа: икону Спасителя, Богоматери, Предтечи, св. Архистратига Михаила и Архангела Гавриила, он пал на землю и молился со слезами, испрашивая у Господа Бога разрешения в своем недоумении – от чего случилась такая препона для его дальнейшего путешествия? уж не сам ли он этому причиной?... Настала полночь; все спутники Великокняжеские покоились глубоким сном; один Боголюбский бодрствовал, плакал и молился при слабом мерцании горящей лампады. Вдруг намет озарился необычайным светом!... Явилась Божия Матерь; тихо предстала пред долупреклоненным молящимся Князем и сказала, что ей неугодно, чтобы он шел в Ростовскую страну. «Остановись здесь, продолжала Богоматерь, устрой обитель и храм в память Моего Рождества. Я умолю Сына Моего и Бога, да благословит Он это место». Сказав это, Богоматерь вдруг обратилась с поднятыми руками к иконе Спасителя и произнесла следующую молитву: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой! молю Тя, да пребудет божественная благодать на людях Твоих, и светозарный луч славы Твоейя, да нисходит выну на место, Мною избранное»4.

По принесении благодарственных молений Господу Богу и Его Преблагословенной Матери за толикую неизреченную милость, Князь Андрей призвал изографа, приказал ему написать «со мнозим благоговеинством», как сказано в рукописном житии, образ Богоматери в таком виде, в каком Она соблаговолила явиться ему. Изограф написал икону и Андрей назвал ее Боголюбовскою5, по которой и самая обитель, устроенная им, названа Боголюбовскою; да и сам Князь с того времени стал именоваться Боголюбским.

Боголюбовская икона Богоматери издревле считалась чудотворною. Это видно из того, что во Владимирской епархии есть храмы, посвященные Её имени. В Московском Высокопетровском монастыре есть также соборная церковь во имя Боголюбовской иконы Божией Матери, построенная царем Петром I, в 1690 г., над гробами его предков Нарышкиных, убиенных от стрельцов6.

Боголюбовская икона ежегодно приносится во Владимир 21 мая, по следующему обстоятельству: в 1771 г. свирепствовала во многих местах России моровая язва, и особенно в Москве; из Москвы она перешла во Владимир в конце сентября того же года. Народ стал умирать в большом количестве; никакие человеческие средства и усилия не могли спасать от жестокой смерти; оставалось прибегнуть к помощи Божией и, Владимирские жители обратились с просьбою к Преосвященному Иерониму, Епископу Владимирскому, дабы чудотворная икона Боголюбовская Божией Матери принесена была во Владимир. Преосвященный позволил. Когда принесли икону и обошли с нею, 22 числа октября, вокруг города с крестным ходом, – язва прекратилась. В память такового события, по желанию граждан, оным Преосвященным установлено, в 1772 г., ежегодно приносить Боголюбовскую икону во Владимир 21 мая, где она и пребывает до 16 июня7. К 18 июня, икона возвращается в Боголюбов монастырь, потому что этого числа, в день св. мученика Леонтия, совершается празднество в честь Боголюбовской иконы, установленное самим св. Князем Андреем, но случаю основания им Боголюбовской обители в 1158 г.8

2. Икона Владимирская Божией Матери9

Икона эта одинаковой меры с подлинною10, находящеюся в Московском Успенском соборе; написана св. Митрополитом Петром в то время, как он был настоятелем в Ратском монастыре, на Волыни, где обучился и иконописи, и поднес ее Киевскому Митрополиту Максиму, при посещении им Ратской обители. Митрополит, украсив эту икону драгоценными камнями и жемчугом, имел ее постоянно при себе до самой своей кончины, постигшей его во Владимире, куда он перешел из Киева, в 1229 г., на жительство, во избежание притеснения от татар.

По смерти М. Максима, некто Игумен Геронтий, самовольно отправился из Владимира в Константинополь домогаться посвящения в первосвятительский сан на Митрополию Всероссийскую, взяв с собою святительское облачение, пастырский жезл и Владимирскую икону Богоматери.

Узнав о сем Галицкий Князь Юрий, издавна желавший учредить в своем княжении Митрополичью кафедру, убедил Ратского настоятеля Петра отравиться с его грамотой к Цареградскому Патриарху Афанасию, для посвящения в сан Митрополита. Игумен Петр прибыл в Царьград и посвящен в первосвятительский сан еще до прибытия Геронтия, который, по устроению Божию, задержан был бурною погодой на море. Геронтию в это самое время открыто было в видении, что он напрасно едет в Царьград, что на престол Митрополии Русской, возведен будет Петр, Игумен Ратский. «Геронтиеви же», говорится в «Степ. Книг.» в печали сущу (от волнения морского), «в нощи явися ему икона Пречистыя Богородицы, яже б своима рукама Петр Преподобный написал, глаголюще ему сице: всуе тружашеся, толику путеви вдался еси; не взыдет на тя великий святительский сан, его же восхитити вожделел еси; но иже Мене написавый Петр Игумен Ратский, служитель Сына Моего и Бога Мой, той возведен будет на высокий престол славныя Митрополии Русския, и престол украсит, и люди добре упасет»...11

Патриарх Афанасий, узнав о сем видении от самого Геронтия, по прибытии его в Царьград, отобрал от него святительское облачение, Митрополичий жезл и Владимирскую икону Богоматери, и вручил все это новопроизведенному Митрополиту Петру, которому он посоветовал отправиться прежде в Киев, а потом во Владимир. Так. обр., Владимирская икона Богоматери, написанная св. Петром и поднесенная им в дар Митрополиту Максиму, перешла опять в его руки. Прибыв во Владимир, он тотчас передал эту икону во Владимирский Кафедр. собор.

В начале ХVIII в., Стольник Григорий Андреевич Племянников, после осмотра низовых городов, по Царскому повелению, на возвратном пути чрез Владимир в Москву, подвергся тяжкой болезни12 – что самое принудило его на время остановиться во Владимире и изыскать средства к облегчению своей болезни. Ни какие человеческие средства не могли пособить Племянникову; оставалась одна надежда на Господа Бога, и он обратился с пламенною молитвою к Врачу душ к телес. Не имея возможности говорить, больной объяснил супруге своей знаками, чтобы из собора принесли в жилище его Владимирскую икону Богоматери. – Как только принесли икону в дом, Племянников вдруг почувствовал возможность подняться с постели. Потом преклонил колена пред иконой и молился со всем усердием в продолжении молебствия, по окончании коего, приняв несколько капель св. воды, он тотчас начал говорить с некоторым еще затруднением; но потом вскоре и совершенно выздоровел.

В знак таково благодеяния Божия, Племянников сделал в соборе значительные поправки на собственное свое иждивение и приложил большой серебряный ковш13, внутри коего, по приказанию его, вычеканена следующая надпись: «1708 года января в 15 день, сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную церковь Пречистой Богородицы Успения, Стольник Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему, за совершившееся чудо цельбы от Бога, предстательством Богоматери и святых (Владимирских) чудотворцев от смертных врат на живот возвращение»14.

Примеч. Владимирская икона Богоматери, богато украшенная, находится в соборе по левую сторону Царских врат в иконостасе; пред нею неугасимо горит огонь в сребро-вызлащенной, старинной работы, лампаде.

3. Икона Божией Матери Максимовская

Икона эта написана по видению, бывшему во сне Максиму Митрополиту, в 1299 г., что видно из следующей надписи, находящейся на сем образе: «Сей св. и чудотворный образ Пресвятой Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима Митрополита Киевскаго, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путнаго шествия в келии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и рекла: Рабе Мой Максиме! добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой. И подав ему омофор, рекла: прими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием, возбудися от сна и в келии ни кого же виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом обьят бысть на мног час, абие поведа Великому Князю Андрею (сыну св. Александра Невского), и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине; и повел князь написати сей образ тем подобием, яко же виде Максим15. Омофор же, вовремя безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончася (девался), неизвестно16.

Икона этой празднуется 18 апреля.

Примеч. Икона сия стоит по правую сторону при входе в собор, над тем местом, где погребен Митрополит Максим, скончавшийся в 1305 г. дек. 6 дня.

4. Образ Знамения Пресвятой Богородицы

Образ этот написан в 1646 г. по следующему обстоятельству: в слободке Быковке, находящейся в предместии г. Владимира, обыватель Сергий Иовлев, страдая с малолетства тяжким расслаблением, дошел, наконец, до того, что и ходить не мог. – Иовлев был круглый сирота; жил в своём доме, доставшемся ему по смерти его родителей. Сострадательные люди навещали Иовлева и оказывали ему помощь. Что же касается до его болезни; то считали ее совершенно неизлечимою. Но Иовлев великодушно переносил свои страдания. Будучи не в силах подняться на ноги, он на одре своем обращался с усердною молитвою к Богу и преимущественно поступал так в безмолвное ночное время. Молитва его была, наконец, услышана. Господь умилосердился над его страданиями. – С незапамятных времен, в слободке Быковке был храм во имя Воздвижения Честного Креста Господня; в последствии времени этот храм упразднен, и то место, где он находился, осталось в совершенном запустении. Случилось так, что дом Иовлева примыкал к этому месту. Хотя уже не было церкви, но близость места, бывшего столь важным по-своему назначению, имело сильное влияние на больного и тем более располагало его к молитвам, как к единственному утешению в его горестном положении. – Раз в ночное время Иовлев несколько успокоившись, стал было засыпать, как слышит глас говорящий ему: «попроси, пусть напишут Мой образ Знамения и поставят на том месте, где была церковь, и ты исцелеешь». Глас этот повторился больному троекратно. Иовлев сказал об этом своим знакомым; те, по-своему усердию, не замедлили написать образ Знамения Пресвятой Богородицы. Но тут встретилось недоумение: как поставить образ? Оставить его на открытом месте, хотя и освященном, казалось неприличным. Недоумение это, впрочем, разрешилось следующим образом: в то же время был другой, тяжко страдавший от болезни, посадский человек, Логгин Сапожников, живший в г. Владимире. У Сапожникова был подготовлен дубовый сруб на его домашнюю потребность. И вот сему Сапожникову последовало видение во сне, что бы он дубовую храмину свою отдал под часовню и поставил ее в слободке Быковке на том месте, где была церковь. Сапожников так и сделал. – Когда часовня была устроена, тогда внесли в нее образ Знамения Богоматери; совершили пред ним молебствие о здравии болящих Иовлева и Сапожникова, и они получили исцеление, – что случилось 1650 г. окт. 8 дня.

Слух о таком событии скоро разнесся в окрестных местах. Многие одержимые разными недугами, начали притекать к сему образу и, по вере, получали здравие. Молебствия, по просьбе больных, совершаемы были священнослужителями Владимирского Успенского собора – по той причине, что слободка Быковка, в числе прочих вотчин, принадлежала к этому собору. Но, как это сопряжено было с немалым затруднением для соборных священнослужителей, по неблизкому расстоянию слободки Быковки: то, в следствие прошения, поданного ими царю Алексию Михайловичу, повелено образ Знамения Богоматери перенесть из слободки Быковки в Собор17, где в честь сего чудотворного образа посвящен был престол в придельном храме по левую сторону, вместо Благовещенского, что ныне престол во имя св. Благоверного В.К. Андрея Боголюбского.

Примеч. Образ Знамения Пресвятыя Богородицы стоит ныне по правую сторону в соборе близь входа в теплую церковь18.

5. Икона Шуйская-Смоленская Божией Матери

Икона эта находится в Шуйском Воскресенском соборе. История ее следующая: В 1655 г. свирепствовала в г. Шуе моровая язва19. Жители находясь в страхе, молились и постились; совершали крестные ходы; многие принимали иноческий чин и делали различные благочестивые обеты. В это время один из богобоязненных прихожан церкви Воскресения Христова, предложил прочим прихожанам свой совет – написать икону Смоленскую Божией Матери – Одигитрии и поставить ее в церковь. Совет сей принят всеми прихожанами с великою радостью.

В то время в Шуе был иконописец Герасим Тиханов, известный сколько по иконному мастерству, столько же и по своей благочестивой жизни. Ему поручено было написать икону.

Писание иконы сопровождалось дивными знамениями. Начиная писать икону с рисунка, Тиханов сперва, по обыкновению, сделал ее очерк.

На другой день приступив к работе, он увидел собственное свое начертание иконы измененным и во все непохожим на рисунок: правая нога и прочее положение Младенца Иисуса, оказались не в том виде, как он начертал их. Считая такое изменение делом какого-либо случая, или ошибкою, Тиханов начертание свое исправил; но и на третий день, с недоумением и страхом, увидел он тот же самоначертанный образ Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправить его, Тиханов счел это чудом и явным действием Промысла Божия, и донес об этом начальству и гражданам. Народ услышав сие, приведен был в страх таким чудом и с благоговением прославил Бога. – Тиханову оставалось кончить икону так, как она сама начерталась20.

Икона была написана. Для принятия ее из дома иконописца, совершили крестный ход. По принесении в Воскресенскую церковь новонаписанной иконы, последовало чудо: от нее просиял необыкновенный свет; и с этой минуты язва стала прекращаться сперва в Воскресенском приходе, потом и во всем городе.

Столь явное чудо и милосердие Владычицы, возбудили в душах верующих особенное благоговение и усердие к Ее иконе. Народ начал стекаться со всех сторон, и многие одержимые разными недугами, получали исцеление.

Так прошло 11 лет после того, как икона была написана; но чудеса, происходившие от нее, не были записываемы. Уже в 1666 г. апр. 16, когда последовало исцеление бесновавшегося отрока, Якова Григорьева, Воскресенские Священники Алексий и Григорий с прихожанами, приступили к собранию и написанию всех бывших чудес от иконы, коих роспись в числе ста трех, представили Преосвященному Павлу, Митрополиту сарскому и подонскому; а Преосвященный Павел препроводил эту роспись в Патриарший разряд.

Между тем, в 1667 г., Воскресенские священники согласясь с прочим духовенством и гражданами, сами донесли об исцелении мальчика Якова Григорьева, царю Алексею Михайловичу и Патриарху Иоасафу. В следствие сего, в том же году для исследования чудес, наряжена была в Шую, по царскому повелению, особая комиссия, состоявшая из 5-ти Архимандритов, двух Игуменов и одного Протоиерея. Эта комиссия была под главным председательством Стефана, Архиепископа Суздальского и Тарусского. – При исследовании истина чудес, бывших от иконы, подтверждена свидетельством очевидцев21.

Признание этой иконы Богоматери за чудотворную, было причиною того, что приходская Воскресенская церковь переименована в соборную.

Празднество в честь этой иконы совершается 2 ноября.

Примеч. Чудотворная икона Богоматери Шуйская-Смоленская, мерою в длину аршин и 9 вершков, в ширину аршин и 4 вершка.

6. Икона Божией Матери Умиления, известная более под именем Корсунской

Икона эта находится в Суздальском Спасо-Евоимиевом монастыре, и к ней имеют особенное усердие не только жители г.Суздаля, но и приходящие из отдаленных мест.

Мерою эта икона в четверть; риза на ней вся из чистого червонного золота, украшенная камнями и жемчугом довольно крупным. Икона вставлена в небольшой киот, по краям коего искусно изображены на сребровызлащенной деке, с чернью, Господские и Богородичные праздники и 4 Евангелиста. Этот киот вставлен в другой – больший, тоже весь покрытый сребровызлащенною, чеканной работы, декою. Первый киот неизвестно когда и кем сделан. Только он весьма древний; потому что на нем изображены Евангелисты: Марк с Орлом, а Иоанн Богослов со Львом, – что было в употреблении до времен Патриарха Никона. На втором киоте есть надпись следующая: «Лета 7098 (1590 г.) милосердием Бога нашего Иисуса Христа и Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, ради многочудесной и чудотворной Ее иконы, сделан сей киот серебрян по завету и повелением Демида Ивановича Черемисинова.»

Примеч. Икона Корсунская Богоматери стоит при входе в монастырскую соборную церковь по правую сторону.

7. Икона Казанская Божией Матери

Икона эта находится в Суздальской приходской, Воскресенской церкви, что на базарной площади близь красных рядов.

История этой иконы следующая: Шартомского Николаевского монастыря, благочестивой жизни инок Иоаким, живший в XVII стол. и занимавшийся нконописанием, написал сию икону, в следствие явления ему Божией Матери во сне, по тому образцу, какой находится в Казани, и по повелению Самой Божией Матери, принес и поставил написанную им икону в Суздальской Воскресенской церкви; и сам инок Иоаким уже не возвращался в Шартомский монастырь, а жил близь этой церкви, в устроенной нарочито для него небольшой хижине, до дня своей кончины, где наконец и погребен.

В 1728 г., при копании рвов под фундамент теплой церкви, во имя этой чудотворной иконы Божией Матери, найден был гроб инока Иоакима целым и неповрежденным. Сказали об этом, в то время бывшему, Епископу Иоакиму Суздальскому. Преосвященный, будучи Суздальским уроженцем, знал по преданию, чей это гроб и кто в нем похоронен, и потому приказал, не трогая и не открывая гроба, оставить его на том же месте. Так. обр. тело благочестивого инока Иоакима, покоится под западною стеною зимней Казанской церкви, Богоматери, образ которой, он сподобился написать по откровению Свыше22.

8. Икона Казанская же Божией Матери

Икона эта находится в Вязниковском соборном храме. Обь ней в церковной записи говорится следующее: «Лета от мироздания 7132, а от Р. X. 1624 октября в 11 день, по указу Великого Государя Михаила Феодоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета Московского и всея России, Архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря Игумен Варсонофий, да соборный Протопоп со священниками и диаконами, присланы были в Вязниковскую слободу23, для свидетельства чудес от иконы Казанской Божией Матери. В 13 день октября, во время Божественной литургии, последовало от той иконы исцеление дьячку Иродиону, который умом был поврежден и внутренним недугом болезновал многие годы. Тогда же во время молебного пения получила исцеление, Владимирского уезда, Рождественского монастыря, деревни Насекиной, крестьянка Ксения Семенова, не видевшая одним оком многие годы. Пришед по обещанию ко Пресвятой Богородице помолитися и святой воды от священника прием, испивше и помазав ослепленное око, бысть здрава и виде обема очима. Означенный Архимандрит быв свидетелем сих чудес, приказал описать и прочие чудеса, бывшие от иконы «Пресвятой Богородицы»24.

С того времени эта икона признана чудотворной.

9. Икона Рождества Пресвятой Богородицы, явленная

Икона эта находится в Лукьяновой Пустыне, Александровского уезда.

В сказании, находящемся в оной пустыне, об этой иконе повествуется следующее: в 1594 г., по повелению Царя и Великого князя Феодора Иоанновича и по благословению святейшего Патриарха Иова, некто Иерей Григорий построил деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьевом, что ныне деревня. По прошествии некоторого времени, храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы, троекратно переходила из церкви и являлась в пустынном месте, отстоящем от села в трех верстах, называвшемся Богородицким и слывшем под другим именем: Псковитино Раменье, близ болота и окруженном лесом. Посоветовавшись со своими прихожанами, священник Григорий отправился в Москву, объявил Патриарху Иову о таковом дивном событии и испросил позволение перенесть церковь из села Игнатьева на то место, где являлась храмовая икона. Патриарх позволил. – Когда церковь была перенесена, то с тем вместе и священник Григорий перешел в Псковитино Раменье и жил тут до нашествия на Россию Литвы и Поляков. В это бедственное время, священник Григорий неизвестно куда скрылся; церковь же, между тем, была разграблена неприятелями и находилась долго в запустении.

В 1640 г. прибыл в Раменье из Угличской обители Препод. Лукиан инок, и нашел церковь совершенно ветхою. Иконы в иконостасе от течи попортились; остались невредимыми только две: храмовая Рождества Пресвятой Богородицы и другая запрестольная Смоленская Богоматери. Лукиан, между прочим узнал, что эта церковь находилась прежде в селе Игнатьевом и что она перенесена на пустынное место по причине явления храмовой иконы. Стал тут жить; при помощи доброхотных жертвователей соорудил новую церковь и так. обр., ради явления иконы, основал здесь обитель, называющуюся его именем – Лукьяновою Пустынею.

* * *

1

«В се лето (1155 г.), – говорит летописец, – Анд­рей, глаголемый Боголюбский, сын Юриев, пойде с Вышгорода в Суждаль… взят же с собою з церкви и чудотворную икону Пресвятой Богородицы, рукописания св. апостола Луки, яже принесенна бысть с Царяграда гостем Пирогощею», Собр. Р. Лет. 1, 148. Эта икона находится ныне в Моск. Усп. Соборе. Перенесена из Владимира в Москву при В. К. Василии Дмитриевиче, в 1395 г., пред тем самым временем, когда грозный завоеватель Тамерлан шел в Россию с тем, чтобы вконец разорить Москву. Истор. Кар. V, 86.

2

Ст. кн. 1, 298.

3

Русло этого течения и реки и теперь очень заметно. Озеро, какое находится под монастырем, – это остаток Клязмы.

4

Церковь, во имя Рождества Пресв. Богородицы, построенная В. К. Андреем Боголюбским стоит недалеко – аршинах в 4-х от спуска с горы. Казалось бы довольно опасно ставить храм близь горы, возле коей, как сказано выше, протекала р. Клязма. Не смотря, однако ж, на сие, Князь Андрей соорудил здесь храм потому единственно, что тут последовало явление Божией Матери. Престол в этом храме, можно считать тем местом, где был шатер В. Князя и где последовало самое явление.

5

Боголюбовская икона написана так. обр.: представлены те самые минуты, когда Божия Матерь, явившись Кн. Андрею, сказала, что по молитве Ея, место это будет благословенно. После этого богоматерь вдруг обратилась с поднятыми руками к Спасителю и произнесла молитву, в коей Она испрашивала, благословения на место, Ею избранное. В десной руке Богоматери представлена хартия с изображением молитвы. Сама Божия Матерь написана во есть рост, а лик Спасителя полупоясный, в облаках. Поверх образа, изображены пять домашних икон Кн. Андрея.

6

Истор. Р. Иер. 2, 567.

7

В продолжении того времени, как икона находится во Владимире, ее, обыкновенно, носят, начиная с Кафедрального собора по монастырям и по всём приходским церквам. В три раза, в воскресные дни, обходят с ней с крестным ходом части города так, что это в совокупности составляет целый обход вокруг всего города. Между тем, граждане, по своему усердию, из церквей принимают чудотворную икону в свои дома и от утра до вечера служат пред ней молебны.

8

Истор. Р. Иер. 3, 978.

9

Эта икона и следующие за ней две иконы Богоматери – Максимовская и Знамения, находятся во Владимирском Успенском Кафедр. соборе.

10

В длину 3 четверти с вершком, в ширину 2 четверти с вершком.

11

Ч. 1, стр. 452 – 16.

12

Стольник Племянников не мог ни есть, ни пить и даже язык его не входил в уста.

13

Он употребляется при больших торжественных водоосвящениях.

14

Сказание об исцелении Племянникова заимствовано из записей, находящихся во Владимирском соборе.

15

На иконе, кроме Богоматери, изображенной но весь рост, написан в малом виде Максим Митрополит, приемлющий из рук Божия Матери омофор.

16

В 1411 г. приходил во Владимир Казанский царевич Талыч с Нижегородскими воеводою Карамышевым, и произвел в городе и окрест его большие опустошения. Соборный храм был разграблен; осталось в сохранности лишь то, что успел скрыть в потаенном месте ключарь Патрикий, родом грек, – за что самое он тогда же подвергся мученической смерти от татар.

17

Указ по сему случаю состоялся І652 г. августа 5 дня. – В слободке Быковке есть и теперь небольшая деревянная часов­ня, и в ней стоить образ Знамения.

18

Сказание об этой иконе заимствовано из соборных за­писей.

19

В царствование Алексея Михайловича, эта моровая язва свирепствовала почти по всей России.

20

Начертание сие имело следующий вид: вместо обеих простертых ног у Младенца Иисуса (как видим на иконе Смоленской-Одигитрии), правая ступень Его стоить на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Спасителя; правая рука Его, держа Символ Судеб всего мира – Свиток, постав­лена локтем на правом колене так, что Свиток находится против Лика Предвечного Младенца.

21

Донесение священнослужителей и самое делопроизводство о чудесах, бывших от иконы, хранится в ризнице Шуйского Воскресенского собора.

22

Сказание об этой иконе заимствовано из «Исторического Собрания о богоспасаемом граде Суждале» Ключаря Анания. (См. стр. 189 № 11).

23

Вязниковская слобода сделана уездным городом в 1788 г.

24

Опись чудесам, бывшим в разные времена от этой иконы, находится в Вязниковской соборной церкви. Представлено более двух сот чудесных случаев.


Источник: О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии : сочинение магистра иеромонаха Иоасафа - Владимир : В Губернской тип., 1859. - 30, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle