Источник

Беседа 5

Евр.2:16–17. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям.

1. Желая показать великое снисхождение Бога и любовь, какую Он имеет к роду человеческому, Павел после того, как сказал: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр. 2:14), объясняет это место и говорит: «не Ангелов восприемлет». Не просто, говорит, выслушай сказанное и не почитай каким-нибудь обыкновенным делом того, что Он принял нашу плоть; ведь Он не удостоил этого ангелов. Потому и выражается так: «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». Что означают слова его? Не в ангельское, говорит, естество облекся Он, но в человеческое. А что значит: «восприемлет»? Не ангельское, говорит, естество принял Он, но наше. Почему же он не сказал: принял, но употребил такое выражение: «восприемлет» (έπιλαμβάνεται)? Он заимствует это выражение из примера бегущих за теми, которые уходят от них, и употребляющих все меры к тому, чтобы настигнуть убегающих и удержать удаляющихся. Так и Христос сам устремился и настигнул род человеческий, бежавший от Него и бежавший далеко, – мы ведь были, говорит (апостол), "без – Бога – были отчуждены... далеко и были безбожники в мире» (Еф. 2:12, 13). Здесь он показывает, что (Бог) сделал это единственно по снисхождению, любви и попечению об нас. Как выше, когда говорит: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14), он показывает любовь Его к роду человеческому и то, что Бог много печется о нем, так и здесь еще больше подтверждает это посредством сравнения, говоря: «не Ангелов восприемлет».

Подлинно, великое, чудное и изумительное дело, что наша плоть сидит на небесах и удостаивается поклонения от ангелов, архангелов, серафимов и херувимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и высоким предаюсь мыслям о роде человеческом, потому что вижу великие и светлые начатки и многое попечение Божие о естестве нашем. И не про­сто сказал (апостол): от людей приемлет, но, желая возвы­сить их и показать, как велик и почтенен род их, говорит: «но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям». Что значит: «во всем»? Он родился, говорит, воспитывался, возрастал, претерпел все, что следовало, и наконец умер: вот что означают слова: «во всем уподобиться братиям». Так как он много говорил о величии и высшей славе (Христа), то теперь ведёт речь о домостроительстве Его; и посмотри, с какою мудростью и силою доказывает, что Он приложил большое старание, чтобы уподобиться нам; это – знак великого Его попечения об нас. Сказав выше: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (апостол) и здесь говорит: «во всем уподобиться братиям», т.е. как бы так говорит: Тот, кто так велик, кто есть сияние славы и образ ипостаси, кто сотворил века и сидит одесную Отца, Тот восхотел и потщился сделаться нашим братом во всём, и для того оставил ангелов и горние силы, сошел к нам и принял нашу (плоть). И смотри, сколько Он доставил благ: разрушил смерть, освободил нас от власти диавола, избавил от рабства, почтил своим братством, и не только удостоил братства, но и других бесчисленных (благодеяний), – Он восхотел быть нашим первосвященником пред Отцом: «чтобы быть милостивым, – продолжает (апостол), – и верным первосвященником пред Богом». Он принял, говорит, плоть нашу единственно по человеколюбию, для того, чтобы помиловать нас. Нет другой причины такого домостроительства Его, кроме одной этой; Он видел, что мы повержены на землю, погибаем и подвергаемся насилию смерти, и умилосердился. «Для, – говорит, – умилостивления за грехи народа». Что значит: »верным"? Истинный, сильный, потому что один только Сын есть вер­ный первосвященник, могущий избавить от грехов тех, которых Он первосвященник. Потому, чтобы принести жертву, которая могла бы очистить нас, Он сделался человеком. «Пред Богом» – присовокупляет (апостол), т.е. в отношении к Богу. Мы были, говорит, враждебны Богу, были осу­ждены, преданы бесчестию; не было никого, кто бы принес за нас жертву; Он видел нас в таком состоянии и умило­сердился, не только доставив нам первосвященника, но сделавшись сам первосвященником верным. Потом (апостол) показывает, как Он верен, продолжая: «для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:17, 18).

2. Это, по-видимому, весьма уничиженно, смиренно и недо­стойно Бога. «Ибо, как Сам, – говорит, – Он претерпел». Здесь он говорит о воплотившемся. Может быть, это говорится и для успокоения слушателей, и во внимание к их немощи. Смысл слов его следующий: (Христос), пришедши, самым делом испытал то, что мы терпим; теперь Ему не безызвестны страдания наши; он знает не только как Бог, но и как человек, познавши и испытавшей самим делом; Он много пострадал, потому может и нам сострадать. Хотя Бог бесстрастен, но здесь (апостол) говорит о воплощении, и как бы так сказал: самая плоть Христова претерпела много страданий; Он знает, что такое страдание, знает, что такое искушение, и знает не меньше нас страждущих, потому что Он сам страдал. Что же значит: «может и искушаемым помочь»? Иначе сказать: Он с великою готовностью подаст руку помощи, бу­дет сострадателен. Так как (евреи) думали иметь большое преимущество пред (верующими) из язычников, то (апостол) внушает, что они имеют преимущество в том, чем Бог нисколько не унизил и (верующих) из язычников. Чем же именно? Тем, что от них спасение, что наперед к ним Он пришел, что от них принял плоть. «Не Ангелов восприемлет Он, – говорит, – но восприемлет семя Авраамово». Этим он и воздает честь патриаpxy, и показывает, что значит семя Авраамово, – напоминает им об обетовании, данном Аврааму в следующих словах: «ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:15), намекая несколько и на близость (их к Нему) в том, что все произошли от одного. Но так как эта близость была незначительна, то он опять переходит к тому же (предмету), останавливается на домостроительстве Его во плоти и говорит: «для умилостивления за грехи народа». Самое желание – сделаться человеком есть уже знак великого попечения и великой любви, а теперь не только это, но и бессмертные блага дарованы нам от Него: «для, – говорит, – умилостивления за грехи народа». Почему он не сказал: (грехи) вселенной, но: »народа" (του λαού), тогда как поистине Он взял на себя грехи всех нас? Потому, что (апостол) пока ведет речь о них (евреях), как и ангел говорил Иосифу: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Этому и следовало наперед совер­шиться, и для того Он пришел, чтобы спасти их, а потом чрез них и тех (язычников), хотя случилось напротив. Об этом и (другие) апостолы в самом начали говорили: «к вам первым послал Его благословить вас» (Деян. 3:26); и еще: «вам послано слово спасения сего» (Деян. 13:26). Так и здесь (апо­стол) показывает благородство Иудеев, когда говорит: «для умилостивления за грехи народа».

Так он теперь говорит. А что (Христос) отпускает грехи всех, это сам Он объяснил как при исцелении расслабленного, когда сказал: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5), так и в заповеди о крещении: «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Когда Павел начал речь о плоти, то потом говорит (о Нем) все уничиженное, нисколько не опасаясь; смотри именно, что говорит он далее: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему4 Его, как и Моисей во всем доме Его» (Евр. 3:1–2). Намереваясь изобразить преимущества Его сравнительно с Моисеем, (апостол) ведет речь о законе касательно священства, потому что о Моисее все имели высокое мнение. И (здесь) он уже предуказывает семена этого преиму­щества; но начинает с плоти, а потом переходит к боже­ству, в отношении которого не могло быть сравнения. Начиная сравнивать их по плоти, он говорит: «как и Моисей во всем доме Его». Не вдруг доказывает преимущество (Христа пред Моисеем), – чтобы слушатели не отшатнулись и тотчас же не заткнули ушей, – потому что, хотя они были верующие, но в душе своей еще много были преданы Моисею. «Который верен, – говорит, – Сотворившему Его». Что «сотворившему»? Посланника и первосвя­щенника. Не о существе говорит он здесь, и не о божестве, но пока о преимуществах человеческих. «Как и Моисей во всем доме Его», т.е. в народе, или в храме. А употребляет это выражение – «во всем доме Его» – так, как иной выразился бы о домашних. Моисей был в народе, как попечитель и распоря­дитель в доме. Что здесь домом он называет народ, видно из прибавления: «дом же Его – мы» (Евр.3:6), т.е. мы – создание Его. Затем (показывает) преимущество: «Он достоин тем большей славы пред Моисеем»; и опять (говорит) о плоти: «чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его» (Евр. 3:3).

3. И сам (Моисей), говорит, был из этого дома. Не сказал: он был раб, а тот – Владыка, но прикровенно выразил это. Если домом был народ, а сам (Моисей) был из народа, то следует, что он был из этого дома; так и мы обыкновенно говорим: такой-то происходит из такого-то дома. Здесь под домом (апостол) не разумеет храма, потому что не Бог создал его, но люди, а «устроивший его», т.е. Моисея, есть Бог. Смотри, как он прикровенно показывает превос­ходство (Христа пред Моисеем): «верен, – говорит, – во всем доме Его», между тем как сам он был из этого дома, т.е. из народа. Большую имеет честь пред произведениями художник их, равно как и пред домом – устроивший его. «А устроивший все есть Бог» (Евр. 3:4). Видишь, что не о храме гово­рит, но о всем народе? «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр. 3:5). Вот и другое преимущество Сына пред рабами! Видишь опять, как он указывает на близость (Христа к Богу-Отцу) наименованием Сына? «Христос – как Сын в доме Его» (Евр. 3:6). Замечаешь, как он отличает создание и Создателя, раба и Сына? Этот входит в отеческий дом, как Владыка, а тот, как раб. «Дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6). Здесь опять убеждает их стоять мужественно и не падать; мы будем, говорит, домом Божиим, подобно Моисею, если только упование и надежду, которою хвалимся, твердо сохраним до конца; а кто скорбит в искушениях и падает, тот не может хвалиться; кто стыдится и скрывается, тот не имеет дерзновения; кто печалится, тот недостоин похвалы. Вместе с тем и хвалит их, когда говорит: «если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца», выражая, что они начали (иметь дерзновение и упование); только нужно (сохранить) до конца, и не просто стоять, но содержать твердую надежду с несомненною верою, не колеблясь искушениями. Не удивляйся, что (о Христе) сказано нечто человеческое в словах: «быв искушен» (Евр. 2:18). Если об Отце, который не воплощался, в Писании говорится: «Господь с небес призрел на сынов человеческих» т.е. обстоятельно рассмотреть все (Псал. 13:2), и еще: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:21), и еще: «Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей» (Иер. 44:22), где священное Писание выражает величие гнева Божия, – то тем более о Христе, который пострадал во плоти, может быть ска­зано то, что свойственно человеку. Так как многие люди считают опыт самым верным средством к познанию, то (апостол) хочет показать, что (Христос), который сам постра­дал, знает, что терпит природа человеческая. «Итак, – гово­рит, – братия святые». Слово: »итак" – употребляет вместо: поэтому. «Участники в небесном звании».

Итак, не ищите ничего здесь, если вы призваны туда, – потому что там награда, там воздаяние. Что же далее? «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его». Что значит: «Который верен Поставившему Его»? Т.е. пекущегося, предстательствующего за своих и не допускающего им колебаться каким – нибудь образом. «…Как и Моисей во всем доме Его». Т.е. познайте, кто и каков первосвященник наш, и вы не будете иметь нужды в другом утешении или ободрении. Называет Его посланником потому, что Он был послан (от Бога-Отца); называет первосвященником исповедания нашего, т.е. веры. Хорошо сказано: «как и Моисей»; как тому был верен народ, так и Ему – предводи­тельство народом, хотя высшее и в делах высших. Моисей был слуга, а Христос – Сын; тот имел попечение о (людях) чуждых, а этот – о своих. «Для засвидетельствования того, что надлежало возвестить». Что говоришь ты? Неужели Бог принимает свидетельство от человека? Конечно, так. Если Он призывает во свидетели небо, землю и холмы, когда говорит чрез пророка: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1:2); и еще: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим» (Мих. 6:2), – то тем более – людей. Что значит: «для засвидетельствования»? Чтобы свидетельствовать, когда они сделаются бесстыдными: «Христос – как Сын в доме Его». Тот имел попечение о (людях) чуждых, а этот – о своих. «И упование, которым хвалимся». Хорошо сказано: «упование», – потому что все блага были еще в надежде; но эту надежду нужно сохранять так, чтобы хвалиться, как бы действительностью. Потому (апостол) говорит: «упование, которым хвалимся», и присовокупляет: «твердо сохраним до конца», – так как мы – «спасены в надежде» (Рим. 8:24). Если же мы спасаемся в надежде и ожидаем в терпении, то мы не должны скорбеть о благах настоящих и беспокоиться о тех, которые обещаны в будущем, так как «Надежда же, когда видит, не есть надежда» (Рим. 8:24). Если, говорит, эти блага велики, то мы не можем получить их здесь, в настоящей кратковременной жизни. Но для чего же (Бог) и предсказал нам об них, если не хотел даровать их нам здесь? Для того, чтобы обещанием привлечь наши души, чтобы надеждою укрепить наше усердие, чтобы ободрить и возвысить наше сердце. С такою именно целью сделано все это.

4. Итак, не будем смущаться; пусть никто не сетует, видя порочных людей благоденствующими. Здесь нет воздаяния ни пороку, ни добродетели; а если иногда и бывает (воздаяние) пороку и добродетели, то не по достоинству их, но слегка, как бы в предвкушении суда, чтобы неверующие воскресению образумились здесь хотя таким образом. Потому, когда мы увидим порочного богатым, не будем падать духом; когда увидим добродетельного страждущим, не будем сму­щаться, – потому что там венцы, там и наказания. При том нет такого порочного человека, который был бы совершенно порочным, но и в нем бывает нечто доброе; равно нет и такого добродетельного, который был бы совершенно добродетельным, но и у него бывают некоторые прегрешения. Итак, когда порочный благоденствует, то знай, что это – к погибели собственной головы его; он здесь наслаждается этим для того, чтобы, получив здесь воздаяние за свое малое добро, подверг­нуться там полному наказанию. Тем более блажен тот, кто, получая наказание здесь, чтобы отдать долг за все грехи свои, отходит отсюда оправданным, чистым и неповинным. Этому поучает нас Павел, когда говорит: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:30), и еще: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5). И пророк говорит: «ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:2), также Давид: «Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня …и прости все грехи мои» (Пс. 24:19, 18); и еще иной: «Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис. 26:12). Все это доказывает, что добродетельные получают здесь наказания за грехи свои. А где (говорится), что порочные получают здесь добро, чтобы там подвергнуться полному наказанию? Послушай Авраама, который говорит бога­тому: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» (Лук. 16:25). Какое «доброе»? Употребляя выражение: «восприял еси», а не: «приял еси»5, он показывает, что оба они получали по заслугам, один благоденствие, а другой бедствия, и говорит: «ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

Итак, не будем скорбеть, когда видим здесь грешников благоденствующими, и когда сами страждем, будем радоваться, потому что это изглаживает наши грехи. Не будем искать спокойствия, потому что Христос возвестил скорби ученикам своим, и Павел говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). Никто из мужественных борцов во время борьбы не ищет бань и трапезы, обильной яствами и вином; это свойственно не ратоборцу, а человеку изнеженному; ратоборец терпит пыль, (умащение) елеем, жар солнца, многий пот, скорби и тяжесть подвигов. Таково – время борьбы, и, следова­тельно, получения ран, пролития крови и скорбей. Послушай, что говорит блаженный Павел: «бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1Кор. 9:26). Будем считать всю жизнь предназна­ченною для подвигов, не станем никогда искать отдохновения, не станем смотреть на страдания, как на нечто чуждое, по­тому что и ратоборец, когда он совершает подвиги, не считает этого чуждым для себя. Для успокоения будет другое время; достигать совершенства нам следует посредством скор­бей. Если и нет ни гонения, ни притеснения, то есть другие скорби, которые случаются с нами ежедневно; если мы не переносим последних, то едва ли перенесли бы первые. «Вас постигло искушение не иное, – говорит (апостол), – как человеческое» (1Кор. 10:13). Будем же молиться Богу, чтобы не впасть в искушение, а когда впадем, то будем переносить мужественно. Людям благоразумным свойственно – не подвергать себя опасностям; а мужественным и любомудрым свойственно – стоять твердо, подвергшись опасностям. Потому не будем подвергать себя (опасностям) без нужды, потому что это – знак дерзости; а когда нас вынуждают и когда требуют обстоятельства, не будем уклоняться, потому что это – знак робости; если нас призывает (евангельская) проповедь, то не будем отказываться; просто, без причины без нужды и без пользы для благочестия, не будем стремиться, потому что это – хвастовство и пустое тщеславие; а если случится что-нибудь вредное для благочестия, то не будем никогда отказываться, хотя бы надлежало претер­петь тысячи смертей. Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию, – зачем навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы?

5. Говорю это из желания, чтобы вы соблюдали заповеди Христа, который повелевает молиться, чтобы не впасть в искушение, и вместе повелевает, взяв крест, последовать Ему. Эти (заповеди) не противоречат одна другой, но весьма со­гласны между собою. Итак, настрой себя, как храбрый воин, будь всегда с оружием, бодрствуй, трезвись, постоянно ожидай врага; впрочем, сам не производи браней, потому что это свой­ственно не воину, а бунтовщику. Когда призывает труба благочестия, то немедленно выходи, не жалей души, выступай с ве­ликою готовностью на подвиги, ниспровергай ряды противников, сокрушай лицо диавола, воздвигай трофей (победы); а когда благочестие не терпит никакого вреда, когда никто не искажает наших догматов, – разумею касающихся души, – и когда ничто не принуждает делать неугодное Богу, то не будь слишком рьян. Жизнь христианина должна быть полна крови, но не в смысле пролития чужой крови, а готовности – пролить собствен­ную. Потому будем проливать собственную кровь, когда это нужно за Христа, с таким усердием, как будто бы мы про­ливали воду, – кровь и есть вода, протекающая в теле, – и свер­гать с себя плоть с такою готовностью, как будто бы мы сни­мали одежду. А это случится тогда, когда мы не будем при­вязываться к имуществу и к жилищам, когда не будем увлекаться пристрастием к (благам) настоящим. Если посвятившие себя военной жизни отказываются от всего и, куда при­зывает война, туда и отправляются, путешествуют и с охо­тою терпят все, то тем более нам, воинам Христовым, на­добно быть так же готовыми и так же выходить на войну со страстями. Нет ныне гонения, и дай Бог, чтобы никогда не было; но есть другая брань, брань против любостяжания, против зависти и прочих страстей. Описывая эту брань, Павел говорит: «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6:12). Эта брань предстоит всегда; потому он желает, чтобы мы были всегда вооруженными: «Итак станьте, – говорит, – препоясав чресла ваши», – что может относиться и к настоящему времени, – и внушает, что нужно быть всегда вооруженными. Велика брань против языка, велика против очей, велика против пожеланий: будем удер­живать их. Вот почему он с этого и начинает вооружать воина Христова: «Итак станьте, – говорит, – препоясав чресла ваши – и прибавляет: истиною« (Еф. 6:14). Почему – »истиною"? Потому что пожелание есть обман и ложь, как и Давид сказал в одном месте: «ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей» (Пс. 37:8). Оно не составляет удовольствия, но только тень удовольствия. Поэтому, говорит, «препоясав чресла ваши истиною», т.е. истин­ным удовольствием, целомудрием, честностью.

Он знал наглость греха, и потому увещевает ограждать все наши члены. «Не может быть – говорит (Премудрый), – оправдан несправедливый гнев» (Сир. 1:22); и потому (апостол) заповедует нам ограждаться бронею и щитом. Гнев есть зверь, скоро нападающий на нас, и нужно нам много оград и оплотов, чтобы задержать его и преодолеть. Потому-то у нас преиму­щественно эту часть (грудь) Бог устроил из костей как бы из каких камней, положив ему преграду, чтобы он (гнев) когда-нибудь не расторгнул и, расторгнув, не погубил легко всего человека. Он есть огонь и великая буря, так что дру­гой член (тела) не вынес бы его нападения. И врачи говорят, что для того под сердце подложены легкие, чтобы сердце, уда­ряясь об эти мягкие части, как бы об губку, могло успокаиваться, – чтобы оно, ударяясь в твердую и жесткую, грудь, не повредилось от частых потрясений. Потому нам нужна крепкая броня, чтобы всегда удерживать этого зверя в спокойствии. Нужен нам и шлем на главу, потому что в ней пребывает разум, и от ней можно и спастись, если она будет делать должное, можно и погибнуть, если – недолжное; поэтому (апо­стол) и говорит: «и шлем спасения» (Еф. 6:17). Мозг по природе своей мягок; потому он и покрыт сверху теменем, как бы какою черепицею; он бывает у нас виновником всего доброго и злого, смотря по тому, признает ли должное или недолжное. Также и ноги и руки наши имеют нужду в оружии, – не эти руки и не эти ноги, а тоже душевные, – чтобы одни исполняли должное, а другие шли, куда следует. Итак, вооружим себя таким образом, и мы будем в состоянии преодолеть врагов и украситься венцом победы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки веры»

4

В оригинале и в славянском тексте стоит «Сотворившему Его» (ποιησαντι αυτόν). – и.Н.

5

В оригинале и в славянском тексте здесь присутствуют оттенки смысла. «Восприял» – т.е. получил через кого-то (или за что-то), а «приял» – просто получил.


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 1, Толкование на послание к евреям, с. 5-275.

Комментарии для сайта Cackle